«Знай». Нетленное слово 31 урок. Шейх Иссам Умайра
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
И сегодняшнее наше нетленное слово Всевышнего Аллаха – «знай» («иълям»). Всевышний сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).
Знание – это основа осведомлённости. Знание – это противоположность невежества. И «знание» – это доктрина (акъыда).
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха», – категорично известно посредством размышлений, предоставленных человеку в разуме и ощущениях, а также из наблюдений за окружающей средой и исследований, что у всего этого бытия есть Творец, Который сотворил его.
Имам Бухари в своём «Сахихе» определил главу под заголовком «Знание – прежде слов и действий».
Вставка: Бухари определил главу в своём «Сахихе» под заголовком «Знание – прежде слов и действий» согласно словам Всевышнего Аллаха «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха».
Имам начал говорить о знаниях, о том, что «учёные – это наследники пророков, которые унаследовали знания, и кто приобрёл их – приобрёл богатый удел». «Кто встал на путь знаний, тому Аллах облегчит путь в Рай». И сказал Всевышний: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).
Затем, когда Аллах привёл примеры в своей Книге и рассказал о вещах, которые нуждаются в размышлении, Он сказал: «Но разумеют их только обладающие знанием» (29:43).
А также сказал языком неверных, которые вошли в огонь Ада: «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (67:10). Затем сказал Всевышний: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понимание (т.е. глубокие знания в) религии».
Согласно словам Всевышнего Аллаха «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» имам начал говорить о знаниях, о том, что учёные – это наследники пророков, которые унаследовали знания. И кто приобрёл их – приобрёл богатый удел.
А тем, «кто встал на путь знаний, тому Аллах облегчит путь в Рай».
И сказал Всевышний: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).
А затем, когда Аллах привёл примеры в своей Книге и говорил о вещах, которые нуждаются в размышлении, Он сказал: «Но разумеют их только обладающие знанием» (29:43).
И сказал языком неверных, которые вошли в огонь Ада: «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (67:10).
Затем сказал Всевышний: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понимание (т.е. глубокие знания в) религии».
Знание приобретается посредством обучения. А потому знания бывают разного вида: знание в акъыде (доктрине), знание в законах Шариата. А шариатские законы вращаются среди пяти положений: обязательное (фард), запретное (харам), рекомендуемое (мандуб), неодобряемое (макрух) и дозволенное (мубах).
Также существуют обязательные знания для каждого – это знания в области акъыды (доктрины) и знания той сферы законов, в которой человек постоянно вращается в своих жизненных делах.
Так, если человек собрался заняться предпринимательской деятельностью, то ему необходимо изучить законы торговли. А если решил жениться, то должен изучить законы о браке и супружеской жизни, и т.д.
Также существуют рекомендуемые знания и знания, к изучению которых побуждает Шариат: «И говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (20:114).
Существуют и дозволенные знания, которые человек может приобретать, а может и оставить, отсутствие которых не причинит ему вреда, но и, скорее всего, не принесёт ему и пользы. А также есть запретные знания, такие как колдовство. Посланник Аллаха ﷺ запретил изучать колдовство.
Таким образом, слово «знай» связано с пониманием, с чтением и непосредственно связано с фикхом. Всё это требует от человека определённой программы. Т.е. знания не приобретаются, кроме как посредством обучения и преподавания, которые нуждаются в программах и методиках.
Для этого и существуют обучающие школы и государство, которое устанавливает образовательную политику, сочетающуюся с доктриной Уммы. Знания непременно должны приобретаться поэтапно и закрепляться действиями. В хадисе маукъуф (восходящего к Пророку ﷺ) приводится:
Вставка: Нам рассказал Фахд ибн Сулейман, которому рассказал Абдуллах ибн Салих, который передал от Шурайка, от Аты ибн Саиба, а тот передал от Абу Абдурахмана ас-Сулями, от Ибн Масъуда, который сказал: «Мы обучались у Посланника Аллаха десяти аятам, и не переходили к изучению следующих десяти, пока не закрепляли поступками то, что было ниспослано в этих десяти».
От Абдуллаха ибн Масъуда передаётся, что он сказал: «Мы обучались у Посланника Аллаха десяти аятам, и не переходили к изучению следующих десяти, пока не закрепляли поступками то, что было ниспослано в этих десяти».
А потому нет пользы ни для Уммы, ни для самого человека, чтобы он был передвигающейся книгой. Однако польза будет тогда, когда человек станет поступать в соответствии с тем, что знает.
В достоверном хадисе передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ прибегал к Аллаху от бесполезных знаний; он ﷺ говорил: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от бесполезных знаний».
Что же касается вопроса преподавания и обучения со стороны государства, то оно обязательно должно предоставлять услуги обучения в самых широких аспектах, а также обозначать в них приоритеты.
Вставка: Предоставление услуг обучения в самых широких аспектах является жизненной необходимостью для государства.
Как и должны быть в государстве Халифат основы программ образования, дабы воспитывать грамотные образованные поколения, осознающие свою связь с Господом и претворяющие Его законы – поколения, покорные Аллаху и Его Посланнику ﷺ, которые станут обучаться тому, что приносит им пользу, а не вред.
Таким образом, знание – это очень ценная и великая вещь, а потому необходимо проявлять полную заботу о молодом поколении в приобретении ими знаний и всего, что принесёт им пользу, и оберегать их от вредных знаний.
Просим Всевышнего Аллаха научить нас тому, что принесёт нам пользу, и дать нам пользу от того, что мы знаем. Поистине, Он – Покровитель, и Он способен на это. Прошу у Аллаха прощения для себя и для вас. Ассаляму алейкум!