Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Кто имеет право на законотворчество?! 4 ч. Шейх Саид Ридван. Лекция 29

 

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция двадцать девятая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 12 Джумада аль-ахира 1437 г.х./21 марта 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы рады встрече с вами для обсуждения лекции под названием «Роль большинства в законотворчестве». Нас, мусульман, коснулось заразное заболевание неверных, и мы стали призывать к таким лозунгам, как «Главенство принадлежит народу», «Народ является источником власти», «Законодательство принадлежит народу». Так эта болезнь задела очень важный орган! Она нанесла удар по сердцу акыды (убеждений) мусульман! Для мусульман Законодателем является Аллах. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36),

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ ۚ

«Решение принимает только Аллах» (12:40),

وَرَبُّكَ يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ وَيَخْتَارُ ۗ مَا كَانَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ ۚ

«Твой Господь создаёт что пожелает и избирает, но у них нет выбора» (28:68).

Благодаря этим шариатским текстам вопрос о том, что законодательство принадлежит Аллаху, для мусульман является закрытым и бесспорным. Всё же, мы рассматриваем эту тему, чтобы пролить свет на непригодность мысли о принятии закона путём принципа большинства. Мы рассмотрим непригодность этой мысли как с точки зрения её реальности, так и сточки зрения шариатских текстов, поясняющих то, какое место занимает мнение большинства в вопросе законодательства. Изучая реальность данного вопроса, мы находим, что Запад, заявив об отделении религии от жизни и вручив вопрос законодательства человеку, стал перед огромной проблемой. Этой проблемой является то, что сама мысль об издании законов мнением большинства людей является утопической мыслью, которую невозможно воплотить в жизнь. Говоря другими словами, мы не можем собирать людей в одной местности, чтобы они издавали законы. Сторонники этой идеи, дабы выйти из этого тупика, сказали: «Законы издаёт группа людей, представляющая мнение населения. Т.е. люди идут на уступки в своём праве издавать законы и вместо себя делегируют для этого дела определённых личностей». Отсюда и появился законодательный совет или парламент. Предоставив же законодательным советам право издавать законы, мнения людей в этих советах однозначно будут расходиться.

Естественно, возникает вопрос: какое из этих мнений будет принято в качестве закона? Когда люди сталкиваются с таким вопросом, в основе они должны говорить: «Нужно принимать из этих мнений самое правильное».

Но, т.к. каждый из парламентариев считает своё мнение правильным, возникает ещё одна проблема, которая состоит в том, чтобы узнать, чьё из этих мнений считать правильным? Сторонниками западной идеи было принято решение оставить в стороне вопрос о том, что является истиной, и согласиться после голосования с мнением, принятым большинством голосов. Такое положение дел влечёт за собой вопрос. На самом ли деле парламентарии, голосующие за тот или иной закон, представляют большинство в Умме? Выражает ли на самом деле такое голосование волеизъявление людей? Мы не хотим вести философское обсуждение. Нам следует лишь посмотреть на саму реальность.

Большинство парламентариев издаёт законы, а народы восстают против этих законов. Такое положение дел мы видим в тех государствах, которые и начали призыв к демократии и к тому, что законодательство принадлежит людям. Мы видели, как в Греции и других странах завершалось принятие законов, а люди восставали против них. Так кто представляет волеизъявление народа?! И о каком большинстве они говорят?!

Давайте рассмотрим сам парламент. Сторонники демократии говорят нам, что законы издаются путём голосования большинства. На самом же деле все законы, предлагаемые для принятия в парламенте, не исходят от самих членов парламента. Напротив, законопроекты разрабатывают соответствующие органы, которые занимаются политикой, законами, экономикой и т.д. Так вот, эти соответствующие органы изучают законопроекты, пишут законы и затем предлагают их парламенту.

Парламент же проводит голосование за принятие или отклонение предложенного на рассмотрение законопроекта. Парламент состоит из людей, которые нажимают красную или зелёную кнопку, они не издают законы. Если большинство парламентариев выступило против какого-то законопроекта, то он возвращается к тем, кто его разрабатывал и выдвинул. Они же согласно тому, в чём сами видят пользу для людей, проводят поправки в этом законопроекте, чтобы затем люди приняли его. В итоге парламент, народный совет и законодательный совет принимает один из вариантов законопроекта, предложенного им режимом. Такой проект предлагает глава правительства, министр экономики или президент республики. Они предлагают парламенту законопроект, и затем происходит голосование за принятие или отклонение этого проекта. Голосование парламентариев на самом деле представляет собой согласие с одним из вариантов законопроекта, выдвинутого правителем. Такова реальность — в лучшем случае — принципа большинства при нынешних режимах.

Но, обращаясь к мусульманам, мы не собираемся приводить им множество шариатских тестов. Обращаясь к ним, мы скажем: «Посмотрите на Слова Всевышнего Аллаха в вопросе мнения большинства. В благородном Коране приводится о мнении большинства около ста пятидесяти аятах. Во всех этих аятах идёт порицание мнения большинства людей». Всевышний Аллах говорит:

وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ ۚ

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (6:116),

وَمَا أَكْثَرُ النَّاسِ وَلَوْ حَرَصْتَ بِمُؤْمِنِينَ

«Большая часть людей не уверует даже если ты страстно будешь желать этого» (12:103).

Итак, Благородный Коран однозначно нам говорит, что большинство людей может находиться не на истине. Тем более, говоря о большинстве людей, мы не говорим о мнении большинства мусульман. Ведь сторонники этой идеи говорят о большинстве подданных государства — как мусульман, так и немусульман. О каком мнении большинства может идти речь, если Всевышний Аллах сказал Посланнику Аллаха ﷺ в то время, как он находился в Медине:

وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ ۚ

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха» (6:116)?!

Вновь обращаясь к людям, следует сказать: «Посмотрите, что Всевышний Аллах сказал в противовес большинству о малом количестве людей».

Всевышний Аллах сказал:

وَقَلِيلٌ مِنْ عِبَادِيَ الشَّكُورُ

«Но среди рабов Моих мало благодарных» (34:13),

كَمْ مِنْ فِئَةٍ قَلِيلَةٍ غَلَبَتْ فِئَةً كَثِيرَةً بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ

«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» (2:249).

Итак, Ислам категоричным образом доводит до нас, что мнение большинства не является признаком правильности. Но также он до нас доводит, что Всевышний Аллах вопрос принятия законов отнёс исключительно к Себе одному, а не к большинству или меньшинству людей!

Как правитель, так и все люди должны подчиняться велениям Аллаха. Все сподвижники Посланника Аллаха ﷺ были против Худайбийского перемирия. Он же им ответил: «Я — лишь раб Аллаха и Его Посланник! И я не буду противоречить велению Аллаха, и Он не даст мне пропасть!».

Посланник не принял во время Худайбийского перемирия мнение большинства.

Так в каком случае согласно Исламу принимается мнение большинства людей? Мнение большинства людей проявляется лишь в вопросах, связанных с нуждами людей. Так происходит, когда люди в своём округе лучше, чем кто-либо другой могут оценить то, что принесёт им пользу. К примеру, если в каком-то городе мы захотим построить мост или плотину для воды, то спросим людей: «Что больше принесёт вам пользу?». Большинство же из них отвечает: «Мы хотим плотину, а не дорогу». Какая-то часть людей может сказать: «У нас воды достаточно. Но у нас есть проблема с дорогой, из-за чего мы испытываем затруднения с перевозкой наших товаров на рынки.

Поэтому мы хотим, чтобы построили мост». В таком случае признанным мнением будет мнение большинства людей. Так же, если мы хотим для нескольких сёл построить больницу, то спрашиваем жителей этих сёл о месте, где лучше начать строительство этой больницы. Если оставить этот вопрос для того, чтобы место выбрала одна из групп среди этих людей, то в своих интересах они выберут место ближе к ним. Но в данном случае учитывается мнение большинства людей, которое видит, что постройка больницы в определённом конкретном месте в интересах большинства людей.

Согласно Исламу, при издании законов не берётся в расчёт ни мнение большинства людей, ни мнение меньшинства людей. Законы издаются, опираясь на Откровение и силу шариатских доказательств.

Что касается вопросов, связанных с обеспечением нужд людей и их оценкой, то в таком случае принимается во внимание мнение большинства людей.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам государство, которое будет проявлять о нас заботу! Мы просим Его даровать нам государство с Божественным законодательством, которое учитывает все детали жизни! Мы просим Всевышнего Аллаха почтить мусульман, ускорить для них выход из трудного положения и обрадовать их появлением Халифата! Ведь Он, Аллах, Близок к нам и Отвечает на наши мольбы! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

 

Лекции

Ответ небес и земли. Сира 10 часть

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75