Ответ небес и земли. Сира 11 часть
https://hizb.org.ua/video/redirects/12569
Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»
Лекция одинадцатая
Ответ небес и земли
Ахмад ас-Суфи (Абу Низар)
Пророк ﷺ искал того, кто окажет поддержку, помощь и придаст силы Исламу, чтобы защитить свой призыв и обрести власть для Ислама. На свою мольбу он получил ответ с небес и земли. Результатом ответа земли была первая присяга в аль-Акабе.
После того, как делегация хазраджитов дала присягу Пророку ﷺ, он отправил вместе с ними в Медину своего ученика Мусаба ибн Умайра. Мы узнали о героизме Мусаба, а также о его правдивости, энтузиазме и сильном желании помочь делу призыва. Мы узнали о том, как он начал влиять на общество. Мы увидели, что Мусаб в Медине начал призыв с тех же шагов, с чего начал его предводитель Мухаммад ﷺ. Сначала он образовал центр для призыва и подготавливал группу, и после просвещения этого сплочения он перешёл ко второму этапу призыва. Этот этап выражен во взаимодействии с обществом, где призыв направлен на идеи, настроения и отношения между людьми в обществе. На этом этапе образовывается общественное мнение в пользу Ислама и ведётся деятельность для поиска помощи и обретения силы. В Мекке Пророк ﷺ делал то же самое. Это, в свою очередь, подтверждает, что путь возведения Исламского Государства на территории, где началось ведение призыва, имеет прямое отношение к Откровению и является Божественным. Поэтому первым шагом необходимо образовать сплочение, а затем призывать общество с целью изменения доминирующих идей и взглядов в нём, убеждая людей в правильности нового общественного порядка, исходящего из Ислама. После того, как возникло общественное мнение, необходимо обращаться к обладателям силы, которые в состоянии защитить Ислам, за оказанием помощи этой религии.
Пророк ﷺ в Мекке делал то же самое, что и Мусаб в Медине, но за Пророком ﷺ последовали индивиды. Хотя индивидов, принявших Ислам, было много, тем не менее, мекканцы закрыли двери перед лицом Пророка ﷺ, объявили бойкот призыву и создали такие условия, из-за которых призыв не мог далее распространяться. Поэтому призыв не возымеет успеха, несмотря на количество последователей, принявших Ислам, пока эти люди не станут влиять на мысли и законы, существующие в обществе, а также на отношения между руководителями и людьми. В Медине же произошёл другой сценарий, не такой, как в Мекке. Мусаб вместе с группой начал вести призыв, обращаясь к массам людей. Мусульмане не были изолированы от общества Медины, напротив, они находились среди людей и влияли на них. Мусаб (да будет доволен им Аллах!) посещал людей на рынках, в местах работы и даже в их домах. Таким вот образом в Медине распространился призыв Ислама.
Братья мои! Пророк ﷺ не ограничивался формированием индивидов. Да, он формировал индивидов. Но он их формировал не как отдельные от общества личности, а как личности, находящиеся внутри общества. Говоря другими словами, иногда можно воспитать индивида как поклоняющегося аскета, оторванного от общества, от людей. Такой человек начинает говорить: «Нужно заняться лишь собой и своей семьёй». Также можно воспитать индивидов таким образом, что они станут выходить в общество и призывать Умму к развитию. Положение мусульман станет их заботой. Таких вот личностей и формировал Пророк ﷺ. К примеру, Ибн Масуд, подойдя к собранию курайшитов в Мекке, читал им Коран, а Абу Зарр призывал своё племя Гифар, чтобы те приняли Ислам, и так же поступил Саъд ибн Муаз. Все они хотели изменить общество. Именно в их примерах деятельности, а не в исправлении индивида, кроется изменение общества. Исправлением индивида меняется индивид, но не общество, потому что общество состоит из мыслей, чувств и систем, которые регулируют отношения между людьми.
Я хотел бы процитировать слова обновителя исламской мысли шейха Такыюддина Набхани (да помилует его Аллах!). Он говорит: «По этой причине сплочение должно считать себя частью этой Уммы, а не чуждым ему элементом, так как люди Уммы, подобно членам сплочения, являются мусульманами. Хотя члены сплочения и являются осознающими и соблюдающими Ислам личностями, однако они ничем не лучше других мусульман. Но члены сплочения в отличие от остальных мусульман приняли на себя больше тяжести и ответственности в деле служения мусульманам перед Аллахом и выполнения деятельности ради Ислама. Члены исламского сплочения должны ясно осознавать, что без Уммы, в которой они ведут свою деятельность, им нет никакой цены, насколько бы многочисленными они ни были. Поэтому их задача — это взаимодействие с Уммой», — так же, как взаимодействовали с людьми Мусаб ибн Умайр и Асъад ибн Зурара, который превратил свой дом в центр призыва и далее предлагал Мусабу посещать места, где можно было бы вести призыв, обращаясь к главам Медины.
Далее Такыюддин Набхани говорит: «Обязанностью сплочения должно быть отдаление от любого слова или дела, вызывающего сомнения о его единстве с Уммой. Ибо это отдалит Умму от сплочения и его призыва, а также сделает это сплочение одной из проблем общества, которая будет препятствовать его пробуждению. Умма является неделимым целым. Сплочение осуществляет деятельность по возрождению Исламского Государства. Оно продолжит быть защитником Ислама в Умме и государстве. И при виде отклонения Уммы в сторону оно не будет выносить ей такфир, а пробудит в ней веру и её исключительные способности», — т.е. сплочение будет говорить Умме: «Ты — благая община, ты — великая Умма, так не становись униженной, ты являешься сильной общиной, так не слабей же». Вот таким образом сплочение будет вести диалог с Уммой. Это сплочение не будет говорить такие слова, которые мы постоянно слышим: «Всё кончено, эта Умма неисправима, мы ничего не можем поделать».
Затем Такыюддин Набхани говорит: «В отношении же отклонения государства сплочение будет действовать вместе с Уммой по его исправлению в соответствии с предписаниями Ислама. Этим самым исламский призыв, осуществляемый исламским сплочением, будет прекрасно идти по своему естественному пути».
В течение года Мусаб ибн Умайр и Асъад ибн Зурара смогли образовать общественное мнение. Затем они обрадовали Пророка ﷺ исходящей от них помощью религии.
Сейчас я хотел бы перейти к обсуждению темы Ночного путешествия и Вознесения Пророка ﷺ.
Аллах (Свят Он и Велик) ответил Своему Пророку ﷺ, проявлявшему стойкость, терпение и не склонявшемуся в сторону неверных, не льстившему им, тем, что Он отправил его в Ночное путешествие и вознёс его на небеса. Всевышний ответил на мольбу Пророка ﷺ, когда тот произнёс: «Если ты не будешь гневаться на меня, то мне не о чем беспокоиться». Мы говорили о том, что воины Аллаха подтвердили Пророку ﷺ то, что Аллах доволен им и его призывом, и побудили его к тому, чтобы он продолжал дело призыва и проявлял стойкость, т.к. это положение подобно рождению ребёнка, тем болям, что испытывает женщина, перед благородным рождением.
Вокруг даты Ночного путешествия и Вознесения Пророка ﷺ было много разногласий. Есть мнение, которое гласит о том, что это произошло между первой и второй присягой аль-Акабы.
Этот почёт достался Пророку ﷺ из-за его терпения и стойкости. Он проявил выдающуюся стойкость. Стойкость Пророка ﷺ отчётливо прослеживается в эпизодах, когда ему поступали предложения от курайшитов, и по причине того, что Пророк ﷺ стоял на своём, они сами шли на уступки и делали ему много предложений. Что же касается Пророка ﷺ, то он отвергал их предложения одно за другим и вселял в их сердца отчаяние делать ещё какие-либо попытки. Я хочу лишь напомнить о том, что когда они в первый раз пришли к Абу Талибу, то сказали: «Пусть Мухаммад прекратит ругать наших богов». Взамен они ничего не предлагали. В ответ же на это Пророк ﷺ сказал: «Видите ли вы солнце? Так вот, я не могу сделать то, что вы от меня хотите, до тех пор, пока вы мне не разведёте огонь, взяв пламя от солнца». Когда же они пришли к нему во второй раз с предложением, то сказали, чтобы он прекратил ругать их богов, а взамен он получит власть, имущество и женщин. Пророк ﷺ на их предложения ответил, что даже если они положат ему солнце в правую руку, а луну в левую, то и в таком случае он не оставит своё дело. Затем через некоторое время неверные пришли к Абу Талибу и сделали предложение, которое достигло предела в их уступчивости.
На этот раз они не сказали, чтобы он ﷺ прекратил ругать их богов или оставил свой призыв. Они предложили ему не мешать друг другу, оставить их в покое со своей религией, и тогда неверные оставят в покое мусульман. Пророк ﷺ мог бы быть во власти, принимать совместные политические решения и одновременно с этим призывать людей к Исламу, но всё это должно было происходить во взаимном сотрудничестве с неверными. Пророк ﷺ сказал: «Не призвать ли вас к тому, что будет лучше для вас? Скажите, что нет божества кроме Аллаха. Произнесите такие слова, благодаря которым вам подчинятся арабы и благодаря которым вы завладеете неарабами».
Не замечаете ли вы, что неверные каждый раз, когда предлагали Пророку ﷺ что-либо, то шли на уступки, а Пророк ﷺ оставался стойким в своей позиции? Сегодня же мы видим тех мусульман, которые приходят к власти не за счёт того, что неверные сделали им предложения, а, наоборот, из-за того, что они сами выдвигают инициативы с уступками. Они вписывают в страницы своей истории и истории своих последователей позор и унижение. Они позволяют, чтобы знамя иудеев реяло над Египтом, открывают двери для туризма и полуголых женщин. Они предают Аллаха, Его Посланника ﷺ и верующих даже в случае, когда от неверных не поступает каких-либо предложений в их адрес. Эти люди сами распространяют идеи неверных. Таким поведением они противоречат жизненному пути Пророка ﷺ.
Итак, из-за того, что Пророк ﷺ проявлял терпение, Аллах почтил его Ночным путешествием и Вознесением на небеса. Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение», — т.е. Мы покажем тебе наши знамения и Величие Аллаха ради, которого ты призываешь к Исламу.
Один из предшественников говорил: «Тот, кто не пройдёт огонь вначале — конец его не будет сияющим» (т.е. через тернии к звёздам). Как мы видим, в начале своего пути Пророк ﷺ подвергался страданиям, однако в конце призыва Пророка ﷺ им был одержан триумф. Ислам начал распространяться среди жителей Медины так же, как свет распространяется во мраке.
Ещё за несколько месяцев до этого жители Медины воевали друг против друга. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) говорила: «Война в день Буас — это тот день, который Аллах сделал подарком для Пророка ﷺ». Ведь эта война, тогда ещё в Ясрибе, побудила мединцев к изменениям. Поэтому после того, как некоторые жители Медины встретились с Пророком ﷺ, Ислам в ней начал быстро распространяться.
Братья, какие бы бедствия нас ни постигали, это не должно подталкивать нас к отчаянию. Если мы будем стойкими на пути Аллаха, то помощь Аллаха будет для нас близкой.
В тринадцатый год с момента ниспослания пророчества, в месяц Рабиъ уль-авваль Посланник Аллаха ﷺ, накрывшись своим плащом, спал ночью возле Каабы. В это время к нему пришёл ангел Джибриль, разбудил его и сказал: «О Мухаммад, соверши семь раз обход вокруг Каабы». Пророк ﷺ встал и совершил семикратный обход Каабы. Он так и не знал, что произойдёт через некоторое время. Ангел Джибриль сказал ему: «Ты сейчас отправишься в мечеть аль-Акса и совершишь там молитву вместе со своими отцами, дедами и братьями из числа пророков, Аллах покажет их тебе, о Мухаммад! Затем ты вознесёшься на небеса, чтобы встретиться с тем, Кто тебя Создал и Возложил на тебя обязанности». Многие люди, которые говорят о Ночном путешествии и Вознесении Пророка ﷺ, рассказывают об этом, как будто это — обычная история. Поэтому нам из этого эпизода жизни с Пророком ﷺ много чего остаётся неясным.
Но ведь Всевышний Аллах обращается именно к нам, и то, что делает Пророк ﷺ, он это делает, жертвуя для нас. Мы увидим из истории Ночного путешествия и Вознесения Пророка ﷺ много указаний, которых мы как носители призыва должны придерживаться сегодня.
Итак, этот ночной путь имел определённую программу путешествия, а средством передвижения было белое животное, выше осла и ниже мула, по имени Бурак. Пророк ﷺ говорил, что на его бёдрах имелось два крыла и он перемещается туда, куда достигает его взор. Т.е. он перемещался с высокой скоростью. Наш взор достигает дали в тридцать или сорок километров. Но какого расстояния достигает взор Бурака, мы не знаем. Об этом известно лишь Всевышнему Аллаху. Во время этого путешествия Пророк ﷺ увидит огромные знамения, будто в этом путешествии содержится послание для Исламской Уммы, которое заключается в том, чтобы она продолжала держать голову высоко поднятой, потому что её Пророк ﷺ занимает высокое положение. Ибо почёт для Пророка ﷺ является так же почётом и для Исламской Уммы потому, что она донесёт эту религию всему человечеству.
И если Пророк ﷺ встретится с Аллахом, то каждый из нас так же встретится с Аллахом. Но героем будет тот, кто встретится с Аллахом, имея здоровое сердце.
Пророк ﷺ рассказывает великий хадис, который приводится в сборнике Бухари. Когда Посланник Аллаха ﷺ повстречался с правителем Ади ибн Хатимом ат-Таи и призвал его к Исламу. В этот момент к Пророку ﷺ подходит один из мусульман и жалуется ему на бедность, затем приходит другой и жалуется на разбойников, орудующих на дорогах, на отсутствие безопасности. Пророк ﷺ посмотрел на Ади и увидел в его глазах отчаяние, будто в религии Ислам одни проблемы, в то время как Ади был предводителем своего племени. Тогда Пророк ﷺ сказал Ади: «Быть может, Ади, тебе мешает принять эту религию нужда мусульман?». Он ответил: «Да». Пророк ﷺ сказал: «Если ты проживёшь долгую жизнь, то увидишь, как мусульмане будут вытаскивать полные руки золота и серебра, не находя тех людей, кому можно было бы их отдать. Быть может, тебе мешает принять религию то, что ты видишь, как люди враждуют с мусульманами?», — т.е. как люди набрасываются на мусульман. Все люди — против мусульман, а они лишены безопасности. Далее Пророк ﷺ сказал: «О Ади, если ты проживёшь долгую жизнь, то увидишь женщину, которая выедет из Хиры (территории Ирака), чтобы посетить дом Каабы, и затем вернётся к себе, не боясь никого кроме Аллаха».
Ади сказал самому себе: «Где же тогда будет та группа людей из Таийя, которая наводила ужас и сжигала города?», — т.е. где тогда окажутся разбойники? Пророк ﷺ продолжил: «Если ты проживёшь долгую жизнь, то увидишь, что сокровища Хосрова будут принадлежать мусульманам». Ади спросил: «Хосрова ибн Хурмуза?» (императора Ирана, Хосров II Парвиз). Пророк ﷺ ответил: «Да, Хосрова ибн Хурмуза». Затем Пророк ﷺ сказал: «Каждый из вас встретится с Аллахом в Судный день, и между вами не будет завесы и не будет переводчика. Аллах спросит его: «Разве я не посылал к тебе Посланника?». Он ответит: «Да, посылал». Потом Аллах скажет ему: «Разве Я не даровал тебе имущество?». Он ответит: «Да, Ты даровал мне имущество». Затем этот человек посмотрит направо и не увидит ничего кроме Адского огня, затем посмотрит налево и увидит лишь Адский огонь. Так бойтесь же Аллаха, (защищаясь от Ада) даже кусочком финика, а кто не найдёт и его, то хорошим словом». Иначе говоря, приказывая одобряемое и удерживая от порицаемого, а также следуя жизненному пути Пророка ﷺ, мы сможем завоёвывать другие страны. Затем встретимся с Аллахом подобно тому, как встретился с Ним благородный Посланник Аллаха ﷺ, находившийся от Него на расстоянии двух луков или даже ближе.
Вместе с Пророком ﷺ на Бурака сел и ангел Джибриль, который не покидал его. Они добрались до мечети аль-Акса. На тот период мечеть аль-Акса была оккупирована римлянами.
Достоверно известно, что Пророк ﷺ слез с Бурака, привязав его у стены мечети. Спрашивается, зачем Пророк ﷺ привязал Бурака? Разве он куда-то мог сбежать? Хотя Бурак никуда и не сбежал бы, он ﷺ так поступил, чтобы обучить нас тому, что необходимо предпринимать от себя зависящие меры создавая причины для осуществления результата действия и не оставлять дела на самотёк, при этом ссылаясь на упование. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Привяжи верблюда и уповай на Аллаха». Необходимо предпринимать все возможные меры для достижения результатов, как будто всё зависит именно от предпринятых мер, в это же время следует полагаться на Аллаха, будто, принимая меры, мы ничего и не делаем для достижения результата. Принятие мер для достижения цели является обязательным, но полагаться на них является многобожием (ширком).
Неверные и люди на Западе уповают на те причины и те меры, которые лишь сами предпринимают, слишком вознося эти причины, тем самым впадая в многобожие (ширк) и неверие. Исламская же Умма оставляет без внимания причины и принятие необходимых мер для достижения результата, опираясь на то, что всё исходит от Аллаха, и таким образом они входят в противоречие с установленным Аллахом законом естества, ведь изменения происходят, лишь учитывая этот самый закон. Многие мусульмане ждут удара молнии с небес, который избавит их от врагов, а также ожидают появление ангелов, которые установят Халифат. Нет, дорогие братья, ничему подобному наша с вами религия не учит. Создавать причины для изменений и предпринимать необходимые меры нас обучает сам Пророк ﷺ. Также посмотрите, как такие меры предпринимала Марьям (мир ей), несмотря на то, что она находилась в очень слабом положении.
Её слабость проявлялась в восьми вещах.
Во-первых — она была женщиной,
во-вторых — она была беременна,
в-третьих — она испытывала страх,
в-четвёртых — она забеременела необычным образом,
в-пятых — когда она решила предпринять от себя зависящие меры, то стояла ночь,
в-шестых — она была совершенно одна, с ней не было никого рядом,
в-седьмых — если бы её народ узнал о беременности, то её непременно убили бы,
в-восьмых — в момент, когда она решила предпринять необходимые меры, у неё происходили родовые схватки.
Так вот, находясь в таком состоянии слабости, ей было сказано:
«Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики» (19:25).
А ведь для того, чтобы потрясти ствол пальмы, нужно пять мужчин. Пророк ﷺ в том числе создавал необходимые условия и делал всё зависящее от себя для достижения результата, и нам так же необходимо следовать его примеру.
Пророк ﷺ вместе с ангелом Джибрилем зашёл в мечеть аль-Акса. В оккупированной мечети был шум, и она была переполнена людьми. Можно сказать, что это собрание было самым великим саммитом в истории. В этом собрании присутствовали пророки, начиная с Адама (мир ему) и заканчивая Исой (мир ему).
Все пророки смотрели на дверь, когда через неё входил их имам и предводитель — Мухаммад ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ, зайдя в мечеть, посмотрел на Адама (мир ему). Описывая Адама, Пророк ﷺ говорил: «Он был высокого роста и был красив. Я не видел человека красивее, чем он». Адам подтвердил пророчество Мухаммада ﷺ. Он сказал ему: «О Мухаммад, ты благой сын праведника и ты благой праведный Пророк!».
К Пророку ﷺ подошёл и поприветствовал Иса (мир ему); с его волос стекались капли, подобные жемчугу. Затем к нему подошёл Юсуф (мир ему), которому была дарована половина красоты. Потом к нему подошёл сильный человек. Пророк ﷺ говорил, что он не видел человека сильнее него — им был Муса (мир ему). У него была длинная борода. Муса так же поприветствовал Пророка ﷺ. Представьте себе, братья, состояние Пророка ﷺ, в котором он находился, знакомясь и видя перед собой всех тех пророков, о которых упомянул ему Аллах! Пророк ﷺ в лице пророков встретил все послания, ниспосланные человечеству, и все перенесённые ими жертвы на пути Аллаха. В одном месте собрались самые лучшие творения Аллаха!
Пророк ﷺ поприветствовал их. Все пророки выстроились для совершения молитвы. Так кто же станет имамом в молитве? Ангел Джибриль (мир ему) подошёл и сказал: «Выйди вперёд, о Мухаммад». Пророк ﷺ вышел вперёд. Я словно вижу, как он проходит возле своего предка пророка Исмаиля, а также возле пророка Ибрахима и таких пророков, как Муса, Иса, Айюб, Идрис, Юнус, Лут и Нух. Посланник Аллаха ﷺ встал в качестве имама, произнёс такбир и совершил двухракяатную молитву вместе с пророками.
После совершения молитвы пришло время для того, чтобы подняться на небеса.
Братья, я хотел бы задать вам вопрос. Пророк ﷺ во время своего вознесения на небеса встретился с теми же пророками, которых он видел в мечети аль-Акса. Спрашивается, для чего тогда он должен был встретиться с пророками в мечети аль-Акса и совершить с ними совместную молитву, в то время как он через некоторое время увидится с ними на небесах? Это было знаком для Пророка ﷺ, его Уммы и для нас. Встреча Посланника Аллаха ﷺ в мечети означала, что он получит знамя пророчества и будет управлять человечеством! Он ﷺ станет для людей имамом (предводителем) и является последним Пророком. Его религия охватила все предшествующие послания, и его община ответственна за управление человечеством. Поэтому он и должен был стать имамом в молитве с пророками на земле. В этом есть знак для исламской общины, чтобы та стала предводителем всех религий, действие которых завершилось с приходом религии Ислам.
Сайид Кутуб (да помилует его Аллах!) говорил: «Как будто это удивительное путешествие было с целью объявления о том, что Пророк ﷺ унаследовал то священное, которое имелось у посланников, а также с целью того, чтобы его послание вобрало в себя святое, имевшееся у них, и объединило все предшествующие послания воедино».
Итак, первая причина, из-за которой Мухаммад ﷺ встретился с остальными пророками на земле, заключалась в том, чтобы быть имамом (предводителем), а также чтобы его Умма была предводителем над семейством Исраиловым и всеми теми народами, которым посылались пророки. Второе — этой встречей Всевышний Аллах объявил, что Он отстранил семейство Исраилово от предводительства пророчеством из-за их неверия и совершаемых преступлений. Раньше предводителями пророчества были иудеи, а теперь этим предводителем стал Мухаммад ﷺ.
Возникает вопрос: почему была выбрана именно мечеть аль-Акса? Ведь можно было бы совершить это путешествие сразу из Запретной мечети в Мекке. И в этой связи ещё хотелось бы сказать, что когда Пророк ﷺ спустился с небес, он вернулся обратно в мечеть аль-Аксу, а затем уже отправился в благородную Мекку. Совершение молитвы в качестве имама в мечети аль-Акса было сигналом для Мухаммада ﷺ о том, что он ответственен за освобождение этой мечети. Так же за её освобождение от нечисти неверных ответственна и община Мухаммада. Исламская Умма ответственна за то, чтобы очистить мечеть аль-Аксу. Эту мечеть смог освободить и защитить лишь халиф, и она пала лишь тогда, когда пал Халифат. Поэтому эта мечеть будет освобождена, когда вернётся Халифат (с соизволения Аллаха).
Когда Теодор Герцль подошёл к одному из последних османских халифов султану Абдуль-Хамиду II и обратился к нему с просьбой отдать евреям Палестину, султан ответил ему, произнеся свои знаменитые слова: «Передайте Герцлю, чтобы он ничего не предпринимал для осуществления этой цели. Если они соберут всё своё имущество в этом мире, то и его не хватит, чтобы я отступился даже от пяди земли Палестины! Палестина не является моей собственностью. Она принадлежит Исламской Умме. Мои деды защищали её, и их кровь была пролита из-за неё. Для меня легче, чтобы меня пронзили мечом, чем отдать пядь земли Палестины. Так пусть евреи оставят себе свои миллионы». После этого он сказал: «Если Халифат когда-нибудь падёт, то тогда вы сможете забрать её бесплатно». Так и произошло! После разрушения Халифата Палестина была оккупирована. Палестина вернётся в руки мусульман, когда вернётся их предводитель, который станет Имамом для лучших творений Аллаха в мечети аль-Акса (с соизволения Аллаха!). Поэтому, братья, мечеть аль-Акса является аманатом. Человек является распорядителем в своих владениях.
Есть такой хадис Пророка ﷺ, где говорится: «Там, где распоряжается человек, он не ставит имамом другого человека». Даже если человек будет лучше знать книгу Аллаха, его не ставят имамом в тех местах, где распоряжается другой человек. Будто Всевышний Аллах говорит нам, что Пророк ﷺ является господином и имамом мечети аль-Акса и что его община несёт ответственность за неё и за её освобождение.
Итак, Пророк ﷺ поднялся на небеса по лестнице (мираджу). Эта лестница (мирадж) является творением Аллаха, которое было показано Пророку ﷺ. Пророк ﷺ был вознесён на небеса и когда он прибыл к первому небу, ангел Джибриль попросил, чтобы их впустили. Ангел спросил Джибриля: «Кто ты?». Он ответил: «Я Джибриль». Ангел далее спросил: «А кто с тобой?». Джибриль ответил: «Мухаммад». Ангел сказал: «Он разве уже послан?». Джибриль ответил: «Да». Тогда им открыли дверь, и Пророк ﷺ увиделся на первом небе с Адамом (мир ему), который поприветствовал его.
Адам (мир ему) смотрел направо и, видя огромное количество людей, начинал смеяться. Затем он смотрел налево и, видя огромные массы людей, начинал плакать. Пусть Аллах нас соберёт с правой стороны! На правой стороне находились те, кто счёл правдой то, о чём говорили им их пророки, после чего те последовали за ними, а с левой стороны находились те, кого сбил Шайтан, который сбил их праотца Адама. Так к какой же категории людей мы относимся? К той, из-за которой Адам (мир ему) смеялся, или же к той категории людей, из-за которой он плакал? Тот же самый шайтан, который нашёптывал нашему праотцу Адаму, пришёл и нашёптывает всем правителям мусульман. Он будто им говорит: «Не указать ли вам на престол вечности и царство, которое не исчезнет?». Эти правители последовали за ним и сбились, а также сбили тех, кто последовал за ними.
Пророк ﷺ вознёсся на второе небо и увидел там пророков Яхью и Ису. Они поприветствовали его и сказали: «Ты Посланник Аллаха и ты печать пророков». На третьем небе Пророк ﷺ повстречал Юсуфа (мир ему). На четвёртом небе он увидел Идриса, которого Аллах возвысил на высокое место. Пророк ﷺ возносился на небеса, в то время как год назад или два он не мог войти даже в Мекку. Будто Всевышний Аллах говорит ему: «Мы по нашей воле подняли тебя на высшие небеса, так не печалься из-за того, что тебя удержали от чего-то в этом мире».
Верующий смотрит на этот мир светом Аллаха. Каждый раз, когда он подвергается притеснениям, то понимает, что пред ним откроются врата этого мира и Последующего. На пятом небе Пророк ﷺ увидел пророка Харуна. На шестом небе он повстречался с КалимуЛлах (говорящим с Аллахом) — с пророком Мусой ибн Имраном (мир ему), обладавшим твёрдой решительностью. Муса поприветствовал его и подтвердил его пророчество, и после того, как Пророк ﷺ собрался подняться на седьмое небо, то услышал плач. Он оглянулся и увидел, что плачущим человеком оказался Муса.
Он ﷺ спросил его: «О брат мой Муса, почему ты плачешь?». Муса ответил: «Я плачу потому, что в Рай войдёт больше людей из общины молодого человека, посланного после меня, чем из моей общины».
Община Мухаммада ﷺ будет превышать в Раю численностью общину семейства Исраилова, хотя Муса многим пожертвовал из-за них.
Знаете ли, братья, что Муса, говоривший с Аллахом, желал стать из числа Уммы Мухаммада ﷺ? Всевышний Аллах говорит:
«Когда гнев Мусы спал, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа» (7:154).
В толковании этого аята сказано, что, когда Муса ушёл для встречи со своим Господом, Аллах дал ему в качестве откровения Тору, но когда он вернулся к своему народу, то обнаружил, что они поклоняются тельцу помимо Аллаха. Тогда Муса разгневался, схватил за бороду своего брата, ну и т.д. — известная всем история. Муса сел и бросил скрижали. Когда его гнев остыл, он взял скрижали и начал их читать.
Он читал о великой общине, не той общине, к которой он был послан. Он читал о нас, о братья мои! Он как будто позавидовал, пожелав эту милость для себя. Муса воззвал к своему Господу! — Прислушайтесь к тому, как описал вас Аллах! — Муса сказал:
«О Мой Господь, в скрижали упомянуто об общине, которая призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого. О Господь, сделай её моей общиной!».
Аллах ему ответил: «О Муса, это община Ахмада».
Муса далее сказал: «О Мой Господь, в скрижали сказано о последней общине, но эта община в Рай войдёт первой. О Господь Мой, пусть эта будет моя община».
Аллах ответил: «О Муса, это община Ахмада».
Муса сказал: «О Мой Господь, в скрижали упомянуто об общине, они читают книгу, которая находится в их сердцах». Люди, которые существовали ранее, читали из книг, ниспосланных им, и когда эти книги исчезали, они ничего из них не помнили. Братья, вам была дарована возможность запоминать Коран, которая не была дарована другим общинам.
Муса далее сказал: «О Господь Мой, сделай эту общину моей общиной».
Аллах ответил ему: «О Муса, это община Ахмада».
Муса сказал: «О Мой Господь, в скрижали упомянуто об общине, которая верит как в первое писание, так и в последнее, они борются с тем, что осталось из заблуждения и испорченности, и даже будут воевать с лжемессией Даджалом». Даже в последние дни этого мира их миссией будет воевать с порочностью и изменять её. Так говорится о вас в Торе.
Пророк ﷺ рассказывал нам о признаках Судного дня. Он говорил, что, когда выйдет Даджал, к нему придёт юноша. Даджал спросит его: «Что ты скажешь обо мне?». Юноша ответит: «Ты тот лжемиссия, о котором упомянул Посланник Аллаха Мухаммад». Тогда тот распилит его пополам и воссоединит заново, а затем скажет ему вновь: «Что ты скажешь обо мне?». Юноша ответит: «Я был разорван лишь из-за того, что ты являешься лжемиссией Даджалом, о котором сообщил нам Посланник Аллаха». Т.е. в последние дни существования этого мира останутся люди, которые будут говорить: «Нам сообщил об этом Посланник Аллаха». Иначе говоря, в это время ещё останутся мусульмане, которые призывают к Аллаху.
Итак, Муса сказал: «О Мой Господь, в скрижали упомянуто об общине, которая верит как в первое писание, так и последнее, они борются с тем, что осталось из заблуждения и испорченности, и даже будут воевать с Даджалом. О Мой Господь, пусть эта община будет моей общиной».
Аллах ответил ему: «О Муса, это община Ахмада». Тогда пророк Аллаха Муса сказал: «О Аллах, сделай меня из общины Ахмада!».
Представьте себе, братья! КалимуЛлах (говоривший с Аллахом) готов оставить посланническую степень, являясь пророком, обладавшим твёрдой решимостью, и стать обычным человеком из общины Мухаммада ﷺ.
Братья, посмотрите, какое положение нам даровано занять! И какая благородная миссия возложена на нас! Как же несчастна жизнь человека без борьбы с заблуждением и порочностью! Как же несчастна эта жизнь без стремления вывести Ислам в лидерские позиции перед всем человечеством! Разве Мусе не стоит плакать из-за этого?! Да, Мусе стоит плакать из-за этого, а нам надлежит радоваться дарованному нам положению! Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я и моя община в Судный день будут на возвышенности наблюдать за остальными творениями. Все остальные люди захотят быть из нас. И какого бы пророка ни отверг его народ, мы будем свидетельствовать для него перед Аллахом в Судный день».
Община мусульман, у нас нет времени для отдыха, откладывания и отчаяния! Нам необходимо вести призыв к Исламу, используя все наши силы и возможности, которыми мы обладаем, и делать это безотлагательно. Мусульманин должен проводить день и ночь с той мыслью и целью, как бы утвердить эту религию и вывести её в лидерство, чем эта религия стала обладать по сравнению со всеми другими пророками.
Пророк ﷺ на седьмом небе встретился с нашим господином Ибрахимом (а.с.). Он увидел его опирающимся спиной на Обитаемый дом (аль-Бейт аль-Мамур). Ибрахим заслуживает отдыха в этом доме, т.к. он построил Обитаемый дом (Каабу). Ибрахим поприветствовал его и признал его пророчество. Далее ангел Джибриль предложил ему сделать выбор между молоком и вином (хамром). Наш благородный Пророк ﷺ выбрал молоко. Джибриль сказал ему: «Ты был направлен к тому, что соответствует естеству (фитре), и твоя община так же направлена к естеству (фитре)». Почему выбор Пророка ﷺ Джибриль назвал выбором фитры (естества)? Потому что молоко не есть нечто видоизменённое, оно такое, каким было создано изначально. А хамр — вино — является видоизменённым предметом, что происходит путём вмешательства рук человека.
Так же и люди сегодня пытаются внести в Ислам то, что не из него, из-за чего он теряет свою чистоту. Наша религия является религией естества (фитры). Всевышний Аллах говорит:
«Обрати свой лик к религии как ханиф. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению» (30:30).
Пророк ﷺ не выбрал вино (хамр) потому, что оно видоизменено и отвратительно. Те, кто желает внедрить в Ислам западные мысли, мысли неверия и распутства, а также говорит, что национализм, коммунизм и секуляризм — из Ислама, пытаются молоко превратить в вино. Вероотступникам не удастся играть Исламом!
Пророк ﷺ добрался до Лотоса крайнего предела (Сидрат аль-Мунтаха). Пророк ﷺ пожелал дальше пойти вперёд, но Бурак и ангел Джибриль остановились. Пророк ﷺ посмотрел на Джибриля, чтобы спросить его о причине остановки. И тогда Пророк ﷺ увидел Джибриля в настоящем облике, таким же, каким он его видел во время ниспослания Откровения в пещере Хира.
Как вы помните, когда Пророк ﷺ увидел ангела Джибриля в его подлинном облике, то дал ему такое описание, что видел ангела, находившегося между небом и землёй, у которого было шестьсот крыльев, заслонявших горизонт, и с его крыльев падали зёрна жемчуга и яхонты. Пророк ﷺ посмотрев на хранителя Откровения, самого великого ангела Джибриля, увидел, что тот испытывает страх. Пророк ﷺ спросил его: «Что с тобой, о Джибриль?», ангел ответил: «У каждого из нас есть известное место, здесь моё место. Твоё место, о Мухаммад, выше моего места. Так иди вперёд. Если я сделаю хотя бы один шаг, то сгорю. Иди вперёд, о Посланник Аллаха».
Братья, о ком мы говорим! Ведь мы говорим о нашем Посланнике ﷺ! Разве не стоит нам гордиться тем, что мы являемся последователями этого Пророка ﷺ! Он достиг того места, которого не достиг ни один из пророков и даже приближённый ангел! Нет места выше Лотоса крайнего предела (Сидрат аль-Мунтаха). Там он увидел знамения Аллаха и говорил с Ним. Всевышний Аллах обязал его совершать пятьдесят молитв.
Затем Пророк ﷺ вернулся, и его вновь сопровождал ангел Джибриль. Пророк ﷺ видел и слышал жителей Рая. Он видел ангела Малика, хранителя Ада. Ангел Малик не радовался и не улыбался. Также Пророк ﷺ видел тех, кто поедал имущество сироты. Их губы были подобны губам верблюдов, они бросали себе в рот куски горящих углей, и эти угли выходили у них сзади. Всевышний Аллах так говорит:
«Воистину, те, которые несправедливо пожирает имущество сирот, наполняют свои животы огнём и будут гореть в пламени» (4:10).
Пророк ﷺ видел ещё и людей с большими животами, которые из-за своих животов не могли двигаться и находились на одном месте. Перетаптывая их, род фараона шёл в Огонь. Как вы думаете, кто эти люди? Это были те, кто занимался ростовщичеством. Да упасёт нас Аллах от этого преступления! Потом он увидел мужчин и женщин, перед которыми находилось хорошее мясо, а рядом — вонючее. Они ели вонючее мясо. Пророк ﷺ спросил ангела Джибриля: «Кто эти люди?». Джибриль отвечал: «Это прелюбодеи, которые оставили то, что дозволил им Аллах, и совершали запретное».
И пусть теперь послушают меня благословенные жители Шама. Пророк ﷺ в хорошем хадисе, приведённом ат-Табарани, сказал: «В тот день, когда я был перенесён ночью, то увидел белый столп, подобный знамени, и его несли ангелы». Братья, знамя Посланника Аллаха ﷺ является белым, и на нём чёрными буквами написано «Нет иного божества, но есть лишь Аллах, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Повелитель правоверных отдавал это знамя амиру джихада (полководцу армии). Это знамя было признаком того, что на том месте, где находится это знамя, расположена армия. Это знамя также веяло над резиденцией халифа мусульман, которое указывало на наличие Халифата.
Какой радостный предвестник! Пророк ﷺ сказал: «Я увидел белый столп, подобный знамени, и его несли ангелы, и я спросил их: «Что вы несёте?». Они ответили: «Мы несём столп книги. И нам было велено поставить его в Шаме». Пророк ﷺ также сказал: «Когда я спал, то вновь увидел столп книги, который был взят у меня из-под подушки, и я подумал, что Аллах решил оставить жителей земли, но я последовал за ним своим взором и увидел, что он был поставлен на земле Шама». Ибн Хаджар аль-Аскаляни, комментируя значение слова «столп книги», сказал: «Столп книги — это религия и власть Ислама». Пророк ﷺ увидел власть Ислама. Власть Ислама — это предстоящий Халифат (с соизволения Аллаха). Ангелы несут его, и они положат это знамя в земли Шама.
Так пусть возрадуются жители Шама. Шам является центром Ислама и его военным лагерем. Земли Шама избраны Аллахом, и Аллах избрал её жителей! Пусть Аллах сделает нас всадниками Шама, которые там будут нести знамя Ислама!
Пророк ﷺ, находясь на небесах, слышал скрип письменных тростей ангелов, которые записывали предопределения для людей. Также, находясь на небесах, он ощутил приятный запах. Он спросил ангела Джибриля: «О Джибриль, что это за приятный запах?». Джибриль ответил: «Этот запах исходит от женщины, которая расчёсывала волосы дочери фараона». — После того, как Пророк ﷺ спустится на землю, через год он построит государство. Все те описания, которые он видел во время своего путешествия, являются предвестниками для носителей призыва —. Женщина, которая расчёсывала волосы дочери фараона, не жила в период Пророка ﷺ. Она была из прежних народов и жила в период самого сильного гнёта. Эта женщина работала во дворце фараона. Она расчёсывала волосы его дочери и верила в послание Мусы (мир ему). У неё было пять детей, и среди них был один грудной ребёнок. Она работала у фараона, чтобы добыть себе пропитание, но когда вера проникает в сердце человека, он не в состоянии в себе её утаивать!
Когда она расчёсывала волосы дочери фараона, у неё упал гребешок, и она подняла его со словами «БисмиЛлях» («С именем Аллаха»). Дочь фараона спросила: «Ты имеешь в виду моего отца». Она же ответила: «Нет, я имею в виду Своего Господа, Твоего Господа и Господа твоего отца». Из этой истории, которую нам поведал Пророк ﷺ, мы видим, что значит сказать слово истины. Эта женщина могла промолчать и ничего не говорить или же солгать. К сожалению, сегодня предводители мусульман и учёные боятся говорить слово истины. Так вот, обучитесь тому, каким должно быть настоящее предводительство. Носитель призыва должен говорить слово истины, т.к. он говорит Словом Аллаха, не боясь никого, кроме Аллаха. Подобно тому, как сказал об этом Посланник Аллаха: «Воистину, сказать слово истины и напомнить о том, Кто является Великим, не приблизит к смерти и не отдалит удел (ризк)». Итак, дочь фараона сказала: «Я пожалуюсь на тебя своему отцу», — и затем она рассказала ему о случившемся. Фараон спросил эту женщину: «Разве у тебя есть Господь помимо меня?». Она ответила: «Да есть, Он является Моим и Твоим Господом, и Он — Господь миров». Она понимала опасность тех слов, которые произносит. Тогда привели её пятерых детей и принесли медный котёл, наполнили его маслом и накалили огнём. Масло начало кипеть.
Её старшего сына подвели к котлу, и фараон спросил её вновь: «Есть ли у тебя Господь помимо меня?». Она ответила: «Аллах — мой и твой Господь, и Он — Господь миров!». После этих слов её старшего сына бросили в котёл с маслом, и его белые кости всплыли на поверхность, мясо сразу отделилось от костей ребёнка. Фараон вновь сказал: «Есть ли у тебя Господь помимо меня?». Она ответила: «Аллах — мой и твой Господь, и Он — Господь миров!». Тогда к котлу привели второго ребёнка. Для неё было ещё тяжелее видеть, как второго ребёнка хотят бросить в котёл. После того, как его бросили в котёл, привели третьего ребёнка. Стойкость этой женщины была подобна стойкости гор.
Сегодня мы видим множество людей, в чьих сердцах есть болезнь; даже не подвергаясь мучениям, они торопятся к неверным со словами: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но Аллах таким людям отвечает:
«Но, может быть, Аллах явится с победой или со своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе» (5:52).
Для построения Исламского Государства нужны учёные, и эти учёные должны говорить слово истины. Также и проповедники должны говорить слово истины, как это делал Мусаб ибн Умайр и как это делал Посланник Аллаха ﷺ.
Итак, фараон приказал бросить третьего ребёнка в котёл, а вслед за ним — четвёртого. Когда же очередь дошла до пятого ребёнка, с её рук пытались вырвать младенца, она заплакала и крепко держала его в своих руках. Люди фараона начали тянуть ребёнка, и вдруг произошло чудо, о котором оповестил нам Пророк ﷺ. Ребёнок обратился к матери и произнёс слова: «О мать, терпи, ты находишься на истинном пути!». Тогда ребёнок был брошен в котёл, и его голос замолк. Затем её привели к котлу, и перед тем, как её бросят в котёл, она сказала: «У меня к тебе одна просьба: после того, как я умру, собери мои кости и кости моих детей и положи их в одну могилу». Фараон содрогнулся от этих слов и, уже не владея собой, сказал: «Хорошо, я исполню твою просьбу».
Это та женщина, от которой исходил приятный запах в Раю, и ангел Джибриль сказал о ней Пророку ﷺ, что она расчёсывала волосы дочери фараона. Так вот, она со своими детьми находилась в Раю! Слово истины является качеством призыва Ислама, перед которым не может устоять ложь.
Пророк ﷺ слышал на небесах, как Рай говорит: «О Господь мой, я уже приготовлен, во мне много шёлка и деревьев, во мне много воды и растений! Где же мои обитатели?». О Аллах, сделай нас из жителей Рая!
Пророк ﷺ вернулся в мечеть аль-Акса и затем, сидя на Бураке, отправился в Запретную мечеть. Эта благословенная ночь подошла к концу.
Первым человеком, которого увидел Пророк ﷺ после того, как проснулся, был Абу Джахль!
Цвет кожи Пророка ﷺ изменился из-за великого события, которое с ним произошло. Абу Джахль спросил его: «Мухаммад, что с тобой?». У Пророка ﷺ был выбор: рассказывать ему эту историю или нет, и кто бы поверил в это? Ведь люди даже не верили его словам по поводу того, что легче было принять, чем этот случай. Но Всевышний Аллах сказал:
«О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь это, то не донесёшь Его послания» (5:67).
Ему необходимо было доносить и ничего не утаивать, хоть он и знал тех, кто считает ложью его послание. Пророк ﷺ ответил Абу Джахлю: «Абу Джахль, я сегодня ночью был перенесён в мечеть аль-Акса, а затем вознесён на небеса, и я видел там то-то и то-то, а затем ночью вернулся обратно к себе».
Абу Джахль еле удержал себя, чтобы не засмеяться.
Он увидел в этом для себя шанс, чтобы навредить делу призыва. Абу Джахль встал и начал собирать людей, чтобы люди посчитали ложью призыв Пророка ﷺ. Тогда собрались неверные и мусульмане. Абу Джахль сказал Пророку ﷺ: «Расскажи об этом, о Мухаммад», — и Пророк ﷺ начал рассказывать то, что с ним произошло.
К сожалению, многие люди сегодня стыдятся своей религии, стыдятся того, чтобы сказать, что в нашей религии есть повеление убить вероотступника или отрубить вору руку.
В то время неверные не поверили Пророку ﷺ. Также он и нам сообщает о том, что этот мир будет принадлежать нам и что Ислам достигнет тех пределов земли, куда достигают день и ночь. Всё же многие мусульмане продолжают считать, что подобное не осуществится. Как будто это просто слепая мечта.
К большому сожалению, вера некоторых мусульман на тот период поколебалась. Есть риваяты, где передаётся, что некоторые мусульмане стали вероотступниками. В Мекке из-за этого случая произошла большая сумятица. Пророка ﷺ попросили, чтобы он описал мечеть аль-Аксу, и тогда Аллах показал ему её так, словно он видел её своими глазами. Пророк ﷺ подробно начал описывать им мечеть аль-Аксу, но, несмотря на это, они его обвиняли во лжи и называли колдуном. Среди них были люди, которые занимались торговлей в Палестине. Пророк ﷺ сообщил людям о караване, который находился в пути и рассказал, что у них был верблюд пепельного цвета, который убежал от каравана. Тем не менее, они посчитали его лжецом. Один из мусульман начал искать Абу Бакра, понимая, что в такой ситуации им нужны помощники.
Отыскав Абу Бакра, он сказал ему: «Мухаммад ﷺ говорит, что он совершил Ночное путешествие и затем был вознесён на небеса».
Не было человека после пророков лучше, чем Абу Бакр. Было видно, что тот человек, который подошёл к Абу Бакру, сам находился в замешательстве. Абу Бакр спросил его: «Он так действительно сказал?». Этот человек ответил: «Да». Абу Бакр сказал: «Если так, то он сказал правду». Абу Бакр направился к Пророку ﷺ. В то время как люди обвиняли Пророка ﷺ во лжи, Абу Бакр же сказал Пророку ﷺ: «О Мухаммад, был ли ты перенесён ночью в мечеть аль-Акса и затем вознесён на небеса?». Пророк ﷺ ответил: «Да, так и произошло». Абу Бакр сказал: «Ты говоришь правду, о Посланник Аллаха!». Пророк ﷺ сказал: «И ты, о Абу Бакр правдивейший (Сыддик)». В связи с чем и прозвали Абу Бакра сыддиком (правдивейшим).
Абу Бакр сказал Пророку ﷺ: «О Посланник Аллаха, я считаю, что ты говоришь правду даже в более удивительных вещах, чем это. Я считаю тебя правдивым в том, что тебе приходят вести с Небес каждый день. Неужели после этого я отвергну это событие?!». Кто сегодня из нас говорит: «Ты сказал правду, Посланник Аллаха, в том, что установится Исламское Государство (с соизволения Аллаха!) и что мы будем жить счастливо на его землях, питаясь благами этого государства и приобретая почёт из-за величия Ислама. Ислам разрушит всякую ложь и тиранию, и он распространится среди белых, чёрных и краснокожих людей».
Один лишь день жизни в тени Исламского Государства устранит все страдания человека. Все жертвы, страдания от пыток и тюремных сроков у носителей призыва будут забыты в тени Исламского Государства.
Пророк ﷺ узнал о знамениях Аллаха и оповестил нас о них. Тот Рай, который был показан Пророку ﷺ — как будто мы тоже его видели. Мы должны страстно желать Рая. Рай, который увидел Пророк ﷺ и рассказал нам о нём, заставил семьдесят пять мусульман дать присягу Пророку ﷺ. Когда ансары спросили Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, что мы получим взамен, если дадим тебе присягу на то, что мы пойдём на смерть ради этого призыва?», — Пророк ﷺ ответил: «Взамен вам будет Рай». Нам так же будет Рай, с соизволения Аллаха, если мы отдадим жизнь, трудясь для построения Исламского Государства! Туба (блаженство) тем, кто трудится над этим! Туба чуждым! Туба тому, для кого Рай является целью в жизни, и тому, кто работает для того, чтобы претворить религию Аллаха в жизнь так же, как это делал Пророк ﷺ, чтобы эта религия вновь стала предводителем для человечества! Свят Великий Господь от того, что Ему приписывают! Мир посланникам и хвала Аллаху — Господу Миров!