Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Доводы метода построения Халифата категоричны или предположительны? Шейх Саид Ридван. 70 лекция

 На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/10491

Цикл лекций об актуальных вопросах
Доводы метода построения Халифата категоричны или предположительны?
Лекция семидесятая
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Понедельник, 4 Раби ус-сани 1438 г.х./2 января 2017 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

О Аллах! Обучи нас тому, что принесёт нам пользу, и позволь нам извлечь пользу из услышанного! Прибавь нам знаний и сделай нас руководителями и идущими правильным путём! О Аллах, сделай нас праведными людьми!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами для обсуждения очередной проблемы мусульман. Эта проблема касается вопроса Халифата. Все мусульмане понимают, что построение Халифата относится к самым великим обязанностям. Мусульмане и те группы и джамааты, в которых они состоят, с этим уже давно не спорят. К Халифату стали призывать даже те, кто в прошлом отрицал его. Вопрос обязательности Халифата уже не требует столь глубокого изучения в среде мусульман. Также нет уже необходимости в среде мусульман глубоко изучать вопрос о том, что Халифат есть исполнительный орган, практически претворяющий Ислам, в задачу которого входит распространение Ислама во всём мире.

Но остался вопрос, имеющий важное значение, который требует изучения. Также существует необходимость вести диалог с людьми по этому вопросу. Этот вопрос заключается в методе, которого необходимо придерживаться, чтобы воплотить в жизнь такой великий фард, как построение Халифата. Мнения людей в этом вопросе разошлись. Так же в этом вопросе разошлись и джамааты. Появилось множество путей прихода к власти. Интересно, разве методов построения Халифата на самом деле такое множество? Шариатский закон, касающийся метода образования Халифата, построен на предположительных доказательствах или на однозначных категоричных доводах?

Итак, сегодня мы рассмотрим такие вопросы, как: «Метод Халифата один, или же нет? Этот метод имеет категоричные доказательства или предположительные? Заслуживают ли осуждения те люди, которые противоречат методу построения Халифата?».

На этой встрече вкратце мы попытаемся дать небольшое пояснение этим вопросам.

Для ответа на первый вопрос, касающийся количества путей построения Халифата, необходимо напомнить следующие моменты. Необходимо помнить то, что с ниспосланием Мухаммаду ﷺ Откровения Ислама он стал совершать великие дела, благодаря которым построил государство в Медине на территории Хиджаза. Это государство он построил единожды в жизни. Также он претворил Ислам и стал нести послание Ислама к другим народам. В его практике установление государства не происходило несколько раз. Он не строил его в Шаме методом, который отличался от метода построения этого государства на территории Хиджаза. Также он не строил это государство в Ираке, Йемене и других странах, используя различные методы. Тогда мы могли бы сказать: «Мы сейчас следуем методу, который Посланник Аллаха ﷺ соблюдал в Шаме. Ну а если этот метод не даст результата, то тогда будем соблюдать методы, применимые им в землях Хиджаза, Ирака и т.д.». Значит, метод, которому следовал Посланник Аллаха ﷺ в деле построения государства, был одним. Этого метода он придерживался по указанию, исходившему от Аллаха ﷻ, который приходил к нему через Откровение. Он не говорил от себя по пристрастию. Все действия, которые он совершал для построения государства, исходили из указаний Всевышнего Аллаха. Аллах ﷻ говорит:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى ٣ إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (53:3,4).

Итак, метод построения государства был прочерчен Посланником Аллаха ﷺ. Он следовал этому методу, воплощая тем самым то, что приходило ему в виде Откровения от Всевышнего Аллаха. Затем пришли тексты, которые повелевают нам придерживаться пути, которому следовал Посланник Аллаха ﷺ. Всевышний Аллах в Своём ясном Писании говорит:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (33:21).

Значит, нам в Посланнике Аллаха ﷺ — хороший пример. Упоминание же о том, что он является примером для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день, служат указанием (кариной) на решительное требование соблюдать то, что было ниспослано Всевышним Аллахом, и то, чему следовал Посланник Аллаха ﷺ.

Также Всевышний Аллах предостерёг нас от того, чтобы мы противоречили методу Посланника Аллаха ﷺ. Всевышний Аллах в Своём ясном Писании сказал:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63).

Итак, мы придерживаемся пути, которому следовал Посланник Аллаха ﷺ. Всевышний Аллах обязывает нас следовать этому пути и предостерегает нас от того, чтобы мы стали противоречить ему. Если же мусульмане станут противоречить методу Ислама в построении государства, то пусть ожидают того, что им придётся заплатить за это высокую цену. Значит, мы открыто и однозначно можем сказать, что метод построения государства — один, и он не состоит из множества методов.

Но кто-то может сказать, что в этом вопросе есть разные мнения. Отвечая на это высказывание, мы скажем: «Разногласий не может быть в вопросах, которые имеют категоричные доказательства». Если происхождение доказательств и их значения категорично подтверждаются, то ни в коем случае людям нельзя в них разногласить. Кто же разногласит в вопросах, которые содержат категоричные доказательства, то таких людей мы осуждаем и говорим с ними сурово, потому что в этих вопросах разногласить недопустимо. Но есть вопросы, построенные на предположительных доказательствах. По таким вопросам совершается иджтихад (вынесение правового решения). Так вот, если разногласия происходят в тех вопросах, где иджтихад допустим, и по этим вопросам имеются предположительные доказательства, то мусульмане оправдывают друг друга в этих разногласиях. Поэтому нам следует отличать категоричные доказательства от предположительных.

Исследуя метод Посланника Аллаха ﷺ, мы видим, что он не состоит лишь из одного закона. К примеру, то, что джихад является фардом, считается одним законом. Мы можем сказать, что джихад — сражение с неверными с целью возвышения слов «Нет божества кроме Аллаха» — считается фардом. Однако метод построения государства не состоит из одного закона, как джихад. Рассматривая этот метод, мы видим, что он состоит из этапов. Сегодня многими людьми принято называть нечто подобное дорожной картой. Прохождение каждого этапа приводит к следующему этапу, и каждый из этих этапов состоит из совокупности дел. Если же мы хотим рассмотреть то, какие из этих дел относятся к делам, опирающихся на категоричные доказательства, а какие — на предположительные, то нам необходимо рассмотреть их подробно. Но мы рассмотрим метод Посланника Аллаха ﷺ в общих чертах, т.к. на этой короткой встрече мы не можем рассматривать его подробно.

Посланник Аллаха ﷺ стал призывать людей к религии в Мекке после того, как Всевышний Аллах сказал ему:

يَاأَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ ١ قُمْ فَأَنْذِرْ

«О завернувшийся! Встань и увещевай!» (74:1,2).

Посланник Аллаха ﷺ встречался скрыто с теми, кто уверовал в него, обучая и просвещая их, пока в них не воплотилась новая религия. Этот этап назван этапом просвещения и этапом формирования джамаата. Данный джамаат уверовал в религию Аллаха и взял на себя ответственность нести её ко всем народам. Все факихи без разногласий считали, что этот этап построен на категоричных доказательствах.

Теперь рассмотрим второй этап метода построения государства. Второй этап состоял из того, что данный джамаат стал вести идейную и политическую борьбу с курайшитами. На этом этапе исламская группа говорила обо всём, что творилось в обществе Мекки, разъясняя степень их противоречия исламской акыде и законам Ислама. К примеру, мы наблюдаем то, что призыв Ислама затрагивал убеждения курайшитов. Всевышний Аллах сказал:

أَفَرَأَيْتُمُ اللَّاتَ وَالْعُزَّى ١٩ وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى

«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и ещё третью — Манат?» (53:19,20).

Поэтому недозволительно тем, которые хотят следовать методу Посланника Аллаха ﷺ, пренебрегать существующими ложными и испорченными убеждениями. Посланник Аллаха ﷺ затрагивал противоречащие религии Аллаха действия, обычаи и нормы курайшитов, такие как закапывание дочерей заживо, и другие нормы, существовавшие в тот период. Те, кто желает следовать методу Посланника Аллаха ﷺ, не должны ограничиваться освещением лишь одного аспекта. Напротив, им необходимо затрагивать все стороны, которые упомянуты в благородном Коране. Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ ٨ بِأَيِّ ذَنبٍ قُتِلَتْ

«Когда зарытую живьём спросят, за какой грех её убили» (81:8,9).

Таким же образом Посланник Аллаха ﷺ говорил о порочности глав неверия. Он раскрывал их действия. Всевышний Аллах об этих главах неверия сказал:

تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ

«Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба, и сам он пропал» (111:1),

عُتُلٍّ بَعْدَ ذَلِكَ زَنِيمٍ

«Жестокому, к тому же самозванцу» (68:13),

وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ

«Горе всякому хулителю и обидчику» (104:1).

Посланник Аллаха ﷺ не угождал и не льстил неверным и их главам в Мекке.

Когда же Посланнику Аллаха ﷺ предложили мирские блага и соучастие во власти с неверными, то он сказал:

واللهِ لَو وَضَعُوا الشَّمسَ فِي يَمِينِي وَالقَمَرَ فِي يَسَارِي علَى أَنْ أَتْرُكَ هَذَا الدِّينَ مَا تَرَكْتُهُ حتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُوْنَهُ

«Клянусь Аллахом! Если они положат мне солнце в правую руку, а луну в левую, чтобы я оставил эту религию, то я не сделаю этого, до тех пор, пока Аллах не даст победу этой религии или пока я не умру за неё»

Всевышний Аллах, подтверждая несогласие Посланника Аллаха ﷺ с многобожниками, сказал:

وَلَوْلَا أَن ثَبَّتْنَاكَ لَقَدْ كِدتَّ تَرْكَنُ إِلَيْهِمْ شَيْئًا قَلِيلًا

«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону» (17:74).

Также Всевышний Аллах сказал:

وَدُّوا لَوْ تُدْهِنُ فَيُدْهِنُون

«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:9).

Итак, второй этап содержит в себе идейную и политическую борьбу. Также на этом этапе происходит разделение рядов, где дружба и непричастность людей друг к другу образуется из-за их веры или неверия. Так вот, данный этап так же построен на категоричных доказательствах.

Теперь рассмотрим вопрос поиска помощи у обладателей силы с целью построения государства. Данное действие Посланник Аллаха ﷺ совершал многократно. Он обратился к более чем пятнадцати сильным племенам, предложив им принять Ислам и построить Исламское Государство.

Значит, согласно методу Ислама доказательства этапа просвещения и этапа идейной и политической борьбы категоричны. Так же имеются категоричные доказательства на то, что Посланник Аллаха ﷺ искал помощи у обладателей силы, а затем построил государство, получив эту помощь. В этом нет разногласий. Тому же, кто противоречит этим категоричным доказательствам, мы высказываем своё крайнее порицание.

Теперь рассмотрим вопрос предположительных доказательств. Некоторые люди имеют оправдание своим взглядам, считая, что некий вопрос не содержит категоричных доказательств. Есть такие люди, которые считают, что какие-то поступки, указанные Шариатом, быть может, станут причиной прихода к власти. К примеру, многие полагают, что, возможно, благотворительные организации через распространение Ислама и оказания помощи людям смогут установить государство. Люди, последовавшие этому взгляду, иногда могут иметь оправдание. Также можно оправдать и тех, кто отправляется в какие-то провинции, призывая там людей к поклонению и обучению Корана, полагая, что с распространением Ислама установится и государство. Ведь эти поступки основаны на Шариате и имеют доказательства. Шариат дозволяет призывать людей к совершению молитвы и заниматься благотворительностью. Но некоторые люди посчитали, что эти действия относятся к методу построения Исламского Государства. Мы считаем, что у них имеется сомнительное доказательство. С этими людьми мы встречаемся, ведя с ними красивый диспут. Наш диспут с ними ведётся только для наставления, т.к. они нам — братья в Исламе.

Теперь поговорим относительно группы людей, которая не опирается на сомнительные доказательства и не выбрала для себя исламский путь. Так вот, мы сильно порицаем тех, кто находится в министерствах и участвует в придумывании конституций. Мы сильно порицаем тех, кто участвует в принятии решений вместе с неверными, ведёт с ними переговоры и соглашается с идеями, которые те им предлагают. К таким идеям относятся светское и гражданское государство, не претворяющие Шариат Аллаха и опирающиеся на международные институты. Однозначно, совершаемые этими людьми дела не снимают с них ответственности перед Аллахом в деле построения Исламского Государства. Они ослушаются Всевышнего Аллаха! Мы призываем их вернуться к Аллаху ﷻ и искренне покаяться!

Мы призываем вернуться к Аллаху группу людей, которая следует интересам неверных государств, полагая, что они добьются цели через избирательные участки, путём признания светского государства и т.д. Мы наставляем их, объясняя им, что совершаемые ими действия противоречат Шариату Всевышнего Аллаха. Мы порицаем их в тот момент, когда они совершают противоречащие Шариату действия. Но это порицание не выходит за рамки идейного порицания. Это порицание происходит путём разъяснения мыслей и путём пояснения доказательств, опровергая приводимые ими доводы. Когда же установится государство, вот тогда власть будет исправлять отклонения людей путём силы закона.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам понимание в религии! Мы просим Аллаха дать нам возможность истину видеть истиной и просим Его сделать нас теми, кто следуют ей! Мы просим Аллаха дать нам возможность видеть заблуждение заблуждением! Также мы просим Его сделать нас теми, кто сторонится этого заблуждения! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Детали Конституции. Выпуск 3: «Исламская акыда — основа Конституции (ч. 2)»

Безопасность обществ в Исламе. Шейх Саид Ридван. Лекция 71

Политика. Серия передач: «Воззрения, определяющие жизненный вектор». Выпуск 12

Доводы метода построения Халифата категоричны или предположительны? Шейх Саид Ридван. 70 лекция

Коллективное правление на весах Ислама. Шейх Саид Ридван. 69 лекция