Границы правил фикха. Шейх Саид Ридван

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7880

Цикл лекций об актуальных вопросах

Границы правил фикха

Лекция пятьдесят четвёртая

Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 10 Зуль-хиджа 1437 г.х./12 июля 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить один из вопросов Ислама. В наши дни, по милости Аллаха, люди с рвением устремились к Исламу. Неверные же увидели в этой поддержке Ислама опасность, которая предрекает — с изволения Аллаха — появление великого государства. Неверный империалист, чтобы противостоять появлению этого политического образования, использует свою власть, госаппараты, СМИ, просвещённых людей, продавших свою религию, и учёных, торгующих своей религией ради мирских благ.

Сегодня мы видим в странах мусульман противостояние между чистой исламской мыслью и действиями тех, кто вводит в заблуждение людей, чтобы те согласились с неверием в своих странах. Из-за устремлённости людей к Исламу стороны, которые с ним враждуют, вынуждены придавать своим взглядам исламскую окраску и приводить этим идеям шариатское подтверждение, дабы люди приняли их. Они пользуются тем, что сами мусульмане подробно не знают об идеях Ислама.

Одним из средств, которые использовали эти люди в борьбе против Ислама, были правила. Эти правила они назвали правилами фикха. Среди этих правил были и такие, которые факихи применяли в прошлом, но были и такие, которые изобрели эти люди сами. В прошлом такими новыми правилами факихи не пользовались. Те же правила, которыми пользовались факихи, эти нынешние учёные стали трактовать не так, как их понимали сами факихи в те времена. Что касается новых, ранее не применяемых правил, то о них можно говорить много. К примеру, они говорят о таком правиле, как «не порицается изменение законов с изменением времени и места». Т.е. с их слов выходит, что можно изменять законы Аллаха, дабы они соответствовали той или иной реальности. Также они вывели такое правило, как «из-за невозможности взять что-либо целиком не оставляется его большая часть». Это правило распространялось, чтобы мусульмане принимали те права, которые предоставляют им неверные. Есть ещё много других правил.

Эти правила фикха сыграли большую роль в том, чтобы сделать мысли Ислама гибкими. Они сыграли роль в том, чтобы ввести мусульман в заблуждение и отвлечь их от исполнения законов Шариата. Более того, эти правила сыграли роль в том, чтобы мусульмане совершали запретное, оставляли выполнение обязательных поступков и пренебрегали шариатскими текстами. Например, когда мусульмане совершают запретный поступок, эти учёные говорят нам: «Крайняя необходимость дозволяет запретное». Мы видим мусульман, которые оставляют выполнение обязательного поступка или же находятся в правительстве, которое не правит тем, что низвёл Аллах, и оправдывают эти свои действия пользами. Также мы видим, как пользой оправдывают свои действия те мусульмане, которые соглашаются вести переговоры с преступником, проливающим кровь мусульман и посягавшим на их честь, и затем признают его легитимным правителем. Ссылаясь на независимые пользы (масалих мурсаля), некоторые люди совершают запретные поступки и оставляют выполнение обязательных поступков. По причине этих польз жертвы мусульман становятся напрасными. Торговцы смертью приводят нам эти правила, чтобы ввести в заблуждение Исламскую Умму.

Мы хотим привести несколько шариатских границ для этих правил. Изначально я хотел бы сказать, что в то время, когда арабский язык стал искажаться, люди установили правила для этого языка, чтобы правильно говорить на нём. Когда же люди стали неправильно понимать шариатские тексты, то они стали нуждаться в правилах для устранения этого непонимания. Эти правила были установлены в качестве рамок для вынесения правовых предписаний (иджтихада). Эти правила формируют у правоведа (факиха) определённый подход к шариатским текстам. Сами эти правила не являются шариатскими доказательствами, на что и стоит обратить внимание. Фикх строится на основе этих правил. Поэтому к этим правилам нужно подходить так же, как мы подходим к основам религии (усуль ад-дин). Они должны быть категоричны так же, как и акыда (вероубеждение). Любое правило, основанное на предположительном доказательстве или противоречащее категоричному тексту, является непригодным. Поэтому неправильно будет говорить о некоем правиле, основанном на предположительном доказательстве, что оно является шариатским правилом, на основе которого строится фикх. Ведь есть шариатские тексты, которые противоречат этим правилам. Обобщая же эти правила в отношении шариатских текстов, мы станем отвергать эти противоречащие Шариату тексты. На эту деталь следует обратить внимание.

Также нам следует помнить, что представляет собой фикх. Все исламские правоведы сказали, что фикх — это наука о практических вопросах Шариата, выведенных из своих подробных доказательств. Итак, шариатский закон выведен из подробного доказательства. Общее доказательство не может быть доводом во второстепенном вопросе. Когда мы говорим, что прикосновение женщины портит омовение, то мы опираемся при этом на аят, который говорит о прикосновении к женщине. Когда мы говорим, что править тем, что низвёл Аллах, является обязательным, то мы опираемся при этом на аят и хадис, который требует от мусульман править тем, что ниспослал Аллах. Шариатский закон мы извлекаем из аята и хадиса. Неправильно будет говорить, что доводом на этот закон является Коран. Благородный Коран и пророческая Сунна являются общими доказательствами, а не подробными доказательствами на конкретный вопрос.

Если выведенный закон Шариата противоречит шариатским правилам, то мы считаем, что в этом законе есть изъян. Если же выведенный закон согласуется с шариатскими правилами, то факих вывел решение верно и поступил правильно, соблюдая эти правила. Итак, правила определяют рамки для факиха при совершении иджтихада и не являются доказательствами на второстепенные вопросы. Поэтому факих не может дозволять заключение союза с Америкой, ссылаясь на приобретаемую пользу и устраняемый вред. Неправильно приводить на конкретный шариатский закон какое-то шариатское правило. На шариатские законы нужно приводить подробные доказательства. Эта упомянутая нами деталь так же относится к рамкам понимания этих правил, и мы должны не упускать её из виду. На второстепенные вопросы нужно приводить подробные доказательства.

Ещё к рамкам правил фикха относится то, что эти правила выведены из текстов Шариата факихом, который придал им общую форму и назвал их правилами. Итак, правила фикха являются иджтихадом факиха, выраженными в общей форме. Так как эти правила являются иджтихадом, значит, они считаются шариатскими законами, но выраженными в общей форме. Каким тогда должен быть подход к этим правилам? Закон Шариата применяется к реальности. Мы должны точно изучить реальность, а потом уже говорить о некоем правиле, что оно подходит к этой изученной реальности или нет. Таковым является подход к этим правилам для их применения. Когда же в отношении некоего вопроса имеется шариатский текст, противоречащий правилу фикха, то необходимо брать во внимание текст и оставлять правило. Нельзя отвергать текст и руководствоваться правилом, т.к. правило относится к иджтихаду, который выведен человеком, а текст относится к Откровению Аллаха. Нельзя отвергать Откровение и принимать иджтихад, выведенный людьми. Нельзя правила использовать в качестве инструмента для отмены шариатских текстов. К примеру, правило крайней необходимости дозволяет нам совершение запретных поступков, а из-за правила пользы оставляется выполнение обязательных поступков. Так же и правило меньшего из двух зол используется, чтобы оставлять выполнение обязательных поступков и совершать запретные поступки. Итак, когда правило противоречит шариатскому тексту, то правило необходимо отвергать и применять текст. Правилами фикха пользуются как законами Шариата и применяют к соответствующим реалиям. Именно таким должен быть подход к правилам.

Также я хотел обратить ваше внимание на то, что эти правила считаются иджтихадом факиха, а шариатские тексты являются Откровением от Всевышнего Аллаха. Это Откровение бывает в виде слов и значений от Аллаха, чем является Коран, или же в виде слов от Посланника ﷺ, а значения — от Аллаха, чем является Сунна. Тексты Шариата относятся к Откровению, и Законодатель (Аллах) решает, какой закон устанавливать в отношении того или иного вопроса. Именно Он решает, где есть мотив (иллят) для закона. Он определяет цель и мудрость установления законов. Итак, право издания законов, их мотивации и пояснения их мудрости принадлежит Законодателю.

Что касается иджтихада факиха, то неправильно говорить, что в отношении выведенного им закона имеется мотив (иллят). Закон Шариата, который вывел факих путём преобладающего предположения, не мотивируется. Факих, совершив иджтихад, говорит, что он определённым образом понял шариатские тексты. Если же у закона, которым руководствовался факих, имеется мотив (иллят), то он говорит, что этот мотив приводится в тексте, из-за чего он им и руководствуется. Недопустимо, чтобы выведенные законы Шариата были мотивированы мотивами (иллятами), исходящими из понимания факиха. Мотив (иллят) берётся из шариатских текстов. Данное положение обязывает нас не делать аналогию (кияс) с законами Шариата. Законы Шариата не могут быть доказательствами для других, подобных им законов. Эти законы применяются к своим реалиям. Если они мотивированны, то применяются с их мотивами (иллятами), если же нет, то ими руководствуются без всякой мотивации. Вот так нужно подходить к этим правилам фикха.

Также следует знать, что шариатская мудрость закона является результатом претворения закона Шариата, но этот закон не установлен ради этой мудрости. Поэтому мы не должны представлять себе некие плоды и результаты законов, которые исходят из нашего мнения, и затем говорить, что эти законы преследуют достижение этих результатов и установлены ради них. Например, Всевышний Аллах, говоря о мудрости закона хаджа, сказал: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу» (22:28). Также Всевышний Аллах сказал: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45). Тут упомянута мудрость намаза. Эта мудрость является результатом исполнения закона, связанного с молитвой. Естественно, кто совершает молитву, желая достичь довольства Аллаха, — эта молитва оберегает его от предосудительного. Но может быть и такое, что человек совершает молитву, но она не удержала его от предосудительного. Бывает так, что человек молится в первых рядах и занимается ростовщичеством. Также бывает такое, что человек искренне ради Всевышнего Аллаха отправляется в хадж, и он не приобретает пользу, а терпит убытки, заболевает, умирает, или же его обворовывают.

Обращаясь к мусульманам, мы говорим: «Для правил фикха имеются рамки, которые нужно соблюдать. Нельзя мусульман вводить в заблуждение, ссылаясь на эти правила. Каждый, кто приводит фетву или шариатское мнение людям, должен приводить на это подробное доказательство».

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать мусульманам и факихам благоразумие! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Ответы на вопросы

Несение призыва является фардом кифая или фардом айн?

Закят с золотых изделий украшенных драгоценными камнями

Границы правил фикха. Шейх Саид Ридван

Пост в первые десять дней месяца Зуль-хиджа

Выплачивается ли закят с мёда?

Правило "Крайняя необходимость дозволяет запретное". Саид Ридван