Совет (Шура) в государстве Халифат. Разъяснение Халифата, 11 серия

11 серия. Разъяснение Халифата «Совет (Шура) в государстве Халифат», шейх Саид Радуан.

https://hizb.org.ua/video/redirects/841

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам! Мы приветствуем вас, наши дорогие зрители, следящие за информационными выпусками Хизб ут-Тахрир, в новой серии программы «Разъяснение Халифата», в которой мы разъясним тему «Совет (Шура) в Исламе, в Исламском государстве Халифат», ибо Шура является правом мусульман в отношении правителя.

Аллах (с.в.т.) обращается в приказной форме к Его благородному Посланнику (с.а.с.), говоря: «и советуйся с ними о делах» (3:159). Также Аллах (с.в.т.) говорит в Коране с похвалой в адрес мусульман за то, что они «совещаются между собой о делах».

Наш любимый Пророк (с.а.с.) обучил нас тому, какой должна быть эта Шура. Мы находим, что он больше всех остальных заботился о том, чтобы Шура была среди его сподвижников, и это происходило при том, что он руководствовался откровением от Аллаха (с.в.т.).

Дорогие братья, Шура – это принятие мнения, и всякий раз, когда у кого-то испрашивается его мнение, то это называется «Шура». Халиф мусульман, как об этом говорит Посланник Аллаха (с.а.с.), испрашивает мнения мусульман обо всех делах, которые исходят от него, во всём, что он делает, кроме тех случаев, когда есть необходимость скрыть своё намерение от других, как, например, особые моменты, связанные с армией, войной и т.п.

Итак, Шура – это право Уммы касательно правителя, так говорит Шариат. Также Шура – это похвальный атрибут, который хвалит Аллах (с.в.т.), сделавший Шуру одной из обязанностей мусульман: как для правителя, так и для подданных. Когда мы начнём рассматривать вопрос, связанный с Шурой, мы увидим, что Посланник Аллаха (с.а.с.) просил совета по следующим вопросам:

Он просил совета у мусульман о делах, касающихся вопросов заботы о нуждах людей, дабы претворить в жизнь то, что их интересует. Например, Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил своим сподвижникам, своим визирям – Абу Бакру и Умару: «Если вы придёте к согласию в предложении, то я не буду вам противоречить».

Т.е. Посланник Аллаха (с.а.с.) принял для себя обязательным то, на чём сойдутся мнения Абу Бакра и Умара в их совещании по тем вопросам, которые касаются интересов мусульман, дабы удовлетворить потребности людей.

Если дело касается интересов людей, как, к примеру, построение плотины, или моста, или больницы, или какого-либо предприятия, или интересов Уммы в области здравоохранения или образования и так далее… Или это предложение касается какого-нибудь определённого мероприятия, которое необходимо провести, дабы удовлетворить интересы Уммы, при том, что люди из Шуры больше остальных осведомлены о том, как это сделать, то Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил в таком случае, что он обязывается принять это мнение.

Итак, если мнение относится к обеспечению потребностей и интересов людей, то в таком случае Шура обязана проводить консультации по этому вопросу и выносить решающее мнение касательно этих интересов.

Если же Шура занимается вопросами, связанными со специализацией, с определённой отраслью, например, с военной отраслью, или с отраслью, связанной с образованием, изобретениями, индустрией, равно как и со всеми иными примерами, которые имеют отношение к специализации, то в данном случае мусульманам и Шуре предлагается проект с тем отличием, что его претворение будет исполняться согласно мнению специалиста, который разбирается в этом вопросе, а не согласно мнению большинства, так как в данном случае мнение специалиста – это мнение того, кто имеет в этом деле опыт, и халиф не обязан придерживаться в данном случае мнения большинства.

Что же касается выведения закона Шариата из шариатских доказательств, то касательно этого мы хотим напомнить, дабы все осознали, что такое Маджлис уль-Умма и Шура у мусульман. Для начала мы хотим сказать, что Маджлис уль-Умма не имеет полномочий выносить закон, как это сегодня происходит среди существующих парламентов во всём мире.

Это – не законодательный парламент. Это – консультативный маджлис, который предлагает план действий со знанием того, о чём говорит. И поэтому не дозволено, чтобы Маджлис уль-Умма не знал о том, что творит правитель и что происходит в государстве.

Маджлис уль-Умма предлагает халифу законы и предложения для его утверждения им как «табанни» (иджтихад, утверждённый на государственном уровне и обязательный для всех). Принятие халифом мнения не основывается на выборах большинства, как это сейчас принято, а основывается на силе доказательств.

У нас есть примеры этого, будь то положения, касающиеся дел, в которых требуется глубокое понимание, знание и опыт в этих делах или же в вопросах, которые нуждаются в законодательстве.

Что касается примеров о том, когда нужен опыт работы, то мы находим, что Посланник Аллаха (с.а.с.) в битве при Бадре предложил план сражения, и сподвижники выслушали его, но один из них (по имени Хибаб Мунзир) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это откровение, ниспосланное тебе Аллахом, и мы не можем идти вперёд него и отставать, или же это война, хитрость и мнение?».

Т.е., является ли это приказом от Аллаха, утверждённым законом, что мы должны спуститься в эту местность и следовать этому плану, или же это личное мнение, опирающееся на военный опыт? Что же на это ответил Посланник Аллаха (с.а.с.)? Он сказал: «Это – война, хитрость и мнение». Итак, когда сподвижники задавали эти вопросы Пророку (с.а.с.), они хотели выделить разницу между мнением и утверждённым законом, который несёт в себе приказ, опирающийся на откровение согласно словам Посланника Аллаха (с.а.с.): «… и того, что пришло от Аллаха», – т.к. перед словами Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) у слов простого человека нет никакого веса.

И когда Пророк (с.а.с.) сказал им что «это – война, хитрость и мнение», то Хибаб Мунзир (р.а.) сказал ему: «О Посланник Аллаха! Это место не подходит». После этого он предложил ему иной план, и Посланник Аллаха (с.а.с.) согласился с его мнением и планом, при том, что его мнение было мнением одного человека, специалиста в этой области, а не мнением большинства.

Таким образом, когда положение дел требует глубокого рассмотрения, опыта работы и понимания, то принимается мнение специалиста, даже если оно было мнением одной личности. Но если положение было связано с законодательством и откровением от Аллаха, то примером того можно привести событие при Худайбии, когда сподвижники повторяли свои вопросы к Посланнику Аллаха (с.а.с.) так, что даже Умар (р.а.) сказал: «О Посланник Аллаха! Неужели мы будем соглашаться на унижения в нашей религии? Разве мы не мусульмане? Разве их убитые – не в огне, а наши убитые – не в раю?».

Т.е. он видел в этом перемирии или договоре только негатив для мусульман. И это было мнение не одного только Умара (р.а.), нет – большая часть мусульман не хотела принимать это мнение. И тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, я – раб Аллаха и Его Посланник. И я никогда не буду противоречить Его приказу, а Он никогда не оставит меня».

Итак, что он (с.а.с.) сказал? Он сказал, что «это – приказ Аллаха». После этого Умар замолчал и прекратил своё возмущение, и все люди обязались следовать этому договору, т.к. это был приказ Аллаха (с.в.т.). Когда вопрос заключается в законе Шариата, то в словах всех людей на свете нет никакого веса.

Мнение, которое принимается – это приказ Аллаха, который стоит поверх всех приказов. Пусть никто не предполагает, что Шура ограничивается только заседанием совета Шуры. Бывало так, что Посланник Аллаха (с.а.с.) спрашивал мнения людей, мужчин и женщин, при Худайбии спрашивал совета у Умм Салямы, иногда спрашивал совета двух Саидов, иногда – и всех людей.

Т.е. Шура может состояться среди ограниченного круга людей, или с одной личностью, или так, как этого ещё не было ранее. Например, когда Умар (р.а.) ограничил максимальную сумму махра по своему мнению, встала одна женщина и ответила ему словами Аллаха (с.в.т.), напомнив благородный аят, и Умар (р.а.), когда увидел правоту её слов, сказал: «Все люди разбираются в фикхе лучше, чем ты, Умар!», – после чего отменил свой указ.

Положение Шуры в Исламе велико. Это – истинная ответственность для кристаллизации понимания Ислама и его лучшего претворения, для установления справедливости и становления величия Уммы, носительницы исламского призыва, которая не закрывает глаза на унижение, не молчит на притеснения и не боится ради Аллаха порицаний.

Мы просим Аллаха (с.в.т.) дать прохладу нашим глазам тем, что мы увидим великий день и великий почёт, которым будем гордиться перед этим миром! Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!