Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Ответ тем, кто опирался на хадис от Курайба в вопросе различия начала поста от мест появления месяца. Шейх Саид Ридван. Лекция 41

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7398

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция сорок первая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 8 Рамадана 1437 г.х./13 июня 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

О Аллах! Обучи нас тому, что принесёт нам пользу, и помоги нам извлечь пользу из услышанного! Прибавь нам знания, поведи нас по прямому пути и сделай нас теми, кто будет вести людей по этому пути! О Аллах! Даруй нам праведность! О Аллах! Сделай наши дела искренними, стремясь ими к Лику Твоему!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Сегодня мы встречаемся вместе с вами, чтобы обсудить ещё одну проблему, связанную с вопросом поста и различия мест появления новой луны. На этой встрече мы предоставим ответ в качестве опровержения тем, кто ссылается на хадис от Курайба в вопросе различия дней начала поста в зависимости от различия мест появления новой луны.

Для прояснения этого вопроса следует упомянуть текст хадиса от Курайба целиком. Передают со слов Курайба, который сказал: «Умм аль-Фадль отправила меня в Шам к Муавии, чтобы выполнить её просьбу. Прибыв в Шам, я выполнил то, что ей было нужно, и в то время, когда я там находился, начался Рамадан. Я увидел полумесяц в ночь с четверга на пятницу». В хадисе сказано, что Курайб прибыл в Шам, чтобы выполнить одну из просьб Умм аль-Фадль, что он и сделал. Во время своего нахождения в Шаме в ночь с четверга на пятницу он увидел полумесяц. Далее он сказал: «Затем я прибыл в Медину в конце месяца».

Обратите внимание на то, что в начале Рамадана, когда он увидел полумесяц, он находился в Шаме. Но он прибыл в Медину в конце месяца, что указывает на определённые значения, которые я упомяну чуть позже. Затем он сказал: «Абдуллах ибн Аббас стал расспрашивать меня, а потом упомянул о полумесяце и спросил: «Когда вы увидели полумесяц?». Я сказал: «Мы увидели его в ночь с четверга на пятницу. Так же его увидели люди, после чего начали поститься, как и Муавия». Ибн Аббас ответил ему: «А мы увидели его в ночь с пятницы на субботу, и мы будем продолжать поститься, пока не пройдёт тридцать дней или пока мы не увидим полумесяц». Курайба сказал ему: «Разве тебе не хватает того, что полумесяц был увиден Муавией?» — Муавия же был халифом мусульман, — на что Ибн Аббас сказал: «Нет, ибо так поступать нам велел Посланник Аллаха ». На этом заканчивается этот хадис. Этот хадис приводится у Муслима и в других источниках.

Но есть ещё один риваят у этого хадиса с добавлением: «Поститесь при видении новой луны и разговляйтесь при её видении», — которые упомянуты после слов: «Ибо так поступать нам велел Посланник Аллаха ﷺ». Если в каких-то риваятах хадисы приходят с добавлением, в основе нужно принимать во внимание эти добавления. На этот хадис опирались те, кто полагал, что начало поста в разных местностях отличается в зависимости от мест появления новой луны. Смотря на содержимое риваята, мы понимаем, что в этом риваяте говорится о диалоге между Курайбом и Ибн Аббасом. В этом хадисе нет иснада, возведённого к Посланнику Аллаха ﷺ, кроме того добавления в риваяте, о котором мы упомянули.

Если же исходить из риваята, переданного Муслимом, где сказано: «Ибо так повелел нам Посланник Аллаха», — то в этих словах нет слов самого Посланника Аллаха ﷺ, т.к. в нём не упомянуто, что именно он повелел. Этот риваят не является хадисом и доказательством из-за того, что его иснад не возведён к Посланнику Аллаха ﷺ. Но слова Ибн Аббаса «Ибо так повелел нам Посланник Аллаха» указывают на то, что он сказал эти слова, отвечая на приказ Пророка ﷺ. Т.е. Ибн Аббас таким образом понял приказ Посланника Аллаха ﷺ. Значит, переданное в риваяте является пониманием Ибн Аббаса. Нет сомнений в том, что понимание Ибн Аббаса является шариатским мнением, за которым можно следовать (делать таклид), но это мнение не приводится как довод, т.к. нет доказательств, чтобы можно было вести дискуссию на основе этих доказательств. Также неправильно приводить это высказывание при его противоречии шариатским текстам.

Сказанное в риваяте о том, что Ибн Аббасу недостаточно было того, что полумесяц был увиден Муавией, противоречат Корану, который повелевает повиноваться правителю. Также эти слова противоречат доказательствам, в которых говорится о единстве мусульман. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, ваша религия — религия единая» (23:52).

Также и Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто придёт к вам, когда ваше дело находится в руках одного мужчины, желая расколоть его или посеять рознь между вашей общиной — убейте его».

Итак, при возникновении противоречия между пониманием учёными шариатских текстов предпочтение отдаётся самому тексту, а не пониманию учёного. Поэтому те, кто ссылался на этот риваят от Курайба в различиях определении начала поста от фаз луны, не имеют довода, т.к. этот риваят является пониманием Ибн Аббаса, а не хадисом и шариатским доказательством.

Есть другой момент, на который следует обратить внимание в этом риваяте. Это то, что Ибн Аббас спросил Курайба о том, когда они увидели полумесяц. Это означает, что Ибн Аббас не знал, когда Муавия начал держать пост, и не знал о том, что были свидетели, которые видели полумесяц. Если бы он знал об этом, то мы могли бы сказать, что он знал об этом и затем отказался следовать Муавии и другим свидетелям. Как же можно тогда говорить, что Ибн Аббас дозволял противоречить в определении начала поста жителям Шама и дозволил противоречить Муавии, который видел полумесяц?

На самом деле в передаче от Ибн Аббаса нет того, о чём они говорят. Ибн Аббас не думал противоречить Муавии и отвергать его свидетельства, т.к. он не знал об этом, поэтому и спросил Курайба. После же того, как он спросил Курайба, тот сказал ему: «Разве тебе недостаточно того, что полумесяц был увиден Муавией?». Ибн Аббас ответил: «Нет», — т.к. весть об этом не могла дойти до него в требуемый срок. Естественно, он скажет, что ему этого недостаточно. Как ему может быть достаточно того, что полумесяц был увиден в Шаме в то время, как между Мединой и Шамом большое расстояние? Ведь он упустит пост в месяц Рамадан, если будет ждать, пока до него дойдёт весть об этом.

Итак, Ибн Аббас, говоря: «Мне этого недостаточно», — не намеревался противоречить Муавии и не придерживаться начала поста, несмотря на то, что полумесяц был увиден. Нам следует правильно трактовать его слова, так, чтобы их можно было согласовать с шариатскими текстами, т.к. если бы Ибн Аббасу было достаточно того, что полумесяц был увиден Муавией, то в таком случае шариатская цель была бы упущена. Ведь весть о том, что луну увидели в Шаме, не дошла бы до Ибн Аббаса в тот же день. Поэтому он далее сказал: «Мы будем поститься, пока не завершим тридцать дней поста (т.к. есть вероятность того, что свидетели в Шаме ошиблись) или пока не увидим полумесяц». Т.е. при виде полумесяца вопросов не остаётся. Итак, Ибн Аббас сделал пост зависимым от увиденного полумесяца.

Нам следует трактовать текст Ибн Аббаса согласно тому, что сказано в добавлении риваята от Ибн Аббаса: «Поститесь при видении полумесяца и разговляйтесь, увидев его». Эти же слова говорят о том, что он поступил согласно шариатскому доказательству, которое у него имелось. Он поступил согласно шариатскому тексту, который повелевает поститься и разговляться при видении полумесяца. В риваяте Курайба нет доказательства того, что начало поста отличается в зависимости от фаз луны. Также в этих словах нет указания на то, что Ибн Аббас противоречил Муавии и жителям Шама, отвергнув их свидетельство. Слова Ибн Аббаса говорят о том, что он поступил согласно шариатскому тексту, который он знал, т.к. Шам находился вдали от него, ведь Курайб сказал, что он вернулся в Медину в конце месяца. Здесь не стоял такой вопрос: придерживаться поста, исходя из того, что Муавия увидел полумесяц, или не придерживаться, т.к. пост уже завершился, и они стали разговляться в пятницу.

Затем мы хотим сказать тем, кто считает, что начало поста отличается от фаз луны: «Изначально текст от Курайба не является хадисом, и у вас нет доказательства, которое подкрепляет ваше мнение». Далее мы хотим им сказать и напомнить: «Разница в определении начала поста в зависимости от фаз луны принималось во внимание, когда из-за отдалённости стран невозможно было донести до отдалённых территорий весть о том, что видели луну. В таком случае Аллах прощает и повелевает людям придерживаться в определении начала месяца Рамадан видения полумесяца в той местности, в которой они проживают.

В наше время у вас нет повода утверждать, что начало поста нужно определять в зависимости от фаз луны. Ваше рассмотрение в этом вопросе — неверное, и оно не совершается ради Лика Аллаха, потому что, говоря о различии в определении начала поста согласно фазам луны, вы применяете это утверждение в отношении граничащих друг с другом территорий. Вы не рассматриваете этот вопрос так, как его рассматривал Ибн Аббас. Он рассматривал расхождение в начале поста жителей Хиджаза с жителями Шама из-за отдалённости их стран друг от друга. Их разделяет пустыня «Большой Нефуд». Хадис от Курайба не является доказательством для тех, кто говорит о различии начала поста в зависимости от фаз луны.

Эти люди должны придерживаться в этом вопросе вот таких ясных текстов: «Поститесь при видении полумесяца и разговляйтесь, увидев его». Так же ясный текст в этом вопросе есть и в Коране. Всевышний Аллах сказал:

«Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).

Согласно текстам, которые пришли в ясной форме, мы должны начинать держать пост и разговляться с видением полумесяца.

Мы просим Всевышнего Аллаха направить нас на прямой путь и помочь нам придерживаться Его повелений! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть