Под словом «факих» подразумевается муджтахид, правовед, знаток в области шариатских законов, а под словом «вилаят» подразумевается власть.
Приверженцы концепции «вилаят аль-факих» (власть правоведа) считают, что просто знание фикха (исламского права) даёт человеку право власти над другими при том, что границы этой власти у них отличаются. Власть (вилаят) они поделили на несколько видов:
1 — Вилаят аль-фатва, который занимается обучением людей шариатским положениям.
2 — Вилаят аль-малия, который занимается сбором закята и хумса.
3 — Вилаят аль-када, который занимается судебными разбирательствами между людьми в случаях спора и решает их проблемы.
4 — Вилаят аль-амма или аль-мутлака, который равносилен степени повелителя правоверных или правителя. Он берёт на себя управление государством, заботится о делах общества, принимает решения для людей, следит за осуществлением их прав, применяет наказания (худуд) и руководит армией.
Имам Хомейни и его последователи придерживаются концепции, согласно которой учёный (факих) имеет право на абсолютную всеобщую власть (вилаят аль-амма аль-мутлака). Ранее никто из мусульман не говорил подобного, ни среди суннитов, ни среди шиитов. Сунниты говорят, что общая власть находится в руках правителя, поскольку мусульмане присягают ему на верность (баят), а не из-за того, что у него есть знания в области фикха. То же самое говорят и шиити-зейдиты. Что касается шиитов-двунадесятников, то подавляющее большинство из них говорит, что вилаят аль-амма относится только к двенадцати имамам, исключая всех остальных. По их словам, каждое знамя, которое поднимается любым, кроме непогрешимого имама, является знаменем тагута. И они считают, что марджа, являющийся заместителем непогрешимого имама, не обладает властью за рамками фетв, сбора налогов и судебных разбирательств, как приведено выше, и недопустимо ни при каких обстоятельствах, чтобы власть марджа трансформировалась во всеобщую власть, иначе страна превратится в государство тагута.
Имам Хомейни привёл предания, чтобы доказать, что марджа (или факих) имеет всеобщую власть над людьми. Имам Абу аль-Касим аль-Хои в книге «Мабани таклимат аль-минхадж», том 1, рассмотрел предания, которые привёл имам Хомейни, и указал, что они никоим образом не указывают на всеобщую власть факиха. Также шейх Ардакани в книге «Ганийят ат-талиб фи ат-талики аля аль-макасиб» рассмотрел те самые предания и разъяснил, что в них нет указаний на всеобщую власть (вилаят аль-амма). Следовательно, мнение Ардакани было похоже на мнение аль-Хои и сводилось к тому, что марджа (или факих) не может распространять свою власть за пределы фетв, финансовых и судебных дел.
Есть и другое мнение по поводу всеобщей власти, и оно принадлежит учёному шейху Мухаммаду Хусейну Табатабаи. Он не поддержал мнение о прекращении вилаят аль-амма (всеобщей власти), пока не появится Махди, как сказало большинство шиитов-двунадесятников. И он не поддержал концепцию всеобщей власти марджи (факиха) от имени имама Махди, как заявил Хомейни. Он лишь сказал, что в случае отсутствия вилаят аль-амма шура мусульман избирает правителя, который подходит по условиям. В своей книге «Аль-Мизан фи тафсир аль-Куран», том 4, стр.130–132, он пишет:
«После Пророка ﷺ в случае отсутствия Имама, как это дело обстоит сейчас, вопрос исламского правительства ложится на мусульман. Исходя из Корана, мусульмане должны назначать правителя в соответствии с сирой Посланника Аллаха ﷺ. Такова Сунна Имамата, а вовсе не монархия и не империя. Так законы будут применяться без искажений и изменений и будут решаться появляющиеся проблемы по совету (шура) с мусульманами. Доказательством этого является то, что аяты, затрагивающие акты поклонения, джихад, наказания (худуд), возмездие (кисас) и другое, обращены ко всем верующим, а не только к Пророку ﷺ. Например:
وَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ
«Совершайте намаз» (2:43),
وَأَنفِقُواْ فِي سَبِيلِ ٱللَّهِ
«Делайте пожертвования на пути Аллаха» (2:195),
كُتِبَ عَلَيۡكُمُ ٱلصِّيَامُ
«Вам предписан пост» (2:183),
وَلۡتَكُن مِّنكُمۡ أُمَّةٞ يَدۡعُونَ إِلَى ٱلۡخَيۡرِ وَيَأۡمُرُونَ بِٱلۡمَعۡرُوفِ وَيَنۡهَوۡنَ عَنِ ٱلۡمُنكَرِۚ
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное» (3:104),
وَجَٰهِدُواْ فِي سَبِيلِهِۦ
«И сражайтесь на Его пути» (5:35),
وَجَٰهِدُواْ فِي ٱللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِۦۚ
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом» (22:78),
ٱلزَّانِيَةُ وَٱلزَّانِي فَٱجۡلِدُواْ كُلَّ وَٰحِدٖ مِّنۡهُمَا مِاْئَةَ جَلۡدَةٖۖ
«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2),
وَٱلسَّارِقُ وَٱلسَّارِقَةُ فَٱقۡطَعُوٓاْ أَيۡدِيَهُمَا
«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38),
وَلَكُمۡ فِي ٱلۡقِصَاصِ حَيَوٰةٞ
«Возмездие спасает вам жизнь» (2:179),
أَنۡ أَقِيمُواْ ٱلدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُواْ فِيهِۚ
«Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё» (42:13),
وَمَا مُحَمَّدٌ إِلَّا رَسُولٞ قَدۡ خَلَتۡ مِن قَبۡلِهِ ٱلرُّسُلُۚ أَفَإِيْن مَّاتَ أَوۡ قُتِلَ ٱنقَلَبۡتُمۡ عَلَىٰٓ أَعۡقَٰبِكُمۡۚ وَمَن يَنقَلِبۡ عَلَىٰ عَقِبَيۡهِ فَلَن يَضُرَّ ٱللَّهَ شَيۡٔٗاۗ
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху» (3:144).
А также множество других аятов».
Мухаммад Бакир ас-Садр согласился с мнением Мухаммада Хусейна Табатабаи и основал партию «Дава».
Проблемы концепции вилаят аль-факих:
1 — Согласно концепции всеобщей власти факихов (вилаят аль-факих аль-амма), каждый правовед (факих) является фактической властью. Как следствие, появляется бесчисленное количество правителей, и Умма делится на множество наций. Речь может идти даже о тысяче государств и правительств. Это же противоречит основам Шариата, который обязывает единство Исламской Уммы и единство Исламского Государства.
2 — Согласно концепции вилаят аль-факих аль-амма, каждый исламский правовед является представителем имама Махди во власти. Такое положение приводит к конфликту между этими представителями, поскольку каждый хочет подчинить своей власти остальных. Было бы неразумно непогрешимому назначать множество своих представителей, которые будут ссориться между собой.
3 — Согласно этой концепции, таклид (подражание) в шариатских постановлениях должен соблюдаться в соответствии с мнением самого знающего факиха. Если власть принимает факих с меньшими знаниями, то он должен подражать более знающему факиху и подчиниться его мнению. Здесь и возникают противоречия.
И этот пункт — совсем не теоретическое предположение, а то, что наблюдается на самом деле. В Иране был великий марджа Шариатмадари, которого большинство населения считало более знающим, чем Хомейни. И он не принимал концепцию вилаят аль-факих аль-амма. Однако Хомейни, использовав власть правителя, подчинил себе Шариатмадари. Также и Абу аль-Касима аль-Хои большинство людей считало более знающим, чем Хомейни. Но и его знание не имело никакой значимости для Хомейни, учитывая, что аль-Хои не принял его концепцию.
4 — Согласно концепции вилаят аль-факих аль-амма, факих получает власть вместе с приобретением знаний. То есть, его знания дали ему власть над народными деньгами, кровью и честью. Это же противоречит шариатскому принципу, который не позволяет никому господствовать над кем-либо, кроме как путём заключения присяги (баят). Если бы знание исламского права выступало условием для принятия власти, то с выполнением этого условия был бы неизбежен результат, а это не так. Следовательно, факих не становится всеобщим правителем, если только народ не присягает ему или если его не назначает халиф, который имеет такие полномочия. Таким образом, иранская конституция противоречит в этом отношении теории вилаят аль-факих. В статье №107 говорится: «Эксперты, избранные народом, рассматривают: если они находят хотя бы одного марджа, который имеет особую привилегию руководить, они представляют его народу как лидера. В противном случае они назначают три или пять марджа в качестве членов руководящего совета». В этой статье полномочия назначать правителя были отданы Совету экспертов, избранному народом. Лидер получает власть не по причине своих знаний в области исламского права, а по причине назначения Советом экспертов.
Сторонники концепции всеобщей власти факиха (вилаят аль-факих аль-амма) подумали, что решили эту проблему, когда заявили, что власть принадлежит факиху, занимающемуся общественными делами, и не принадлежит тому факиху, который не занимается общественными делами. Таким образом, они добавили факиху, претендующему на власть, условие «общественный деятель». Правда заключается в том, что занимающийся общественными делами и контролирующий власть становится фактическим правителем, если только народ поддержит его или промолчит, когда тот придёт к власти. Следовательно, его власть зависит от одобрения людей, а не от его знаний или того, что он занимается общественными делами.
Асма Фаур
Из журнала «Аль-Ваъй», выпуск №4, Мухаррам 1408 г.х. — сентябрь 1987 г.