Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Какие существуют гарантии безупречного претворения Ислама правителем? (1 часть). Саид Ридван

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/8064

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция 57

Шейх Саид Ридван 

Понедельник, 2 Мухаррама 1438 г.х./3 октября 2016 г.

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланцев Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем исламским приветствием, следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему мусульман. Эта проблема заботит абсолютно всех мусульман. Эта проблема касается вопроса гарантий, которые должны иметься в Исламском Государстве, дабы правитель претворял Ислам. Говоря вкратце, какие есть гарантии для безупречного претворения Ислама? Люди с нетерпением ждут построения Исламского Государства. Они жаждут претворения законов Аллаха и ещё более ждут величия Ислама и увеличения его статуса среди наций. Но, несмотря на их желание жить по Исламу, к ним подступают такие мысли, что халиф, которому дадут присягу, может оставить соблюдение Ислама, стать деспотичным, поступать несправедливо и т.д.

Итак, какие гарантии безупречного претворения Ислама должны быть в Исламском Государстве? Такие вопросы возникают из-за того, что Исламская Умма исторически прожила долгий период времени. Над ней правили деспотичные правители, которые принесли ей немало бед. Она имеет историю деспотичного правления как в прошлые века, так и в современность. Этот деспотизм в прошлом и в недавнее время оправдывает вопрос, который возникает у людей, и они имеют право задаваться им. Какие у них есть гарантии, что правитель не станет угнетать их? Упомянутое нами положение касалось одного обстоятельства. Другим обстоятельством является то, что после восстания мусульман против империализма, который затем формально вышел из стран мусульман, в этих странах стала претворяться капиталистическая система. При капиталистической же системе политика, забота о делах людей и вся государственная машина построены на таком понятии, как польза, выгода и интерес. Из-за понятия пользы при капиталистических режимах в политической жизни стали отсутствовать ценности. Также понятие пользы стало причиной того, что эти режимы перестали стесняться всего, ведь цель оправдывает средства. Поэтому среди людей получила распространение такая мысль, что политика — это обман, шарлатанство и ухищрения в отношениях с людьми. Среди мусульман распространилась мысль о том, что коррупция — неотъемлемая сторона власти, т.к. над ними претворяется капиталистическая система, критериями которой являются польза и правило «цель оправдывает средства».

Эти упомянутые нами два обстоятельства заставляют людей задаваться вопросом о гарантиях безупречного правления. Мы слышим от многих мусульман, от тех людей, которые ревностны к своей религии, такие слова: «Почему время нахождения халифа у власти не ограничено? Почему у халифа в странах мусульман должны быть все полномочия? Предоставив ему все полномочия, как мы сможем гарантировать, что он не станет поступать деспотично?». У мусульман возникает много вопросов по этому поводу. Но, задаваясь этими вопросами, они забывают о законах Шариата. Т.е. они не изучают этот вопрос в шариатских текстах. Если бы они изучали этот вопрос в шариатских текстах, то он легко разрешился бы для них. Всевышний Аллах говорит:

أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ ۖ

«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (4:59).

Так вот, подчинение правителю является обязательным, и это подчинение в Шариате не ограничено временем и не привязано к какому-либо вообще ограничению. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اِسْمَعْ وَأَطِعْ

«Слушай и повинуйся».

Он приказал людям слушаться и повиноваться. Он взял с людей присягу в том, что они будут слушаться и повиноваться в тяжести и в лёгкости, активны они или нет, нравится им это или не нравится. Итак, шариатские тексты приказывают подчиняться халифу, и это подчинение приводится не в ограниченной форме, а в абсолютной. Как тогда гарантировать, чтобы этот правитель не стал угнетать людей? Как мы говорили и говорим, существуют и другие тексты, которые люди не замечают при изучении этого вопроса, несмотря на то, происходит ли это с их стороны спонтанно или же по какой-то другой причине. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ

«Подчинение должно быть в одобряемом».

Тому, кто ослушался Аллаха, нет подчинения.

Теперь рассмотрим гарантии, установленные Шариатом, чтобы контролировать вопрос претворения Ислама. Первым гарантом претворения правителем Ислама — и претворения его в безупречной форме — является такой институт, как «Собрание Уммы» (Маджлис аль-Умма), который по-настоящему представляет волю Уммы. Этот пункт имеет очень важное значение. Если Умма заботится о том, чтобы Ислам претворялся наилучшим образом, то она должна выделить людей, заслуживающих того, чтобы они её представляли, из-за религии этих людей, их богобоязненности, нрава и бережного отношения к Умме и Исламу. Если Собрание Уммы (Маджлис аль-Умма) по-настоящему будет представлять волю людей, то данное положение будет служить одним из гарантов правильного понимания и претворения Ислама в обществе.

У нас есть много примеров этого. У Посланника Аллаха ﷺ было Собрание совета (Маджлис аш-Шура). Это Собрание совета состояло из праведных богобоязненных людей. Когда Посланник Аллаха ﷺ захотел сформировать этот Совет, то сказал людям:

أخْرِجُوا إلَيَّ مِنكُمُ اثْنَيْ عَشَرَ نَقِيبًا يَكُونُونَ عَلى قَوْمِهِمْ

«Выберите мне из своего числа двенадцать старейшин, чтобы они были поручителями своего народа».

Собрание совета (Маджлис аш-Шура) состояло из поручителей, представляющих волю народа, и они были из числа лучших людей. Когда Саад ибн Муаз спросил: «Что вы скажете обо мне?», — люди ему ответили: «Ты — наш господин, сын нашего господина, в тебе больше благословения, чем в нас, и мы прислушиваемся к твоему мнению».
Итак, если Собрание Уммы (Маджлис аль-Умма) будет таким, как мы его описали, то оно станет одним из гарантов претворения Ислама.

Мы видели, как обладатели силы, те, кого называют ахлю ль-халь ва ль-акд (обладающие правом решения и влияния в Умме), относящиеся к знатным лицам среди людей, были бдительны в том, что делает правитель. Я вам приведу пример к сказанному: Джарийя ибн Кудама ас-Саади встал перед Муавией и сказал ему: «О Муавия, мы подчинились тебе, чтобы ты правил нами тем, что ниспослал Аллах. Если же ты исполнишь это дело сполна, то и мы выполним то, что лежит на нас, сполна. Но если ты не возжелаешь этого, то мы оставили позади себя множество щитов и суровых мужчин, и они не позволят тебе творить произвол по отношению к ним и поступать с ними несправедливо». Этот человек представлял тех, кто имел силу, и он представлял волю людей. Он дал присягу Муавии на том основании, чтобы тот претворил Шариат Аллаха. Если же Муавия стал бы противоречить этой присяге, то сила, которая имелась в государстве, стала бы его отчитывать и останавливать. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَتَأْمُرُنَّ بِالمَعْرُوفِ، ولَتَنْهَوُنَّ عَنِ المُنْكَرِ، ولَتَأْخُذُنَّ عَلى يَدَيِ الظّالِمِ

«Вы непременно будете призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого и хватать за руку притеснителя».

Итак, к основным гарантиям безупречного претворения Ислама относится орган Собрание Уммы (Маджлис аль-Умма), который по-настоящему представляет волю Уммы.

С другой стороны, Всевышний Аллах повелел при препирательстве с правителем обратиться с этим к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Всевышний Аллах в ясном Писании сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ ۖ فَإِنْ تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь (с обладателями власти), то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).

Обратиться к Аллаху означает обратиться к Книге Аллаха, а обратиться к Посланнику Аллаха ﷺ означает обратиться к его Сунне. Но возникает вопрос: кто будет разрешать это препирательство на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ? Значит, должна быть такая сторона, которая будет разрешать спорные вопросы на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ. Этой стороной, к которой мы обращаемся, чтобы она разрешила разногласие между правителем и людьми, является Суд по делам несправедливости (Махкамату аль-мазалим).

Суд по делам несправедливости имеет важнейшее значение в том, чтобы контролировать правителя, своевременно останавливая его и исправляя при нарушении им Шариата.

Итак, к гарантиям претворения Шариата относится наличие Собрания Уммы (Маджлис аль-Умма), а также наличие судопроизводства.

В шариатских законах объясняется, что судопроизводство бывает трёх видов. Есть судья (Кади хусумат), который выносит решения по возникающим между людьми спорам на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника ﷺ. Также есть судья (Кади аль-хисба), который рассматривает нарушения людьми общественных прав. Этот судья рассматривает посягательства лиц на общественные права. К примеру, в его компетенции находится рассмотрение вопроса обмана торговцев и посягательств на общественные дороги. Он рассматривает любой вопрос, относящийся к общественным делам и правам. Ещё есть судья по делам несправедливости (Кади мазалим), рассматривающий вопросы и споры, возникающие между правителем и людьми, над которыми он правит. К величию исламского законодательства относится то, что вынесенное решение суда по делам несправедливости в отношении халифа приводится к исполнению. К тому же, Суд по делам несправедливости (Махкамату аль-мазалим) может рассматривать вопросы без подачи жалобы кем-либо. Судья по делам несправедливости (Кади мазалим) не сидит в ожидании, пока люди начнут подавать жалобу на правителя. Напротив, он сам узнаёт о положении людей, следит за обновляющимися проблемами и происходящими событиями как внутри государства, так и за его пределами; также он следит за изданием законов и за их применением. Он смотрит за тем, совершает ли правитель какие-либо нарушения. В таком случае он отчитывает его, привлекает к судебной ответственности и выносит в отношении этого правителя то решение, которое он заслуживает, и дело может дойти до отстранения правителя от власти.

Итак, в Исламском Государстве к госаппаратам относится Собрание Уммы (Маджлис аль-Умма), которое представляет Умму, и Суд по делам несправедливости (Махкамату аль-мазалим).

Суд по делам несправедливости представляет огромное значение. Если же обратиться к истории Ислама, то мы обнаружим, что суд по делам несправедливости или лица, которые вели судебный процесс по вопросам несправедливости между правителем и людьми, всегда существовали на протяжении истории Исламского Государства, не считая упадочного периода. Умар ибн аль-Хаттаб, например, судил сына валия Египта из-за жалобы, которую на него подал немусульманин.
Итак, к числу гарантов безупречного претворения Ислама относится суд по делам несправедливости.

Есть также другой гарант претворения Ислама, хоть он и не относится к аппаратам государства. Что это за гарант? Пословица и мудрость гласят: «Кто чувствует себя в безопасности от наказания, у того портится нрав». Правитель, в руках которого находятся все полномочия, и он пользуется полнотой власти, может успокоить себя тем, что он имеет эту власть и полномочия, и тем самым отклониться от правильного пути. Поэтому необходимо, чтобы он чувствовал наличие силы, которая наблюдает за ним и отчитывает его, и она способна поднять целый мир на ноги против этого правителя и свергнуть его. Что это за сила, которая этим занимается? Этим занимаются политические партии, основанные на Исламе, которые присутствуют в Умме, наблюдают за правителем и скрупулёзно отчитывают его за совершаемые им действия. Эти партии не просто должны называться партией, они должны пользоваться поддержкой в Умме. Должно быть так, что когда эти партии начинают говорить или повелевать, то люди приходят в движение. К примеру, когда Муавию спросили об аль-Ахнафе ибн Кайсе, то он сказал: «Если этот человек разгневается, то из-за него разгневаются сто тысяч воинов из племени Тамим, и они не будут спрашивать, почему он разгневался». Т.е. этот человек был настолько влиятельным.

Таким же образом и политическая партия должна быть влиятельной в Умме и пользоваться её поддержкой. В государстве должна быть как минимум одна партия, а может быть — и множество партий, дабы влиять на Умму и быть способными влиять на правителя и обязывать его соблюдать законы.

Мы перечислили несколько гарантов претворения Ислама. Есть ещё и другие очень важные гаранты того, чтобы претворялся Ислам. Мы их изучим с вами с соизволения Аллаха в следующий раз! До скорой встречи! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Величие Исламского законодательства. Шейх Саид Ридван. Лекция 66

Новшество (бидаат). Шейх Саид Ридван. Лекция 65

"Встань и увещевай". Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 5

Кому принадлежит главенство. Шейх Саид Ридван. 64 лекция

Худайбийское соглашение. Шейх Саид Ридван

Вторая клятва при Акабе (присяга войны). Шейх Саид Ридван