Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Почему мы должны говорить о жизнеописании Пророка ﷺ?

Лекция первая

Лектор Абу Низар

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/5875

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Хвала Аллаху, нет иной религии помимо Его религии, и нет иного пути помимо Его пути, и нет иного закона помимо Его Шариата!

Мир и благословение Посланнику ﷺ, посланному милостью для миров! Благословение для богобоязненных любимцев Аллаха, семьи Пророка и всех его сподвижников.

Братья, сегодня перед нами стоит непростая задача: мы будем говорить, с помощью Аллаха Всевышнего, о жизни одного человека, в котором Аллах Всевышний воплотил все качества человечности. Достаточно нам того, что Аллах сказал о нём:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

«который читает им Его аяты» — это первое и наиважнейшее дело, с помощью которого мы познаём Аллаха ﷻ. Что это значит? Это значит, что без изучения жизненного пути (сиры) Мухаммада ﷺ мы проявляем небрежность в вопросе познания Аллаха. А познание Аллаха — это вершина знаний, вершина стойкости.

«который читает им Его аяты, и очищает их»

Без Сиры Пророка ﷺ человечество будет пребывать в нечестии, в порочности и мраке беззакония, как описывал эту картину наш господин Джаъфар (р.а.):

«Мы были невежественным народом. Мы ели мертвечину, занимались разбоем, поклонялись камням и идолам, сильный притеснял слабого».

Итак, Аллах сказал:

«который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости»

Без сиры Пророка ﷺ мы будем находиться в невежестве и в отклонении от пути Аллаха. Наш путь к Аллаху не будет открытым, так же, как и путь в Рай.

Общество, к которому был направлен Мухаммад ﷺ, имело одно название — джахилия (невежество). Так же и общество, которое ранее знало сиру Пророка ﷺ и жило в соответствии с ней, а затем отклонилось от его пути и стало воспринимать жизненный путь Пророка ﷺ как обыкновенную историю о когда-то жившем человеке, не назовёшь иначе, кроме как вернувшееся во времена джахилии.

Итак, Аллах Всевышний воплотил в Пророке ﷺ все человеческие качества. Его жизнь является одной из важнейших тем.
Первое, о чём мы будем говорить — важность изучения жизни Пророка ﷺ. Почему мы будем говорить именно о его жизни? Почему это является особенно актуальным именно сегодня?

Аллах поклялся Пророком ﷺ в Коране так же, как поклялся солнцем и луной. Аллах сказал:

«Клянусь твоей жизнью! Они слепо блуждали, опьянённые» (15:72).

Не будет отчитывать Господь в День суда Свои творения, пока Пророк ﷺ не заступится за них.

Всевышний Аллах сказал:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Рай запретен для пророков до тех пор, пока я не войду в него, и Рай запретен для иных общин до тех пор, пока моя община (Умма) не войдёт в него».

Итак, мы не встанем на путь развития, на прямой путь, не будем счастливы, не будем успешны и не приблизимся к Аллаху до тех пор, пока не изучим, и не поймём, и не узнаем с точностью и в подробностях то, как проживал свою жизнь благородный Пророк ﷺ, как он вёл себя среди людей, каким он был мужем, как переносил оказываемое на него давление, как он вёл себя в молодости, как он вёл себя со своими детьми, жёнами, людьми оседлыми и кочевыми, с правителями, дипломатами и послами из разных стран, как он себя вёл, когда перед его лицом закрывали двери, когда все вокруг требовали от него пойти на компромисс и смириться со сложившейся вокруг ситуацией.

Всевышний Аллах, обращаясь к Своему любимому Пророку ﷺ, говорит:

«Мы рассказываем тебе повествования о посланниках для того, чтобы укрепить ими твоё сердце. В этой суре к тебе явились истина, увещевание и напоминание для верующих» (11:120).

То есть Аллах рассказывает Посланнику ﷺ о жизни пророков, которые были до него, чтобы укрепить его сердце. Если наш Посланник ﷺ нуждался в дополнительной поддержке и твёрдом знании, то есть в примерах из жизни пророков, живших до него, в то время, как он является их господином, то что же говорить о нас сегодня?!

Если мы будем изучать жизнеописание Посланника ﷺ, тогда мы сможем увеличить свою уверенность и стойкость, сознательность и знания!

Именно этот аят является доказательством того, что коранические повествования, а также жизнеописание Пророка есть высочайший пример в нашей жизни — пример, который показывает нам лучший и самый успешный способ того, как добиться стойкости, как воспитаться на основе примера Пророка ﷺ, на основе практики поступков Пророка ﷺ. Это воспитание — не на основании мифов и домыслов, а на реальных событиях, которые мы в состоянии реализовать и применить.

Если повествования о пророках придавали стойкости нашему Посланнику ﷺ, то уже описание его жизни является самым высшим примером для нас — примером, заслуживающим самого большего доверия для придания стойкости нашим сердцам, стойкости нашим стопам и увеличения уверенности в помощи Всевышнего Аллаха.

Жизнеописание Посланника ﷺ излечивает нас от отчаяния и огорчения, не позволит Западу сделать сегодня то, к чему тот так сильно стремится — победить Умму Пророка ﷺ, нанести нам поражение изнутри. Запад поступает с нами следующим образом: если мы узнаём путь (метод) Пророка ﷺ, то Запад говорит нам, что мы не можем следовать ему, а если мы не знаем этого пути, то он занимается искажением нашего понимания в этом вопросе, чтобы мы сбились с дороги и не видели своей цели, а если у нас всё же получается разглядеть путь Посланника ﷺ, то он хочет, чтобы мы запутались и не находили концов.

Итак, сира Пророка ﷺ поднимает в нас сознательность и спасает от опустошённости, повсеместно овладевшей мусульманами, кроме тех, кого помиловал Аллах.

Такова важность сиры Пророка Мухаммада ﷺ

Всевышний Аллах говорит:

«Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33).

Аллах доверил нам два аманата, две вещи: возможность просить у Него прощения и присутствие Пророка ﷺ. Хорошо, Пророк ﷺ уже выполнил свою миссию и умер. Как же теперь нам понимать этот аят? Учёные Корана говорят: «Нет ни одного аята в книге Аллаха, который не обладал бы постоянной, связанной с ним пользой». Как же тогда мы должны понимать слова Аллаха «но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них»? Это значит: «О Умма Мухаммада! Ты не никогда не будешь наказанной Аллахом до тех пор, пока Шариат Аллаха будет претворяться в твоей среде», — ибо Аллах сказал «пока ты находишься среди них», т.е. пока ты (Пророк) находишься вместе с ними — своей политикой, своими взглядами, своими указами, своими качествами, словами, делами и примерами.

Итак, дорогие братья, все эти примеры указывают на то, что изучение жизнеописания Пророка ﷺ является фардом для каждого мусульманина и мусульманки. Жизнеописание Пророка ﷺ, изучение, его понимание и подражание Пророку ﷺ, воплощение его сиры в жизни — это фард для каждого мусульманина и мусульманки. Каково доказательство?! Я предоставлю всего лишь два:

Первое доказательство — очень известное правило из науки Усуль фикх: «То, без чего не выполняется обязательное, становится обязательным». Хорошо, что дальше? Аллах Всевышний приказал нам в Коране:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

Как же мы будем исполнять то, что нам приказано, и сторониться того, что нам запрещено, когда как мы не осведомлены о том, что нам было велено, а что запрещено?!

В связи с этим, братья, Пророк ﷺ — целиком и полностью во всём пример для нас, примером для послушания являются его слова, равно как и его поступки, подтверждающие его слова. Он даже обучил нас тому, что является желательным (мандубом), а что — дозволенным (мубахом). Это и есть доказательство того, что изучение жизни Пророка ﷺ является обязательным делом.

Также Аллах приказывает нам брать с него пример. Всевышний Аллах сказал:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21).

Как же мы сделаем его примером для подражания себе, в то время как мы о нём мало что знаем? Что делал Пророк ﷺ для того, чтобы пал режим? Сегодня весь арабский мир говорит: «Народ хочет свержения режима»! Разве хоть один из них спросил о том, как Посланник Аллаха ﷺ свергнул режим, и остановился ли он на этом?!

Разве ставил он своей целью свержение или отнятие трона у определённых личностей, и на этом всё, история заканчивалась?! Разве его целью было только лишь падение режима?!

Всё это относится к повелениям Аллаха, где Пророк ﷺ и есть пример подражания для нас. Сейчас мы нуждаемся в том, чтобы узнать, как нам следовать его пути. Сказал Пророк ﷺ (и это — очередное доказательство того, что изучение и реализация жизнеописания Пророка ﷺ являются фардом):

«Никто из вас не уверует, пока не полюбит меня больше, чем самого себя, своё имущество, своего ребёнка и всех людей». Фраза — «...пока не полюбит меня больше, чем...» — мы спросим:

если сказать человеку, чтобы он полюбил другого, ему незнакомого человека, то есть возьми его и полюби, разве он его полюбит?! Вы знаете, что все «учёные психологии» (в кавычках) говорят, что любовь не является одним из подвластных желаний человека и не бывает на одних лишь словах? Хорошо! Так как же мы его всё-таки полюбим? Ведь Аллах повелел нам его любить. А как это сделать?

К тому же тут речь не идёт о простой любви, надо полюбить больше, чем самого себя и своё имущество, жертвуя собой на этом пути — на пути изучения и выполнения нами всего того, чему и он ﷺ посвятил свою жизнь.

Т.е. жертвовать самим собой, имуществом, детьми и всем, что может быть дорого в этой жизни; исходя из этого, такая любовь — не просто слово, не что-то обычное, а эта любовь уже выше всего остального.

Например, поверхностно ознакомившись с биографией какого-либо известного человека, с самыми яркими и важными эпизодами в его жизни, вкратце, разве возможно исходя из этого полюбить этого человека? Да, возможно прийти в восторг от некоторых эпизодов его биографии, но полюбить?.. Как же быть тогда с той сухой информацией вокруг предмета «Сиры», обычной информации?

Дорогие мои братья, вызывает удивление, когда видишь некоторых братьев, а особенно — носителей призыва, которые не знают из жизни Посланника ﷺ ничего, кроме Бадра, Ухуда и битвы у Рва. А что касается подробного изучения, широких знаний по поводу занимаемых позиций, принятых Пророком ﷺ решений в сложных ситуациях, взаимоотношений, которые он ﷺ узаконил, то почти никто об этом ничего не слышал. Что же касается сподвижников, то, к сожалению, о них тоже мало кому известно, и о не более чем десяти из них.

Дорогие братья!

У нас есть колоссальный, мощный идейный потенциал, сила, чтобы на неё опереться. Ведь мы нуждаемся в том, чтобы Пророк ﷺ был вместе с нами каждое мгновение, с того момента, как мы просыпаемся утром, начинаем завтракать, одеваться, выходить из дома, в поминании Аллаха, при встрече с соседом, во взаимоотношениях с женой, детьми, когда садимся в транспорт, ходим по рынку, в университет, школу, когда, например, сталкиваемся с оскорблениями и имеем возможность отомстить за это... Необходимо вести себя так, как поступил бы Пророк ﷺ во всех этих ситуациях. Так давайте постоянно будем задавать себе нелёгкий, но важный вопрос:

«Как поступил бы Посланник Аллаха ﷺ, если бы он оказался на моём месте?». Это необходимо спрашивать у самого себя. «Как поступил бы Пророк ﷺ?». В этом вопросе особо нуждается тот, кто находится под притеснением правителей, в тюрьмах, под гнётом тиранов. Держа перед глазами пример Пророка ﷺ, решимость таких людей усиливается, когда враги посягают на их религию и пытаются заставить отказаться от её постулатов.

Дорогие братья! Мы разговариваем о непростом деле, это дело очень и очень серьёзное. Нам повелели полюбить Пророка ﷺ, но чтобы мы полюбили его, нужно изучать его жизнеописание, которое окажет на нас сильное влияние, даст знать о нём и об Аллахе, и в итоге мы полюбим Пророка ﷺ, а тогда и Аллах ﷻ полюбит нас! Всё это я объяснил очень кратко.

Передался хадис от Вакида ибн Саляма, да будет доволен им Всевышний Аллах:

«У Аллаха есть рабы, которые вызывают любовь у созданий к Аллаху и вызывают любовь Аллаха к людям». Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, (мы понимаем как это) «вызывают любовь у созданий к Аллаху», но как понять «вызывают любовь Аллаха к людям»?», — на что он ответил: «Они приказывают совершать одобряемое и запрещают порицаемое, и за ними следуют (люди), после чего Аллах любит (этих людей)».

Следовательно, когда Пророк ﷺ говорит: «Не уверует ни один из вас, пока не полюбит меня больше, чем самого себя», —
то ты должен полюбить его... это фард для тебя. Поэтому необходимо изучать сиру Пророка ﷺ.

Невозможно, чтобы человек не полюбил Пророка ﷺ, изучив жизненный путь этого величайшего человека, насколько неверующим этот человек бы ни был, какие бы ошибки в своей жизни он ни совершал и как бы ни скрывал свою симпатию к Пророку ﷺ.

Итак, не возникает любовь к Пророку ﷺ, пока мы не изучим его жизнь. Повторюсь: первое, из-за чего мы обязаны изучать сиру Пророка — это из-за правила «То, без чего не выполняется обязательное, становится обязательным».

Что касается второго момента относительно обязательности, то есть фарда изучения жизнеописания Пророка ﷺ, то он связан с тем, что в лице Пророка ﷺ выражена законодательная сторона Шариата, то есть Сунна — второй источник Шариата.

Ислам — это два слова, единобожие и послание. Единобожие выражается в словах «Нет иного божества кроме Аллаха», а послание — это жизнеописание Пророка ﷺ. То есть, послание Пророка ﷺ, его слова, поступки и молчаливое одобрение.

Аллах Всевышний говорит:

«Они клянутся Аллахом, чтобы угодить вам. Аллах и Его Посланник имеют больше прав на то, чтобы они стремились к Его довольству, если они (являются) верующими» (9:62).

Он не говорит: угождать (в двойственном числе, а говорит в единственном числе) Аллаху и Его Посланнику. Почему Он говорит в единственном числе?! Потому что угодить Посланнику ﷺ — это угождение Аллаху. Итак, Посланник ﷺ является источником закона, его слова — закон, его разные жизненные ситуации — это закон, его одобрительное молчание — это закон.

Теперь, если мы желаем достичь довольства Всевышнего Аллаха, то нам необходимо следовать Его закону, Шариату. А чтобы следовать Его закону, нужно его брать от того, кто его разъяснил для нас и указал на его смыслы, вложенные Аллахом Всевышним.

Всё это я говорю в максимально сокращённой форме о величайшей важности предмета сиры Пророка ﷺ, которая является огромной частью Ислама.

В чём такая необходимость для нас сегодня в этой теме?! Если эта тема имеет такую важность, тогда следует вопрос: «Неужели сегодняшнее время, в котором мы живём, требует изучения жизнеописания Пророка ﷺ больше, чем когда-либо?». Отвечаю со всей решительностью: «Да». Сегодня изучение жизнеописания Пророка ﷺ является ещё более обязательным, чем когда-либо в прошлом. Почему? Отвечу, дорогие братья, так: «Любой человек нуждается в здоровье. Однако, например, есть больной человек и здоровый. Вопрос: «Кто из них больше нуждается в здоровье?». Ответ прост: «Конечно, больной человек».

Поэтому при увеличении страданий, болезней и кризисных ситуаций увеличивается желание излечения.

Мы не хотим углубляться в вопросы, связанные с установлением диагноза болезни этой благородной Уммы, т.к эта болезнь для всех известна.
Но вкратце скажу, что проблема заключается: в разобщённости, небрежности, отдалённости от Аллаха. Враг подступает к Умме с разных путей, с лёгкостью в неё просачиваются агенты, очень легко Умма попадается на обман (фактор наивности), Умма выбирает себе руководителя, делая его своим имамом, и следует за ним на протяжении десятков лет, а потом она узнает, что она была обманута. Сколько обманывал Умму Гамаль Абдель Насер, сколько обманывал Анвар ас-Садат и другие!

Если бы жизнеописание Пророка ﷺ практически исполнялось, то Умма знала бы, какой человек заслуживает быть правителем.

Но самое главное в этой теме — это то, что Исламская Умма является обладателем — несмотря на то, в каком она сегодня упадочном положении

— такого качества, потенциала управлять всем миром. Исламская Умма имеет возможность управлять делами всего мира во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако, к большому сожалению, она очень сильно отстала во всех отношениях. Давайте вкратце рассмотрим несколько примеров:

— в военной сфере: сегодня мы являемся свидетелями удивительных явлений, даже не поверите! Государство приказывает уничтожить своё же оружие, чтобы не попасть под санкции врагов. После того, как государство само себя разоружило, оно начинает гордиться тем, что исполняет договорённости. Государство, которое подписывает документ о невладении тем оружием, которое имеет у себя враг?! Разве это не странно?! А после ещё гордятся тем, что стали членами договора нераспространения ядерного оружия.

— в экономической сфере: Исламская Умма занимает территории, которые изобилуют ресурсами. Она владеет колоссальными запасами — 67% мировой нефти. Разве логично, когда эти страны утопают в долгах, тогда как все остальные страны имеют лишь небольшое количество нефти и не находятся в подобном состоянии? Разве это не странно?!

— в политической сфере: над Исламской Уммой стоит конституция, не имеющая ничего общего с идентичностью, культурой и историей Исламской Уммы. Большая разница, дорогие братья, между той пропастью, в которую упала сегодня Исламская Умма, и теми качествами, обладать которыми потребовал от неё Всевышний Аллах.

Аллах говорит:

«И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей...» (2:143).

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества…» (3:110).

Мы хотим изучить жизнеописание Пророка ﷺ, чтобы восстановить исламский культурный проект и поднять Умму, дабы она крепко встала на ноги, как этого желает Всевышний Аллах.

Как же нам осуществить эту величайшую цель? Мы можем это сделать путём возобновления процессов развития в Умме. В то время, когда слово мусульман будет иметь вес и правление Ислама найдёт своё место в жизни, когда всё это будут видеть окружающие народы — тогда все люди поймут, что Умма способна повести их и управлять человечеством.

Мы хотим изучить жизнеописание Пророка ﷺ, чтобы Умма вновь стала на ноги по трём причинам! Итак, три причины:

Первая причина — это то, что предмет сиры Пророка ﷺ является практическим применением Ислама в жизни.

Ещё раз, это — практическое применение Ислама в жизни. Это живой, наглядный пример того, каким образом должны претворяться аяты Корана.

Дорогие братья, в жизни существуют многочисленные вымышленные, воображаемые примеры для подражания, такие как «Идеальный город Платона». Во-первых, на самом деле людей отталкивает идеализм. То есть мы говорим о примере общества, в котором люди — самые сильные, самые богатые, самые красивые, самые смелые, в них отсутствует какой-либо изъян. В такой момент человек себя не представляет стоящим рядом с такими идеалами, воспринимая подобную картину жизни далёкой от применения. Получается, с одной стороны мы имеем пример идеального, невообразимого как возможное, а с другой — печальную, серую картину жизни людей, засосавшую их в трясину порочной реальности. Другими словами, часто, когда идёт разговор о людях в наши порочные дни, о подробностях их жизни, ты чувствуешь, как люди теряют своё достоинство, чувствуешь их незащищённость, как они нравственно скатываются вниз.

Жизнеописание же Пророка ﷺ является в этом отношении идеальным и практическим примером достижения максимально лучшего для общества облика, оно служит воплощаемым в жизни идеальным примером для подражания. Другими словами, сира — это высочайший пример для подражания, с одной стороны, и практически имеющий в жизни своё место предмет — с другой. Абсолютно всё, что делал Пророк ﷺ, в состоянии выполнить любой другой мусульманин из числа последователей Пророка Мухаммада ﷺ. Даже достичь уровня предводителя над людьми, как достиг этого ранее Пророк ﷺ в роли правителя. Поймите, Пророк ﷺ не принёс нам образец, которому невозможно следовать, согласно которому невозможно жить. Напротив, он показал нам в своём лице практический пример, подражать которому способен каждый человек.

Есть высказывание, в котором говорится: «Вселенная — это молчаливый Коран. Коран — это Вселенная, которая говорит. Посланник ﷺ — это Коран, который ходит по Земле».

Именно в этом мы и нуждаемся. Нуждаемся в мусульманине, который будет ходить по Земле как живой Ислам. Нуждаемся в практической стороне Ислама, которая избавит нас от теории на лекциях. Ведь стойкость на истине (аль-истикама) — это наилучший и кратчайший способ ведения призыва.

Бывает один эпизод, случай, где правда заняла своё место, и это лучше, чем сто лекций о правде и верности. Пророк ﷺ жил среди своего народа сорок лет до того, как началось откровение, и тринадцать лет вместе с откровением. За весь этот период никто не нашёл эпизода, когда он занимал слабую позицию хотя бы раз, или что он солгал хотя бы один раз! Вот это и есть истинный призыв! Именно об этом мы будем говорить.

Кто знает из нас, каким был Пророк ﷺ, когда достиг зрелости? Каким он был, когда ему исполнилось двенадцать лет, двадцать пять?.. В обществе, где окружение, среда диктует быть таким, как все, смириться с реальностью и жить в общем потоке, он ﷺ отказался быть таким, как все, он сам так решил не быть похожим на окружение — не для того, чтобы изолироваться от господствующих норм в обществе, нет, нет, не для этого, а для того, чтобы оказывать влияние на эти нормы и изменить их. Именно он стал эталоном для подражания. Итак, мы говорим о практической стороне на примере Пророка ﷺ, рассказе о нём, о его истории жизни. Сегодня, например, любой предмет, которому обучают в учебных заведениях — наши братья, обучающиеся в университетах, знают об этом, — помимо теории содержит практическую сторону. Энергетика, механика, радиотехника, электроника — все эти предметы насколько не изучались бы в теории, но пока студент не познает практику, ни одно учебное заведение не выдаст ему диплом. Приобретённые теоретические знания обязательно должны найти своё место в жизни на практике.

Пророк ﷺ доказал всему миру, что такие понятия, как честность, справедливость, доброта, милосердие в сочетании с поклонением, правильным удовлетворением органических потребностей человека, его инстинктов, что отображается на его связи с Создателем и выливается в счастливую, полноценную и красивую жизни в этом мире — всё это не просто красивые слова и идеи для сказочных персонажей, а реализуемые в жизни понятия.

Пророк ﷺ также показал нам, как происходит сочетание духа с материей, как, будучи руководителем, оставаться милосердным, а не тираном. Всё это он показал на собственном примере, практическим образом, воплотив исламское учение в жизнь.
Пророк ﷺ сказал в одном из достоверных хадисов:

اِسْتَقِيمُوا يُسْتَقَمْ بِكُمْ

«Стойко держитесь правильной линии поведения, на вас будут равняться и следовать».

Я знаю десятки историй — быть может, вам они тоже известны, когда многие люди принимали Ислам, видя пример жизненных позиций мусульман, их реальный образ, а не только на словах и одном объяснении. Насколько вы будете тверды в своей религии, настолько люди последуют за вами!

Доказательством этому также может служить тот довод, что Аллах Всевышний мог бы ниспослать только книги — Тору, Евангелие, Коран. Да, однозначно, это — красивые слова, достойная речь. Кто услышал, тот услышал, кто внял, тот внял, кто живёт по нему, тот живёт. Кто-то поверил, а кто-то нет. Кто и как захотели, так и подошли к этим книгам во всех отношениях. Но возникает вопрос: зачем тогда посылались пророки? Они посылались, чтобы показать путь и метод претворения ниспосланной Аллахом Книги в жизнь. Поэтому жизнеописание Мухаммада ﷺ является практическим применением и пониманием Корана. Сира Пророка ﷺ показывает много примеров того, как он практически решал те или иные вопросы. Каждый человек может ему в этом подражать.

Эта была первая причина, из-за которой мы изучаем сиру, т.к. она является практическим применением Корана.

Вторая причина изучения — это потому что мы в своей жизни ищем полноценный образ для подражания, чтобы во всём можно было следовать чьему-либо примеру. Найти подобный пример на протяжении всей истории человечества представляется невозможным, даже если смотреть на большинство пророков; не было в истории человека, на примере которого Аллах воплотил бы абсолютно все нормы жизни человека во всех отношениях. Что я имею в виду? Например, возьмём последователя пророка Исы, мир ему, в чём будет заключаться следование за ним? В том, что он был бедным, гонимым, нуждающимся. Однако сможем ли мы подражать ему в семейной жизни?! Нет, конечно!!! Почему? Потому что пример этой стороны жизни в нём отсутствует.

Если взять, к примеру, господина Сулеймана, мир ему, то ему можно подражать лишь тогда, когда есть богатства и огромная власть, т.к. в данном случае взятый в пример человек был именно таковым. Но если говорить о бедности, слабом положении, то разве тогда этот образ может служить примером для подражания? Нет, не получится. Потому что в жизни его это не коснулось. А если говорить о нашем Пророке Мухаммаде ﷺ, то его личность и жизненный путь вобрали в себя все жизненные ситуации любого человека, став для нас примером для подражания, в чём мы испытываем крайнюю нужду. Любое решение, которое необходимо принять, любая жизненная позиция, которую необходимо занять, во всех ситуациях и что бы ни происходило из перемен — Пророк ﷺ будет оставаться вечным идеалом и образцом для подражания. Во всех ситуациях он оставался великим. Пророк Мухаммад ﷺ показывает своим примером в занимаемых им позициях наивысший образ достойного человека во всех жизненных ситуациях: это образец для подражания как муж в супружеской жизни, в то же время в нём есть пример государственного деятеля, который ведёт международные отношения.

Если вы обратите внимание, то обнаружите, что первые годы его жизни были тяжелее, чем у любого из нас. Он появился на свет лишённым родственной связи — корня, ствола и ветвей. Корень — это отец, ветви — это сыновья, а ствол — это братья и сёстры. Он был неграмотным. Родился сиротой, в арабской пустыне, в джахилийском обществе, где люди поклоняются камням, в среде, где отсутствуют человеческие ценности. За влияние на данной территории входили в столкновения великие державы. В этом обществе было настолько распространено невежество, что казалось, будто среди этих людей отсутствует хоть какая-то культура. Если бы государство Мекки существовало сегодня, то, возможно, ООН охарактеризовала бы его мёртвым.

Пророк ﷺ, родившись в таком обществе, за 23 года смог воспитать его и из состояния невежественного общества вывести на уровень лучшей общины среди людей. Он смог покорить две великие империи, существовавшие на тот период. Он этого добился не мечом и пролитием крови, а своей справедливостью и следованием истине. Как же у него получилось перевоспитать людей, которые ждали на свет появления своего ребёнка, чтобы впоследствии закопать его?! Однажды Умар ибн аль-Хаттаб, будучи халифом, когда услышал плач голодных детей из одного дома, сам заплакал. Он сказал их матери: «Ты — плохая мать! Накорми своих детей!». Её ребёнок плакал, потому что хотел молока матери, а не еду, которой она его кормила. Тогда она ответила Умару: «Я тороплюсь отнять ребёнка от груди и кормлю его едой, потому что Умар не выделяет жалованье грудным детям». Тогда Умар заплакал и изменил этот закон. С тех пор выплаты выдавались и для грудных детей. Это был тот Умар, который в эпоху невежества лично закопал дочь заживо. И каким же образом Пророк Аллаха ﷺ смог добиться такого изменения?!

Изменилась ситуация на всём земном шаре из-за учения, которое он оставил, на примере его двадцатитрёхлетнего жизненном пути. На самом деле, историю человечества мы можем поделить на два периода: до и после пророчества. Изменился облик Андалузии, арабских земель. Само понятие культуры вошло в европейские страны из Ислама.

Также жизнеописание Пророка Аллаха ﷺ — это пример для молодёжи как мотивирующий фактор. В связи с этим я выбрал несколько имён из известной книги под названием «100 выдающихся личностей», где Мухаммад ﷺ стоит на первом месте. Но изучая жизнь многих этих известных людей, мы находим, что их успех был выражен в одном направлении. Например, Шекспир стал известным в области литературы, и вы не найдёте о нём источников, где говорится, что он добился успехов как политик. Возьмём, к примеру, Леонардо да Винчи — он стал известен в искусстве и живописи, однако он не имеет никакого отношения к управленческой деятельности. Или если взять Наполеона, то он известен как великолепный полководец, но мы не знаем в его жизни о духовной сфере, его поклонении и отношениях с Творцом. Изучая же сиру Пророка Аллаха ﷺ мы находим, что его образ присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, и во всех этих направлениях он — лучший пример, лидер; он служит эталоном для подражания.

Мы уделим внимание такому обстоятельству, как высокий потенциал среди молодёжи во времена Пророка ﷺ, который смог проявить все наилучшие способности этих молодых людей. Эта молодёжь во времена джахилии была брошена, предоставлена самой себе — распитие спиртного, мошенничество и многое другое. Мухаммад ﷺ смог воспитать их лидерами, полководцами армий при том, что им было всего 16 лет. Мы также изучим, каким образом приходит помощь Исламу. Мы изучим то, как нужно смотреть на будущее. Научимся не отчаиваться. Мы научимся от Пророка Аллаха ﷺ тому, как быть стойкими на истине. О как же мы нуждаемся в этом сегодня! Всевышний Аллах сказал:

وَإِنْ كَادُوا لَيَفْتِنُونَكَ عَنِ الَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ لِتَفْتَرِيَ عَلَيْنَا غَيْرَهُ ۖ وَإِذًا لَاتَّخَذُوكَ خَلِيلًا

«Они чуть было не отклонили тебя от того, что мы дали тебе в откровение, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы них возлюбленным» (17:73).

О Мухаммад, тогда бы они смотрели на тебя довольным взглядом. Ты стал бы их правителем, замом или министром. Все неверные из числа курайшитов собирались десятки раз, чтобы склонить Пророка ﷺ к компромиссу, чтобы он пошёл на торги в отношении своей религии, идеологии. Например, Утба ибн Рабиа говорил: «О Мухаммад! Племянник! Ты к нам пришёл с таким делом, с которым до тебя к своему народу никто не приходил. Ты назвал глупыми наши мечты, упрекнул наших богов, расколол нашу общину и опозорил нас среди арабов! О Мухаммад, не было в каком-либо народе человека, который принёс бы своему народу столько зла, сколько принёс ты. Разве религия, с которой ты пришёл, лучше религии Абд уль-Мутталиба, или твоя религия лучше религии Кусайя ибн Киляба?». Посланник Аллаха ﷺ продолжал его слушать не перебивая. Затем он сказал: «О Аллах, не предоставляй меня самому себе ни на мгновение». И в отношении этого был ниспослан аят: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что мы дали тебе в откровение».

Мы будем обсуждать из сиры Пророка ﷺ вопрос ревностного отношения к заповедям Аллаха. Мы научимся тому, как думать о других, заботиться о делах Уммы, т.е. как обладать политическим мышлением. Не думать только о себе, своих детях и семье, не быть эгоистами. Как мы уже говорили, мы будем изучать вопрос запрета отчаиваться. Обучимся быть идейными, научимся проявлению инициативы. На протяжении всей истории Пророка ﷺ видно, как неверные шли на поводу его условий, его инициатив, что происходило в самые опасные моменты его жизни. К примеру, в битве у Рва у неверных было 10 тысяч воинов. На стороне неверных были все арабские племена, с присоединившимися позже еврейскими. Подобного объединения ранее не видел Аравийский полуостров. Они объединились с одной целью — разрушить новообразованное государство в Медине. А знаете ли вы, сколько людей находилось рядом с Пророком ﷺ в тот момент? 1400 человек. Среди этого количества людей были ещё лицемеры и те, о ком сказано в Коране, что у них в сердцах — болезнь, а также те, у кого в сердцах отклонение. Были люди, которые распространяли ложные слухи. Да, конечно, среди них были и такие сподвижники, как Абу Бакр и Умар. С ними пришло сражаться десять тысяч воинов, не ведающих ничего об Аллахе и Его силе.

Кто вынудил такую огромную армию, явившуюся, чтобы сражаться и уничтожить Исламское Государство, довольствоваться блокадой вместо сражения? Разве за этим стоял, благодаря своему политическому чутью, стратегии, управлению и выдвижению инициатив, не Пророк Аллаха ﷺ? Это было одним из самых решающих моментов, из-за которых Пророку ﷺ удалось их сломить. Мы освоим из сиры Пророка ﷺ запрет быть беспечным, пассивным вместе с обязанностью уповать на Аллаха. Мы ознакомимся с его великими нравственными качествами и жертвованием ради религии. Ведь однажды он ﷺ сказал своему дяде: «Клянусь Аллахом, о дядя, если они положат мне солнце в правую руку, а луну — в левую, я не оставлю это дело, пока оно не достигнет победного конца или пока я не умру на этом пути».

Мы обучимся у Пророка ﷺ управлению, о чём говорится на протяжении всей его жизненной истории. Научимся тому, как быть руководителем. Как быть великим и стойким. Как не проявлять довольство там, где этого не нужно делать, и в то же время — как не оставаться упрямым. Как не быть из числа тех, кто цепляется за ложь. Наоборот, как быть из числа тех, кто оказывает влияние на врагов таким образом, что они свидетельствуют о твоём благородстве! Например, Посланник Аллаха ﷺ отправляет письмо римскому императору Ираклию, который правит половиной земного шара и царство которого наследуется уже сотни лет, которого возвели в ранг бога помимо Аллаха. В этом письме он пишет: «От Мухаммада, раба Аллаха и его посланника, Ираклию, государю Рима. Прими Ислам, и ты будешь спасён, прими Ислам, и Аллах дарует тебе двойную награду, а если ты откажешься, то понесёшь на себе бремя своего греха и греха своих подданных! О люди писания! Придите к слову, единому для нас и для вас...». Ираклий спросил: «Кто знает этого человека?» Абу Суфьян ответил: «Я знаю его». Тогда тот начал его расспрашивать:

— Лжёт ли Мухаммад?

Абу Суфьян отвечает: «Нет».

— Совершает ли вероломство?

— Нет.

— А кто следует за ним, знатные люди или простые?

— Простые.

Ираклий продолжает спрашивать:

— Их численность растёт или уменьшается?

— Растёт.

— Каково его происхождение?

— Он благородного происхождения.

— Отрекаются ли от его религии люди из-за недовольства ею после того, как они исповедовали её?

— Нет, никогда.

На самом деле, Абу Суфьян знал, что мусульманами двигали не корыстные интересы, а идейность. Он знал, что всё происходит прямо противоположно спрашиваемому, что люди из его народа, наоборот, отходили от своей религии в пользу Ислама.

— Тогда Ираклий сказал: «Если то, что говорит этот человек, правда, то он завладеет моим троном. Если бы я знал, что сумею добраться до него, то постарался бы встретиться с ним и омыл бы ему ноги»!

Заклинаю вас Аллахом! Кто из самых знатных личностей на Земле смог ещё получить подобного рода признание от врагов, которое получил Пророк ﷺ от самого Ираклия?! Ираклий забыл, что его называют богом. Забыл, что он — правитель многих земель. Забыл о своих владениях. Он словно растворился в идейности Мухаммада ﷺ.

Мы изучим множество позиций Пророка ﷺ в различных ситуациях. В политике, стратегии, мерах безопасности. Мы также узнаем о его поклонении и о том, каким оно должно быть. Ведь Пророкﷺ, находясь в земном поклоне, говорил: «В благоговейном страхе перед Тобой моё зрение, мой слух, мой ум, мои кости и жилы». На его примере мы увидим то, какими должны быть действия в положении войны и мира, как он заключал мирные договоры и на каких условиях. Мы узнаем искусство ораторства и то, как располагать сердца и умы людей. Обучимся тому, как влиять на людей. К примеру, когда к Пророку ﷺ пришёл Утба ибн Рабиа и сказал: «Ты назвал глупостью наши желания», — и далее по риваяту, на это Пророк ﷺ ответил ему: «Ты закончил?». Тот ответил: «Да». «Тогда выслушай и меня», — и затем Пророк ﷺ начал читать суру «Различение»

«Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного. Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же — Господь миров».

Тогда глаза Утбы ибн Рабиа покраснели, у него раздулись вены и он начал трястись. Утба ибн Рабиа был вторым человеком во власти после Абу Джахля. Примерно наподобие сегодняшнего премьер-министра.

Этого человека курайшиты специально послали к Пророку ﷺ после того, как провели между собой собрание, на котором они размышляли о том, что делать с Мухаммадом ﷺ и его призывом, как сломить его и подчинить существующим нормам в обществе. Утба сам изъявил желание отправиться к Мухаммаду ﷺ, посчитав, что он — наиболее подходящий для этого дела. Он сказал собравшимся: «Я знаю поэзию, предсказание и политику. Я был на приёмах у Хосроя и Кесаря». Но вот, когда он пришёл к Пророку Мухаммаду ﷺ, то начал дрожать от слов, которые тот произносил ему в ответ, потому что та манера, в которой говорил Посланник Аллаха ﷺ, была действенной и оказывала сильное влиятельной. Когда он дошёл до аята «Если же они отвернутся, то скажи: «Я предостерегаю вас от мучений, подобных мучениям адитов и самудян» (41:13), Утба содрогнулся от страха и поспешил протянуть руку к губам Пророка ﷺ, говоря ему: «Заклинаю тебя Аллахом и родственными связями! Заклинаю тебя Аллахом и родственными связями! Клянусь Аллахом, ты не обманываешь!». Когда Абу Джахль увидел возвращавшегося Утбу, то сказал: «Клянусь Аллахом, Абуль-Валид вернулся к нам не с таким выражением лица, с каким уходил». Кто из нас сегодня может призывать к Аллаху таким образом, что на лице призываемого видны признаки соблюдения до того, как он произнесёт хоть одно слово?

В сире Пророка ﷺ упоминаются много ситуаций, где при встрече с неверными говорилось: «Я увидел признаки Ислама на его лице». Как, например, Мусаб ибн Умейр говорил о Саде ибн Муазе и Усайде ибн аль-Худайре, что он видел Ислам на их лицах до произнесения свидетельства (шахады). Подобное влияние является искусством. Вы этому обучитесь, с соизволения Аллаха, из жизнеописания Пророка ﷺ. Когда Утба ибн Рабиа вернулся к курайшитам — после встречи с Пророкомﷺ — то он начал хвалить Коран, говоря: «В словах, которые он говорит, есть приятность и изящество», — т.е. мы тебя послали, чтобы ты повлиял на него, надавил и использовал метод поощрения и запугивания, а что получилось? Ты сам попал под его влияние. Он сказал: «Да, так оно и есть»«Поистине, они (слова) берут верх, и ничто не может взять верх над ними. Эти слова покрыты листьями сверху и обильны влагой снизу». Они спросили его: «Что нам делать?». Он им ответил: «Всё, что будет сказано против него, непременно будет разоблачённым». Разве Запад смог бы играть и проталкивать свои проекты через исламские группы и учёных, которые должны быть предводителями этой Уммы, если бы они были такими же идейными и имели бы такое же влияние, как Пророкﷺ? И разве добился бы он того, чтобы эти учёные сами призывали к их ничтожным взглядам?

Нет! Они никогда не смогли бы это сделать.

О если бы хоть один из них смог ответить на обращение Аллаха Всевышнего: «Или же они не узнали своего Посланника и принялись отвергать его?». Я говорю это всем, кто торгует религией, всем официальным представителям, возвышающим голос Запада. Говорю тем, кто говорит на нашем языке, является одним из наших сыновей. Они взяли их себе друзьями. Ведь Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Они чуть было не отклонили тебя от того, что мы дали тебе в откровение, дабы ты выдумал про нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их другом».

Ещё мы из жизнеописания Пророкаﷺ обучимся храбрости. Ведь Мухаммад ﷺ сказал: «Если вы не уверуете, то я пришёл вас уничтожить, о сборище курайшитов». В то же время мы научимся от него кротости. Когда и в каком положении он проявлял мягкость, а когда суровость. Например, он ﷺ проявил мягкость, когда сказал: «Скажите одно всего лишь слово, после которого арабы покорятся вам и вы завладеете неарабами». И он ﷺ проявил суровость, когда к нему пришёл Убай ибн Халаф, раскрошил перед ним кости и сказал: «Сможет ли твой Господь оживить эти кости?» Пророк ﷺ ответил: «Да, Аллах умертвит тебя, затем оживит и ввергнет тебя в Ад!». Т.е. показывается, какой способ нужно применить в двух различных ситуациях. На протяжении жизни в Пророке ﷺ воплотились все жизненные перемены. Он был сильным в одно время, а в другое — слабым. Он был богатым!!! Посмотрите, как он ﷺ раздавал трофеи, добытые при Хунейне между горными ущельями. «Один человек посмотрел на трофеи и спросил пророка: «О Мухаммад! Кому это достанется?». Пророк ﷺ ответил: «Они твои». И тогда тот начал их собирать и смотреть по сторонам, остановит ли его кто-нибудь, и его никто не останавливал». Он был обескуражен этой щедростью, и когда вернулся к своему племени, поспешил обратиться к людям со словами: «Люди, принимайте Ислам! Ибо Мухаммад одаривает так, как может одаривать лишь человек, который не боится бедности!». Также Пророк ﷺ был бедным и клал камень на живот из-за голода!

Он был учителем обучая своих сподвижников в доме аль-аркама и обучающимся когда получал откровения от Джабраиля (мир ему). Был правителем и тем, над кем правили. Он жил с боями, имевшими переменный успех. Он взаимодействовал с индивидуумом, обществом, группой, государством, дипломатическими делегациями и послами, сильными державами и правителями государств такими как Адий ибн аль-Хатим и Туфайль ибн аль-Амр Адаусий. Вдобавок к этому он взаимодействовал с оседлым человеком и кочевым. Он жил в период, когда был наделен детьми и в период, когда его дети умерли. И во всех перечисленных ситуациях, он занимал величайшие позиции. И самое великое это то, что он не отдалялся от людей, а наоборот находился среди них.

У знаменитостей, появляющихся на экранах телевизора, есть правило, гласящее о том, чтобы не появляться часто на виду. Как вы думаете, почему? Потому что чем больше ты появляешься, тем больше выявляются твои недостатки. Им дают советы, чтобы они появлялись в наилучшем положении, в тот момент, когда они произносят лучшую речь, имеют превосходный макияж, находятся в наиболее красивом облике, и больше чтобы они не появлялись.

Что касается Пророка ﷺ, то я могу сказать, что у него не было частной жизни. Словно над ним нависали камеры днём и ночью, когда он находился в доме, и снимали, как он берёт полное омовение и как относится к своим жёнам. И так же — на улице, на рынке, в мечети, то, как он брал малое омовение, и даже как он выплёвывал... И он сам говорил об этом: «Тот, кто находится среди людей и терпит их обиды, лучше, чем тот, кто не находится среди них и не терпит их обид». Он ﷺ призывал людей, говоря: «Берите от меня ваши обряды хаджа», «Передавайте от меня, даже если это будет один аят». Пророк ﷺ сказал, чтобы от него брали обряды хаджа, находясь в Табуке перед тридцатью тысяч сподвижников. Представьте себе, тридцать тысяч человек смотрят на него! Ведь некоторые люди любят критиковать, а некоторые — надсмехаться...

Так как же Пророк ﷺ смог остаться во всех этих случаях на одном уровне величия, находясь среди людей? Еще я хотел сказать: что бы ты ни делал и чего бы ни добился, больше всего человека выявляют его жёны, когда он заходит в дом и уединяется от остальных людей. Обычно жена знает мужа таким, какой он есть на самом деле. Так что же говорили жёны Пророкаﷺ о нём? Предоставим слово Хадидже, жене Пророка ﷺ; она после того, как он вернулся с пещеры Хира, испытывая страх, говорила ему: «Не бойся, Мухаммад, клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабого и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды». Ладно, Хадиджа была взрослой, тогда возьмём Аишу, которая говорила: «Его нравом был Коран». Кто же может быть идеальным, находясь в обществе и в уединении, каким был Посланник Аллаха ﷺ?

Сподвижники и все, кто его ﷺ видел — даже из числа его врагов — говорили о нём, что он никогда не гневался ради самого себя, не мстил ради себя, ни разу не ударил женщину, никогда не нарушал договора и никогда не поступал вероломно. Был такой человек, как Абу Сарх, он ранее записывал Коран, затем он стал неверным и начал измышлять на Ислам, поэтому Пророк Аллаха ﷺ дозволил пролитие его крови. Как-то он зашёл к Посланнику Аллахаﷺ и захотел дать ему присягу. Пророк ﷺ посмотрел на своих сподвижников, а они, в свою очередь, ждали от него позволения убить его, и тогда они бы лишили Абу Сарха головы. Но Посланник Аллаха ﷺ протянул ему свою руку. Затем он ﷺ сказал своим сподвижникам: «Разве не найдётся среди вас тот, кто убил бы его?!». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха, мы и подумать не могли, что у тебя на душе: ты бы мог сделать нам знак глазами». Пророк ﷺ ответил им: «Не подобает Пророку иметь предательский взгляд». Никогда! Посланник Аллаха ﷺ никогда не поступал вероломно, никогда не лгал.

Приведу некоторые высказывания немусульман. Один из востоковедов Рональд Никольсон говорит: «Никто и никогда не найдёт ни в одном человеке образа исламской жизни в наивысшем примере, кроме как в личности Мухаммада ﷺ».

Давайте обратим внимание на то, каким было у него политическое видение! После битвы у рва (Хандак) он сказал: «С сегодняшнего дня мы будем нападать на них, но они на нас не будут». Ещё он сказал: «Хосрой непременно погибнет». Кто же такой Хосрой? Как мы сказали, это — император персов, который правил множеством государств. Далее Пророкﷺ сказал: «Затем после него не будет Хосроя. И погибнет император (Византии — ред.), и после него не будет императора. Их богатства будут распределены среди мусульман».

Итак, мы изучаем сиру Пророка ﷺ, во-первых, потому, что она является практическим применением Корана. Во-вторых, потому, что мы нуждаемся в идеальном примере для подражания во всех делах. В-третьих, потому, что она есть мерило и весы всем попыткам и утверждениям, которые гласят о том, что они осчастливят людей и приведут Умму к развитию. Сколько людей мы видим сегодня, которые осмелились выйти против Аллаха, издавая законы и говоря, что они способны этим осчастливить людей, как, например, капитализм, коммунизм, социализм, демократию и распространённую сегодня мысль о гражданском государстве. Из-за этого многие мусульмане находятся в растерянности, и они видят много разногласий. Многие «исламские движения» — в кавычках — провозглашают западные лозунги и призывы и следуют им. Как же мне тогда оценить, что является правильным?

Послушайте, что говорит об этом ваш Пророк ﷺ! Сообщается со слов аль-‘Ирбада ибн Сарийа, который сказал: «Обратился к нам Пророк ﷺ с проповедью после утренней молитвы, от которой затрепетали наши сердца и заслезились глаза…», — и в таком наставлении, от которого прослезятся наши глаза, мы нуждаемся сегодня.

«Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, эта проповедь похожа на проповедь прощающегося, так дай же нам наставление». И он ﷺ сказал: «Я завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и повиноваться правителю, даже если им будет эфиопский раб!..».

Итак, что же велел Пророк ﷺ сподвижникам в своём наставлении? Он велел им, чтобы была присяга на подчинение правителю, даже если над ними будет эфиопский раб.

Затем Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, те из вас, кто будет жить после меня, увидят много разногласий».

Да, о Посланник Аллаха ﷺ, ты был прав! Мы видим эти разногласия, несмотря на то, что твой путь настолько ясен и очевиден. Разве есть что-то более ясное, чем жизнеописание Пророка ﷺ?! Ведь, как сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Я оставил вас на ясном пути». Всевышний Аллах говорит: «А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной». Мы видим сегодня подтверждения словам Аллаха, где Он говорит: «Разве ты не видел, что тех, кому была дарована часть Писания, призывают к Писанию Аллаха, дабы оно рассудило между ними, но часть из них отворачивается с отвращением? Это потому, что они говорят: «Огонь коснётся нас лишь на считаные дни!». Их обольстило в их религии то, что они измышляли». Это упомянутое разногласие мы видим сегодня среди мусульман. Как некоторые говорят: «Сегодня мы не можем претворить Ислам. Мы претворим его позже. Претворим постепенно, поэтапно». Появились такие названия, как фикх поэтапности и фикх реальности, разъясняющие невозможность претворить сегодня Ислам. Мы не слышали подобных утверждений от наших богобоязненных предшественников.

Далее Посланник Аллахаﷺ в этой прощальной проповеди сказал: «Я завещаю вам: поистине, кто из вас проживёт долго и увидит множество разногласий, держаться крепко моей Сунны, моего пути!!!», — т.е. придерживайтесь жизнеописания Мухаммада ﷺ, т.к. оно является его Сунной и частью религии. Затем Пророк Аллаха ﷺ сказал: «…держаться крепко за сунну праведных халифов, ведомых прямым путём. Ухватитесь за неё коренными зубами». Когда Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Ухватитесь за неё коренными зубами», — то это значит, что будет много тех, кто пожелает отвратить от этого пути. Появятся те, которые искажают Ислам, будут предложения каких-то выгод, для людей не будут ясными мысли Ислама. Далее Посланник Аллаха ﷺ говорит: «…и остерегайтесь новшеств в религии, поистине, каждое нововведение является заблуждением». Я клянусь Аллахом, что демократия, секуляризм и т.п. являются новшеством и заблуждением, от которого предостерегал нас Посланник Аллаха ﷺ.

Итак! Через жизнеописание Пророка ﷺ ты узнаешь, как их опровергать, и показываешь их несостоятельность. Нужда в жизнеописании Пророка ﷺ подобна нужде в компасе в море или в карте в пустыне. Английский востоковед Бернард Шоу сказал, что мир нуждается в человеке, подобном Мухаммаду ﷺ, чтобы разрешить запутанные человеческие проблемы. Он говорил эти слова, попивая кофе на балконе своего дома. Да, клянусь Аллахом он был прав!

Братья! Стала очевидной важность изучения жизнеописания Пророка ﷺ, и мы поняли, что есть три причины, из-за которых мы ему обучаемся:

— это то, что оно является практическим применением Корана;
— оно служит нам образцом для подражания;
— и оно есть мерило, указывающее нам несостоятельность других путей.

Прошу извинения за столь длительное выступление. Мне осталось высказать последнюю мысль, и это: каким был мир до послания Пророка ﷺ? Почему я хочу затронуть эту тему? В связи с этим я хочу пояснить то, каким путём будет изучаться цикл лекций о жизнеописании Пророкаﷺ

Конечно, почти невозможно разъяснить с подробностями жизнеописание Пророка ﷺ. Мы хотим это сделать лишь с одной целью. Мы живём в упадочном состоянии и желаем развития. Мы видим Ислам, который встряхивает с себя пыль и пытается встать на ноги. Мы хотим знать путь выхода из положения. Как же взаимодействовал Пророк ﷺ со средствами массовой информации, с предвзятыми информационными агентствами? Т.е. всё упирается в то, каким образом достичь развития Уммы. Мы видим неправильное понимание у некоторых людей о предшественниках, которые говорят о предшественниках (салафах), подымают лозунги салафов и говорят о возвращении к предшественникам. Они понимают, что придерживаться предшественников (салафов) — это оставить существующую реальность, вернуться в то время, когда жил Пророк ﷺ, и сидеть возле него. Это самое отвратительное понимание «салафизма» в кавычках. Придерживаться предшественников — это значит узнать от Пророка ﷺ, его сподвижников и праведных халифов то, как поменять реальность так же, как это сделали они. Т.е. всё нужно применять к нашей реальности и брать из этого решения для наших проблем. Другими словами, мы желаем лекарство в соответствии с нашей болезнью. Нам не нужны какие-то мимолётные рассказы, как истории «Тысячи и одной ночи».

Я желаю начать с того, каким был Аравийский полуостров, каким был мир до того, как был послан Пророк ﷺ, для подтверждения того, что нынешний Аравийский полуостров, до установления обещанного праведного Халифата — с помощью Аллаха, — соответствует сегодняшней нашей реальности.

Итак, я вкратце расскажу о том, каким был мир на тот период и каким был Аравийский полуостров.

В мире на тот период существовали две империи, которые поделили Землю на две половины. Они были двумя колонизаторскими государствами. Каждая из этих империй имела своих агентов, имела свои партии среди арабов, а также имела союзников. Ещё у них была колонизаторская экономика и свои шпионы.

Рим был наиболее известен роскошью, непристойностями и жестокостью. Там устраивались состязания между рабами и зверями, как, например, бой между львом и рабом. Затем люди наслаждались, развлекаясь тем, как лев разрывает и ест этого человека. До такого уровня преступности они скатились. Сегодня тоже наблюдаются подобные действия, когда мы видим на состязаниях быков, убивающих людей, или, наоборот, человека, убивающего быка.

Если взять персов, то они ничем от римлян не отличались. Они поклонялись огню. Среди них был нравственный упадок. Также у персов был очень ужасный обычай — это женитьба на своих детях. Их короли гордились этим, говоря: «Я женился на своей дочери». Это было глубочайшим упадком, к которому скатился мир на тот период. Среди них было распространённым то, что они гордились своей нечистоплотностью. Люди прикасались к воде один или два раза в год, считая, что пот благоприятствует хорошему здоровью и увеличивает силу. Представьте себе, в такой мрачный период появляется человек и стал требовать от людей совершения пятикратного омовения в день, а также купания в пятницу и праздничные дни. И он говорит: «Аллах чист и любит чистоту», «Аллах красив и любит красивое», «Я люблю в этом мире три вещи», — и из их числа он упомянул благовония». Также он наставляет пользоваться сиваком. Представьте себе, в каком мраке жили люди, и тут приходят эти учения. Ведь когда люди видят противоположное, его превосходство становится ясным.

Один из английских историков, которого звали Уильямс, описывая картину того мира, каким он был, говоря: «Мир не видел в своей истории столько тирании и невежества, как в шестом веке. Мир был полностью парализован». Он сравнил его с умершим человеком, тело которого сгнило и раздуло. «Пока не появился пророк мусульман Мухаммад», — это слова английского востоковеда.

Упомянутое касается мировой реальности, а что же было на Аравийском полуострове? На аравийском полуострове поклонялись 360 божествам. Все эти божества находились в Каабе. Спрашивается: для чего 360 идолов держали в Каабе? Разве курайшиты поклонялись всем триста шестидесяти идолам? Конечно, нет. У каждого племени был свой бог, например, бога мединцев звали Манатом, бога жителей Таифа называли Латом, но самый величайший бог и самый большой был Хубал. Однако почему все они были в Мекке, в Каабе?! Давайте уясним, дорогие братья, почему все они были в Каабе, если каждый был для своего племени. Пусть будет в их городах, зачем им быть в Каабе?!

Отсюда мы узнаем, почему поклонялись идолам в Мекке, и как в этом случае поступал Пророк ﷺ.

У римской и персидской империи были торговые отношения. У кого же они брали товар? Конечно, у стран «третьего мира», в том числе — с Аравийского полуострова и его племён. Курайшиты сбывали свой товар то в Шаме, то в Йемене. Как сказал Всевышний Аллах: «Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок». Их торговые караваны на полуострове проходили через разные племена. А среди этих племён были разбойники, которые могли напасть на их караван. Каким же образом курайшиты могли договориться с этими племенами, дабы обеспечить безопасность своей торговле? Курайшиты говорили: «Мы будем проходить через ваши племена, а вы защитите караваны, на которых будут наши знамёна, от разбойников и предоставьте им безопасность. Взамен мы приблизим ваших богов, т.е. придадим им значимость, поставим их в Каабе». Конечно, племя, которое имело больше веса — их бог был расположен ближе к чёрному камню. И так по порядку.

Курайшитами не двигало соблюдение религии, убеждённость и смиренность. Боги на них не оказывали религиозного влияния. Мы знаем, что если на арабов что-то влияет, то оно отражается в их стихах. Они могли слагать стихи, состоящие из ста касыд, где они описывают лошадь, меч или свою возлюбленную. Разве не так? А вы слышали, где они в стихах восхищались Латом и Уззой, описывая их красоту? Конечно, вы этого не найдёте. Посмотрите на поэзию джахилийского периода (времён до Ислама). На таких поэтов, как аш-Шанфара, Таабата Шараха, Тарафа ибн аль-Абда и других. Вы там не найдёте места, где они восхваляют своих богов. Курайшитам не создавало проблему то, что Пророк ﷺ поклонялся Господу и не поклонялся их идолам. Потому что они сами поклонялись, в основе, Аллаху. Тогда чем были идолы?! Как сказал Саид Кутб, да будет милостив к нему Аллах, идолы были подобны законодательству, посредством которого они приближаются к Аллаху, что делает их, как они думали, счастливыми. Они говорили, что этот путь приближает их к Аллаху. Значит, проблему они для себя видели не в вопросе Господства Аллаха (рубубийа), а в вопросе божественности Аллаха (улухийа). Если взять вопрос господства, то они верили, что Аллах — Создатель и Придающий облик. Как сказал Всевышний Аллах: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?», — они непременно скажут: «Аллах».

Они знали, что Аллах — наш Господь, а идолы у них были лишь посредниками. Т.е. проблема заключается в законах, конституции и существующих программах для жизни.

Поэтому Пророкﷺ стремился разрушить их идолов у них на глазах. Идолы были очень похожи на международные государственные флаги, присутствующие в благородной Мекке. Таковой была картина Аравийского полуострова. Отсутствовало знание, имелось невежество. Средства массовой информации поддерживали их обычаи. В них присутствовала слепая племенная приверженность, выражающаяся в стихах арабов. Как сказал поэт: «Я лишь из своего народа, если он пойдёт по пути заблуждения, и я пойду. А если пойдёт по правильному пути, то и я за ним последую». Т.е. если моё племя будет поступать правильно, то и я буду. Если нет, то и я так же поступлю. Женщина в их обществе не имела прав, она наследовалась так же, как и имущество. Например, если у человека был дом, верблюд и жена, то родственники все это получали в наследство. Вдобавок, у них имелись очень скверные обычаи. Это виды бракосочетания, которые подтверждают, что то общество было невежественным.

Передаётся от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что среди них был распространён вид брака, который назывался «никах-аль-истибдаъ» (брак совокупления). Что же это за брак? Этот брак заключался в том, что если мужчина имел в племени низкий статус, то, дабы поднять своё положение, он говорил своей жене, чтобы она пошла и совершила вид этого брака с таким-то человеком из знатного племени. Она шла к тому человеку и беременела от него. А настоящий муж был в отлучке от неё до тех пор, пока она не родит. Это было распространённым делом в период прихода Пророка ﷺ. Также в то время имелся другой вид брака, называвшийся «никах-рахт» (брак с группой людей). К женщине приходили различные мужчины, подобно публичному дому. И если она рожала, то выбирала себе мужа из числа этих мужчин. Ещё там были дома с красными флажками. Эти дома были подобны борделям, где блудницы вывешивали красные знамёна для их посещения. Мы говорим, что сегодня присутствует так же нечто подобное.

Как мы и упоминали, среди них была распространена слепая приверженность к племени, роду и стране. Сегодня реальность подобна той эпохе. Посмотрим на то, что мы имеем сегодня: аморальность, которая имеет ужасающую статистику, абсолютно все народы утопают в распутстве и ненормальных отношениях. Только в одной Америке 55% молодых людей моложе 18 лет вступают в половую связь, а в Англии — 65%. Средства массовой информации пропагандируют прелюбодеяние, тиранию и защищают правление тиранов. Также сегодня происходят войны, когда одни страны нападают на другие, при этом убивая миллион людей, а пять миллионов изгоняя из страны. Ещё присутствует слепая племенная приверженность. Также сегодня налагают санкции, как это делали евреи, порабощая людей долгами и процентными кредитами. Сегодня, мои дорогие братья, к большому сожалению, в большинстве уголков мира живут идолопоклонники. Например: буддисты, или народы в Африке и Судане, поклоняющиеся деревьям и всевозможным измышлениям.

Разве войны, которые вели Византия и Персия, были более беспощадны и кровопролитны, чем те, которые ведёт Америка, Европа и Германия?! В одной только Хиросиме 200 тысяч людей было стёрто с лица Земли, они были заживо сожжены. Если мы сравним современные обычаи и религии с периодом джахилии, то увидим ли мы, что они поклонялись Сатане, как это делают сегодня? Конечно, нет. Сейчас, большинство людей находится в атеизме. Тому пример Россия и Китай. А ещё сегодня больше чем миллиард людей поклоняется корове. В то же время есть те, кто поклоняется мышам. Я лично видел храм, где поклоняются мышам. И там было немалое количество людей! Также сегодня есть другие предметы поклонения, о которых я даже не хочу упоминать.

Итак, вопрос: какая же реальность более тираничнее и тяжелее? И второй вопрос: как происходит изменение? После этого вопроса я завершу и буду ждать вашего участия. Приношу свои извинения за длительность лекции. Я пожелал разъяснить всю эту картину, т.к. изменение и его важность познаются, когда ты видишь испорченную действительность. Пророк ﷺ начал с нуля, а что касается нас, то у нас есть многое, на что мы можем опереться. Пророк ﷺ был один. А что касается нас, то мы сегодня, по милости Аллаха, являемся Уммой, несмотря на то, что мы находимся в упадке и отсталости.

Каким образом смог Пророк ﷺ вывести людей из этого мрака? Каким образом он мыслил? И как он начинал? Следующий раз — ИншаАллах — мы поговорим о его послании и о том, каким было у него мышление. Также мы поговорим о том, как он ﷺ смог не отчаиваться в такой мрачной реальности. Как он смог относиться к этим делам, не соглашаясь с этим, и в то же время не изолировавшись от них.

Свят Ты, Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет бога кроме Тебя! Я прошу у Тебя прощения и приношу своё покаяние!

Как сказал поэт той эпохи: «Если люди спросят, кто тот юноша, который защитит нас, то я подумаю, что они имели в виду меня, и не проявлю я лености и не буду смотреть тупым взглядом».

 

Лекции

Запутанность людей в представлении фикха и политики

Роль армии в деле упразднения и установления государства

Почему мы должны говорить о жизнеописании Пророка ﷺ?

Лекция одиннадцатая Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Тафсир 161 аята из суры «Семейство Имрана»

Установление законов Аллаха