«Стремись» (Ибтагъи). Нетленное слово 37 урок. Шейх Иссам Умайра
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и его последователям.
Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
И темой нашей сегодняшней передачи будет нетленное слово Аллаха «Стремись» (Ибтагъи).
Всевышний Аллах говорит:
وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الآخِرَةَ وَلا تَنْسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا وَأَحْسِنْ كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ وَلا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الأرْضِ إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ ٧٧
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (28:77).
Ибн Касир сказал в толковании этого аята: «т.е. используй дарованное тебе имущество и огромные блага в покорности Господу своему и в приближении к Нему различными видами благих дел, посредством которых ты сможешь удостоиться награды в этой жизни и в следующей».
Это и есть трудное равновесие, великое равновесие, за которое если схватится человек, то спасётся в этой жизни и будет из числа преуспевших в жизни Последней, т.к. слово «багъа» означает «требовать», а также означает «совершать несправедливость».
Исследуемое нами значение сегодня – это «Требуй».
«Это то, к чему мы стремились» (18:64), – т.е. желали, требовали…
Вся жизнь построена на стремлении, т.е. на желании и требовании приобрести что-либо, и на осуществлении ряда целей.
Мерилом же у мусульман является халял (дозволенное) и харам (запретное), а уже потом – осуществление своих целей на этих шариатских основах.
Ислам разъяснил нам в этом благородном аяте, каким образом определяются цели:
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители».
Человек обладает некими дарами (благами), и Всевышний подчинил для него всё, что есть во Вселенной, и даровал ему разум и способность строить планы, определять цели и работать над их достижением посредством своих возможностей.
А потому те вещи, которые использует человек ради этих целей, должны находиться в соответствии с мерилом халял и харам.
Мерило «халял и харам» является для мусульман нормой (критерием).
Цели же, которые ставит перед собой человек, должны быть соответствующими Шариату.
Они должны включать в себя: приобретение результата, развитие, праведность и исправление неправильного, возвышенность и прогресс в этой жизни в соответствии с Шариатом, как того желают Аллах и Его Посланник ﷺ.
А также открытие стран для Ислама, джихад на пути Аллаха, приказ одобряемого и удерживание от порицаемого и многие другие цели и задачи, которые образуются согласно требованиям жизни.
Затем все эти цели должны быть связаны с Последней жизнью (Ахира): «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители».
Стремление к Последней жизни – это значит смотреть на все свои поступки и цели через призму результата этого всего в Последней жизни.
Т.е., если Аллах доволен этим поступком, и он соответствует дозволенному по Шариату, то в таком случае человек достигает развития в этой жизни, а в следующей жизни Всевышний Аллах записывает ему награду за него (за благой поступок).
В таком случае люди предстанут в Судный день с большим количеством благих дел, будучи среди верующих рабов Аллаха, радующихся встрече с Ним, дабы Аллах осыпал их благами и воздал им за их усердия в День Расчёта – в тот день, когда не помогут ни имущество, ни дети никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем и праведными поступками.
Ответ известен – Рай, и воздаяние – Лик Всевышнего Господа и наслаждение взглядом на Него, что является самым высшим наслаждением и высшей целью.
А потому, стремление – это определение мирских целей с позиции Шариата, что осуществляет достижение роста в этой жизни и награду в жизни Последней. В этом и заключается настоящая жизнь.
Таким образом, нам необходимо извлечь пользу из этого нетленного слова «стремись» и стремиться посредством того, чем наделил нас Всевышний Аллах из благ и возможностей, к жизни следующей.
Т.е., когда человек, находясь в этой жизни, преследует своими усилиями приобретение успеха в следующей жизни.
В этом и заключается скрытая философия связи между этой жизнью и Последней в словах Всевышнего:
«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители».
О Аллах! Сделай нас из числа тех, кто стремится к Твоему Лику и стремится к следующей жизни, и сделай наши деяния чистыми и преследующими только Твоё довольство и сделай их принятыми у Тебя в книге наших деяний, которые принесут нам пользу в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем.
Прошу прощения у Аллаха для себя и для вас. Ассаляму алейкум!