Правильное развитие. Халакат 40-й по книге «Система Ислама»
Ссылка на видео https://redirects.live/video/redirects/11641
Халакат в прямом эфире
Ахмад аль-Касас
На правильность или неправильность мабды (идеологии) указывает акыда (мировоззрение), т. к. именно она является идейным фундаментом, на котором основываются все идеи, который определяет представления о жизни; из него исходят все решения и все методы. Если идейный фундамент будет правильным, то и мабда (идеология) будет правильной, если же он неправильный, то и мабда (идеология), начиная со своей основы, уже будет неправильна.
Если идейный фундамент соответствует природе человека и основывается на разуме, то он является правильным, а если противоречит природе человека или не основывается на разуме, то будет ложным. Смысл соответствия идейного фундамента природе человека — это утверждение наличия в природе человека бессилия и нужды в Создателе, то есть он должен соответствовать инстинкту поклонения.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Добро пожаловать на новый выпуск программы «Халакат в прямом эфире». Для начала позвольте мне попросить у Аллаха ﷻ для вас и для себя в эту благословенную двадцать седьмую ночь месяца Рамадан, в ночь ночных молитв, в ночь рукуа и саджда, тахаджуда и зикра, принять от нас благие дела и придать нам богобоязненности в этот благословенный месяц.
Дорогие братья! В прошлом выпуске мы говорили о секрете развития после того, как доказали непригодность идеи национализма и патриотизма как видов связи, неспособных образовать возвышенное общество. Мы доказали, что развитие общества происходит только на базе идеологии, представляющей из себя определённое мировоззрение, из которого исходят целые системы законов. На последнем выпуске мы остановились на вопросе о том, являются ли все идеологии равными друг другу и, соответственно, приводят ли они к одинаковому развитию? Или же ситуация такова, что существует здоровая, правильная и единственная идеология, приводящая человека к счастью, а другие идеологии ошибочны и приводят человека к страданиям, хоть и дают обществу внешние признаки развития, которые мы видим в обществах, уверовавших в эти ложные идеологии? Такова наша тема на сегодня: «Здоровое мировоззрение, возведённое на здоровой идеологии».
Дорогие братья! Дело в том, что человек по своему существу ищет счастья, хочет жить возвышенно и процветать. Человек инстинктивно желает для себя достойной жизни, где бы он вознёсся над всеми остальными творениями. С давних пор человечество ищет пути к такому возвышению и процветанию, чтобы стать счастливым. Для этого философы, мыслители и люди, занимающиеся законотворчеством, разрабатывали целые идеологии и писали трактаты. Остальные люди последовали за ними, каждый — за той теорией и взглядом, которые оказались ему ближе. Но достиг ли каждый из них своей цели? Добился ли каждый из них желаемого?
Ответ: нет! Почему? Потому что они не ведали пути к правильному развитию, а значит, и не ведали пути к истинному счастью. Когда человек пожелает для своего сердца здорового развития, а значит — и счастья, то он должен встать на здоровый жизненный путь, который поведёт его прямо вперёд. Это значит, что поведение человека служит причиной его развития или его деградации. Но что такое поведение? Что мы подразумеваем под этим словом?
Поведение — это совокупность поступков, совершаемых человеком в его личной и общественной жизни. Все эти действия он совершает, обладая жизненной энергией в себе. Что мы подразумеваем под жизненной энергией? Это энергия, толкающая его к действиям, наблюдаемыми нами каждый день и каждый час. Инстинкты и органические потребности в человеке формируют её, отчего человек непременно чувствует желание эти инстинкты и потребности удовлетворить. Так, к примеру, человек желает есть и пить, желает одеваться и иметь частную собственность, желает сохранить жизнь себе и близким, желает кого-то и что-то освящать, поклоняясь ему и т.д. Всевышний говорит в Коране:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни...» (3:14).
В процессе этого поиска человек обнаружил, что средства удовлетворения его инстинктов и органических потребностей находятся перед ним в виде различных действий и предметов, которыми он в состоянии воспользоваться. Это толкнуло его воспользоваться ими согласно его потребностям и необходимости, а так же желаниям, после чего он оказался перед вопросом: «Каким образом можно пользоваться всем этим, а каким образом нельзя?». Другими словами: «Каким образом человеку можно удовлетворять свои желания и потребности, а каким нельзя?». Человек не может подобно животному однотипным, монотонным образом удовлетворять свою природу, потому что он обладает разумом, предоставляющим ему возможность выбора среди огромного спектра вариантов. Поэтому если человек выбрал определённый метод удовлетворения инстинктов и потребностей и определённый образ пользования вещами, то это будет значить, что он выбрал для себя определённую модель поведения. Соответственно, поведение человека — это образ удовлетворения человеком своих инстинктов и потребностей, это правила, на основании которых он действует и принимает решения, это метод достижения вещей, которые ему нужны, и метод решения проблем, встречающихся ему в жизни.
Теперь, когда мы узнали, что такое поведение, давайте перейдём к исследованию сути нашей сегодняшней темы: «Какое поведение приводит к правильному развитию, а затем — и к счастью?». Ответ на этот вопрос будет следующим: если мы хотим выработать в себе правильное поведение, то для начала должны прийти к правильной идее, потому что поведение человека связано с его понятиями. Человек формирует своё поведение в соответствии с тем, как он понимает жизнь вокруг. В зависимости от того, как человек понял жизнь вокруг себя, такую позицию относительно этого он и занимает. Так, если человек любит кого-то, то ведёт себя с ним соответственно, а если ненавидит кого-то, то ведёт себя с ним совершенно иначе. Если же он не знает данного человека, то не будет испытывать к нему ни любви, ни ненависти, потому что не будет иметь о нём никакого преставления. Поэтому если мы хотим, чтобы человек вёл себя правильно, здраво и адекватно, то сначала мы должны выработать в нём правильные понятия о том, что ему нужно считать хорошим, а что считать плохим, что ему стоит любить, а что ненавидеть. Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11). У человека не возникнут понятия о вещах, пока он не станет задумываться о жизни вокруг себя. Т.е. человек должен выработать в себе взгляд на жизнь, который пояснит ему для чего и с какой целью он живёт в этом мире. После того, как он определится с целью своего существования и поймёт, какую задачу на него возлагает эта цель, его взгляд на вещи будет статичным. Тогда он выработает в себе такое поведение, которое поможет ему достичь поставленной цели, которую он желает.
Человек не сможет плодотворно обдумать своё место в этом мире, пока не поймёт, что из себя значат собственно сама жизнь, собственно сам человек и собственно вся Вселенная, пока он не поймёт, что было до жизни в этом мире и что будет после неё, и как эта жизнь связана с тем, что было до неё, и с тем, что будет после неё. Если человек добудет ответ на эти вопросы, то обретёт всеобъемлющую идею обо всём в этом мире, потому что ответ на данный вопрос предоставит ему идейную платформу, на которой он возведёт все свои идеи о жизни. Почему так важно знать, что было до и что будет после? Потому что человек по природе своей ощущает, что его жизнь и жизнь всех остальных существ в этом мире — лишь звенья в длинной цепи бытия, т.е. часть чего-то общего, а значит, если он добудет общую идею обо всех вещах в этом мире, то автоматически решит величайшую проблему, стоящую перед ним, существующую с того момента, как он появился на этой планете, и тревожащую его до тех пор, пока он её не решит. Как только он решит эту величайшую проблему, все остальные проблемы сразу же решаются, потому что являются либо частями этой основной проблемы, либо её ответвлениями.
Если человек нашёл ответ на этот вопрос, то нашёл идейное мировоззрение, на базе которого построит всё своё поведение и все законы для жизни. Выражаясь иначе, человек достигнет идеологии. Что такое идеология? Идеология — это база, на которой воздвигаются идеи, а поэтому идеология может быть таковой, только если из неё исходят все идеи о жизни. Т.е. идеология — это основополагающая идея, до которой нет никакой идеи в принципе, потому что все остальные идеи исходят из неё и затрагивают всю жизнь человека, его самого и всю Вселенную в том числе. Человек может придерживаться лишь одной основополагающей идеи, потому что не может иметь две основы в своей жизни, как и не может иметь два прямых пути к развитию, которого он желает. Если большинство идеологов, мыслителей и философов на Западе не особо спешат разбираться в том, что такое развитие, почему оно происходит и какие имеет этапы, то мы совершим глупость, если последуем их примеру. Вместо этого давайте обратимся к истории древности, предоставляющей нам целую серию примеров развития народов. Можем также обратиться к современной истории и тоже найдём в ней примеры развития. Обратите внимание на то, что каждый пример развития не будет похож на другой. Все они будут в корне отличаться друг от друга, потому что их основы будут совершенно различны. Поэтому неправильно взять и следовать любому виду развития, лишь бы чему-то да следовать... Вместо этого нужно взять только ту идеологию, которая придаёт человеку постоянное материально-душевное спокойствие и счастье. Выражаясь другими словами, если одна идеология — здравая, а другая — порочная, то это значит, что человеку стоит выбирать именно здравую, а не лишь бы какую.
Если человек занимался исследованиями и, наконец, понял, что именно идеология является секретом развития, то он поймёт, что основой здравого развития будет здравая идеология. Здравой идеология считается тогда, когда исходит из столь же здравого мировоззрения, удовлетворяющего разум и фитру человека, после чего его сердце наполняется спокойствием. Такое мировоззрение даёт правдивый ответ и точную идею о жизни, человеке и Вселенной. Здравая идеология способна найти своё применение в любое время и в любом месте, приводя человека к правильному развитию. Если же идеология базируется на ошибочном и порочном мировоззрении, то она не будет способна найти себе применение всегда и везде, ибо будет нуждаться в том, чтобы общество сначала соответствовало условиям и обстоятельствам, пригодным для данной идеологии. Кроме того, зачастую появление ошибочной идеологии само по себе является лишь реакцией на условия и события, подтолкнувшие общество к поиску данной идеологии как решения кризиса, в котором общество пребывало. Именно так была выработана либеральная капиталистическая идеология. Потом прошло немного времени, и сторонники капиталистической идеологии обнаружили, что она не может быть претворяема на постоянной основе, ибо противоречит людскому разуму и людской фитре. Тогда капиталистическое общество принялось снова искать альтернативу, но уже капитализму, который ещё недавно привёл их к развитию. Так они пришли к идеологии коммунизма.
В свою очередь, коммунизм предоставил людям развитие, которого им хватило лишь на 70 лет, потому что коммунизм имел слишком много внутренних ошибок. Атеистическое мировоззрение, на котором базировался коммунизм, слишком сильно противоречило фитре и разуму человека, ибо напрочь отрицало существование Аллаха Всевышнего и заявляло, что «бога нет, а жизнь — лишь материя». Люди не могли такое сносить долгое время, т.к. сама фитра человека толкает его к поиску Создателя, а разум человека в течение его жизни лишь всё больше и больше удостоверяется в том, что жизнь вокруг него не могла появиться сама собой, а создана Создателем. Для этого человеку достаточно лишь обратить внимание на ту ограниченность и слабость, которая имеется во всех созданиях. Будучи столь порочным мировоззрением, атеизм родил столь же порочную идеологию коммунизма, из которой, в свою очередь, произошла социалистическая система законов, которая на короткое время возвысила своих носителей, чтобы потом бросить их с высоты в бездну деградации, где они по сей день барахтаются, неспособные больше ни на что.
Теперь рассмотрим идеологию либерального капитализма. Она возникла в конце эпохи Средних веков и тоже является ошибочной, потому что это мировоззрение утверждает об отделении религии от политической жизни, а значит, оно лишено духовной составляющей. Т.е. после того, как секуляризм признал, что человек создан Творцом, далее эта идеология отделяет веру в Аллаха от жизни человека и заявляет: «Всевышний создал человека, и оставил его на самотёк, предоставил самому решать, как жить и как поступать». Этим утверждением мировоззрение секуляризма вошло в противоречие с фитрой человека, потому что человек видит свою слабость и ограниченность и нуждается в Создателе, Который бы научил его, как поступать в каждой конкретной жизненной ситуации, вплоть до самой мелкой. Соответственно, если мировоззрение секуляризма ошибочно, то естественно, что и идеология капитализма, исходящая оттуда же, тоже будет ошибочна, а значит, и система законов, исходящих из капитализма, в том числе ошибочна. Вся культура, возведённая на основе такого мировоззрения, будет порочной и противоречащей фитре человека.
Остаётся лишь рассмотреть Ислам. Эта идеология удовлетворяет разум и соответствует фитре человека, потому что мировоззрение таухида, на котором он базируется, было дано Самим Всевышним Своему Посланнику ﷺ. Таухид предоставляет всеобъемлющую и здоровую идею о человеке, жизни и Вселенной, заявляя, что всё это создано Аллахом. Таухид заявляет, что до жизни в этом мире был Всевышний, а после этой жизни будет Судный день. Мировоззрение таухида определило, каким именно должно быть отношение человека к Его Создателю, обязав человека следовать приказам и запретам своего Создателя, потому что на базе этого мировоззрения была дана идеология Ислама, из которой, в свою очередь, истекают системы законов и правил поведения человека, которым нас научил Пророк Мухаммад ﷺ. Ислам связал человека, живущего на этой земле, с Судным днём, который наступит в будущем, а также с тем, что будет после этого Дня, ибо обещает ему Рай, если человек вверит свои дела Всевышнему, станет слушаться Его приказов и запретов, как и обещает ему адский огонь, если тот откажется слушаться Аллаха, станет Ему противиться и грешить.
Аллах Всевышний описывает для нас исторический путь человечества с того момента, когда оно было послано на землю и вплоть до того момента, когда оно покинет её и предстанет на Его суде, сказав в Коране:
«Мы сказали: «Низвергнитесь отсюда все!». Если к вам явится руководство от Меня, то те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены. А те, которые не уверуют и сочтут ложью Наши знамения, будут обитателями Огня. Они пребудут там вечно» (2:38,39).
Мировоззрение таухида убеждает разум человека. Обращаясь к человеку, Аллах Всевышний сказал:
«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?» (14:10).
Это мировоззрение соответствует фитре человека, ищущей Создателя, управляющего всем и всеми, о чём и говорится в Коране:
«Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знает этого» (30:30).
Из всего этого ясно видно, что исламская акыда, т.е. исламское мировоззрение, является духовным, и нет в Исламе никакого противоречия между материальной ценностью и духовной, между материей и духом. Духовность — это осознание связи с Аллахом Всевышним, а Ислам именно то и сделал, что установил связь между духовностью и материей в тот момент, когда приказал человеку соизмерять свои, целиком и полностью материальные поступки с приказами и запретами Всевышнего, в результате чего мусульманин выстраивает своё поведение в соответствии с законами Ислама и тем самым объединяет мирские дела с довольством Аллаха.
В то же самое время мировоззрение Ислама является политическим, потому что из его идеологии истекают законы для политической жизни отдельных людей, всего общества и государства. Таким образом, мы находим разницу между идеологиями, приводившими народы к развитию. Мы находим разительное отличие Ислама от всех остальных идеологий и должны выделить исламское развитие среди всех остальных. Таковой была тема этого выпуска. Сейчас я оставлю вас, чтобы вернуться после короткой паузы обратно и ответить на вопросы, которые могли поступить за время проведения выпуска. Мир вам и милость Аллаха!
Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Добро пожаловать во вторую часть нашего выпуска, на которой я буду отвечать на ваши вопросы. Начну с вопроса, который направил к нам брат Абу ар-Рашид:
«Известно, что человек состоит из духа и материи. Если материя возобладает над духом, то человек станет склоняться ко злу, а если дух победит материю, то человек будет склоняться к добру. Как с этим можно связать вашу философию о поступках?».
На самом деле, данное утверждение является не исламским, а является индийской философией. Другими словами, это философия, некое мировоззрение, именуемое философией «единства бытия», пришедшая по большей степени с Востока, а именно — из Индии и Китая, проникшая затем в исламские земли, несколько изменив прежнее понимание Ислама среди мусульман. На самом деле, в Исламе нет такой идеи, которая гласит, что человек, жизнь и Вселенная созданы из материи и духа. Когда люди говорят о духе и духовности, то в конце концов подразумевают ощущение людей своей связи с Создателем. Духовная сторона в каких-либо вещах или объектах не является частью их создания, не является их составной частью. Духовная сторона в вещах и объектах является осознанием их связи с Создателем, поскольку они так же созданы. То, что у Вселенной есть духовная сторона, не значит, что духовность является составной частью Вселенной. Духовность или, по-другому, духовная сторона является ощущением и является обособленным являнием. То, что человек создан Аллахом, является духовной стороной человека. То, что жизнь создана Аллахом, является её духовной стороной.
Вселенная, человек и жизнь не созданы из духа и материи. Да, в человеке есть душа, как секрет его жизни, но душу человека нельзя путать с духом. О душе Всевышний в Коране сказал так:
«Они станут спрашивать тебя о душе. Скажи: «Душа — от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (17:85).
Душа, находящаяся в человеке, как в верующем, так и в атеисте, имеется и в животных. Если душа покидает тело человека — он умирает. Вопрос души никак не связан с вопросом духа и не может быть приплетён к философии т.н. «конфликта духа с материей». Душа — это секрет жизни, а дух — это ощущение связи с Создателем, и, соответственно, Ислам не отделяет дух от материи, а наоборот, объединяет их, о чём я говорил более детально в прошлых выпусках программы. Когда Ислам приказал человеку следовать в жизни приказам и запретам Аллаха, ощущая при этом связь с Аллахом, то тем самым он смешал дух с материей. Как это выглядит на практике? Например, когда мусульманин пьёт и ест, удовлетворяя тем самым свои органические потребности, то пьёт и ест он только то, что ему разрешил Аллах ﷻ, и только таким образом, которым Он доволен. При этом мусульманин ещё и восхваляет Аллаха и упоминает Его имя. Так мы наблюдаем, как дух переплетается с материей, потому что, выполняя эти действия, человек ощущает в себе духовность.
Аналогично обстоят дела с супругами в их супружеской жизни, о чём Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«В вашем половом акте — садака». Люди его спросили: «Неужели если кто-то из нас придёт со страстным желанием к своей супруге, то получит за это награду от Аллаха?». Тогда он ответил: «Представьте мужчину, совершившего прелюбодейство. Разве он не получит за это грех? Вот так же, если он совершит дозволенный половой акт, то получит за это награду».
Таким образом, философия т.н. «конфликта духа с материей», заявление о том, что если дух победит материю, то человек возвысится, а если материя победит дух, то человек деградирует, такая философия не имеет к Исламу никакого отношения. Это идея суфизма, которая пришла к нам от древних верований, существовавших ещё до Ислама и проникших к нам с Востока. Она привела мусульман к тому, что те стали считать, будто бы понятия суфизма являются частью исламских понятий, хотя они не связаны с Исламом ни с какой стороны.
Ислам никогда не упрекал людей за то, что они удовлетворяют свои инстинкты и потребности, свои телесные, целиком материальные желания. Наоборот, Ислам как раз таки приказывает человеку удовлетворять эти желания, органические потребности и инстинкты, но только лишь в рамках системы, узаконенной Аллахом ﷻ, в рамках Его приказов и запретов. Так человек удовлетворяя свои целиком материальные инстинкты и желания в рамках приказов и запретов Всевышнего, смешивает материю с духом, отчего в Исламе вообще не возникает вопроса о том, «что должно преобладать: дух или материя?». Ислам не рассматривает наличие баланса между материей и духом, не рассматривает их как две отдельные, противоречащие друг другу составные. Вместо этого Всевышний учит человека удовлетворять все свои желания и потребности в рамках приказов и запретов Аллаха, в результате чего дух и материя всегда сливаются воедино. Так на самом деле смотрит Ислам на тему «дух и материя».
Брат Абдуллах спрашивает: «В эту благословенную ночь мусульмане толпами идут в мечети, поминая Аллаха и увеличивая свою духовность, после чего расходятся по домам и занимаются повседневными делами. Противоречат ли они этим самим себе, как Вы считаете?».
Если они расходятся по своим житейским делам, то это не значит, что они противоречат исламскому поведению, ибо человек по своей природе в принципе не может 24 часа в сутки заниматься одним лишь поклонением: есть время для совершения намаза, для прочих актов поклонения, а есть время для удовлетворения потребностей, для поиска пропитания, для выполнения бытовых дел и т.д. Мусульманин противоречит исламскому поведению в тот момент, когда, покидая мечеть и заканчивая месяц Рамадан, он приступает к действиям, не имеющим законности в Шариате Аллаха ﷻ, живёт, будучи довольным искусственными законодательствами, довольным законами тагута в исламских землях — вот это считается настоящим противоречием. Если мусульманин с одной стороны подымает исламские лозунги, где говорится о приказах и запретах Аллаха, а с другой стороны спокойно относится к общественным отношениям, возведённым на базе искусственных законов, исходящих от депутатов, которые взяли на себя функцию законодателей, т.е. на базе законов тагута, как об этом говорится в Книге Аллаха... если мусульманин живёт вот таким образом, то его поведение, конечно же, противоречиво. В течение последних ста лет наша Умма сильно подверглась этой болезни, мусульмане и в самом деле очень сильно подверглись идее отделения религии от жизни, от политики, от государства, от законодательства до такой степени, что многие их них стали считать, будто бы приказы религии Ислам ограничиваются лишь актами поклонения, морали, лозунгами и семейными ценностями, а во всех прочих делах общественного и государственного значения люди должны руководствоваться существующими светскими законами, которые для нас пишет законодательное собрание, начиная с искусственных конституций. Да убережёт нас Аллах Всевышний от того, чтобы мы стали последователями тагута!
Брат Абид из Иерусалима спрашивает: «Понятия человека выражаются на практике его поведением — так я понял Ваши слова, из которых понимается, что если мы хотим изменить поведение людей, то нам нужно поменять их понятия, а значит, для исправления общества нам нужно исправить отдельных личностей. Вы это имеете в виду?».
Нет, брат, я не это имел в виду. Понятия, о которых мы говорим, являются понятиями человека как человека, как создания Аллаха, а не только индивидуального порядка понятия. Так, у человека как у создания есть понятия, присущие ему и связанные только с его личной жизнью, а есть понятия, связанные с обществом, понятия об обществе, которые диктуют ему, как вести себя в обществе, как вести себя с другими людьми и как вообще люди должны вести себя друг с другом. Если у человека есть понятия, настолько широкие и объемлющие, что охватывают всю его жизнь, все его жизненные дела, то они будут формировать его поведение как наедине с самим собой, так и с людьми. Выражаясь иначе, столь широкие понятия будут охватывать как его личную жизнь, так и общественную, потому что у любого человека есть как личная жизнь, так и общественная. Аллах создал человека таким, что он не может просто так отделить себя от общества, лишая себя блага взаимодействия с другими людьми. Выходя к людям и начиная общаться с ними, человек оставляет частную жизнь и вступает в общественную, где его поведение так же формируется его понятиями.
Исламские понятия даны Всевышним для того, чтобы формировать поведение человека как в его личной жизни, так и в общественной, а также призваны формировать отношение человека с его Создателем. Поэтому если мы заменим прежние понятия человека на исламские, то они отразятся как на его личной жизни, так и на общественной. В свою очередь, общество — это собрание людей, связанных между собой идеями, настроениями и системами законов. Законы, по которым живёт общество, выражают понятия, согласно которым оно живёт и налаживает отношения в обществе согласно культуре, которую оно исповедует. Поэтому исправление понятий должно быть повсеместным, а природа идеологии — о которой мы говорили сегодня — предоставляет человеку именно объемлющую, широкую идею, масштабное понимание того, кто такой человек, что такое жизнь и что такое Вселенная. А уже частью этой объемлющей идеи, этого масштабного понимания, является система законов для жизни человека, о чём мы будем говорить в следующем выпуске, а именно — об акыде, т.е. мировоззрении, и системе законов, которые ещё по-другому именуются идеей и методом Ислама. Проще говоря, пусть никто не считает, что изменение общества происходит путём изменения личности. В прошлых выпусках программы мы уже говорили, что исправление отдельной личности вовсе не ведёт к исправлению всего общества, а наоборот, как раз таки исправление общества ведёт к исправлению отдельной личности, даже если исправление общества и вправду начинается после того, как исправляется некая его небольшая часть, взявшая на себя задачу исправить всё общество.
Дорогие братья! На этом мы ограничимся вопросами на сегодня и ещё раз попросим Аллаха ﷻ принять от нас благие дела в эту благословенную ночь, принять наши молитвы, принять наше чтение Корана, принять наши саджда, рукуа и придать нам богобоязненности. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто оказал ему помощь. Мир вам, милость Аллаха и его благословение!
На арабском https://www.alwaqiyah.tv/index.php/video/1552/halaka40/