Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Взгляд Хизб ут-Тахрир на революции и на метод достижения ими успеха

Выступление профессора Ахмада аль-Касаса на исследовательском симпозиуме под названием «Роль исламских движений в арабских революциях».

https://hizb.org.ua/video/redirects/1010

Вначале я хочу сказать о нашей позиции относительно революций. Дать оценку происходящему возможно только в случае, когда имеются определённые представления об этом. Рассматриваемый нами вопрос, если говорить о том, что он собой представляет, напрямую связан с сутью произошедших революций. Суть произошедших событий заключается в том, что люди, народ, восстали против несправедливости.

Так выглядела картина вначале революций. Мы не будем углубляться в рассуждения, были ли эти революции искусственно подняты той же Америкой или нет. Кстати, данная тема остаётся открытой, и желающие могут обсудить этот вопрос на других мероприятиях. Мы же, в свою очередь, убеждены в том, что поднятые революции не были организованы какой-либо заинтересованной в этом стороной, ни Америкой, ни Европой и никем другим. Нет! Эти революции стали ответом на происходящие процессы внутри Уммы, переполненной страданиями, в виде такого оформленного социального взрыва.

Как говорил мой брат, шейх Ахмад, и вправду, наступил момент, когда просто искра попала в бочку с порохом, т.е. люди испытывали несправедливость на протяжении десятков лет, когда на долю Исламской Уммы выпало огромное количество страданий. Мы говорим о несправедливости, выросшей до уровня порабощения людей. Добавьте к этому фактор падения авторитета властей в глазах народа в силу того, что они правили людьми огнём и мечом, а также одурачивали их, что они являются защитниками отечества от врагов-сионистов, мирового заговора империалистических стран и так далее.

Искра подожгла ситуацию в Тунисе. Затем пожар распространился по всему ближневосточному региону, охватив практически все страны арабского мира. Таковой была реальность революций на начальной стадии. Это было восстанием людей против несправедливости. Каким может быть наше мнение относительно всего этого? Больше того, каков взгляд Шариата относительно восстания людей против несправедливости?

Дорогие братья! Если бы даже у тех людей, кто восстал против несправедливости и поднялся на революцию, не было бы в руках никакого политического проекта, то сам факт произошедшего, по своей сути, уже свидетельствует об огромном достижении, потому что люди поднялись против несправедливости, о чём говорил ранее мой дорогой брат шейх Хасан — что Умму, народ, который не требует от притеснителя своих прав, можно считать мёртвыми.

Мы прекрасно знаем, что Исламской Умме, особенно — в арабском регионе, некоторыми движениями, называющими себя исламскими и говорящими от имени саляфитов, навязаны настроения запрета выступать против правителей, какими бы несправедливыми и деспотичными они ни были. По сей день во весь голос они продолжают заявлять о том, что те, кто выступил против правителей — совершают большой бидаат. Роль таких людей заключается в том, чтобы целенаправленно превращать людей или сознание людей в стадо овец, пастухом которых станет волк. По сей день в исламском мире, и в арабских странах — в частности, именно так и происходит.

Итак, если говорить о том, что восставшие против несправедливости люди не имели за собой никакого политического проекта, то самого факта отторжения несправедливости уже достаточно, чтобы считать их действия большим достижением. Мы, те, кто себя считает людьми, призывающими к изменениям, всегда видели, что одна из трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться, — это отчаяние среди людей, которые считают, что они неспособны что-либо изменить вокруг себя. Теперь же, в результате произошедших событий, у людей появилась уверенность в способности изменить всё к лучшему и даже прорваться в «лидеры», говоря о политических изменениях, если они соберутся силами. Естественно, одного этого недостаточно.

Недостаточно того, чтобы народ просто взбунтовался и восстал против несправедливости, потому что Исламская Умма по сути страдает не от существующей несправедливости. Представьте, если бы мы жили в государстве, не признающем господство международного сообщества, Америки, Европы и прочих, в сени государства, которое претворяет над людьми свой закон — Шариат, подчёркивающий их сущность, идентичность, но в то же самое время имела бы место несправедливость. Так и происходило на протяжении всей истории Ислама.

Существовало Исламское Государство, претворявшее Ислам, которое иного законодательства кроме исламского никогда не знало, но, порой, как это происходит, правители этого государства оказывались несправедливыми. Тогда мусульмане были обязаны выступать против несправедливости, и тому существует масса примеров на протяжении всей истории государственности в Исламе. Всё же, сегодняшняя тема — не про это, да и формат встречи не позволит говорить более. В таких условиях выступление против несправедливости было достаточным.

Однако то, что переживает Исламская Умма сегодня — это не просто существование несправедливости.

Самая большая ошибка, которую допускают сегодня некоторые движения... Тут я хочу отдельно указать на тех, кто ведёт свою деятельность в Сирии, в частности — кто сводит проблему к уровню избавления от несправедливости партии «Баас», от Башара Асада как личности. И пусть после этого власть переходит в руки кого угодно, и правят чем угодно; пусть Сирия станет частью международного сообщества, заложником посторонней (международной) воли; пусть там действуют конституция и закон, как продукты человеческого ума; нормы гражданского общества... Неважно... Самое главное — избавиться от несправедливости!

На самом деле, это — самое опасное предложение, которое способно свести на нет все успехи революции, покончить с народным движением и уже выращенные революцией плоды выбросить в мусор. Почему? Потому что Исламская Умма действительно сильно страдает от несправедливости, но не в этом сегодня заключается главная проблема. Основная проблема Исламской Уммы заключается в том, что она потеряла свою сущность, идентичность, что произошло 100 лет назад с утратой исламской государственности. Исламская Умма вышла за рамки исламского образа жизни. Это именно так! Исламская Умма на протяжении столетия живёт за рамками исламского образа жизни. Следовательно, она потеряла свою идентичность, своё «Я», и перестала жить в соответствии с тем, что ниспослал Аллах ﷻ, согласно тому жизненному укладу, который Он избрал для мусульман.

Это первое. Второй и очень опасный момент состоит в том, что Исламская Умма потеряла власть. Проблема не ограничилась тем, что мусульмане перестали находиться в поле исламского образа жизни и потеряли свою идентичность; беда заключается в том, что власть над мусульманами перешла в руки неверного колонизатора. Картина выглядит абсолютно иначе, нежели думают некоторые люди, желающие свести революционные движения к формату восстания против Башара Асада, Хосни Мубарака и т.д. Всё абсолютно не так. Наша власть сегодня не находится в руках Башара, Мубарака, Бен Али.

Власть Исламской Уммы сегодня принадлежит Западу, а все те, кто правит сегодня на исламских землях на протяжении 100 лет, начиная с переворота Мустафы Кемаля и заканчивая восстанием против Бен Али в Тунисе, — все эти правители являются лишь агентами, ставленниками западных государств, исполнителями воли международного сообщества. Сначала эти марионетки действовали в пользу Европы, сегодня же большинство из них служит интересам Америки. И поэтому проблема куда масштабней, чем думают некоторые утверждающие: «Мы хотим покончить с несправедливостью и выйти из этого состояния», — мол, этого достаточно.

На самом деле, революция должна выйти за рамки борьбы с несправедливостью и свержения узурпаторов власти. По мнению этих людей, несправедливость выражена только лишь в лице тех правителей, против которых были подняты восстания. Но несправедливость имеет такое свойство — с приходом нового правителя к власти обретать новое лицо. Мы видели это на примере революции в Тунисе. Люди ограничились тем, что свергли Бен Али, в то время как самой правящей системе, действующему режиму был дан второй шанс. В результате к власти пришёл друг Бен Али. Почему так происходит? Потому что не была оборвана правящая традиция, и она может иметь продолжение в будущем всякий раз, когда нужно будет снова притупить бдительность мусульман Туниса. Точно так же было и в Египте. После Хосни Мубарака пришли люди из той же правящей системы, ещё хуже, чем он, во главе с Абд аль-Фаттахом Сиси.

Это — ещё одно доказательство в пользу того, что Запад не стоял за организацией арабских революций с целью изменить, перекроить существующую реальность, потому как именно Запад, в конечном счёте, вернул тот же Египет в прежнее дореволюционное состояние так же, как и Тунис. Более того, обе эти страны попали в более худшее положение, чем были раньше.

Действия Запада в отношении вспыхнувших революций были направлены на их срыв, чтобы не допустить, лишить их всякого политического содержания, изолировать от любого политического проекта. Отсюда, мы считаем, что если искрой, ставшая причиной революций, можно сказать, была существующая несправедливость, то недопустимо, чтобы все наши последующие действия были направлены на (и ограничились только бы) избавление от этой самой несправедливости.

На самом деле, невозможно избавиться от несправедливости, пока мы не сумеем вернуть или восстановить свою власть, собственную волю, идентичность. Почему? Потому что если Умма не «вернётся к своим истокам», своей идентичности, не восстановит свою власть, то над ней, естественно, будут править другие, чужие. Во власти будет чужой по своим взглядам на жизнь человек, какой-нибудь светский деятель, который в своих решениях будет отталкиваться от директив сверху, т.е. от Америки. Такой правитель оказывается подконтрольным внешними силами, он не в состоянии защитить свою власть, единственным выходом остаётся прибегнуть к притеснению своего же народа, чтобы оставаться у власти... Почему? Потому что если он предложит народу поступить согласно его желанию и стремления, то люди со временем придут к Исламу.

Все проводимые социологические опросы, даже сами выборы на протяжении десятков лет, подтверждали это. В 1990 и в 1992 году так, например, произошло в Алжире. Если Умме будет предложено и позволено поступить по собственному выбору, когда она не будет ограничена в своём выборе между плохим и худшим кандидатом, то она непременно выберет Ислам.

Следовательно, Исламская Умма не избавится от несправедливости до тех пор, пока не «вернётся к своим истокам», восстановит исламскую идентичность и свою власть, потому что, имея власть, она автоматически сможет выбрать того правителя, кого пожелает. Революции были проиграны и сведены к нулю именно из-за того, что не несли в себе политического проекта. Если мы вернёмся к историческому прошлому Европы, то я покажу вам это на небольшом примере.

Французская революция преуспела в изменении облика Европы и даже открыла двери в новую эпоху. Почему? До этой революции как в самой Франции, так и в прочих европейских государствах происходило множество различных революций. Большая часть этих революций вообще никак не меняла положения дел в Европе, потому что они не несли в себе политического проекта. Но именно эта французская революция отличалась тем, что сопровождалась политическим проектом, который назвали «общественным договором», «демократией», «капиталистической системой» и т.д., опираясь на идею отделения религии от жизни, государства и общества. Весь Запад принял эту идею, после чего европейцы вошли в новый этап своей истории.

Следующий пример — это Россия. Кто читал историю России, тот знает, что революции большевиков предшествовало много других революций. За несколько месяцев до революции большевиков поднялась народная революция, свергшая царя. Но свержение царя не привело к кардинальным, коренным изменениям в стране. Затем социалисты влились в революцию и предоставили революционерам, не имевшим тогда никакого политического проекта и никакого культурного просвещения, проект, заключавшийся в четырёх лозунгах: «выход из войны», «землю — крестьянам», «фабрики — рабочим», «вся власть — народу». Люди понесли эти лозунги, и ими стали руководить социалисты, предложившие свой политический проект. Конечно, этот проект был неправильным, не пригодным для обеспечения нормальной жизни человеку, но всё-таки это был политический проект, внешне завершённый, а поэтому лик России изменился и был образован СССР — один из основных игроков на международной арене прошлого века. СССР был одним из двух мировых гигантов, устанавливавших определённый порядок жизни в прошлом веке.

Сегодня от сирийской революции хотят, чтобы она ограничилась только лишь избавлением от несправедливости. Братья! Мы — мусульмане! У нас есть великие, глубокие, основательные взгляды на жизнь, понятия, на которых базируется всё наше поведение и взаимоотношения с людьми. К числу важнейших идей, которые мы стараемся донести до людей, является тагут (правление не по Исламу), и это — самое опасное в жизни мусульман явление, способное перевернуть всё вверх дном. Мусульмане обязаны обратить внимание на то, что хоть тирания и является большой опасностью, которая ненавистна Аллаху и по поводу которой мусульмане не могут молчать, но более страшным, чем тирания, является тагут. Что имеется в виду под словом «тагут»? Ответ содержится в Коране. Тагут борется с верой и противоречит Шариату, ниспосланному Аллахом ﷻ. Аллах говорит в Коране:

«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается» (2:256).

Итак, вера в тагута противоречит вере в Аллаха. Но посмотрите на них... Они хотят привести к правлению тагута, хотя им приказано в него не верить. Они хотят правления тагута, хотя им запрещено править посторонним законом помимо Шариата Аллаха ﷻ.

На этом фундаменте Умма должна построить своё размышление, прежде чем приступить к изменению существующей реальности, прежде чем перейти к какому бы то ни было иному положению в жизни. По сей день ведётся борьба за освобождение от несправедливости. Сегодня в нашем исламском мире несправедливость никуда не исчезла, но она совершенно не та, которая была ранее во времена некоторых мусульманских правителей, примеры которых известны в истории. В прошлом была несправедливость отдельных личностей.

Сегодня же вся Исламская Умма страдает от несправедливости целых режимов. Сегодня над нами установлены правители, каждый в своём регионе, и они правят не тем, что ниспослал Аллах, и не позволяют Исламской Умме вернуться к исламскому образу жизни, к правлению по Шариату. Обратите внимание на недопустимость для Исламской Уммы, на красную линию, прочерченную перед возможностью для Исламской Уммы объединиться и устранить внутри себя искусственные границы Сайкс–Пико. Согласно же плану Америки, границы Сайкс–Пико должны будут ещё раз измениться и привести к ещё большему дроблению исламских земель, потому что существует и никуда не делось известное правило «разделяй и властвуй».

А поэтому, дорогие братья, с тех пор, как мы влились в революции с первых же дней, мы видели, как члены Хизб ут-Тахрир были на передовых позициях во время революции в Тунисе, и сразу сказали тогда: «О жители Туниса! Одним только свержением Бен Али вы не получите избавления от той жизни, в которой вы оказались. Избавление может быть достигнуто только посредством восстановления исламского образа жизни и возращения в руки мусульман отнятой у них власти. А пока нас словно фигурки на шахматной доске передвигает так называемое «международное сообщество», мы никогда не выйдем из нашего бедственного положения».

Кто-то может сказать: «Неужели один регион исламского мира в состоянии проигнорировать всё международное сообщество, со всем его оружием и возможностями?». На это мы ответим: «На самом деле, политический проект, ограниченный рамками региона, не может не считаться с международным сообществом, выйти из-под его влияния. Значит, мысли об изменениях ни в коем случае не должны быть ограничены региональными рамками. Если бы Умма не была бы обладателем культурного проекта и не имела бы идентичности, угрожающей Западу на протяжении столетий и по сей день, то Запад никогда бы не вёл в отношении Уммы подобную сегодняшнему дню политику. Запад довольно вяло ведёт отношения со многими народами в этом мире, потому как у них нет никакого культурного проекта, представляющего собой опасность для гегемонии Запада».

Но если Исламская Умма обретёт былую силу и возможности, то это будет представлять опасность для западного влияния в исламском мире. Запад просто исчезнет только лишь от одного факта, когда оборвутся все нити, связующие его с исламскими землями, откуда он выкачивает нефть и прочие ресурсы, транспортируя их в страны Европы и Америку. Запад это прекрасно осознаёт. Далее, ситуация более усугубится для Запада, когда Исламская Умма понесёт свою культуру к его дверям. Люди там начнут переосмысливать свою жизнь, менять свои взгляды, без применения силы, а только лишь видя пример образа лучшей культуры, чем та, что на Западе. Тогда-то мы и увидим, как западная цивилизация прекратит своё существование. А поэтому, братья, мы с надеждой на обещание Аллаха и Его Посланника ﷺ продолжаем говорить, что революция в Сирии позиционирует себя как революция Уммы, а не определённого региона, или родины, или революции голодных, притеснённых.

Эта революция должна понести исламский политический проект, выходящий за рамки региона. Мы утверждаем, что мы несём на протяжении десятков лет исламский политический проект, способный решить наши проблемы, который называется «Исламский Халифат». Положение, в котором мы сегодня живём, должно ещё больше мотивировать людей к изменениям и быть уверенными в этом проекте. Почему? Потому что существующее положение дел говорит лишь об одном — мы не сможем избавиться от международного сообщества, от его господства над нами, если только перед Уммой не будет стоять глобальный политический проект, не ограничивающийся рамками искусственных границ, навязанных нам внутри исламского мира. А для такого шага Исламская Умма должна иметь способность в единый миг сплотиться под одним знаменем, под одним правителем, под одним политическим проектом, коим и является проект Исламского государства Халифат... Если бы я мог ещё немного располагать временем для своего выступления! Но, к сожалению, уже подошло время магриб-намаза, и ребята беспокоятся, поглядывают по сторонам, чтобы совершить намаз. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!


Оригинал на арабском 

Лекции

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть