Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Выпуск 1. «Воззрения, определяющие жизненный вектор». Мафхумы (понятия)

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/6627

Серия передач «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом

Выпуск 1

Тема: «Мафхумы» (понятия) 

Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.mХвала Аллаху — Господу миров.

Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его Сподвижникам.

«Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моём языке, чтобы они могли понять мою речь» (20:25–28).

Аллах изрёк истину. Многоуважаемые братья! Сегодня, с позволения Аллаха, мы открываем с вами новую рубрику видеолекций!

Еженедельно на этих выпусках под названием «Воззрения, определяющие жизненный вектор», мы будем рассматривать различные мафхумы, то есть воззрения, понятия, концепции.

Нашей целью будет наиболее простым и понятным образом разобрать суть каждого мафхума, а также его место и значение в нашей жизни. Иногда мы будем рассматривать шариатские определения и исламские воззрения, а иногда будем раскрывать понятия и воззрения, которые мы слышим в своей повседневной жизни, не зная при этом их происхождения или истинного смысла.

Может возникнуть вопрос о причине, побудившей нас к подобной серии лекций, посвящённых понятиям и воззрениям. Стоит обговорить несколько пунктов, чтобы ответить на данный вопрос, а также ещё лучше прояснить значение и задачи данных видеовстреч.

Братья и сёстры! Как вам известно, понятия и воззрения занимают особо важное значение в частной и общественной жизни. Люди выстраивают и определяют своё жизненное поведение, склонности и ориентации в соответствии с имеющимися у них воззрениями.

Все ежедневные и регулярные поступки, направленные на решение и удовлетворение нужд. Поступки и выстраиваемые с другими людьми отношения непременно связаны с имеющимися у нас воззрениями.

Наши склонности, ориентации и предпочтения в любых сферах общественной жизни, от образования до семейной жизни, от работы до политики, определяются имеющимися в нас, принятыми нами и пустившими внутри нас корни воззрениями.

Даже определяясь в таких критериях и мерилах, как «хороший–плохой», «красивый–отвратительный», «благо–зло», «правильно–неправильно», мы снова руководствуемся воззрениями, посредством которых формируется наш взгляд на вещи и события. Коротко говоря, всё своё жизненное поведение, склонности и предпочтения мы определяем согласно имеющимся в нас мафхумам (воззрениям), в правильности которых мы убедились и которые связали со своими интересами.

Отсюда правильное поведение, правильные предпочтения и правильные ориентации достигаются за счёт правильных воззрений. Именно поэтому иметь правильные воззрения является предельно важным в жизни любого из нас.

С другой же стороны, враги Ислама и мусульман, осознавшие важность мафхумов для человека и общества, образовали множество понятий и воззрений в соответствии со своей западной идеологией, просвещением и взглядами на жизнь, а также принялись за формирование людей и обществ, разъясняя мафхумы в рамках своей западной испорченной идеологии и своих целей.

К сожалению, они добились огромного успеха в этом направлении, в особенности когда речь идёт о современных мусульманах, поскольку на сегодняшний день большинство мусульман определяют свои предпочтения и склонности через понятия и воззрения, разработанные и внедрённые в нашу среду Западом.

Западу удалось внедрить в умы и жизнь мусульман многие неисламские понятия и воззрения посредством многолетней деятельности, проводимой под эгидой научных, культурных и социологических исследований. Сюда относятся: миссионерская деятельность в ранние периоды, ориенталистская деятельность в более поздние периоды и не останавливающая свою активность образовательная деятельность.

К примеру, предельно опасные и противоречивые Исламу идеи «демократии», «республики», «секуляризма», «национализма», «свобод» сегодня стали занимать ключевое место в сознании, жизни и на устах мусульман.

Враги не остановились на достигнутом и попытались дать свои формулировки определениям исламских мафхумов и шариатских терминов, но только в рамках своих взглядов на жизнь и в своих грязных целях, желая привести мусульман в соответствие своим собственным интересам.

Например, они пересмотрели целый ряд исламских терминов, таких как «вера», «Ислам», «мусульманин», «джихад», «семья», «никях», «талак», «счастье» и т.д., и дали им новые определения. Они извлекли исламское содержимое из этих терминов и наполнили их мафхумами западного мировоззрения, после чего сделали эти термины популярными и придали их широкой огласке.

Многие концепции, подобные этим, специально разрабатываются Западом, а затем распространяются средствами влияния на общественное мнение для осуществления целей и планов Запада.

Это — огромная часть разрушительной войны Запада против мусульман, в которой происходит наполнение умов мусульман этими воззрениями, концепциями и определениями.

К сожалению, мусульманские мыслители, учёные и лидеры общественного мнения опрометчиво используют эти «созданные» или определяемые Западом концепции в рамках западных воззрений, и таким образом эти совращающие умы понятия и определения беспрепятственно проникают в умы мусульман и распространяются в обществе через мусульманских деятелей.

По всем этим причинам, дорогие братья, чрезвычайно важно остановиться и поразмыслить над понятиями и воззрениями, играющими значимую роль в нашей жизни, чтобы, в итоге, иметь правильные представления и совершать правильные поступки и действия, а также избавиться от неправильных и порочных взглядов.

Поэтому в рамках данного цикла передач мы как мусульманские личности и часть Исламской Уммы постараемся разобраться в воззрениях, встречающихся в нашей жизни.

Приложить для этого усилия должны мы, а успех и результат мы ожидаем от Аллаха.

Дорогие братья и сёстры! Сделав вступление о важности и содержании данной серии лекций и сказав, что именно «мафхумы (воззрения) определяют жизненный вектор людей», давайте остановимся на понятии «мафхум» и попытаемся понять, как мафхумы (воззрения) влияют на человеческое поведение.

Слово «мафхум» является производным от арабского глагола «فَهِمَ».

Корневой же глагол «فَهِمَ» означает «понял, осознал, осмыслил».

Великий учёный в области языка и тафсира ар-Рагиб аль-Исфахани объясняет, что «فَهِمَ» — это состояние человека, в котором он понял воспринимаемые им значения».

Ещё раз: «Состояние человека, в котором он понял воспринимаемые им значения».

Отсюда мафхумы являются понятыми и воспринятыми значениями. Опять же, великий учёный и мыслитель нашего столетия Такыюддин Набхани, объясняя, что такое мафхум, сказал: «Это значение идей (афкяров), а не слов», — а также подчеркнул, что главным является то, что афкяры имеют ощущаемые и представляемые людьми значения.

Итак, мафхумы — это значения, суть которых постигается и отчётливо воображается человеческим разумом. Давайте рассмотрим немного глубже, чтобы лучше понять данное определение.

Мы сказали: «Мафхумы — это значения, постигаемые и отчётливо воображаемые человеческим разумом».

Не секрет, что знания и информация о жизни, которую люди изучают и получают, поступает либо через услышанные слова, либо через прочитанные тексты. Другими словами, мы обретаем знания о вещах и событиях посредством предложений, которые читаем и слышим.

Каждое предложение, которое мы читаем или слышим, состоит из слов, имеющих значения. Например, когда мы слышим словосочетание «личная свобода» или читаем текст, содержащий эту фразу, мы понимаем, что речь идёт об индивидуальной свободе. Эта фраза, означающая индивидуальную свободу, также содержит в себе некую мысль (фикру).

Прежде всего, необходимо понять суть мысли этой фразы.  Понимание сути и реальности чего-либо — это проанализировать его природу.

Например, в случае «личной свободы» это означает, что человек может делать всё что пожелает, без какого-либо вмешательства со стороны; следовательно, он может есть, пить и надевать всё что ему захочется, а также свободно выстраивать отношения с тем, с кем ему вздумается.  В этом заключается смысл идеи «личной свободы». Мафхумы, влияющие на наше поведение, происходят из значений этих идей.  Для этого мы должны сначала уяснить, постичь смысл идей (что называется идрак). А также необходимо представить, вообразить суть этих идей у себя в сознании (а это называется тасаввур).

Воображение (тасаввур) сути идей — это оживление в уме практического применения идеи и стремление увидеть в сознании последствия этого. Другими словами, это значит представить это так, как если бы мы наблюдали за всем воочию. Таким образом, мы сможем понять последствия претворения идей «личной свободы», а также представить в своём сознании масштабы морального упадка и разложения отчётливым образом.

Когда мы отчётливо представляем себе среду, в которой все индивидуальные желания высвобождены, такие понятия, как целомудрие, скромность, честь и семья растрачены, и где каждый может заводить интрижки с кем ему вздумается — именно тогда «личная свобода» концептуализируется в нас (становится мафхумом) в качестве порочной и непригодной для принятия идеи.

Приведу другой пример: буквальное значение концепции «секуляризма» состоит в том, чтобы отделить религию от государства.

Постичь идею секуляризма (то есть «идрак» секуляризма) — значит изучить и понять, что секуляризм означает «отделение религии от жизни», ограничение религии мечетями и управление отношениями между людьми по выдуманным человеком законам без какого-либо вмешательства религии.

Что касается воображения (то есть тасаввура) секуляризма, то мы отчётливо представляем его практическую сторону в своём воображении и мысленно наблюдаем за его последствиями.

Таким образом, мы становимся свидетелями того, как светские мусульмане, которые доверяют секуляризму, находятся в дилеммном состоянии и напоминают пациентов с шизофренией.

В итоге такие мусульмане придерживаются на практике аята « وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ « («совершайте намаз»), но игнорируют претворение аята « وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ » («Судите среди них по тому, что ниспослал Аллах»), несмотря на то, что оба веления исходят от Аллаха. При этом они демонстрируют желание, чтобы ими правили по законам куфра.

Точно так же мы отчётливо представляем себе, что мусульмане, над которыми не осуществляется правление нормами Ислама и которые придерживаются выдуманных человеком законов, никогда не смогут развиваться, расти и достичь фактических причин для власти, потому что они практикуют то, во что сами не верят, и, будучи мусульманами, правят чем-то помимо Ислама.

С одной стороны, они гордятся своей религией, с другой — пытаются помешать вмешательству этой религии в жизнь. Эта ситуация не приводит ни к чему, кроме болезненного состояния ума и противоречивого общества. Такое общество никогда не сможет осуществить подъём и развиваться. Таковым является тасаввур (воображение) феномена секуляризма.

Приведём последний пример: для того, чтобы понять суть «исламского братства», необходимо понять и осознать, что под этим подразумевается — признание остальных мусульман в качестве своих братьев и сестёр; забота о делах других мусульман; испытывать чувство радости, когда им хорошо; оберегать их как членов своей семьи; жертвовать ради них; считать их честь своей честью — и всё это по причине того, что нас с ними объединяет вера в единую акыду и приверженность нормам единой религии.

А вот тасаввур (воображение, представление) исламского братства — это смотреть через призму этого братства на свыше миллиарда пусть и раздробленных мусульман, как на единое тело. Это представить, что каждый мусульманин действует как член единой огромной семьи, а также чувствует себя в безопасности вопреки внутренним и внешним конфликтам и фитнам. Это видеть, как каждый живёт и защищает интересы другого мусульманина, разделяя вместе радости и печали. В этом и заключается представление сути исламского братства.

Итак, дорогие братья, как видно из всех приведённых примеров, мафхумы — это значения идей, понятых (идрак) и отчётливо представленных (тасаввур) в уме человека.

Именно эти мафхумы определяют поведение людей и определяют их склонности и предпочтения. Так почему же люди в отношении одних и тех же мафхумов проявляют различные позиции и тенденции?

Почему одни люди не одобряют мафхумы, которые другие люди принимают, и более того, они им нравятся, они с ними соглашаются и желают их практиковать в своей жизни, а также пытаются распространить их среди остального человечества?!

Почему некоторые, пытаясь исключить ненавистные им воззрения из своей жизни, в то же время стараются оградить от них других людей?

Например, идея «свободы». Пока мы, с одной стороны, выражаем недовольство в отношении данной идеи, пытаемся исключить её из общества, другие же принимают идею «свобод» в качестве мафхума, который их устраивает и который они пытаются распространить среди остального общества?!

В чём же причина таких разных тенденций и настроений в отношении мафхумов? Сейчас, братья, мы дадим ответ на данный вопрос. Люди демонстрируют своё поведение по отношению к вещам и реалиям в виде принятия или отказа от них в соответствии с выводами своих воззрений.

Элементарный пример. Поведение каждого из нас в отношении других людей будет отличаться в зависимости от того, какие у нас мафхумы о них: мафхумы неприязни или наоборот.

Постоянно проводить время с любимым человеком, беседовать с ним и общаться будет доставлять нам удовольствие и радость.

Однако в отношении человека, которого мы не любим или даже ненавидим, мы будем стремиться держать с ним максимальную дистанцию, а по возможности — вообще не встречаться с ним.

Даже этот простейший пример ясно демонстрирует, как наши мафхумы влияют на наше поведение и предпочтения.

Различия в имеющихся у нас мафхумах определяются в соответствии с закрепившимися в нас мерилами, критериями и правилами, которые мы используем, связывая этот мафхум со своими склонностями и предпочтениями.

Благодаря связи имеющихся у нас жизненных мерил, критериев и правил с мафхумами, мы, в итоге, принимаем, любим, испытываем довольство к чему-либо, или же, напротив, отдаляемся, испытываем неприязнь и отказываемся от этого.

Например, человек, который принимает нормы Шариата в качестве мерила для себя и смотрит на жизнь через исламские критерии и правила, сталкиваясь с такими мафхумами, как «личная свобода», «секуляризм» или «национализм», испытывает неприязнь к ним, отказывается принимать и даже выступает против них, потому что эти мафхумы не являются исламскими и противоречат имеющимся у него мерилам и правилам.

С другой стороны, человек, лишённый исламских критериев и норм, отравленный западной культурой и смотрящий на жизнь через призму корыстолюбия, принимает такие мафхумы, как «личная свобода», «секуляризм» и «национализм».

Причина подобных различий в мафхумах заключается в различии критериев и правил, с которыми сталкиваются мафхумы.

Другими словами, наши критерии и правила, через которые мы пропускаем такие мафхумы, как «секуляризм» и «личная свобода», отличаются от мерил и правил других людей в отношении этих же мафхумов.

Связывая мафхумы с нашими критериями о жизни, мы принимаем что-либо, или же отказываемся от этого. Вот почему у людей проявляются разные поведения и склонности. Итак, пришло время ответить на следующий вопрос:

«Что определяет в нас эти мерила и правила?».

Другими словами, согласно чему мы определяем свои жизненные критерии и правила?

И как нам изменить неправильные воззрения, появившиеся в результате неправильных правил и критериев?

Дорогие братья и сёстры! Представления, мерила и убеждения каждого человека без исключения определяются и закрепляются только лишь в соответствии с его представлениями о мирской жизни.

Каждый человек определяет свои мерила, правила и взгляды о жизни в соответствии с основной идеей, в которую он верит и принимает. Это идея о «смысле прожитой в этом мире жизни», о том, «почему эта жизнь была ему дана», об «источнике всей этой жизни, которую он видит и ощущает», о том, «откуда он пришёл, и куда пойдёт», и о «причине существования всей этой жизни».

Именно эта основная идея о жизни является акыдой человека и его идейным руководством, на которой основаны и из которой вытекают все его остальные идеи.

Например, основная идея того, что «вся Вселенная была сотворена Аллахом; что эту жизнь людям дарует Аллах; что жизнь в Раю или в Аду будет зависеть от спроса за прожитую мирскую жизнь», или, иными словами, идея того, что «целью является прожить согласно ниспосланным Аллахом нормам, не придавая Ему сотоварищей», — станет для мусульманина правилом, определяющим все аспекты его жизни.

Представления о мерилах «пользы и вреда», «добра и зла», «красивого и некрасивого», всегда формируются в соответствии с основной идеей об этой мирской жизни. Опять же, в соответствии с этими критериями и правилами человек принимает взгляды, на которые он будет основываться в жизни.

Точно так же для того, кто связывает свою цель существования с совпадением, материей или с Создателем, который создал и оставил жизнь на самотёк, кто не верит в жизнь после смерти, или чья вера очень слаба и сомнительна в этом отношении, который не верит в отчёт и последствия от совершаемых им поступков, главным критерием в жизни будет корысть и стремление извлекать как можно больше выгоды из мирских удовольствий.

Поэтому, естественным образом, критерии, мнения и правила этих двух типов людей, придерживающихся абсолютно разных взглядов на мир, будут отличаться. Это приводит к различию мафхумов (воззрений).

Следовательно, единственный способ изменить мафхумы — это сформировать основную идею о жизни и связать наши мафхумы о жизни с критериями, правилами и взглядами, которые мы приобрели в соответствии с этой основной идеей.

Итак, дорогие друзья, вот объяснение и разъяснение того, как мафхумы определяют наше поведение и предпочтения, и как эти мафхумы образуются или меняются.

Если же мы хотим резюмировать то, что нам как мусульманам следует сделать, чтобы иметь правильные мафхумы, правильное поведение и склонности, то прежде всего мы должны идейно осознать всю информацию, прочитанные или услышанные речи и события, с которыми мы сталкиваемся, а также отчётливо представить всё это так, словно мы видим это воочию.

Чем сильнее и конкретнее это понимание и воображение, тем сильнее будет в нас его концептуализация. Вслед за этим нам нужно усиливать нашу приверженность исламским нормам, критериям и правилам.

Чем больше мы приобретаем исламских идей и взглядов в отношении аятов Аллаха, Сунны Пророка ﷺ, вещей и событий, тем больше наши мафхумы будут кристаллизоваться и укореняться в нас, потому что всё перечисленное образует критерии и правила, которые мы связываем с воззрениями о жизни. Таким образом, наше поведение, склонности и предпочтения, если быть кратким, наша нафсия, будет становиться исламской.

Именно об этом говорит наш Господь в суре «Аш-Шамс»:

قَدۡ أَفۡلَحَ مَن زَكَّىٰهَا ٩ وَقَدۡ خَابَ مَن دَسَّىٰهَا

«Преуспел тот, кто очистил свой нафс от грехов, и понёс урон тот, кто опорочил его грехами» (91:9-10).

Очищение нафса в аяте — это образование поведения, склонностей и предпочтений с помощью исламских норм, критериев и мафхумов.

В 11-ом аяте суры «Ар-Рад» Аллах говорит следующее:

إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوۡمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنفُسِهِمۡۗ

«Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не изменят то, что в них» (13:11).

То, что меняют люди в себе в аяте — не что иное, как мафхумы, критерии и поступки.

Итак, дорогие братья и сёстры! На первой лекции из серии «Воззрения, определяющие жизненный вектор», мы затронули мафхумы (воззрения), которые определяют и направляют поведение, склонности и предпочтения людей.

Да одарит и прославит нас Аллах исламским образом жизни во всех аспектах: от управления до экономики, от образования до просвещения, построенными лишь на исламских мафхумах.

Надеемся на новую встречу на следующей неделе, чтобы пообщаться о совершенно новом воззрении, концепции, мафхуме.

Да хранит Вас Аллах!

На турецком https://www.youtube.com/watch?v=gG8whsqYV60&feature=youtu.be

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть