«Возьми». Нетленное слово 32 урок. Шейх Иссам Умайра
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах, прости мне и моим родителям. О Господь, смилостивись над ними, ведь они воспитали меня маленьким!
Сегодняшнее наше нетленное слово Всевышнего Аллаха – «возьми» («хуз»).
Слово «возьми» приводится в благородном Коране дважды.
В словах Всевышнего:
يَا يَحْيَى خُذِ الْكِتَابَ بِقُوَّةٍ وَآتَيْنَاهُ الْحُكْمَ صَبِيًّا ١٢
«О Йахйа (Иоанн)! Крепко возьми Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был ещё ребёнком» (19:12).
И второй раз:
خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ ١٩٩
«Возьми излишек (или прояви снисходительность), вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199).
Ибн Касир в тафсире первого аята говорит: ««О Йахйа (Иоанн)! Крепко возьми Писание» – т.е. обучайся Писанию со всей серьёзностью, стремлением и усердием. И это – призыв к принятию всей религии полностью со всей серьёзностью и с пониманием религии всеобъемлющим образом. Также это – обращение к помощи Аллаха в претворении Его религии и требование поступать в соответствии с ней согласно воле Аллаха и Его Посланника ﷺ, как это приказал Аллах и Его Посланник ﷺ».
Эти полные и совершенные слова дают мусульманам во все времена указание того, чтобы они брались крепко за Писание.
А Писание в данном случае – это Коран, Сунна и Исламский Шариат, а также – законы Ислама со всеми их подробностями, полнотой и совершенством.
Крепко взяться – значит, во-первых, принять Писание полностью, т.к. неверно принимать его частями или не полностью.
«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).
Таким образом, непременно нужно браться за Писание полностью, а не постепенно и не частями.
Что же касается слова «крепко», то тут имеются в виду два способа:
первый – это когда человек усердствует и придерживается своей религии с силой, решимостью и волей;
второй – это когда государство принимает религию с силой, т.к. оно обладает силой и обладает властью, ведь оно – исполнительная структура, которая замещает Умму в претворении законов Исламского Шариата.
И это всё требует силы в претворении законов, и силы в сдерживании ослушивающихся, и силы в наказании преступников, силы в распространении исламского призыва всему миру как Послания правильного пути и света путём джихада на пути Аллаха.
Таким образом, претворение и несение Ислама всему миру нуждается в силе, которая упорядочит дела государства внутри страны, и в силе, которая понесёт Ислам при помощи государства в мир.
И эта сила не существует для порабощения людей, а, напротив – для обязательного претворения Шариата над тем, кто отвергает его претворение.
Это то, что касается соблюдения Писания, т.е. претворения Шариата и правления тем, что ниспослал Аллах.
Всё это является ответственностью мусульман во все времена и при всех обстоятельствах.
Что же касается слова «возьми» во втором аяте: «Возьми излишек (или прояви снисходительность), вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199), то в толковании этого аята имеются три пункта:
Первое: правителю приказано брать излишек, т.е. ту часть имущества, которую люди дают с лёгкостью и от души, т.е. это легко для людей с точки зрения их дел, нравственности, обязанностей и имущества.
А потому на людей не возлагается то, что они не могут отдать.
«Возьми излишек», т.е. то, что превышает их нужды. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ отправил одного из людей наместником в один из вилаятов, наставив его:
«Берегись их самого благородного имущества», т.е. самого дорогого для них.
«Возьми излишек», т.е. облегчай им их обязанности в пределах возможного для них.
Второе: приказ творить добро, т.е. любое благое слово, красивый поступок и наилучшее проявление нравственности для близкого и далёкого человека.
И того, к чему привыкли люди из обычаев, не противоречащих Шариату, в чём есть благо для них и праведность.
Третье: отвернуться от невежд, т.е. не отвечать на их невежество невежеством.
А кто станет проявлять невежество словом или поступком – то не причиняй ему вред.
От тех, кто станет враждовать с тобой – не отворачивайся. Кто прервёт с тобой отношения – восстанавливай их, а кто проявил несправедливость по отношению к тебе – будь справедливым по отношению к нему.
Таким образом, это слово даёт возвышенные смыслы в словосочетании «Крепко возьми Писание», и возвышенные смыслы в благой нравственности, и возвышенные смыслы в возложении обязательств и заботы о гражданах.
О Аллах, сделай нас из тех, кто крепко держится за Писание, твёрдо претворяет Шариат Аллаха и несёт его всему миру.
И сделай нас из числа тех, кто берёт излишек (проявляет снисходительность), приказывает благое и отворачивается от невежд.
Прошу прощения у Аллаха для себя и для вас. Ассаляму алейкум!