Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть
Ссылка на видео https://hizb.org.ua/video/redirects/11421
Лекция восьмая
Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся
БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху — Господу Миров! Мир и молитва нашему господину, любимцу и предводителю Мухаммаду, являющемуся усладой наших очей, а также его семье и всем его сподвижникам.
Мы проводим восьмую лекцию по жизнеописанию Пророка ﷺ. Эту лекцию мы назвали «Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся». Мы хотим напомнить о важных пунктах, упомянутых на прошлой лекции, которая называлась «Поклонение в неспокойное время». Мы говорили о том, что некоторые люди предпочитают уединяться и отдаляться от народа, когда видят тяжёлое положение дел в обществе и видят, что общину мусульман постигли различные искушения. Но жизнеописание Пророка ﷺ и его сподвижников свидетельствует о том, что Аллах любит поклонение в неспокойное время. Аллах любит, когда Его раб поклоняется Ему во время искушений, когда происходит истребление людей, когда искажают Ислам и оказывают на мусульман давление. Пророк ﷺ говорил:
«Поклонение в неспокойное время (хардж) подобно переселению ко мне».
Пророк ﷺ не отдалялся от проблем людей, ведь он говорил:
«Тот, кто находится среди людей и терпит их обиды — лучше того, кто не находится среди них и не терпит обиды, которые они ему наносят».
Также я хотел напомнить о действиях Умара (р.а.) после того, как он принял Ислам. Умар был значимой фигурой в Исламе. Я хотел бы указать на некоторые эпизоды из жизни Умара аль-Фарука, являющегося вторым праведным халифом, после того, как он принял Ислам. Умар решил, что он не будет подобен слепцам. Что он не позволит СМИ обманывать и искажать образ носителей призыва. Наш господин Умар, прочтя слова Аллаха:
«Таха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен», —
сказал: «Неужели из-за этого враждуют с Мухаммадом?!». Умар этими словами будто говорил, что он был обманут и что он не слышал подобное о Мухаммаде ﷺ. И он стал хвалить Коран, сказав, что эти слова прекрасны. Он тут же сильно изменился. Поэтому, братья, я даю совет каждому мусульманину: пусть ваши глаза не покроет пелена из-за всяких сомнений и подозрений в отношении носителей призыва, как это происходит сегодня в отношении искренней исламской партии. Мы видим, как постоянно строят козни против носителей призыва, искажая их образ. О если бы те, кто искажает образ носителей призыва, предложили какую-нибудь альтернативу! Они говорят лишь о подозрениях, чтобы навредить верующим на их прямом пути. Наш господин Умар не позволял врагам Ислама искажать призыв, а сколько сегодня есть таких, которые искажают Ислам и искажают образ тех, кто призывает к Исламу!
Рассказ о принятии Ислама Умаром повествует нам о том, что не стоит считать для себя невозможным принятие Ислама кем-либо из людей. Об Умаре говорили: «Осёл Умара раньше примет Ислам, чем это сделает сам Умар». Кто мог подумать, что Хамза и Умар ибн аль-Хаттаб так быстро и с такой лёгкостью примут Ислам! Пророк ﷺ говорил:
«Возможно, что тот, кто передаёт знание (фикх), не является факихом, а тот, кому передали знание (фикх), — проницательнее того, кто его передал».
Мы даже не знаем имени человека, по причине которого Умар принял Ислам! Кто знает Нуайма ибн Абдуллаха, того, кто сказал Умару: «Иди и разберись вначале со своей семьёй»?! Не успел Умар принять Ислам, как он воплотился в нём целиком. Поэтому не стоит считать, что положение какого-то человека не может исправиться. Существует ещё один момент, о котором я хотел бы сказать, и это: «Почему после того, как люди принимают Ислам, в них происходят такие огромные изменения?». Кем были Умар ибн аль-Хаттаб и Хамза до принятия Ислама?! Они были обычными, ничем не известными людьми.
Так же и сегодня можно видеть, как подобные изменения происходят с носителями призыва. Я знаю некоторых людей, и если не считать, что они являются носителями призыва, то можно было бы сказать о них: «Такой-то является обычным преподавателем или же такой-то человек является обычным фельдшером и т.д.». Однако исламский призыв в них произвёл огромные перемены. У них появилась цель жизни, и сама жизнь приобрела для них значимость так, что они достигли в этой жизни огромных результатов. Ислам ставит цели для человека. Каждое утро он знает, для чего он живёт, к чему стремится, почему он выходит из дома, куда он направляется, о чём ему говорить с людьми. Также он знает, как распространять Ислам и как заставить людей полюбить Ислам, он знает, что можно есть и пить, и знает, как нужно относиться к людям. Поэтому с того момента, как Умар ибн аль-Хаттаб и Хамза приняли Ислам, они решили восполнить всё то, что было ими упущено.
Они сказали: «Почему мы прячемся, о Посланник Аллаха? Разве мы не на истине, будь мы живы или мертвы? Вставай, о Посланник Аллаха!», — и тогда они вышли с открытым призывом. Они сразу начали предлагать идеи и способы для распространения призыва. Пророк ﷺ выстроил сподвижников в два ряда, поставив во главе этих рядов Хамзу и Умара, и вышел вместе с ними, открыто призывая к Исламу. Вся Мекка видела происходящие изменения. И кто же зажёг эту искру? Её зажёг Умар ибн аль-Хаттаб после того, как он принял Ислам. Тот, до кого дошёл исламский призыв, должен думать о том, как принести благо себе и общине мусульман. Также он должен восполнить всё то, что он упустил.
Теперь вернёмся к жизнеописанию Пророка ﷺ и рассмотрению того, как он жертвовал на пути Ислама. Мы говорили о первом переселении сподвижников в Эфиопию и о том, как в Мекке усугублялось положение Пророка ﷺ. Но, несмотря на это, Пророк ﷺ оставался стойким, бросающим вызов и открыто, недвусмысленно призывающим к Исламу. Также мы упомянули о том, как Пророк ﷺ вышел к курайшитам и зачитал им суру «Звезда» («Ан-Наджм»). Мы сказали, что после того, как Пророк ﷺ совершил земной поклон, то вслед за ним поклонились его сподвижники и все неверные из числа курайшитов, которые там присутствовали. История о том, как жители Мекки совершили земной поклон перед Кораном, возымела огромное распространение. Все люди говорили: «Когда Мухаммад прочитал Коран, то земной поклон совершили Абу Ляхаб, Умайя, Абу Джахль и др.». Вести об этом дошли даже до сподвижников, находившихся в Эфиопии, но они были слишком преувеличены. До сподвижников дошло, что якобы все жители Мекки приняли Ислам, и теперь им нужно отправляться обратно в Мекку.
Из-за этого некоторые благородные сподвижники вернулись в Мекку, но они обнаружили, что дело обстоит не совсем так, как они думали. Они увидели, что неверие в Мекке ещё имеет свои сильные корни. Среди сподвижников были те, кто зашёл в Мекку и подробно доложил Пророку ﷺ о том, как идёт призыв в Эфиопии. Но также среди них были и те, кто вернулся обратно в Эфиопию. Пророк ﷺ отправил новую делегацию в Эфиопию. Это было вторым переселением, но на этот раз он отправил большее количество сподвижников. Это переселение сподвижников было тяжелее, чем первое переселение, т.к. курайшиты на этот раз предприняли все меры, чтобы призыв не смог распространиться ещё дальше. Ведь на этот раз переселялось не четырнадцать человек, а восемьдесят три мужчин и восемнадцать женщин, не считая детей. Если Мекку покидает сто человек, то по отношению к этой маленькой стране это будет огромное число людей. Это говорит о том, что Пророк ﷺ не только получал удары со стороны неверных, но он так же имел рычаги давления на них.
Неожиданностью было не только то, что переселяется такое количество людей. Неожиданность состояла также и в том, кто именно переселяется из числа мусульман. Посмотрите, братья, какую же силу имеет Ислам! Когда человек идёт по истинному пути, будучи стойким, идейным, ясно призывающим, верующим в свой призыв и доверяющим своему Господу, то призыв имеет такое распространение, что его начинают принимать сильные и имеющие значимость люди. Послушайте, мои братья, я произнесу из числа этих переселившихся ста человек некоторые имена!
Умм Хабиба бинт Аби Суфьян. Она была дочерью Абу Суфьяна, который на тот момент был одним из яростных противников Ислама. Или Фатима бинт Сафван ибн Умайя ибн Халяф... Можно сказать, что почти не было правителя без того, чтобы его сын, дочь или внук не приняли Ислам. Разве это не победа для Пророка ﷺ в Мекке, несмотря на блокаду, пытки, СМИ, работающие против Ислама, и навет, наводимый на Ислам?!
Также из тех, кто переселился, был Фирас, сын Надра ибн аль-Хариса. Помните, кем был Надр ибн аль-Харис? Это был тот человек, которого курайшиты отправили в Персию, чтобы он там обучился легендам, а затем пришёл в Мекку и вносил путаницу в деле распространения призыва Ислама, говоря: «Мухаммад рассказывает легенды, и я тоже рассказываю легенды». Дочь сына Надра ибн аль-Хариса так же приняла Ислам. Это было победой для Пророка ﷺ и нанесением сильных ударов по курайшитам. Другой сподвижник, переселившийся в Эфиопию, был Хишам, сын аль-Аса ибн аль-Ваиля. Аль-Ас ибн аль-Ваиль был ярым преступником в Мекке на тот период. Был также такой человек, как Сухайль ибн Амр, который впоследствии возглавлял делегацию, ведущую переговоры с Пророком ﷺ во время Худайбийского договора. Так вот, две его дочки и сын приняли Ислам. Дочерей звали Сухайля и Умм Кульсум, а сына звали Абдуллах. Мы сейчас говорим о детях тех людей, которые имеют большие чины. Так кто же одерживает победу, несмотря на все трудности, выпавшие на долю мусульман?! Конечно же, Пророк ﷺ.
Мы говорили о том, что способы ведения призыва у Пророка ﷺ были гибкими, а метод был неменяющимся и непоколебимым. Каждый раз, когда перед ним закрывались какие-то двери призыва, он изобретал новые способы ведения призыва. Поэтому, когда Мекка застыла по отношению к призыву, Пророк ﷺ решил сделать другую страну опорой для призыва. Ведь если в Мекке покончат с призывом, у мусульман будет опора для призыва в другой стране. По этой причине сподвижники оставались в Эфиопии около тринадцати или более лет. Они вернулись лишь во время битвы при Хайбаре по поручению Пророка ﷺ в лице верховного руководителя. Сподвижники были отправлены в Эфиопию, чтобы сделать её отправной точкой призыва или сделать её опорой призыва, а также ознакомить людей, живущих там, с Исламом. Если же Аллах даст победу мусульманам, то у них наряду с этим будет ещё призыв, ведущийся в Эфиопии. Ну а если призыв в Мекке исчезнет, то у мусульман осталась бы опора для призыва в Эфиопии.
Курайшиты поставили у подступов к Мекке охранников. Работали их спецслужбы и лицемеры, и если они узнавали, что кто-то хочет переселиться, то ему угрожала опасность. Возникает вопрос: почему курайшиты запрещали сподвижникам переселяться? Ведь это была группа людей, в которых они видели для себя проблему, и если они переселятся, то, стало быть, избавят себя от головной боли. То, что курайшиты препятствовали переселению сподвижников, служит доказательством победы Пророка ﷺ над неверными. Так почему же неверные не хотели, чтобы сподвижники переселились, в то время как в самой Мекке они их так же не оставляли, враждуя с ними?
Во-первых, они знали, что Ислам — это религия, которая убеждает разум, и он быстро распространится, если будут для этого подходящие условия. А что же будет, если призыв распространится в такой экономически и политически сильной стране, как Эфиопия! Но религия Ислам не только убеждает разум, она ещё является мировой религией и наряду с этим соответствует природе человека. И люди будут принимать эту религию толпами.
Это означает, что те нормы, на основе которых строятся отношения между людьми как в Мекке, так и в Эфиопии, могут подорваться. Может стать так, что мусульмане могут окрепнуть в Эфиопии, и затем, когда они вернутся в Мекку, то будут уже сильнее неверных курайшитов. Курайшиты понимали, что у этой религии есть цели. Они знали, что призыв Пророка ﷺ нацелен на правление и создание государства. А иначе, если бы эта религия была священнической, ведя индивидуальный призыв, то неверные не видели бы необходимости с ней враждовать. Курайшиты могли бы их отпустить, сказав: «Пусть идут, так мы избавимся от них». Но нет, они понимали, что этот призыв не останавливается у определённых границ. Они знали, что каждый, кто ознакомится с фундаментальными базами этой религии, узнает, что эта религия является мировой, распространяясь со скоростью света в темноте. Например, когда Ираклий услышал об Исламе, то сказал, что Ислам овладеет его троном. Когда эта религия говорит, что нет божества кроме Аллаха (Ля иляха илля Аллах), то это значит, что нет правителя и законодателя, который дозволяет и запрещает помимо Аллаха. Также нет того, кто может исправить жизнь человека, нет того, кому совершают земной поклон, и нет того, к кому приближаются кроме Аллаха (Свят Он и Велик). Поэтому эта религия рушит все границы между людьми. Она ниспослана всему человечеству и убеждает разум человека.
Зная это, неверные Мекки испытывали страх и решили предпринять против сподвижников, находившихся в Эфиопии, определённые действия. Как мы и сказали ранее, в Мекке почти не осталось ни одного дома, где не было бы мусульманина. Так же все люди говорили об Исламе. Какие же действия предпримут жители Мекки? Решатся ли они напасть на Эфиопию? Конечно же, нет, т.к. Эфиопия является сильным государством, и им не одолеть это государство. Неверные Мекки решили отправить дипломатическую делегацию на высоком уровне, с той целью, чтобы Негус вернул сподвижников, проживающих в Эфиопии, обратно в Мекку. Извините, я забыл сказать, что эту группу мусульман, состоявших из восьмидесяти трёх мужчин и восемнадцати женщин, возглавлял Джафар ибн Абу Талиб. Пророк ﷺ, как он обычно и делал, назначил амира для делегации. Там, где был джамаат, назначался амир.
Но сегодня многие дискредитируют об образовании группы в общине мусульман! И сколько есть таких, которые призывают к разделению! Возникает вопрос: почему на этот раз амиром делегации был назначен Джафар ибн Абу Талиб? Во-первых, он был назначен амиром, т.к. был двоюродным братом Пророка ﷺ и хорошо его знал, находясь возле него, а не просто человеком, на которого повлиял Пророк ﷺ, и он принял Ислам. Во-вторых, дедушкой Джафара был Абд аль-Мутталиб, который вышел против Абрахи, являющегося выходцем из Эфиопии. Пророк ﷺ предельно точно выбрал подходящего для этого дела человека, ведь когда Негус встретится с Джафаром, то будет знать, что он — не обычный человек. Он будет знать, что Джафар — внук того, кто противостоял Абрахе, выходцу из Эфиопии, который направился в Мекку, чтобы разрушить Каабу, но затем был убит вместе со своими последователями. Джафар будет в глазах Негуса человеком, который имеет историю и почётную родословную.
Можно сказать современным языком, что Джафар, прибыв к Негусу, хотел получить политическое убежище, ничего больше от него не требуя. Негус сразу принял мусульман, ведь о нём говорил Пророк ﷺ: «В Эфиопии есть правитель, при котором никого не притесняют». Эфиопия следовала на тот период Александрийской церкви, ну и, следовательно, там жили христиане. Умм Саляма рассказывала, что они находились в Эфиопии под опекой лучшего покровителя — Негуса. И тут курайшиты отправляют свою делегацию в Эфиопию, её возглавил опытный политик Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах). Конечно, на тот период он ещё не был мусульманином. С ним был также Абдуллах ибн Абу Рабиа. Прежде чем они отправятся в Эфиопию, им объяснили, что от них требуется. Они должны были повлиять на Негуса, чтобы тот вручил им верующих мусульман, и они смогли забрать их с собой в Мекку.
Амр ибн аль-Ас был проницательным человеком. Он спросил: «Что больше всего любит Негус?». Ему ответили, что он больше всего любит кожу. Курайшиты потратили огромные деньги на эту делегацию. Курайшиты отправили в Эфиопию Амра ибн аль-Аса и Абдуллаха ибн Рабиа, нагрузив их самыми дорогими видами кожи и самыми дорогими подарками. Амр ибн аль-Ас был политиком и представителем курайшитов, но для него проблему составляло то, что его родной брат Хишам ибн аль-Ас был мусульманином, находившимся в числе переселившихся сподвижников. Такая же проблема была и у Абдуллаха ибн Абу Рабиа, т.к. его родной брат Аббас ибн Абу Рабиа тоже был в числе переселившихся мусульман. Неверные Мекки находились в критическом положении, потому что Пророк ﷺ не шёл с ними на торг, и Ислам быстро распространялся, доходя до знатных и сильных людей. Поэтому будущее положение дел становилось для них очевидным.
Амр ибн аль-Ас, прибыв в Эфиопию, прежде чем встретиться с Негусом, встретился с патриархами. В то время окружением короля были патриархи, священники и государственные деятели. Амр ибн аль-Ас, встретившись с ними, подарил им кожу и другие подарки. В связи с этим я хотел бы сказать, что Амр ибн аль-Ас был дипломатом и одним из первых лиц государства. Между двумя государствами были дружеские отношения. Амр ибн аль-Ас сказал патриархам: «Среди вас есть жители Мекки, которые отрицают и нашу, и вашу религию, окажите влияние на Негуса, пусть он вернёт их нам». Свят Великий Аллах! Мы постоянно наблюдаем, как проявляется коварство патриархов. Посмотрите, что вытворяют сегодня патриархи. Они соглашаются с действиями самых преступных государств, подстрекая их против Ислама и мусульман и пугая их появлением Исламского Государства. Таковыми были патриархи и на тот период; они приняли взятку от мекканцев.
Амр ибн аль-Ас встретился с Негусом, дал ему подарки, и после приятной беседы Негус спросил его: «Что ты хочешь?». Амр ибн аль-Ас сказал: «К тебе прибыли из нашей страны глупые юноши, которые отказались от религии своего народа, но не приняли и твоей религии». Обратите внимание, как Амр возбуждал в нём инстинкт религиозности. «Они принесли с собой религию, выдуманную ими самими и неизвестную ни нам, ни тебе». Амр ибн аль-Ас хотел показать Негусу этими словами, что их интерес в этом вопросе един, т.к. они отрицают не только религию курайшитов, но и религию Негуса. Далее Амр сказал: «Нас послали к тебе за ними знатные люди их народа из числа их отцов, дядей и родственников, чтобы ты вернул их к ним, они хорошо знают их и им лучше известно о том, за что они их подвергали порицанию».
Обратите внимание на то, что эта речь была речью политика. Во-первых, он показывал Негусу, что ему нет выгоды держать мусульман у себя, т.к. они создают проблемы, и что курайшиты знают, какие проблемы создают эти мусульмане, и также он указал на то, что они являются глупцами. Амр ибн аль-Ас знал, что его слова — это ложь, что они не являются глупцами, а наоборот, являются знатными людьми, ведь среди них был также его родной брат. Но он подумал, что Негус не посчитает лжецами послов и делегацию курайшитов, т.к. они сильны, а, значит, истина должна быть на их стороне. Во-вторых, в конце своей речи он сказал, что его с этим посланием отправили правители и знатные люди Мекки. Другими словами, он даёт посыл Негусу, что не стоит из-за каких-то глупцов создавать напряжённые отношения с Меккой, пусть и далее отношения между Меккой и Эфиопией будут оставаться дружественными. Когда Амр закончил свою речь, патриархи встали и сказали Негусу: «Они говорят правду, о владыка, так выдай же их им, и пусть они вернут их к их народу и в их страну». Но оказалось так, что Пророк ﷺ был правдив, когда сказал: «… при этом правителе никого не притесняют».
Негус сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я не выдам их. Люди, которые обосновались под моим покровительством, в моей стране, предпочли меня другим, не будут обижены, пока я не позову их и сам не услышу, что они говорят. Если они такие, как вы говорите, то я выдам их вам, а если они не таковы, то защищу их и буду хорошо к ним относиться, пока они находятся под моим покровительством». Итак, первый шаг Негуса оказался против Амра ибн аль-Аса.
Затем Негус послал людей за мусульманами, чтобы вызвать их к себе. Теперь, братья, представьте себя на месте Джафара ибн Абу Талиба, с которым была огромная группа мусульман! Конечно, Джафар знал, зачем прибыл Амр ибн аль-Ас. Разве не так? Он знал, что в Эфиопию прибыла делегация курайшитов со своими подарками. Он понимал, что Негус спросит об их проблемах с курайшитами. И затем обратите внимание на слова Амра ибн аль-Аса, когда он говорил: «Мы их знаем лучше остальных», — т.е., другими словами, он говорил Негусу: «Пусть тебя не прельщают их сладкие речи, мы через это уже прошли, они лгут». Делегация от Негуса прибыла к Джафару ибн Абу Талибу, постучалась в дверь и сказала: «Король хочет видеть тебя и всех, кто прибыл вместе с тобой».
Наш господин Джафар сразу собрал сподвижников, чтобы посовещаться. Джафар понимал, что курайшиты послали Амра ибн аль-Аса, чтобы вернуть их обратно в Мекку. Сейчас мы не говорим о Пророке ﷺ, мы говорим о его учениках. Мы уже много говорили об идеологической принципиальности Пророка ﷺ. Так вот, когда Джафар на совещании спросил сподвижников: «Что мы ему скажем?», — все сподвижники в один голос сказали: «Что бы ни произошло, мы скажем ему то, что повелел нам Аллах и Его Посланник!», — т.е. о чём бы он нас ни спросил, ответим так, как есть, даже если он нас спросит об Исе или о Единобожии. Когда Джафар ибн Абу Талиб вместе со сподвижниками Пророка ﷺ зашёл к Негусу, они увидели его в окружении патриархов, державших в руках свои свитки. Все, кто находился во дворце, были против нашего господина Джафара. На его стороне был только Аллах (Свят Он и Велик)!
Негус подошёл к нему и сказал: «Что это за религия, из-за которой вы разошлись со своим народом и не приняли мою религию и никакую иную из этих религий?». От Джафара требовалось разъяснить Ислам в считаные минуты, т.к. он стоял перед правителем государства, к тому же, Ислам оклеветали, и ситуация была напряжённой. Он должен был в нескольких минутах разъяснить Ислам, рассказать о джахилии (невежестве), царившей в Мекке, опровергнуть доводы Амра ибн аль-Аса и также проявить стойкость в своей позиции. Наш господин Джафар вышел на три шага вперёд. Послушайте, что он сказал, будто Сам Аллах внушил эту речь Джафару, являющемуся одним из учеников Посланника Аллаха ﷺ. Позиция, которую занял Джафар ибн Абу Талиб, показывает нам, как нужно вести призыв к Аллаху, когда мы говорим с политиками и сильными людьми. Также его призыв показывает нам, как в общем призывать к Исламу и как к нему призывать в частных случаях.
На тот момент Джафару было 27 лет, а Ислам он принял в 17 лет. Он был в Исламе десять лет. Амру ибн аль-Асу на тот период было 45 лет. Джафар годился ему в сыновья. Джафар ибн Абу Талиб, выступивший от лица всех мусульман, сказал: «О царь, мы были невежественными людьми, поклонялись идолам, употребляли в пищу мертвечину, совершали непристойности, порывали связи с родственниками и не поддерживали хороших отношений с соседями, а сильные среди нас притесняли слабых».
Джафар описал качества общества, живущего в джахилии, таким образом, что любой человек по своей природе, которая не имеет отклонений, испытывает неприязнь к подобным качествам. Он упомянул самые отвратительные качества, которые на самом деле присутствовали в том обществе.
Его речь состояла из пяти частей, где он разъяснил, что из себя представляет Ислам, в течение нескольких минут. В первой части своей речи он разъяснил пороки джахилийского общества, где рассказал царю о том, что их жизнь в невежестве была несчастной. Теперь мы перейдём ко второй части речи Джафара ибн Абу Талиба, где он сказал: «И мы жили так, пока Аллах не послал к нам Посланника из нашей же среды, происхождение, правдивость, честность и скромность которого нам были хорошо известны». Он упомянул три качества, которые являются столпами благого нрава: правдивость, честность и скромность. Пророк ﷺ был правдив с тем, с кем разговаривает, был надёжным во взаимоотношениях и проявлял целомудрие, если в нём пробуждалась страсть. Так кто же является глупцом?! Амр ибн аль-Ас и Абдуллах ибн Абу Рабиа стояли и не стали противоречить тому, что сказал Джафар. Никто не сказал: «Нет, его происхождение не самое знатное, и он не самый правдивый, верный и целомудренный из нас». Вся делегация курайшитов молчала и слушала Джафара ибн Абу Талиба, являющегося учеником Мухаммада ﷺ.
Во второй части речи Джафар дал объяснение того, кем является Посланник Аллаха ﷺ, показав несостоятельность всех подозрений, высказанных в его адрес. В третьей части своей речи он сказал: «Он призвал нас к Аллаху, чтобы мы считали Его единым и поклонялись только Ему, отказавшись от камней и идолов, которым прежде поклонялись мы сами и наши предки». Обратите внимание, как Джафар подбирает отталкивающие слова, говоря: «Мы поклонялись камням». Далее он сказал: «Он велел говорить нам правду, возвращать доверенное, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями и прекратить совершать запретное и проливать кровь. И он запретил нам непристойности, лгать и поедать имущество сироты».
Амр ибн аль-Ас и те из курайшитов, которые там находились, совершали эти грехи. Но Свят Великий Аллах! Он из Ислама выбрал такие слова, из-за которых любой человек со здравым рассудком и здоровой человеческой натурой сможет лишь согласиться с этими словами. Братья, Аллах (Свят Он и Велик) Свои повеления назвал маъруфом (одобряемыми действиями). Маъруф (одобряемое) — это то, что душа принимает по своей натуре, т.е. то, с чем соглашается человеческая природа. Что касается запретов, то их Всевышний Аллах назвал мункаром (порицаемым). Кто сможет сказать, что употребление наркотиков, превращающее человека словно в животное и необычное существо, губящее его организм, лучше, чем человек со здоровым телом?! Как может стремиться к сумасшествию тот, кто обладает разумом?!
Итак, данная часть речи Джафара является очень значимой. В этой части речи Джафар затронул взаимоотношения между людьми. Упоминание о взаимоотношениях между людьми оказывает на них влияние. Он не говорил много о единобожии, а говорил о плодах единобожия, таких как религия, нравственность, взаимоотношения и стойкость. Он говорил о том, с чем согласится любой человек. Ведь он сказал, что Пророк ﷺ запретил проливать кровь, непристойности и поедать имущество сироты. Размышляя над словами Джафара, мы видим, как он показывал Негусу, что Ислам запрещает любую несправедливость. Джафар говорил о несправедливости человека по отношению к самому себе, если он будет приобщать к Аллаху сотоварищей. Также он сказал о несправедливости в отношениях с соседями, если плохо относиться к соседям, и говорил о несправедливости, связанной с имуществом, когда человек поедает имущество сироты.
Сейчас мы переходим к четвёртой части его речи, которая является очень важной. Джафар сказал: «И мы поверили ему и уверовали в него». Естественно, человеку остаётся только принять подобное. Обратите внимание на то, что повеления Пророка ﷺ были противоположны тому, что было во времена джахилии. Ведь в начале своей речи он сказал, что мы совершали непристойности, проливали кровь и ели имущество сирот, а затем упомянул о том, что Ислам запрещает это делать. После этого Негус и патриархи посчитали, что Ислам лучше, чем то положение, в котором находились мекканцы. И когда Джафар сказал: мы поверили ему и уверовали в него, то те, кто там присутствовал, будто посчитали: «Конечно, а как может быть иначе?!». Итак, Джафар сказал: «И мы поверили ему, и уверовали в него, и последовали за религией Аллаха, которую он принёс с собой, и стали поклоняться одному только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. И мы стали считать для себя запретным то, что он запретил нам, а дозволенным — то, что он нам разрешил, но после этого наш народ начал враждовать с нами». А эти двое — Амр ибн аль-Ас и Абдуллах ибн Абу Рабиа — представляли этот народ. Джафар сказал: «Они стали нас пытать и притеснять». Конечно, тут патриархи вспомнили апостолов Исы (мир ему). Наш Пророк ﷺ так же говорил о них, когда сказал о том, что их пилили пополам. Все патриархи плакали, услышав слова Джафара.
Далее он продолжил: «Они стали нас пытать, притеснять и предприняли попытки отвратить нас от нашей религии, желая вернуть нас к поклонению идолам после поклонения Аллаху Всевышнему. И они хотели добиться от нас, чтобы мы снова стали позволять себе те мерзости, которые позволяли раньше». Теперь мы перешли к последней, заключительной части его речи. Итак, он сказал: «И когда они стали обижать и притеснять нас, мешая нам исповедовать нашу религию, мы отправились в твою страну, избрали тебя среди других, захотели быть под твоим покровительством». Т.е. когда мусульмане сплотились в группу, они не стали молчать и не проявляли уступок в отношении своих прав. Им сказал их Пророк ﷺ: «Отправляйтесь в Эфиопию, т.к. при царе Эфиопии никого из людей не притесняют». Обратите внимание на то, что Джафар, сказал царю Эфиопии: «Мы избрали тебя». Джафар этими словами дал понять Негусу, что, несмотря на то, что они сейчас слабы и находятся в трудном положении, но, тем не менее, не являются какими-то ничтожными людьми, словно говоря ему: «Даже если ты прогонишь нас, не думай, что у нас не будет выхода из ситуации, просто мы сами избрали тебя, повинуясь в этом нашему Пророку ﷺ».
Джафар высказал свою мысль не более чем за три минуты. За это время он смог разъяснить Ислам и вызвать любовь к нему, а также рассказал о невежестве (джахилии) и пробудил у Негуса и его приближённых ненависть к этому. Затем он рассказал о Пророке ﷺ и о той миссии, с которой он явился. Потом завершил речь тем, что какое бы решение ни принял царь Эфиопии, оно будет в их пользу, и у мусульман будет выход из этой ситуации. Так в какой школе и в каком университете учился наш господин Джафар? Он учился в доме аль-Аркама. Если кто-то утверждает, что Пророк ﷺ обучал лишь обрядам поклонения, так вот, пожалуйста, смотрите, как мусульмане знали политику, имели политическое осознание, знали реальность и влияли на сердца и умы людей, убеждая их и приводя им ясные доказательства. Так чему же Пророк ﷺ обучал своих сподвижников? Он обучал их всем этим делам, которые мы перечислили. Поэтому они и стали государственными деятелями.
Затем Негус подошёл к Джафару ибн Абу Талибу и сказал: «Джафар, есть ли у тебя что-нибудь из Книги Твоего Господа?». Джафар ответил: «Да, есть». Как вы думаете, какие аяты выберет наш господин Джафар для того, чтобы прочесть их Негусу? Ведь аятов Корана много! Ведь он мог прочесть из Корана такие слова, как: «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Но мусульманин должен быть мудрым. Джафар начал читать аяты Корана, где говорится: «Каф. Ха. Айн. Сад. Это является напоминанием о милости твоего Господа, оказанной Его рабу Закарии». Христиане Эфиопии очень сильно чтили пророка Закарию. «Вот он воззвал к своему Господу втайне и сказал: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове. А ведь раньше благодаря молитвам к Тебе, Господи, я не был несчастен». В этих аятах рассказывается о трудном положении, в котором находился пророк Закария, о том, что жена его была бесплодна, и он взывал к Аллаху, прося у него блага. Обратите внимание на сходство между положением Джафара и Закарии, т.к. они оба находились в трудном положении.
Джафар далее читал: «Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна». Он продолжал читать аяты, а Негус, слыша их, стал трястись, и патриархи начали плакать. Джафар не только обладал способностью убеждать и говорить речью политика, но он также имел знания о Коране и религии, обладал духовными чувствами и наилучшим образом поклонялся Аллаху. Иногда можно видеть исламского мыслителя, который разбирается в политике, но речь его бывает суховатой. Либо можно увидеть человека, знающего Книгу Аллаха наизусть, но он не знает о том, что значит секуляризм и демократия, и даже, не подозревая об этом, распространяет западные мысли. Мы видим мусульман, которые не имеют политического понимания, или же видим исламских мыслителей, не знающих Книгу Аллаха. Сподвижники Пророка ﷺ не относились ни к первой и ни ко второй категории из этих людей. В них воплощалось как политическое понимание, так и знание Корана. Они являлись полноценными исламскими личностями, имеющими исламский склад ума и психики, и у них были духовные чувства. Наш господин Джафар имел при себе готовое оружие, которым являлся Коран. Ведь Всевышний Аллах говорит: «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу».
Далее Джафар ибн Абу Талиб, читая аяты, дошёл до слов, где говорилось: «Помяни в писании Марьям (Марию). Вот она ушла от своей семьи на восток и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней нашего духа (Джибриля), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен». Когда Марьям побоялась ангела, не узнав, что он был ангелом, то сказала: «Если ты из богобоязненных, то моя просьба к тебе принесёт мне пользу». Посмотрите на то, как схожа история мусульман в Эфиопии с рассказом, который приводил Джафар. Словно Джафар говорил Негусу: «Если ты из богобоязненных, то послушай последователей пророков, которые пришли к тебе, прося у тебя защиты и покровительства». Джафар продолжил чтение Корана, где было сказано: «Он сказал: «Воистину, я послан Твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика». Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина и я не была блудницей?». Он сказал: «Вот так! Господь Твой сказал: «Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже предрешено!».
Когда наш господин Джафар закончил читать, то увидел, что борода Негуса намокла от слёз, и увидел, что вместе с ним плакали и его епископы, которые намочили слезами свои свитки. Кто может высказать речь, заставив плакать царей! Не только убедить их, а ещё и привить им любовь к этой религии, а также показать несостоятельность доводов неверных. Речь, которая состояла из двух минут, заставила плакать царя и всех государственных деятелей, находящихся с ним. Нашему господину Джафару было всего лишь 27 лет. После этого Негус сказал: «О Джафар, поистине, то, с чем ты пришёл, и то, что принёс с собой Иса, исходит из одного источника». Это одно послание! Это тот же самый свет! Эта та же самая миссия! Затем он сказал: «Отправляйтесь, вы будете в безопасности на моей земле, Клянусь Аллахом, я вас не выдам». Тогда сподвижники вернулись к себе, и собрание на этом завершилось. Козни и планы неверных курайшитов потерпели провал.
Свят Великий Аллах! Это произошло из-за того, что Джафар был правдивым в своих словах. Он не обманывал и не преувеличивал, а сказал так, как оно есть, выбрав речь из Ислама. Кто из нас сегодня может сказать подобную речь! Вкратце, я хотел бы сказать о качествах, которыми характеризовался наш господин Джафар, произнося свою речь. Во-первых, он обладал политическим осознанием и знал, как говорить с царём. Во-вторых, он хорошо понимал исламские мысли. В-третьих, он проявлял смелость и храбрость, невзирая на то, что стоял перед Негусом. Поэтому он и смог повлиять на царя и его окружение. Он не стал проявлять уступок из-за сложившейся вокруг него ситуации и оказываемого на него давления. Если бы он так поступил, то потерпел бы неудачу. Самым лёгким для исламистов на сегодняшний день стало то, что при первом же давлении на них они начинают делать уступки в Исламе. Джафар знал, что если царь откажет им, то их может ждать в Мекке виселица. Но никто не знал, что произойдёт. Кто смог бы сказать, что подобная речь Джафара будет иметь положительный результат?
Дело в том, что Джафар являлся учеником Мухаммада ﷺ. Думал ли Пророк ﷺ о том, что Абу Талиб станет на его сторону после того, как он сказал ему: «Если они мне положат солнце в правую руку, а луну в левую взамен на то, чтобы я оставил это дело, то я никогда не оставлю его, пока оно не станет победителем или пока я не умру на этом пути». Абу Талиб ответил ему: «Ступай, о Мухаммад, говори что пожелаешь, клянусь Аллахом, я никогда и ни при каких обстоятельствах не брошу тебя!». А потом он прочитал такие стихи: «Клянусь Аллахом, не добраться до тебя их сборищу, пока не уложат меня спать в землю». Таким вот образом воспитал Пророк ﷺ своих сподвижников. Он вложил в них идейную принципиальность, храбрость, понимание призыва и исламской мысли, а также понимание того, что из себя представляет джахилия, и дал им знания об их врагах. Нужно знать не только Ислам, но и врагов Ислама. Наш господин Али говорил: «Я изучаю зло не ради самого зла, а для того, чтобы остерегаться его. Тот же, кто не может отличить зло от добра, то зло постигает его». Клянусь Аллахом, ты был прав, о юноша Ислама! Сегодня люди изучают Ислам и не знают, что из себя представляют демократия, секуляризм, гражданское государство и т.д. Можно увидеть молящегося набожного человека, но призывающего к тому, чтобы в дела мусульман вмешивалось международное сообщество и Совет Безопасности ООН, говорит о демократии и призывает к этим делам, стоя на минбаре. Разве мы не видим этого?
Итак, возвращаемся к тому, что Джафар (да будет доволен им Аллах!) обладал всеми великими перечисленными нами качествами. Но Амр ибн аль-Ас не сдался и после того, как сподвижники вернулись к себе, он сказал Абдуллаху ибн Абу Рабиа: «Клянусь Аллахом, я обязательно приду к ним завтра с тем, что уничтожит их под корень! Клянусь Аллахом, я не буду молчать».
Амр ибн аль Ас теперь хотел не просто вернуть мусульман обратно в Мекку, а хотел, чтобы царь сам уничтожил Джафара ибн Абу Талиба с его последователями. Абдуллах ибн Абу Рабиа даже сказал ему: «Не делай этого, ведь хотя они и выступают против нас, у них есть родственники!». Но Амр всё равно стоял на своём. Амр сказал: «Я сообщу ему, что они утверждают, что Иса не является ни богом, ни сыном Бога». Братья, как мы и говорили, Эфиопия следовала в религии Александрийской церкви, находящейся в Египте. Александрийская церковь утверждает, что наш господин Иса является богом, который воплотился в образе человека. Итак, Джафар вернулся домой, будучи удовлетворённым.
А Амр ибн аль-Ас на следующий день сказал Негусу: «О царь, поистине, они говорят об Исе, сыне Марьям, нечто серьёзное!» Негус спросил: «Что они говорят о нём?». Амр ответил: «Спроси их сам». Негус отправил людей за Джафаром. Представьте себя на месте Джафара — второй или третий раз вас вызывают к правителю. К Джафару постучались и сказали, что его вызывает царь. Джафар понял, что произошло, и второй раз собрал своих сподвижников для совещания с целью того, чтобы определить, что говорить Негусу. Нет божества кроме Аллаха! Все, кто совершает уступки в призыве и законах Аллаха, на самом деле не знают, какими были сподвижники Пророка ﷺ. Сподвижники сказали Джафару: «О Джафар, что бы ни произошло, мы клянёмся Аллахом, что об Исе скажем лишь то, что сказал о нём Аллах и Его Посланник». Мусульмане вошли к Негусу, и он спросил: «Что вы говорите об Исе, сыне Марьям?». Он не стал спрашивать: «Что такое Ислам?», — и т.д. Он конкретно задал вопрос об Исе, сыне Марьям. Джафар мог сказать: «Ну, мы не считаем его богом», — но такой способ донесения мысли не был бы влиятельным. Ведь Всевышний Аллах говорит: «Увещевай их и говори им наедине убедительные слова». Не обязательно использовать такие слова, которыми ты вступишь с теми, кого призываешь, в столкновение. Используйте те способы призыва, которые повлияют на их сердца.
Джафар ответил Негусу: «Мы говорим об Исе, что он — раб Аллаха, Его посланник, Его дух и Его слово, с которым он обратился к деве Марьям». Итак, что является результатом слов, сказанных Джафаром? То, что Иса не есть Бог. Однако он использовал для того, чтобы высказать эту мысль, подходящие слова. Негус подошёл к нашему господину Джафару, и в руках у него была палка; он прочертил этой палкой на земле линию и сказал: «О Джафар, клянусь Аллахом, Иса, сын Марьям, представляет собой не более того, что ты сказал!». При этом патриархи стали ворчать, ведь Негус сейчас объявил ложью ту религию, в которой они находились долгие годы, а также объявил ложью их крест и их обряды поклонения. Негус посмотрел на них и сказал: «Клянусь Аллахом, это так, несмотря на то, что вы ворчите!». Негус подтвердил, что Иса является таковым, как сказал о нём Джафар, а не таким, как о нём говорят патриархи.
Затем Негус посмотрел на Амра ибн аль-Аса и принял два постановления. Первое решение касалось Джафара и мусульман. Он сказал им: «В моей стране вы находитесь в безопасности, а тот, кто будет вас поносить, понесёт убытки. Клянусь Аллахом, я откажусь от горы золота, но не дам вас обидеть». Затем Негус принял очень важное второе постановление. Этим постановлением он порвал все политические и дипломатические отношения с неверными Мекки, так как нет выгоды строить отношения со страной, проявляющей насилие по отношению к людям. Он сказал: «Верните этим двоим их подарки, ибо я в них не нуждаюсь. Аллах не брал с меня взятки, когда вернул мне моё царство». Умм Саляма рассказывала: «И они ушли от него опозоренными, а то, что они привезли, было отвергнуто».
Таким вот образом посредством своей стойкости, понимания Ислама и идейной принципиальности Джафар одержал над ними верх. Тысячи стрел сегодня летят в сторону Ислама, чтобы дезорганизовать мусульман, запутать их, посеять в них сомнения, вселить отчаяние и заставить их откладывать свои дела на потом. Необходимо, чтобы молодёжь понимала свою религию, а не была просто молящейся, но неспособной опровергнуть малейшее сомнение в сторону Ислама. Сегодня поклонение, которое любит Аллах, заключается в том, чтобы мусульманин защищал Ислам от всех сомнений, которые бросают тень на Ислам. Мы нуждаемся в людях, которые понимают Ислам, реальность и политику, а также смело и наилучшим способом доносят Ислам, каким и был наш господин Джафар (да будет доволен им Аллах!).
Курайшиты возвратились к себе домой, потерпев большую неудачу в том, чтобы вернуть в Мекку из Эфиопии Джафара и группу мусульман. После этого случая произошло великое событие. Как мы знаем, в Мекке Ислам приняли Хамза и Умар (да будет доволен ими Аллах), поэтому положение в Мекке изменилось. Призыв Ислама получил поддержку. Кружки знаний (халакаты), откуда выходят такие личности, как Джафар ибн Абу Талиб, начали проводиться перед Каабой. Ранее проводились уроки в доме аль-Аркама, но после принятия Ислама Умаром и Хамзой вся Мекка стала подобной дому аль-Аркама. Ислам начал распространяться подобно свету во тьме. Также в рядах курайшитов появилась огромная сумятица. Курайшиты знали, что делегация мусульман, отправившихся в Эфиопию, была многочисленной, следовательно, призыв стал уже международным, а не только в пределах Мекки. Да ещё и Пророк ﷺ отвергал любой торг религией.
Так что же делать курайшитам? У них нет решений в данной ситуации. Абу Талиб почувствовал, что Пророку ﷺ угрожает огромная опасность. Он собрал весь род бану Абд Манаф с их двумя кланами: кланом бану Мутталиб и бану Хашим. Это было собрание всего семейства на высшем уровне. Абу Талиб сказал им: «Я чувствую, что Мухаммаду угрожает опасность». На этом собрании было принято решение и заключены договоры, что все последователи бану Хашим и Мутталиб, как мусульмане, так и неверные из их числа, будут защищать Мухаммада ﷺ. И на самом деле они стали защищать его. Курайшиты же сразу приняли другое решение после того, как собрались на высшем уровне все арабские племена в Мекке. Они заключили соглашения, что не будут заключать браки с представителями рода Абд Манаф, не будут вести с ними торговые сделки, не станут встречаться и общаться с ними, заходить в их дома и разговаривать с ними и не заключат с ними перемирия до тех пор, пока они не выдадут Мухаммада ﷺ для его казни.
Все, кто находился на стороне Мухаммада ﷺ, были в блокаде. Мекка разделилась на две части. Так же и сегодня мир поделён на две части. Они приняли эти решения, несмотря на их противоречия обычаям курайшитов, они приняли их в Запретной мечети первого числа Мухаррама, относящегося к запретным месяцам. Они нарушили этим всякую святость, существовавшую в Мекке. Абу Талиб и Хадиджа были в блокаде вместе с Пророком ﷺ. Прекратились все виды снабжения рода Абд Манаф. Род Абд Манаф находился под бойкотом три года.
Курайшиты скупали все поставлявшиеся в Мекку продукты. А если до каких-то купцов и добирались люди из рода Абд Манафа, то те взвинчивали для них цену на товары, чтобы никто из них не покупал их товары. В народе Абу Талиба были слышны плач детей и женщин от сильного голода. Разве не используют сегодня неверные западные государства такой способ, как блокада мусульман? Сколько раз мы видели подобную блокаду в Ираке, секторе Газа, Палестине, Судане, Афганистане и т.д? Этот способ давления на людей является жестоким. Разве вы не помните, когда мусульмане меняли нефть на еду и лекарства. Вспомните, как те страны, которые себя называют исламскими государствами, принимали участие в блокаде Ирака, не давая доступ детям Ирака к лекарствам. В результате этой блокады умер миллион детей Ирака. За всю историю человечества не было убито столько детей, как это произошло в Ираке. Пророк ﷺ подвергся подобному давлению, чтобы он был для нас примером и чтобы мы знали, как поступать в такой ситуации. В какой бы ситуации мы ни оказались, в подобном положении так же находился и Пророк ﷺ, и он обучает нас тому, как наилучшим образом повести себя в этих ситуациях.
Бегство от сложившегося кризиса не является геройством. Геройство — это когда человек противостоит кризису и занимает подобающую позицию. Несмотря на эту блокаду, Пророк ﷺ и его сподвижники проявляли терпение. На сторону Пророка ﷺ встал весь род Абд Манаф (кроме Абу Ляхаба). Но остальные неверные из рода Абд Манаф стали на защиту Пророка ﷺ. Они стали на защиту Пророка ﷺ из-за своей ярости, которая у них была в период невежества (джахилии). Так, если неверные из-за своей любви к Пророку ﷺ и той ярости, которая у них присутствовала, защищали его, то не должны ли сегодня мусульмане, видя убийство, блокаду мусульман и то, как искажают Ислам, встать и работать вместе с группой мусульман, чтобы защитить Ислам, очистить и вернуть его в жизнь?! Не должны ли они работать для того, чтобы пробудить общину мусульман с целью того, чтобы освободиться от оков Запада и претворить религию Ислама? Даже неверные голодали вместе с Пророком ﷺ во время бойкота!
Есть правило, которое я увидел, прочтя всё жизнеописание Пророка ﷺ. Это моё личное мнение. Если взять любую ситуацию, в которой находился Пророк ﷺ, и на его место поставить Исламский Шариат, то обнаружится полное сходство этой ситуации с сегодняшней реальностью. Кто желает связывать жизнеописание Пророка ﷺ с нынешней реальностью, то пусть поступает таким вот образом. К примеру, во время битвы Ухуд стрелы неверных летели в Пророка ﷺ, и если взять Шариат и представить его вместо Пророка ﷺ, то обнаружится сходство с сегодняшней реальностью. Если в прошлом Пророк ﷺ находился под бойкотом, то сегодня мы видим, как бойкотируют Шариат. Из Исламского Шариата убрали джихад, Халифат и отчитывание правителя. Остался лишь «умеренный американский Ислам» в кавычках. Также мы видим, как к власти приводят умеренных исламистов. Разве Ислам не находится в блокаде?
Пророка ﷺ и его сподвижников коснулась огромная трагедия, которая длилась три года. Всё это время они проявляли терпение. Никто из сподвижников не пришёл к Пророку ﷺ и не сказал: «Всё, хватит, давай отступим от этого пути». Как же завершился этот бойкот? Тот, кто положил конец этому бойкоту, не был мусульманином. Аллах — Тот, Кто меняет положение! Посмотри, дорогой брат, на слова Всевышнего Аллаха, где он говорит: «Тот, кто боится Аллаха, Он даст ему пропитание оттуда, откуда он и не рассчитывает».
Кому могло прийти на ум, что какой-то человек нарушит договор, где говорится о блокаде мусульман? В этой связи я хотел бы сказать, что текст договора был повешен в Каабе, дабы придать святость этому договору. Сегодня мы видим, как международные договоры очень горько обходятся нам. Тот, кто встал на защиту мусульман по прошествии трёх лет, не был мусульманином. Пророк ﷺ не знал, кто именно окажет ему помощь. Но Пророк ﷺ знал, что он должен терпеть так же, как терпели обладатели твёрдой решимости из числа посланцев Аллаха. Он лишь занимал правильную позицию, которую требует от него Всевышний Аллах.
Наш господин Муса (а.с.) не знал, что море раскроется перед ним. Но он знал, что должен противостоять правителю неверия Фараону. Когда же он добрался до моря, оно расступилось перед ним. Всевышний Аллах желает, чтобы мусульманин ни к чему не привязывался, кроме как к Нему, но брался за все причины, приводящие к результату. Посмотрите, как ваш Господь меняет положение! Этот бойкот вызвал ярость в человеке по имени Хишам ибн Амр из рода бану Луайй, который на тот момент не был мусульманином. Он стал искать человека, который согласится с ним в том, что данный договор следует расторгнуть. Как же поступить? Ведь на этом договоре сошлись племена. Он понимал, что один не сможет это осуществить. Поэтому решил образовать группу. Для этого он пошёл к влиятельному человеку из рода бану Махзум. Племя бану Махзум постоянно враждовало с Пророком ﷺ, а главой этого племени был Абу Джахль.
Так вот, Хишам пришёл к этому человеку, его звали Зухайр ибн Умаййя. Он был сыном Атики бинт Абд аль-Мутталиб, которая приходилась родственницей Пророку ﷺ. Поэтому Хишам выбрал подходящего человека. Он сказал Зухайру: «О Зухайр, приятно ли тебе есть и пить, в то время как братья твоей матери находятся в том положении, которое тебе известно?». Зухайр воскликнул: «Горе тебе, а что я могу сделать в одиночку?». Сегодня так же люди говорят: «Что мы можем сделать?». Кто читает жизнеописание Пророка ﷺ, тот увидит, что глупости, которые говорят сегодня люди, так же были и во времена Пророка ﷺ, и при этом имелся выход из ситуации. Далее Зухайр сказал: «Найди мне ещё кого-нибудь». Хишам ответил: «Я уже нашёл такого человека». Он спросил: «Кто же это?». Хишам сказал: «Я». Тогда Зухайр сказал ему: «Поищи для нас третьего». И на самом деле Хишам пошёл к третьему человеку. Он встретился с Мутъимом ибн Адий и сказал ему: «О Адий, питаясь и находясь в безопасности, не думаешь ли ты о родственниках бану Хашим, в то время как с ними происходит такое? Они от голода едят листья деревьев». Пророк ﷺ ел листья деревьев и кожу верблюда от голода.
Передаются ужасные рассказы о том положении, в котором находился род бану Абд Манаф в те годы. Мутъим сказал: «Что я могу сделать? Найди ещё одного человека». Хишам сказал: «С тобой буду я и Зухайр». Мутъим сказал: «Поищи для нас четвёртого». Тогда Хишам пошёл к Абу аль-Бухтури ибн Хишаму, а тот сказал ему: «Найди для нас пятого». Пятым человеком оказался Замъа ибн аль-Асвад. И их стало пять человек. Они собрались и составили план действий. Свят Великий Аллах! Пророк ﷺ не был осведомлён о том, что они задумали. Он ел листья деревьев, взывал к Аллаху и брался за те дела, которые были ему под силу. В этой связи я хотел бы сказать, что Пророк ﷺ в эти три года ни на один день не оставил свой призыв. Он с целью призыва ходил на рынки, выходил к людям в сезон паломничества и шёл к ним по домам. Пророк ﷺ не оставлял призыв ни на мгновение, несмотря на то, что он привязывал от голода камень к своему животу. Так же призыв не прекращали вести мусульмане, которые были вокруг него. Мусульмане распространяли призыв, несмотря на объявленный им бойкот.
Причинения обид в адрес Пророка ﷺ увеличивались, но, несмотря на это, он продолжал вести призыв. Итак, пять человек выстроили идеальный план для расторжения договора о бойкоте. Если мы будем с Аллахом, он нам поможет оттуда, откуда мы и не рассчитываем! Помощь Аллаха подобно пропитанию (рызку). Они пошли к месту собрания курайшитов, где было наибольшее скопление людей. Вместе с ними был и одевший красивую одежду Зухайр, который семь раз обошёл вокруг Каабы, а потом подошёл к людям и сказал: «О жители Мекки, неужели мы будем продолжать есть свою еду и носить свою одежду, а хашимиты станут погибать, не имея возможности ничего ни продать, ни купить? Клянусь Аллахом, я не сяду, пока этот несправедливый договор не будет разорван на куски!». Абу Джахль воскликнул: «Ты лжёшь, этого не будет, клянусь Аллахом, его никогда не разорвут!». Эти пять человек, которые спланировали нарушить договор, стояли врознь друг от друга на территории Запретной мечети, дабы люди не подумали, что они сговорились, и чтобы создавалось впечатление, будто общественное мнения на их стороне.
На слова Абу Джахля ответил Замъа ибн аль-Асвад, сказав ему: «Клянусь Аллахом, ты — ещё больший лжец! Нам этот договор не нравился ещё при его заключении!». К разговору подключился Абу аль-Бухтури, сказав: «Замъа говорит правду, нам не нравится то, что там написано, и мы не признаём этого!». Таким же образом ответил Хишам ибн Амр. Там присутствовали племена арабов, и образовалось впечатление того, что общественное мнение — против текста договора о бойкоте, так как эти пять человек с разных сторон высказались против этого договора. Тогда Абу Джахль сказал: «Это дело было решено, и о нём договаривались не здесь». Он сказал правду, в то время как сам являлся лжецом. К Пророку ﷺ явился Джибриль и сказал ему: «О Мухаммад, Аллах наслал термитов на договор, и они съели всё, что имело отношение к несправедливости и притеснениям».
Пророк ﷺ от радости сообщил эту новость Абу Талибу. Когда Абу Талиб пришёл в Запретную мечеть, то застал людей, которые спорили между собой о разрыве договора. Абу Талиб не был заранее осведомлён об этом споре. Обратите внимание на замысел Аллаха! Абу Талиб сказал: «О сборище курайшитов!». Когда он начал говорить, то все замолчали, т.к. он являлся главой мекканцев. Итак, он продолжил: «Сын моего брата сказал мне, что ему снизошло откровение о том, что Аллах послал на этот договор термитов, и они съели всё, что имело отношение к несправедливости и притеснениям. Если же он говорит правду, то нарушьте этот договор, а если он говорит неправду, то мы отдадим его вам». Абу Талиб так сказал из-за его сильной веры в правдивость слов Пророка ﷺ. Курайшиты ответили: «Хорошо, мы согласны». Они подошли к этому договору и обнаружили, что все несправедливые пункты были съедены термитами кроме слов «С именем Твоим, о Аллах!».
Таким вот образом прекратился бойкот, и мусульмане после этого бойкота стали ещё крепче и сильнее. Их вера в свою миссию увеличилась. Они стали ещё больше доверять Исламу и у них возросло понимание Ислама. Пройдя через бойкот, они набрались опыта. Вот что является плодами того, когда мусульманин проявляет стойкость. Посланник Аллаха ﷺ продолжал действовать так же, как и раньше. Однако его дяде Абу Талибу было уже восемьдесят лет, и из-за невзгод и потрясений, особенно из-за трёхлетней осады, его здоровье сильно ослабло. Он серьёзно заболел, и курайшиты испугались, что приобретут дурную славу среди арабов, если после его смерти они схватят Пророка ﷺ. Поэтому они решили последний раз пойти к Абу Талибу и убедить его встать на их сторону. Свят Аллах! Они не извлекли урок из того, что произошло ранее.
И на самом деле двадцать пять знатных курайшитов, такие как Абу Суфьян, Умаййя, Абу Джахль и другие, пришли к Абу Талибу и сказали ему: «О Абу Талиб, тебе известно, какое высокое место ты занимаешь среди нас, и тебе известно, что постигло тебя и как мы за тебя боимся. И ты знаешь, что происходит между нами и сыном твоего брата, так призови его». Обратите внимание на их предложения. Этот раз они не стали говорить, как это делали в прошлом, чтобы он перестал считать глупостью их мечты и т.д. На этот раз они были предельно уступчивы. Они сказали: «Так призови его, возьми с нас то, что причитается ему, и возьми с него то, что причитается нам, чтобы он оставил в покое нас, а мы — его, и пусть он оставит нас и нашу религию, а мы оставим его и религию, которой он придерживается». Что же означают их слова? Это означает, что они не говорят о том, чтобы мусульмане оставили призыв. Мухаммад ﷺ может молиться, устраивать кружки знаний. Может делать обход вокруг Каабы со своими сподвижниками без каких-либо проблем. Но что касается политики и правления, то мусульмане должны оставить это дело для курайшитов. В таком случае они будут равны в правах с остальными людьми, могут призывать к религии и даже ругать богов, но правление должно оставаться у курайшитов.
Другими словами, пусть правление будет демократическим. Братья! Что такое гражданское государство? Разве оно не подобно тому, что предлагали курайшиты? Ведь гражданское государство означает, что люди сами выбирают для себя законы. Выходит, что они требовали от Пророка ﷺ построить гражданское государство. Я заклинаю вас Аллахом! Разве это не так? Не замечаете ли вы, что во время Пророка ﷺ было то же, что мы видим и сегодня? Если бы Пророк ﷺ согласился с курайшитами, то мы первые призывали бы к гражданскому государству. Абу Талиб сказал курайшитам, что он поговорит с Мухаммадом ﷺ. Он послал за Пророком ﷺ, и когда тот пришёл, то Абу Талиб сказал ему: «О сын моего брата, знатные люди из твоего народа собрались для того, чтобы что-то дать тебе и что-то получить от тебя», — после чего передал ему слова курайшитов и их предложения относительно того, чтобы ни одна из сторон не препятствовала другой. Т.е. вам — ваша религия, а нам — наша. Сегодня, когда последователи постепенного претворения Ислама идут на подобные соглашения, то говорят: «Мы не нарушаем религию, мы призываем к Исламу, а затем возьмём власть в свои руки». Разве мы не слышим подобных слов от некоторых исламистов? Всевышний Аллах сказал: «Или же они не узнали своего Посланника и принялись отвергать его?».
Нет, не таков путь Пророка ﷺ. Так что же ответил Пророк ﷺ на предложение курайшитов? Он сказал: «О дядя, не призвать ли мне их к тому, что будет лучше для них?». Абу Талиб сказал ему: «А к чему ты их призываешь?». Пророк ﷺ, обратившись уже к ним самим, ответил: «Я призываю вас к тому, чтобы вы сказали такие слова, благодаря которым вам подчинятся арабы и благодаря которым вы завладеете неарабами. Одно лишь слово, благодаря которому вы завладеете арабами и вам подчинятся неарабы. Я хочу, чтобы вы сказали одно слово, благодаря чему подчинятся вам арабы, а неарабы будут платить вам подушную подать (джизью). Скажите: «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха», — и откажитесь от поклонения камням и идолам».
Арабы не могли и мечтать даже о том, чтобы народы объединились на Аравийском полуострове. И даже более того, они не могли себе представить объединение племён Мекки. Пророк ﷺ говорит, что он объединит всех арабов, а неарабы подчинятся им. Он говорит им о том, что если они произнесут эти слова, то у них будет царство и величие. Итак, Пророк ﷺ сказал им: «Говорите: «Нет божества кроме Аллаха», — и откажитесь от всего, чему поклоняетесь вы помимо Него!».
Услышав это, они захлопали в ладони и потом сказали: «О Мухаммад, неужели ты хочешь превратить многих богов в единого бога? Поистине, делаешь ты нечто удивительное». А потом они стали говорить друг другу: «Клянусь Аллахом, этот человек не даст вам ничего из того, чего вы хотите, уходите же и продолжайте исповедовать религию ваших предков, пока Аллах не рассудит вас с ним!», — после чего они ушли. Об этих людях были ниспосланы слова Всевышнего: «Сад. Клянусь Кораном, заключающим в себе увещание! Однако те, кто не уверовал, превозносятся над истиной и проявляют неповиновение. Сколь много поколений погубили Мы до них! Взывали они, но было уже поздно спасаться. И они удивлялись тому, что явился к ним увещатель из их (же числа), и говорили неверные: «Это — лживый колдун! Неужели он превратил многих богов в одного бога?! Поистине, это поразительно!». А потом знатные из них ушли, наказав остальным: «Идите и не отступайтесь от ваших богов, поистине, это нам нужно».
Братья! Мы сейчас говорим о том человеке, который является для нас образцом для подражания. Мы говорим о том человеке, за которым если мы не будем следовать в занимаемых нами позициях, то Аллах не примет у нас. В таком случае никакое оправдание от нас не будет принято. В достоверном хадисе, переданном Бухари, говорится: Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Среди вас нет ни одного человека, который не предстанет перед Аллахом. Между ним и Аллахом не будет посредника и не будет завесы. И Аллах спросит его: «Разве Я не посылал вам Посланника?».
Мы будем спрошены за ту позицию, которую мы занимали в тех или иных ситуациях. По причине тех позиций, которые занимал Пророк ﷺ, до нас дошла эта религия в чистом виде. Благодаря этим позициям у нас появилось государство, которое просуществовала четырнадцать веков. В эту религию вошли разные народы. У народов исчезли идейные и расовые противоречия. Курайшиты увидели для себя только один выход из ситуации, и это — убийство Пророка ﷺ.
Пророк ﷺ столкнётся с большой опасностью, т.к. после встречи курайшитов с Абу Талибом прошло немного времени, и Абу Талиб покинул этот мир. И будто Аллах сказал Пророку ﷺ после смерти Абу Талиба: «О Мухаммад! Возьмись за образование причин, но Я предостерегаю вас, о мусульмане, от того, чтобы вы стали думать, будто эти причины приведут вас к победе». Победа исходит от Аллаха. Да, необходимо браться за причины, будто нет ничего другого, кроме этих причин, но уповать на Аллаха. Бывает так, что человек берётся за причины, но помощь Аллаха приходит к нему не через эти причины, несмотря на то, что человек обязан взяться за эти причины. Браться за причины является обязанностью, но тот, кто уповает на эти причины, совершает ширк (многобожие).
Когда Абу Талиб был близок к смерти, к нему пришёл Посланник Аллаха ﷺ и обнаружил, что возле его головы находится Абу Джахль, являющийся фараоном Исламской Уммы. Посланник Аллаха ﷺ сказал Абу Талибу: «О дядя, произнеси слова: «Нет бога кроме Аллаха» (Ля иляха илля Ллах), — благодаря чему я смогу свидетельствовать за тебя пред Аллахом!». Услышав эти слова, Абу Джахль сказал: «О Абу Талиб, неужели ты отступишься от религии Абд аль-Мутталиба?!». Будто Абу Джахль любил Абд аль-Мутталиба! Ведь он постоянно находился во вражде с племенем Абд аль-Мутталиба. Но он не хотел, чтобы кто-либо вошёл в Рай из-за Мухаммада ﷺ. Всё это он делал по причине своего высокомерия. Пророк ﷺ вновь повторил: «О дядя, произнеси слово, благодаря чему я засвидетельствую за тебя пред Аллахом!». А Абу Джахль говорил ему: «Нет, останься на религии Абд аль-Мутталиба». Так продолжалось до тех пор, пока сам Абу Талиб не сказал, что он останется на религии Абд аль-Мутталиба, и затем душа Абу Талиба покинула своё тело.
Пророк ﷺ очень сильно опечалился из-за этого. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путём».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, я буду просить для него прощения, пока мне не будет запрещено делать это!», — и тогда Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором говорится: «Не подобает Пророку и тем, кто уверовал, просить прощения для многобожников после того, как им стало ясно, что они — обитатели огня, даже если они и являются их родственниками».
Однажды Аббас, дядя Пророка ﷺ, спросил его: «Почему ты ни от чего не избавил своего дядю?». Свят Аллах! Абу Талиб перетерпел трудности, через которые проходит мусульманин, но не принял Ислам! Без принятия Ислама человеку не помогут его дела, какими бы великими они ни были. Иногда Аллах помогает Исламу через людей, не исповедующих религию Ислам.
Итак, Аббас сказал: «Почему ты ни от чего не избавил своего дядю, ведь, поистине, он защищал тебя и гневался ради тебя?!». На это Пророк ﷺ сказал: «Я призвал его к своему Господу. И он сейчас находится на верхнем слое огня (дахдах), из-за которого закипает его мозг. И если бы не я, то он обязательно оказался бы в нижнем слое огня!». Дахдах — это жидкость, глубина которой доходит лишь до щиколоток. Свят Великий Аллах! Не помогли Абу Талибу его деяния. Пророк ﷺ говорил: «Курайшиты не могли мне причинить то, что мне ненавистно, до тех пор, пока не умер Абу Талиб».
При жизни Абу Талиба Пророку ﷺ причиняли вред лишь знатные из курайшитов. Но после смерти Абу Талиба ему стали причинять вред и люди, которые не имели вес среди курайшитов. Когда он читал Коран, они начинали ругать его, Книгу Аллаха и Господа миров. Через два месяца после смерти Абу Талиба Пророка ﷺ постигла огромная беда — из жизни ушла его жена Хадиджа. Умерла женщина, которая была для него успокоением и которая оказывала ему моральную поддержку. Умерла его жена, которая оказывала Пророку ﷺ поддержку внутри дома, и умер дядя, помогавший ему вне дома. Кроме того, не прекращалось давление мекканцев на Пророка ﷺ, а его сподвижников убивали и подвергали пыткам. Мекканское общество застыло перед призывом, и люди очень редко принимали Ислам.
На Пророка ﷺ обрушилось горе за горем. Люди уже не окликались на его призыв. Курайшиты сильнее начали причинять вред мусульманам. Пророк ﷺ назвал этот год годом скорби. Всевышний Аллах желает, чтобы Его рабы стали закалёнными, проходя через трудности. Как говорится в стихотворении: «Будь подобным мечу, который заостряется по мере наводимого на него огня». Если ты находишься на стороне Аллаха, то ты должен подготовить себя к бедам. Каждый верующий человек подвергается испытанию. Он испытывается по мере своей религии. Будто Аллах желает этим испытанием отличить скверного от благого. Всевышний Аллах говорит: «Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле».
Следующий раз мы поговорим о том, как поступил Пророк ﷺ после того, как он увидел, что люди в Мекке не принимают Ислам, сподвижники сильно ослабли, умерли Абу Талиб и Хадиджа, а тирания усилилась. А также была вероятность того, что в любой момент курайшиты могут покончить с Пророком ﷺ и его призывом. На следующей лекции, с соизволения Аллаха, мы расскажем о том, что Пророк ﷺ помимо того, что он совершал, взялся за ещё очень важное дело незадолго до построения Исламского Государства.
Это дело заключалось в том, что он начал искать силу и помощь для защиты и сохранности формирующегося общественного мнения. Каждый раз, как перед Пророком ﷺ закрывались двери, он думал и открывал другие двери для своего дела. Сила Пророка ﷺ была в том, что он говорил истиной, но теперь он начнёт искать силу в прямом смысле этого слова. Итак, следующий раз (с соизволения Аллаха) мы поговорим о поиске помощи и о том, каким был последний период перед огромным облегчением для мусульман, заключавшимся в построении государства и в том, что на земле утвердится малочисленная группа мусульман. Никто из мусульман не думал, что в этот тяжёлый период построится Исламское Государство. Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе. Мы свидетельствуем, что нет божества кроме Тебя, просим у Тебя прощения и каемся перед Тобой! И хвала Аллаху, Господу миров!