Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

О деятельности партий в Исламе в программе «Исламские понятия»

Встреча с Шейхом Ахмадом ас-Суфи: деятельность партий в Исламе

https://hizb.org.ua/video/redirects/88

Ведущий:

Именем Аллаха начинаем и к Нему мы направляемся! Мы благословляем и приветствуем нашего Порока! Мир вам и милость Аллаха, дорогие зрители и слушатели. Мы приветствуем вас в программе «Исламские понятия» на новой встрече под названием «Деятельность партий в Исламе»!

Работа партии и её программа принадлежат к очень значимой и чувствительной стороне Ислама из-за того, что они находятся на высоком уровне юриспруденции (фикха) и политической организованности.

А поэтому в книгах учёных фикха касательно деятельности партий и их проектов говорится то, что мы видим, а именно – некоторые из них выносят фетву о запретности деятельности партий, т.к. это противоречит исламским понятиям Уммы, а другие учёные, наоборот, дозволяют существование политических сплочений в Исламе при условии соблюдения партиями исламского Шариата.

Для того, чтобы разъяснить этот момент, необходимо ответить на некоторые вопросы, самыми важными из которых являются следующие:

1. Что означает слово «партия» (хизб) в языке, в Шариате и в современном понимании?
2. Каков закон (хукм) касательно работы мусульман в исламских партиях?
3. Является ли партийная деятельность в наши дни более влиятельной, чем деятельность отдельной личности?

Мы приветствуем наших дорогих гостей – шейха Ахмада ас-Суфи и шейха Мисбаха Хануна – на нашей программе. И начнём с Вас, шейх Ахмад. Мир вам!

Ахмад:

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Ведущий:

Для начала мы хотим знать, какое значение имеет слово «партия» в языке?

Ахмад:

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху! Нет иной религии кроме Его религии! Мир и благословение нашему господину, предводителю и прохладе наших глаз – Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Слово «партия» в толковых лексических словарях практически не отличается от того значения, в котором его применяют Коран и Сунна. Слово «партия» в языке, как и в толковом словаре Файлюза Абади, означает: человек, его армия и сподвижники, которые придерживаются его мнения. Собрание самых разных толковых словарей говорят о таком же смысле: партия человека – это его сподвижники.

То же самое понимается и под группой людей, которые объединились на определённой идее для достижения определённой цели, сплотившись на основе этой идеи и работая для этого. Мы находим, что Благородный Коран использовал слово «партия» в таком же смысле. Коран осуждает некоторые партии, а некоторые партии хвалит.

Партия не расценивается по самой своей сущности как партия, а расценивается по тому, на основе чего, собственно, сплотились люди в партию. В Коране говорится о партии Аллаха и партии шайтана.

Но в современной языковой традиции люди привыкли к тому, что слово «партия» подразумевает под собой не только группу людей, сплотившихся ради определённой цели. Сегодня понимается так, что их цель должна быть именно политической. Сегодня сложилось традиционно понимание, что партия – это группа людей, сплотившихся вместе для достижения политической цели.

Политика стала характерной чертой современных партий, даже если в языковом смысле и в толковых словарях слово «партия» означает собрание людей, сплотившихся на определённой идее и цели, у которых есть определённое ответственное лицо, с которым они сплотились для достижения их цели.

Ведущий:

В Коране есть некоторые аяты, в которых порицаются партии…

Ахмад:

Да, дорогой брат. Уже сколько времени мы днём и ночью слышим лозунги, в которых порицается мусульманин, присоединившийся к любой группе. Продвигается мысль, что сплочение с любой, какой бы то ни было исламской группой, состоящей из мусульман, какой бы благородной и шариатской ни была их цель, что сплочение с такой группой – харам, что организованная групповая деятельность – харам, партийная деятельность – харам. В качестве доказательства на абсолютный запрет существования групп они используют определённые аяты, в то время как Благородный Коран и чистая пророческая Сунна не запрещают абсолютным образом наличие партий как таковых, а выдвигают определённый закон (хукм) касательно того, на основе чего люди создали партию.

Наравне с тем, как Коран порицает некоторые партии, сказав: «Они являются партией дьявола» (58:19), – он восхваляет другие партии, и присмотрись, какими великими и благородными эпитетами он описывает их:

«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введёт их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (58:22).

В этом аяте достаточно ясно видно, какую хвалу и почёт оказывает Аллах такой группе из-за её великой сущности. Аллах назвал таких людей «партией Аллаха». Например, Аллах не порицал и не упрекал тех самых людей, которые укрылись в пещере, о которых Он сказал:

«Потом Мы разбудили их, чтобы узнать, какая из двух партий точнее подсчитает, какой срок они пробыли там» (18:12).

В книге имама Куртуби так говорится об этом аяте: «Люди и их император Деций Траян, который претворял над ними законы неверия, были одной партией, а молодые парни, укрывшиеся в пещере, которые сплотились для несения призыва к Аллаху и единобожию, были второй партией».

Ведущий:

Но, шейх Ахмад, кто-то может сказать, что под словом «партия» имеется в виду «политическая партия», в то время как «партия укрывшихся в пещере» это была партия, призывавшая к поклонению, к размышлению, к религиозности. Мы же говорим о «политической партии».

Какое есть доказательство из Корана на то, что сущность партии является политической?

Ахмад:

Во-первых, если позволишь мне, я не соглашусь с тобой, ибо если бы партия, которую создал Пророк ﷺ, была бы партией, целью которой было бы только индивидуальное поклонение, т.е. затворническое, священническое поклонение, то курайшиты и их правители никогда бы не боролись с ним и не натравливали на него ﷺ иные племена.

Когда они пришли к Пророку ﷺ из-за той группы, которую он ﷺ создал, и из-за призыва, который он ﷺ вёл, они сказали ему: «Ты опорочил наших богов, разрушил наши мечты, расколол наше единство, разделил наше общество и опозорил нас среди арабов».

Они враждовали с Пророком ﷺ, т.к. знали, что он призывает не просто к поклонению только Аллаху, т.к. все они знали, что создателем небес и земли не были ни Лат, ни Узза. О них же говорится в Коране:

«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?», – они непременно скажут: «Аллах»» (29:61).

Они боролись с Пророком ﷺ из-за того, что он ﷺ хотел установить новую систему взамен той, которая правила среди них, взамен законов их отцов и дедов с поклонением идолам.

Он ﷺ стремился установить систему, в которой будет вестись политика по управлению делами людей на основе иного закона, чем тот, который правил, на основе иного метода, чем тот, который уже был. Призыв Пророка ﷺ был политическим, и если хочешь явное доказательство этому, то им является хадис, переданный Бухари от Абу Хурайры (р.а.):

«Сыны Израилевы политически управлялись пророками. Каждый раз когда умирал (один) пророк, его замещал (второй) пророк. После меня не будет пророка, но будут халифы и их будет много». (Люди) спросили: «Что ты нам прикажешь?». Он сказал: «Присягайте первому, после – первому и отдавайте им их права».

Это значит, что Пророк ﷺ пришёл, дабы политически управлять среди людей на основе Шариата Аллаха ﷻ. Если ты хочешь доказательство из Корана на законность политической партии, то я даже не буду переводить тему на что-то иное, чем то, о чём ты уже упоминал: об укрывшихся в пещере.
«...они встали и сказали: «Господь наш – Господь небес и земли! Мы не станем взывать к другим божествам помимо Него»» (18:14).

Это подобно тому, как будто они говорят: «Мы не станем взывать к Децию помимо Аллаха». Деций в то время был правителем, который управлял людьми на основе законов неверия, и именно по этой причине он боролся с ними.

Пророк ﷺ требовал от них постоянно, чтобы они поклонялись Аллаху в Его Доме. Для них не составляло проблемы в том, чтобы не верить в Лата и Уззу. Иудеи не верили в Лата и Уззу и спокойно жили среди них, как и христиане, сабейцы, огнепоклонники, дархрийцы. У курайшитов не было проблем со всеми этими религиями.


Но с Пророком ﷺ так не было, ибо его призыв был политическим, бьющим по самому сердцу системы невежества для создания новой системы, в которой слово Аллаха будет наивысшим.

Если хочешь доказательство на дозволенность установления группы людей из числа сынов Уммы, искренних, трудолюбивых, понимающих мусульман, то на это есть аят в Коране, который мы все знаем: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104).

Все учёные тафсира говорят о приказе в этом аяте, о том, что Аллах ﷻ приказывает создать партию, сообщество, группу, называй как хочешь. Эта группа выходцев из Уммы, занятием которой является призыв к благу. Что такое благо? Благо – это Ислам.

Ведущий:

Хорошо. Какой смысл существования партий внутри Исламского Государства?

Ахмад:

Аллах ﷻ приказал Умме отчитывать правителя, если он поступил неправильно или несправедливо. Кто в Умме имеет знания, знания политического решения, умеет связывать шариатские законы с существующей реальностью, имеет способность к правлению, административной и организационной работе, дабы уметь отчитывать этого правителя? Это могут все люди?

Ведущий:

Нет, личности.

Ахмад:

Все личности?

Ведущий:

Нет, некоторые личности из общества.

Ахмад:

Значит, личности из общества. Разве эти личности, которые хотят отчитывать правителя, работают без всякой координации друг с другом? Разве на это указывает аят «Пусть среди вас будет группа»? Тогда почему Аллах говорит «призывать», «повелевать», «запрещать»?

Аллах обращается к этому собранию и придаёт ему определённые качества. Если захочешь доказательства от учёных тафсира, я приведу тебе слова имама аль-Куртуби, который говорит: «Слово «умма» тут понимается как «группа»».

Шейх муфассиров ат-Табари в книге «Джамиа аль-баян» говорит: «Тут имеется в виду: «О верующие! Пусть среди вас будет умма, группа, которая будет призывать к добру, т.е. к Исламу и его Шариату, который узаконил Аллах для Своих рабов».

Ибн Касир говорит: «В этом аяте говорится, что в этой Умме должна быть группа («фирка» – партия, группировка), которая будет заниматься этим делом».
Самым ясным изложением смысла этого аята является тафсир имама аль-Байдави, который сказал: «Бувка «лям» в словах Аллаха «Пусть будет» означает приказ. Смысл таков: «Вам, о мусульмане, приказано иметь из своей среды группу»», – после чего говорит: «Однозначно, что приказ одобряемого и запрет порицаемого является фардом-кифая (фард достаточности)».

Это понимается из слов «среди вас». Потом имам Байдави – да помилует его Аллах – говорит в своём тафсире «Анвару танзил уа асрару тавиль»: «Для этого дела годится не всякий. Тот, кто занят этим, должен соответствовать определённым условиям, которых нет в каждом представителе Уммы, как, например, знания в области отчёта, в том, как его претворять, как устоять во время его претворения, поэтому Аллах, обращаясь ко всем, требует этого от части из них, а это указывает на то, что это – коллективная обязанность, и если все её оставили, то все впали в грех, а если часть выполнила, то с остальных спадает ответственность».

Тут он говорит предельно просто, что данный приказ обращён ко всем, но в этой Умме есть как знающие, так и незнающие, есть те, кто не может грамотно выражать свою мысль, не имеет достаточно знаний и т.д. Поэтому Аллах приказал, чтобы была группа людей, которая, как она была описана, должна  «соответствовать определённым условиям, которых нет в каждом представителе Уммы».

Т.е. это – учёные, богобоязненные люди, знатоки хадисов, влиятельные личности, способные администраторы, работники СМИ и т.д. Они должны взаимодействовать друг с другом подобно тому, как работает сердце в едином теле, которое подаёт кровь по всему организму. Это должна быть партия просвещённых, верующих, грамотных людей, которые, видя великий грех или видя, что важная обязанность не претворяется в жизни Уммы, подобно тому как это обстоит сейчас, когда в Умме нет главы, который бы правил по Шариату Аллаха, а люди разделены и не знают правильного пути, то члены этой партии, взаимодействуя друг с другом, обучают этих людей и несут им призыв.

Например, один обучает Корану, второй транслирует это по радио или телевидению, т.е. занимается распространением. Они взаимодействуют друг с другом как одно сплочение именно так, как это делали Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники, которых Аллах в Коране описал «партией Аллаха»!

Ведущий:

И вот тут поднимается очень важный вопрос... Но прежде, чем я задам свой вопрос, хочу напомнить дорогим слушателям и зрителям о том, что к нам должен был присоединиться шейх Мисбах Ханун, но у него возникли трудности, которые задержали его. Мы всё ещё продолжаем его ждать и надеемся, что он присоединится к нам.

Шейх Ахмад! Разве получили мусульмане пользу от установления партий? Разве партии во множестве случаев не преследовали целью сами выборы?

Ахмад:

Истина, дорогой брат, как я уже сказал, состоит в том, что сама партия не имеет какого-то определённого закона (хукма) по своей партийной сути. Нет такого понятия как «партия – халяль» или «партия – харам». Рассматривается то, какова сама цель этой партии. Её понятия, её цель, преследуемая ей проблема являются дозволенными или неразрешёнными? Является ли эта партия «партией Аллаха» или «партией шайтана»?

Ведущий:

Если все партии были исламскими и все они руководствуются Исламом, все их цели – исламские, то почему они тогда различные, противоречивые между собой?

Ахмад:

Пусть Аллах даст тебе баракят! Дорогой брат, все мы знаем, что с самого начала Ислама люди имеют противоречия в понимании текстов, в своих иджтихадах, имеют противоречия даже в своей приверженности к Шариату согласно их богобоязненности.

Аллах ﷻ не сделал всех людей одной общиной, и люди всегда имеют различия между собой. А поэтому ты можешь найти среди них такого, кто полностью придерживается истины и жертвует всем, что у него есть, ради этой истины, и можешь найти такого, кто поклоняется Аллаху, понимая тексты буквально, есть такие, кто не до конца поступает правильно, есть такие, которые совершают ошибку, считая её истиной. Такова сущность человека.

И поэтому партии отличаются в своём видении, в своей эффективности, в своих избранных целях, в понимании реальности, в понимании правильности пути к развитию и деградации.

Это, дорогой мой брат, происходило даже с благородными сподвижниками во времена Пророка ﷺ. Когда сподвижники сидели напротив Пророка ﷺ, то не имели противоречий между собой. Как они будут иметь противоречия в то время, как Пророк ﷺ находится перед ними?

Бывает, мы имеем противоречия в понимании текстов. Но если тот, кто донёс законы, если Пророк ﷺ присутствует, то как мы будем иметь противоречия между собой? Понятно, что этого не будет. Но известно, что если они хоть на миг отделялись от Пророка ﷺ, то сразу начинали противоречить друг другу.

Рассказ, свидетельствующий об этом, повествует, что однажды, когда Пророк ﷺ приказал им: «Пусть никто из вас ни за что не совершает намаз Аср, кроме как (на территории) Бану Курайза», – группа сподвижников отправилась в путь, после чего прозвучал призыв к намазу Аср, и они начали спорить между собой. Одни из них сказали: «Посланник Аллаха ﷺ хотел от нас, чтобы мы поспешили», – а вторая группа сказала: «Нет! У намаза есть своё время. Намаз был предписан в Книге, и поэтому нужно совершить намаз сейчас».

Они совершили иджтихад и разошлись в понимании текста «Пусть никто из вас ни за что не совершает намаз Аср, кроме как (на территории) Бану Курайза». Часть из них отправилась дальше, а часть осталась совершать намаз. Когда обе группы подошли к Пророку ﷺ, то – тут нужно обратить внимание на метод Пророка ﷺ, который учит нас – он им не сказал: «Эта группа ошиблась, а эта поступила правильно!». Напротив, он утвердил решения обеих групп, хотя знал, что одна из них ошиблась.

Он ﷺ благословил иджтихады обеих групп, утвердил их решения и, таким образом, дозволил это разночтение, произошедшее в рамках Шариата относительно данного им приказа.

Ведущий:

Шейх, мы немного отдалились от темы. Попробуем подойти к этому с другой стороны. Я хочу от вас доказательства из Сиры (биографии) Пророка ﷺ. Почему ты приводишь мне слова, которые сказал такой-то или такой-то учёный?

Разве видно из Сиры Пророка ﷺ, чтобы он устанавливал партию?

Ахмад:

Во-первых, Пророк ﷺ установил Исламское Государство посредством партии, которую он создал из группы людей, уверовавших в него и последовавших за ним в его деле.

Ведущий:

Значит, он и есть носитель призыва!

Ахмад:

Да, но он ﷺ был носителем призыва, который не оставался сам.

Ведущий:

Было ли так, чтобы наряду с ним устанавливались иные партии?

Ахмад:

Дал ли Пророк ﷺ разрешение на то, чтобы создавались иные группы?..

Ведущий:

Да!

Ахмад:

Да. Во-первых, Пророк ﷺ создал управляемое, политическое сплочение, обладающее своим мировоззрением, которое занималось изменением невежественного общества, работая внутри него. Аллах описал такое сплочение «партией».

Теперь вопрос: когда Пророк ﷺ создал эту партию, дал ли он разрешение на создание иной группировки, которая бы преследовала шариатскую цель, шариатские обязанности? О Аллах, да!

Об этом говорит повесть об Абу Басире Шагире. Когда Пророк ﷺ заключил договор в Худайбии с курайшитами, один из пунктов договора состоял в том, чтобы он ﷺ возвращал курайшитам мусульман, которые сбегали от них, в то время как если к курайшитам сбежит кто-то из мусульман, то курайшиты не обязаны были его возвращать.

Ещё не успели высохнуть тексты этого договора, как к Пророку ﷺ пришёл мужчина-мусульманин из Мекки по имени Абу Басир, желая присоединится к Исламскому Государству. Пророк ﷺ, следуя этому договору, вернул его курайшитам, которые выслали за ним двух мужчин, требующих его выдачи. Пророк ﷺ вернул его им.

По пути возвращения Абу Басир убил одного из этих двух неверных и стал преследовать второго. Этот второй сбежал от него и прибежал к Пророку ﷺ в Медину. Это неверный пришёл к Пророку ﷺ с изменившимся цветом лица, и когда Пророк ﷺ увидел его, то сказал: «Клянусь Аллахом, этот видел смерть!».

Сразу же за ним прибыл Абу Басир. Неверный сказал... я передам по смыслу: «О Мухаммад! Мы хотим, чтобы ты вернул нам Абу Басира!». Но Пророк ﷺ и так вернул его им!

Ведущий:

Это было ввиду соглашения, которое было заключено между ними?
Ахмад:

Да, и он ﷺ вернул его по факту! Тут, дорогой брат, нужно обратить внимание на диалог или, точнее, обмен посланиями, который произошёл между Абу Басиром и Пророком ﷺ. Посмотри на слова Абу Басира (р.а.): «О Посланник Аллаха! Ты освободился от ответственности и выполнил свои обязательства!», – т. е. «ты уже вернул меня к ним».

Как будто он говорит: «Оставь меня, о Посланник Аллаха! Я уже вне соглашения, я не состою внутри договора, в который входишь ты и Медина. Я – вольный человек». Учёные вывели прекрасный закон из этого события под названием «вольный человек». Как будто он говорит: «Благослови меня на то, чтобы я смог выжить без твоего покровительства, о Посланник Аллаха!». Как будто он так говорит.

Ведущий:

В том смысле, что он не останется в Медине?

Ахмад:

Это значит, что он не может войти в Медину и также не может вернуться в Мекку, т. к. он там в розыске. Обрати внимание, дорогой брат! Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Горе его матери! Разжигатель войны! О, если бы с ним были мужчины!». Так приводится этот рассказ у Ибн Хишама.

«Горе его матери! Разжигатель войны! О, если бы с ним были мужчины!». Как будто он ﷺ ему говорит: «О Абу Басир, ты можешь перевернуть весь этот договор и можешь вернуть состояние войны между мной и курайшитами, но ты нуждаешься в группе сторонников, которые последуют за тобой на этой основе, а ты будешь их предводителем и будешь вести с ними работу подобно тому, как я раньше вёл работу в Мекке, будучи там!».

Абу Басир (р.а.) понял его. Рассказывает Ибн Хишам: «Абу Басир вернулся и расположился между Меккой и Мединой. Всякий, кто принимал религию (Ислам) и выходил из Мекки в Медину, подобно Абу Басиру, присоединялся к нему и входил с ним в сплочение до тех пор, пока у Абу Басира не образовалась группировка», –
т.е. собрание, группа, партия, группировка, задачей которой было нападать на курайшитов, устраивать засады на их караваны и т.д. Всё это происходило на глазах Пророка ﷺ, и он осознавал, что в той местности была сформирована группа после его слов. Абу Басир был лидером этой группировки, и Посланник Аллаха ﷺ утвердил его в его поступке. Дошло до того, что после короткого времени из-за сильного давления, оказываемого Абу Басиром на курайшитов, те отправили делегацию к Пророку ﷺ, которая стала упрашивать Посланника Аллаха ﷺ забрать его к себе в состав его государства в Медине, чтобы тот перестал нападать на них.

Ведущий:

Очень хорошо. Но в связи с этим тут поступил вопрос. Господин Мухаммад ﷺ был правителем, а также главой государства. Пророк ﷺ утвердил Абу Басира в его действиях, будучи главой государства. Но в наши дни можем ли мы создать исламскую партию без наличия правящего государства, которое бы правило нами по Исламу, раз мы хотим делать всё так, как делал Посланник Аллаха ﷺ?

Ахмад:

Дорогой брат, дабы внести ясность, хочу сказать, что, например, построение мечети не бывает иначе, кроме как совместно с другими людьми, джаназа-намаз не принимается и не совершается иначе, кроме как совместно с людьми. Существуют обязанности (фарды), выполнение которых, по своей сущности, выполняется только лишь в группе.

Ведущий:

Ты говоришь о создании партии. Мы не нуждаемся в примерах. Ты говоришь, что партия – это группа людей, которые взаимно помогают друг другу и взаимодействуют для достижения определённой шариатской цели.

Ахмад:

Если какое-нибудь обязательное дело выполнимо в одиночку, то я не нуждаюсь в группе. Я не нуждаюсь в том, чтобы убрать мусор с дороги, т.к. могу это сделать сам. Я не нуждаюсь в группе, чтобы ответить саламом на салам, или ответить на чихание.

Дорогой брат, есть обязанности, возложенные Аллахом, и одна личность не нуждается в группе для их выполнения. Но есть и такие законы, возложенные Аллахом, которые нуждаются в группах для своего выполнения. И они не выполняются иначе, как, например, построение мечетей, ведение джихада, установление Исламского Государства.

Сущность этих обязанностей такова, что они нуждаются в группе для своего выполнения, а поэтому, дорогой друг, есть в усуль фикхе (основе исламского права) ясное правило, в котором нет разногласий, а именно – «то, без чего не выполняется обязательное, является обязательным».

Как может один человек единоличной работой установить Исламское Государство? Разве одна личность может собрать митинг? Разве одна личность может создать, к примеру, это радио? Всё это создаётся работой отдельных личностей или систематизированной скоординированной работой?

Ведущий:

Хорошо. Шейх Ахмад, ты сейчас говоришь о политических партиях. Разве ты говоришь об «университетских партиях», или «школьных партиях», или «партиях мечетей»? Ты сейчас говоришь о политических партиях, об исламских партиях! Мы не хотим от тебя доказательств для подтверждения людям о законности коллективных работ! Если ты хочешь построить дом, то создаёшь общественную группировку?

Ахмад:

Ты говоришь поверхностно.

Ведущий:

Мы хотим ясное прямое доказательство на законность политических партий в наши дни.

Ахмад:

Доказательством выступает аят из Книги Аллаха ﷻ: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру» (3:104). Добром является Ислам. Если Ислам был сломлен по причине отсутствия государства, которое бы правило по его законам, то в таком случае эта группировка, наличие которой приказано Аллахом, должна работать над установлением Ислама, должна работать над установлением халифа и над принесением ему присяги для претворения всего Ислама.

Если же Исламское Государство было установлено, то благом, о котором говорится в этом аяте, будет исправление любой части Шариата, в претворении которой были допущены неправильности. Например, работой этой группы, группировки или партии может быть ведение отчёта с правителя, что так же является обязанностью (фардом).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если моя Умма не будет говорить тирану: «Ты – тиран!», – то ей будет предъявлено обвинение». А поэтому пусть будут партии, которые станут вести отчёт правителя, хватать его за руку или давать ему совет и т.д., и пусть будут другие партии, которые будут призывать к исправлению нарушений, или к решению проблем неполитического характера, что будет также иметь свою законность.

Всё это относится к аяту: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру» (3:104). Что же касается Сунны, если хочешь, то могу сказать в дополнение к тому, что Пророк ﷺ устанавливал партию – Пророк ﷺ приказал создать партию из мусульман, очертил её принципы, и, таким образом, риваяты этих хадисов могут быть даже категоричными: «Не исчезнет из моей Уммы группа...», «Не прекратит существование группа из моей Уммы, собранная по приказу Аллаха, не навредит им тот, кто оставит их без поддержки», – т. е. это идеологическая группа людей, идеологией которых является Ислам, связь которых является исламской.

Пророк ﷺ сказал, что будут партии, и им будут противостоять тираны и притеснители, сказал, что им не навредят те, кто будет им перечить, кто оставит их без поддержки, после чего он сказал: «... до тех пор, пока не придёт повеление от Аллаха, и они в то время будут в таком положении», – а в иных версиях говорится, что они будут «в Бейт уль-Макдис (аль-Акса) и в окрестностях Бейт уль-Макдис».

Это, брат, приказ на создание группы, призывающей к установлению приказов Аллаха. Приказы Аллаха, дорогой друг, которые были установлены как закон в целях опеки над делами людей – это политика.

Я знаю, что некоторые личности упрекают Умму за политическую деятельность, а политическая деятельность – это то, чем заняты партии. Политическая работа способна разбить положение правителей, такая работа разрушила положения Абу Джахля и Абу Ляхаба.

Эта партия, которую создал Пророк ﷺ, повела Умму на восстание против них. Если хочешь доказательств, я могу привести их тебе десятками. Того, что я уже упомянул, достаточно, но я добавлю ещё.

Пророк ﷺ (как до установления государства, так и после этого) сплачивал своих сподвижников и людей вокруг них на политических целях со всем смыслом этого слова. Когда Джафар во главе группы мусульман отправился в Эфиопию в поисках политического убежища, то как это называть? Разве это не политический акт, совершённый с ведома Пророка ﷺ?

Когда он ﷺ дал разрешение Абу Басиру на упомянутое нами действие, когда он ﷺ отправлял послов или даже целые группы проповедников, то как это назвать, если не политическим актом?

Ведущий:

Но послов отправляет глава государства! Послов отправляет правитель!

Ахмад:

Пророк ﷺ является примером для нас! Он занимался не только делами правления. Пророк ﷺ является примером для нас во всём. Хорошо, например, до установления Исламского Государства, когда группа из шести ансаров из племени Хазрадж приняла Ислам и Пророк принял от них первую присягу при Акабе, разве он после этого не отправил с ними Мусаба (р.а.)?

Какая была у него там роль? Он что, только читал им Коран? Мусаб завязывал отношения с влиятельными людьми в городе Медина, он образовывал общественное мнение, просвещал целы группы людей, у него был свой просветительский центр, площадку для которого ему предоставил Асад ибн Завара (р.а.) подобно тому, как Аркам ибн Аркам ранее открыл в Мекке центр по несению пророческого призыва.

Мусаб сделал точно так же, как сделал Пророк ﷺ во главе политической группы, работой которой было побуждение общества к изменениям. Я, дорогой брат, удивляюсь и меня просто убивает, что, несмотря на все эти доказательства из Корана и из Сунны, мусульман громко упрекают за любое собрание.

Вся деятельность Пророка ﷺ была систематизированной и общественной. Он отправил Мусаба для создания общественного мнения в Медине, он отправил Джафара для поиска политического убежища в Эфиопии, он отправил Абу Зарра Гифари для того, чтобы он начал проповедовать в племени Гифар, он отправлял послов, он отправлял Хаббаба ибн Арада, чтобы тот возглавил группу проповедников в доме Фатимы бинт Хаттаб, он отправлял Абу Бакра и Али вместе для поиска поддержки (талаб ан-нусра) среди племён, которых те призывали целыми толпами. Если трое оказались, например, в пустыне, то Ислам приказывает выбрать им себе амира. Это и есть наша религия, и это есть наш Посланник ﷺ.

Я прошу Аллаха о том, чтобы, пока я жив, это ошибочное понимание стёрлось. Те, кто борются с идеей партии, приводят как доказательство то, что это раскалывает Умму, хотя это, скорее, смутное предположение.

Т.е. что любое собрание, сплачивающее Умму в единое тело для шариатских целей, разделяет Умму? Как это может разделять Умму?

Ведущий:

Можно ли сказать, что вся проблема состоит в упрёках со стороны людей в адрес партий? Разве различные партии не использовали исламские лозунги, дабы предать людей после удовлетворения своих интересов? Разве проблема состоит только в упрёках людей в адрес политических сообществ?

Ахмад:

Брат, я знаю, к сожалению, что существующие партии впали в заблуждение, имеют искажённые понятия и отошли далеко от истины. Работа партий приобрела дурную картину, и я признаю это. Мы не должны черпать наши законы из реальности. Если люди ошибаются, мы должны всё равно делать то, что приказал Аллах, даже если они продолжают всё так же ошибаться.

Если появились партии, которые используют Ислам как средство для достижения исключительно личных целей, то это не значит, что я не могу заниматься делами Ислама и идти по прямому пути, пусть даже кто-то рядом идёт по кривому. Пусть помилует Аллах того человека, который сказал: «Подними знамя истины, и к тебе придут её сторонники».

Я вижу, что Умму режут, её кровь проливают, Запад засоряет её понятия, желая вообще стереть её исламскую идентичность как таковую. Я объединяюсь с братьями, с просвещёнными, верующими людьми для совместной работы по оказанию сопротивления этим нападкам. Я сопротивляюсь партиям, которые призывают к светскости, к национализму, к социализму, партиям, исповедующим демократические понятия, призывающим к гнилому западному взгляду на жизнь.

Я работаю для сопротивления этому, но не говорю: «Есть ошибочные партии, а значит, я не буду поступать правильно!». Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).

Я призываю своих братьев и напоминаю им о том, что тот, кто сегодня хочет вести исламскую деятельность, осознавая ответственность за это, и призывает по истине к установлению Исламского Государства, то он должен присоединиться к исламской, здравой, чистой партии, дабы противостоять нападкам и не оставаться одному. Один ты ничего не сможешь изменить.

Ведущий:

Ты сказал прекрасные слова: «Подними знамя истины, и к тебе придут её сторонники». Поднимаете ли вы в Хизб ут-Тахрир знамя истины? Естественным ответом будет «да», разве не так? Ответом будет «да» или «нет»? Слово, скажите лишь одно слово!

Ахмад:

Я прошу у Аллаха ﷻ, чтобы мы были из числа тех, кто действует на истине или приближается к ней согласно своему преобладающему предположению и усердному труду. Мы надеемся на это, но говорить об этом категорично мы не можем. Аллах лучше знает.

Ведущий:

Ты говоришь, что вы стремитесь быть вместе со сторонниками истины под знаменем истины. Тогда почему большая часть исламской молодёжи входит в состав светских партий и полностью сторонится от вступления в исламские партии? Ты видишь их десятками и сотнями тысяч в нашей стране. Почему так? Разве проблема только в том, что люди упрекают исламские партии? Или проблема в самих этих партиях?

Ахмад:

Брат, мне неудобно согласиться с тобой в том, что большая часть молодёжи вступает в светские партии вместо исламских, но даже если мы допустим это...

Ведущий:

Но это то, что мы видим! Ты прекрасно знаешь, что происходит, особенно в Ливане 14 марта!

Ахмад:

Да брат. Но я хочу тебя спросить: как светские партии набирают себе сторонников? Они дают им деньги, положения, предоставляют им этот мир и страсти. Разве не так? Мы же ведём исламскую деятельность и мы такого не предоставляем.


Это очень сложная работа – вести общую деятельность с исламской партией. Если партия тебя кормит, покупает твой голос и тебя самого, то извини, но эта партия – не на правильном пути однозначно. Работа в группе, призывающей к установлению Исламского Государства, является очень сложной, которую потянет только человек с великой судьбой!

И если ты видишь, что таких мало, то да, это естественно. За Пророком ﷺ последовало мало людей, а большая часть людей была далёкими от него. Но есть ещё одна категория мусульман, которые просто тебе помогают. Я множество раз разговаривал с такими людьми.

Я хочу обратиться к такой молодёжи, у которой есть ещё эта подозрительность к мысли о партиях в Исламе: «Дорогие братья! Налаженная, коллективная, партийная работа в Исламе имеет такой же аджр, который получили группы, созданные пророками, созданные благородными сподвижниками, это была широко известная практика в Исламе, которая противостояла нападкам неверных, исказителей истины, всяких заблудших и вводящих в заблуждение иных».

Сегодня все правители дрожат от страха именно перед сплочёнными движениями, и согласись, ты сам видишь, как даже при всех своих информационных возможностях они всё равно уверяют, что нужно вести только индивидуальную работу, пропагандируют это и упрекают мусульман за партии, за политику и т.д.

Возможно, что некоторые из них приводят доказательства. Если позволишь, я хочу привести несколько примеров, которых придерживаются те, кто выступает против наличия партий в Исламе.

Они говорят: «Да погубит Аллах партии!», – т.е. приводят выдуманный, лживый аят.

Ведущий:

Но есть и настоящий аят из Корана:

«...каждая секта радуется тому, что имеет» (23:53).

Ахмад:

Да, они приводят в качестве доказательства и этот аят тоже:

«Воистину, эта ваша религия – религия единая» (21:92), «Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (23:53), «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе...» (3:103), «...которые раскололи свою религию и разделились на секты» (6:159). И тому подобные аяты.

Или они приводят хадис о том, что «Умма разделится на 70 с лишним частей, и все они – в огне, кроме той группы, на которой я и мои сподвижники».
Таким образом, они говорят, что любое исламское сообщество, созданное для исламских целей – это секта со ссылкой на эти аяты. Касательно этого я говорю со всей уверенностью, что в этих чистых аятах и благородных хадисах никоим образом не говорится о коллективной исламской работе и об исламских партиях в Умме.

Ведущий:

Дай нам доказательства.

Ахмад:

Скажу кратко. Все эти аяты говорят про неверных, многобожников и обладателей писания, которые разорвали свою общину и религию. Прежде чем я расскажу подробно, брат, хочу обратить внимание на слова Аллаха: «...каждая секта радуется тому, что имеет». Разве существовали в те времена исламские партии? Конечно, нет!

Тогда какого свойства была та раздробленность, о которой говорится во всех этих аятах? В то время не было в корне никаких исламских партий, которые бы имели различия во мнениях и иджтихадах, чтобы аят «...каждая секта радуется тому, что имеет» можно было бы отнести к исламским партиям.

Что же касается слов Аллаха ﷻ «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (3:103), то имам Куртуби говорит:
««и не разделяйтесь» – т. е. не разъединяйтесь в своей религии, подобно тому, как это сделали иудеи и христиане в своих религиях... В этом нет доказательства на запрет иметь разночтения во второстепенных вопросах, потому как это – не разделение, потому как разногласие – это то, что влияет на единство, а что касается вопроса об иджтихадах, то разночтения в них происходят по причине поиска фардов, точных смыслов Шариата, и сподвижники не прекращали иметь разночтения в законах, извлекаемых из хадисов, и одновременно с этим оставались едиными». А поэтому согласно этому аяту все они крепко держались за вервь Аллаха.

Ведущий:

Минуту. Я не хочу прерывать Вас, но должен напомнить слушателям, что к нам должен был присоединиться шейх Мисбах Ханун, но он задерживается по некоторым особым причинам. И в связи с этим, шейх Ахмад, снова вопрос адресован к Вам. Этот вопрос очень важен, особенно в наше время и особенно в нашей стране – Ливане. Допустимо ли исламским партиям сотрудничать со светскими партиями или с иными неисламскими партиями для достижения шариатской цели? Например, сотрудничество против терроризма, против смены правителей?

Ахмад:

«Истина горькая и слово правды горькое, а удобная иллюзия – самая желаемая».

Ведущий:

Прости, можешь ещё раз повторить эту фразу? Просто она очень красивая. Повтори её ещё раз.

Ахмад:

«Слово правды – горькое, удобная иллюзия в тысячу раз более желаема». Эту фразу я заимствовал у учёного, доктора Мухаммада Ратиба Набульсия, пусть Аллах воздаст ему благом.

Ведущий:

Клянусь Аллахом, красивая фраза!

Ахмад:

Клянусь Аллахом, эта фраза так подействовала на меня, что будто впилась в мои кости.

Ведущий:

«Слово правды – горькое, а удобная иллюзия – самая желаемая»!

Ахмад:

Некоторые люди любят удобные иллюзии, дорогой брат, любят говорить «все люди ошибаются», «все партии ошибаются», а сами сидят, отдыхают, ни за что не отвечают, как будто все возложенные обязанности, такие как призыв, там где нужно потрудиться с обществом, к ним не относятся.

Ведущий:

Ты мне напомнил слова одного ирландского философа, который говорил: «Если хочешь отдыхать, то ты должен во всём сомневаться».

Ахмад:

Да! Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха! Эта мысль на самом деле убийственна для исламских политических партий, пусть Аллах помилует этих людей. Если исламская, систематизированная, коллективная работа не ведётся на ясной исламской идее и основе, а её члены не имеют между собой ясной исламской связи, не несут ясного метода, т.е. ясной цели и ясного метода её достижения, которые полностью соответствуют Шариату от начала и до конца, если нет всей этой ясности и чистоты в работе, то в таком случае, к великому сожалению, эта партия начинает работать ради своих интересов, эта партия идёт к правлению как таковому для себя, а не для установления законов Шариата. Потом мы видим, как некоторые исламские партии занимают такие позиции, что, клянусь Аллахом, любому верующему, ревностному за свою религию, становится стыдно за них.

Одна партия становится в один ряд с врагами Аллаха, вторая склоняется перед правителями, третья работает с их шпионами, четвёртая благословляет правительственных учёных, пятая берёт от этих правителей деньги...

Вот что исказило само понятие деятельности партий, хотя деятельность партии далека от этого. Это деятельность тех личностей, которые поступают так, но не коллективная деятельность.

Ведущий:

Я хочу, чтобы ты сказал последнее слово мусульманам, но сначала ответь мне на следующее. Мы знаем, что цель мусульман – это довольство Аллаха и Рай. Конечно же, что касается этого мира, то нашей целью стоит унаследовать землю. Но как мусульманину различить между заблудшей партией и преуспевшей партией, о которой сказал Аллах в Своей Благородной Книге: «Воистину, партия Аллаха – это преуспевшие» (58:22)?

Ахмад:

Честно, я чувствую, как некоторые молодые люди растеряны. Перед ними открывается дорога в эту группу, в эту партию и в ту партию.

Ведущий:

Дай нам правильное указание за две минуты.

Ахмад:

Я говорю этим людям следующее: брат, вот ты хочешь, например, жениться. Разве ты женишься на первой встречной? Разве ты не станешь спрашивать, выбирать, совершать истихара, не станешь сравнивать, не будешь больше о ней узнавать, не будешь ходить? Т.е. ты приложишь все усилия, дабы достичь результата, которым ты будешь доволен.

Так же обстоит дело и с тем, когда ты выбираешь себе дом, машину и т.д. Теперь, когда ты хочешь выбрать себе метод, ты должен знать, с чем обращался Пророк ﷺ к своим сподвижникам, и его слова достигали их сердец. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто будет из вас жить, тот увидит множество различных мнений. Вы должны придерживаться моей сунны и сунны халифов».

Вокруг множество различных групп, дорогой брат. Первое, что ты должен делать, это ни в коем случае не говорить «все они ошибаются». Так говорить нельзя. Потому как если ты так сказал, то поставил сам себя лицом к лицу с хадисом Пророка ﷺ: «Кто сказал: «Люди пропащие», – то он ещё более пропащий, чем они».

Пророк ﷺ сказал: «Не прекратит существовать группа...», – т.е. всегда, беспрерывно, до Судного Дня будет существовать такая группа среди людей. Это первое.

Ведущий:

Это первое. Теперь второе. Люди любят слышать о практических шагах. Значит, первый шаг – это не устанавливать красную черту перед всеми абсолютно.

Ахмад:

Конечно. Если появляется какая-либо исламская партия, её нужно рассматривать под призмой взгляда Корана и Сунны. Не нужно смотреть на внешний вид, т.е. узнавать, как они выглядят, как одеваются, какова их численность... Всё это – лишь внешний вид. Важно, каков их метод, каковы их цели и каков их путь!

Ведущий:

Значит, второй шаг – это узнать метод?

Ахмад:

Да, метод. Каков их метод, на основании которого они объединились? Разве методом Пророка ﷺ было вхождение в состав парламента, в состав правящей системы Мекки... Если было какое-либо действие, которое не совершал Пророк ﷺ, то не оправдывай его, как бы оно тебе ни нравилось!

Третье. После того, как мы сравнили партии с Сирой Пророка ﷺ, т.е. с его Сунной и Книгой Аллаха ﷻ, то суть становится ясной. После этого, дорогой брат, поспеши работать и не запрещай себе получить аджр от коллективной работы с мусульманами. Мне нужна ещё минутка, если позволишь.

Я хочу вкратце рассказать относительно этих доказательств, потому что их бросают в наши лица каждый раз, когда мы говорим о коллективной деятельности среди людей.

Ведущий:

Я хочу сказать, что твои слова предельно ясны и подтверждены сильными доказательствами, машаАллах. Пожалуйста, продолжай.

Ахмад:

Я хочу просто привести хадис, просто хадис, который они приводят в качестве доказательства. Посланник Аллаха ﷺ, как приводится в «Сунане» Абу Дауда, сказал: «Иудеи разделились на 71 или 72 части, христиане разделились на 71 или 72 части, а моя Умма разделится на 73 части. Все они – в огне, кроме одной».

Они используют это, как доказательство. Т.е. если сейчас ты идёшь вместе с Хизб ут-Тахрир, то ты со своей группой – в огонь, или ты в Ихван аль-Муслимин, то ты со своей группой идёшь в огонь, и т.д. Таким образом, этот хадис используется против существующих партий, хотя этот хадис не имеет совершенно никакого отношения к деятельности исламских партий. Доказательством того выступает то, что говорят толкователи хадисов из числа учёных. Говорит имам Мубаракфури, да помилует его Аллах: «Сказал Альками: «Сказал наш шейх, что имам Абу Мансур Абд аль-Кахир ибн Тахир Тамимий в разъяснении этого хадиса (создал) книгу»».

Он написал целую книгу в разъяснение этого хадиса! Он говорит: «... Знатоки изречений знают, что Пророк ﷺ под группами, попавшими в огонь, не имел в виду группы разошедшихся в ответвлениях фикха относительно халяля и харама, а имел в виду тех, кто стал противоречить обладателям истины в основах таухида», – т. е. в акъыде.

И кстати, в одном из риваятов говорится «разделились на 71 общину» (миллят), т.е. на целые общины, а не просто на группы с различиями иджтихадов в фикхе. Далее он продолжает: «...а также в оценке блага и зла и в условиях пророчества и верховенства».

Имам Маннавий в книге «Файд аль-кадир» говорит: «Смысл в том, что они разошлись на группы, и каждая из них осуждает другие за то, что те ей противоречат, и эта раздробленность привела их к тому, что они стали различными общинами (миллят)».

Ведущий:

Предельно ясно. Пусть Аллах даст тебе благословение. Спасибо, что ты был с нами. В конце этого общения нам уже нечего тебе добавить.

Ахмад:

Тому, кто хочет коренных изменений и хочет знать доказательства с их пояснениями, я предлагаю найти мои видео, имеющиеся на Ютубе, под названием «Доказательства установления партий из Сунны и Книги». Мир вам!

Ведущий:

Очень хорошо! Дорогие слушатели, спасибо вам за то, что вы нас слушали. Мы просим Аллаха Всемогущего принять от нас нашу работу и сделать нас искренними для Его благословенного Лика. Желаем вам тысячи благ! Встретимся на следующей неделе, иншаАллах! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

 

Оригинал видео на арабском