Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Виды мышления. «Понятия и факты». Часть 1

https://redirects.live/video/redirects/12579

«Виды мышления»
«Понятия и факты» (Ч.1)
Фатхи Махмуд — Иерусалим
07.04.2023

Мышление, как известно, бывает разным. Оно может быть поверхностным, может быть глубоким, а может быть озаряющим. Так же мышление может разделяться по другим категориям: оно может быть идеологическим, может быть стратегическим, может быть управленческим. Кроме того, оно может быть регрессивным и прогрессивным. В свою очередь, прогрессивное мышление может быть здоровым, приводящим к цели, а может быть тупиковым. Так же мышление может быть глобальным, может быть региональным, а может быть местечковым. Следовательно, мышление может разделяться по разным категориям. На нашей встрече мы рассмотрим поверхностный, глубокий и озаряющий вид мышлений. Поговорим о том, что их делает таковыми и в чём разница между ними.

Мышление неразрывно связано с окружающей реальностью, её ощущением и знаниями о ней. Мышление человека неразрывно связано со всем этим. Если человек взаимодействует с реальностью, т.е. совершает поступки, используя поверхностное мышление и первичные знания, то он получит поверхностные понятия. О таком человеке говорят, что у него поверхностное мышление, например, в том, что связано с науками, такими как химия или физика, или поверхностное мышление в таких науках, как исламский фикх или история и т.п. Если человек основывает поведение на поверхностных взглядах на вещи, принимает решения на основе первичных, частичных и простейших знаний, то мы говорим, что такой человек мыслит поверхностно в отношении окружающей его реальности.

Если же человек углубляется в изучение реальности, углублённо изучает сведения о ней, неоднократно пытается ощутить её на практике, пытаясь таким образом связать информацию с реальностью, то тем самым он глубже познаёт изучаемую реальность. О таком человеке мы говорим, что у него глубокое мышление. Поэтому когда вы разговариваете с человеком об Исламе, о капитализме, о социализме, о любой идее в принципе, то из его образа осмысления реальности вы выносите решение и о его мышлении. Если вы обнаруживаете, что он обладает лишь первичными сведениями об Исламе, о капитализме, о социализме и т.д., то вы понимаете, что у него поверхностный взгляд, и другого в таком положении быть не может, ибо он в обсуждаемых темах обладает лишь поверхностными знаниями. В то же время в этих темах человек может обладать и глубоким мышлением, и даже озаряющим.

Когда нужно озаряющее мышление? Когда лишь глубокого недостаточно. Кто, например, изучает такие науки, как физика или химия, кто изучает науки из исламского просвещения, такие как фикх, хадис или тафсир, тот непременно будет нуждаться в углублённом изучении, для которого нужно, соответственно, глубокое мышление. Однако, дойдя до определённого предела, человек обнаружит, что для выхода за предел достигнутого ему нужно выйти за рамки привычного глубокого мышления. Он нуждается в озаряющем мышлении. Озаряющее мышление — это такое же глубокое мышление, к которому добавляется то, что человек не просто углублённо изучает некий предмет, но и пытается найти его связь с тем, что вокруг него, чтобы вместе с этой связью получить качественно новое и правильное решение.

Например, когда мы говорим о политическом осознании реальности, то должны признать, что для его продуктивности недостаточно глубокого изучения предмета политики. Для получения качественного нового и правильного решения изучение предмета политического анализа непременно должно стать озаряющим. Для этого придётся не только глубокого изучить предмет политического анализа, но и события, происходящие вокруг него, как на глобальном, так и на региональном и местном уровнях. Получается, что качественно лучшее политическое осознание реальности нуждается в озаряющем мышлении, и обычного узкоспециализированного, хоть и глубокого мышления, для этого недостаточно.

Итого, человек может изучать реальность вокруг себя, и в зависимости от того, какой имеет подход к ней, получать о ней либо поверхностные сведения, либо глубокие, либо озаряющие. Вышесказанное касалось теории видов мышления. Теперь же давайте рассмотрим примеры, чтобы увидеть, как все три вида выражаются на практике.

Когда человек хочет получить сведения в науке географии, физике или химии, или в хадисах, фикхе, усуль фикхе, но при этом он сам не специализируется в этих науках, то первым делом он пытается найти самые простые и первичные сведения об этих науках, т.е. он желает сначала найти простейшие сведения о предмете, прежде чем начать изучать его глубже. О таком человеке мы говорим, что он не специалист, поскольку не имеет глубоких познаний в усуль фикхе, или хадисах, химии, физике и т.д. Всё, что у него пока есть, это первичные сведения, из-за чего у него в этой области может быть лишь поверхностное мышление.

Но человек, углубившийся в фикх, или усуль фикх, тафсир или физику, уже будет иметь в этой области глубокое мышление, выражающееся в глубоком понимании реальности изучаемого предмета, он будет иметь достаточно глубокие познания даже в тех сферах, которые связаны с предметом изучения. Всё это даёт ему право считать, что он обладает глубоким мышлением в этой сфере. Правда заключается в том, что человек в течение всей своей жизни не может глубоким образом изучить всё, что есть вокруг него, не может обрести глубокие знания обо всём в этом мире, как и не может все их испытать на практике и ощутить. Поэтому, в любом случае, что-то в своей жизни он будет понимать лишь поверхностно, что-то будет понимать глубоко, а о чём-то будет иметь озаряющее мышление. Однако прежде чем начать мыслить озаряющим образом, человек должен научиться этому, понять, что для этого нужно сделать, поскольку если он научится глубоко мыслить, то сможет и глубоко взаимодействовать с реальностью, а если научится мыслить озаряюще, то сможет взаимодействовать озаряюще. По всем этим причинам необходимо понимать, какие виды мышления бывают и в чём разница между ними. Когда человек имеет дело с некими событиями или вещами, связанными с его личной жизнью, с его работой, профессией или бытом, то время от времени он вынужден изучать что-то максимально углублённо вплоть до озарения. Следовательно, для этой цели человек должен взять за привычку думать и размышлять, должен стараться научиться правилам поверхностного мышления, глубокого мышления и озаряющего мышления.

Поверхностный взгляд на информацию приводит к поверхностному мышлению. Углублённое изучение реальности, углублённое изучение информации, постоянные углублённые опыты и практические эксперименты, затем попытки связать реальность с информацией приводят человека к более глубокому мышлению. Озаряющее мышление — это в основе своей такое же глубокое мышление, но к которому добавляется попытка связать изучаемый предмет или изучаемую реальность с тем, что находится вокруг него или неё, чтобы получить в совокупности более широкую и детальную картину происходящего и углубиться с ней ещё раз в изучение. Давайте рассмотрим практический пример политического характера и применим все три вида мышления для проведения анализа.

В качестве примера мы возьмём современную украино-российскую войну. Человек с поверхностной информацией слышал что-то об этой войне, особо не углубляясь, и поэтому он имеет о ней поверхностное мышление, отчего говорит: «Это война между большим и маленьким государством. Два соседа столкнулись друг с другом». Так он считает, потому что имеет лишь первичные сведения об этом конфликте, не желая углубляться, и от этого и мышление об этой войне у него вырабатывается соответствующее. Но кто решит углубиться в изучение войны, увидит, что она имеет глобальный, международный характер. Если он раздобудет информацию о международной обстановке, связанной с войной, то поймёт глубину политической ситуации, поймёт, что украино-российская война — вовсе не война между одним большим и одним малым государствами, а на самом деле это столкновение между большими и сильными государствами на территории Украины, и Украина в этой войне — не более чем площадка для выяснения отношений, не более чем инструмент в руках Америки. Украина — это ловушка, расставленная против России, чтобы втянуть последнюю в войну. Он начинает понимать, что война в Украине на самом деле является конфликтом между Западом и Россией, после чего к нему приходит осознание реальности данной войны. Затем он понимает, почему на самом деле Запад поставляет вооружение и оказывает финансовую поддержку Украине. В принципе, это понимание станет пределом возможностей для глубокого изучения вопроса. Дальше он уже не углубится, т.к. сам метод глубокого мышления не позволяет ему этого сделать.

Озаряющее же мышление намного выше и продуктивнее, чем глубокое мышление. Конкретно на примере украино-российской войне оно выглядит так: когда человек отслеживает новости о ней и углубляется в её изучение максимально глубоко, как я говорил, то он понимает, что эта война — понятное дело — конфликт больших государств. Но с чем она связана? А связана она с вопросами международного влияния, с международными институтами, и, следовательно, связана с самой международной системой, которая должна будет главенствовать в мире. Он понимает, что это не заурядная война местечкового уровня, которая может закончиться в любой момент. Нет! Эта война будет длиться долго! Более того, она при благоприятных условиях может расширяться и охватит всю или почти всю Европу, после чего может выйти за пределы Европы. В неё могут быть вовлечены другие государства с разных концов света, так что в итоге она может перерасти в глобальную, т.е. Третью мировую войну.

Кто озаряюще смотрит на эту войну, приходит к выводу о том, что Америка желает затянуть Россию в Украину словно в болото, что является первым шагом на пути установления новой международной системы, которую Америка начертала и к которой идёт уже не первое десятилетие. Америка спровоцировала эту войну тогда, когда посчитала уместным, когда — согласно её видению — для это подходили все условия. Америка понимает, что Россия не желает покориться её новому видению будущего переустройства мировой системы, которую Америка желает навязать всему миру. Одновременно с этим Америка знает, что Россия и Китай хотят навязать миру другую, альтернативную систему, отличающуюся от той системы, которую желает видеть Америка. По этим причинам война оказалась неизбежной.

Как видите, озаряющее мышление — это в основе своей глубокое осознание доступной информации + попытка связать это осознание с событиями и вещами, которые относятся к этой информации или находятся рядом с ней. Если мы озаряюще посмотрим на украино-российскую войну, то поймём, что эта война по итогу своему является частью масштабной борьбы за будущую мировую систему, а поэтому конфликт может не ограничиться территорией Украины, наоборот, он рискует продолжиться, пока не выйдет за пределы Украины, затем он может вылиться на всю или почти всю Европу, затем может выйти за пределы Европы и охватить разные концы света, затронув весь мир, потому что в итоге этой войны должна будет переустроена вся международная система отношений.

На самом деле глубокое мышление внутри себя имеет градацию и разделяется на степени от самого сильного до самого слабого. Но, несмотря на всё разделение, главное заключается в том, что любое глубокое мышление продолжает оставаться глубоким. Поэтому важно изначально определить то, какое мышление глубокое, а какое — поверхностное. В то же время для любого, даже самого слабого глубокого мышления, человек должен в принципе уметь глубоко мыслить, должен в принципе уметь хоть немного глубоко изучать информацию, какой бы сложной или лёгкой ни была информация и реальность, связанная с ней. Поэтому прежде чем разбираться в том, насколько глубоким является мышление, необходимо определить, какое мышление в принципе считать глубоким, а какое нет. Глубоким оно может считаться только при двух условиях:

1. При условии углублённого изучения реальности.

2. При условии углублённого изучения информации связанной с этой реальностью.

Главное — оторвать человека от поверхностного мышления и научить его мыслить глубоко, т.е. с соблюдением вышеуказанных условий. Затем его нужно научить озаряющему мышлению, потому что иногда стандартного глубокого мышления становится недостаточно, т.к. глубокое мышление не приводит к коренному осознанию проблемы, и, опираясь лишь на глубокое мышление, вы никогда не придёте к верному решению той проблемы, которая разрешится только с озаряющим мышлением. Например, глубокое размышление о жизни, человеке и Вселенной может раскрыть вам правду о том, как устроена жизнь, как устроен человек, как устроена Вселенная, но на этом вы достигните предела и не придёте к правильному ответу на вопрос о том, откуда это всё появилось. Только озаряющее мышление способно привести вас к осознанию, что и жизнь, и человека, и Вселенную кто-то создал.

Поэтому каким бы ни было глубокое мышление — сильным или слабым, для коренного ответа на вопрос вам нужно возвыситься над глубоким мышлением и озаряюще взглянуть на проблему так, как она того заслуживает. На всём этом фоне человек с поверхностным мышлением, конечно же, будет взаимодействовать с реальностью на простом уровне, и не более того. Надеюсь, я разъяснил, в чём разница между поверхностным мышлением, глубоким и озаряющим мышлениями, несмотря на степень градации и различий внутри каждого из них.

Человек достигает идейного развития, если он размышляет. Если мы будем обладать правильными понятиями и адекватно осознавать реальности, то сможем изменить жизнь народов, наций, государств и всего мира. Следите за выпусками программы «Понятия и факты» на канале «Аль-Вакиа» и будьте с нами!

Титры:

Вопрос: Существует ли различие в степенях глубокого мышления?

https://www.alwaqiyah.tv/index.php/video/8639/mafahim/#

Лекции

Детали Конституции. Выпуск 12: «Халифат — государство милости и справедливости»

Виды мышления. «Понятия и факты». Часть 1

Ответ небес и земли. Сира 11 часть

Детали Конституции. Выпуск 11: «Государство в Исламе является ли носителем призыва, или же только властью, обязанной проявлять заботу о гражданах?»

Детали Конституции. Выпуск 10: «Есть ли в Исламе понятие «религиозные деятели» (духовенство)?»