Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Выпуск 13. «Воззрения, определяющие жизненный вектор». Хадарат и маданият

Ссылка на видео https://hizb.org.ua/video/redirects/10887

Серия передач: «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом

Выпуск 13

Хадарат и маданият

Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.

Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Дорогие братья и сёстры! Тема, которую мы собираемся затронуть на этой неделе, — это Культура (Хадарат) и цивилизация (маданият).

Вполне возможно, что среди наших зрителей есть те, кто впервые слышит эти два понятия. К тому же, возможно, что кто-то слышал и знает эти концепции, но не осведомлён об их значимости и, отсюда, не понимает причины, по которой данные мафхумы стали темой для сегодняшнего выпуска программы в рамках рубрики «Воззрения, определяющие жизненный вектор», а также то, какую пользу принесёт правильное понимание данных воззрений.

В данном выпуске, дорогие братья и сёстры, мы попытаемся разъяснить как важность этих двух концепций, так и значимость их правильного понимания, и, конечно же, попытаемся раскрыть их значение через самые правильные мафхумы.

Итак, дорогие братья, наверняка каждому из нас приходилось слышать такие фразы, как

«Мусульмане выступают против западных идей и культуры, но используют при этом западные технологии» или «Раз уж вы против Запада, то не используйте технологии, произведённые на Западе!». Думаю, вам неоднократно приходилось встречать людей, высказывающих подобные претензии, не так ли?!

Такой неправильный подход, по сути, проистекает из непонимания концепций культура (Хадарат) и цивилизация (маданият).

Каждый из нас, возможно, слышал, что в последние периоды Османского Государства мусульмане выступали против печатного станка. Некоторые учёные или часть мусульманской общественности реагировали против подобных новых технологических изобретений, появившихся на Западе, как, например, печатного станка, заявляя, что это всё является «изобретением неверных (гяуров)». Однако это — ситуация, возникшая из-за непонимания таких мафхумов, как «хадарат» и «маданият».

Дорогие друзья, как вы знаете, на прошлой неделе был «новый год» по григорианскому календарю. Внутри нашего общества, как это происходит ежегодно, вновь возникли противоречия.

В то время как мусульмане заявляли, что Новый год связан с культурой неверующих и что все виды новогодних праздников являются харамом, находились те, кто пытался оправдать совершаемый ими грех, говоря так: «Новый год и Рождество отличаются друг от друга. Мы не празднуем Рождество, уподобляясь христианам. Мы лишь отмечаем начало нового года».

Итак, дорогие братья и сёстры. Главный мафхум, который проливает свет на вопрос «Что мусульмане могут перенимать у других общин, наций и народов, а что не могут?», — это концепция культуры «хадарат» и концепция цивилизации «маданият». И, к сожалению, за последние два столетия возникли серьёзные проблемы и трудности в понимании концепций слов «хадарат» и «маданият».

Как в последние периоды Османского Государства, так и сегодня эти концепции были отодвинуты в сторону, а в их понимании произошли большие отклонения. Однако слова культура (Хадарат) и цивилизация (маданият) имеют жизненно важное значение для того, чтобы мы могли чётко различать, «что можно» и «что нельзя» перенимать из чуждых для нас систем для жизни, построенных на неисламских идеях.

Следовательно, определяющим в вопросе «что берётся у других народов, а что нет?» является выяснение: перенимаемая вещь относится к хадарату или маданияту? Из-за путаницы, которая поразила данное понимание, некоторые группы в последний период Османского Халифата выступали против перенимания научных и технологических разработок у Запада, в то время как другие жадно и без разбора заимствовали всё, что имелось у западной цивилизации, особенно конституцию и законы Запада. К сожалению, эта путаница продолжается и по сей день.

Поэтому, дорогие братья и сёстры, чрезвычайно важно, чтобы понятия культура (Хадарат) и цивилизация (маданият) кристаллизировались в умах мусульман. Именно по этой причине концепции «хадарат» и «маданият» являются одними из самых важных концепций, определяющих жизненный вектор мусульман. Так что же такое культура и цивилизация?

Дорогие братья! Давайте сначала рассмотрим эти концепции с точки зрения лексики и терминологии! В арабском языке и арабской лексике корень слова «хадарат» вытекает из слова «хадар». Это слово означает «жить, жить и селиться в деревне, городе или в населённом пункте вне пределов пустыни».

Следовательно, когда слово «хадарат» используется в его лексическом значении, оно означает «поселился в деревнях и городах», что выражает значение противоположное «бедуинам, живущим в пустыне».

В знаменитом словаре «Аль-Муфрадат», который выполнен в стиле коранического словаря и разъясняет значения арабских слов, говорится следующее:

«Хадара» (حَضَرَ) — это слово, противоположное значению «образа жизни бедуина». Хадарат, с другой стороны, означает осёдлость в городе или селении, то есть оседлый образ жизни».

Исходя из этого, понятие «хадарат» с точки зрения лексики означает «отказ от образа жизни бедуина и переход к оседлому», или «проживание в городе либо деревне, а не в пустыне как бедуин». Из этого выясняется, что непосредственное словарное значение слова «хадарат» — это «концепция, выражающая образ жизни» и «взгляды на жизнь».

Также понятие культура «хадарат» используется в словаре для значений идей, то есть связано с поведением. Следовательно, более уместно сказать, что это слово относится к мафхумам, и использовать их необходимо в этом смысле, ведь они являются идеями, которые определяют поведение. Во всех старых словарях арабского языка «хадарат» приводится в значении «идеи», «концепции», «взгляда на жизнь» и «образа жизни».

Что касается слова цивилизации, «маданият», дорогие братья, то это слово лексически образовано от корня «мадана» (مَدَنَ). Оно употребляется в значении «город, жизнь в городе и пребывание в городе» и является противоположностью «жизни в деревне» и «крестьянства».

В этом смысле разница между жизнью в деревне и жизнью в городе заключается не в разнице образа жизни и взглядов на жизнь, а в разнице между стилями жизни, формами и предметами быта и технического прогресса.

Здесь очевидна разница между терминами культура (Хадарат) и цивилизация (маданият) с точки зрения лексики. «Хадарат» выражает в словаре «образ жизни и идеи», а «маданият» относится к «вещам и формам, необходимым для жизни».

Когда дело доходит до использования терминов «хадарат» и «маданият» в терминологическом смысле, то обе данные концепции вошли в обиход речи мусульман под словом «цивилизация», которое представляет собой западный термин. Другими словами, это слово приобрело значение, которое выражает ценности, особенности и культурное наследие любого общества или народа, которые отличают их друг от друга.

Вот где заключается проблема, с которой мы сталкиваемся, и которая связана с темой сегодняшнего выпуска. Таким образом, когда понятие этого слова «цивилизация» распространилось в наших обществах как западный термин, историки, писатели и мыслители стали использовать понятия культура (Хадарат) и цивилизация (маданият)в смысле западной концепции «цивилизации».

Большинство тех, кто прибегал к западному термину, использовали его, не проводя различия между особенностями, которые делают общества отличительными друг от друга, и элементами, которые не служат критерием отличия одних обществ от других. Таким образом, слова «хадарат» и «маданият» терминологически стали использоваться в одном и том же значении. Следовательно, в нашем обществе под словом «маданият» стали одновременно выражаться взгляды общества на жизнь, подобно «культуре, понятиям и законам», а также слово «маданият» стало охватывать такие вопросы, как «предметы технологии и технических открытий».

Например, когда упоминается «западная цивилизация», это означает, что может подразумеваться как западная культура и идеи, так и технологии и изобретения Запада.

Однако между этими двумя понятиями существует огромная разница. И когда мы смотрим на различные общества, будь то в прошлом или в настоящем, мы видим очевидные различия, которые отличают одно общество от другого. Ведь элементом, составляющим общество, являются постоянные отношения внутри этого общества.

Эти отношения строятся на идеях, которые имеются у людей, и на чувствах, на которые эти идеи влияют. И данная тема была разъяснена и раскрыта в нашем первом выпуске. Таким образом, одно общество отличается от другого своей религией, взглядами на жизнь и представлениями, определяющими его отношение к вещам и событиям.

Существуют также материальные формы, которые общества используют в соответствии со своим научным и технологическим уровнем и которые не являются существенными различиями, отличающими одно общество от другого. Например, материальные формы, такие как архитектурные строения, орудия войны, планировка городов и площадей, средства связи и транспорт.

Несмотря на то, что они различаются в зависимости от научного, материального и технологического уровня конкретного общества, это не основополагающие отличия между ним и другими обществами. Основываясь на этих фактах, касающихся сути такого феномена, как «общество», понятие «хадарат» используется для выражения «взгляда на жизнь, представлений и комплекса мафхумов». А понятие «маданият» используется для выражения «материальных форм и научного развития».

Следовательно, правильным терминологическим определением, соответствующим действительности, является то, что хадарат — это «совокупность представлений о жизни». Другими словами, акыда, верование, культура, свод законов, взгляды на жизнь и идеи, которые доминируют в отношениях внутри общества, являются традициями этого самого общества.

«Маданият» же — это материальная, научная, технологическая и техническая форма жизни.

Итак, дорогие братья, в чём важность проведения этого различия?

Конечно, для жителей Запада может быть не так критично прояснять и в доскональности проводить различия между понятиями «хадарат» и «маданият». Однако для нас, мусульман, это различие чрезвычайно важно. Ведь исламское общество — это выдающаяся Умма с уникальным для неё образом жизни, который полностью отличается от образа жизни всех остальных обществ человечества. Единственная причина этого заключается в том, что у исламского общества имеется акыда, источником которой является Божественное Откровение.

Из этой акыды исходит неповторимая система, на ней строится всеобъемлющая идея, а также из этой акыды вытекают чувства, которые распространяются внутри всей Уммы.

Именно это регулирует отношения в исламском обществе. Таким образом, исламская культура (хадарат) в исламском обществе стала особой и исключительной культурой, превосходящей все остальные культуры.

И тут Ислам, которому только мусульмане и следуют, проводит резкое различие между материальными средствами и стилями, которые разрешено перенимать у других обществ и народов, и вопросами, касающимися образа жизни, такими, как акыда, философия, законы и постановления, которые вовсе не разрешается ни у кого перенимать.

По этой причине ни в коем случае не разрешается перенимать у какого-либо общества или народа культуру (хадарат) и связанные с ней вопросы.

Это исходит из того, что хадарат мусульман и их подход к жизни должны быть исключительно исламскими. Ислам — религия, которую Аллах ниспослал Посланнику Аллаха ﷺ — велит отойти от всех других идеологий, систем и идей и отказаться от претворения иных хадаратов.

Всевышний Аллах говорит:

قَدۡ جَآءَكُم مِّنَ ٱللَّهِ نُورٞ وَكِتَٰبٞ مُّبِينٞ

«Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание» (5:15).

«Посредством него Аллах ведёт по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь» (5:16).

Также Аллах говорит в Коране: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иным» (7:3).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я оставил вас на совершенно ясном (пути), ночь которого подобна дню, и отклонится от которого только гиблый».

В другом же хадисе Посланник Аллаха ﷺ сказал так:

مَنْ أَحْدَثَ في دِينِنَا هَذَا مَا لَيْسَ مِنْهُ فَهُوَ رَدٌّ

«Внёсший в нашу религию то, что не имеет к ней отношения, (будет) отвергнут».

Подобные аяты и хадисы составляют единое целое. Исходя из этого, дорогие братья, абсолютно недопустимо перенимать у кяфиров какие-либо идеи, акыду и философию.

Аналогичным образом, ни в коем случае нельзя перенимать административные системы идеологий коммунизма и капитализма [такие как демократия, республиканство, королевство, диктатура, федерация, конфедерация и т.д.], а также экономические системы социализма и капитализма.

Таким же образом, недопустимо заимствовать такие идеи, как «идея свобод», «идея эволюции», а также праздники и празднества неверующих. Ведь все эти идеи противоречат религии, системе и культуре (хадарату), которые Аллах избрал для Своих рабов. И все они являются продуктом неисламских цивилизаций.

Цивилизация (Маданият), братья мои, — это все материальные средства и оборудование, научные инструменты и открытия, используемые в повседневной жизни. Другими словами, это ценности, принадлежащие человечеству, на которые не влияют ни культура (хадарат), ни идеологические взгляды, ни образ жизни, и которые не исходят от них.

По этой причине допустимо принимать цивилизационные (мадани) формы, если они не противоречат и не перечат исламской культуре (хадарату), и, конечно, пока они не проистекают из какой-либо цивилизации.

Это в точности то же, как Посланник Аллаха ﷺ перенял у персов стратегию рытья траншей в сражении Ахзаб, услышав о данной стратегии от Сальмана аль-Фариси (р.а.). А также то, как Умар (р.а.) заимствовал у персов систему регистрации и учёта «Диван». Точно так же мусульмане переняли научные и технологические изобретения от предыдущих или современных обществ в период своего развития.

Собственно говоря, это базируется на шариатском правиле — «в основе вещей лежит ибаха (дозволенность)». По этой причине современным мусульманам разрешено перенимать и заимствовать в своё общество материальные и технологические достижения в виде военной авиации, военных инструментов, автомобилей, медицины, инженерного дела, лабораторного оборудования и научных теорий, разработанных любым другим обществом.

Если же эти средства и инструменты входят в число вещей, которые сделают мусульман сильными, то в таких случаях их непременно следует заимствовать. И это результат веления Всевышнего Аллаха в суре «Аль-Анфаль», — где Аллах говорит: «Приготовьте против них сколько можете силы» (8:60).

По этой причине мусульмане обязаны перенимать или производить сами технологические инструменты и изобретения, которые придадут им силы и мощи. В таких случаях не имеет значения то, от какого государства происходит заимствование или перенимание. Потому что ни одна из этих форм цивилизации (маданията) не имеет ничего общего с культурой.

Однако следует помнить, что есть очень важная деталь и различие в отношении того, «что следует принимать из цивилизации (маданията)», дорогие братья и сёстры, поскольку некоторые её формы находятся под влиянием западной культуры или являются её отражениями.

С другой стороны, мы также видим, что некоторые формы цивилизации не принадлежат ни к какой культуре. Другими словами, мы сталкиваемся с формами цивилизации (маданията), которые удовлетворяют потребности или облегчают жизнь всех людей, и формами цивилизации, которые относятся к некоторым системам жизни. Это указывает, что формы цивилизации делятся на две части: частную для общества и общую для человечества.

В то время как формы цивилизации, которые принадлежат всему человечеству и не происходят от определенной культуры (хадарата), являются общими, и их принятие не причинит вреда, всё-таки имеются такие формы цивилизации (маданията), которые недопустимо принимать и которые проистекают из культуры (хадарата) и несут частный характер для какого-либо народа. Например:

В западном обществе непристойная женская фотография считается формой цивилизованности, маданията. Однако данная форма цивилизованности полностью связана с аспектами западной культуры, которые под именем свобод вызвали моральное разложение общества. Недопустимо принимать форму цивилизации (маданията), которая подпадает под рамки этого частного маданията и отражает чужие цивилизации.

Взгляд западной культуры на непристойные фотографии женщин как на цивилизованную форму является отражением представлений Запада о женщинах. Однако эта форма противоречит исламской культуре (хадарату) и исламскому представлению о том, что «женщины — это честь, которую необходимо защищать». По этой причине, дорогие братья, Умме непозволительны такого рода фотографии, потому что это означает раскрытие женщины, которая обязана носить хиджаб, который является исламской культурой, а также такое, естественно, противоречит Ислама. Аллах говорит в Коране следующее:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (24:31).

И снова наш Господь в суре «Аль-Ахзаб» говорит:

«О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы те опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (33:59).

В свете подобного рода аятов и хадисов о женщинах исламское представление о женщине заключается в том, что она — честь и достоинство, которое необходимо защищать и оберегать.

Как бы некоторые круги сегодня ни делали всё возможное, чтобы сломать данное представление и обесценить значимость женщин, и как бы некоторые феминистки ни выходили на улицы с плакатами, где пишется «Мы не являемся чьей-либо честью», Ислам рассматривает женщин как аманат, а также честь и достоинство, которые следует оберегать.

Всё, что противоречит данной концепции, является антиисламским, а также попыткой перенести западное представление о женщинах в исламские земли.

Точно так же, дорогие братья и сёстры, ликёроводочные заводы, ростовщичество, акционерные компании, фондовый рынок, казино и тому подобное — всё создано неисламскими мировоззрениями и является запрещёнными согласно Исламу способами и средствами, и их заимствование категорически запрещено. Аллах сказал:

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстаёт тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (2:275).

«О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).

Позволительно ли наличие азартных игр, национальной лотереи под эгидой местных и национальных банков, алкогольных напитков в населённых мусульманами землях, а также их рекламирование и рассматривание их в качестве цивилизации (маданията)?

Всё это, дорогие братья, является мерзостью и скверной, принадлежащей неверным народам и не имеющей ничего общего с общечеловеческими формами цивилизации.

То же самое касается статуй и подобных им форм, вытекающих из культуры. Всё подобное относится к категории вещей, вытекающих из чуждой культуры (хадарата), и противоречит Исламу. Более того, Посланник Аллаха ﷺ, отправляя Али (р.а.) в поход, сказал:

«О Али! Не оставляй ни одной статуи, не сломав её, и не оставляй ни одного изображения, не стерев его, и ни одной возведённой могилы, не сровняв её».

И, конечно же, ещё один важный вопрос, дорогие братья, — это праздники. Как известно, праздники основаны на убеждениях. Люди объявляют день празднования, чтобы возродить свои убеждения или отношения и моменты, которые они считают важными.

Наши мусульманские праздники основаны на исламской акыде. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«У каждого народа есть свои праздники, а наш праздник — это Ураза (Фитр) байрам и Курбан (Адха) байрам».

Мы, дорогие братья и сёстры, никогда не сможем внедрить новых праздников, кроме этих двух. Мы отмечаем только те праздники, на которые нам указал Ислам, и мы не можем выходить за рамки этого, поскольку, уважаемые братья, эти праздники являются актом и проявлением поклонения.

В праздничные дни мы совершаем праздничные намазы, раздаём фитр-садака и совершаем жертвоприношение. Каждое из перечисленного является поклонением. И мы проводим праздники в рамках таких же хукмов Шариата, потому что они являются символом и олицетворением Ислама.

Поэтому в эти праздничные дни: мы радуемся, очередной раз подкрепляем родственные связи, посещаем и дарим друг другу подарки. Помимо этого мы категорически не придумываем новых праздников и никогда не перенимаем праздников от других обществ. Ведь Посланник Аллаха ﷺ запретил арабам и другим народам празднование доисламских праздников, отмечаемых ими до принятия Ислама, и велел им праздновать лишь эти два праздника: Курбан и Ураза.

Да, у нас — как мусульман — имеется много важных и значимых дней и дат, дорогие братья. Например, у нас много великих и благодатных дат, таких как дни огромного множества завоеваний и громких побед, установление Халифата, начало года по хиджре. Но мы не объявляем даты этих дней праздничными. Мы просто помним о них, напоминаем о них, мы рассказываем друг другу о событиях этих дней, мы рассказываем о них своим детям, чтобы черпать из них уроки и назидания. Однако объявлять их праздничными — нельзя.

И всё же, дорогие братья, праздники неверующих основаны на их убеждениях. Категорически не разрешается праздновать, присоединяться и считать праздничными их праздники. Это противоречит Исламу. Ведь Посланник Аллаха ﷺ сказал:

 مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ، فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобляется какому-то народу, тот из них».

Абсолютно недопустимо праздновать то, что исходит из традиций и верований кяфиров, как, например, Новый год или Рождество, или отмечать и участвовать в так называемых «национальных» праздниках, таких как День Республики или День молодёжи.

Итак, братья и сёстры! Существующая сегодня западная культура и образ жизни полностью противоположна исламской культуре и образу жизни как с точки зрения основы этой культуры, так и принципов, вытекающих из этой основы. Ведь в основе западного мировоззрения и культуры лежит «отделение религии от жизни и государства».

Во взглядах на жизнь, вытекающих из западной культуры (хадарата) нет места религии. Для них религия — это только вопрос индивидуума, вопрос отдельных людей. Любой желающий может верить, но при этом не имеет права претворять что-либо из требований своей веры помимо поклонения. А кто не желает, может спокойно не верить и отрицать Бога.

Следовательно, в западной культуре религия не влияет и не может влиять на жизнь и на систему и уклад жизни. Для них не имеет значения, на чём основана жизнь. Для них важно, чтобы индивид сам придумал то, как выстроить и организовать свою жизнь. Это и есть фундамент, на котором зиждется западная культура (хадарат), и этот фундамент полностью противоположен Исламу.

А также, дорогие братья, определение жизни в западной культуре сводится только к интересу, поскольку Запад видит в утилитаризме основу своей системы и культуры. Для западного мировоззрения в жизни важно только наличие благ и материальных ценностей. 

А значит, другие ценности, такие как моральные, гуманные и духовные ценности, для них не имеют значения. Поэтому в западных обществах возникли независимые от государств структуры и организации, которые стали заниматься данными вопросами, поскольку государство не может этим заниматься. А также поступки, связанные с моральными ценностями в западной культуре (хадарате), строятся исключительно на выгоде.

Другими словами, что-то может быть ценным лишь тогда, когда в этом есть выгода. В противном случае это вовсе не представляет никакой ценности.

И снова понимание «счастья и благодати» в западной культуре заключается в том, чтобы черпать наибольшую долю биологических удовольствий и умножать причины этих удовольствий, поскольку Запад построил своё понимание счастья из гедонизма, который является извращённым и порочным философским учением.

Следовательно, по их мнению, счастье и блаженство всегда там, где есть физическое и биологическое удовольствие.

Итак, братья, вот она западная культура, которая во всех своих аспектах противоречит исламской . Недопустимо заимствование абсолютно ничего из этой культуры и мировоззрения.

Как мы уже говорили, если формы цивилизации (маданията), исходящие из Запада, но не из его культуры, не противоречат Исламу, то нет ничего плохого в принятии этих форм. Ведь то, что перенимается, не имеет отношения к мировозрению и культуре запада. Это научное и технологическое развитие, форма цивилизации и ценность, принадлежащая всему человечеству.

Исходя из всего перечисленного, дорогие братья, такие утверждения, как «Раз уж вы против Запада, то не принимайте его технологии!», являются бессмысленными и неуместными.

Также большой ошибкой является говорить, что «Недопустимо принимать какие-либо научно-технические разработки и изобретения с Запада».

К тому же является непомерной и большой ошибкой говорить «Точно так же, как мы заимствуем научные разработки с Запада, нам нужно заимствовать его просвещение и идеи».

Всё это исходит из того, что имеется неправильное понимание понятий культура «хадарат» и цивилизация «маданият», а также из того, что концепции этих понятий черпаются у Запада, а не из Ислама, дорогие братья.

Потому что понятия культура «хадарат» и цивилизация «маданият», существующие у современных людей, были сформированы на перенятых у Запада понятиях «культуры и цивилизации». Эта ситуация вызвала смятение в умах мусульман.

Из-за сложившейся ситуации, к сожалению, возникла большая путаница в отношении того, что можно, а что нельзя брать от разных общин и народов.

По этой причине для мусульман крайне важно прояснить понятия «хадарат» и «маданият» и заново наполнить их исламским мафхумом.

Итак, дорогие братья и сёстры, в этом суть понятий культура «хадарат» и цивилизация «маданият».

Подводя итог, культура «хадарат» — это «комплекс воззрений о жизни», а в Исламе имеется особый хадарат, который был сформирован на основании Откровения и который отличается от хадаратов всех других народов.

Таким же образом у других наций и народов есть свои традиции, представления о жизни и образе жизни.

Мусульманину вовсе не позволено перенимать что-то из других культур и мировоззрений. Следовательно, нам не дозволено принимать философию Востока или Запада.

Принятие западных идей, таких как секуляризм, демократия и республиканство, является большим преступлением.

Категорически недопустимо использовать западное воззрение в отношении «женщины», «семьи», «морали» и тому подобного.

Опять же, это большой харам — отмечать фестивали, верования и праздники Запада, потому что всё это является их наследием.

Что касается цивилизации (маданията), то это материальные и научные формы, стили и инструменты, принадлежащие всему человечеству. Если цивилизационные (мадани) формы не исходят из чуждой культуры (хадарата) и не противоречат Исламу, то в их принятии нет никакого вреда и нет ничего предосудительного.

Это понимание и мафхум, которые должны быть прояснены и кристаллизованы всеми мусульманами, дорогие братья.

Да дарует Аллах нам и всей Исламской Умме общество, построенное исключительно на воззрениях, берущих начало из исламской культуры.

Да убережёт Аллах наши умы, жизни и будущие поколения от всех идей и взглядов неверных. Аминь, Аллахумма, аминь

Итак, дорогие братья. Мы подошли к концу сегодняшнего выпуска «Воззрения, определяющие жизненный вектор», в котором мы попытались рассмотреть очередной архиважный мафхум.

Молю Аллаха беречь вас, и до встречи на следующей неделе.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

 

На турецком https://www.degisim.tv/post/1257/hayata-yon-veren-mefhumlar-hadarat-ve-medeniyet

Лекции

Ответ небес и земли. Сира 10 часть

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75