Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Тафсир аята 160 из суры «Семейство Имрана»

Шейх Юсуф Мухариза

На YouTube https://redirects.live/video/redirects/5139

«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).

Хвала Аллаху, Помощнику верующих и богобоязненных! Мир и благословение Посланнику Аллаха, господину первых и последних людей!
Дорогие братья, сказал Всевышний в Коране:

«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).

Обычно люди планируют свою жизнь, основываясь на материальных мерках. Они взвешивают и оценивают вещи согласно своему видению, и мало кто из них обращает внимание на силу Аллаха, Господа миров. Меньшинство людей возвеличивает Аллаха, потому что у большинства людей нет знаний о Нём. Сказал Всевышний:

«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они ещё больше сбились с пути» (25:44).

Несчастье, постигшее мусульман в битве при Ухуде, стало уроком Всевышнего для мусульман... уроком, который они будут помнить до Судного дня... уроком, который будет учить их том, как поступать в таких ситуациях в дальнейшем...

В начале обсуждаемого нами аята говорится: «Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас». Это значит, что если Аллах пожелает вам победы после того, как вы окажете помощь Его религии, то не будет на земле силы, способной вас одолеть. В этой ситуации никто вас не победит, как бы мало вас ни было и как бы слабы вы ни были, потому что своими действиями вы по праву заслужили помощь Аллаха. Так, например, Всевышний оказывал помощь Посланнику Аллаха ﷺ тем, что вселял страх в сердца его врагов. Стоило арабским племенам услышать, что Пророк ﷺ идёт к ним с войсками, они тут же разбегались врассыпную, отчего Посланник Аллаха ﷺ в большинстве случаев даже не нуждался в сражении с ними. В связи с этим Посланник Аллаха ﷺ и сказал: «Мне была оказана помощь страхом за месяц», — т.е. враги начинали бояться его ещё за месяц до встречи. Это позволяло Посланнику Аллаха ﷺ завоёвывать территории без особого труда.

Такова закономерность этого мира, которую создал Аллах Всевышний. После неудач и потерь, которые понесли мусульмане в битве при Ухуде, их положение стало затруднительным. Лидер Мекки Абу Суфьян решил воспользоваться этим и сказал им: «Мы обещаем вам встретиться ещё раз при Бадре в следующем сезоне!». Он имел в виду: «Мы желаем ещё раз сойтись с вами в битве, но уже при Бадре, как в первый раз, и там вы увидите, что почём». Услышав его слова, Пророк ﷺ сказал Умару: «Ответь ему: «Несомненно, ин ша Аллах!», — т.е. мусульмане приняли вызов. Прошёл год, и Абу Суфьян стал размышлять над обещанием, данным Мухаммаду ﷺ и его сподвижникам, но Аллах вселил страх в его сердце, и тогда он принялся искать оправдания, чтобы не идти на битву. Он стал думать: «Что мне делать? Как мне отказаться от данного обещания?». Настолько он боялся Посланника Аллаха ﷺ. Аллах внушил страх Абу Суфьяну, хотя его армия была сильнее армии мусульман.

В эти дни на умру в Мекку прибыл Нуайм ибн Масуд аль-Муджаши, пребывавший в то время в неверии, и он встретился с Абу Суфьяном. Абу Суфьян сказал ему: «Нуайм! Мы обещали Мухаммаду сойтись с ним в новой битве в это время. Но в этот год, как ты видишь, засуха. Животным нечего есть, кроме листьев с деревьев, а людям нечего пить, кроме молока. Как нам сражаться в таких условиях? С другой стороны, я боюсь, что если не выполню обещанное Мухаммаду, то он перестанет меня опасаться. Поэтому, если ты направишься к Мухаммаду и деморализуешь его перед нами, то я дам тебе 20 верблюдов, поручителем за которых станет Сухайль ибн Амр. Иди и деморализуй их!».

Нуайм принял предложение Абу Суфьяна и направился к Посланнику Аллаха ﷺ. Придя в Медину, он увидел, что мусульмане собираются в поход. Подойдя к ним, Нуайб сказал: «Ваша задумка неудачна! Что вы делаете? К чему вы готовитесь? До этого Абу Суфьян встретился с вами при Ухуде, рядом с вашим домом, где вы могли принимать решение. Тогда из вашего числа спаслись лишь те, кто бежал с поля боя. А теперь вы отправляетесь, чтобы сражаться с ним при Бадре, да ещё и в год засухи?». Этим он спрашивал мусульман: «О чём вы вообще думаете, люди? Вас разбили у вас дома, и после этого вы уходите на границу, чтобы там сойтись с Абу Суфьяном?»... Но мусульмане не поддались словам Нуайма. Они сначала обдумали всё, а затем сказали: «Нам достаточно Аллаха, и Он Прекрасен как Покровитель!». После этого был ниспослан аят:

«Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (3:173).

Мусульмане побеждали, имея высокий боевой дух в своих сердцах, ибо полагались на Аллаха, а сегодня мы проигрываем,. ибо полагаемся на кого-то иного. Мы в первую очередь смотрим на материальное соотношение сил, на количество людей, размышляя в рамках того, что видят наши глаза и чего опасается нафс, после чего не видим Аллаха Всевышнего, а ведь залог ихсана (чистосердечия) состоит в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, словно ты Его видишь. Ихсан — это словно бы видеть Аллаха, видеть, как Он опекает мусульман и дарует им победу. Послушайте, что говорит Аллах Всевышний:

«Это потому, что Аллах является Покровителем верующих, а у неверующих нет покровителя» (47:11).

Аллах Всевышний говорит, что у неверующих нет покровителя, а у верующих Покровитель — сам Аллах! Поэтому какими бы слабыми ни были сторонники истины, какими бы скудными ни были их материальные возможности, какой бы малой численностью они ни обладали, всё, что им нужно — это выполнять возложенное на них по мере своих сил, т.к. Всевышний сказал:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

В таком случае, если мусульмане сошлись в бою с неверными, то Аллах Всевышний увеличивает способности мусульман и не оставляет их бороться только своими силами. В Коране говорится:

«Когда они (т.е. верующие) показались перед Джалутом (Голиафом) и его войском, то сказали: «Господь наш! Пролей на нас терпение, укрепи наши стопы и помоги нам одержать победу над неверующими людьми» (2:250), —

после чего победили их с позволения Аллаха. Во время той битвы Дауд убил Джалута, после чего Аллах даровал ему власть царя, даровал ему мудрость и обучил его чему пожелал.

«Но те, которые были убеждены в том, что встретятся с Аллахом, сказали: «Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!». Ведь Аллах — с терпеливыми» (2:249).

Обладая такой религией, будучи общиной верующих, имеющих высшие убеждения, мусульмане побеждали, ибо полагались на Аллаха. Они хорошо понимали аят:

«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него?» (3:160).

Если Аллах Всевышний откажется помогать тебе, то считай, что ты уже проиграл. Можешь готовиться к бедствиям, которых тебе не избежать. Поэтому старайся, о раб Аллаха, не оставлять Ислам без помощи и борись ради победы Ислама самоотверженно, чтобы Аллах не оставил без помощи тебя. Кто-то может спросить: «А как мы узнаем, что действительно помогли Исламу?». Вы узнаете об этом по итогам ваших действий. Если вы увидите, что Аллах помог вам, то это значит, что вы помогли религии, ибо обещания Аллаха сбываются и никогда не противоречат реальности. Аллах Всевышний не нарушает данных слов, и поэтому, если вы поможете религии Аллаха, то Аллах обязательно поможет вам. Как тебе узнать, что ты помог религии Аллаха? Конечно же, когда увидишь ответную помощь Аллаха тебе.

Если ты посмотришь на наше современное состояние, на состояние современных мусульман, то увидишь, что мы проигрываем все сражения без исключения. Мы возвращаемся по домам разбитые, с опущенными лицами, с кровоточащими ранами и полностью разочарованные. Почему? Потому что изначально выступили в путь с неисламской позиции. Мы начинаем на словах с Ислама, а заканчиваем соглашениями ради своих интересов, заканчиваем компромиссами под предлогом пользы или меньшего вреда, а также ради неких стратегических и тактических взаимоотношений с врагами... в общем, заканчиваем тем, что мы много раз слышали под т.н. «шариатской политикой». Спросишь его: «А что такое шариатская политика?», — и он тебе уклончиво ответит: «Это долгая история...». Почему? Потому что вся суть их т.н. «шариатской политики» сводится к систематическому отказу от одного закона Ислама за другим ради пользы, на которую им укажут некие шейхи или политические стороны.

Но зато когда вопрос касается того, чтобы из самого Ислама сделать площадку для борьбы и выяснения отношений, то многие охотно делают что хотят... в то время как в борьбе с неверными мы постоянно проигрываем, несмотря на нашу многочисленность, несмотря на наши огромные возможности, несмотря на многочисленность наших государств. На сегодняшний день нет политической нации, столь же многочисленной, как Исламская Умма, как и не осталось в мире ни одной религиозной группы, у которой была бы единая точка зрения на свою веру, как у мусульман.

Христиан уже даже нельзя назвать христианами, кроме совсем немногих. Что касается евреев, то население любой крупной столицы исламского мира равняется численности всех евреев вместе взятых, однако евреи наносят по нам удары с востока и с запада, угрожают Тунису, Ирану, Ираку, Сирии и кому угодно и способны бить кого и когда захотят, будучи малочисленны относительно мусульман. В одном Каире живёт больше людей, чем всех евреев на свете, но вместе с тем они ходят среди нас как хозяева. Почему? Потому что мы попросту отошли от Ислама. Наша сила только в Исламе, ни в коем случае не в численности и материальном потенциале. Вы не побеждаете из-за своего количества или материальной базы, а побеждаете людей тем, что идёте по прямому пути в отличие от остальных.

К сожалению, сегодня среди нас практически нет тех, кто бы шёл по прямому пути и вёл по нему остальных. Мы просим Аллаха избавить нас от этого и повести путём праведности... Кто хочет победы, дорогие братья, должен научиться вверять свои дела Аллаху, только тогда Аллах не оставит вас без помощи. Аллах не бросит того, кто претворяет свой таухид на практике, вверяя дела Аллаху. Кто доверил свои дела Всевышнему — понял смысл слов «ля иляха илля Ллах», понял, что нет господа, на которого можно и нужно полагаться, кроме Аллаха. В конце обсуждаемого аята говорится:

«Пусть же на Аллаха уповают верующие» (3:160).

Своё имя Всевышний поставил в начале этой фразы, чтобы тем самым ограничить всё упование верующих только на Себе. Такой фразеологический оборот говорит об ограничении на ком-то или чём-то. Именно поэтому не было сказано: «Пусть же верующие уповают на Аллаха», — а было сказано: «Пусть же на Аллаха уповают верующие». Похожим примером такого оборота является иной аят: «К Аллаху вы будете собраны» (3:158), — потому что только Аллах соберёт людей в Судный день, и никто другой.

Таким образом, постановка имени Всевышнего в начале предложения означает ограничение на Его имени. Упование на Аллаха (تَوَكُّلٌ) является важной частью исламской акъыды. Мусульманин должен вверять все свои дела Аллаху Всемогущему. Относительно упования Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь тем, в Чьей руке душа Мухаммада! Если бы вы уповали на Аллаха так, как Он того достоин, то Он давал бы вам ваш ризк (пропитание) точно так же, как даёт его птицам, которые улетают с пустыми животами и возвращаются с полными». Вот как будет, если уповать на Аллаха полностью как Он того достоин.

Если кто-то из вас изучал поведение птиц, то мог заметить, что они едят когда и где угодно. Ни у одной птицы нет складов и холодильников для съестных припасов. Куда сядет, там и находит себе что поесть. Даже если птицу посадят в клетку, то люди сами покупают ей лучшую еду, постоянно меняют ей воду, любуются ею и ухаживают. И всё это при том, что Аллах Всевышний не дал им и крупицы разума, если судить по меркам животных. Всё, что они могут делать — это летать и садиться тут и там с утра до вечера, и Аллах всюду даёт им пропитание, потому что они полностью на Него полагаются.

Соответственно, если бы мы полагались на Аллаха должным образом, то он давал бы нам пропитание и удел где угодно, в какую бы даль мы ни отправились. Даже если бы нас посадили в тюрьму, то и там бы мы нашли свой удел. Также Посланник Аллаха ﷺ однажды сказал: «В Рай войдут 70 человек из моей Уммы безо всякого отчёта с них... Это те, кто не пользуется прижиганием ран, не просит, чтобы их отчитывали заклинаниями, не гадает по полёту птиц и на своего Господа полагается». Услышав это, Уккаша ибн Михсан (عُكاشة بن مِحصَن) сказал: «О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха, чтобы я был среди них!». И Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Ты один из них!». Тогда второй мужчина встал и сказал: «О Посланник Аллаха! Попроси Аллаха, чтобы и я был среди них!». Но Пророк ﷺ ему сказал: «Уккаша опередил тебя с этой просьбой!». Итого, уповающими на Аллаха считаются те, кто не просит, чтобы их отчитывали заклинаниями, и не прижигает раны, т.е. они не просят лекарства от каждой болезни без исключения, потому что в основе уповают на Аллаха.

Многие люди, чуть их коснётся какая-то болезнь, сразу же бегут к врачу и просят у него лекарства. Однако в самой же медицине известно, что иногда оставить болезнь развиваться и завершаться самой по себе лучше, чем лечить её и нанести вред организму. Некоторые люди при любом насморке тут же просят, чтобы им вкололи лекарство, так и живут, пока однажды после новой инъекции у них не начинаются проблемы с внутренними органами или конечностями, которые потом снова лечат теми же уколами, только другим препаратом.

Некоторые люди только почувствуют повышение температуры, как сразу же просят в аптеке дать им таблетки, хотя современная медицина, наоборот, говорит, что повышение температуры приводит к обновлению иммунной системы человека, и тот становится сильней здоровьем. Так начни же изначально уповать на Аллаха и скажи себе: «У Аллаха есть право на моё тело. Аллах дал моему телу иммунную систему, так пусть она работает!». Постоянно бегать к врачу по любому поводу — неправильно. Таким образом, те, кто пользуется прижиганием ран, не просит, чтобы их отчитывали заклинаниями, не гадает по полёту птиц и на своего Господа полагается, в Судный день будут иметь высокое положение у Аллаха.

Когда человек вверяет свои дела Аллаху, просит у Него помощи, говорит: «О Аллах! Ты даёшь исцеление, Ты помогаешь и Ты Дающий!», — то это имеет своё значение, которое не понимают материалисты, обвиняющие мусульман в фантазиях и причудах. Да, мусульманин должен входить в причинно-следственную связь, или, как говорится, «создавать причины», но при этом он не должен забывать, что Аллах — Господь этих причин и следствий. Уповай на Аллаха и бери те причины, которые Он тебе даёт, но ни в коем случае не опирайся на сами причины и не полагайся на них, а уповай на Аллаха и только на Него полагайся. Поэтому после того, как Аллах Всевышний приказал Пророку ﷺ советоваться с мусульманами для поиска верного решения и его практического исполнения, сказал ему в предыдущем аяте: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха» (3:159), — то имел в виду «не уповай на правильное решение, которое ты нашёл в результате совещания, а уповай на Аллаха и Его милость к тебе, ибо то, что у Аллаха — лучше, чем мнение твоих сподвижников».

В основе мусульманин должен полагаться на Аллаха. В битве при Хунейне люди стали полагаться на многочисленность своего войска и сказали: «Такое огромное войско никогда не будет повержено!». Т.е. мусульмане сказали себе: «Времена, когда нас было мало, прошли. Сегодня нас море!». Однако последствия были тяжкими, и битва при Хунейне чуть было не завершилась поражением, о чём сказал Всевышний:

«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на её просторы, и вы повернули вспять» (9:25).

Полагаться нужно на Аллаха во всём. Если ты полагаешься на Аллаха, то считай, что уже победил, а если полагаешься на своё мнение, на свою силу, на свою тактику и стратегию, восхищаясь самим собой, то считай, что уже проиграл. Ты понесёшь такие потери, после которых даже не сможешь поднять голову.

Пусть Аллах поможет нам и всем мусульманам! Пусть Аллах дарует нам победу и сделает нас теми, кто борется за Ислам. Пусть Аллах сделает нас теми, кто уповает на Него должным образом, кто дружит между собой ради Него, кто придерживается Шариата и просит у Аллаха помощи! О Аллах! Наполни наши души иманом, чтобы мы просили помощи только у Тебя, чтобы мы ожидали Твоей поддержки и считали Твою помощь лучше, чем помощь кого бы то ни было другого, о Господь миров! О Аллах! Поведи нас Своим путём!

Помоги нам быть послушными Тебе! О Аллах! Защити мусульман от дурных дел, от самолюбия и расточительности. О Аллах! Верни мусульман обратно к их религии! Научи их не совершать былых ошибок! Открой им глаза на былые упущения! Пусть мусульмане снова начнут стремиться к Твоей милости! Пусть мусульмане больше не совершают одних и тех же ошибок, о Аллах! О Аллах! Защити Умму мусульман, спаси нас от Огня Ада и наущений Шайтана!

О Аллах! Не дай испортиться нашим сердцам и приблизь Свою победу для слабой, разорванной Исламской Уммы! О Господь миров! Это не сложно для Тебя! О Аллах! Поведи нас прямым путём и сделай нас причиной, по которой остальные встанут на этот путь!.. Пусть Аллах благословит и простит вас, дорогие братья! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть