Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Превосходство между сподвижниками. Шейх Саид Ридван. Лекция 48

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7783

Цикл лекций об актуальных вопросах

Превосходство между сподвижниками

Лекция сорок восьмая

Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник, 27 Шавваля 1437 г.х./1 августа 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить тему, которая волнует всех мусульман, несмотря на мазхабы, которых они придерживаются.

Мусульмане стали разбирать эту тему, и она принесла им много бед. Что это за тема, которая принесла мусульманам беды и продолжает приносить по сегодняшний день? Этой темой является вопрос превосходства между сподвижниками (да будет доволен ими всеми Аллах!).

Прежде чем начать обсуждать этот вопрос, я хотел бы напомнить всем мусульманам, что сподвижников восхвалил сам Всевышний Аллаха. Он сказал:

«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (9:100).

Итак, Всевышний Аллах похвалил благородных сподвижников в лице мухаджиров и ансаров. Он сообщил нам, что доволен ими и что они довольны Им. Также Он сообщил нам, что приготовил для них великую награду, сказав в том же самом аяте:

«Он приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно» (9:100).

Нет мусульманина на земле, который отрицал бы степень сподвижников перед Всевышним Аллахом, т.к. Он Сам сообщил об этом. В аяте приводится известие, а известие не может быть отменено. Когда Всевышний Аллах говорит, что Он доволен ими, то эти Его Слова являются известием. Никто из людей не может отрицать превосходство сподвижников. Но в книгах по фикху и некоторых книгах по акыде как у суннитов, так и у шиитов приводится вопрос, который представляет собой опасность. В книгах у сторонников ахлю сунны приводится, что из сподвижников больше всех заслуживает быть халифом и превосходит остальных сподвижников Абу Бакр, затем Умар, затем Усман и потом Али (да почтит Аллах его лик!). Человека же, не согласного с этим утверждением, они считают отклонившимся в акыде. Эти слова есть в книгах у поздних учёных, которые изучали вопросы акыды.

Также мы находим слова шиитов в отношении этой темы. Они отдают превосходство из числа сподвижников Али (да будет доволен им Аллах!) и его сыновьям. Некоторые шииты вообще в целом указали по порядку превосходство сыновей Али друг над другом. Али (да почтит Аллах его лик!) известен своим превосходством. Посланник Аллаха ﷺ похвалил его. Но я не знаю таких критериев, на основе которых можно дать предпочтение Хусейну над Хасаном или же дать предпочтение сыновьям Хусейна над сыновьями Хасана! Тем не менее, они этот вопрос отнесли к акыде и обвиняли в отклонениях от акыды всех тех, кто с ними не согласен.

По поводу превосходства сподвижников перед Аллахом имеется текст. Но, обращаясь к тем, кто изучал вопрос о том, кто лучше — Абу Бакр, Умар, Усман Али, Хусейн или Хасан, мы говорим: «Когда вы говорите, что кто-то лучше другого, то перед кем он лучше другого? Перед людьми или же перед Аллахом?». Если вы имеете в виду, что какой-то человек лучше другого перед Аллахом, то этот вопрос касается религии. Религия же берётся только путём Откровения. Поэтому мы им говорим: «Так предоставьте ваши доказательства!». Всевышний Аллах говорит:

«Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (2:253).

Да, может быть превосходство между посланниками перед Аллахом. Но приведите ваши доказательства о превосходстве одних сподвижников над другими.

Если же речь идёт об их превосходстве перед людьми, то людям свойственно предпочитать одного человека другому. Но это предпочтение не должно происходить за счёт попрания прав людей. Т.е., предпочитая одного человека другому, мы не должны оказывать почёт одному и попирать права другого человека. Людям свойственно любить и предпочитать кого-то больше, чем другого человека. Они имеют на это право. Но в отношениях с людьми это предпочтение не должно препятствовать соблюдению их прав и исполнению обязанностей по отношению к ним.

Что касается предпочтения людей и каких-то мест для их возвеличивания, то такое предпочтение относится к религии. Когда Всевышний Аллах говорит нам, что чёрный камень возвеличен, то мы его из-за этого возвеличиваем, считаем святым и целуем его. Такое возвеличивание относится к поклонению Всевышнему Аллаху. Но если возвеличивать другой камень, о котором не говорится в шариатских текстах, то такое возвеличивание будет являться ширком и куфром. Как же тогда можно освящать какие-то места, не опираясь при этом на шариатское доказательство?! Как можно говорить, что какой-то уголочек земли имеет святость у Аллаха, не приводя доказательств?! Если та или иная часть земли имеет святость, то возникает вопрос: «Знал ли об этом Посланник Аллаха ﷺ?». Сообщил ли ему Аллах, что такая-та земля имеет больший почёт, чем другие земли? Если Посланник Аллаха ﷺ, его благородные сподвижники и даже Али (да будет доволен им Аллах!) не знали о достоинстве каких-то мест и того, какую значимость они имеют перед Аллахом, то как люди могут приписывать святость этих мест религии Аллаха?! Только Всевышний Аллах может говорить о превосходстве каких-то мест, времён и людей, а не сами люди. Предоставление людям такого права является поклонением им. Всевышний Аллах в Своём ясном Писании сказал:

«Они взяли книжников и монахов своих за господ себе помимо Аллаха» (9:31).

Когда этот аят услышал Ади ибн Хатим, то сказал: «О Посланник Аллаха, мы не брали их себе господами». Этот человек до принятия Ислама был христианином. Как же Посланник Аллаха ﷺ объяснил то, что они действительно брали этих людей господами помимо Аллаха? Он сказал: «Они (книжники и монахи) дозволили им запретное и запретили дозволенное, а те подчинились им». Возвеличивание деяний людей является освящением и поклонением им. Лишь то, что исходит от Всевышнего Аллаха, следует возвеличивать.

Обращаясь к мусульманам мы говорим: «Кто говорит, что какое-то дело священно, и оно лучше, чем другое дело, то пусть приведёт доказательства из Откровения, подтверждающие его слова. Если же он не сможет привести доказательств, то ему следует остановиться и подумать над тем, что он делает, т.к. его религия и акыда находятся в опасном положении».

Истинной причиной возникновения этой темы является произошедшее разногласие между сподвижниками в том, кто больше остальных заслуживает быть халифом. Изначально хочу сказать, что вопрос Халифата относится к шариатскому вопросу и закону, касающемуся поступков мусульман. Закон же Шариата и акыда — это не одно и то же. Акыда касается вопросов, в которые необходимо верить, а закон Шариата касается требуемых от людей поступков. Поэтому нельзя смешивать вопрос акыды с законами Шариата, несмотря на то, что эти законы исходят из акыды и взяты из Корана и Сунны. Законы Шариата касаются изучения поступков людей, и при изучении этих поступков происходит рассмотрение того, к какому из постановлений закона относится тот или иной поступок, т.е. обязателен ли он, или желателен, или дозволен, или же запрещён. Люди, в свою очередь, должны придерживаться закона Шариата, упомянутого в текстах.

Вопрос Халифата относится к закону Шариата, касающемуся поступков людей, а люди могут как ошибаться, так и говорить правильно. Допустимая ошибка в вопросе Халифата никак не затрагивает исламскую акыду. Такая ошибка связана с вопросом вознаграждения и наказания. Если же люди намеренно и с упорством противоречат в категоричных общеизвестных вопросах, то такое противоречие будет затрагивать акыду. Но разногласие в избрании людьми в качестве халифа Абу Бакра, Умара или Али относится к закону Шариата.

Для более ясного прояснения этого вопроса я хочу сказать, что власть принадлежит Умме. Всевышний Аллах даровал эту власть Умме и сделал её ответственной за религию. Всевышний Аллах обратился к Умме, поручив ей соблюдение законов такими Словами:

«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38),

«Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2),

«Совершайте намаз и выплачивайте закят» (2:43),

«Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас» (9:123).

Все эти шариатские обязательства должен соблюдать каждый разумный, совершеннолетний и находящийся в полном здравии мусульманин. Обязательство же правления тем, что ниспослал Аллах, находится на первом месте среди этих поручений. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать аманаты владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах!» (4:58).

Власть принадлежит Умме, и она имеет право выбирать в качестве правителя кого пожелает, который соответствует условиям заключения с ним договора. Она имеет право выбрать того человека, в ком она видит, что он способен занять должность правителя. Этот выбор Уммы никак не указывает на то, что выбранный им человек является лучшим из людей. Этот выбор людей означает, что они считают какого-то человека более способным править ими.

Для более ясного прояснения этого вопроса рассмотрим то, что упоминается в сире Посланника Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ говорил об Абу Зарре аль-Гифари: «Ни земля не носила, ни небо не осеняло человека с более правдивым языком, чем Абу Зарр!». Он был из числа опередивших и первых, кто открыто провозгласил об Исламе в центре Мекки, из-за чего подвергся жестокой расправе. Нет сомнений в его превосходстве. О его превосходстве упомянуто как в Сунне, так и в Коране, где он был похвален. Кого же похвалил Господь, тот занимает перед Ним почётное место.

Когда же он попросил Посланника Аллаха ﷺ, чтобы он назначил его в качестве управленца, то Пророк ﷺ совершенно ясно и откровенно сказал ему: «О Абу Зарр! Ты — слабый, а это большая ответственность (аманат), которая обернётся (для власть имущих) позором и сожалением в день Воскрешения, за исключением тех, кто по праву взял эту ответственность и должным образом исполнил свою обязанность».

Слова Пророка ﷺ о том, что он слаб, не означают, что Абу Зарр слаб своей верой или телом. Эти слова означают, что он не способен быть управленцем. Тому, кто правит, необходимо иметь качества руководителя и качества опытного и проницательного политика. Эти же качества не присущи всем людям. Многие люди богобоязненны и обладают огромным пониманием фикха. Но в плане управления они не имеют соответствующих для этого способностей. Поэтому мы говорим, что приход к власти Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!) и других халифов не говорит о том, что одни из них лучше других.

Обращаясь к мусульманам, мы говорим: «Покайтесь перед Аллахом и остановитесь! Всевышний Аллах определяет, кто из людей превосходит других, а не вы! Прекратите так говорить! Мы от этих слов видели лишь беды на протяжении столетий!».

Мы просим Всевышнего Аллаха помочь нам и даровать нам благоразумие! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Ответ небес и земли. Сира 10 часть

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75