Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Дух и духовний аспект

Просвещение
Инструменты
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Много столетий тому назад до появления Ислама и даже до христианства, у некоторых народов господствовала мысль о бытие, смысл которой заключался в том, что это бытие состоит из двух компонентов: материи и духа.

И то, что окружают человека ощутимые вещи – это и есть материальная сторона этого бытия. Относительно другой стороны, которая скрыта от человека, это дух или духовный мир. Они видели, что главное в бытие (вуджуд) – это его дух (рух), а его материальная сторона ничто иное, как случайность. И внутри этой философии было множество понятий об определении  духовного мира. Среди них были те, кто обобщал выражение дух с творцом вселенной, и те, кто включал туда ангелов или джинов или других существ, которым присуща душа.

Главное в той философии был взгляд на человека, то есть представление человека, что он состоит из двух составных частей: материи (тела) и духа. А также господствовало утверждение, что эти две основные части находятся в постоянной борьбе, вытекающей из взаимного противоречия и расхождения. И эта борьба закончиться победой одной из них, или одержит верх дух над телом, или тело одержит верх над духом. Если дух одержит верх над телом, то человек будет хорошим, добрым, чистым и богобоязненным, который возвышается над телом и материей. Однако если тело одержит верх над духом, то это значит, что мы видим человека, который опустился до уровня животного, утонул в грязи этой жизни и удалился от высшего духовного мира.

Каким образом дух одержит верх над телом, и как тело одержит верх над духом? Поистине человек считая так, представляет собой дух, которого пленяет тело, мешает ему развиваться, освободиться и достичь высшего духовного мира. И чтобы дух одержал верх над телом, необходимо его победить и унизить, чтобы победил дух и чтобы смог дух освободиться от оков тела. Поэтому кто хочет духовного развития, должен лишить себя жизни в борьбе против своего тела, так чтобы не отвечать своим желаниям и страстям, сторониться наслаждений, соблазнов и блаженства этого мира. Ничего не кушать, кроме того, что выпрямляет позвоночник, не одевать мягкую одежду, ходить в рваной грубой одежде, не садиться на верховое животное, а ходить по земле босыми ногами и с непокрытой головой, во время непогоды, и не жить в красивых домах, а жить в невзрачных хижинах, не спать на постели, а ложиться на землю и на сухую подстилку. Мужчины бросают женщин и женщины мужчин, тем самым, подавляя этот вид страсти, и живут монашеской жизнью, и проводят свое время в темных углах, в поклонении, с целью насилия над своим телом и его унижения. И так пока не ослабеет тело до такой степени, что оно не сможет пленить дух, и пока дух не избавится от тела и не достигнет высшего духовного мира, и пока перед человеком ясно не выявится реальность и проблемы, не путем телесных чувств, как зрение и слух, а путем духовного выявления. И так постепенно продвигается дух в своём развитии, пока не достигнет, как они утверждают, объединения с высшим духом, то есть с божественной сущностью. Относительно человека, который отвечает страстям своего тела и удовлетворяет желания и страсти, добивается прелестей жизни, питается хорошими плодами и пользуется украшениями, то он приговорил свою душу и тело к смерти и гибели. Утонул в трясине этой жизни, в её благах, и стал из числа злодеев и развратников.
 
В те давние века господствовала эта философия, и она сформировала образ жизни в индусском и китайском обществе. И в наши дни она все еще бросает на них свою тень. Она сыграла огромную роль в отклонении христианской доктрины и ее учения. А также она в значительной степени оказала свое влияние на европейские общества в средние века. И когда христианское вероучение распространилось в странах Шама, и после этого в римской империи, то есть в странах Европы, его последователи из священников и епископов, попали под влияние этой философии. Её мысли и понятия распространились, и она завоевала умы людей. И после вмешательства царей, правителей и философов, эта небесная религия превратилась в другую – новую религию. Конечно, были те, кто вошел в неё, в ту философию о духе и теле. У христиан обнаруживается согласованность с доктриной, которая говорит о том, что вся жизнь с начала поселения Адама и его жены Хаввы на земле и до судного дня, это этап наказания за первую ошибку, которую совершил Адам и его жена Хавва. Поэтому не подобает человеку искать в этой жизни места обоснования, счастья и роскоши. Он должен удовлетвориться в этой жизни унижением, несчастьем и мучениями, пока не встретит счастье и блаженство в будущей жизни. И во всех ощутимых удовольствиях они видели соблазн из соблазнов сатаны. Поэтому они взялись критиковать тело, и действовали для подавления страстей постом и многими видами телесных мучений. И так с распространением христианства в странах Европы, эта философия стала противоположна жизни, обществу и политике. И  на стороне политической власти, над которой возвышался король, а затем следовали князья и феодалы, появилась новая власть – церковная власть, которую возглавлял папа римский в Риме, где и был апостольский престол. Так в обществе боролись друг с другом две власти, власть временная и власть духовная. Выражение временная власть пришло здесь как синоним для выражения материальная, т.к. материя и дух в постоянной борьбе пока не одолеет один другого. И естественно в Европе разгорелась борьба между двумя видами власти: временной и духовной.   В средние века, в века религиозности, было естественным, чтобы одержала верх духовная власть над временной властью.
 
И в какой-то степени были унижены некоторые короли и императоры. Император или законный король были теми, кого папа римский облекал властью над подданными, и правил король своими подданными по “божественному полномочию”, олицетворяющий светское назначение, которое они получили от главы католической церкви. И горе королю или князю, которого постигает гнев церкви и выносится решение церкви о лишении его права правления. И успех крестовых походов был в том, что римские папы побуждали к ним, и многие войны имели целью исламские страны в Шаме и в северной Африке. Всё это факторы, подкрепившие позицию церкви и её власть в Европе, в средние века. Однако потребовались столетия, чтобы ослабить власть церкви, и чтобы короли и князья вновь освободились от оков церкви. И с закатом звезды крестовых войн и с утратой их цели, вернулась роль временной власти и перевесила роль власти духовной. И между началом 16-го века и концом 18-го, в какой-то мере ослабло влияние религии на общество, и в Европе ярко засияла звезда философов, и церковь потеряла ту власть, которой наслаждалась в течение средних веков, и стала простым оправданием для власти королей, князей и правителей. С началом 19-го века завершилось окончательное отделение религии от общества и государства. Церковь была отстранена от вмешательства в дела политики и власти. Её задача была ограничена духовными делами, делами поклонения, бракосочетания, и тому подобным. И образовалось у церкви духовное государство Ватикан, которое управляло в мире духовными делами католических христиан. Таким образом, управление делами людей распределилось между двумя отдельными видами власти. Между властью, которая управляет обществом и его отношениями, и занимается внутренней и внешней политикой. И властью, которая управляет духовными и религиозными делами, сторонясь временной власти. Это и есть влияние философии о материи и духе на некоторые народы в те времена и даже в эти дни. Вопрос, на котором необходимо сделать акцент после вышеизложенного, заключается в следующем: какова достоверность этой философии, и каково мнение Ислама по этому вопросу?
 

Поистине многие из мусульман взялись рассматривать эту тему, и, не рассмотрев эту проблему из её корня, подумали, что разногласия с последователями этой философии не в основе, а в подробностях и в разветвлении. То есть многие из них согласились с оппонентом в том, что человек состоит из тела и духа. Затем оспорили их в методе, которым должны обходиться тело и дух. Многие из них сказали, что Ислам соблюдает равновесие между духом и телом, он даёт каждому из них пищу и все необходимое, не ущемляя ни то, ни другое. И насыщается дух верой, поклонением, поминанием Господа и добрыми делами. А тело тем, что определил шариат из пищи, одежды и т.д. Однако мы говорим, что решение такой проблемы требует большей точности и углубленного рассмотрения этих мыслей и мнений. Для выяснения основы, на которой базируется эта философия, необходимо задать вопрос: в действительности ли человек состоит из материи и духа? Поистине, неясность в этом вопросе у многих людей появилась по причине того, что известно о наличии духа в человеке, и это секрет жизни. При его наличии живет человек, и с его выходом умирает.

 

Всевышний Аллах говорит:

وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي

 

“…вдунул от Моего духа” (15:29)

 

ثُمَّ سَوَّاهُ وَنَفَخَ فِيهِ مِن رُّوحِهِ وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ قَلِيلًا مَّا تَشْكُرُونَ

 

“…потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!” (32:9)

 

И многие другие аяты и хадисы, которые говорят о духе и о его существовании в человеке. Таким образом, многие из мусульман подверглись той мысли, что человек состоит из тела и духа, и что каждому из них своя пища.

Однако правильность требует внимательного рассмотрения этой мысли, чтобы знать, что подразумевается под словом дух, о котором они говорят. Слово дух имеет много значений в арабском языке, и в Коране оно пришло в нескольких значениях. Из этих значений и то, что пришло в словах Всевышнего:
 

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ

 

“Снизошел с ним дух верный на твое сердце, чтобы оказаться тебе из числа увещающих”. (26:193)

 

И здесь под словом дух, имеется в виду Джабраиль. А также из этих значений то, что пришло в словах Всевышнего:

 

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً

 

“Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления господа моего. Даровано вам знания только немного”. (17:85)

А здесь под словом дух имеется в виду, дух человека, при наличии которого живет человек, и при выходе которого умирает. И дух с этим значением, это вещь, о которой не осведомлен человек, даже если и видел его “след”. След его – это жизнь, которая проникает в тело и оживляется в нем движение и жизненная сила. В этих предложениях слово дух использовалось в нескольких значениях. Автор книги Мухтар-ус-сыхах говорит о том, что рух (дух) бывает в женском и мужском роде. Множественное число его арвах. Коран, Иса и Джабраиль называются духом, а ангелы и джины духовными. А также всё, в чём есть дух – духовное.
 

Однако все эти значения не имеются в виду, когда говорят о духе, духовности, и о духовном аспекте в человеке, жизни, вселенной. А имеется в виду другое значение, значение в терминологии. Не языковые значения, которые мы можем найти в старых словарях арабского языка. И если кто-то хотел понять значение какого-нибудь термина, то он должен уточнить его в тех текстах, в которых он пришел, чтобы знать то значение, которое имелось в виду. Тот, кто уточняет это, найдёт в большинстве текстах что те, которые используют слово дух, духовность или духовный аспект используют для того, чтобы выразить то, что чувствует человек, когда осознаёт свою связь с Создателем. Говорится, что уверовавший чувствует духовность, когда совершает поклонение, как намаз, пост, хадж, и когда размышляет о творениях Аллаха. А также чувствует дух, когда поклоняется и тому подобное. И у этого значения нет никакой связи с тем духом, который является секретом жизни. Так как последнее, есть и у уверовавшего человека, который чувствует духовность, и у безбожника, отрицающего создание Аллаха, и который не чувствует духовный аспект или духовность.   

 

Основываясь на этом, мы можем определить духовный аспект наличием вещи, которая создана Всевышним Аллахом. И человек, жизнь, вселенная не являются вещами, состоящими из двух частей: материи и духа, а всё это состоит только из материи, не имея в своём составе другой вещи. Но они обладают духовным аспектом, который не является частью из её состава. Следовательно, духовный аспект вселенной то, что она создана Творцом. И духовный аспект жизни, это её сущность созданная Творцом. Духовный же аспект человека, это его сущность созданная Творцом. И дух, в терминологическом значении, это осознание связи с Всевышним Аллахом. Ощущение человеком духа или духовности, это его осознание связи с Всевышним Аллахом, с точки зрения того, что он создан Аллахом, и что он покорён его силе и правлению.

Стало быть, нет места словам, что человек состоит из тела и духа, что между ними происходит борьба, и что человек должен ставить свой дух выше, чем тело, или ставить параллель между ними. Но вопрос, который напрашивается: каково влияние духа (который мы назвали осознанием связи с Аллахом) на человека, его жизнь и поведение?
 

Поистине, основа в поведении человека то, что в нём есть жизненная энергия, которая толкает его к совершению действий. Жизненная энергия представляет собой органические потребности, как потребность в пище, сне и другие потребности, без удовлетворения которых, человек не может жить. Затем инстинкты, которые настойчиво требуют их удовлетворения, и если человек не удовлетворит их, он чувствует беспокойство и волнение.

 

Эти инстинкты и потребности в человеке, нуждаются в системе, которая упорядочит их удовлетворение. Эта система бывает или от Аллаха или от человека. Если эти инстинкты и потребности удовлетворяются без какой-либо системы или по системе от человека, то это удовлетворение будет материальным, и нет в нём духа. Если же они удовлетворяются по системе от Аллаха, основываясь на осознании связи с Всевышним Аллахом, т.е. основываясь на вере в Аллаха, – то такое удовлетворение будет правильным, и в нём будет дух. Среди этих инстинктов, по отношению к которым человек чувствует потребность в их удовлетворении, имеется инстинкт поклонения, который проявляется в стремлении почитать, освящать, поклоняться и подчиняться. И чувство недостатка и слабости, характерные для человека, непроизвольно ведут к решению о нужде человека в Создателе. Это то, что имеется в виду под инстинктом поклонения. Но этот инстинкт, как и другие, удовлетворяется материально, будучи далёким от веры в Аллаха, путем поклонения идолам, звездам, королям и другим созданиям, или удовлетворяется духовно, поклонением Ему согласно Его системе.

 

Поистине Ислам, основываясь на вере в Аллаха, определил духовный аспект в человеке, в его жизни и в том, что окружает его из материи этой вселенной, с точки зрения того, что всё создано Аллахом. Затем основал жизнь мусульманина на духовной основе. Сделал его дух связанным со всеми его делами, которые он совершает. Этим Аллах издал законы, являющиеся системой, охватывающей всю жизнь человека, и являющейся решением для всех его проблем. Далее, он определил для каждого действия шариатское решение, и мусульманин должен придерживаться его, когда совершает то или иное действие. Всё это основывается на вере в Аллаха и на том, что Он является божеством, которому поклоняются и подчиняются.

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا

“Но нет, клянусь твоим Господом! Не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью”. (4:65)

И мусульманин, придерживаясь приказов и запретов в своих делах, являющихся материей, основываясь на осознании связи с Аллахом, – соединяет материю с духом, и его жизнь строится на духовной основе, которая и есть исламская доктрина.
 

Основываясь на этом, не будет являться вопросом, удовлетворяет ли человек свои потребности и желания или нет? В какой степени удовлетворяет? Что удовлетворяет: тело или дух? Что из них одолевает? И будет ошибочно рассматривать эти вопросы. Однако должен рассматриваться вопрос, каким бывает это удовлетворение, и на чем необходимо основываться?  

Поэтому ошиблись те, кто думал, что богобоязненность бывает в аскетизме, в отдаленности от наслаждений, в оставлении услад и прелестей жизни. Этот аскетизм может совершать и человек не верующий в Аллаха. И откуда у него богобоязненность? Аяты Корана и изречения Посланника  (да благословит его Аллах и приветствует) разъясняют, что Всевышний Аллах создал мир и его прелести, и подчинил все, что в нем – человеку, чтобы он пользовался всем этим по праву, то есть, согласно Его повелениям и запретам.
 

Всевышний Аллах говорит:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلاً

“Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали”. (17:70)

И сказал Аллах:

وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لَّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

“И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих!” (45:13)

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللّهِ الَّتِيَ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالْطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِي لِلَّذِينَ آمَنُواْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ
 

“Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?” Скажи: “Это - только для тех, которые уверовали в ближайшей жизни в день воскресения”. Так разъясняем Мы знамения для людей, которые знают!”  (7:32)

И сказал Аллах, упоминая о своей милости для своих рабов:
 

وَالأَنْعَامَ خَلَقَهَا لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَى بَلَدٍ لَّمْ تَكُونُواْ بَالِغِيهِ إِلاَّ بِشِقِّ الأَنفُسِ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

“И скот Он создал; для вас в нем – согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, в которой вы бы не достигли без утомления самих себя. Поистине, Господь ваш – кроткий, милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете”. (16:5)
 

И много других аятов, которые содержат это значение.

Во времена пророчества, некоторые люди поняли, что богобоязненность бывает в аскетизме, в преодолении себя и своего тела. И когда спросили о поклонении Посланника Аллаха, им показалось этого мало, и взяли на себя тяжелую ношу, думая, что они поступают хорошо, и что они достигли богобоязненности. Когда это дошло до Посланника Аллаха, то он почувствовал опасность этого искаженного понятия, и принял необходимые меры. Передал Бухари от Анаса ибн Малика: “Пришли три человека к домам жен Посланника Аллаха, спрашивая о его поклонении. Когда они узнали, им показалось этого мало. И сказали они: “Куда нам до Посланника Аллаха! Ведь ему прощены прошлые и будущие грехи”. Тогда сказал один из них: “Я буду выстаивать всегда ночную молитву”. Другой сказал: “Я буду держать пост месяц и не разговляться”. И третий сказал: “Я буду сторониться женщин и не женюсь никогда”. Пришёл Посланник Аллаха и сказал: “Это вы, которые сказали так-то, так-то? Клянусь Аллахом, поистине я боюсь за вас перед Аллахом. Однако я держу пост и разговляюсь, совершаю молитву и сплю, и женюсь на женщинах. И кто не желает моей сунны тот не из нас”.
 

Это является доказательством, что нет никакого противоречия между наслаждением и духом. Человек, который ест приятную пищу, добытую дозволенным путём, при этом восхваляя Всевышнего за его милость, чувствует дух с ощущением вкуса этой пищи.

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُواْ لِلّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ

“О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь!” (2:172)

И сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحَرِّمُواْ طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

“О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!” (5:87)

Торговец, который получает большой доход и большие деньги, ощущает духовность, если он придерживался законов шариата и соблюдал дозволенное и запретное в своей торговле. Сказал Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует): “Правдивый торговец будет с пророками, с правдивыми и с шахидами”.
 

И о супружеской жизни сказал Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует): “В вашей супружеской жизни есть милостыня”. И сказали: “О Посланник Аллаха, разве есть вознаграждение, если один из нас удовлетворяет свое желание с женой?” И сказал Посланник Аллаха: “Если он делает это запретным путём, есть ли на нём грех за это? А также если он делает это дозволенным путём, есть за это ему вознаграждение?”

Именно такой взгляд на человека, его поведение, его богобоязненность, – выделила жизнь в исламском обществе в эпоху развития и мощи исламского государства. И не было в том обществе неправильных понятий о духе и материи, не было борьбы между духовной и временной властью. Но была одна власть, которая управляла делами людей по системе Ислама, основываясь на исламской доктрине, и на осознании связи с Аллахом. И государство – это политическая власть, которая основывается на духовной основе. Не было того, что есть сегодня, – светская и духовная власть. Но было исламское правление, которое решало все виды споров между людьми по законам шариата. Всё равно, было ли это связано с властью, имуществом, обществом или другими общественными взаимоотношениями.
 

Всё это продолжалось до тех пор, пока не пришло время, когда западные государства завладели нашими странами и разрушили исламское государство, отделили систему Ислама от жизни, общества и государства. Дела религии стали ограничиваться поклонением, нравственностью и личными вопросами человека, и основали государства, притворяющие выдуманные человеком законы и отделяющие религию от государства.

В исламских странах появилась духовная власть, олицетворяемая муфтиятом. Разделили власть на светскую, которая решает споры установленными человеком законами, и духовную, которая заботится о личных делах человека, таких как брак, развод и наследство. Правление, которое существует сегодня в исламских странах, это правление, которым не доволен Аллах. Поэтому основной проблемой мусульман является возобновление исламского образа жизни, возвращение Ислама в эту жизнь и общество, и ликвидация всего того, что внушается им о разделении религии от государства, и разделении власти на светскую и духовную, и подобного этому. Так как в системе Ислама только одна власть, которая правит тем, что ниспослал Аллах, и мусульмане должны подчиняться ей.
 

Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً

“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу”. (4:59)

 

 

Ахмад аль-Къасас