Комментарий для журнала Коммерсант.Власть

Блог
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Вопрос: Есть ли тенденция к радикализации членов ХТ после провозглашения "халифата" на Ближнем Востоке? Наблюдаете ли Вы, что молодежь, например, склоняется к "большевистскому" варианту построения халифата? Я слышала от молодых мусульман подобное.

 Ответ: Хизб ут-Тахрир — это исламская политическая партия. Целью нашей партии является возобновление исламского образа жизни, посредством установления Второго праведного Халифата по методу пророчества.

Все взгляды, цели и методы Хизб ут-Тахрир основаны на Исламе и выведены из текстов Корана и Сунны. Изучив жизненный путь Пророка Мухаммада ﷺ, в частности деятельность, которую он проводил в Мекке до установления исламского государства, наша организация пришла к шариатскому заключению, что метод установления Халифата ограничивается сугубо идеологической и политической работой, исключая любые формы насилия и вооруженные акции.

Поэтому для Хизб ут-Тахрир отказ от силовых методов является принципиальным вопросом, а не тактическим ходом, данью моде или политической целесообразности. Для нас прибегнуть к насилию в вопросе возобновления исламского образа жизни означает выступить против Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ. Использование насилия в установлении Халифата является харамом (запретным), подобно запрету в Исламе на употребление спиртного либо свинины.

Поэтому цели и методы Хизб ут-Тахрир не изменяются с изменением политической ситуации в Исламском мире. Работая более чем в 40 странах на протяжении 60 лет Хизб ут-Тахрир многократно подвергался силовому воздействию со стороны правящих тиранических режимов в Исламском мире. Тысячи членов Хизб ут-Тахрир были подвергнуты нечеловеческим пыткам и заключены на длительные сроки, сотни пали мученической смертью в застенках этих режимов, однако все это не отвернуло Хизб ут-Тахрир от ненасильственной идеологической и политической борьбы. Во всем исламском и неисламском мире для простых людей и экспертного сообщества мы известны как организация, которая проводит митинги и шествия, конференции и пресс-конференции, уроки в мечетях и распространение печатной продукции, а отнюдь не как организация, которая создает и финансирует военизированные группы, готовит и осуществляет теракты. Это является общеизвестным фактом.

Сразу после объявления организацией Абу Бакра аль-Багдади «халифата» Хизб ут-Тахрир опубликовал разъяснение, где указал, что объявленное аль-Багдади не содержит в себе каких-либо признаков обычного государства, не говоря уже о том, чтобы считаться исламским государством Халифат. Объявление ими халифата ничего не изменило: организация аль-Багдади как была лишь военизированной группировкой, так и осталась. Это является нашей ясной открытой позицией, которую Хизб ут-Тахрир распространяет в своих публикациях.

В силу вышеизложенного никакой радикализации в рядах членов Хизб ут-Тахрир не наблюдается. Хизб ут-Тахрир является политической партией, членство в которой построено на изучении и принятии партийного просвещения, а не построено на собирательной основе, как это имеет сегодня место с современными светскими политическими партиями. Если к радикализации Хизб ут-Тахрир не привели многолетние системные пытки и издевательства над его членами со стороны спецслужб тиранов, то разве может привести к радикализации действия сторонников аль-Багдади, которые по своей сущности не выходят за пределы деятельности военизированной группировки?

Что касается самой радикализации в целом, то она является результатом той нестабильности, оккупации, колонизации и гибели среди мирного населения, которые породило вмешательства сверхдержав в Исламский мир.

Именно это вмешательство стало причиной того, что на протяжении долгих десятилетий после падения Халифата в начале 20-го века, т. н. правители мусульманских стран при полной поддержке сверхдержав уничтожали в Умме любой политический протест, толкая мусульман в русло военного противостояния.

Ими по сей день движет осознание того, что борьба с исламским возрождением в русле военного противостояния будет для них более легкой и успешной в силу отсутствия у мусульманских военизированных групп современных вооружений, авиации, ПВО и прочего.

Именно в этом и заключается временная популярность аль-Багдади и его сторонников.

Поэтому, если сверхдержавы действительно озабочены проблемой радикализации и хотят положить ей конец, то им следует сделать всего лишь один шаг — убрать из Исламского мира. Исламская Умма, населяющая Ближний Восток, способна сама устроить свои дела и вернуть своё былое положение, когда этот регион, олицетворённый Исламским Халифатом, был маяком справедливости, развития, научно-технического прогресса и мирного сосуществования в одном государстве носителей разных религий и мировоззрений на протяжении более чем 13 веков.

Вопрос: Хотелось бы уточнить в религиозно-теологическом отношении кем себя считают члены ХТ? Или это надмазхабная, так сказать, структура?

Ответ: Хизб ут-Тахрир — это исламская политическая партия, которая не является религиозной школой (мазхабом). Поэтому наша организация объединила в своих рядах представителей различных исламских теологических и правовых школ (мазхабов). Цель партии — возобновление исламского образа жизни путем установления исламского государства Халифат, а эта идея является сердцем Ислама и поэтому характерна для всех религиозных мазхабов в Исламе. Хизб ут-Тахрир не призывает своих членов отказаться от тех мазхабов, которым они следуют в своей повседневной жизни, от членов Хизб ут-Тахрир требуется лишь принять те взгляды, которые были приняты партией для достижения своей цели и осуществления своей повседневной деятельности.

Вопрос: Имеются ли попытки вербовки ваших членов ИГом?

Ответ: О какой-либо целенаправленной вербовке членов Хизб ут-Тахрир со стороны сторонников аль-Багдади говорить неуместно. Как я сказал выше, мы открыто критикуем организацию аль-Багдади не считая их государством, не говоря уже о том, чтобы признавать их исламским государством. Поэтому естественно между активистами Хизб ут-Тахрир и сторонниками организации аль-Багдади нередко проходят широкие дискуссии и прения.

 

Опубликованное интервью в журнале "Коммерсантъ Власть" №44 от 09.11.2015, стр. 2