«Исправь» (Аслих). Нетленное слово 36 урок. Шейх Иссам Умайра
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
И темой нашей сегодняшней передачи будет нетленное слово Аллаха «исправь» (аслих).
Всевышний Аллах говорит:
«Исправляй неверное и не следуй путём распространяющих нечестие» (7:142).
Нам необходимо осознавать чёткую разницу между значением слов «салах» – праведность, и «ислах» – исправление неправильного.
Т.к. салах (праведность) – это противоположность порочности.
А ислах (исправление неправильного) – это противоположность развращения.
А истислах (стремиться к улучшению) – это противоположность стремления к развращению.
Исправить (ислах) что-либо после того, как оно было испорчено (развращено), значит – устроить и установить его на место.
Исправить животное – это значит поступать с ним по-хорошему, благодаря чему оно исправилось.
И мирный договор (сульх) – это объявление мира и прекращение вражды, т.е. примирение.
И отсюда ислах – это исправление неправильного, неверного, т.е. устранение вражды и распрей среди людей.
И в Коране говорится:
وَإِنْ طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите (аслиху) их» (49:9).
А также:
فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُوا ذَاتَ بَيْنِكُمْ
«Побойтесь же Аллаха и урегулируйте (аслиху) разногласия между собой» (8:1).
Салах и ислах (правильность и исправление неверного) – вопросы огромнейшей значимости для каждого, т.к. человек непременно должен быть правдивым в отношении себя и исправлять неправильное в других, чтобы дела его шли верным путём и исправилось состояние рабов Аллаха.
Имам Алюсий сказал: «Салах (правдивость) – это выполнение того, что необходимо, и оставление (отстранение) того, что недозволенно (недопустимо)».
Имам Ибн Таймия сказал: «Салах (правдивость) людей достигается приказом одобряемого и удерживанием от порицаемого. Т.к. правдивость жизни и рабов Аллаха не достигаются ничем иным, кроме как приказывая одобряемое и удерживая от порицаемого. И именно благодаря этому Умма стала лучшей из общин, выведенной среди людей».
Ведь Всевышний сказал:
وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ١١٧
«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляют неверное (муслихун)» (11:117).
И сказал Всевышний:
وَمَا نُرْسِلُ الْمُرْسَلِينَ إِلا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ فَمَنْ آمَنَ وَأَصْلَحَ فَلا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلا هُمْ يَحْزَنُونَ ٤٨
«Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния (т.е. исправляли неправедные деяния – аслаха), не познают страха и не будут опечалены» (6:48).
Учёные, призывающие к изменениям, очень сильно разошлись в этом вопросе.
Среди них есть те, кто пошёл по пути необходимости исправление неправильного (ислах).
А исправление неправильного бывает только всесторонним: исправление индивида и общества.
И пути исправления индивида отличаются от путей исправления общества, т.к. пути исправления индивида индивидуальны, и это осуществимо для отдельного человека.
И требований (ограничений) в этом отношении мало, и награда, соответственно, мала.
Однако исправление общества, напротив, нуждается в серьёзной, усердной и трудной работе – и это приказ одобряемого и удерживание от порицаемого.
Те же, кто принялся за исправление индивидов, сконцентрировали своё внимание на средствах и способах достижения этого и потратили огромнейшие усилия на осуществление этой обычной цели (и я не говорю, что она была низкой).
Однако положение общества сохранилось порочным, особенно после того, как был разрушен Исламский Халифат и не стало пастыря, который направлял бы людей и исправлял их.
Что же касается тех, кто принялся за всестороннее коренное общественное исправление, то в таком исправлении кроется праведность общества и индивида, а также – постоянная продолжительность этой праведности.
И, клянусь, вторая группа – это именно те, кто достоин вести эту Умму к праведности и исправлению неправильного, т.к. исправление (ислах), т.е. исправление порочности, означает изменение, а праведность (салах) – это вопрос личный, и здесь я повторю слова Всевышнего:
وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ١١٧
«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляют неправильное (муслихун)» (11:117).
И Аллах не сказал: «если они праведные» (салихун).
И я хочу напомнить то, что передаётся о наказании одной из порочных деревень:
«Когда ангелы пришли с наказанием и сказали: «О, Господь наш, в этой деревне такой-то праведный (салих), и Ты более сведущ о тех, кто в ней».
Аллах ответил им: «С него и начните, ведь он не поседел из-за Меня, когда видел несправедливость (т.е. не поседел от страха передо Мной)»».
Таким образом, мы побуждаем мусульман работать для исправления общества, в том числе – и путём исправления власти в нём. И даже если это общество нуждается в изменении власти, то необходимо менять её и вернуть правление к тем истокам, что ниспослал нам Аллах.
А этого не достигнуть в полной мере иначе, кроме как путём второго Праведного Халифата по методу пророчества.
О, Аллах, ускорь этот день для нас и сделай нас из числа праведных (салих) и исправляющих неправильное (муслих).
Прошу прощения у Аллаха для себя и для вас. Ассаляму алейкум.