Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Являются ли цели шариата основой исламского законодательства

Глава информационного офиса Хизб ут-Тахрир в Ливане Ахмад аль-Къасас.

Отрывок из лекции устаза Ахмада аль-Касаса под названием «Исламский Шариат при столкновении цивилизаций»

Теперь коснёмся одного из господствующих высказываний: что Ислам пришёл для достижения определённых целей...

Под этими целями они имеют в виду то, что соответствует интересам людей с точки зрения приобретения ими пользы или отторжения вреда. Они уверены, что Ислам пришёл в интересах людей, т.к. Аллаха Всевышний сказал:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107),

«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82).

Отсюда они считают, что Шариат всецело пришёл в интересах людей. И в этом мы с ними не спорим. В этом мусульмане уверены с самого начала истории Ислама, со времён Пророка Мухаммада ﷺ и во все остальные века. Несомненно, Ислам пришёл в интересах людей.

В первые века Ислама учёные не нуждались в детальном изложении целей Шариата. Прошли первый и второй век после хиджры, в течение которых были сформированы крупнейшие исламские мазхабы, такие как мазхабы имамов Шафии, Малика, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбаля, Аузаий, Саури, Зейда и прочие другие мазхабы. Хотя сегодня среди нас распространились лишь некоторые из них, самые крупные, тем не менее, исламских мазхабов было много из-за большого количества муджтахидов. Эти учёные выработали для нас комплексные юридические школы, т.е. школы по фикху, пусть даже и не затрагивающие абсолютно все жизненные вопросы, потому что всегда со временем появляются новые проблемы, для решения которых снова приходится находить и извлекать законы из Корана и Сунны.

Они основали для нас целую законодательную систему, однако никто из них не затрагивал вопрос целей Шариата. Что это значит? Пусть никто из вас не считает, что рассматривать тему «цели Шариата» не дозволено или ошибочно. Нет, не нужно так считать. Объясняя вам исторический факт, я имею в виду, что законодательная система была сформирована комплексным образом мусульманами ещё в самую раннюю и развитую эпоху своей истории, и тогда никто из них не говорил о вопросе целей Шариата. Когда же в таком случае было впервые предложено поднять этот вопрос? Это было предложено только лишь в V веке хиджры. В V веке после хиджры!

Первым, кто детально стал говорить на эту тему, был известный имам, которого называли «Имам аль-Харамейн» или Имам Джувейни. Но, даже он не произвёл детализированного рассмотрения, которое впоследствии было осуществлено его учеником Абу Хамидом Газали, да помилует их Аллах. По сегодняшний день люди пользуются этой детализацией, согласно которой цели Шариата разделяются на обязательно требуемые, необходимые и желательные. Обязательно требуемых целей, согласно его мнению, пять — защита религии, защита жизни, защита разума, защита потомства и защита имущества. Таково было мнение имама Абу Хамида Газали, после чего его методологии последовали все, кто стал говорить о целях Шариата. То, что заявили эти имамы, не противоречило Шариату, и пусть никто из вас не считает это нововведением. Это абсолютно не так!

Выведение целей Шариата — это способ рассмотрения природы Ислама, построенный на т.н. «истикра», т.е. «изучении». Но изучении чего? — Изучении Шариата, изучении того, как пошагово следовать законам Шариата. Они стали изучать законы Шариата шаг за шагом и обнаружили, что все эти законы приводят в итоге к достижению определённых целей, которые некоторые ещё называют «философией», «мудростью» Ислама, пусть даже если это слово обычно и относится к каждому конкретному закону отдельно. Но в общем они заявили, что все законы Шариата в итоге приводят к достижению изложенных целей, а именно — защите религии, защите жизни, защите разума, защите потомства и защите имущества. Хоть большая часть учёных сошлась на этих пяти целях, однако это не значит, что другие учёные не имели своих взглядов по этой теме. Так, например, имам Шаукани заявил: «К этим целям мы можем добавить ещё и «защиту чести». Т.е. он имел в виду человеческое достоинство. К этому выводу он пришёл, изучая закон Шариата о наказании за оскорбление людей, за обвинение их в распутстве безо всякого доказательства. Согласно Шариату, за такое оскорбление наказывают восьмьюдесятью ударами.

Поэтому рассмотрение вопроса о целях Шариата не значит, что он остановился, он может и далее рассматриваться. Так, например, мы, в свою очередь, добавили к нему новые пункты, такие как «защита безопасности», опираясь в этом на закон против грабителей на дорогах. Также мы добавили «защиту государства», что является вообще вопросом жизни и смерти. Поэтому суть не в том, сколько этих целей: четыре, пять или восемь. Суть в том, что эти цели не являются фундаментом, на котором возведён Шариат. Кстати, что означает слово «Шариат» в арабском языке? Аллах Всевышний сказал:

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления» (45:18).

Слово «Шариат» в языке означает «исток реки», место, откуда она берёт начало. Когда мы говорим, что Коран и Сунна являются источниками законов Шариата, то это значит, что Шариат истекает из них, т.е. из того, что сказали Аллах и Его Посланник ﷺ.

Таким образом, тексты Корана и Сунны с их указаниями являются для нас источником законов Шариата. А уже после того, как эти законы Шариата дали свои плоды и их итоги стали ясными для людей, учёные принялись последовательно их изучать и узрели, что эти законы приводят к определённым целям. Таким образом, цели Шариата — это плоды Шариата, итоги его претворения, а не наоборот, что Шариат — это плод целей, как уверяют некоторые, оставляя сам Шариат в стороне и делая что угодно, лишь бы достичь оговорённых целей. Если мы такое допустим, то мусульмане превратятся из последователей Шариата в законодателей. Эти люди заявляют: «Таковы цели, которые нам очертил Ислам! Оставим Шариат, который нам передали учёные фикха, и давайте создадим новое законодательство, дабы достичь тех же целей!».

Потом они начинают играть и с самими целями Шариата. Приходит некто и начинает интерпретировать их, как пожелает. Возьмём, к примеру, защиту религии. Приходит некто и говорит, что под защитой религии подразумевается не только Ислам, но и все религии. Т.е. он берёт и приравнивает к Исламу иные религии под предлогом равенства религиозных убеждений, а это, между прочим, основная идея на Западе, на которой Запад строит свои законодательства. В итоге мусульмане начинают сами измышлять законы, уподобляясь Западу. Так искажаются и Шариат, и его цели. Под красивыми лозунгами они в итоге стремятся подстроиться к т.н. «доминирующей культуре», интегрироваться в неё, войдя с ней в согласие. Говоря коротко, дорогие братья, стоит сказать: «Да, все знают, что у Шариата есть цели, но для того, чтобы их достичь, необходимо этот самый Шариат претворить, т.е. выполнить то, о чём говорится в Книге Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ».

Претвори Шариат — достигнешь его целей! На протяжении первых пяти веков мусульмане исполняли Шариат, изучали Шариат и претворяли его прежде, чем вообще начать разбирать тему целей Шариата и детализировать её. Тем не менее, они достигали этих целей вне зависимости от того, выделяли они их для себя или нет, потому что они всё равно автоматически достигаются, согласно словам Всевышнего:

«...всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (20:123),
«...те, которые последуют за Моим руководством, не познают страха и не будут опечалены» (2:38),
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (20:124).

Итак, претворение Шариата приводит человека к утверждению и успеху, а отказ от этого — к несчастьям. Итого, мы узнали о целях Шариата, и пусть они будут. Также мы провели разницу между Исламским Шариатом и иными, неисламскими законами. Но если взять и сделать цели Шариата основой, из которой извлекается новый Шариат, то это приведёт к тому, что мусульмане станут законодателями вместо того, чтобы быть последователями Шариата. А ведь Аллах ﷻ сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него» (7:3).

Исламская Умма — это Умма последователей Шариата. Сказал Всевышний в Коране:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи» (3:31).

https://hizb.org.ua/video/redirects/1711

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть