Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Детали Конституции. Выпуск 11: «Государство в Исламе является ли носителем призыва, или же только властью, обязанной проявлять заботу о гражданах?»

Ссылка на видео https://redirects.live/video/redirects/12547

«Детали Конституции: разница между Конституцией Ислама и искусственными законами»

Выпуск 11

«Государство в Исламе является ли носителем призыва, или же только властью, обязанной проявлять заботу о гражданах?»

Ведущий: мир вам, милость Аллаха и Его благословение, дорогие зрители канала «Аль-Вакиа», братья и сёстры! Я приветствую вас на новом выпуске программы «Детали Конституции: разница между Конституцией Ислама и искусственными законами». В нашей программе мы изучаем проект Конституции государства Халифат, разработанный партией «Хизб ут-Тахрир», в которой пытаемся представить вам ту картину, какой будет исламская жизнь в сени государства Халифат, а также указать вам на большую разницу между искусственными системами правления и системой правления в Исламе.

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как «государство, имеющее свой проект». В наши дни, к сожалению, образовалась некая пропасть между мусульманами и проектом Исламского Государства, которое было бы носителем мирового призыва к Исламу. Из-за образовавшейся пропасти Умме стало тяжело понимать проект своего же государства, представлять то, каким оно может и должно быть, потому что мусульмане привыкли ориентироваться на те государства, которые существуют сегодня в исламском мире, даже если они на самом деле являются лишь колониальными проектами крупных государств, в интересах которых появились и функционируют, интересы которых претворяют и защищают в регионе своего нахождения.

В этом контексте мы обращаем внимание на славную историю Исламской Уммы, на то, какой она была ранее, в частности — мы вспоминаем годовщину завоевания Константинополя, имевшего место 20-го числа месяца Джумада аль-уля в 857 г.х. Мы вспоминаем то великое завоевание, которого достиг молодой султан Мухаммад аль-Фатих, с первых же дней своего правления поставивший перед собой политическую цель, ради которой он отдал всё ценное и значимое, что имел, и не успокоился, пока её не достиг. О его цели, о его политическом проекте многие столетия назад сказал ещё Посланник Аллаха ﷺ. Когда его спросили о том, «какой из двух городов будет завоёван первым: Константинополь или Рим?», он ответил: «Город Ираклия будет завоёван первым, т.е. Константинополь. Как же прекрасен тот амир и как же прекрасно то войско!». Мы поговорим о понятии «политическая цель» в контексте 11-й статьи проекта Конституции, предложенной партией «Хизб ут-Тахрир». Вы можете следить за нами на сайте alwaqiyah.tv, а также на одноимённых каналах и страницах на «Ютубе», в «Фейсбуке» и «Твиттере». Мы надеемся, что вы будете принимать участие в наших обсуждениях своими вопросами и комментариями. Как обычно, нашим онлайн-гостем будет устаз Ахмад аль-Касас из Ливана. Добро пожаловать, устаз Ахмад!

Ахмад: спасибо за приглашение! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Пусть Аллах воздаст вам всяким благом!

Ведущий: И вам мир, милость Аллаха и Его благословение! Устаз Ахмад! Статья, которую мы будем сегодня обсуждать, гласит следующее: «Основной деятельностью государства является распространение Ислама». Я бы хотел с Вами разобрать это предложение слово в слово, т.е. по сути одно слово за другим. Что значит «распространение», что означает «исламский призыв» и что значит «основная деятельность»? Прошу Вас.

Ахмад: бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим! Хвала Аллаху! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и всем, кто оказал ему помощь… Далее... Нет сомнения в том, что Исламская Умма является носителем божественного послания. Аллах Всевышний в Коране сказал: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110). Таким образом, основные качества, которыми Всевышний Аллах описал Исламскую Умму, сводятся к тому, что она повелевает совершать одобряемое и удерживает от предосудительного. Именно эту деятельность мы называем исламским призывом. Так же Всевышний сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» (41:33). Исламская Умма — носитель исламского призыва, а значит, она в Судный День будет свидетельствовать об остальных людях. Если ты свидетельствуешь о ком-то, то это значит, что ты донёс ему некие аргументы, в данном случае — аргументы Ислама. Так Всевышний сказал: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143).

Подобно тому, как в Судный День Посланник Аллаха ﷺ будет свидетелем о нас за то, что донёс нам аргументы Ислама, так же и мы будем свидетельствовать об остальных людях за то, что донесли аргументы Ислама до них. Опираясь на это, мы приходим к выводу, что Исламская Умма обязана доносить Ислам до всех людей. После того, как Пророк ﷺ умер, вся ответственность за донесение Ислама остальному человечеству легла на шеи мусульман, и они несут её по сегодняшний день и будут нести её дальше вплоть до Судного Дня.

Теперь поговорим об Исламском Государстве. Оно является политическим образованием на земле, исполняющим законы Ислама практическим образом. Также оно выражает своей политикой стремления мусульман, действуя от их имени. Следовательно, если мусульмане хотят претворить Ислам в своей жизни и донести его остальному миру, то этим занимается их государство. В основе Исламская Умма ответственна за претворение Ислама, но для этого она нуждается в некоем практическом методе. Этим методом является государственное образование, которое претворяет Исламский Шариат на своей территории и несёт послание Ислама за пределы своих границ. Называется это государство Халифат. Его задача состоит в том, чтобы возглавить всех мусульман на земле и претворить законы Ислама, а также донести Ислам всему остальному человечеству. Такова задача Исламского Государства. Действуя от имени мусульман, оно обеспечивает им безопасность, организовывает их и ведёт к тому, чтобы они могли доносить Ислам до всего мира, и словно бы государство представляет Исламскую Умму в этом деле.

Аллах ﷻ в Своей великой Книге сказал: «Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел — у Аллаха» (22:41). Если ты имеешь власть на земле, то, значит, должен и нести определённое послание всему миру, приказывать одобряемое и запрещать порицаемое. Теперь вернёмся к Вашему предложению, устаз Усама, разобрать статью Конституции по словам. Что такое «распространение призыва»? Распространять призыв означает доносить его явным образом до людей, а не только теоретически и издалека. Кто-то ведь сегодня может сказать: «Мы распространяем призыв через СМИ, интернет и спутниковое телевидение». Да, они распространяют призыв, но не в достаточном виде, потому что мы не можем ограничиться лишь тем, чтобы донести до людей информацию об Исламе и не заботиться о результатах, не заботиться о том, как люди его воспримут и как он на них повлияет. Мы должны собственноручно донести призыв к людям, собственными ногами к ним прийти и на практике реализовать то, о чём говорим, чтобы люди видели справедливость Ислама своими глазами, а не ограничивались теоретической информацией из интернета. Может быть, конкретней мы ещё поговорим об этом в будущем. Распространяя среди людей исламский призыв, необходимо помнить, что их нельзя заставлять принимать Ислам. Когда Исламское Государство несёт исламский призыв к людям, будь то посредством обращения к ним или посредством джихада, то в любом случае оно не заставляет их принимать Ислам, потому что Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии» (2:256). Людям предоставляется выбор принять Ислам или просто жить в сени Ислама, подчиняясь его системе и законам Исламского Государства, которое своими действиями будет пропагандировать Ислам и доказывать людям свою справедливость. Захотят принять его — мы будем только рады. Нет — тогда будут просто жить в составе Исламского Государства, пользуясь его благами и справедливостью.

Почему это основная деятельность государства? Потому что, как мы сказали, Исламское Государство действует от имени Уммы, т.е. замещает Умму в её делах. Теперь какова основная задача Исламской Уммы? Какова её основная деятельность? Как мы сказали недавно, её основной задачей является нести послание Ислама всему миру, соблюдая те условия, о которых сказал Всевышний: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (3:110). Как практические действия Пророка ﷺ, так и его высказывания доказывают это. Так Пророк ﷺ сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет бога кроме Аллаха, и не уверуют в меня и в то, с чем я пришёл. Если они сделают это, то защитят от меня свои жизни и имущество, кроме как если это будет отнято у них по праву. А расчёт их будет у Аллаха». Кто-то может понять из этого хадиса, что Пророку ﷺ было приказано убить всех, кто не примет Ислам. Однако это не так. Подобное ультимативное предложение — Ислам или смерть — было выдвинуто лишь на территории Аравийского полуострова. После того, как была ниспослана сура «Аль-Бараа», арабам, проживающим на Аравийском полуострове, был предоставлен выбор: либо принимать Ислам, либо умереть. Однако за границами Аравийского полуострова всем людям предоставляется более широкий выбор: они могут как принять Ислам, так и остаться при своих религиях и рассчитывать на такую же заботу о себе, как и мусульмане, выплачивая взамен этого джизью — налог, который зиммии выплачивают Исламскому Государству за право на гражданство. Конечно же, Исламское Государство больше заинтересовано в том, чтобы они приняли Ислам, чем выплачивали джизью, оставаясь при своих религиях.

Ведущий: мы назвали наш сегодняшний выпуск «Государство в Исламе является носителем призыва, или только властью, обязанной проявлять заботу?». Вы сейчас указали на общие значения. Но можете ли Вы привести детальные доказательства тому, что является основной задачей государства? Есть такие понятия, как забота о делах людей, внутренняя политика и т.д.? Есть ли частные, детальные доказательства тому, что основной задачей, основным предназначением Исламского Государства является несение исламского призыва в мир, за пределы своих границ?

Ахмад: в придачу к аятам и хадисам, которые я только что упомянул, мы можем вернуться к биографии Посланника Аллаха ﷺ. В ней мы увидим, что он распространял Ислам как до установления Исламского Государства, так и после этого, уже будучи его главой. Политику распространения Ислама после него продолжили праведные халифы. До того, как установить Исламское Государство, Пророк ﷺ жил в Мекке. Не имея сил править по Исламу, он всё равно продолжал призывать к нему людей, как бы это ни было тяжело, как, например, когда он сказал своему дяде: «О мой дядя! Если даже мне положат солнце в правую руку, а луну — в левую, с условием оставить это дело, я не оставлю его, пока не завершит его Аллах полностью или пока я не погибну!». Так было в Мекке до установления государства.

Когда же Посланник Аллаха ﷺ установил Исламское Государство, то первым делом решил его укрепить и утвердить его позиции, особенно когда вынудил курайшитов признать его государство, когда они с радостью заключили с ним перемирие в Худайбии. Заключив перемирие с курайшитами, Пророк ﷺ решил направить послов к царям и императорам других государств ещё до того, как у него появились силы для того, чтобы отправить против них войска. Прошли годы, прежде чем у мусульман появились на то реальные возможности. Прежде чем Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову, Пророк ﷺ отправил послов как к правителям в самом Аравийском полуострове, так и к правителям за его пределами. Он направил послов к Ираклию — правителю Византии, к Кисре — правителю персов, к Мукаукису — правителю Египта, к Наджаши — правителю Эфиопии, к правителю Йемена, к правителю Бахрейна и т.д. Всех их он призвал такими словами: «Прими Ислам и спасись! Тогда Аллах даст тебе двойную награду. Если ты отвернёшься, то на тебе будет твой грех и грех твоего народа». Этот случай доказывает, что Пророк ﷺ не остановился на тех, кто уже принял Ислам, чтобы заниматься лишь их делами.

Когда он завоевал Мекку, то направил людей на взятие Таифа, чтобы затем разрушить тамошних идолов и ещё на шаг приблизиться к завоеванию всего Аравийского полуострова. Затем он отправил войска за пределы Аравийского полуострова, в частности — в земли византийцев. Он настойчиво отправлял группы военных на приграничные византийские территории, несмотря на всё ухудшающееся здоровье в конце своей жизни. Когда он умер, его примеру последовали праведные халифы. Очень важно не упускать из виду одну деталь: Пророк ﷺ только умер, а Абу Бакр уже отправил войско на север с целью совершить набег на пограничные византийские земли, а затем направил войско уже на завоевание Персидской империи. Толпы муджахидов вышли из Аравийского полуострова с целью сражаться против иностранных режимов и сломить их как барьер, мешающий несению Ислама местным народам. Двигаясь к этой цели, мусульмане разгромили Персидскую империю, и весь персидский народ вошёл в подданство Исламского Государства. Одновременно мусульмане смогли нанести сокрушительное поражение Византийской империи, из-за которого она была вынуждена откатиться в свои центральные земли, оставив Шам и Египет.

Даже после эпохи праведных халифов мусульмане продолжали завоевания с целью донести послание Ислама всему миру, желая, чтобы все народы приняли Ислам, как об этом сказано в короткой суре Корана: «Когда придёт помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния» (110:1–3). Следуя всем указаниям, имеющимся в этой суре, мы видим, как Аллах Всевышний связал вхождение толп людей в религию Аллаха с завоеваниями. Именно завоевания открывают дорогу к сердцам людей, после чего они принимают Ислам. Только после завоевания территории местные народы смогут полностью ознакомиться с Исламом на практике, ибо все преграды для этого будут сняты.

Ведущий: хочу напомнить нашим дорогим зрителям, что они смотрят программу «Детали Конституции: разница между Конституцией Ислама и искусственными законами». Наш сегодняшний выпуск посвящён вопросу о том, чем является Исламское Государство: носителем призыва, или просто властью, управляющей людьми? Мы с радостью будем ждать ваши вопросы и комментарии на сайте alwaqiyah.tv и на одноимённых каналах и страницах.

Устаз Ахмад! Некоторые говорят, что в современном мире, в связи с глобализацией и смешением между собой целых народов и наций, границы между ними стёрлись. Кроме того, совершенно стёрлись информационные преграды, и люди в разных частях мира могут общаться между собой в живом времени, обмениваясь информацией. По этим и прочим причинам больше нет нужды в идее вооружённой борьбы для несения призыва или в том, что более известно в книгах фикха под названием «наступательный джихад». Что Вы можете на это ответить?

Ахмад: во-первых, хочу сказать, что никто не может заменить то, что узаконил Аллах, ибо Шариат Аллаха неизменен до Судного Дня. Заявления таких людей опираются на ложное утверждение о том, будто бы закон наступательного джихада имеет иллят, т.е. мотивацию, заключающуюся в донесении идеи Ислама, мол, если мы смогли донести до посторонних народов информацию об Исламе, то, считай, выполнили обязанность по донесению призыва, иными словами, если мы донесли призыв словом, то джихад больше вести смысла нет. Данное утверждение абсурдно по той причине, что в законе о наступательном джихаде нет такого иллята. Аллах Всевышний обязал нас вести джихад в абсолютной форме, не ограничивая его подобным образом и не связывая его с иллятом. Так Всевышний сказал: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29). Аллах приказывает вести джихад для несения призыва и не связывает его с неким иллятом, в нашем случае — не связывает джихад с устным или письменным донесением информации об Исламе.

(18:06-19:28) Более того, в истории уже были случаи, когда мусульманам удавалось установить отношения с соседними империями, в которые потом прибывали исламские проповедники и доносили до местных жителей информацию об Исламе. Но ни один из учёных фикха никогда не расценивал эти случаи как причину, из-за которой можно отказываться от джихада, причину, по которой можно больше не завоёвывать новые земли и не включать их в состав Дар уль-Ислям. Почему? Потому что «донести призыв» никогда не значит просто донести информацию, просто донести идею. Мы ведь прекрасно знаем, что доведение до людей информации об Исламе вовсе не значит, что теперь они будут открыты к вхождению в него, ибо условия и обстоятельства жизни, главенствующие над людьми в сени неисламских режимов, делают массовое принятие Ислама очень сложным, потому что даже если люди массово захотят принять Ислам, то, ощущая свою слабость и беззащитность в этой ситуации перед тираническими режимами, они будут подвержены страху перед огромным давлением, которое на них будет оказано в случае, если они примут Ислам. И их опасения небезосновательны. На них действительно обрушится машина несправедливых режимов, и они будут подвергнуты определённым репрессиям даже в тех странах, которые сегодня гордятся т.н. «свободами». Что бы там ни заявляли их государства, они всё равно не предоставляют своим гражданам абсолютной свободы и знают, что если позволить исламскому призыву беспрепятственно распространятся среди граждан и никак не пытаться его дискредитировать и ущемлять, то в этом случае очень скоро местные народы действительно толпами примут Ислам и сами свергнут местные правительства, в корне поменяв политическую жизнь вокруг себя.

К этому я также хочу добавить ещё одну истину, а именно: многие люди не в состоянии воспринять идею лишь со слов и нуждаются в том, чтобы сначала увидеть её на практике. Поэтому только практическое исполнение законов Ислама способно донести им истину. В этом случае люди не только слышат о справедливости Ислама, но и видят её, ощущают её на себе. Кроме того, время идёт, и под правлением Ислама у немусульман рождаются дети. Они растут под властью Исламского Государства, получают образование согласно исламской системе, воспитываются в исламской среде и знают хорошо об Исламе с раннего детства, после чего с лёгкостью его принимают. Поэтому вопрос заключается не просто в том, чтобы донести людям информацию об Исламе, не в том, чтобы ознакомить их с религией Аллаха, а в том, чтобы донести им Ислам и его практические законы. В этом — второй ответ на Ваш вопрос, который Вы задали только что о том, что такое «распространение Ислама». Под распространением имеется в виду практическое исполнение законов и лозунгов Ислама среди людей, чтобы они:

  • Первое: ознакомились с Исламом максимально близко.
  • Второе: стали жить согласно законам Ислама, потому что Ислам — это идея, в которую люди не только верят, но и согласно которой живут.

(20:44-22:26) Поэтому слова о том, что сегодня достаточно донести до людей информацию об Исламе посредством телевидения и интернета, абсурдны. Посудите сами! Даже наши мусульманские страны по причине отсутствия Шариата не живут по Исламу, и поэтому многие жители наших стран не соблюдают Ислам, а грехи, пороки и всяческие мерзости распространены в нашей среде везде, куда ни посмотри. Если мы, мусульмане, в исламских землях живём вот в таком болоте из-за того, что не видим Шариата, то как вы можете представить, чтобы немусульманам, в немусульманских землях, где нет и намёка на Шариат, где доминируют другие религии, чтобы им было достаточно получить информацию об Исламе через интернет или устами проповедников, после чего у них будут происходить изменения в пользу Ислама? Наша задача — сделать так, чтобы Ислам стал претворяться в их жизни практическим образом на уровне законов и образования, а не ограничивался лишь донесением информации. Только тогда можно будет сказать, что исламский призыв действительно дошёл до людей. Вот в чём наша цель. Мы обязаны донести до них Ислам лучшим образом, так, чтобы они получили от нас самый неопровержимый ПРАКТИЧЕСКИЙ аргумент. Вы можете сказать человеку заготовленные фразы, а затем добавить «принимай Ислам», но не удивляйтесь, если ваши слова на него никак не повлияют. А можете донести ему Ислам куда лучшим образом. Каким? Какой образ донесения Ислама считается лучшим? Лучшим образом донесения Ислама считается сделать так, чтобы люди жили по законам этой религии, чтобы они жили под влиянием Ислама, в его атмосфере, в его просвещении и пользовались его образованием. Вот тогда все, у кого в сердцах есть желание жить достойно, примут Ислам толпами без всякого сомнения.

Ведущий: позвольте мне добавить, устаз Ахмад. К сожалению, я вынужден констатировать тот факт, что значительная часть мусульманской интеллигенции живёт в западной манере, соответственно, согласно этому образу жизни они принимают решения в политических, экономических, социальных и идейных вопросах. Они даже разговаривают так, как принято на Западе. Это всем известно и очевидно. Также влияние Запада проникло в вопрос несения исламского призыва. У меня складывается ощущение, что люди, призывающие к Исламу, ограничиваются лишь пропагандой Ислама в СМИ, в интернете, на «Ютубе» и т.п., словно бы пропитались неким миссионерским методом пропаганды религии, принятым у христиан. Потому что именно христианам свойственно заниматься миссионерством, пропагандируя свою религию только как личное отношение человека с его Создателем и не более того. В результате они ограничиваются лишь такими канонами, как «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй». Аналогично и некоторая наша интеллигенция, пропитавшаяся таким отношением к религии, говорит, что Ислам — это набор ценностей, таких как нравственность, для пропаганды которых вполне достаточно использовать современные СМИ и нет никакой нужды в джихаде. Однако сам Ислам говорит иначе, и, соответственно, он иначе смотрит и на вопрос призыва. Это правда, что с претворением Ислама люди видят воочию его блага. Но вместе с тем главенство должно принадлежать Шариату, и Ислам должен доминировать над всеми остальными религиями, как и сказал об этом Всевышний: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (9:33). Соответственно, даже если в некоем государстве живут многобожники, мы должны сделать всё, чтобы над ними претворился Шариат и система Ислама. Когда люди толпами принимают Ислам, то можно сказать, что претворение Шариата над ними возымело успех. Но даже если они откажутся принимать Ислам, всё равно его законы должны над ними претворятся. В этом и заключается большая разница между тем, в каком статусе должен быть Ислам, и тем, в каком статусе видят его они, когда ограничивают Ислам лишь форматом информирования о нём в СМИ, подобно остальным религиям.

Ахмад: Вы сейчас, брат Усама, открыли тему, которую я бы тоже хотел обсудить. Не знаю, входил ли этот вопрос в планы обсуждения нашей с вами программы, но в любом случае он заслуживает рассмотрения. Обращает на себя внимание само название сегодняшнего выпуска: «Государство в Исламе является носителем призыва, или только властью, обязанной проявлять заботу о гражданах?» Так уж сложилось, что в наши дни плодятся разного рода инстанции, позиционирующие себя некими специалистами в Исламе, готовыми вступать в диспуты в роли неких политических экспертов. В их кругах зародился новый вид бидаата, относящийся к пониманию политической идеи в Исламе. Они заявляют так: «Государство не должно нести исламское послание». Они говорят подобное, ибо попали под идейное влияние Запада, где тоже упорно насаждается мысль о том, что государство ни в коем случае не должно быть идеологическим, т.е. не должно иметь своего особого взгляда на жизнь. Согласно их взгляду, «задача государства ограничивается лишь заботой о делах населения. Государство должно выступать третейским судьёй, абсолютно одинаково смотрящим на всех, на все религии, и оно не должно отдавать предпочтение одним религиозным убеждениям над другими. Государство должно оставаться нейтральным, как говорится, без вкуса, цвета и запаха. Вся его задача должна сводиться к управлению делами людей. Кто хочет призывать к Исламу, пусть призывает, но в отрыве от государства, потому что государство не несёт ответственности за этот призыв. Пусть будут различные исламские ассоциации, партии, организации, институты и университеты, и пусть они занимаются своими делами в обществе, как это делают все остальные, но только пусть не вмешивают в свои дела государство, ибо оно должно оставаться нейтральным». Возможно, хорошим примером того, как выглядит этот лозунг на практике, является пример Эрдогана, который открыто заявил, что светскость, в которую он верит и которую утверждает, требует от государства ставить знак равенства между всеми религиями, не отдавая предпочтения ни одной из них и занимаясь лишь управлением делами людей, а уже потом пусть мусульмане пропагандируют свою религию, христиане — свою, иудеи — свою и т.д. Пусть каждый пропагандирует свои религиозные убеждения среди людей, потому что государство является в этом вопросе абсолютно нейтральным и занимается только управлением делами людей, представляя собой некий комитет управленцев. Государство представляется некой фирмой, в которой существуют собственники, избирающие себе менеджеров для управления. Такое порочное отношение к государству сегодня экспортируется и к нам. Они говорят нам так: «Роль государства состоит в том, чтобы действовать ради интересов народа, а роль миссионерских организаций — в том, чтобы заниматься ритуалами поклонения». Это правило навязывается нам словно аксиома, словно неопровержимая истина, хотя на самом деле это самая циничная ложь, искажение Ислама и политики в Исламе.

Нет! Первейшей задачей Исламского Государства после заботы о делах своего населения и претворения Ислама является донесение Ислама всему человечеству — как своим гражданам, претворяя над ними законы Ислама, так и тем, кто живёт вне границ Исламского Государства, открывая перед ними двери к Исламу, используя два инструмента — оружие и призыв. Исламское Государство обязано распространяться до тех пор, пока вся земля не станет Дар уль-Ислям. Мусульмане до сегодняшнего дня не смогли выполнить эту обязанность в полной мере, но когда-нибудь обязательно смогут, потому что это обещание Аллаха Всевышнего, Который даровал Ислам, чтобы тот стал доминировать над всеми остальными религиями. Также и Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах показал мне Землю, и я видел её Восток и Запад. Поистине, владения моей Уммы охватят всё, что было мне показано».

Ведущий: устаз Ахмад! Глядя на современную обстановку, можете ли Вы назвать хоть одно государство в мире, которое бы несло некое послание или некую миссию для всего человечества? Аналогично и современные государства в исламском мире — мы часто слышим от правителей, что у них есть некие стратегии, некие долгосрочные планы, «Видение 2030», как в Саудовской Аравии, различные программы тут и там. Достигают ли этим самым государства исламского мира той степени, при которой их можно назвать носителями послания или некоей миссии для человечества?

Ахмад: есть государства, которые на момент своего установления заявили о том, что они несут некое послание для всего мира. Западные государства во главе с Америкой по сей день твердят со всех трибун, что у них есть миссия и послание для всего человечества. Это послание называется «свобода и демократия для всего человечества», и они хотят, чтобы однажды их понятия о жизни распространились во всём мире. Они считают, что их ценности, их понятия о жизни и их системы пригодны для всего человечества, в то время как на самом деле их ценности, понятия и системы как были западными, такими и остаются. Но они отказываются это признавать и пытаются навязать свои порядки всему миру. Они говорят, что хотят весь мир сделать одним обществом, которое бы исповедовало одни и те же западные ценности, такие как «свобода» и «демократия». Но если мы углубимся в их проект, то увидим, что хоть они и считают его посланием всему человечеству, всё же он, так или иначе, — лишь один из способов колониализма, не более! «Демократия», «общественные свободы» — всё это лишь лозунги, при помощи которых Запад хочет обманывать людей и прикрывать грабёж населения, прикрывать колонизацию и гегемонию над народами.

Конечно же, Западу необходимо устранить все препятствия на своём пути к гегемонии над богатствами мира. Самым главным их препятствием для этого является Ислам. Поэтому война против Ислама с одной стороны носит идеологический характер, а с другой стороны она преследует материальную цель. Они знают, что если однажды Ислам встанет на ноги в исламском мире и восстановит Исламское Государство, то, конечно же, оно покончит с мечтами колонизаторов, как и с их гегемонией в мире. Также у Запада проблемы с Китаем, но не идеологического характера, ибо Китай по сути порвал с коммунизмом. С Китаем у Запада только материальные противоречия, т.к. Китай пытается на мировом уровне противостоять гегемонии США за глобальные рынки. До этого коммунисты в Советском Союзе заявляли о том, что имеют послание для всего человечества, заключающееся в призыве свергнуть зажиточный, капиталистический класс буржуазии и привести к правлению класс рабочих и крестьян. Коммунизм себя изжил и рухнул, после чего государства, исповедовавшие его, стали капиталистическими или неким их подобием.

В современном исламском мире есть несколько стран, заявляющих о том, что имеют послание человечеству, но на самом деле, если они и имеют некую идентичность, то не идеологическую, а национал-патриотическую. Если же говорить о государствах, у которых действительно для всего мира имеется некое послание, то такие найти крайне сложно... Может быть, остались ещё некие французы, которые посредством пропаганды хотят распространить в мире свои понятия. Обратите внимание на то, что их устремления переплетаются с идеей капитализма и одновременно с французским национализмом. Эти объективные проблемы позволяют Франции сохранить лишь некоторые фрагменты действительно мирового проекта, но не более чем. Как бы там ни было, Франция — капиталистическая страна, а значит, методом распространения своей идеологии она избрала колониализм, после которого распространение французской культуры в колониях является лишь способом усиления колонизации, а французская пропаганда по итогу становится некоей смесью капиталистических идей с культурным наследием Франции.

Ведущий: а что Вы можете сказать, устаз Ахмад, о наших государствах?

Ахмад: мы, брат Усама, к сожалению, живём сегодня в политических образованиях, которые нельзя в полном смысле этого слова назвать государствами. Что такое государство? Как мы говорили ранее, государство — это образование, исполняющее законы, соответствующие образу жизни своих народов, их культуре, их целям и желаниям. Как оно бывает? Бывает так, что появляется общество, которое устанавливает государство, выражающее его мнение в мире. Может быть и такое, что не все члены общества будут довольны своим государством, но в целом оно так или иначе выражает культуру своего населения, их идеи, убеждения и ценности. Есть ли в современном исламском мире хоть одно государство, которое бы выражало устремления исламского мира или его большей части? К сожалению, деградация, постигшая Исламскую Умму уже давно, от которой она страдает по сей день, привели к тому, что на шее Уммы уселись правители, задачей которых является забота не об интересах своих граждан, а об интересах сверхдержав, пустивших агентурные корни в наших странах. Именно эти сверхдержавы основали в наших землях декоративные государства картонного типа, которые и государствами-то в полном смысле назвать нельзя. Обратите внимание на то, что в исламском мире нет политической жизни... Нет у нас и близко такого явления, как «политическая жизнь», чтобы мы могли сказать: «Определённое государство воплощает нашу собственную политическую повестку дня или заботится об этом». Нами правят типичные истязатели с плетями в руках, которым их хозяева позволили вкусить власть, дали им некие правящие полномочия, чтобы те могли спокойно грабить нас и передавать награбленное в руки своих хозяев. Они ведут себя с нами как стражники на службе сверхдержав, таких как Америка, Европа, иногда Россия. Перед нами они выглядят грозными, но перед своими хозяевами ведут себя как трусливые курицы, потому что воспитывались в их западной культуре, пропитавшись ею до корней волос, из-за чего ненавидят и презирают Ислам и исламскую культуру.

Ведущий: да, устаз Ахмад! Можно многое говорить о наших современных государствах и о проектах, которые они на самом деле преследуют. Но в целом человек может сказать, что государство без проекта может исчезнуть в мгновение ока. В недавней истории есть тому несколько примеров, и я чувствую, что мы в таком состоянии и живём. Наши государства — очень хрупкие, и они могут рухнуть в любой момент. Все мы чувствуем, что существуем только сейчас, только этим днём, знать не знаем, что будет завтра, не строим планов на будущее для общества, так что если кто-то толкнёт наши государства, те рухнут на землю за считаные недели, дни, а может — и часы. Это же точно нездоровая ситуация, и она должна таким же нездоровым образом отражаться на жизни общества, в результате чего обычный человек думает так: «Я живу этим днём. Зачем мне тогда учиться? Зачем мне полное образование? Чего я переживаю, если неизвестно, что будет завтра и мы живём этим днём?». После таких мыслей распространяются пороки в обществе, оно становится больным во всех смыслах. Опираясь на это, устаз Ахмад, хочу у Вас спросить следующее: «Как основная деятельность Исламского Государства, несущего послание всему миру… как эта деятельность отразится на экономической, политической, социальной, военной, образовательной и прочих сферах жизни государства?».

Ахмад: нет сомнения в том, что государство, обладающее посланием, — это такое государство, которое способно развить и правильно использовать потенциал своих граждан, чтобы донести своё послание миру, чтобы реализовать свой проект. Такое государство не ведёт себя просто как власть над людьми, не ограничивается обычным правлением. У такого государства есть цель, есть проект, ради которого оно собирает воедино все силы своих граждан, весь потенциал, и применяет их для реализации своего проекта. Так ведут себя все возвышенные государства, которые хотят чего-то большего, чем просто иметь власть ради самой власти. Такое государство полностью сотрудничает со своими гражданами, которые, собственно, и основали его. Так должно быть, так говорит Ислам. Люди основывают государство, они избирают себе правителя и они же его призывают к ответу. Власть в таком государстве заинтересована в том, чтобы применить талант каждого гражданина в том направлении, в котором он себя лучше всего проявляет. Известно, что таланты и интересы к различным сферам деятельности, энергичность и потенциалы распределены среди всех людей. Соответственно, мы и видим, как один человек хорош в идейной сфере, другой — в технологиях, третий — в производстве, четвёртый — в медицине, пятый — в инженерии, шестой — в географии и т.д. Если это такое государство, у которого есть послание человечеству и проект для него, то, естественно, оно должно строить планы для достижения своей цели. В нашем случае Исламское Государство должно поступать аналогично. Сначала оно должно будет укрепить в своём обществе исламскую идентичность, а затем понести Ислам за пределы своей территории. Как ему это сделать? Чтобы решить эту задачу, оно должно будет составить детальный, пошаговый план, в котором будет расписано то, как оно собирается донести свою идею миру, как оно реализует Ислам вместо тех законов, что у них были раньше, как оно собирается стать достаточно сильным государством, чтобы составить конкуренцию сверхдержавам и стать авторитетной силой на земле, ибо если государство утратит авторитет, то не пройдёт много времени перед тем, как оно рухнет.

Проблема в том, что современные государственные режимы мусульманского мира не несут никакого послания человечеству, не имеют никакого соответственного проекта. Всё, что волнует наших правителей — это то, как остаться и дальше сидеть в своих креслах. Кроме того, мы прекрасно знаем, что их троны не опираются на народ своей страны, а держатся на нитях, тянущихся с пальцев их хозяев, помыкающих ими как марионеточными куклами. Чьи эти пальцы, что на нитях держат троны марионеток? Конечно же, иностранцев: американцев, европейцев и прочих. Поскольку наши правители видят, что их власть зависит от помощи извне и что они сидят на своих тронах только потому, что их противникам не позволяют их свергнуть, то, конечно же, они в первую очередь думают над тем, как обмануть людей, а не как проявить о них заботу, и уж тем более не о том, как донести послание Ислама всему миру. А сегодня они дошли до того, до чего ещё не доходили прежде. Желая достичь довольства своих иностранных хозяев — неверных колонизаторов, — они пытаются заменить даже социальную жизнь мусульман. И вот мы видим, как сегодня на землях Хиджаза и Неджда традиционный уклад жизни общества рушится, и даже комитет по приказу одобряемого и запрету порицаемого заменяется на комитет развлечений. Местный правитель твёрдо считает, что чем больше американцы им довольны, тем больше усилится его влияние, и поэтому решил покончить с последними святынями своей земли и перейти все красные линии. Аналогично поступают правители других мусульманских стран. Недавно в Палестине местные жители под руководством членов партии «Хизб ут-Тахрир» смогли обличить и опровергнуть проект CEDAW, который хотели внедрить в Палестине, включая все понятия, изложенные в этой программе, включая те многие детали программы CEDAW, от которых отказались даже некоторые западные государства. Вот до чего докатились эти преступники у власти. Как видите, их вообще не волнует будущее Уммы. Они — обычные тагуты, жадные до власти, считающие, что единственный путь к этому лежит через довольство неверных колонизаторов. Поскольку Исламская Умма желает избавиться от них и от гегемонии их хозяев, они учредили специальные органы безопасности, разведслужбы и шпионские сети, призванные подавлять революционные настроения среди мусульман. Далеко идти не нужно, возьмём за пример наш Ливан. Это государство не просто стагнирует, а по сути пылает в агонии, все его структуры распадаются и почти не функционируют, кроме двух: службы безопасности и службы разведки. Всё! Только эти две службы исправно работают. Остальные органы государства вконец атрофировались, но это не сильно волнует местных правителей и их иностранных хозяев.

Ведущий: к сожалению, мы находим, что хоть в исламском мире много различных государств, но их министерства внутренних дел и спецслужбы одинаковы. Да, устаз! Очевидна огромная пропасть между проектом государства, подчиняющегося Западу, и проектом государства, подчиняющегося Господу миров.

На этом, устаз Ахмад, мы заканчиваем первую часть выпуска и переходим ко второй части, где отвечаем на вопросы зрителей. Первый вопрос — от брата Абида: «Османы завоёвывали страны, но не заботились о распространении Ислама. Действительно ли Мухаммад аль-Фатих стремился лишь исполнить пророчество Посланника Аллаха ﷺ, или же помимо этого он понимал, что является носителем исламского призыва, и хотел распространить Ислам?».

Ахмад: для начала я хочу изменить поставленный вопрос, ибо заявление о том, будто бы Османы не заботились о распространении Ислама, является несправедливым. Они заботились о его распространении, но делали это не лучшим образом. Вот так сказать будет точнее. Почему так? Потому что, может, правители Османов и высший чиновничий аппарат и говорили спокойно на арабском языке, но среди обычного турецкого народа арабский язык не был столь распространён. Кроме того, Османы не были столь искусны и умелы в диспутах с представителями иных религий и культур, какими были первые мусульмане. Однако вместе с этим они пропитались любовью к Исламу, пропитались желанием защищать его и жертвовать собою ради него. Они искренне желали расширить Исламское Государство и укрепить его позиции. По этим совокупным причинам вследствие османских завоеваний немало людей на Балканах всё же приняло Ислам. По сей день жители Албании и Боснии исповедуют Ислам. Приняла Ислама значительная часть греков, которых после Первой мировой войны депортировали на оставшиеся земли Османского Государства. Представители других народов в разных странах тоже достаточно массово принимали Ислам. Но если судить в общем, то ввиду того, что Османское Государство не было столь искусно в распространении Ислама в отличие от своих предшественников, в особенности — от первых поколений мусульман, по этой и некоторым другим причинам Османское Государство не сумело распространить Ислам настолько, как их предшественники. И причина этого — не в Османах, а во всей Умме, которая задолго до Османов всё хуже и хуже понимала Ислама, из поколения в поколение всё сильней теряя навык донесения исламского призыва. Османы — это часть Уммы, и поэтому на них отразились и все ошибки. Именно поэтому они не смогли донести людям Ислам так, как это делали мусульмане в первые века своей истории. Османское Государство обеспечивало безопасность для своих граждан, было довольно справедливым, защищало земли мусульман, но вместе с тем было заметно слабее в несении исламского призыва в сравнении с первыми поколениями мусульман, и поэтому, несмотря на то, что Османы правили на Балканах 500 лет, бОльшая часть местных жителей так и не стала мусульманами.

Ведущий: вопрос от брата Рафика Али Дарба: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Донесите от меня хотя бы аят». В другом хадисе он сказал: «Да осчастливит Аллах человека, который услышал от меня что-либо и передал это другому так, как услышал». Как нам, устаз Ахмад, понять слова Пророка ﷺ в этих хадисах? Пусть Аллах воздаст вам благом!».

Ахмад: без сомнения, эти хадисы подтверждают, что Исламская Умма является носителем послания, и все, кто слышал нечто от Пророка ﷺ, должны донести это остальным и лично, и при помощи группы лиц, и при помощи государства. Пророк ﷺ донёс до нас послание от Всевышнего, возложив затем эту ношу на нас, и с тех пор мы обязаны донести его до всего остального человечества. Это подтверждает то, что Исламская Умма является носителем послания, потому что ей приказано донести его всему человечеству от Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ.

Ведущий: последний вопрос — от брата Абд аль-Азиза Мумейиза: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Благослови вас Аллах! Как можно представить то, чтобы носители исламского призыва распространяли Ислам методом джихада в рамках границ Сайкс–Пико и в сени сложившейся международной системы?». Также брат Мумейиз просит вас сказать слово по поводу годовщины завоевания Константинополя.

Ахмад: нельзя представить, чтобы Исламское Государство несло исламский призыв всему человечеству и вело джихад, не нарушая границ Сайкс–Пико. Вообще-то Исламское Государство возникнет на руинах этих границ. Первой задачей Исламского Государства станет устранение границ Сайкс–Пико и объединение всех земель Ислама. Объединение исламского мира станет более приоритетной задачей, чем завоевание новых стран. Мы ожидаем, что после установления Исламского Государства мусульманам первое время придётся защищаться от врагов, и им будет не до завоевания новых стран, как это было с Пророком ﷺ. Когда он установил государство в Медине, не прошло много времени, и войска курайшитов уже подходили к её границам при Бадре и Ухуде. Затем арабы и вовсе сплотились всеми фракциями, вошли в союз с иудеями и осадили Медину. Практика первого поколения мусульман говорит о том, что после установления Исламского Государства ему придётся первое время по большей части защищаться, а уже затем, когда оно утвердится и наберётся сил в исламском мире, тогда оно перейдёт в наступление и примется завоёвывать новые страны, расширять границы Дар уль-Ислям и претворять на новых землях Шариат Аллаха, что станет практическим призывом к Его религии, после которого люди будут толпами входить в Ислам. Поэтому можно однозначно утверждать, что никакого джихада без нарушения границ Сайкс–Пико никогда не будет. Это просто невозможно.

Далее брат Абд аль-Азиз оказал мне уважение, попросив сказать речь по поводу годовщины завоевания Константинополя. Хочу сказать следующее: когда мы упоминаем это событие, произошедшее столетия назад, то важно так же не забывать, как мусульмане жили до этого завоевания. Необходимо помнить, какой длительный этап слабости переживала Умма до того, как у неё появились силы завоевать Константинополь. Само Османское Государство, завоевавшее Константинополь под руководством султана Мухаммада аль-Фатиха, до этого почти рухнуло под нашествием Тамерлана, когда Османами правил султан Баязид I. До Тамерлана монголы уже завоёвывали огромные просторы исламского мира, включая столицу Аббасидского Халифата — Багдад. Они же убили последнего аббасидского халифа в Багдаде. Тогда люди считали, что монголы — это обещанные племена Яджудж и Маджудж, что бороться с ними бесполезно, что их приход является одним из величайших признаков Судного Дня, что мусульмане больше не поднимутся на ноги, и все, кто отчаялся в победе, забрали пожитки и ушли скитаться в ущельях и вершинах гор, чтобы там молиться и умереть от голода и страха. В то же время смелые мусульмане, имеющие высокую мотивацию, отправились на бой против монголов. Собралась целая армия смельчаков во главе с султаном аль-Музаффаром Кутузом и Бейбарсом, и она победила монголов. Прошли времена, и Османы пострадали от нашествия Тамерлана. Однако затем они перевязали свои раны и стали стараться, восстанавливать государственность. Тогда ещё совсем недавно многим казалось, что Османское Государство обречено, но богобоязненность мусульман сплотила их, и они восстановили единство своего государства, после чего к власти пришёл молодой султан Мухаммад аль-Фатих, и он завоевал столицу Византийской Империи, до этого простоявшую столетия и выдержавшую огромное множество осад. Никто не ожидал, что кому-то в этом мире вообще под силу разрушить стены Константинополя и войти в него.

И вот через восемь с половиной столетий после обещания Пророка ﷺ о завоевании Константинополя молодой османский султан исполнил его. До этого мусульмане Османского Государства переживали упадок, но по милости Аллаха, в силу своей богобоязненности и упования на Аллаха они стали усердно трудиться над восстановлением своего государства, понесли проект Ислама, как бы ни было тяжело, и в результате смогли завоевать столицу Византии, став настолько великой силой, что когда султаном стал Сулейман I, один европейский монарх ему написал: «Султану мусульман от Вашего покорного слуги...». Если они смогли восстановиться с силами после периода упадка, с позволения Аллаха и с упованием на Него, то почему мы не можем сделать то же самое, почему мы не можем превозмочь те обстоятельства, в которых живём? Мы не должны сдаваться, не должны отчаиваться, не должны мириться с ситуацией и удовлетворяться подачками в виде неких кусков земли для проживания в Палестине или ещё где-нибудь. Всевышний в Коране сказал: «О Пророк! Тебе и твоим верующим последователям довольно Аллаха» (8:64).

Мы должны следовать примеру Пророка ﷺ, как и приказал Всевышний: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (33:21). Уповая на Аллаха ﷻ, выполняя свои обязанности должным образом, следуя к желанным переменам по пути, узаконенному для нас в Шариате, мы, с позволения Аллаха, победим, ибо Всевышний сказал: «Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (47:7). Посланник Аллаха ﷺ обещал, что после взятия Константинополя мы завоюем Рим, более того, всю землю, как он сказал: «Аллах показал мне Землю, и я видел её Восток и Запад. Поистине, владения моей Уммы охватят всё, что было мне показано».

Ведущий: да, с позволения Аллаха Всевышнего, так и будет. Благослови Вас Аллах, устаз Ахмад! Пусть Аллах воздаст Вам благом! До встречи с Вами через неделю, Иншаллах, в новом выпуске нашей программы.

Я, Усама Сувейни из Кувейта, и вся команда сотрудников программы «Детали Конституции» прощаемся с вами. До скорых встреч!

 

Видео на арабском https://www.khilafah.net/archives/6833

Лекции

Детали Конституции. Выпуск 11: «Государство в Исламе является ли носителем призыва, или же только властью, обязанной проявлять заботу о гражданах?»

Детали Конституции. Выпуск 10: «Есть ли в Исламе понятие «религиозные деятели» (духовенство)?»

Ответ небес и земли. Сира 10 часть

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)