Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Правильное понимание хадиса о 73-х течениях

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/4954

Темой сегодняшнего разговора будет достаточно известный хадис о 73-х течениях, о которых сообщил Пророк ﷺ, переданный в сборниках хадисов Ахмада, ат-Тирмизи, «Мустадрак» аль-Хакима, а также во многих других книгах и повествованиях. Пророк ﷺ сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане — на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения, одна группа — в Раю, семьдесят две группы — в Огне». Данный хадис оказывает существенное влияние на наше понимание о разделении, разобщении, о спасённом течении. Некоторые утверждают, что их течение — в безопасности, а все остальные — заблудшие. Существует множество мнений на этот счёт.

Давайте сегодня посвятим немного нашего времени определению составных частей данного хадиса, пониманию способов его применения в контексте наших знаний, с позволения Аллаха (Всемогущего и Великого), знаний о таких понятиях, как категоричный (qat’iee) и предположительный (thanni) тексты и многие другие. Рассматривая указанный хадис, мы замечаем, что в его состав входит три важных компонента, которые позволяют понять его сущность.

Во-первых, Пророк ﷺ использует слово «фирка», т.е. секта/течение; мы сможем определить значение данного слова.

Во-вторых, он ﷺ упоминает о разделении евреев, христиан и его Уммы. А поэтому мы должны рассмотреть, как разделились евреи и христиане, для того, чтобы понять, какой вид разобщения Пророк ﷺ связывал с ними.

В-третьих, Пророк ﷺ упомянул об адском Огне, что они будут в нём, как наказание для 72 течений. По утверждению других повествований, евреи разделились на 71 течение, 70 — в Огне, 1 — в Раю, и т.д. Принадлежит ли это утверждение к одному из каждых течений 71 (евреи), 72 (христиане), 73 (мусульмане), что одна группа из каждого течения — в Раю, а все остальные — в Огне? Тут важно понять, что подразумевается под адским Огнём.

С точки зрения Ислама, существует вечное наказание в Огне для неверующих и временное — для верующих. Мы знаем, что Аллах (Всемогущий и Великий) будет наказывать некоторых людей за грехи определённое время, либо в могиле, либо в Ахирате (последней, будущей жизни), а потом Аллах (Всемогущий и Великий) избавит их от этого, как об этом сообщает Закария.

Для начала разберём слово «фирка», его значение. Когда мы рассматриваем значение слова «фирка» в арабском языке — «фарака», «йафрику», «тафрика» и т.д., — все эти слова связаны с классификацией, разделением, организацией. Когда вы что-то берёте и делите на группы по десять или пополам, например, режете торт и т.п., всё это — «тафрика», «тафрик» и т.п., «фарака» — значит, когда вы что-то берёте и делите на группы. Так, с точки зрения лингвистики, это слово имеет нейтральное значение: организовать, разделить и т.п. Когда мы рассмотрим использование данного слова в Коране, то обнаружим, что оно и его вариации употребляются тридцать четыре и даже более раз. Также мы заметим, что Аллах (Всемогущий и Великий) использует его в разных формах: положительном, негативном, нейтральном контекстах.

В качестве нейтрального — пример с Бану Исраиль и Мусой в суре «Корова» во время их спасения, «когда мы раскроем (разделим) море для тебя»; в этой фразе нет никакого отрицательного смысла — раскроют море, чтобы они смогли пройти. Это — один из примеров использования слова «фирка» в его нейтральном значении. Аллах (Свят он и Велик) использует это слово в негативном контексте в суре «Аль Имран» («Семейство Имрана»), 103 аят: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь»; в этом примере слово «разделение» приобретает отрицательную окраску. Также Аллах (Свят он и Велик) употребляет данное слово в положительном контексте, описывая мусульман, сподвижников. Аллах (Свят он и Велик) говорит в суре «Ат-Тауба» («Покаяние»): «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию».

Так Аллах (Свят он и Велик) использует слово «фирка», описывая группы среди мусульман согласно их положению. А поэтому слово «фирка» в данном случае имеет положительное значение. Данное слово является описательным термином, имеющим различное значение — положительное, негативное. Означает ли оно положительное или негативное явление, приветствуемое или порицаемое разделение, хорошую или плохую организацию, — это можно понять из контекста сообщения Посланника Аллаха ﷺ. Если мы понимаем, что значение слова «фирка» зависит от контекста, то необходимо рассматривать именно его. Мы изучаем текст со словом «фирка», в котором Пророк ﷺ рассказывает в хадисе о видах течений, на которые разделились евреи и христиане, а также говорит о причинах их попадания в Адский огонь.

Давайте остановимся на втором компоненте: разделение между евреями и христианами. Обращаясь к Корану и Сунне Посланника ﷺ, мы видим сообщения о том, как разделились евреи и христиане, то, за какое разделение Аллах ﷻ осуждает их. В суре «Аль-Маида» («Трапеза») Аллах ﷻ разъясняет, что каждый раз, когда посланники приносили им то, что им было не по душе, они нарекали лжецами одних и убивали других. Это — вопрос неверия и веры, полного отрицания посланника. Также Аллах ﷻ описывает их в суре «Аль Имран» («Семейство Имрана»), аят 78: «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: «Это — от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха!». В этом аяте так же использовано слово «фирка» в значении «группа (течение)», которая искажает писание своим языком; они заставляют вас поверить, что это — из писания, но эти слова — не из писания, что это — слова Аллаха ﷻ, но это — не Его слова.

Таким образом, они искажают книги, заставляют поверить, что это — слова Аллаха. Если кто-либо пытается исказить аят, читать его по-другому, то это связано с вопросом неверия и веры, категоричными (qat’iee) вопросами. Аллах ﷻ описывает иудеев и христиан в суре «Ат-Тауба» («Покаяние»): «иудеи сказали, что Узейр — сын Аллаха. Христиане сказали: «Мессия — сын Аллаха». И опять утверждение о том, что Аллах имеет сына, связано с неверием, оно искажает религию. Если обратить внимание на последовательность изменений, которые вносили в Писание евреи и христиане, то можно отметить, что они всегда касались категоричных (qat’iee) вопросов, которые они измышляли и за которые Аллах (Всемогущий и Великий) осуждает их, за которые они попадут в Адский Огонь, будут наказаны и т.п.

Таким образом, эти термины («фирка») использованы для описания людей, которые вносят изменения в категоричные вопросы, расходятся во мнениях относительно главного. А поэтому, рассматривая то, как Пророк ﷺ говорил о разделении этих людях на 71, 72 течения, мы обнаружим, что Аллах (Свят он и Велик) говорит о том, что они расходились во мнениях в категоричных вопросах: вера в книги, в Аллаха ﷻ, принятие и отрицание послания, отрицание и убийство пророков. Так мы понимаем, что значение слова («фирка») зависит от контекста, мы рассматриваем разделение евреев и христиан в хадисе и мы понимаем, что Ислам допускает порицать течения, разделившиеся на основе категоричных вопросов, в вопросах вероубеждения (акъыды), веры, основ религии, основ вероубеждения (акъыды), основ веры.

Третья часть связана с вопросом адского Огня, его видов. Как мы уже упоминали, существует два вида наказания. Первое — в вечном огне, когда речь идёт о неверующих. Важным моментом является то, что если в хадисе речь идёт о разделение неверующих, то это связано с вечным огнём. Если речь идёт о людях с неправильным пониманием или с незначительными отклонениями в вопросах религии, но они — в Исламе, то мы имеем в виду временное наказание в адском Огне, не вечное. Я прочту отрывки из книг по тафсиру: включают ли они разногласия, касающиеся данного хадиса. Данный вопрос должен основываться на самых сильных разъяснениях на основе сильного понимания.

В тафсире «Сунан ибн Маджа» имам ас-Синди говорит: «72 течения — в адском Огне. В данном случае речь идёт о вечном Огне, но мы знаем, что мусульмане не войдут в Огонь навечно. Если здесь есть указание на временность наказания, то это не укладывается в общую логику, так как это наказание огнём применимо ко всем течениям, включая и спасённую группу, потому что всегда будут грешники в каждом течении. Правильное понимание в следующем — другие течения будут в адском Огне из-за их разногласий в вопросах основ вероубеждения (акъыды) в значении веры и неверия».

В комментариях «Тухвату ль-ахвази» к сборнику хадисов «Аль-Джами» ат-Тирмизи сообщается: общеизвестно, что данный хадис не относится к разногласиям в ответвлениях, связанных с вопросами разрешённого (халяль) и запрещённого (харам), однако относится к разногласиям в основах единобожия, условиях Пророчества и Послания. Те, кто разногласит в этом, называют друг друга неверующими (кафир). В этой связи обнаруживается, что многие хадисоведы обсуждают этот хадис, его содержание в таком русле, что существуют течения, находящиеся за пределами одного спасённого течения, или течения, которые относят себя к верующим, к Исламу, но они — неверующие. Например, ахмадиты считают, что определённый человек каким-то образом реинкарнировался в Ибрахима, Ису, Мухаммада ﷺ, и ещё всякого рода запутанные вещи.

Представители «Нации Ислама» верят, что Элайджа Мухаммад являлся новым пророком. Очередная группа — кораниты, которые полностью отрицают хадисы, и ещё много подобных групп, которые утверждают, что они — мусульмане, ассоциируют себя с мусульманами, и многие из них были мусульманами, пока не пришёл этот лжепророк и не переубедил их; таким образом, они отклонились от Ислама и вышли из него. А поэтому в данном хадисе описано, что иудеи разделятся на течения, все впадут в неверие, кроме одной группы; они будут думать, что они — верующие, они будут продолжать считать себя иудеями. Так же и христиане разделятся на группы, которые впадут в неверие, кроме одной, которую Аллах ﷻ посчитает уверовавшей, а другие будут вне истинной религии.

Подобное произойдёт и с мусульманами, которые разделятся на группы, и только одна из них будет представлена истинными мусульманами. И внутри данной спасённой группы — последователи разных учёных, которые являются мусульманами. А поэтому ашариты, матуридиты, афариты, шафииты, ханафиты, ханбалиты, маликиты, джафариты, зейдиты, джамаат таблиг, джамаат-и-ислами, Хизб ут-Тахрир, братья-мусульмане и другие различные группы по всему миру, если они остаются мусульманами, соблюдают Ислам, то они — спасённая группа (аль-фирка аль-наджия).

Мы не только должны уяснить, как данный хадис вписывается в положение сегодняшней Уммы, нам так же необходимо понять, что если у нас есть отличия в тех границах, которые позволяет Ислам, но не в категоричных вопросах — катъый (100%), а в предположительных вопросах — занний (< 99%), в вопросах с возможностью интерпретации, с разной степенью достоверности или слабостью сообщений, где Ислам позволяет нам расходиться во мнениях, то нам не позволительно обвинять друг друга в неверии или ругать друг друга, потому что Ислам говорит нам, что мы относимся к одной группе, которая, с позволения Аллаха, войдёт в Рай, каждый — в своё определённое время. Может, кого-то из нас ждёт наказание, но в итоге всех нас ждут райские сады, потому что все мы — мусульмане и все мы — одна единая Умма.

Мы просим Аллаха (Свят он и Велик) объединить наши сердца, чтобы мы не разделялись между собой по тем вопросам, по которым Аллах (Свят он и Велик) дозволил нам иметь различные мнения, иметь разные точки зрения, чтобы мы полюбили друг друга ради Аллаха ﷻ, потому что мы стремимся достичь наилучшего понимания, даже несмотря на то, что у нас есть разногласия, которые позволяются и принимаются в рамках Ислама. Мы должны быть терпеливыми по отношению друг к другу и прибегать к диалогу. Дискутировать наилучшим образом, сохраняя спокойствие, избегать недовольства, сохранять любовь к друг другу и единство Уммы. Взаимодействовать вместе как одно целое, чтобы решить наши проблемы — серьёзные проблемы — не в вопросах разногласия, а в положении, когда мусульмане гибнут, их убивают, чего не должно быть, и поэтому мы должны объединиться и вести совместную деятельность по возобновлению исламского образа жизни как единая Умма.

На английском https://youtu.be/kdYvoZbuVs8

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть