Рождение Пророка ﷺ. Сира 2 ч.

Цикл лекций «Сира Пророка Мухаммада ﷺ»

Лекция вторая

Лектор Абу Низар

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/6105

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и молитва нашему господину, руководителю, усладе наших очей, являющемуся примером для нас и показывающему нам путь к Аллаху, а также его семье и всем его сподвижникам.

Мои братья, мы продолжаем говорить об истории жизни Пророка ﷺ, и, как я сказал в первой лекции, это — очень сложная задача. Я попытаюсь разъяснить благородное жизнеописание Пророка ﷺ, ведь сегодня мы как никогда нуждаемся в следовании его пути, дабы знать, как достичь развития, как достиг того Мухаммад ﷺ.

Я хочу напомнить три причины, из-за которых мы изучаем сиру Пророка ﷺ. Мы говорили, что, в общем, нашей целью является достижение развития Уммы, чтобы она вновь поднялась на ноги, как это было в прошлом. Тем более, нам это было обещано. Но, если говорить подробно, мы желаем ознакомиться с жизнеописанием Пророка ﷺ по трём причинам:

Первая причина — оно является практическим применением аятов Корана. Например, в Коране говорится:

«Придерживайся прямоты, как было велено тебе».

А сира Пророка ﷺ нам показывает, как нам придерживаться этой прямоты. Также, когда Всевышний Аллах говорит:

«Суди между ними по тому, что низвел Аллах», —

то сира Пророка ﷺ нам показывает, как это воплотить, при этом обладая человеческими способностями, не являясь каким-то сказочным героическим персонажем, сюжет о котором оторван от реальной жизни. Жизнеописание Пророка ﷺ является идеальным и практическим примером, или исполняемым в реальности идеальным примером для подражания. Другими словами, это есть высочайший пример для подражания и в то же время — практический проект для жизни. Как мы и сказали, Всевышний Аллах воплотил в Мухаммаде ﷺ все совершенные качества человека.

Итак, повторюсь, мы изучаем сиру Пророка ﷺ, потому что она является для нас практическим примером применения аятов Корана. В других шариатах присутствуют законы, которые есть и в Исламе, как, например: не воруй, не прелюбодействуй, не желай жену своего соседа... Но Ислам имеет такой образ жизни, который охватывает все стороны жизни и делает тебя правдивым, верным, управленцем, т.е. он вбирает в себя всё.

Вторая причина, из-за которой мы изучаем жизнеописание Пророка ﷺ, — это то, что каждый человек нуждается в полноценном примере для подражания. А такой пример можно найти лишь в личности Мухаммада ﷺ и в его жизнеописании.

Третья причина изучения жизнеописания Пророка ﷺ заключается в том, что он подобен компасу в пути и карте в пустыне. Сира Пророка ﷺ опровергает все неудачные попытки врагов пророков одержать над ними верх, как и их утверждение, что они способны править человечеством. Они выдвигают проекты правления, восстав тем самым против Аллаха. Историей жизни Пророка ﷺ мы доказываем их несостоятельность. В то же время мы доказываем, что есть лишь один путь к развитию, единственно верный, а всё остальное является заблуждением.

Я вкратце вернусь к концу нашей прошлой лекции. Мы упомянули о необходимости знать, каким был мир до послания Пророка ﷺ. Также мы нуждаемся в знании о нашей реальности сегодня до установления религии, и чтобы знать, какого успеха добился этот великий человек, нам необходимо знать, в каком мраке и испорченности жил мир в тот период.

Прошлый раз мы описали — в целом — картину мира того периода и рассказали о жизни на Аравийском полуострове. Мы сказали, что на тот период регионом правили Римская и Персидская империи, поделившие землю приблизительно на две половины. В этих империях присутствовала жестокость, неверие, многобожие и отвратительные обычаи. Что касается Аравийского полуострова, то там было распространено невежество, имелось 360 идолов, которые были собраны в благородной Мекке, в Каабе, сильно напоминающих флаги нынешних арабских государств. Среди арабов преобладала слепая приверженность к своему роду, было распространено кровопролитие и велись войны. Они хвастались своим родом, племенем и языком. Я сейчас говорю о том, каким был мир 1400 лет тому назад.

Братья, не чувствуете ли вы, что я как будто описываю нынешнюю действительность? Что сегодня изменилось?! Отсутствует поклонение божествам?! Сегодня есть идолопоклонство, иудеи, поклонение коровам, ужасная тирания и слепая приверженность роду. Мир стал таким, каким он был до Ислама. Мы видим, как из единой Уммы Мухаммада ﷺ выходят те, кто говорит: в первую очередь нас интересует Ливан, или Египет, или сектор Газа, в то время как Всевышний Аллах сказал:

«Мы сделали вас общиной посредствующей»,

«Воистину ваша Умма — это единая Умма».

Вернулась слепая родоплеменная приверженность, тогда как Пророк ﷺ её устранил, и тогда она расплавилась под давлением Ислама. И даже больше того, мы видим людей, которые пытаются оправдать свою родоплеменную приверженность и своё невежество (джахилию), приводя некоторые моменты из жизнеописания Пророка ﷺ. Мы также упомянули о том, как средства массовой информации пытаются укрепить приверженность к обычаям и родоплеменному фанатизму.

Я столкнулся с одним достоверным хадисом, — ведь кто может быть правдивее Пророка ﷺ в описании эпохи невежества (джахилии)!.. Итак, Посланник Аллаха ﷺ в достоверном хадисе, переданном от Ибн Хибана, говорит: «Воистину, Аллах возненавидел обитателей земли до моего послания, как арабов, так и неарабов, кроме некоторых оставшихся из обладателей Писания. И Он мне сказал: «Я ниспослал тебе писание, которое не сотрётся водой», — т.е. в этом был намёк, что оно не изменится, что законы его непременно исполнятся. «Так читай его, будучи спящим и бодрствующим» — т.е. следуй ему во всех ситуациях. Вот таким был мир до послания пророчества.

Всевышний Аллах в Коране упомянул всю эту испорченность от начала до конца. Он назвал самым великим грехом, который совершали жители Аравийского полуострова, их восстание против Аллаха тем, что они издавали законы помимо Него. И они меняли эти законы, как пожелают. Например, они делали какие-то месяцы запретными, а потом меняли запретность месяцев на другое время. Итак, Всевышний Аллах сказал в Коране:

«Скажи: Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые».

Мерзкие поступки — это все отвратительные дела. Далее Он сказал, что запретил:

совершать грехи — ослушание, бесчинствовать без всякого права — т.е. запретил несправедливость. Затем Он сказал, что запретил: «приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». Также Всевышний Аллах сказал:

«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них? Так неверующим представляется прекрасным то, что они совершают».

Отсюда мы понимаем, что человечество было мёртвым, и Коран пришёл, чтобы оживить его.

Из этого мрачного периода прослеживается, что весь мир ждал какого-то изменения. Все ощущали, что не может так постоянно продолжаться и что скоро произойдут перемены. Изучающие Писание люди, такие как сторонники единобожия (ханифы), христиане и иудеи знали, что в то время появится последний пророк и поменяет существующее положение, заменит его справедливостью после тирании и светом после мрака. Они распространяли мысль среди людей о том, что появится пророк. И они были осведомлены о том, когда он явится, что он должен появиться как раз в тот период. Учёные и просвещённые люди ждали того, кто станет печатью пророков. Но они не знали, откуда он выйдет.

Братья, разве вы не видите сходства между тем периодом времени и мраком сегодняшнего дня?! Разве не видите, что мир сегодня отчаялся во всех решениях и предложениях, о которых когда-то думал, что они приведут к развитию всего человечества, в результате чего исправится положение людей?! Однако получилось всё наоборот. Появились другие фараоны и силы, борющиеся между собой, которые разделили мир и наполнили его кровью и войнами. Сегодня все ждут какого-то изменения. Но сыновья этой Уммы, которые знают Аллаха, доверяют тому, о чём говорили пророки, и тому, о чём сказал Аллах в Своём Писании, ждут и оповещают весь мир, что вскоре появится Халифат с окончательным и последним решением для человечества, и он выведет людей из мрака к свету, так же как знали жители Аравийского полуострова и люди Писания, что к концу времени придёт последний Пророк. Мир на тот период ждал последнего Пророка, который был печатью пророков, и сегодня мир ждёт порядок жизни, который явится печатью других порядков и систем для жизни.

Мы говорили о времени ниспослания пророчества, теперь же поговорим о месте его ниспослания. Почему местом ниспослания была выбрана именно Мекка? Большинство из нас знает рассказы из жизнеописания Пророка ﷺ. Но — как было сказано мною, — мы хотим увидеть из жизнеописания Пророка ﷺ то, как происходит развитие во всех отношениях. Если мы узнаем все подробности из сиры Пророка ﷺ, то это будет для нас дополнительной помощью в призыве к построению Исламского Государства, следуя в этом примеру Мухаммада ﷺ. Итак, выбор Мекки в качестве начала послания не был случайностью. Так же претворение системы правления Ислама сегодня нуждается в месте и государстве, которое будет стабильным, способным существовать и защищаться. Так почему же выбор пал на Мекку? Почему, например, Пророк ﷺ не появился в Риме, Персии или же в Палестине, где было множество пророков? В чём же отличие Мекки? Мы говорим об этом, чтобы знать, какое место будет наиболее подходящим для построения Исламского Государства.

Первым отличительным качеством Мекки является то, что в её истории не было запутанного просвещения, философий или устоявшихся законов. Из просвещения — приблизительно — можно сказать, что в ней присутствовала лишь поэзия. Однако общество Мекки было простым. Там не было запутанных философских мыслей и множества законов, как это было, например, у греков. Если призыв появился бы на территории, где имелись философские мысли, то они повлияли бы на чистоту и прозрачность призыва. Тогда Пророк ﷺ был бы вынужден очищать религию от того, что с ней смешалось, а потом уже призывать к этой религии. Но в Мекке было чистое, ни с чем не смешанное неверие, и был безупречный Ислам. Мекка была выбрана ради того, чтобы призыв там оставался чистым и прозрачным. Чтобы не могли сказать о нём, что это послание есть результат эволюции прежних убеждений.

Они могли бы сказать, что на эту религию повлияли философские понятия, т.к. во многих философских воззрениях имелись некоторые исламские мысли. Поэтому Ислам не смешался с философией и различными мыслями. Отличительным качеством Мекки явилось то, что её общество было вдали от всякой культуры, а это, в свою очередь, подтверждает силу законодательной стороны Ислама, т.к. Ислам не попал под влияние какой-либо культуры. Наоборот, из него проистекает всеохватывающая культура и подробные законы для человека. Он ничего не взял из посторонней среды, которая его окружает, что показывает огромную способность его законодательной стороны. Ведь не будет чудом, если появится новая система жизни в сильном государстве с известным мировым порядком. В этом никак не проявляется способность законодательной области. Но чудом будет, если появится культура, построенная лишь на откровении, легко воспринимаемая и не находящаяся под влиянием других взглядов, являясь при этом чистой и прозрачной.

Ислам так же не был ниспослан в Палестине, дабы не сказали, что на него повлиял иудаизм или христианство, ведь, мы знаем, Посланник Аллаха ﷺ приложил огромные усилия для очищения Ислама от многих мыслей времён невежества, как, например, такой мысли, когда называют усыновлённого ребёнка родным сыном, делая его наследником. Известно, что до прихода запрета на это дело у жителей Мекки произошли связанные с этим события, дабы стереть из их умов мысль о наречении усыновлённого ребёнка сыном. Но сегодня мы видим, как Ислам смешался с другими религиями и философиями. Мы знаем из истории, как просочились греческие мысли и как они повлияли на Ислам. Из-за этого заблудилось много людей. Появились заблудшие течения. Однако в Умме появились великие проницательные учёные, дабы очистить Ислам и вернуть его в первоначальное состояние. В этом очищении нуждались такие неправильные мысли, как сотворённость Корана, взгляды мутазилитов и джахмитов, вопрос када ва кадар. После этих воззрений сложно было вернуть чистоту мыслей Ислама. Сегодня, до установления Исламского Государства, нам необходимо очистить Ислам от неправильных взглядов, которые исходят от западного просвещения, оказавших губительное влияние на Умму Мухаммада ﷺ. Исламское Государство было разрушено лишь по причине заблудших мыслей, и вернётся оно только с помощью правильных и чистых идей.

Я хочу привести слова из книги «Исламское государство», автором которой является обновитель исламских понятий шейх Такыюддин Набхани (да помилует его Аллах):

«Нынешнее поколение мусульман не застало существование Исламского Государства, являющегося полным воплощением Ислама. А то поколение, которое жило в последние годы существования уничтоженного Западом Исламского Государства (Османского государства), видело лишь жалкие отголоски исламского правления. Поэтому большинству мусульман, чьё представление находится в плену сегодняшней действительности, трудно вообразить форму правления Исламского Государства. Люди судят об управлении лишь на основе насильно внедрённых в исламские земли демократических принципов. Однако сложность не только в этом. Главная трудность заключается в том, чтобы изменить сознание мусульман, отравленное западным просвещением. Воистину, это просвещение является оружием Запада, направленным против Исламского Государства. Именно этим оружием он нанёс по нему смертельный удар». «Мусульмане не придали должного значения опасности этого просвещения. Ведя борьбу против колонизатора, они одновременно вооружались его же просвещением, в то время как именно это просвещение и было основой их колонизации... Чего хотят мусульмане? Хотят ли они построить государство, основанное не на Исламе, или хотят построить на территории мусульман несколько государств? Несомненно, с тех пор, как Запад стал оказывать на них своё влияние, он делает всё возможное, чтобы максимально отдалить Ислам от реального управления, разделить земли мусульман…».

Нынешнее западное нашествие тяжелее для нас, чем неправильные мысли, присутствовавшие в прошлом. Ведь сегодня ведётся просветительская война против Ислама. Поэтому сознательные, просвещённые мусульмане, отличающие харам от халяла, должны защищать Ислам до появления Исламского Государства. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Смерть тысячи поклоняющихся легче перед Аллахом, чем смерть одного человека, знающего о халяле и хараме». Как вы думаете, почему? Потому, что тот, кто отличает халял от харама, понимает, как защитить Ислам и очистить его от того, что с ним смешалось.

К примеру, если взять национализм, то мы видим, как он пагубно повлиял на тело этой Уммы. Или же посмотрим на патриотизм, мысль о демократии или постепенности. Призыв к ним является предательством в отношении сиры Пророка ﷺ. Как удивительно то, что сегодня происходит! Исламская Умма, у которой есть своя система для жизни, просит, чтобы ею правили другой конституцией, как это делают сегодня «исламисты»! Разве Аллах (Свят Он и Велик) не сказал:

«Или же они не узнали Своего Посланника и принялись отвергать его»?

Призыв, который происходил в благородной Мекке, указывает нам на то, что Ислам необходимо очищать от всех примесей, смешавшихся с ним. Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху».

Ведь если идея станет ясной и вернётся к своей чистоте, то люди примут её без препятствий.

Второй причиной, из-за которой была выбрана Мекка в качестве призыва, было то, что у неё не было высокоорганизованной армии со своей стратегией и великими полководцами. Войны в том регионе представляли собой вид неупорядоченных набегов. Разве проявилось бы чудо в тех победах, которые мусульмане одержали над другими государствами, если бы Ислам ниспослался в сильном и крепком государстве? Из этого мы видим, что Ислам оживил этих людей после того, как они были мёртвыми, таким же образом, как пророк Салих извлёк из камня верблюда.

После того, как призыв начал распространяться, внезапным образом появились великие полководцы, у которых за спиной не было никакой истории ни в стратегии, ни в военном образовании. Появились имена, бросающие вызов в военном плане, искусно используя манёвры и одерживая невероятные победы. Вы только вообразите себе: после того, как умер Пророк Мухаммад ﷺ, в течение тринадцати лет рушится Персидская империя руками общества, которое ранее не имело какого-либо просвещения, состоящего из племён и бедуинов! Когда мы говорим о Персидской империи, то должны понимать, что у неё было два миллиона воинов. В её состав входили территории Ирана, Ирака, Афганистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Пакистана. Она владела примерно половиной цивилизованного земного шара. И от чьих рук она пала? Эта империя пала от рука появившихся полководцев, таких как Халид ибн аль-Валид, Зубайр ибн аль-Авам, Абу Убайда ибн аль-Джаррах и аль-Бара ибн Малик. Какое же положение они занимали в период ниспослания пророчества?!

Возьмём в качестве примера Халида ибн аль-Валида: в битве Ухуд он был в замешательстве, не зная, как поступить против мусульман в количестве семисот человек, имея трёхтысячную армию. Но, будучи в Исламе, он с восемнадцатитысячной армией победил девятисоттысячную армию персов. Что с ним произошло?! Что его так изменило?! Что же такого вселил Ислам в их умы и сердца, повлияв на их волю и взгляд на жизнь?! Почему после принятия Ислама они совершали удивительные поступки?! Это — то, над чем нужно размышлять. Ведь Ислам имеет силу в вопросах управления, в военном деле, в подготовке кадров и в достижении побед.

Также хочу привести пример с битвой при Кадисии, где тридцать две тысячи мусульман сразились с двухсотпятидесятитысячной армией персов, одержав над ними верх. В таком же духе во время битвы в Ярмуке мусульмане выиграли с тридцатью девятью тысячами воинов сражение против двухсоттридцатитысячной армии римлян. В той же мере мусульмане с двенадцатитысячной армией, во главе которой был Тарик ибн Зияд, взяли Андалусию, которая находилась под правлением Ислама семь веков. Какой же из этого мы можем извлечь урок?! О мои братья! О мусульмане! Уроком для нас будет то, чтобы мы не обманывались силой Запада и его многочисленным оружием. Ислам содержит в себе силу и способность в вопросах управления, администрации, законодательства и военного дела. Он может сыновьями Исламской Уммы и теми способностями, которыми они располагают, управлять всем миром. Ислам способен вновь возродить традицию, когда мусульмане одерживали победу и совершали великие поступки.

Ислам сделал великими первое поколение мусульман, которые изначально были разрозненными племенами и не являлись мусульманами. Но мы, по милости Аллаха, являемся мусульманами. Т.е. у нас есть крепкие узы, на которые мы опираемся. Что же касается Пророка Аллаха ﷺ, то он начинал с нуля и будучи один. А мы, на сегодняшний день, имеем огромную Умму. У нас сейчас есть опыт и жизнеописание Пророка ﷺ. Также мы имеем в качестве примера великих полководцев. Т.е. мы выстраиваем свои поступки на основе примеров прежних поколений. Но у первого поколения мусульман не было таких примеров, на кого смотреть и равняться. Поэтому можно сказать, что будущее государство извлечёт из Уммы её скрытые творческие возможности. Неправильно будет говорить, что у нас чего-то не хватает. Мы имеем всё, что необходимо. Именно Ислам извлекает все эти возможности.

Мы радуем себя приятной новостью о том, что Посланник Аллаха ﷺ описал грядущее Исламское Государство. Он упомянул многое из его особенностей, но мы приведём лишь три из них:

Оно будет праведным, богатым и сильным. Данное государство будет праведным потому, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Затем будет Халифат по методу пророчества», — т.е. не будет таким, каким оно было в конце своего существования. Некоторые люди говорят, что оно будет подобно Османскому государству. Нет, это государство не будет таковым. Халифат будет таким, каким он был во времена Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими всеми Аллах)! Что касается того, что оно будет сильным, имея в виду в военном плане, то это потому, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Эта религия непременно распространится повсюду, где день сменяется ночью. Аллах не оставит ни одного дома ни в городах, ни в кочевье; в каждый из них Он принесёт эту религию, либо с величием, либо с униженностью. Величием Аллах возвеличивает Ислам, а униженностью унижает неверие», — также он сказал: «Мне была показана Земля, и я увидел её восточные и западные части. Воистину, владения моей Уммы достигнут того, что мне было показано».

Так вот, я говорю вам, что исламские завоевания во время Посланника Аллаха ﷺ и полководцев, которые были после него, не достигли всех тех мест, куда приходит день и ночь.

Поэтому сказанное в хадисах было обещано именно нам. Все открытия, которые совершили Халид ибн Валид и Кахках ибн Амр Тамимий, не достигли тех мест, о которых говорил Посланник Аллаха ﷺ. Но грядущее Исламское Государство охватит те места, куда приходит день и ночь. И мы принимаем в расчёт то, что было обещано нам. Третьей причиной, из-за которой была выбрана Мекка в качестве начала ниспослания, был арабский язык, потому что арабский язык богат, вдобавок, он является мировым языком, вбирает в себя все существующие значения, и не найти языка лучше для связи с другими людьми, чем арабский. Когда был послан Мухаммад ﷺ, все люди кругом понимали арабский язык, что являлось отличительной особенностью этого языка на тот период. Однако в наше время положение отличается, ведь мы знаем, что одной из причин развала Халифата было ослабление языка и то, что люди совершали множество языковых ошибок. Также одним из факторов развала государства было отсутствие у людей прочной связи с Кораном и ослабление связи людей друг с другом. Да, сегодня мы живём в эпоху социальных сетей, в чём, конечно, есть благо. Но если мусульмане будут попадать под влияние других языков, имеющих свои просвещения, то это добро может в любой момент превратиться во зло. Ведь если взять арабов, то мы видим, что некоторые из них, когда ты спрашиваешь их о чём-то на арабском языке, похожи на иностранцев, которые тебя не понимают. Поэтому нам нужно быть внимательными, чтобы арабский язык прочно укрепился в нас и в наших детях.

Мать Пророка ﷺ отправила его в пустыню, хотя он был арабом, так как она была мудрой женщиной. Ведь язык в пустыне был чище. Итак, мои братья, следите за тем, чтобы ваши дети знали арабский язык. Одним из факторов распространения призыва являлся арабский язык. Быть может, Аллах (Свят Он и Велик) выбрал Мекку для призыва из-за превосходства арабского языка. Четвёртой причиной, из-за которой была выбрана Мекка в качестве начала призыва, было то, что её жители верили в Творца. Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Если ты спросишь их, Кто создал небеса и землю? Они, конечно, скажут: «Аллах», —

т.е. они знали, что есть Создатель. Жители Мекки не считали, что другие божества являлись творцами. Никто из них не говорил, что Хубаль создал небеса и землю. Вопрос на самом деле заключался в программах для жизни, т.е. в том, чей закон будет править. Этих божеств они принимали как наикратчайший путь к Аллаху и поклонению Ему, считая, что это введёт их в Рай. У нас же, у мусульман, совсем другой порядок для жизни. Поэтому вопрос заключается в борьбе между тем, какие законы и программы для жизни будут воплощаться.

Какой урок мы извлекаем из сказанного? Мы извлекаем из этого, что вначале лучше призывать того, кто любит Аллаха, боится Его и ближе к твоей религии. Такой человек быстро хватается за Ислам, и призыв приносит ему пользу. Конечно, призыв ведётся ко всем людям, но тот, о ком было сказано, ближе к тому, чтобы принять этот призыв. Пятой и последней причиной, из-за которой была выбрана Мекка в качестве призыва, было то, что её жители обладали определёнными ценностями, которые укрепились в Исламе, такими как: правдивость, оказание помощи тому, кто находится в беде, хорошее отношение к соседям, щедрость, храбрость и величие. Арабы не были ранее завоёваны, поэтому они чувствовали величие. Посмотрите на то, что говорит один из поэтов того времени Антара ибн Шаддад: «Не пои меня водою жизни, но с унижением, а напои меня рюмкой горького растения, но с величием. Вода жизни подобна месту в глубоком колодце, и самое прекрасное жилище находится в глубоком колодце, но с величием».

Так посмотрите на Пророка ﷺ, где он использовал окружающие его обстоятельства в свою пользу. В этом для нас урок, показывающий, как управлять положением. Да, общество в период Пророка ﷺ находилось в плачевном состоянии и вдали от Аллаха. Но верующий, подражающий Пророку Аллаха ﷺ, находясь в этом мраке, найдёт то, чем можно принести пользу призыву, и сможет извлечь из существующего зла добро. Вышеупомянутые качества в них присутствовали. Ислам лишь укрепил и связал эти качества с Раем, Последней жизнью, стойкостью на истине и довольством Аллаха. Ведь Пророк ﷺ сказал: «Лучшие из вас во времена джахилии — лучшие и в Исламе, если станут сведущими». В нынешнее время у нас так же имеются эти качества. Пророк ﷺ преобразовал эти качества у тех людей, сделав их исламскими, но у нас они уже есть, т.к. мы — мусульмане. И это — ещё один рычаг, на который мы можем опереться. Итак, подводя итог, мы видим, что Пророк ﷺ в этой испорченной невежественной реальности умело управлял обстоятельствами в свою пользу.

Слабый же человек в трудных ситуациях постоянно жалуется, говоря: Я не могу! Во мне не хватает того-то… Но разговор ведь ведётся о сире Пророка ﷺ, и эти упомянутые в сире правила можно использовать во всех жизненных ситуациях. Их может использовать хозяйка дома, мать, директор школы, владелец магазина, их можно использовать в сложных ситуациях, когда ты беден или есть угроза твоей безопасности. Так посмотрите на обстоятельства вокруг вас, и вы сможете их использовать в ваших интересах. Что же сделал Посланник Аллаха ﷺ в среде, которой начал свой призыв, где было свыше трёхсот идолов? Ведь это означает, что все племена будут приходить в ту местность, где он проживает. Значит, он будет говорить со всеми людьми. Ему не придётся идти к племенам, таким как Бану Мурра, Бану Киляб, Бану Шайбан и др. Напротив, они сами во время сезона паломничества придут в Мекку. Разве Пророк ﷺ не в сезон паломничества встретил шестерых представителей Хазраджа, ставших впоследствии ансарами?

Он смог извлечь из этого пользу для призыва. Мекка являлась центром мирового объединения. Ведь ранее мы упоминали, почему эти идолы находились в Каабе? На самом деле, истинной целью их нахождения в Каабе не было их освящение и поклонение им. Курайшиты держали их в Каабе из-за личных интересов, т.к. они имели торговые отношения с римлянами и персами. Направляясь, в Шам и Йемен, им приходилось проходить через пустыню, где жили различные племена, и дабы обезопасить себя от их нападения, они заключили с ними сделку. Данный договор заключался в том, что эти племена гарантируют им безопасное прохождение в пути, а курайшиты взамен этого будут держать их идолов в Каабе. Ближе к чёрному камню были идолы тех племён, которые помогали курайшитам их безопасному следованию в пути.

Поэтому вопрос на самом деле состоял во взаимном обмене, а не в освящении божеств. Этих идолов держали с целью услужения Мекке и дабы иметь превосходство и главенство над другими. Пророк ﷺ опирался на арабский язык в пользу призыва, как мы и говорили, т.к. он являлся мировым языком, который знали все люди, находящиеся вокруг. Также он опирался в призыве на величие арабов и на то, что они прежде не были завоёваны. Поэтому те, кто оказал ему поддержку, проявили беззаветную храбрость. И напоследок, Пророк ﷺ извлёк пользу из того, что Мекка была центром в некоторых отраслях. Во-первых, она являлась центром торговли. Во-вторых, Мекка была центром просвещения. Ведь там был рынок Укказ, куда приходили все племена с целью проведения соревнований и хвастовства в знании арабского языка. Поэтому, когда был ниспослан Коран красноречивым языком и с возвышенным стилем, он привлёк взоры всех людей.

Мы сейчас извлекаем для себя из сказанного урок. В-третьих, Мекка была центром политического руководства. Все проблемы племён решались в доме собрания курайшитов (Дар ан-надва). В-четвёртых, Мекка являлась информационным центром. В-пятых, она была центром политического убежища, т.к. тот, кто входил в неё, был в безопасности. Всевышний Аллах сказал:

«Разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища».

Итак, очевидным для нас уроком из вышесказанного является то, что вокруг себя следует искать сильные стороны, какими бы ни были обстоятельства тяжёлыми, и извлекать из них для себя пользу вместо того, чтобы проклинать всё вокруг, быть безучастным и находиться в отчаянии. Многие люди, когда видят тяжёлое положение, говорят: «Мы ничего не можем поделать, наша роль на этом закончена, будем ждать Махди, Ису, ангелов, которые спустятся с небес, или разящую молнию. Они помогут нам против врагов наших».

В Умме Мухаммада есть те, кто так мыслит. Но Всевышний Аллах не меняет положение таким образом, и Пророк ﷺ не совершал подобного.
Вот такой была Мекка, и там появился Пророк ﷺ, появилась весна. Мне нравится называть Пророка Аллаха ﷺ весной и в том значении, в котором это слово применяется сегодня. Он не был арабской весной или лишь исламской. Он был весной для всего мира, у которой мы до сих пор берём её плоды.

Если открыть его личное досье, то мы обнаружим, что он был сиротой, отец его умер, когда он был в утробе своей матери. Помимо того, что он родился сиротой, он имел самую почётную родословную, имеющую глубокие корни. Если почётную родословную имеют последователи истины, то она подобна коронам на их головах. Но если подобную родословную имеют последователи заблуждения, то она никакой значимости им не придаёт. К примеру, Ислам возвеличил Джулейбиба ибн Хариса, ведь Пророк ﷺ сказал: «Я — от Джулейбиба, и Джулейбиб — от меня». И так же Ислам унизил Абу Ляхаба, дядю Пророка ﷺ.

Пророк ﷺ дал понять Фатиме, чтобы она не рассчитывала на то, что её отец — Мухаммад и что она — из его рода. Он ей сказал: «Твори благие дела, я не могу тебе ничем помочь перед Аллахом». Итак, Пророк ﷺ сказал: «Кого задержали его дела, родословная того не поторопит». Смысл хадиса в том, что если твои деяния отсрочили вхождение в Рай, то родословная не может поторопить твоё вхождение в него.

Мухаммад ﷺ стал Пророком по двум причинам: первая — это то, что Всевышний Аллах избрал его, а вторая — потому, что он приобрёл определённые качества и заслужил быть Пророком ﷺ. Он был господином прекрасных нравов, был правдивым, верным, как, например, человек может заиметь высокий пост, только если имеет диплом о высшем образовании, знает много языков и т.д. Другими словами, Пророк ﷺ заслужил быть Посланником.

Посланник Аллаха ﷺ родился через пятьдесят дней после известного случая, названного «Событие со слоном». Как вы думаете, почему после события со слоном прошло немного времени и родился Пророк Аллаха ﷺ? В этом событии Абраха аль-Ашрам направлялся со слоном разрушить Каабу, и Аллах наслал на него стаи птиц. Что же давало понять жителям Мекки и неверным во все времена событие со слоном незадолго до рождения Пророка ﷺ? Они берут себе помощников, других помимо Аллаха. Но когда приходит беда, вспоминают лишь об Аллахе, и после того, как Ислам встанет на ноги, выявится слабость тех, кого они взяли себе в помощники помимо Аллаха. Для курайшитов было привычным приукрашивать заблуждение, но когда произошло событие со слоном, никто из них не утверждал, что им помог Хубаль или Аллат или аль-Узза. Все они сказали, что им помог Аллах. Когда произошло это потрясение, и они узнали, что им помог Аллах, в это время появляется на свет Пророк ﷺ. А это, в свою очередь, означает, что когда появляется истина, то ложь исчезает. Так не приукрашивайте же ложь.

Также другим посланием для людей в этом событии было то, чтобы они посмотрели, что Всевышний Аллах делает с врагами пророков, с теми, кто считает истину ложью и враждует с Аллахом. Так не враждуйте с призывом, религией и пророками! Поэтому было необходимым, чтобы Мухаммад ﷺ появился именно в это время.

Пророк ﷺ родился 12 числа месяца Рабиъ уль-авваль. Т.е. он есть Рабиъ (весна) и родился в месяц Рабиъа. Он родился в понедельник на рассвете 571 года по григорианскому календарю. Выйдя младенцем на этот свет, он опирался на свои руки, подняв голову, будучи обрезанным и испытывая радость, не чувствуя никакой трудности и боли. Но произошло нечто удивительное! В момент, когда он вышел с утробы матери, будучи в земном поклоне, во дворце Хосроя обрушилось четырнадцать балконов! И погас огонь, которому поклонялись помимо Аллаха.

В чём назидание для нас из этого?! В том, что когда приходит истина, ложь гибнет! С рождением истины и с появлением света не может ужиться неверие. К сожалению, многие люди из числа этой Уммы прилагают усилия для того, чтобы найти совместимость между истиной и ложью, между культурой Ислама и культурой Запада. Они берут их понятия и облекают их в исламские одеяния. Зачем же они так делают? Где такое можно найти в жизнеописании Пророка ﷺ?! Где эти дела и где чистота Ислама?! Дорогие братья, я повторюсь ещё раз, что наиважнейший урок, который мы хотим сегодня извлечь — это то, что Ислам — чистый, он ни с чем не перемешан и ни в чём другом не нуждается. Всевышний Аллах говорит:

«Однако мы бросаем истину в ложь, и та разбивается о неё и исчезает».

Слово «фаядмагъуху» (разбивается) в аяте означает «вытаскивать мозг», и имеет два значения. Первое — это когда скрытое появляется на виду. Ложь всегда бывает скрытой. Да, ложь может облачиться в одеяния истины, но когда та разбивается об истину, то она выходит и выявляется в истинном облике. Под вторым значением этой фразы подразумевается смерть. Т.е. ложь не появится снова и не вернётся. И не выявится истина, пока ложь не погибнет.

Поэтому Пророк ﷺ разрушил идолов на глазах у курайшитов даже после того, как они отвергли этих идолов, и при их разрушении он зачитывал этот великий аят. Итак, когда родился Посланник Аллаха ﷺ, обрушились балконы во дворце императора персов Хосроя и погасли огни, не имея на это видных причин. Король персов начал спрашивать своих приближенных о причине этого явления, приближенные спросили у жрецов, а те спросили у джиннов и шайтанов. Тогда джинны и шайтаны начали обходить землю, чтобы узнать причину этого события, и они поняли, что знание об этом им было запрещено с небес.

Из биографии Пророка ﷺ мы узнали, что его зовут Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-Мутталиб (Абд аль-Мутталиб был хранителем источника Зам-Зам, и он — тот, кто вышел против Абрахи; как мы видим, Пророк ﷺ имел самое благородное происхождение). Отца Абд аль-Мутталиба звали Хашим, и он положил начало поездкам курайшитов в Шам и Йемен. Он — тот, кто организовал эту торговлю, благодаря чему Мекка и курайшиты находились в экономическом благоденствии. Также он был первым, кто заключал союзы на Аравийском полуострове, и первым, кто взялся за кормление паломников. «Хашим» означает «крошить», его так прозвали, т.к. он крошил хлеб для паломников. Хашим был сыном Абд Манафа ибн Кусаййя ибн Киляба. Кусайй ибн Киляб объединил курайшитов и основал в Мекке дом собраний. Итак, Мухаммад ﷺ был потомком семейства, которое имеет глубокие корни в политике, щедрости, во взаимоотношениях между людьми и международных отношениях. Но его семья не относилась к числу богатых людей, несмотря на то, что она была самой благородной и имела глубокие корни. Так почему же его род не был богат? Потому что он тратил все свои богатства на поение, кормление и услужение паломникам.

У этой родословной имелась другая ветвь, возводящаяся к семейству Умайи — к роду, к которому относился Абу Суфьян. И они были богаты, потому что не служили паломникам. Вдобавок, они не были из числа тех, кого любили люди. Пророк ﷺ появился из семейства, где он сам не был богат, но был близок к богатым и почётным людям. Также он был беден, но относился к почётной родословной, находясь в середине между бедными и богатыми. Он являлся потомком людей, живших в величии и почёте, но в то же время прожил определённый отрезок времени в бедности. Обратите внимание, как Всевышний Аллах устроил это для Пророка милосердия и верного руководства! Ведь если ты будешь беден, или же будешь иметь величие и почёт, то во всех этих случаях ты сможешь найти в Пророке ﷺ пример для подражания.

Я хотел завершить лекцию, но так как мы говорили о рождении «весны», имея в виду Пророка ﷺ, то я хотел бы вас спросить. Кто из вас видел Мухаммада ﷺ? Кого из вас Аллах почтил тем, что он увидел его? Я вам завидую белой завистью.

Хасан, внук Пророка ﷺ, описывая его, говорил о нём, «что он был благородным человеком и в глазах людей он был великолепен. Всякий, кто видел его из числа мусульман или неверных, говорил: «Я не видел подобного ему, ни до встречи с ним, ни после». Кого бы он ни повстречал, он оставлял у него улыбку на лице. В этой лекции мы говорим о том, какой он был внешности, в следующей же лекции мы поговорим о его нравственных качествах. Но если Аллах сделал кого-то в чём-то схожим с Посланником Аллаха ﷺ, то мы сможем понять, как это можно использовать в призыве.

Далее, продолжая, Хасан сказал: «Каждый, кто его видел, оставался под впечатлением. Даже если он увидел его всего лишь один раз, то вспоминал это событие». Абу Хурайра, описывая его, говорил о нём: «Я не видел лицо, более красивое, чем у Посланника Аллаха ﷺ; казалось, что его лицо и есть солнце». Один из сподвижников Пророка ﷺ Джабир ибн Самура говорил: «Однажды я шёл лунной ночью и увидел Посланника Аллаха ﷺ в красном одеянии, идущим мне навстречу, и я начал смотреть то на луну, то на Посланника Аллаха ﷺ. Клянусь тем, кто послал его с истиной, он был красивее полной луны».

Цвет кожи Пророка ﷺ был белым, сияющим, с оттенком румянца, лицо его было ни круглым и ни длинным, а что-то между этим. Лоб его был сверкающим и ровным, и из него исходил свет. Меж глаз его шёл свет. Передаётся, что наша госпожа Аиша в своей комнате шила одежду, и у неё упала иголка, затем она начала искать её и не нашла. Когда же зашёл Посланник Аллаха ﷺ, то комната осветилась, и она увидела иголку. У Пророка ﷺ были большие чёрные удлинённые глаза. В глазах его была краснота, т.е. его глазные сосуды выделялись. Глазной белок его был очень белым наряду с тем, что зрачки у него были сильно чёрными. Нос был прямой. Голова и губы были большими. Зубы были разделены друг от друга.

Когда он разговаривал, от его передних зубов шёл свет. У него был сильный и громкий голос. Как говорила Умм Мабад: «Когда он молчал, то держался с достоинством, а когда говорил, то был великолепен. Слова его были подобны падающим жемчужинам, речи его были ясными, не слишком краткими и не слишком длинными». Т.е. речь его не была краткой, из-за чего люди могли не понимать его, и не была длинной, где присутствуют лишние слова. Он говорил красноречиво и по мере необходимости. Он был самым красноречивым среди арабов. Когда он разговаривал, сподвижники легко запоминали его речь.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь». У Пророка ﷺ была широкая шея, подобная сверкающему серебру. У него была широкая грудь и широкие плечи. Живот и грудь у него были на одном уровне, т.е. у него не было большого живота. У него были тонкие волосы, которые короткой линией соединялись между грудью и животом. Ладони у него были широкими и плотными. Секрет его ладоней заключался в том, что когда он указывал, то делал это лишь руками. Во-вторых, ладони его были холодными. Мы это понимаем из многих хадисов, как, например, хадис, где говорится: «И он положил ладонь на мою грудь, и я почувствовал холод, который исходил от кончиков его пальцев». Этот случай произошёл с юношей, который пришёл к Посланнику Аллаха в присутствии его сподвижников и сказал: «О Посланник Аллаха, позволишь ли ты мне совершить прелюбодеяние?». Пророк ﷺ приблизил его к себе и посадил его возле себя. Затем положил ладонь на грудь. Юноша сказал: «Я почувствовал холод, исходящий от его кончиков пальцев, из-за чего я успокоился».

Также в другом достоверном хадисе передаётся: «Посланник Аллаха ﷺ зашёл в одно из заграждений, принадлежавшее ансарам, и вдруг он увидел верблюда, который приблизился к нему и положил свою голову на плечо Пророка ﷺ, плача и жалобно издавая звуки, и из глаз этого верблюда текли слезы. Тогда Посланник Аллаха протёр своей ладонью глаза верблюда и кость, которая находится поверх его уха. Затем погладил шею до его горба, и тогда верблюд успокоился. Также ладони его были душистыми, из которых исходил запах мускуса. Если он клал руку на ребёнка, то приятный запах на его голове сохранялся несколько дней, как будто Посланник Аллаха ﷺ, находясь у парфюмера, вытащил руку из его корзины для благовоний. Пророк ﷺ очень сильно следил за своим внешним видом, запахом, исходящим от его тела, и очень сильно следил за своей опрятностью».

Походка его была стремительной, он был очень активным, шаги его были короткими. Его сподвижники (такие, как Умар) говорили о нём, что когда он ходил, казалось, как будто земля разостлана для него, «и мы пытались его догнать, а он не обращал на нас внимания». Пророк ﷺ не был низким и высоким, он был среднего роста. Если он поворачивался, то он поворачивался всем своим телом. Он не смотрел, повернув лишь голову. У Пророка ﷺ между лопатками имелась печать пророчества размером с голубиное яйцо; своей формой она напоминала полумесяц чёрного цвета, и есть высказывания о том, что она была красного цвета. Сам Пророк ﷺ ароматно пах. Из-за аромата, которым он пах, люди узнавали, по какой дороге он ушёл. Если кто-то спрашивал о Пророке ﷺ: «Где он?», — то, используя чувство обоняния, можно было узнать, по какой дороге он ушёл.

Он длительное время находился в печали, много размышлял и часто беспокоился. Также передаётся, что его не видели когда-либо отдыхающим. Он был оптимистичным, прощающим и не любил показывать себя. Когда, кто-то приходил к собранию сподвижников, то он спрашивал: «Кто из вас Мухаммад?». Тогда один из сподвижников отвечал: «Вон тот красивый человек». Он не выделялся каким-то особым местом, и люди его не узнавали. На этом я хотел бы завершить описание Пророка ﷺ. Конечно, для нас большим примером будут нравственные качества Пророка ﷺ, т.к. мы можем в этом последовать ему.

На следующей встрече, с соизволения Аллаха, мы будем говорить о молодости Пророка ﷺ, о том, как у него прошли юные годы. Отдалялся ли он от общества, как это делают сегодня многие из соблюдающих людей? Ты видишь соблюдающего человека, который боится Аллаха, но отдаляется от общества, считая его мёртвым, и исправляет лишь себя. Равным образом, ты видишь человека, находящегося в обществе, принимающего участие как в политике, так и в экономике, но он находится вдали от Аллаха и не соблюдает его религию. Разве Пророк ﷺ был подобен всем этим людям? Как он создавал равновесие между этими двумя крайностями? Повторюсь ещё раз: в следующий раз поговорим о молодости Пророка ﷺ.

И если Аллах позволит, то поговорим о самом великом моменте в истории человечества, когда соединится тот, кто на земле, с тем, кто на небесах, когда снизойдёт свет и придёт откровение Пророку ﷺ в пещере Хира. Теперь я хотел бы послушать вас. Да вознаградит вас Аллах! И хвала Аллаху, Господу миров!

Я хотел бы услышать от вас какие-либо комментарии или вопросы.

Пусть Аллах воздаст Вам благом и благословит! Вопрос касается реальности Мекки. С какими государствами она схожа на сегодняшний день, где возможно было бы возрождение Халифата?

Я упоминал в лекции пять особенностей, которыми характеризовалась Мекка. Во-первых, я сказал, что в Мекке не было философий, а что касается нынешнего времени, то сегодня в Ислам просочились различные мысли. Поэтому в этом отношении нам тяжелее менять ситуацию, т.к. прежде чем призывать к Исламу, мы должны очистить Ислам от этих мыслей. Всевышний Аллах выбрал место для начала призыва, которое было вдали от всяких запутанных различных просвещений наподобие греческой и персидской философий. Как будто Аллах говорит нам Своим выбором, что Ислам должен быть чистым и прозрачным. И это — то, к чему мы сегодня стремимся.

Во-вторых, что касается военной отрасли, то мы сказали: в Мекке не было сформированной армии, имеющей чёткую организацию, не было армейского плана, как и не было больших войск. Что же касается исламских земель на сегодняшний день, то они имеют такие армии. Поэтому в этом отношении нам легче противостоять другим. В первой лекции я говорил: какая из двух реальностей сложнее, в период Пророка ﷺ или нынешняя действительность, и где выполнять миссию сложнее? По милости Аллаха, у нас есть военные формирования, верующие офицеры, и среди них есть люди, которые, возможно, примут мысли Ислама. Как я и говорил, что когда появится Исламское Государство, то оно будет сильным, опираясь на сказанное мною. В-третьих, в Мекке люди знали арабский язык на высоком уровне, а что касается нашего времени, то в арабский язык просочились ошибки и проникли чуждые для нас просвещения. Человек, окончивший университет, являющийся магистром, не может прочесть Коран без кучи ошибок, не говоря уже о том, чтобы прочитать стихи или какой-нибудь арабский текст. Мы так же упоминали, что одним из факторов развала Исламского Государства было слабое понимание арабского языка. Поэтому на нас лежит укрепление арабского языка, чтобы он был опорой в государстве.

Осталось упомянуть, что у жителей Мекки имелись высокие ценности, и они верили в Аллаха. Что касается нас, то у нас есть Умма, верящая в Ислам, которая обладает этими ценностями. Если же брать в целом, то реальность во время Пророка ﷺ была сложней, чем сейчас. Мы имеем очень много рычагов в исламских регионах, на которые можем опереться. Но там, где Пророк ﷺ начинал призыв, рычаги для призыва были слабые, но, тем не менее, он их использовал в свою пользу.

Хотел бы ещё сказать насчёт родословной и красивой внешности Пророка ﷺ. Ибн Каййим говорит: «Я не могу сам себе предоставить в лучшей форме то, что мне было уже даровано». Тот, кому дарована красивая внешность, может это использовать в пользу призыва. Например, если бы Аллах тебе даровал в обществе знатное положение из-за твоей родословной, то Аллах ждал бы от тебя, как ты отблагодаришь его за это. Как же можно отблагодарить Аллаха за это? Это можно сделать, используя своё положение в подчинении Ему. Если Аллах даровал тебе красоту — в особенности, это касается молодых людей, — то её так же можно использовать в пользу призыва. Ведь первое, на что обращает внимание человек — это внешний вид. Когда же он заговорит, то человек забывает о его внешнем виде и обращает внимание на то, о чём он говорит, но когда он строит с тобой отношения, то он забывает и о внешнем виде, и о словах, и обращает внимание на поступки, смотря на такие качества, как доверие, правдивость, исполнение договоров. Если же Аллах даровал тебе красоту, у тебя есть первый ключ к человеку.

Быть может, Аллах даровал тебе или твоему отцу роль старейшины, или даровал тебе редкую специальность, язык, детей и тому подобное. Всё это можно использовать в целях призыва.

Вы сказали, что одной из особенностей будущего государства будет то, что оно будет богатым. Говорится ли тут о его экономическом положении?

Я упомянул о том, что оно будет сильным и богобоязненным, но не привёл доказательства того, что оно будет богатым. Да, Вы правы! Да вознаградит Вас Аллах! Что касается доказательства в пользу того, что оно будет богатым, то в конце длинного хадиса, переданного Муслимом, приводится, что Пророк ﷺ сказал: «Затем Аллах выведет человека, халифа, который будет осыпать (людей) деньгами, и их невозможно будет сосчитать», — или, как приводится в хадисе от Нумана ибн Башира после того, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Затем будет Халифат по методу пророчества, и затем Ислам положит свои опоры на землю, и тогда небеса не задержат блага, кроме как ниспошлют их, и так же земля, кроме как выведет с земли эти блага». В этих хадисах содержится намёк на то, что будет изобилие и решатся экономические проблемы, из-за которых Умма будет находиться в благоденствии в тени Халифата (с соизволения Аллаха).

Шейх, когда Вы упомянули о Мекке и тех особенностях, которыми она характеризовалась, я вспомнил Сирию и то, что сейчас там происходит. В Сирии нет философских мыслей, кроме мыслей партии Баас. Там нет испорченных мыслей и там не закрепились националистические и патриотические взгляды. И во-вторых, жители Сирии так же выделяются теми качествами, которые ты упомянул в жителях Мекки, а это — храбрость и щедрость. Мы видим сегодня, как они жертвуют на пути Аллаха. Люди находятся возле танков и самолётов, не боясь никого, кроме Аллаха, Велик Он и Могуч. Эти качества, упомянутые Вами у жителей Мекки, мы наблюдаем сегодня у жителей Сирии. Мы просим Аллаха, чтобы Исламское Государство появилось в этих местах! Да вознаградит Вас Аллах всем благом!

Я их сосчитал, и их было более двенадцати качеств. Но я не хотел говорить об этом сейчас. Я пожелал сказать об этом, когда буду приводить сравнение между тем, почему Мусаб ибн Умайр преуспел в образовании общественного мнения в пресветлой Медине, а в Мекке призыв не был принят. При этом сравнении я намеревался привести положение в Шаме и его сходство с пресветлой Мединой. Пусть Аллах окажет Вам почёт! Да вознаградит Вас Аллах! Вы высказали мысль в подходящий момент.

Мустафа, прошу! Я хочу лишь пояснить, что в Ислам не проникло что-то не из него. Ислам с тех пор, как был ниспослан Мухаммаду ﷺ, и до Судного дня останется чистым и прозрачным. Потому что когда мы говорим об Исламе, то говорим о его текстах, а это Книга Аллаха, Сунна его Пророка ﷺ и то, на что они указали. Эти тексты Аллах (Свят Он и Велик) сохранил. Он сохранил Коран и так же Сунну. И чтобы кто-то из Уммы не внёс в Ислам нечто другое, он имеет в себе категоричные тексты, связанные с убеждением (акъыдой) и Шариатом. Поэтому события, которые произошли в шестом и седьмом веке по хиджре, показывают нам, что Умма сама попала под влияние неисламских мыслей, а Ислам как был чистым, так и остался.

Да почтит Вас Аллах! Да, Вы правы! И на нас лежит обязанность очищать мысли. Да, конечно, мысли Ислама сами по себе чистые. Но я имею в виду, когда говорю «очищать», что есть те, кто пытается их исказить и внести в них чуждые мысли, от которых и нужно их защитить носителям призыва. В хадисе, переданном от Байхакый, Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Это знание от каждого поколения понесут справедливые люди, они очищают его — т.е. отдаляют от него и защищают — от искажений людей, переходящих границы, необоснованных утверждений лжецов и толкования невежд», — и это подобно тому, как кузнечные меха удаляют шлаки с железа. Как сказал Всевышний Аллах:

«Воистину, чистая вера может быть посвящена одному лишь Аллаху».

Задачей каждого мусульманина является изучать свою религию, чтобы знать, как защитить Ислам, от тех, кто пытается его исказить или внести в него мысли из других культур. Например, такие, как демократия, гражданское общество и другие мысли, которые — с изволения Аллаха — разрушатся перед крепостью Ислама.

Да, слушаю! Шейх Абу Низар! Хочу сказать, что одной из причин развала Исламского Государства было слабое понимание арабского языка. Но возникает вопрос. Создаст ли проблему ситуация, если к власти придут мусульмане-неарабы или халифом будет человек не из числа арабов? Обязательно ли, чтобы правитель мусульман был арабом?

Нет, не существует условия быть арабом человеку, который заслуживает звание халифа. Для того, чтобы человек заслужил быть халифом, существует семь условий, и в этих условиях не упоминается, что он должен быть арабом. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Слушайтесь и повинуйтесь, даже если вами будет править эфиопский раб с отрезанным носом».

Государство обязано следить за сохранением арабского языка, который поможет понимать Коран и смыслы, упомянутые в нём, а также совершать иджтихад. Эта обязанность государства не меняется, если к власти придёт халиф, не являющийся арабом. Как, например, произошло в эпоху мамлюков, не являвшихся арабами и занимавших руководящие посты: в их эпоху были завоевания, и в них принимали участие выдающиеся люди из их числа. Поэтому политикой сохранения и защитой арабского языка будет заниматься государство. Но государство будет этим заниматься не из-за националистических мотивов (да упасёт нас от этого Аллах), а ради понимания и разъяснения Корана, невзирая на то, будет халиф арабом или нет.

Жизнеописание Пророка ﷺ изучалось многократно, но, тем не менее, оно помогает и даёт необходимый багаж каждому исследователю, учёному и тому, кто работает на пути Аллаха и хочет следовать Пророку ﷺ, хочет достичь развития и счастья. Я думаю завершить эту лекцию хадисом, который приводил в начале нашей лекции. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, Аллах возненавидел обитателей земли до моего послания, как арабов так и неарабов, кроме некоторых оставшихся из обладателей писания. И он мне сказал: «Я ниспослал тебе писание, которое не сотрётся водой. Так читай его, будучи спящим и бодрствующим».

Братья! Аллах возненавидел реалии, которые были до пророчества. Он возненавидел арабов и неарабов и этот мир в тот период. Разве вы не видите, что Аллах возненавидит Исламскую Умму, если она будет считать, что она обойдётся без правления Ислама и будет молчать о той несправедливости, которую учиняют её враги? Также ненависть падёт на неё, если она будет молчать, когда её враги заменяют Шариат другими законами и будут руководить этой Уммой.

Аллах гневается на Умму, если в таком положении мужчины и женщины, молодёжь и взрослое поколение из числа мусульман не возьмутся за серьёзную результативную и коллективную деятельность по изменению этого положения и установления Исламского Государства, следуя в этом жизнеописанию Пророка ﷺ, чтобы не оказаться среди тех, кого Аллах возненавидел. Вот тогда мы действительно заживём, потому что то положение, в котором мы находимся, не является жизнью. Ведь Всевышний Аллах сказал:

«Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них».

Мы просим Аллаха, чтобы Он дал нам понимание жизнеописания Пророка ﷺ и дабы оно было для нас светильником, дорогой, провизией, помощником и светом, с которым мы идём во мраке! Также просим Аллаха, чтобы Он помог нам быть той стеной, о которую разрушатся все мысли неверия и ничтожные идеи, предлагаемые нам тиранией. Ведь Он может это сделать! Свят Аллах от того, что Ему приписывают. Мир посланникам. И хвала Аллаху, Господу миров. Пусть Аллах благословит и приветствует нашего господина Мухаммада, его семью и всех его сподвижников. Да вознаградит вас Аллах благом!

Из этой серии

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Борьба Курайшитов с призывом Мухаммада ﷺ. Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 6

"Встань и увещевай". Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 5

Весомые слова. Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 4

Качества Пророка. Цикл "Сира Пророка Мухаммада ﷺ"