Много столетий тому назад до появления Ислама и даже до христианства, у некоторых народов господствовала мысль о бытие, смысл которой заключался в том, что это бытие состоит из двух компонентов: материи и духа.
И то, что окружают человека ощутимые вещи – это и есть материальная сторона этого бытия. Относительно другой стороны, которая скрыта от человека, это дух или духовный мир. Они видели, что главное в бытие (вуджуд) – это его дух (рух), а его материальная сторона ничто иное, как случайность. И внутри этой философии было множество понятий об определении духовного мира. Среди них были те, кто обобщал выражение дух с творцом вселенной, и те, кто включал туда ангелов или джинов или других существ, которым присуща душа.
Главное в той философии был взгляд на человека, то есть представление человека, что он состоит из двух составных частей: материи (тела) и духа. А также господствовало утверждение, что эти две основные части находятся в постоянной борьбе, вытекающей из взаимного противоречия и расхождения. И эта борьба закончиться победой одной из них, или одержит верх дух над телом, или тело одержит верх над духом. Если дух одержит верх над телом, то человек будет хорошим, добрым, чистым и богобоязненным, который возвышается над телом и материей. Однако если тело одержит верх над духом, то это значит, что мы видим человека, который опустился до уровня животного, утонул в грязи этой жизни и удалился от высшего духовного мира.
Поистине многие из мусульман взялись рассматривать эту тему, и, не рассмотрев эту проблему из её корня, подумали, что разногласия с последователями этой философии не в основе, а в подробностях и в разветвлении. То есть многие из них согласились с оппонентом в том, что человек состоит из тела и духа. Затем оспорили их в методе, которым должны обходиться тело и дух. Многие из них сказали, что Ислам соблюдает равновесие между духом и телом, он даёт каждому из них пищу и все необходимое, не ущемляя ни то, ни другое. И насыщается дух верой, поклонением, поминанием Господа и добрыми делами. А тело тем, что определил шариат из пищи, одежды и т.д. Однако мы говорим, что решение такой проблемы требует большей точности и углубленного рассмотрения этих мыслей и мнений. Для выяснения основы, на которой базируется эта философия, необходимо задать вопрос: в действительности ли человек состоит из материи и духа? Поистине, неясность в этом вопросе у многих людей появилась по причине того, что известно о наличии духа в человеке, и это секрет жизни. При его наличии живет человек, и с его выходом умирает.
Всевышний Аллах говорит:
وَنَفَخْتُ فِيهِ مِن رُّوحِي
“…вдунул от Моего духа” (15:29)
ثُمَّ سَوَّاهُ وَنَفَخَ فِيهِ مِن رُّوحِهِ وَجَعَلَ لَكُمُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَالْأَفْئِدَةَ قَلِيلًا مَّا تَشْكُرُونَ
“…потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!” (32:9)
И многие другие аяты и хадисы, которые говорят о духе и о его существовании в человеке. Таким образом, многие из мусульман подверглись той мысли, что человек состоит из тела и духа, и что каждому из них своя пища.
نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنذِرِينَ
“Снизошел с ним дух верный на твое сердце, чтобы оказаться тебе из числа увещающих”. (26:193)
И здесь под словом дух, имеется в виду Джабраиль. А также из этих значений то, что пришло в словах Всевышнего:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّن الْعِلْمِ إِلاَّ قَلِيلاً
“Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления господа моего. Даровано вам знания только немного”. (17:85)
Однако все эти значения не имеются в виду, когда говорят о духе, духовности, и о духовном аспекте в человеке, жизни, вселенной. А имеется в виду другое значение, значение в терминологии. Не языковые значения, которые мы можем найти в старых словарях арабского языка. И если кто-то хотел понять значение какого-нибудь термина, то он должен уточнить его в тех текстах, в которых он пришел, чтобы знать то значение, которое имелось в виду. Тот, кто уточняет это, найдёт в большинстве текстах что те, которые используют слово дух, духовность или духовный аспект используют для того, чтобы выразить то, что чувствует человек, когда осознаёт свою связь с Создателем. Говорится, что уверовавший чувствует духовность, когда совершает поклонение, как намаз, пост, хадж, и когда размышляет о творениях Аллаха. А также чувствует дух, когда поклоняется и тому подобное. И у этого значения нет никакой связи с тем духом, который является секретом жизни. Так как последнее, есть и у уверовавшего человека, который чувствует духовность, и у безбожника, отрицающего создание Аллаха, и который не чувствует духовный аспект или духовность.
Основываясь на этом, мы можем определить духовный аспект наличием вещи, которая создана Всевышним Аллахом. И человек, жизнь, вселенная не являются вещами, состоящими из двух частей: материи и духа, а всё это состоит только из материи, не имея в своём составе другой вещи. Но они обладают духовным аспектом, который не является частью из её состава. Следовательно, духовный аспект вселенной то, что она создана Творцом. И духовный аспект жизни, это её сущность созданная Творцом. Духовный же аспект человека, это его сущность созданная Творцом. И дух, в терминологическом значении, это осознание связи с Всевышним Аллахом. Ощущение человеком духа или духовности, это его осознание связи с Всевышним Аллахом, с точки зрения того, что он создан Аллахом, и что он покорён его силе и правлению.
Поистине, основа в поведении человека то, что в нём есть жизненная энергия, которая толкает его к совершению действий. Жизненная энергия представляет собой органические потребности, как потребность в пище, сне и другие потребности, без удовлетворения которых, человек не может жить. Затем инстинкты, которые настойчиво требуют их удовлетворения, и если человек не удовлетворит их, он чувствует беспокойство и волнение.
Эти инстинкты и потребности в человеке, нуждаются в системе, которая упорядочит их удовлетворение. Эта система бывает или от Аллаха или от человека. Если эти инстинкты и потребности удовлетворяются без какой-либо системы или по системе от человека, то это удовлетворение будет материальным, и нет в нём духа. Если же они удовлетворяются по системе от Аллаха, основываясь на осознании связи с Всевышним Аллахом, т.е. основываясь на вере в Аллаха, – то такое удовлетворение будет правильным, и в нём будет дух. Среди этих инстинктов, по отношению к которым человек чувствует потребность в их удовлетворении, имеется инстинкт поклонения, который проявляется в стремлении почитать, освящать, поклоняться и подчиняться. И чувство недостатка и слабости, характерные для человека, непроизвольно ведут к решению о нужде человека в Создателе. Это то, что имеется в виду под инстинктом поклонения. Но этот инстинкт, как и другие, удовлетворяется материально, будучи далёким от веры в Аллаха, путем поклонения идолам, звездам, королям и другим созданиям, или удовлетворяется духовно, поклонением Ему согласно Его системе.
Поистине Ислам, основываясь на вере в Аллаха, определил духовный аспект в человеке, в его жизни и в том, что окружает его из материи этой вселенной, с точки зрения того, что всё создано Аллахом. Затем основал жизнь мусульманина на духовной основе. Сделал его дух связанным со всеми его делами, которые он совершает. Этим Аллах издал законы, являющиеся системой, охватывающей всю жизнь человека, и являющейся решением для всех его проблем. Далее, он определил для каждого действия шариатское решение, и мусульманин должен придерживаться его, когда совершает то или иное действие. Всё это основывается на вере в Аллаха и на том, что Он является божеством, которому поклоняются и подчиняются.
فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لاَ يَجِدُواْ فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
“Но нет, клянусь твоим Господом! Не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью”. (4:65)
Основываясь на этом, не будет являться вопросом, удовлетворяет ли человек свои потребности и желания или нет? В какой степени удовлетворяет? Что удовлетворяет: тело или дух? Что из них одолевает? И будет ошибочно рассматривать эти вопросы. Однако должен рассматриваться вопрос, каким бывает это удовлетворение, и на чем необходимо основываться?
Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلاً
“Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество пред многими, которых создали”. (17:70)
وَسَخَّرَ لَكُم مَّا فِي السَّمَاوَاتِ وَمَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مِّنْهُ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لَّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
“И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него. Поистине, в этом - знамения для людей размышляющих!” (45:13)
“Скажи: “Кто запретил украшения Аллаха, которые Он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?” Скажи: “Это - только для тех, которые уверовали в ближайшей жизни в день воскресения”. Так разъясняем Мы знамения для людей, которые знают!” (7:32)
وَالأَنْعَامَ خَلَقَهَا لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَى بَلَدٍ لَّمْ تَكُونُواْ بَالِغِيهِ إِلاَّ بِشِقِّ الأَنفُسِ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَؤُوفٌ رَّحِيمٌ وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لاَ تَعْلَمُونَ
И много других аятов, которые содержат это значение.
Это является доказательством, что нет никакого противоречия между наслаждением и духом. Человек, который ест приятную пищу, добытую дозволенным путём, при этом восхваляя Всевышнего за его милость, чувствует дух с ощущением вкуса этой пищи.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُلُواْ مِن طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ وَاشْكُرُواْ لِلّهِ إِن كُنتُمْ إِيَّاهُ تَعْبُدُونَ
“О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь!” (2:172)
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُحَرِّمُواْ طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللّهُ لَكُمْ وَلاَ تَعْتَدُواْ إِنَّ اللّهَ لاَ يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
“О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих!” (5:87)
И о супружеской жизни сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “В вашей супружеской жизни есть милостыня”. И сказали: “О Посланник Аллаха, разве есть вознаграждение, если один из нас удовлетворяет свое желание с женой?” И сказал Посланник Аллаха: “Если он делает это запретным путём, есть ли на нём грех за это? А также если он делает это дозволенным путём, есть за это ему вознаграждение?”
Всё это продолжалось до тех пор, пока не пришло время, когда западные государства завладели нашими странами и разрушили исламское государство, отделили систему Ислама от жизни, общества и государства. Дела религии стали ограничиваться поклонением, нравственностью и личными вопросами человека, и основали государства, притворяющие выдуманные человеком законы и отделяющие религию от государства.
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً
“О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу”. (4:59)
Ахмад аль-Къасас