Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Постепенное исполнение Шариата

Каков взгляд Ислама на постепенное претворение исламского законодательства?

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/4955

Шейх Исам Умайра

Благослови Вас Аллах! Спасибо за столь важный вопрос! Во-первых, давайте, наконец, проведём разницу между последовательным ниспосланием Шариата и его постепенным претворением, реализацией. Сторонники идеи постепенности запутались и сбились с толку из-за того, что не видят разницы между постепенностью в ниспослании Шариата и его реализации. В постепенном ниспослании Ислама заключается высшая мудрость Аллаха. В Коране говорится так:

«Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» (25:32).

В том же аяте Аллах Всевышний отвечает на их вопрос:

«Мы поступили так, чтобы укрепить им твоё сердце» (25:32).

Таким образом, Аллах ниспосылал Своё откровение частями для того, чтобы укрепить положение мусульман и постепенно, часть за частью, возводить для них совершенно новый проект жизни.

Так, к примеру, если кто-то решает построить новое здание, то всегда начинает с фундамента, потом возводит стены, потом кладёт плиты перекрытия, потом выстраивает следующие этажи, потом кроет крышу, потом проводит электричество, потом ставит окна и двери. В самом конце проводятся отделочные роботы, наводится порядок и чистота, и жильцы въезжают в дом, перерезая красную ленточку. Поэтому, говоря о чём-то новом — оно всегда будет строиться постепенно, и это естественно. Постепенное ниспослание Шариата было постепенным возведением дома Ислама.

Однако после того, как Всевышний сказал в Коране:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3), —

это стало значить, что мы отныне живём в достроенном, завершённом доме. Этот дом был возведён постепенно, но заселиться в него и жить там мы должны сразу и полноценно. Как можно жить в доме постепенно? Как это возможно представить? Сначала первые две недели живёшь сам, потом три недели — со своей женой, потом переселяешь детей, потом говоришь что «приём гостей в доме возможен только через год!»... Зачем, почему? Потому что ты решил, что обживать готовый дом нужно постепенно! Неужели ты так будешь себя вести? Нет, конечно же.

Наоборот, в первый же день в новом доме всегда собирается огромное количество людей, гостей. Приходят инженеры, подрядчики, владельцы квартир, и они вместе торжественно вводят дом в эксплуатацию. Похожим образом много сотен лет назад было завершено постепенное ниспослание Шариата и был возведён дом Ислама. Теперь же необходимо рассмотреть второй вопрос, а именно — вопрос постепенного претворения Шариата. Всякий раз, как ниспосылался новый закон Шариата, мусульмане исполняли его мгновенно и полноценным образом. К примеру, был ниспослан аят:

«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38).

Как вы представляете себе постепенное исполнение этого закона? Отрубим вору сначала ногти, затем один за другим фаланги пальцев, потом обрежем все связки и лишь в конце отрубим кисть? Нет, конечно! Этот закон с первого дня ниспослания был исполнен сразу и в полной мере. Как только был ниспослан аят в Коране:

«Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите» (4:43), —

больше никому не позволялось находиться в опьянённом состоянии во время намаза. Всякий, кто заходил в мечеть пьяным во время намаза, выдворялся из неё и получал наказание. Как только был ниспослан аят:

«Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же её» (5:90), —

люди осознали, что спиртные напитки запрещены полностью, после чего, как рассказывают, по улицам Медины потекли реки вина и прочего спиртного, ибо люди принялись бить и выливать все запасы спиртного, что у них были, на улицу. Сахабы в один раз избавились от всего спиртного, не оставив от него и следа.

Как только был ниспослан аят:

«О Пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним» (9:73), —

никто не говорил: «Давайте сначала будем вести джихад словами, потом палками, потом камнями, потом привяжем эти палки к камням и только потоооом уже в конце вынем мечи!». Не было такого! Ниспосланный закон был исполнен сразу и незамедлительно!!! После того, как Исламский Шариат был завершён, правителю или судье запрещается его постепенное исполнение. Закон Шариата должен быть реализован полностью и сразу. После смерти Пророка ﷺ функцию верховного исполнителя Исламского Шариата берут на себя его наместники, коих именуют халифами. Так и должно быть согласно словам Пророка ﷺ:

«Затем будет Халифат по методу пророчества...».

Так и должно быть согласно словам Всевышнего в Коране:

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (24:55).

Как-то раз я разговаривал с одним доктором шариатских наук в исламском университете Хеврона. Мы обменялись приветствиями, и он сказал: «Ну вот, Мурси у власти! Пусть Аллах ему поможет!». Я говорю: «Уважаемый джамаат! Ваши единомышленники теперь у власти! Давайте же установим Шариат!». Он отвечает: «Нет, погоди немного! Аллах Всевышний ведь сказал в Коране:

«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле» (24:55).

Вот тут давай поставим запятую». Я спрашиваю его: «А что дальше?». Он отвечает: «Далее в аяте сказано:

«Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию» (24:55), —

тут ставим вторую запятую». Я спрашиваю: «А что дальше?». Он отвечает: «…сменит их страх на безопасность» (24:55), — вот тут точка».

Итого, он считает, что «истихляф» (получение наместнической власти), «тамкин» (возможность исповедовать религию) и «амн» (безопасность) должны быть претворены не одновременно, а постепенно, ибо каждая из этих частей или обстоятельств обособлены. Согласно его мнению, должно быть так:

«Сначала мы должны добиться власти, и то, в рамках американской модели, путём демократических выборов, набрать большинство голосов, и опля — мы управляем страной. Потом мы должны утвердиться вплоть до возможности свободно исповедовать религию».

Я его остановил и спросил: «А когда и как ты собираешься утвердить своё положение и свободно исповедовать религию?».

Он сказал: «Дай нам время».

Я спросил: «Сколько времени вам нужно?».

Он ответил: «Четыре года».

Я сказал: «Отлично, ребята! Встретимся через четыре года! Ассаляму алейкум!».

Как принято у бедуинов, мы договорились оставить этот разговор на четыре года и вернуться к нему по истечении срока. Однако какой там?! Прошёл всего год, и посредством той же демократии, которую он оправдывал, половина народа в Египте на площади Тахрир была накручена против второй половины народа на площади Рабиа или ещё какой-то площади, после чего все они условились решить проблему демократически.

И я помню, как Абд аль-Фаттах Сиси, обратившись к людям Мурси, сказал: «Я даю вам 24 часа, чтобы вы согласились!». Он прекрасно знал, что те пойдут на соглашение, и как только прошло отпущенное время, он спокойно вошёл к президенту Мурси и арестовал его, после чего принялся арестовывать и сажать толпы людей, хватая их на улицах и площадях. Поэтому нужно признать, что идея постепенного исполнения Шариата несостоятельна. Ниспослание Шариата завершилось, а нам остаётся лишь исполнять его всецело и сразу.

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть