Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Различие мест появления полумесяца. Шейх Саид Ридван. Лекция 39

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7378

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция тридцать девятая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 23 Шаъбана 1437 г.х./30 мая 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы встречаемся очередной раз, чтобы обсудить вместе с вами одну из проблем мусульман. Эта проблема касается вопроса поста в месяц Рамадан — вопроса, в котором есть разногласие и в отношении которого было сказано много слов. Этой проблемой является вопрос различия мест появления полумесяца. Прежде чем мы начнём рассматривать вопрос различия мест появления полумесяца, я хотел бы сказать, что разногласие среди правоведов (факихов) в прошлом в этом вопросе не является тем же разногласием, которое существует в наши дни. Т.е. фетва и шариатское мнение выносится на определённую реальность. Эта реальность называется предметом, по поводу которого выносится закон. Фетва, которая выносилась в прошлом, в отношении предмета закона в вопросе различия мест появления полумесяца отличается от предмета закона в наши дни.

Огромные ошибки возникают из-за того, что кто-то смешивает в одно целое разные вопросы. В большинстве своём за этим скрываются злые намерения и следование страстям, а не намерение следовать закону Шариата.

Для прояснения этого вопроса я хочу рассмотреть реальность мусульманских стран в прошлые века и слова правоведов (факихов) в вопросе различия мест появления полумесяца. Правоведы в прошлые века разногласили в этом вопросе. Группа правоведов посчитала, что определение начала поста различается в зависимости от различия мест появления полумесяца. Мы нашли лишь один хадис, на который они опирались. В этом хадисе приводится диалог, который произошёл между Курайбом и Ибн Аббасом.

Другие же правоведы в своём мнении опирались на хадисы, упомянутые в абсолютной форме, как, например, хадис: «Поститесь при его видении и разговляйтесь при его видении». Ещё они приводили хадис, которым подтвердилось видение луны одним бедуином, и хадис, которым подтвердилось видение луны двумя бедуинами. Большинство правоведов относительно хадиса, пришедшего в абсолютной форме, который повелевает поститься с видением полумесяца, сказало: «Мусульмане должны начать поститься и разговляться, если какая-та группа мусульман будет свидетельствовать о том, что она видела полумесяц». Имамы четырёх мазхабов сказали, что если человек увидел луну, то он должен начать держать пост, даже если кроме него никто его держать не будет.

Итак, большинство правоведов сказало, что если какая-то группа мусульман станет свидетельствовать о том, что она видела полумесяц, необходимо начать держать пост. Другая же часть правоведов сказала, что свидетельство группы мусульман из разных мест проживания не обязывает людей, живущих в других регионах, держать пост.

Для прояснения этого вопроса я хотел бы сказать, что Исламское Государство было единым государством, которое простиралось от Андалусии до Востока. Исламские земли находились далеко друг от друга. Так же и дома людей находились на расстоянии друг от друга. Эти дома не находились близко друг от друга. Отдалённость этих стран была по причине географических препятствий, таких как огромные пустыни, так и по причине морей. К примеру, Андалусию на Западе отделяло море от земель мусульман на Востоке. Из-за этого разрыва территорий мусульмане не могли, увидев полумесяц, оповестить тех, кто находится вдали от них. Поэтому было естественно, что мусульманам говорили, чтобы они постились и разговлялись при виде полумесяца в той местности, где они проживают. Так происходило из-за отдалённости территорий, отдалённости жилищ друг от друга и невозможности оповестить о видении луны тех, кто находится вдали, т.к. средства на то время не позволяли это сделать.

Именно эту реальность и изучали правоведы в то время. Если делать зависимым начало поста жителей Хиджаза от свидетельства жителей Шама, преследуемая цель оповещения одних другими теряла смысл, т.к. для этого оповещения требовалось несколько дней. Правоведы, которые посчитали, что начало поста отличается из-за различия мест появления полумесяца, исходили из упомянутой нами реальности.

Они в то время не думали о том, чтобы мусульмане не принимали свидетельства друг друга. Говоря о различии мест появления полумесяца, им на ум не приходило, чтобы сказать справедливому свидетелю, который видел луну: «Мы не будем придерживаться твоего свидетельства». Им не приходило на ум говорить халифу мусульман: «Находясь в Шаме, мы не будем придерживаться твоего свидетельства о том, что ты видел полумесяц». Ни халиф, ни правоведы об этом даже не думали! Ведь они читали Слова Всевышнего Аллаха:

«Воистину, эта ваша религия — религия единая» (21:92).

Также они читали слова нашего любимого избранного Посланника Аллаха ﷺ:

«Кто придёт к вам, когда ваше дело находится в руках одного мужчины, желая расколоть вас в вашем деле или посеять рознь между вашей общиной — убейте его».

Как могут правоведы говорить мусульманам: «Разногласьте», — или как они скажут им: «Ослушайтесь правителя», — в то время как Всевышний Аллах повелел повиноваться категоричным доказательством, взятым из Корана! Правоведы не думали отрицать свидетелей, видевших луну, их рассмотрение касалось того, что мусульмане должны наблюдать за тем, чтобы увидеть полумесяц и тем самым узнать о том, когда начинается месяц Рамадан. При виде же луны они должны были держать пост, т.к. Шариат обязал соблюдать пост при видении луны и разговляться при её видении. Когда же становилось невозможным донести эту весть остальным мусульманам, то в этом случае каждая страна должна была наблюдать за появлением полумесяца и придерживается поста согласно тому, что увидела.

Теперь рассмотрим реальность, изучаемую в наши дни. В наши дни в Иордании начинают поститься в один день, а в Саудовской Аравии — в другой. Также и в Сирии постятся в один день, а в Турции или в Ираке — в другой. То же самое происходит с Египтом и Суданом. Разве ситуация в нынешнее время схожа с ситуацией в прошлые века? Конечно, нет. Почему? Потому что в наши дни все мусульмане могут удостовериться, произошло ли видение луны или нет, и начать поститься в один день, т.к. дни и ночи в странах мусульман совпадают. Кто, к примеру, не начинает поститься в четыре утра, начнёт поститься в пять или в семь, или в восемь утра. Ночь в странах мусульман бывает в одно время так же, как и нет отличия в появлении луны.

С другой стороны, те, кто сказал, что начало поста в Сирии отличается от начала поста в Иордании, говорят и о том, что жители Деръа и Эр-Рамты постятся в разное время. И это происходит несмотря на то, что их земли находятся возле друг друга и жители этих городов являются родственниками друг другу. Так на какой основе они полагают, что начало поста жителей Сирии отличается от начала поста жителей Иордании? Они не опираются в этом на отдалённость территорий друг от друга, на различие мест появления полумесяца и на невозможность довести информацию о том, что видели луну. В этом различии начала поста они опираются на политические границы между собой.

Опора же на политическое разделение в вопросе начала поста представляет опасность, т.к. такой пост не имеет законной силы. Пост имеет законную силу тогда, когда он опирается на шариатское доказательство. Если же в определении начала поста не опираться на шариатское доказательство, а опираться на международные законы и границы, которые установил империализм в исламских землях, то такой пост будет недействительным. Поэтому мы хотим сказать, что разногласие учёных в прошлые века является шариатским разногласием, и то, в чём они разошлись, является шариатским мнением. Мы считаем слабым мнением слова тех учёных, которые сказали, что пост отличается в зависимости от мест появления полумесяца. Тем не менее, их мнение является шариатским мнением, за которым можно следовать. Но будет неправильным приводить их мнение в качестве шариатского довода. Это мнение не является доводом.

Что касается мнения тех, кто говорит об отличии начала поста в зависимости от различия мест появления полумесяца в нынешнее время, то их мнение не считается шариатским мнением. Их мнение недействительно, и кто последовал им в этом мнении, совершил грех, т.к. это мнение не опирается на шариатское доказательство, а опирается на установленные политические границы между исламскими землями.

В наши дни мы видим то, что нас сильно огорчает! Когда Иордания и Палестина были одним государством, тогда они начинали поститься в одно время. В наше же время мы видим, что пост жителей Иордании, тех, кто находится под властью Палестинской национальной администрации, жителей Сектора Газа и тех, кто находится под властью иудеев, отличается друг от друга. Какая же тут может быть разница в местах появления полумесяца?! Судан является одним государством. Когда же его разделили, то у юга появилось своё место появление полумесяца, а у Севера — своё. То же самое произошло и с севером и югом Йемена. Когда же страны мусульман объединятся, тогда и пропадёт разница мест появления полумесяца, и этот полумесяц скажет: «Я так поступал, т.к. знал о политическом разделении и международных резолюциях, которые вас разделяют или объединяют». Да, этот полумесяц проницателен! Он знает о международных резолюциях и политических договорах и появляется, когда нужно угодить этим договорам и резолюциям.

Обращаясь к мусульманам на востоке и западе земли, мы говорим: «Разница в местах появления полумесяца является астрономическим и географическим изучением. Это различие есть результат различия долготы. Учёные в астрономии и географии специализируются в этом вопросе. Согласно такому подходу получается, что определённые части земли, имеющие определённую долготу, постятся в одно и то же время. Какая долгота территорий может отличаться между Деръа и Эр-Рамтой?! А какой долготе идёт речь?!».

Итак, высказывание о различном месте появлении полумесяца является лживым высказыванием. Подобное исследование неверно и построено на лживой основе. Этим высказыванием хотят обмануть мусульман. Высказывание о различии фаз луны хотят протолкнуть, опираясь на высказывания правоведов в прошлом. Но правоведы в прошлом не имеют никакого отношения к этому их исследованию. Ни Имаму Шафии, ни Имаму Малику не приходило на ум, что придёт день, когда разделят на границы один город, такой как Умм-Каср, одну часть отдав Ираку, а другую — Кувейту. Затем в одной части города определение начала поста будет отличаться от другой части города. Эти фетвы о различии начала поста вовсе не являются фетвами. В них есть следование страстям и угождение правителям, которые не придают значения религии Аллаха. Кто выдаёт такие фетвы, ещё говорит, что вот этим самым правителям, не правящим по Шариату Аллаха и не придающим значения религии Аллаха, мы обязаны подчиняться и держать пост. Также они говорят: «Мы постились тридцать один день и постились в праздник, также мы постились в другой год двадцать восемь дней и потом совершили искупление». Что это за искупление?! Мы не знаем.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы он дал нам понимание в религии! Мы просим Его, чтобы Он помог нам придерживаться закона Шариата, надеясь за это получить награду от Аллаха, поклоняясь и приближаясь к Нему посредством этого! Недозволительно мусульманину делать своё поклонение зависимым от дозволения человека, который не признаёт религию Аллаха и даже враждует с ней! Если спросить любого мусульманина: «Можно ли тебе не совершать молитву, пока ты не получишь на то позволение от правителя?», — то, конечно, он скажет: «Нет, нужно совершать молитву». Пост является одним из видов поклонения, поэтому мы не должны ждать дозволения правителя в том, чтобы поклоняться Аллаху или нет, начать держать пост или нет, поститься во время праздника Ид аль-фитр или нет. Почему они не расходятся в том, когда им совершать хадж, а расходятся в определении начала поста месяца Рамадан? Я не знаю, каким образом у них расходятся фазы луны так, что в днях хаджа они не разногласят, а в вопросе поста разногласят.

Обращаясь к мусульманам, мы говорим: «Изучение вопроса различия мест появления полумесяца среди правоведов в прошлом является шариатским изучением. Что касается нынешних дней, то такое изучение не является шариатским изучением, и оно вовсе не принимается». Поэтому если кто-то из доверенных мусульман первым объявил о том, что они видели луну, то на остальных мусульман ложится обязанность начать держать пост и так же разговляться. Это объявление о начале поста должно произойти согласно Шариату, свидетельством справедливых людей, не придавая при этом значения приказам правителей и границам Сайкс–Пико между странами мусульман. Мы просим у Всевышнего Аллаха благоразумия! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74