Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

https://hizb.org.ua/video/redirects/11632

Урок 74 (Изменения и реформы, Ч.2)
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Хизб ут-Тахрир/ Иордания
Понедельник, 2 Джумада аль-уля 1438 г.х./30 января 2017 г.

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем сподвижникам! Уважаемые зрители видеовыпусков Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас как принято в Исламе: мир вам, милость Аллаха и Его благословение! Хочу перейти с вами к обсуждению одной из самых чувствительных современных проблем для мусульман. В принципе, этот выпуск или этот урок является продолжением предыдущего урока, посвящённого теме «Изменения и реформы». Хочу напомнить, что реформы в обществах проводятся с целью сохранить действующие системы методом исправления допущенных ошибок. Реформы правящего режима заключаются в поиске ошибок, допущенных в процессе правления, после чего эти ошибки устраняются — и ситуация в стране исправляется.

Теперь поговорим о термине «изменения». Согласно арабскому языку, если мы говорим об изменении правящего режима, то имеем в виду не его исправление, а его упразднение, потому что он базируется на порочных основах, вызывающих не просто некие проблемы, а системные сбои внешней и внутренней политики и массовые беды для населения этой страны. Глядя на режимы, правящие в исламских землях, мы приходим к мнению о том, что они не поддаются никаким реформам. Реформы в их отношении бесполезны. Эти режимы можно только сменить. Мы — мусульмане, и как мусульмане мы обязаны решать абсолютно любые проблемы так, как их приказывает решать Ислам. Обращаясь с вопросом к Исламу, мы получаем ответ, гласящий, что «все поступки мусульманина в основе должны быть ограничены законами Шариата» — так говорит наука усуль-фикх. Поэтому мы должны детально изучать действительность и после этого решить, когда нужно проводить реформы без всяких изменений, а когда реформы бесполезны и нужны коренные изменения.

На прошлом уроке мы уже говорили о том, как жила Исламская Умма во времена Пророка Мухаммада ﷺ, во времена правления праведных халифов, когда понимание Ислама было абсолютно правильным, а значит, было абсолютно правильным и его претворение. Но затем наступила новая эра, длившаяся очень долгое время, в течение которой Ислам понимался иногда хорошо, иногда хуже, отчего и претворялся когда хорошо, а когда не очень. Соответственно, временами допускались ошибки. Эти ошибки в претворении Ислама имели место и в ранней истории правления Омейядов, и в поздней истории правления Османов. Однако, вместе с тем, мы должны признать, что всё это время данное государство оставалось исламским и его акыдой была религия Ислам, его законодательство было исламским, хотя законы Ислама претворялись не всегда правильно, в частности — из-за самих правителей, не все из которых были богобоязненными людьми, а также из-за плохого понимания Ислама среди мусульман в принципе.

Так вот, когда Исламское Государство оказывается в таком положении, что продолжает исповедовать Ислам как свою акыду и претворяет его законы, но с ошибками там и тут по причине действий правителей центрального и регионального уровней или по причине плохого понимания Ислама, то нужно не заменять исламское правление, не устранять его, а реформировать, т.е. исправлять ошибки, а не ликвидировать всю систему, потому что даже в свои худшие времена Исламское Государство никогда не претворяло чужеродную систему, не базировалось на греческих или римских законах. Даже когда были закрыты двери иджтихада и мусульмане в конце эпохи Османского Халифата стали заимствовать законы у Запада, то оправдывали они это фетвами, твердящими о том, что такие-то западные законы не противоречат Исламу. В такой ситуации необходимы именно реформы, и ни в коем случае нельзя уничтожать саму систему, ибо она в основе — исламская, ибо она базируется на акыде Ислама. Нужно лишь исправить ошибки, и не более того. Если мы устраним такую систему, то совершим вероотступничество, т.е. станем муртадами.

Итак, в случае плохого исполнения законов Шариата со стороны Исламского Государства необходимо проводить реформы, но нельзя устранять саму систему правления. Однако в конце обсуждаемой нами эпохи Исламское Государство распалось, и в результате целого ряда восстаний там и тут к правлению в исламских землях пришли люди, отказавшиеся править согласно Исламу, отменившие власть Халифата на местах, устранившие акыду Ислама как основу правления и заменившие её на конституции западного образца, установив различные республики и монархии, не имеющие к Исламу никакого отношения. В этом случае основой, на которой зиждутся такие государства, будет всё что угодно, но только не Ислам, а поэтому реформировать их системы бессмысленно. Их нужно сносить вместе с фундаментом и полностью заменить. Кто-то может спросить: «Почему нельзя их реформировать?». Отвечаю: нет смысла реформировать, т.е. исправлять, систему, которая в основе неисламская. Если мы примемся исправлять эту систему, то тем самым продлим её неисламскую жизнь, а Ислам запрещает этой системе жить! Ислам запрещает жить и дышать системе, основанной на неверии, как и запрещает нам защищать эту систему и продлевать дни её существования, приказывая нам заменить её на систему Ислама и жить под его правлением.

Поэтому, когда государство основано на убеждениях, противоречащих Исламу, его нужно заменить на исламское, а не просто реформировать. Посмотрите на то, как обстоят сегодня дела в наших землях. Посмотрите на то, как открыто отделяется Ислам от политической жизни, как Ислам превратили в лозунги и праздничные ритуалы, напрочь вычеркнув его из конституций и законов. Максимум, что оставили Исламу, это наименования и вывески, такие как «исламская республика» или «исламское королевство», а также некоторые внешние атрибутики правления абсолютно для вида, т.е. для хорошей картинки, чтобы обманывать народ.

Никакая реформа тут уже не поможет. Необходима замена действующих режимов, и только! Кто-то может спросить: «Что необходимо для требуемых изменений? Что нужно сделать, чтобы обговариваемые изменения состоялись?». Для начала хочу сказать, что этот вопрос очень важен и в то же время очень прост. Время, в которое мы живём, особенно последние годы после революций в арабском мире, научило нас стараться мыслить максимально глубоко. Мы видели, как повстанцы в некоторых регионах в конце концов согласились с секуляризмом, согласились с международными резолюциями, согласились с международной повесткой, которая им навязывалась, согласились даже с западными понятиями, такими как «свобода женщины», «свобода вероисповедания», «политический плюрализм», «сменяемость власти» и прочее, согласились с тем, чтобы во власти над ними были поставлены немусульмане, в т.ч. — различные коммунисты и т.д.

Какими в таком случае изменениями будет доволен Аллах? Первое, что нужно изменить, это вообще сам подход к решению подобного рода проблем. Нельзя двигаться вслепую. Сначала необходимо разработать реальный исламский проект будущего Исламского Государства, да так, чтобы в этом проекте не было ничего, что не имеет отношения к Исламу. Уже затем из этого проекта будут исходить все решения, все законы, потому что их корни будут уходить в акыду Ислама. Эти законы будут охватывать все сферы жизнедеятельности государства, будь то в правлении, или в экономике, или в образовании, и т.д. Поэтому непременно нужен сначала проект Исламского Государства, чтобы люди знали, за что конкретно им предстоит бороться, чтобы они видели это государство перед собой, и каждый при желании мог изучить любую его структуру в деталях, потому что все эти детали есть у нас в Коране и Сунне.

Ещё раз повторю: первым шагом на пути к искомым переменам станет разработка проекта будущего Исламского Государства. А как иначе? На базе каких проектов ещё нам установить Исламское Государство? Ведь понятно же любому, что каков проект — таково и государство. Не может быть коммунистического государства на базе капиталистического проекта. Исламское Государство может быть представлено в реальности только на базе исламского проекта. Капиталистическое государство может быть представлено в реальности только на базе капиталистического проекта. Не может на скелете птицы вырасти лошадь.

Второе, что нужно, — это определить путь, по которому мы пойдём к нашей цели. Путь к столь великой цели не может быть начерчен спонтанно или выдуман на ходу. Его нужно определить заранее, и он должен соответствовать Шариату. Третье, что нужно, — это ясно понимать реальность, в которой мы живём, ясно понимать реальное положение дел в наших обществах, знать, какие мысли в них царят, знать, какие силы внутри них самые влиятельные, знать, что представляют собой режимы, правящие нами, и как они связаны с иностранными государствами. Когда мы смотрим на некую мусульманскую страну, то мы должны знать, какое иностранное государство имеет решающее влияние в ней, какое иностранное государство контролирует правителя этой страны так же, как мы контролируем наших детей. Иными словами, нужно иметь полное представление о том, в каком положении мы живём, чтобы, опираясь на эти знания, иметь способность достучаться до умов мусульман и открыть им глаза на происходящее.

Нам — и вообще всем мусульманам, которые поддерживают наше дело — необходимо иметь полное представление и о силе Ислама, посредством которой мы хотим смести прежние режимы и установить на их месте систему Ислама. Мы должны понимать, что эта сила — в нас самих, в наших странах, в наших армиях, а не в иностранных государствах, и поэтому абсолютно глупо опираться на эти государства в попытках установить Ислам в наших землях. Неужели кто-то из вас считает, что государства, сражающиеся против Ислама, заключающие антиисламские альянсы под предлогом борьбы с терроризмом, ни с того ни с сего вдруг станут помогать нам в установлении настоящего Исламского Государства, главе которого подчинятся все мусульмане?

Поэтому для реальных изменений необходимо иметь:

1. Проект Исламского Государства.

2. Понятие о шариатском пути установления этого государства.

3. Правильное представление о ситуации, в которой мы живём.

4. Понятие о том, где сосредоточена сила, посредством которой мы хотим добиться изменений.

5. Правильное понятие о международной обстановке и о международной борьбе за ресурсы исламских земель.

Выполните эти пять условий, и только тогда вы будете иметь право говорить, что знаете, как добиться реальных перемен, потому что будете знать, чего хотите, как этого достичь и какие препятствия вам предстоит преодолеть. Только тогда вы будете иметь право сказать, что действуете по ясному убеждению, как об этом сказал Всевышний в Коране: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению» (12:108).

Мы просим Аллаха ﷻ дать нам такое убеждение и указать нам на правильный путь! До следующей встречи, где мы обсудим ещё одну важную проблему. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

На арабском https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74