Сорок девятый хадис
«Нам рассказал Аффан… от аль-Хариса аль-Ашъари, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ أَمَرَ يَحْيَى بْنَ زَكَرِيَّا عَلَيْهِمَا السَّلَامُ بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ يَعْمَلَ بِهِنَّ وَأَنْ يَأْمُرَ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنْ يَعْمَلُوا بِهِنَّ وَكَادَ أَنْ يُبْطِئَ فَقَالَ لَهُ عِيسَى إِنَّكَ قَدْ أُمِرْتَ بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ تَعْمَلَ بِهِنَّ وَتَأْمُرَ بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنْ يَعْمَلُوا بِهِنَّ فَإِمَّا أَنْ تَبَلِّغَهُنَّ وَإِمَّا أَنْ أُبَلِغَهُنَّ فَقَالَ يَا أَخِي إِنِّي أَخْشَى إِنْ سَبَقْتَنِي أَنْ أُعَذَّبَ أَوْ يُخْسَفَ بِي قالَ فَجَمَعَ يَحْيَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي بَيْتِ الْمَقْدِسِ حَتَّى امْتَلأَ الْمَسْجِدُ فَقُعِدَ عَلَى الشُّرَفِ فَحَمِدَ اللَّهَ وَأَثْنَى عَلَيْهِ ثُمَّ قَالَ إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ أَمَرَنِي بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ أَعْمَلَ بِهِنَّ وَآمُرَكُمْ أَنْ تَعْمَلُوا بِهِنَّ أَوَّلُهُنَّ أَنْ تَعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ مَثَلُ رَجُلٍ اشْتَرَى عَبْدًا مِنْ خَالِصِ مَالِهِ بِوَرِقٍ أَوْ ذَهَبٍ فَجَعَلَ يَعْمَلُ وَيُؤَدِّي غَلَّتَهُ إِلَى غَيْرِ سَيِّدِهِ فَأَيُّكُمْ سَرَّهُ أَنْ يَكُونَ عَبْدُهُ كَذَلِكَ وَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ خَلَقَكُمْ وَرَزَقَكُمْ فَاعْبُدُوهُ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا آمَرَكُمْ بِالصَّلَاةِ فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ يَنْصِبُ وَجْهَهُ لِوَجْهِ عَبْدِهِ مَا لَمْ يَلْتَفِتْ فَإِذَا صَلَّيْتُمْ فَلَا تَلْتَفِتُوا وَآمُرُكُمْ بِالصِّيَامِ فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ مَعَهُ صُرَّةٌ مِنْ مِسْكٌ فِي عِصَابَةٍ كُلُّهُمْ يَجِدُ رِيحَ الْمِسْكِ وَإِنَّ خُلُوفَ فَمِ الصَّائِمِ عِنْدَ اللَّهِ أَطْيَبُ مِنْ رِيحِ الْمِسْكِ وَآمُرُكُمْ بِالصَّدَقَةِ فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ أَسَرَهُ الْعَدُوُّ فَشَدُّوا يَدَيْهِ إِلَى عُنُقِهِ وَقَدَّمُوهُ لِيَضْرِبُوا عُنُقَهُ فَقَالَ هَلْ لَكُمْ أَنْ أَفْتَدِيَ نَفْسِي مِنْكُمْ فَجَعَلَ يَفْتَدِى نَفْسَهُ مِنْهُمْ بِالْقَلِيلِ وَالْكَثِيرِ حَتَّى فَكَّ نَفْسَهُ وَآمُرُكُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ كَثِيرًا وَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ طَلَبَهُ الْعَدُوُّ سِرَاعًا فِي أَثَرِهِ فَأَتَى حِصْنًا حَصِينًا فَتَحَّصَنَ فِيهِ وَإِنَّ الْعَبْدَ أَحْصَنُ مَا يَكُونُ مِنَ الشَّيْطَانِ إِذَا كَانَ فِي ذِكْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ بِالْجَمَاعَةِ وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَالْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَإِنَّهُ مَنْ خَرَجَ مِنَ الْجَمَاعَةِ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الإِسْلَامِ مِنْ عُنُقِهِ إِلَّا أَنْ يَرْجِعَ وَمَنْ دَعَى بِدَعْوَى الْجَاهِلِيَّةِ فَهُوَ مِنْ جُثَاءِ جَهَنَّمَ وَآمُرُكُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ كَثِيرًا وَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ طَلَبَهُ الْعَدُوُّ سِرَاعًا فِي أَثَرِهِ فَأَتَى حِصْنًا حَصِينًا فَتَحَّصَنَ فِيهِ وَإِنَّ الْعَبْدَ أَحْصَنُ مَا يَكُونُ مِنَ الشَّيْطَانِ إِذَا كَانَ فِي ذِكْرِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ قَالَ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا آمُرُكُمْ بِخَمْسٍ اللَّهُ أَمَرَنِي بِهِنَّ بِالْجَمَاعَةِ وَالسَّمْعِ وَالطَّاعَةِ وَالْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَإِنَّهُ مَنْ خَرَجَ مِنَ الْجَمَاعَةِ قِيدَ شِبْرٍ فَقَدْ خَلَعَ رِبْقَةَ الإِسْلَامِ مِنْ عُنُقِهِ إِلَّا أَنْ يَرْجِعَ وَمَنْ دَعَى بِدَعْوَى الْجَاهِلِيَّةِ فَهُوَ مِنْ جُثَاءِ جَهَنَّمَ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَإِنْ صَامَ وَإِنْ صَلَّى قَالَ وَإِنْ صَامَ وَإِنْ صَلَّى وَزَعَمَ أَنَّهُ مُسْلِمٌ فَادْعُوا المُسْلِمِينَ بِأَسْمَائِهِمْ بما سماهم اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ المُسْلِمِينَ المُؤْمِنينَ عِبادَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ
«Всемогущий Великий Аллах повелел Яхъе сыну Закарии (а.с.) руководствоваться пятью вещами, а также приказать руководствоваться ими Бану Исраиль. Однако он стал тянуть с этим, и тогда Иса (а.с) сказал ему: «Тебе было приказано руководствоваться пятью вещами и приказать руководствоваться ими Бану Исраиль. Поэтому либо ты сообщишь о них [Бану Исраиль], либо это сделаю я!». На что Яхъя (а.с.) сказал: «О мой брат! Я боюсь, что если ты сделаешь это, то я буду наказан или [земля] проглотит меня». После этого Яхья (а.с) собрал Бану Исраиль в мечети аль-Акса, она заполнилась [людьми] настолько, что [остальным] пришлось сидеть на террасе. Яхъя (а.с) сначала восхвалил и воздал хвалу Аллаху, а затем сказал следующее: «Всемогущий Великий Аллах приказал мне руководствоваться пятью вещами и приказал вам поступить так же:
1) Вы должны поклоняться единому Аллаху и не приобщать к Нему никого! Того, кто совершает многобожие, можно сравнить с тем, кто купил раба на своё золото и серебро, а этот раб стал работать и отдавать заработанное не своему господину. Кто бы из вас был доволен, если бы его раб оказался таким?! Всемогущий Великий Аллах создал вас и наделил вас уделом, так поклоняйтесь Ему и не приобщайте к Нему никого!
2) Всемогущий Великий Аллах повелел вам совершать намаз. Аллах обращён к совершающему намаз, пока он не начинает смотреть по сторонам [во время намаза]. Поэтому, когда вы будете совершать намаз, то не смотрите по сторонам.
3) Всемогущий Великий Аллах повелел вам соблюдать пост. Соблюдение поста подобно тому, кто находится в группе людей, имея с собой мешочек с благовонием, запах которого наслаждает остальных. Но запах [изо рта] постящегося лучше перед Аллахом, чем запах данного миска!
4) Всемогущий Великий Аллах повелел вам давать садака. Давать садака подобно человеку, которого враг взял в плен, привязал его руки к шее и повёл к месту казни, а он говорит врагу: «Могу ли я откупиться от вас?». И он стал выкупать себя у врага малым и большим [т.е. всем, чем можно], и так продолжалось, пока он не выкупил себя.
5) Всемогущий Великий Аллах повелел вам поминать Его часто, ибо поминание Аллаха подобно неприступной крепости, в которой человек укрывается от своего врага. И в наибольшей защите от шайтана находится раб Аллаха в тот момент, когда он поминает Всемогущего Великого Аллаха!».
После этого Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я повелеваю вам выполнять пять вещей, которые повелел мне исполнить Аллах:
1) Быть с общиной [1], слушаться и повиноваться, совершать хиджру [2], вести джихад на пути Аллаха. А кто отойдёт от общины хотя бы на пядь, тот снял со своей шеи петлю [3] Ислама, если только не вернётся обратно. А тот, кто будет призывать призывом джахилии [4], тот будет из числа тех, кто войдёт в Ад на коленях [5]». Люди спросили: «Даже если человек будет поститься и совершать намаз?», — на что Посланник ﷺ сказал: «Даже если человек будет поститься, совершать намаз и утверждать, что он — мусульманин. Поэтому называйте себя так, как назвал вас Аллах: мусульманами, верующими, рабами Всемогущего Великого Аллаха [6]». [7]
Хадис указывает на крайнюю необходимость находиться на стороне общины мусульман, т.е. придерживаться Исламского Государства, где есть амир мусульман, который правит на основе Корана и Сунны. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Нет Ислама без общины. Нет общины без власти. Нет власти без подчинения. Кто станет правителем, обладая пониманием религии, то это станет жизнью как для него, так и для других. Кто станет правителем, не обладая пониманием религии, то это обернётся погибелью как для него, так и для других». [8]
Также Посланник Аллаха ﷺ приказывает нам совершить хиджру из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям. Если же Дар уль-Ислям не существует, тогда на нас ложится обязанность по его установлению, поскольку шариатское правило гласит:
مَا لَا يَتِمُّ الْوَاجِبُ إِلَّا بِهِ فَهُوَ وَاجِبٌ
«То, без чего не осуществляется ваджиб, само является ваджибом». Всевышний Аллах говорит:
أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью из вашего числа» (4:59).
Данный аят приказывает мусульманам полностью подчиниться Аллаху, Посланнику ﷺ и халифам. Подчинение халифам продолжается до тех пор, пока они подчиняются Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Это говорит о том, что Аллах приказывает подчиняться тому, кто должен быть, а не тому, кто может отсутствовать. В случае, когда халифа лишают власти и упраздняют его правление, как это сделали колонизаторы и их агенты с последним османским халифом, на мусульман ложится обязанность снова избрать халифа. Ведь халиф избирается для того, чтобы мы могли выполнить приказ Аллаха, касающийся подчинения как халифу, так и другим власть имущим. Также халиф избирается для того, чтобы претворялись законы Шариата в вопросах защиты чести, имущества, жизни, разума, религии, чтобы претворялась система наказаний. Претворение системы наказаний гарантирует защиту гражданам Исламского Государства, защиту их прав, а также безопасность. Более того, претворение системы наказаний несёт в себе две вещи: прощение греха в этом мире и сдерживание других от совершения греха в будущем. Ведь система наказаний ниспослана Творцом этого мира, Который знает, что делает человека счастливым, а что несчастным.
Благородный хадис также указывает на ведение джихада на пути Аллаха, который является вершиной Ислама, а также шариатским методом в несении призыва всему человечеству. Джихад является основой во внешней политике Исламского Государства. Все мы видели, что произошло с нами после того, как в конце существования Османского Халифата джихад был оставлен. После оставления джихада неверные государства смогли разрушить Османский Халифат, отделить Ислам от государства, политики и жизни общества. После чего Байт уль-Макдис (Иерусалим) и мечеть аль-Акса были переданы в лапы сионистов, а остальные мусульманские земли были поделены англичанами и французами на Палестину, Иорданию, Ливан, Сирию, Египет, Судан и другие страны. Далее была агрессия в отношении Ислама, мусульман и их чести в таких регионах, как Косово, Ирак, Афганистан, Чечня, Узбекистан, Бирма, Восточный Туркестан, Центральная Африка, Сирия… Череда этих трагедий продолжается и по сей день. С дозволения Аллаха, в скором времени мы положим конец этому после того, как изберём Имама, который будет щитом, за которым сражаются и которым защищаются. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا تَرَكَ قَوْمٌ الْجِهَادَ إِلَّا ذَلُّوا
«Народ, оставивший джихад, будет унижен». [9]
Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.
[1] Подразумевается община мусульман и их Имам.
[2] Подразумевается переселение из Дар уль-куфр в Дар уль-Ислям, т.е. переселение из государства, где власть и обеспечение безопасности находятся в руках неверных, в государство, где власть и обеспечение безопасности находятся в руках мусульман.
[3] Выражение « رِبْقَةَ » (петля) в арабском толковом словаре «Лисан аль-араб» упоминается как петля верёвки, которую делают на шее или ногах домашнего скота, чтобы он не убежал. В данном хадисе выражение « رِبْقَةَ الإِسْلَامِ » используется в качестве метафоры (аль-истиара) для указания на законы Ислама. Смысл хадиса заключается в том, что если человек отделится от общины мусульман и их Имама, то он словно покинул защищающую его крепость и оставил следование законам Аллаха.
[4] Здесь подразумевается гордость чем-либо, но не Исламом, т.е. такими вещами, как национализм, патриотизм, баасизм, демократия и т.п. Кто гордится подобным, тот войдёт в Ад на коленях. Да убережёт Аллах нас от этого! И это несмотря на то, что такой человек будет совершать намаз, держать пост и заявлять, что он — мусульманин.
[5] Абу Убайд сказал, что здесь можно истолковать двумя значениями: войдёт в Ад на коленях; будет из числа обитателей Ада.
[6] Посланник Аллаха ﷺ приказал нам выстраивать отношения друг с другом на основе исламской акыды, т.е. быть в отношениях мусульманами, верующими, рабами Аллаха, а не строить их (отношения) на принципах политических границ, которые были установлены между нами руками Запада. Другими словами, мы не должны выстраивать отношения друг с другом на основе национального окраса квазигосударств, т.е. на основе деления на палестинцев, иорданцев, ливанцев, тунисцев, марокканцев, турок… Также мы не должны выстраивать отношения друг с другом на основе этноконфессиональной принадлежности (сунниты, шииты) или на основе ярлыков, которые сегодня навешала Америка: террористы, экстремисты, умеренные мусульмане, либеральные мусульмане... Выстраивание отношений на основе подобных вещей запрещено Аллахом, ведь эти вещи используются колонизатором для разделения мусульман, чтобы мусульмане не оставались друг для друга любящими братьями, которых объединяют единые узы единобожия. В соответствии с приказом Аллаха и Его Посланника ﷺ является ваджибом в своих отношениях быть мусульманами, верующими, рабами Аллаха.
[7] Ахмад. В книге «Маджма аз-заваид» говорится, что передатчики этого хадиса заслуживают доверия, также они являются передатчиками «Сахиха», кроме Али ибн Исхака ас-Сулями, хотя и он заслуживает доверия. Аль-Арнаут подтвердил достоверность хадиса.