«Исправь» (Аслих). Нетленное слово 36 урок. Шейх Иссам Умайра

С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.

Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.

И темой нашей сегодняшней передачи будет нетленное слово Аллаха «исправь» (аслих).

Всевышний Аллах говорит:

«Исправляй неверное и не следуй путём распространяющих нечестие» (7:142).

Нам необходимо осознавать чёткую разницу между значением слов «салах» – праведность, и «ислах» – исправление неправильного.

Т.к. салах (праведность) – это противоположность порочности.

А ислах (исправление неправильного) – это противоположность развращения.

А истислах (стремиться к улучшению) – это противоположность стремления к развращению.

Исправить (ислах) что-либо после того, как оно было испорчено (развращено), значит – устроить и установить его на место.

Исправить животное – это значит поступать с ним по-хорошему, благодаря чему оно исправилось.

И мирный договор (сульх) – это объявление мира и прекращение вражды, т.е. примирение.

И отсюда ислах – это исправление неправильного, неверного, т.е. устранение вражды и распрей среди людей.

И в Коране говорится:

وَإِنْ طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите (аслиху) их» (49:9).

А также:

فَاتَّقُوا اللَّهَ وَأَصْلِحُوا ذَاتَ بَيْنِكُمْ

«Побойтесь же Аллаха и урегулируйте (аслиху) разногласия между собой» (8:1).

Салах и ислах (правильность и исправление неверного) – вопросы огромнейшей значимости для каждого, т.к. человек непременно должен быть правдивым в отношении себя и исправлять неправильное в других, чтобы дела его шли верным путём и исправилось состояние рабов Аллаха.

Имам Алюсий сказал: «Салах (правдивость) – это выполнение того, что необходимо, и оставление (отстранение) того, что недозволенно (недопустимо)».

Имам Ибн Таймия сказал: «Салах (правдивость) людей достигается приказом одобряемого и удерживанием от порицаемого. Т.к. правдивость жизни и рабов Аллаха не достигаются ничем иным, кроме как приказывая одобряемое и удерживая от порицаемого. И именно благодаря этому Умма стала лучшей из общин, выведенной среди людей».

Ведь Всевышний сказал:

وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ١١٧

«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляют неверное (муслихун)» (11:117).

И сказал Всевышний:

وَمَا نُرْسِلُ الْمُرْسَلِينَ إِلا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ فَمَنْ آمَنَ وَأَصْلَحَ فَلا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلا هُمْ يَحْزَنُونَ ٤٨

«Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями. Те, которые уверовали и совершали праведные деяния (т.е. исправляли неправедные деяния – аслаха), не познают страха и не будут опечалены» (6:48).

Учёные, призывающие к изменениям, очень сильно разошлись в этом вопросе.

Среди них есть те, кто пошёл по пути необходимости исправление неправильного (ислах).

А исправление неправильного бывает только всесторонним: исправление индивида и общества.

И пути исправления индивида отличаются от путей исправления общества, т.к. пути исправления индивида индивидуальны, и это осуществимо для отдельного человека.

И требований (ограничений) в этом отношении мало, и награда, соответственно, мала.

Однако исправление общества, напротив, нуждается в серьёзной, усердной и трудной работе – и это приказ одобряемого и удерживание от порицаемого.

Те же, кто принялся за исправление индивидов, сконцентрировали своё внимание на средствах и способах достижения этого и потратили огромнейшие усилия на осуществление этой обычной цели (и я не говорю, что она была низкой).

Однако положение общества сохранилось порочным, особенно после того, как был разрушен Исламский Халифат и не стало пастыря, который направлял бы людей и исправлял их.

Что же касается тех, кто принялся за всестороннее коренное общественное исправление, то в таком исправлении кроется праведность общества и индивида, а также – постоянная продолжительность этой праведности.

И, клянусь, вторая группа – это именно те, кто достоин вести эту Умму к праведности и исправлению неправильного, т.к. исправление (ислах), т.е. исправление порочности, означает изменение, а праведность (салах) – это вопрос личный, и здесь я повторю слова Всевышнего:

وَمَا كَانَ رَبُّكَ لِيُهْلِكَ الْقُرَى بِظُلْمٍ وَأَهْلُهَا مُصْلِحُونَ ١١٧

«Твой Господь не станет губить города по несправедливости, если они исправляют неправильное (муслихун)» (11:117).

И Аллах не сказал: «если они праведные» (салихун).

И я хочу напомнить то, что передаётся о наказании одной из порочных деревень:

«Когда ангелы пришли с наказанием и сказали: «О, Господь наш, в этой деревне такой-то праведный (салих), и Ты более сведущ о тех, кто в ней».

Аллах ответил им: «С него и начните, ведь он не поседел из-за Меня, когда видел несправедливость (т.е. не поседел от страха передо Мной)»».

Таким образом, мы побуждаем мусульман работать для исправления общества, в том числе – и путём исправления власти в нём. И даже если это общество нуждается в изменении власти, то необходимо менять её и вернуть правление к тем истокам, что ниспослал нам Аллах.

А этого не достигнуть в полной мере иначе, кроме как путём второго Праведного Халифата по методу пророчества.

О, Аллах, ускорь этот день для нас и сделай нас из числа праведных (салих) и исправляющих неправильное (муслих).

Прошу прощения у Аллаха для себя и для вас. Ассаляму алейкум.

https://hizb.org.ua/video/redirects/1713