03
Пт, мая

Запрещено избирать женщину на пост халифа

Хадис
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Шестнадцатый хадис

«Нам рассказал Усман ибн аль-Хайсами… от Абу Бакрата (р.а.):

لَمَّا بَلَغَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّ أَهْلَ فَارِسَ قَدْ مَلَّكُوا عَلَيْهَا بِنْتَ كِسْرَى قَالَ‏ لَنْ يُفْلِحَ قَوْمٌ وَلَّوْا أَمْرَهُمُ امْرَأَةً

«Когда до Посланника Аллаха дошла весть о том, что персы провозгласили своим королём дочь Хосрова, он сказал: «Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший дело правления на женщину». [1]

Хадис ясно указывает на запрет избрания женщины в качестве правителя. Это значит, что любая деятельность, связанная с деятельностью халифа, муавина [2], валия [3], верховного кадия (кади аль-кудат), кади-мазалима [4], амила [5], будет запрещена для женщины.

Сообщение Посланника ﷺ о том, что не достигнут успеха те, кто возлагает правление на женщину, означает запрет на её назначение правителем, так как это — одна из форм требования. В силу того, что сообщение содержит в себе порицание и отрицания достижения успеха теми, кто возлагает дела правления на женщину, является кариной решительного (джазим) запрета. В хадисе используется слово «وَلَّوْا», его масдаром [6] будет слово «وِلَايَةٌ» (вилаят). В хадисе слово «وَلَّوْا» указывает на правление.

Причина этого заключается в том, что если слово «أَمْرٌ» (дело) приходит в сочетании с глаголом «وَلَّى» или его производными, такими как «вали», «вилаят», то оно будет определять, в каком значении приходят данные слова. Этим значением будут правление и власть. А значит, речь будет идти о запрете выбора женщины на пост правителя. Отсюда одним из условий правителя будет то, что он должен быть мужчиной. Неправильно говорить, что упомянутый случай касается лишь дочери Хосроя, поскольку суть заключается в обобщённости выражения, а не в обособленности причины.

Что необходимо почерпнуть из всего сказанного:

Запрещено женщинам занимать какой-либо пост в правлении или пост халифа, поскольку имеется прямой запрет Посланника Аллаха ﷺ на это. Однако такое положение не означает принижение статуса женщины, как это пытаются преподнести сегодня секуляристы, модернисты и либералы. Женщина в Исламе — это мать смелых лидеров, она — тот, кто воспитывает настоящих мужчин, с её молоком дети впитывают Коран и Сунну, она закладывает в их сердца правильные взгляды о правдивости, аманате, стеснении перед Аллахом, страхе перед Ним, Его контроле за происходящим, будь то тайно или явно. Она формирует в них взгляды о величии, доблести, неустрашимости, мужестве, героизме. Выпускниками «школ» мусульманских женщин становятся имамы-политики, военные лидеры, учёные-муджтахиды, а также те, кто способен строить общество и государство. Наша история полна примерами таких благородных женщин. Женщина в Исламе имеет право занимать любую должность, если она не связана с правлением.

Например, она может быть кади аль-хисба [7]; кадием, выносящим решения в сфере взаимоотношений и наказаний по возникающим между людьми спорам; заседать в маджлисе Уммы, занимать высокопоставленные посты в административном аппарате «Интересы людей» в сфере водных ресурсов, электроэнергии, нефти, образования, производства, торговли и т.д.

Вы можете взглянуть на жизнь Хадиджи бинт Хувайлид (р.а.), которая была опорой Посланника Аллаха ﷺ; жизнь Аиши (р.а.) бинт Абу Бакр, которая была правдивой, факихом, обучающей религию другим; жизнь Уммы Саляма (р.а.), с которой советовался Посланник Аллаха ﷺ в Худайбии; Асмы (р.а.) бинт Абу Бакр — матери Абдуллаха ибн аз-Зубайра; жизнь Сумайи бинт Хайят (Умму Аммар) (р.а.), которая стала шахидом за произнесение слов истины; Нусайбы бинт Кааб (Умму Аммара) (р.а.), которая была участницей второй присяги при Акабе, помогала в битве при Ухуде; Асмы бинт Амр (Умму Муни) (р.а.), которая была участницей второй присяги при Акабе; Зубайды бинт Джафар (р.х.) — жены халифа Харуна ар-Рашида, которая за свой счёт приказала выкопать от Багдада до Мекки колодцы для паломников; аль-Хансы (р.х.) — матери шахидов; аш-Шафы (р.х.), которая была кади аль-хисба во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба. Приводить примеры можно долго и долго. Даже сегодня, когда нет Исламского Государства, многим мусульманским женщинам удалось стать передовыми в области медицины, фармакологии, химии, физики, астрономии…

 

Из книги «Пятьдесят хадисов о политике Шариата», автор Исмат Авни Салим аль-Хаммури.

1. «Сахих» Бухари.

2. Муавины — это визири, которые назначаются халифом, чтобы они помогали ему в выполнении государственных дел.

3. Валий — это тот, кого халиф назначает руководителем одного из вилаятов (регионов) государства Халифат.

4. Судья, который рассматривает несправедливое отношение к гражданам со стороны власть имущих.

5. Руководитель амалы (административного округа), на которые делится вилаят.

6. Отглагольное имя существительное.

7. Судья, выносящий решения по фактам нарушений, наносящих вред правам обществу.

Главное меню