Каждый год с появлением полумесяца Мухаррама мусульмане вспоминают славное историческое событие — хиджру (переселение) Посланника Аллаха ﷺ из Мекки в Медину. Это событие оказало глубокое влияние на историю всего человечества.
Всевышний Аллах говорит:
فَالَّذِينَ آمَنُوا بِهِ وَعَزَّرُوهُ وَنَصَرُوهُ وَاتَّبَعُوا النُّورَ الَّذِي أُنزِلَ مَعَهُ أُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157).
На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/9388
Праздники неверных — не наши праздники
Будь величественен в своей религии и не участвуй в их ширке!
Абу Низар Шами
Хвала Аллаху, без религии Которого нет величия и без соблюдения Шариата Которого нет уважения! Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, Помощника богобоязненных, Дарующего победу слабым, Сокрушающего гордецов! Я клянусь Аллахом Единым! Я клянусь Аллахом Единым, что никакая вещь не заменит блага Ислама. Это благо является доводом всех благородных посланников для всех созданий вплоть до Последнего дня. Аллах Всевышний утвердил для вас эту религию, а поэтому исповедуйте её во всём. Я свидетельствую, что наш господин, предводитель, отрада наших глаз, указывающий на прямой путь Всевышнего, Мухаммад — Посланник Аллаха. Мир ему, его семье и всем его сподвижникам. Он научил нас тому, как быть союзниками Аллаха, научил нас, как нужно поклоняться Аллаху, научил нас тому, что необходимо сделать для того, чтобы заслужить Рай, научил нас, как возвеличиться в нашей религии, как не уйти от неё в сторону и как не внести в неё новшество.
Пусть Всевышний Аллах благословит нашего Пророка, научившего нас прямому пути!.. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждая душа посмотрит на то, что приготовила на завтра! Бойтесь Аллаха, ведь Он знает, что вы делаете! О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и выполняйте то, что Он вам приказал, откажитесь от того, что Он вам запретил, и знайте, что между нами и Судным днём будет не одна фитна, и каждая следующая из них будет налегать на предыдущую. Они будут словно частицы мрачной ночи! Дорогие братья! Мы сегодня переживаем именно такие фитны, следующие одна за другой. Но Аллах Всевышний дал нам возможность избежать греха, дал нам свет, взяв который, мы сможем осветить себе дорогу посреди любой фитны и любого мрака.
Сейчас проходят дни празднеств ширка, наступили дни, не имеющие к нам отношения. Некоторые спрашивают: «Каков хукм поздравления неверных с праздником поклонения кресту? Дай нам фетву, шейх! Скажи, можно ли нам принимать участие в праздниках поклонников креста? Можно ли принимать участие на праздниках ширка?»... Вы серьёзно спрашиваете, может ли мусульманин участвовать в празднике ширка, где неверные приписывают Аллаху сына?! Дорогие братья, я понимаю, что ситуация сегодня непростая, и многие люди не понимают до конца, что происходит. Я понимаю, сегодня такое время, когда враги Ислама хотят смешать Ислам с прочими религиями, хотят, чтобы мусульмане считали, будто бы их религия — такая же, как и все остальные в этом мире. Они говорят нам, что «все поклоняются Аллаху: буддист поклоняется Аллаху, раб коровы поклоняется Аллаху, мусульманин поклоняется Аллаху, и все мы, по сути, поклоняемся Аллаху, просто каждый по-своему, а поэтому вы, мусульмане, по большому счёту ничем не отличаетесь, раз мы все в итоге приходим к Аллаху...».
Однако Посланник Аллаха ﷺ запрещал нам так относиться к нашей религии. Достоверно известно, как он открыто в лицо говорил курайшитам: «Вам — ваша религия, а мне — моя!», — т.е. «Не пытайтесь внести в мою религию то, что не имеет к ней никакого отношения». Дорогие братья! Мусульманину подобает высоко поднять свою голову, с достоинством, с величием, с самоуважением, каждый день отдавая себе отчёт в том, что значит его причастность к этой великой религии!!! То, что ты исповедуешь великую религию Ислам, означает очень многое, а поэтому и требует от тебя многого. От тебя требуется быть благодарным Аллаху за то, что Он дал тебе благо Ислама. Это — величайшая милость, которая нам была дарована, дорогие братья... величайшая милость! Эта милость несравненно выше милости иметь детей, деньги, здоровье и безопасность.
Теперь вспомните слова Всевышнего: «Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и ввергли свой народ в Обитель погибели — Геенну, в которой они будут гореть? Как же скверно это местопребывание!» (14:28,29). О какой милости говорит Всевышний? Какую милость неверные курайшиты променяли на закон тагута? Под милостью Аллаха в данном случае имеется в виду Ислам. Всевышний назвал Ислам Своей милостью. К примеру, в Коране говорится: «Спроси сынов Исраила, сколько ясных знамений Мы ниспослали им. Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании» (2:211). Не меняйте милость Аллаха, проявленную к вам, а наоборот, благодарите за неё Аллаха. Благодарность же эта должна выражаться в её соблюдении так, как того желает Тот, Кто эту милость оказал. Тебе нужно видеть не только милость, но и Того, Кто её оказывает. Ты должен видеть и чувствовать, что Аллах наблюдает за тобой. Всякое слово, всякое действие, всякое принятое решение, всякое поведение — всё для тебя является экзаменом. Не приходи в Судный день, провалив его!
Старайтесь изо всех сил не оказаться среди тех, на кого Аллах почти не взглянет. Дорогие братья! Давно пора в этой теме разобраться до конца и поставить все точки над «и». Если по-другому не получается, давайте даже соберём конференцию или семинар, посвящённый этой теме, чтобы в конце концов мусульмане поняли один из простейших законов своей религии, ведь мы, правда, в ужасном положении, раз нужно пояснять такие элементарные вещи. Дорогие братья! Харам мусульманам участвовать на праздниках куффар!!! Нельзя! Не дай Аллах вам столкнуться лицом к лицу с наказанием Аллаха за это!!! Не дай Аллах! Доказательств тому из Корана и Сунны достаточно. Так Аллах Всевышний, описывая то, какими должны быть мусульмане, сказал:
وَالَّذِينَ لَا يَشْهَدُونَ الزُّورَ وَإِذَا مَرُّوا بِاللَّغْوِ مَرُّوا كِرَامًا
«Они не являются шАхидами (свидетелями) (الزُّور), а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством» (25:72).
Что имеется в виду под выражением не являются шАхидами (свидетелями) (الزُّور)? В данном аяте под выражением ( يَشْهَدُونَ), т.е. не являются шАхидами (свидетелями), не имеется в виду лжесвидетельство. Согласно арабскому языку, дорогие братья, «быть свидетелями (الزُّور)» означает «присутствовать при этом, принимать в этом участие». Например, когда говорится о тех, кто был свидетелем (шАхид) битвы при Бадре, был свидетелем (шАхид) битвы при Ухуде, то имеется в виду, что этот человек принимал участие в этих битвах. Значительная группа муфассиров, включая имама Анаса, Даххака и прочих, говорит, что в аяте под выражением не являются шАхидами (свидетелями) (الزُّور) имеется в виду «не присутствуют на праздниках неверных».
Но почему Всевышний назвал праздники неверных (الزُّور), т.е. «ложью»? Потому что эти праздники преподносятся такими, какими они на самом деле не являются. Неверные облачают эти праздники украшениями, гирляндами, нарядными деревьями, всё такое красивое, яркое, светящееся, все вокруг играют, веселятся, дарят друг другу подарки, угощения, сладости... но по факту же что всё это мероприятие означает? Что кроется под всей этой ширмой? Кроется, братья, нечто ужасное. Нашим детям пропагандируют любовь к какому-то мужчине в красивой красной шубе, с белоснежной бородой, который звенит в колокольчик, его называют «святой отец Николай», он же «Санта-Клаус». И мы видим, как наши дети аж прыгают от счастья при виде человека в этом образе. Почему они так радуются? Потому что, будучи детьми, они легко обманываются ложью, которую не видят под декорацией мужчины с колокольчиком в руке. Они не понимают, что он пришёл к ним с крестом, что он пришёл заявить, будто бы у Аллаха есть сын.
«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве» (19:88–95).
Такова правда об этих праздниках, дорогие братья!.. правда, приукрашаемая ложью... Аллах приказывает не присутствовать при этой лжи. Если же ты будешь присутствовать при ней, то утратишь часть своего имана. Не присутствуйте при их лжи, братья, и не поздравляйте их с этим! Так вам приказывает Книга Аллаха. Теперь же давайте обратимся к Сунне Посланника Аллаха ﷺ — к Сунне, дающей нам исцеление от любой беды, не оставляющей ни одной проблемы без решения. Согласно риваятам в обоих «Сахихах», однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришёл мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха! Я дал обет. Обет мой заключается в том, что я зарежу верблюда в (بَوَانَة)...». (بَوَانَة) — это название одной местности рядом с Меккой. Он пришёл и сказал: «О Посланник Аллаха, я хочу зарезать верблюда в этой местности. Можно ли это сделать?». По идее, дорогие братья, было бы ожидаемо услышать, что Посланник Аллаха ﷺ скажет ему: «Исполни свой обет. Нет никаких проблем с этим районом. Какая разница, где резать животное?». В общем, ожидаемо было, что Пророк ﷺ без проблем ему это дозволит. Однако послушайте, каким был его ответ, словно бы он описывает наше сегодняшнее положение. Пророк ﷺ его спросил: «Располагались ли во времена джахилии в этой местности идолы, которым поклонялись?». Человек ответил: «Нет, о Посланник Аллаха!». Тогда Пророк ﷺ спросил: «Проводились ли во времена джахилии в этой местности праздники?»... Т.е. он спрашивает о неисламских праздниках, точно таких же, о которых мы говорим сейчас... Мужчина ему ответил: «Нет, о Посланник Аллаха!». Тогда Посланник Аллаха ﷺ успокоился и сказал: «Исполни свой обет! И (запомните) нельзя выполнять обет в ослушание Аллаха или если сын Адама не в состоянии этот обет выполнить».
В этом хадисе Посланник Аллаха ﷺ словно бы отвечает: «Если бы там проводились неисламские праздники, то я бы тебе запретил выполнять обещанное, потому что оно ведёт к ослушанию Аллаха!»... и это при том, дорогие братья, что тот сподвижник вообще даже не собирался принимать участие в праздниках неверных. Ему не было дела до их праздника. Он лишь хотел выполнить свой обет. Однако представьте себе картину: неверные собрались в каком-то месте, проводят там празднества, режут там своих животных, и тут приходит мусульманин, пусть даже встаёт где-нибудь с краю, и тоже режет животное. Как это будет выглядеть? Это будет выглядеть так, словно бы он принимает участие в их празднике, даже если не имеет на то намерения. Но что происходит сегодня? Сегодня ты целенаправленно идёшь на праздник неверных или же проводишь праздничные мероприятия как они, в то же время, радуешься вместе с ними и т.д. — значит, ты тем более участвуешь с ними в этом, хотя Посланник Аллаха ﷺ запретил так себя вести, назвав данное действие ослушанием Аллаха Всевышнего.
Давайте, братья, вспомним быт жителей Медины до приезда Пророка ﷺ. Они имели множество традиций, унаследованных от их отцов, среди которых были и праздники, которые те отмечали во времена джахилии. И вот пришёл к ним Пророк Мухаммад ﷺ и, как об этом повествуется в «Сахихе» Муслима, увидел, что мусульмане празднуют и спросил: «Что это?». Они сказали: «О Посланник Аллаха! Ещё со времён джахилии у нас есть два праздничных дня, во время которых мы проводим игры»... т.е. «один из этих дней сегодня и мы празднуем». Представьте, как это всё выглядело перед Пророком ﷺ. Перед ним проходят мусульмане, отмечающие праздник, бытовавший среди них ещё со времён джахилии. Мусульмане радуются, поздравляют друг друга, ходят все нарядные, закрыли все школы... И тогда Посланник Аллаха ﷺ им сказал: «Аллах...», не я!.. «Аллах заменил вам эти два праздника двумя лучшими: Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха». Вот дни, мусульманин, отведённые для тебя как праздничные!
Обратите внимание на слова: «Аллах заменил вам...». Его слова значат, что все прочие праздники отменены. Всё, нет их... Они ушли в прошлое вместе с джахилией, которую Посланник Аллаха ﷺ бросил себе под ноги, сказав: «Все порядки времён джахилии теперь лежат у меня под ногами!». Эту фразу он сказал в дни завоевания Мекки. Аллах заменил вам эти дни, а поэтому и вы замените их, вышвырните прошлые обычаи, замените их исламскими! Дорогие братья! Давайте спросим самих себя: неужели эти христиане ближе к Исе ибн Марьям, чем мусульмане? Нет, клянусь Аллахом! Клянусь Аллахом, мы ближе к Исе, чем они! Так почему же появляются те, кто говорит: «Брат! Они поздравляют нас с Ид аль-Адха. Они говорят нам «Адха мубарак!» и «Фитр мубарак!», они хорошо к нам относятся! Неужели мы не должны отвечать им тем же и поздравлять их с их праздниками?». Дорогой брат! Если ты поздравляешь их с их праздниками, то, значит, утверждаешь, что они являются истинными последователями Исы ибн Марьям. Ты поздравляешь их с тем, что они считают человека сыном Аллаха! Аузубиллях! Так кто ближе к Исе после этого?
Если ты поздравляешь их с их праздником, то ты словно бы подтверждаешь, что они — настоящие последователи Исы. Но действительно ли они такие? Нет, конечно! Клянусь Аллахом, это мы — истинные последователи Исы ибн Марьям! Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие» (3:68)... Как видите, самыми близкими к Ибрахиму являются не иудеи и не христиане. «Аллах же является Покровителем верующих. Часть людей Писания желает ввести вас в заблуждение. Однако они вводят в заблуждение только самих себя и не ощущают этого. О люди Писания! Почему вы не веруете в знамения Аллаха, хотя сами свидетельствуете? О люди Писания! Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, хотя сами знаете об этом?» (3:68–71). Так кто после этого ближе к Ибрахиму: мы или иудеи? Кто ближе к Исе: мы или христиане? В Судный день Иса отречётся от них! Христиане! В Судный день Иса ибн Марьям отречётся от вас и встанет за своим братом Мухаммадом ﷺ! В Коране написано так:
«Вот сказал Аллах: «О Иса, сын Марьям! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?». Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу» (5:116,117).
Вот что скажет Иса в Судный день. Он откажется от них и будет просить Аллаха засвидетельствовать его слова перед всеми общинами, перед сынами Исраиля, перед Даудом, перед Сулейманом, перед Ибрахимом, перед всеми. Он скажет: «О Аллах! Умма Мухаммада является моим свидетелем!». Дорогие братья! Иса ибн Марьям попросит именно нас стать его свидетелями, мы будем свидетельствовать и скажем: «О Аллах! Иса ибн Марьям донёс возложенное на него послание! О Аллах! Иса ибн Марьям не называл себя Твоим сыном, не называл себя божеством!»... Дорогие братья, если вы станете поздравлять их с праздником, то тем самым признаете их последователями этого великого Посланника, который сам же в Судный день от них отречётся!
Второе, очень важное, братья. К сожалению, эти проблемы поднимаются от самих же мусульман. Все эти вопросы поступают от мусульман, а не от христиан. Сами же мусульмане спрашивают: «Разве мы не верим в Ису? Разве мы не верим в Писание, дарованное ему? Разве мы не верим в его чудесное рождение? Ну вот, значит, давайте вместе с христианами праздновать этот день!». Однако пусть они в таком случае спросят самих себя: «Разве они относятся к Исе точно так же, как мы относимся к нему? Разве то, что они называют Евангелием, мы признаём тем Инджилем, какой эта книга была ниспослана изначально? Разве мы считаем Марьям той, кем они её считают?» Нет, конечно! Так зачем вы унижаетесь? Почему вы бросаете самое великое, опускаетесь к самому мерзкому, потом пытаетесь возвеличить и славить их мерзость и влачиться позади их ширка? Нельзя такого допускать!
Мы не празднуем даже день рождения Пророка Мухаммада ﷺ! День Маулида не имеет отношения к Сунне. Так как же тогда мы можем справлять день рождения Исы при том, что сами христиане не могут в точности сказать, в какой день он родился? Они просто взяли день, который их устраивал, и объявили его днём рождения Исы, а мусульмане идут и празднуют его, не думая ни о чём. Явно ведь в наших глазах Иса — совершенно не тот, кем он является в глазах христиан. Так зачем мы отмечаем их праздник? До этого я приводил доказательства из Корана и Сунны, а теперь хочу зачитать вам высказывания учёных по этому поводу, а именно — слова Ибн аль-Кайима, да помилует его Аллах. В книге (أَحكَامُ أَهلِ ذِمَّة) он крайне ясно говорит о соучастии с неверными в их праздниках и поздравлениях в их адрес.
Говорит он так: «Поздравлять с лозунгами неверия принадлежащих к этим (праздникам) — харам единогласно!..». Он говорит о единогласном мнении всех учёных. Он пишет: «Например, харам поздравлять их с их праздниками или постами и говорить: «Благословенного вам праздника», — или какое-то ещё поздравление»... То бишь, как сегодня некоторые мусульмане поздравляют христиан и говорят: «С рождеством вас!» или «С новым годом вас!», — и прочие поздравления, которые мы унаследовали от прошлых поколений и полезли вслед за христианами в самые глубокие норы... Далее Ибн аль-Кайим пишет: «Если после этого акыда мусульманина и осталась целой и он не впал в куфр, то всё равно данное действие запретно, потому что он поздравляет того человека с поклонением кресту, что более грешно перед Аллахом и более Ему ненавистно, чем поздравить с распитием спиртного, убийством, прелюбодейством и многими прочими подобными грехами. Многие, кто не ценит религию Ислам, поступают таким образом, даже не понимая всей мерзости, которую они совершают. Кто поздравит человека с грехом, или бидаатом, или куфром, тот подставляет себя под гнев и ненависть Аллаха». Кто из вас хочет подставить себя под гнев и ненависть Аллаха, братья?
Ислам не требует от тебя враждовать со всеми людьми по любому поводу. Да, Ислам приказал тебе относиться к христианам и прочим людям с этикой, с благочестием и добросовестностью. Будь с ним справедливым. Ведь сказано же в Коране: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8). Братья, ведите себя с ними благочестиво и достойно. Навещайте их, если они болеют, покажите им высокую нравственность, покажите им, как нужно прощать, сядьте и поешьте с ними — нет в этом проблем. Если их женщины хотят выйти за вас замуж — женитесь на них. Но вести себя с ними благочестиво не означает, что ты должен перенимать что-либо из их религии или отказываться от чего-то из своей религии. Нет! Мусульманин остаётся величественным, пока придерживается Ислама, и он не должен отходить от него ни на йоту. Вести себя с ними добросовестно и справедливо не означает сделать их примером для подражания и плестись за ними на их праздники, славя то, что славят они.
Дорогие братья! Мусульманин должен осознавать величие Ислама, его чистоту и значимость. Он должен понимать, что Аллах Всевышний спросит его в Судный день за то, как он придерживался Ислама. Однажды Пророк ﷺ увидел, как сам Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук читал отрывок Торы... Наш господин Умар всего лишь читал отрывок из Торы, он не участвовал с неверными в их праздниках или в чём-то ещё, а просто читал отрывок из Торы. Пророк Мухаммад ﷺ увидел его с этим отрывком, разгневался и дал такой урок ему и нам всем, который не забудется никогда. Он сказал: «О Умар! Если бы мой брат Муса застал меня, то ему бы не осталось ничего, кроме как последовать за мной!». Поэтому, братья, не совершайте бидаата и знайте, что Аллах наблюдает за вами.
Ну и последнее ошибочное мнение. Кто-то говорит так: «Брат! Мы одеваемся как они, покупаем их товары, пьём соки, которые они производят... так давай и праздники от них перенимать тоже!»... Нет-нет, стой! Есть границы между тем, что можно перенимать и что нельзя. Все мирские дела и вещи, не связанные с религией, можно перенимать. Возьмём, к примеру, машины. Нет такого понятия, как «христианская машина», или «неверная машина», или «коммунистическая машина» только из-за того, что она была сделана в СССР. Нет, братья! Все мирские вещи, относящиеся к научно-техническому прогрессу, можно перенимать, потому что они считаются общечеловеческими в принципе. Посланник Аллаха ﷺ всё это спокойно перенимал от неверных без всяких проблем. Он одевался в материи, сотканные в Персии и в Индии, использовал вооружение, изготовленное в Византии. Умар ибн аль-Хаттаб перенял систему «диванов» у персов. Посланник Аллаха ﷺ перенял оборонительное инженерное заграждение в виде рва у персов с подачи Сальмана аль-Фариси.
Во всём этом нет никаких проблем. Можешь перенимать компьютерные технологии, можешь перенимать от них технологии самолётостроения, как и они перенимают от нас. Запрещено лишь перенимать то, что связано с чужой религией. Мы можем сажать ёлки, это халяль, но мы не можем устанавливать новогоднюю ёлку, понимаете? Мы не можем перенимать все эти новогодние мероприятия и поздравления, все эти кресты и иконы, все эти картины и изображения, которые поднимают священники на полотнищах — всё это харам, братья! Христианин тебе может сказать так: «Я поздравляю тебя с твоим праздником. Почему ты меня не поздравляешь с моим?»... Т.е. он делает вид, будто идёт тебе навстречу и упрекает тебя за то, что ты не поступаешь так же. Скажи ему тогда: «Я следую Шариату Аллаха, а у тебя нет никакого шариата вообще. Если хочешь поговорить о том, кто кому действительно идёт навстречу, то давай посмотрим:
• Я верю в Ису. Ты веришь в Мухаммада?
• Я верю, что Евангелие — от Аллаха. Ты веришь в Коран?
• Я верю в то, что Марьям существовала и в чудесное рождение её сына. Ты веришь в мой Шариат?
• Я, согласно моей религии, имею право жениться на ваших женщинах. Вы имеете право жениться на наших женщинах?
Нет, нет и ещё раз нет! Всё это запрещено вам вашей же религией. Так кто из нас, следуя твоей логике, идёт навстречу другому? Кто к кому ближе? Я к тебе или ты ко мне? Поэтому проблема не во мне, а в тебе!».
Бойтесь Аллаха, дорогие братья, и знайте, что наша религия — великая! Поднимите ваши головы с достоинством и благодарностью Аллаху! Благодарите Аллаха за милость Ислама. Поступайте со всеми людьми согласно законам Аллаха, и пусть мусульманин будет стойким и твёрдым на Исламе в обществе и с самим собой! Пусть не учит своих детей праздновать этот день и обманываться новогодними украшениями, салютами и прочим. Пусть он говорит им: «Дети мои, это не наш праздник». Учите их любви к символам Ислама, к лозунгам Ислама, к понятиям Ислама, к идеям Ислама и к праздникам Ислама. Возможно, тогда Аллах не станет гневаться на нас и простит нас. Воистину, Аллах — Прощающий!
На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/8149
Цикл лекций об актуальных вопросах
Какие существуют гарантии безупречного претворения Ислама правителем?
2 часть
Лекция пятьдесят восьмая
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Понедельник 9 Мухаррама 1438 г.х./10 октября 2016 г.
(00:00-01:32) БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы вновь встречаемся с вами, чтобы завершить тему, о которой начали говорить на прошлой передаче. Данная тема касается шариатских гарантов безупречного претворения Ислама правителем. Как мы и говорили на прошлой лекции, людей не покидает мысль о том, в какой мере правитель будет претворять Ислама. Какие гаранты установил Шариат, чтобы правитель не выходил за рамки соблюдения и претворения Шариата, как в пределах государства, так и за его границами? Мы сказали, что к этим гарантам относится институт «Собрание Уммы» (Маджлис аль-Умма), который по-настоящему представляет Умму и выражает её волю. Затем мы также упомянули о таком гаранте претворения Ислама, как «Суд по делам несправедливости» (Махкамат уль-мазалим), рассматривающем судебные разбирательства правителя за его нарушения и за несправедливое отношение к подданным государства. Также мы упомянули о ещё одном гаранте претворения Ислама, коими являются политические партии, основанные на Исламе. Они наблюдают за действиями правителя и отчитывают его, и их риторика с ним — прямая и принципиальная, если есть на то необходимость.
Теперь мы рассмотрим не менее важный вопрос. Подход исламского законодательства к этому вопросу является предельно точным и восхитительным. Существующие режимы в нынешнее время в странах мусульман являются капиталистическими режимами. Поэтому страны, где претворяется капиталистическая система, при объявлении о выборах правителя не выдвигают условий, которыми должен обладать правитель. Тот, кто имеет финансы, СМИ, возможность обманывать людей и покупать голоса людей, тот и побеждает на выборах, несмотря на то, какими качествами обладает сам избираемый человек. Но Ислам говорит о том, что для того, чтобы избраться халифом, кандидат должен обладать соответствующими шариатскими условиями. Без этих условий договор о том, чтобы человек стал Халифом, не может быть заключённым. Эти условия делятся следующим образом. Начнём с условий заключения договора. Эти условия являются тем минимумом, которые должны иметься у любого кандидата на пост халифа. Всякому, кто хочет править Халифатом, мы скажем: «Есть условия, которыми ты должен обладать, чтобы стать халифом, и недопустимо, чтобы даже одно из этих условий было нарушено». К примеру, человек, избираемый на пост халифа, должен быть мусульманином. Недопустимо, чтобы кандидат на пост главы государства был немусульманином, баасистом, националистом, патриотических взглядов человеком и т.д. Он должен быть мусульманином и желать претворения Шариата Аллаха среди людей. Итак, он должен быть:
1) мусульманином;
2) мужчиной;
3) совершеннолетним;
4) разумным;
5) справедливым;
6) способным править;
7) и быть свободным.
Эти условия являются условиями для заключения договора о Халифате. В любом человеке, выдвигающем свою кандидатуру на пост халифа, должны присутствовать условия для заключения договора о Халифате.
Когда некие лица выдвигаются на пост халифа в качестве кандидатов, желающих соперничать между собой, то мы смотрим на имена этих людей и говорим: «Такой-то человек остаётся в списке кандидатов на пост халифа, а такой-то — нет, в силу его несоответствия установленным условиям для заключения договора о Халифате. В итоге останутся в списках только те лица, которые соответствуют шариатским условиям заключения договора о Халифате.
Однако после этого возникает следующая проблема — те, кто выдвинул свою кандидатуру, обладают условиями для заключения договора о Халифате, тогда каким же образом предпочесть одного над другими? Ведь все эти люди пользуются тем минимумом из условий, которые должны быть у человека для заключения договора о Халифате. Отвечая на этот вопрос, мы скажем: «Ислам указал на то, чтобы мы в таком случае смотрели на те условия, которые выступают более подробными, чем основные, для заключения договора о Халифате». Что же это за условия? Этими условиями выступают предпочтительные условия. К примеру, к этим предпочтительным условиям относится то, чтобы кандидат на пост халифа был муджтахидом (выносящим правовые решения). Итак, есть предпочтительные условия, на которые мы обращаем внимание при избрании халифа. Не выбирают человека в странах мусульман правителем лишь из-за того, что в нём присутствуют условия для заключения договора о Халифате. Напротив, необходимо смотреть на большее, чем эти условия, на более высокие степени в этом человеке. Нужно обратить внимание на то, чтобы в этом человеке сочеталось максимальное количество предпочтительных условий. Так каким будет этот халиф, в ком воплотились шариатские условия заключения договора, и наряду с этим ещё воплотились по максимуму те из условий, которые считаются предпочтительными, благодаря чему он и становится более заслуживающей кандидатурой для того, чтобы занять пост правителя?! Поэтому является естественным, что количество кандидатов на пост халифа ограничивается, и их становится всё меньше. Почему так происходит? Потому, что, изучая человека, обращают внимание не только на наличие в нём условий заключения договора о Халифате. Напротив, помимо этого также обращают внимание на наличие в нём предпочтительных условий.
Но есть одна сторона, которую не замечают многие люди. К ней относится то, что есть условия, которые выдвигает уже Умма. Она сама дополнительно к предпочтительным условиям и условиям заключения договора устанавливает шариатские условия, которые хочет видеть в халифе. К примеру, она может сказать, что хочет видеть правителем того, кто будет придерживаться того, чего придерживался в своём решении Абу Бакр и Умар. Она может сказать, что это её условие, и если кандидат на пост халифа откажется от этого, то его кандидатура снимается. Умма имеет на это право до тех пор, пока это требование является шариатским требованием. В таком случае Умма при избрании правителя будет смотреть на более высокую ступень.
История не знала о подобном методе избрания правителя, как это происходило среди мусульман! Этот метод включает в себя условия заключения договора о Халифате как минимальные условия. Затем он вбирает в себя предпочтительные условия, которые по своей степени стоят выше условий заключения договора о Халифате. Также он вбирает в себя условия, по своей степени стоящие выше предпочтительных условий. Эти последние условия устанавливают стороны, которые заключили между собой договор, и они должны относиться к числу условий, дозволенных Шариатом. В таком случае избранный халиф достигнет предела того, что люди будут хотеть увидеть в нём. Не думаю, что Умма, которая пролила свою кровь, пожертвовала своими душами и заплатила высокую цену, наблюдаемую нами сегодня, выберет такого правителя в Халифате, который не заслуживает этого поста.
Поэтому, будучи спокойными, мы говорим: «Эти великие гарантии делают того, кто занимает пост халифа, не просто обычным человеком. Напротив, в нём на разных ступенях воплотились условия, достигающие своего апогея при избрании правителя».
Гарантов претворения Ислама много, но мы выбираем те из них, в которых мы сегодня наиболее нуждаемся.
Над Уммой Ислам должен претвориться превосходным и возвышенным образом. Но этому превосходному претворению Ислама должно предшествовать превосходное понимание Ислама. Ему должны предшествовать понимание и иджтихад (вынесение правовых решений) на вопросы и обновляющиеся проблемы. Для этого дела необходимы учёные. Учёные являются предохранительным клапаном Исламской Уммы. И прав был тот, кто сказал: «Люди портятся из-за испорченности их правителей, а правители портятся из-за испорченности учёных». Если учёные возьмутся за отведённую им роль — понимать Ислам лучшим образом, отчитывать правителей и направлять их, то тогда, с соизволения Аллаха, Умма будет идти в том направлении, которым доволен Всевышний Аллах. К этим гарантам претворения Ислама относится учёный, о котором Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سيِّدُ الشُّهَدَاءِ حَمْزَةُ بْنُ عَبْدِ المُطَّلِبِ، وَرَجُلٌ قَامَ إِلَى إِمَامٍ جَاِئرٍ فَأَمَرَهُ وَنَهَاهُ فَقَتَلَهُ
«Господин шахидов — Хамза ибн Абдульмутталиб и человек, который стал перед несправедливым правителем, приказал ему одобряемое и запретил ему порицаемое, за что был убит им».
Тем, кто нас смотрит, я хочу напомнить об одном событии. Аль-Изз ибн Абдус-Салам был из числа богобоязненных учёных. Когда он встал перед лицом правителей Египта и обязал их продать мамлюков, которые были султанами, его прозвали продавцом султанов. Когда Аллах упокоил его, то его джаназу люди пронесли возле дворца правителя Египта. Что же сказал тогда правитель? Он сказал: «Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха (правитель посчитал смерть учёного бедой). Видите ли вы этого человека, которого люди несут на плечах? Это такой человек, который если бы сказал людям выйти против меня, то они вышли бы!». Богобоязненный учёный уважает имеющиеся у него знания, боится Аллаха и хранит свою религию. Он не соглашается с тем, чтобы быть никчёмным человеком, которого наняли для того, чтобы комментировать фетвы сообразно желаниям правителей. Если же учёные будут из числа нанятых никчёмных людей, то произойдёт то, о чём говорил правитель Египта Захир Бейбарс после смерти аль-Изза ибн Абдус-Салама: «Вот теперь моя власть утвердилась». Мы сможем сказать, что Умма идёт в правильном направлении, когда в её среде будут богобоязненные учёные, которые стоят перед правителем и отчитывают его, заботясь тем самым о религии Аллаха, правлении и силе этого правления, а также заботясь о самом правителе, чтобы его стопы не поскользнулись, а сам он не провалился в адский огонь. Это очень важный момент!
Ещё один момент, о котором я хотел бы сказать тем, которые призывают к постепенному претворению Ислама и претворению части Ислама. Если Ислам среди людей будет полностью претворяться, то законы Шариата станут крепкой общественной нормой для людей. В таком случае никто не осмелится противоречить этой норме — ни правитель, ни люди, над которыми он правит. Никто не осмелится противоречить этой норме! Поэтому мы заботимся о том, чтобы Ислам претворялся безупречным образом и в этом претворении охватывал все стороны жизни, чтобы таким образом законы Ислама стали прекрасной великой нормой, взятой из исламской акыды, и люди боялись нарушать эту норму. Тогда никто не осмелится открыто ослушаться Аллаха. В таком случае люди исправятся, и Ислам будет претворяться безупречным образом как со стороны правителя, так и со стороны населения, над которым он правит. Этот упомянутый мной пункт имеет весьма важное значение!
Другой пункт, на который я хочу обратить внимание слушателей, заключается в том, на чём должны воспитываться маленькие дети с того момента, как у них начнут расти ногти. Так на чём же они должны воспитываться? Они должны воспитываться таким образом, чтобы в каждом мусульманине утвердилось знание о том, что он несёт ответственность за религию Аллаха, за Ислам и законы Шариата. Поэтому когда он видит действия, противоречащие Шариату, то не молчит. Он никогда не молчит, видя то, что противоречит Шариату! Он порицает запретное и повелевает одобряемое. Эта великая обязанность — приказ одобряемого и запрет порицаемого — становится одной из характерных качеств людей.
Если повеления Аллаха будут возвеличены в сердцах людей, и люди будут понимать эту истину, то я не могу представить ситуацию, что в странах мусульман будет происходить порицаемое, и оно не вызовет огромного восстания против себя, пока всё не вернётся на свои места.
Учёные, общественное мнение, приказ одобряемого и удерживания от порицаемого, а также внутренний побудитель в людях, как вера и страх перед Аллахом, являются великими гарантами, которые делают претворение и соблюдение Ислама как правителем, так и теми, над кем он правит, их характерным качеством. Таким образом, мы упомянули некоторые гаранты претворения Ислама.
Мы просим Всевышнего Аллаха обрадовать нас построением Исламского Государства, о появлении которого нам возвещал господин людей Мухаммад ﷺ, сказав такие слова:
ثُمَّ تَعُودُ خِلاَفَةً عَلَى مِنْهَاجِ النُّبُوَّةِ
«Затем вернётся Халифат по методу пророчества».
Мы просим Всевышнего Аллаха обрадовать нас его появлением и показать нам величие и достоинство Ислама! И до скорой новой встречи, с соизволения Аллаха! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html
В наше время мусульмане отдалились от исламского образа жизни, а их дома стали далеки от таких концепций Ислама, как «прикрывать», «опускать взгляд», поддерживать комфорт соседа и других людей.
На YouTube https://redirects.live/video/redirects/9462
«Вы считаете, что мусульмане сегодня способны претворить Ислам?».
Этот вопрос мы слышим каждый день, и мы часто сталкиваемся с ним в ничтожных СМИ. «Вы считаете, что мусульмане сегодня способны претворить Шариат?» — задавая этот вопрос, они имеют в виду, что Ислам был дан людям, чтобы сделать их жизнь невыносимо тяжёлой, чтобы сковать их и притеснять, в то время как Ислам, наоборот, был ниспослан, чтобы возвысить человека, решить его проблемы и упорядочить его поведение. Но приходят некоторые и вопрошают: «Разве мусульмане сегодня способны претворить Ислам?».
Правильный же вопрос должен быть поставлен следующим образом: «До каких пор мусульмане будут претворять законы неверия, унижаясь тем самым перед остальными людьми?». Вот какой вопрос нужно задавать сегодня. Когда мы им говорим, что правитель должен претворять Шариат целиком и полностью, то они нам отвечают: «Вы считаете, что мусульмане сегодня способны претворить Шариат?». Что им сказать? Идите и изучайте Ислам заново, раз вы до сих пор задаёте такие вопросы, потому что складывается ощущение, что вы не изучали Ислам.
Когда Ислам завоёвывал целые страны одну за другой, когда сподвижники Пророка ﷺ, табиины, таби табиины и последующие поколения мусульман на протяжении столетий завоёвывали всё новые и новые города, то почему, и как, неверные принимали нормы Ислама?
Правда заключается в том, что когда претворялся Шариат, люди видели справедливость. А сегодня нас призывают оставить Шариат или реформировать его, чтобы он соответствовал современности. При этом они хорошо осведомлены о справедливости Шариата. Откройте книги по истории и прочитайте о том, как народы отзывались об Исламе, когда сталкивались с его законами. Вспомните историю о том, как жители сирийского Хомса, узнав, что Халид ибн Валид решил из тактических соображений поднять войска и покинуть их город, собрались уходить вместе с ним, желая оставаться вместе с мусульманами. Значит, всякий раз, как мусульмане отдаляются от исполнения Шариата и велений Аллаха, увеличиваются их проблемы, и эти проблемы, естественно, выражаются в том, что жизнь становится невыносимо тесной, как и сказал Всевышний:
وَمَنْ أَعْرَضَ عَنْ ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنْكًا
«А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тесная жизнь» (20:124)
Книга «Ислам между учёными и правителями» Абдульазиза аль-Бадри (да помилует его Аллах).