Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.
Иджтихад (усердие в вынесении правовых предписаний) в Исламе. Шейх Саид Ридван. Лекция 9
Ссылка на видео https://hizb.org.ua/video/redirects/5845
Цикл лекций об актуальных вопросах
Лекция девятая
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Пн., 20 Мухаррама 1437 г.х./2 ноября 2015 г. Иордания
БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину Посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
О Аллах, даруй нам полезное знание и сделай так, чтобы мы извлекли пользу из услышанного! Прибавь нам знаний и сделай нас ведущими людей по правильному пути и теми, кто идёт по этому пути сам! О Аллах, сделай нас праведными людьми!
Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы рады встретиться с вами, чтобы обсудить ещё одну проблему мусульман. Вопрос, который мы хотим обсудить, это тема иджтихада (усердия в вынесении правовых предписаний) в Исламе.
Известно, что согласно исламскому праву (фикху) люди делятся на два вида. К первому виду людей относится простой народ, который в своих поступках следует за исламскими правоведами, муджтахидами (выносящими решения по правовым вопросам). Ко второй группе людей относятся сами правоведы, муджтахиды, обладающие способностью выносить решения на возникающие проблемы.
Глядя на реальность человечества, мы видим, что возникновение новых проблем и вопросов происходит постоянно, и невозможно установить черту в этом деле. Мы нуждаемся в иджтихаде (вынесении правового решения) так же, как тело нуждается в душе, чтобы оно могло жить. Без иджтихада жизнь у мусульман останавливается, и слабость становится их качеством. Из-за оставления иджтихада они неспособны найти решения на свои проблемы. При возникновении экономической проблемы мы начинаем обращаться к специалистам в государствах, которые враждуют с Исламом. Мы просим специалистов этих государств, чтобы те показали нам, как решить вопросы образования и как решить политические и экономические проблемы. Когда в Умме утрачивается способность совершать иджтихад, её беспомощность в вынесении решений становится естественным состоянием.
Учёные и правоведы (факихи) сказали, что иджтихад — это приложение усилий для вынесения шариатских законов из шариатских доказательств. Т.е. муджтахид скрупулёзно изучает проблему, а затем рассматривает шариатские тексты, связанные с этой проблемой. Далее он выводит решение из шариатских текстов на ту проблему, которую он изучал. Отсюда учёные установили такое правило, которое гласит, что «в основе поступки должны ограничиваться законами Шариата».
Имея такое знание об иджтихаде, мы понимаем, что в мусульманах проявляется слабость, когда они опираются на фетвы. Чтобы люди правильно восприняли эти слова, следует сказать: «Фетвы, которые были даны в прошлые века, в эпоху муджтахидов, служили шариатскими мнениями, выведенными из текстов для решения вопросов, с которыми столкнулось общество в то времена. Эти муджтахиды изучили проблемы того времени, того, с чем столкнулись люди в ту эпоху, и вывели на них шариатские решения. Что касается проблем современных, то они полностью отличаются от прошлых и того, с чем люди сталкивались ранее в прошлые века. Поэтому в своём большинстве фетвы прежних учёных не отвечают требованиям и проблемам современности».
Попытка согласовать эти фетвы с современными проблемами привела к большим сложностям. К примеру, некоторые люди, говоря, что можно брать помощь от неверных, ссылаются на мнения правоведов (факихов), выведенных из шариатских доказательств, однако на свои реальности и обстоятельства. Когда, например, у мусульман было Исламское Государство, и они вели войны для завоевания территорий, в новых землях проживали люди, которые изъявляли желание присоединиться к войску мусульман. Отсюда возникал вопрос, можно ли армии Исламского Государства принять в свои ряды неверных из числа индивидов, чтобы те сражались вместе с мусульманами против врага? Учёный, муджтахид того времени отвечал, что в такой ситуации неверный может присоединиться к армии мусульман.
Сегодня некоторые люди, применяя эту фетву, которую дал учёный того времени, к нынешней реальности, говорят: «Нам дозволительно принимать помощь для сражения от американской, французской и российской армии». Они так говорят, в то время как реальность такова, что мусульмане, которые просят помощь, представляют собой индивидов, а оказывающие помощь стороны являются обладателями силы, и принятие решений зависит именно от них. Фетва, которую дал учёный в тот период, не соответствует реальности, в которой мы живём. Эта фетва о дозволенности принимать помощь от неверных из числа индивидов неприменима к принятию помощи от таких армий, как Америка. Под предлогом дозволенности принятия помощи от Америки были построены базы США и оккупированы земли мусульман.
Допустимо принимать фетву учёного в каком-либо вопросе, если та выносится на идентичную реальность. Но если ситуация, на которую была вынесена фетва, не схожа с нынешней ситуацией, и факих (исламский правовед) даже не подозревал о возможности возникновения таких обстоятельств, в которой мы живём сегодня, то, применив его фетву к нашей реальности, мы применим её не к месту. А при некоторых ситуациях, утверждая, что тот или иной учёный дозволил нам то-то, окажется, что мы возвели на него ложь. И как нам теперь быть? Нам следует изучать шариатские тексты, чтобы извлечь из них законы Шариата на обновляющиеся проблемы. Неправильно будет говорить, что соглашение Вади-эль-Араба и Кэмп-Дэвидское соглашение схожи с Худайбийским перемирием.
Итак, мы должны выносить решения на современные проблемы. Поэтому мы нуждаемся в иджтихаде. Совершая иджтихад, мусульмане достигают великих целей. Мы хотим привести некоторые из них:
— Иджтихад формирует у мусульман метод понимания (аклию). Он обучает нас тому, каким образом нам следует мыслить. Фетва же не обучает нас этому. Если в Умме распространяется и преобладает слепое следование (таклид) за учёными, и она опирается на него в решении своих проблем, то такой таклид губит Умму.
— Иджтихад сохраняет мусульман заблуждений. Если совершается иджтихад, мусульмане могут услышанные ими слова сверить с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ и тем самым отличить истину ото лжи.
— Иджтихад препятствует наблюдаемому нами сегодня беспорядку в вопросах фикха (исламского права). Мы видим, что на один и тот же вопрос отвечают все подряд — и те, кто способен давать ответ, и те, кто не может.
— Если совершается иджтихад, то мы получаем ответы на новые проблемы. Существует много новых возникающих проблем, которых раньше не было. Разве такие организации, как ООН, СОВБЕЗ и Лига арабских государств, приходили на ум Абу Ханифе, Шафии, Малику и Ибн Ханбалю? Разве прежние учёные правоведы знали об акционерных компаниях и биржах, чтобы можно было говорить об их фетвах на эти вопросы?!
Однозначно, мы нуждаемся в иджтихаде для того, чтобы знать шариатское решение, исходящее из Откровения Всевышнего Аллаха! Мы нуждаемся в иджтихаде, чтобы не быть орудием в руках других людей, продвигая проекты неверия, ссылаясь на фетвы, которые не соответствуют новым реалиям. Мусульмане нуждаются в иджтихаде так же, как и тело нуждается в душе!
Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он дал нам понимание в религии и помог нам распространять её так, как Он от нас того желает! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html