Заключение договора о Халифате. Разъяснение Халифата, 3 серия

3 серия. Разъяснение Халифата: «Заключение договора о Халифате», шейх Саид Радуан.

https://hizb.org.ua/video/redirects/1318

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам! О Аллах, научи нас тому, что даст нам пользу, и дай нам пользу от того, чему Ты нас научил, прибавь нам знания, поведи нас прямым путём и сделай нас всех праведниками, о Господь миров!

Дорогие братья, следящие за информационными выпусками Хизб ут-Тахрир! Пусть Аллах даст вам долгих лет жизни! Мы приветствуем вас в новой, третьей серии программы «Разъяснение Халифата». Сегодня мы разъясним вопрос, касающийся темы «Заключение договора о Халифате». Этот вопрос занимал и занимает мысли большей части мусульман современности.

Если мы вернёмся к шариатским текстам, которые повествуют о заключении договора о Халифате, то мы найдём, что Халифат является одним из договоров, как сказал об этом Посланник Аллаха (с.а.с.): «Тот, кто присягнул Имаму, тот пусть придерживается присяги, насколько может, в своих делах и в своём сердце». Это значит, что Посланник Аллаха (с.а.с.) расценивает присягу как договор.

Согласно иным доказательствам, он (с.а.с.) приказывает нам исполнять этот договор и эту присягу. Договор касается двух сторон: первая сторона – это правитель, а вторая сторона – это Умма. Если мы рассмотрим этот вопрос, то мы найдём, что Шариат определил Умму обладателем власти. Человек не может стать Халифом иначе, кроме как с согласия Уммы. Всякий, кто берёт власть без согласия Уммы, не может быть халифом мусульман. Халифом можно стать только после присяги Уммы, с её согласия и выбора, потому как Умма является обладателем власти.

Откуда берётся это понимание, что Умма является обладателем власти? Когда мы вернёмся к шариатским текстам и приказам, которые исходят от Аллаха Святого и Возвышенного, в которых Он приказывает мусульманам применять законы Шариата, устанавливать исламскую систему наказаний и исполнять все законы Ислама, мы увидим, что эти приказы пришли в виде обращений, требующих исполнения этих законов.

Но когда мы изучаем эти тексты, мы находим, что эти тексты приведены таким образом, что указывают либо прямым, ясным текстом на совершение какого-либо приказа, либо мы находим то, что знатоки фикха называют «доказательства требования», в которых указывается, что требуемой вещью выступает претворение Шариата Аллаха Святого и Возвышенного посредством правителя мусульман, а это означает, что мусульмане должны ему присягнуть, дабы исполнить свою обязанность. Аллах Святой и Возвышенный говорит в Коране:

«Вору и воровке отсекайте руки» (5:38).

Также Аллах Святой и Возвышенный говорит:

«Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас» (9:123).

Также Аллах Святой и Возвышенный говорит:

«Совершайте намаз, выплачивайте закят» (2:43).

Таким образом, если мы рассмотрим эти тексты, то увидим, что они касаются общества. Они являются обращением ко всем мусульманам, т.е. Умма оповещается этими текстами о том, что она должна претворять Шариат Аллаха Святого и Возвышенного. 

Аллах Святой и Возвышенный говорит:

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах!» (4:58).

Аллах Святой и Возвышенный обращается к нам, говоря, что мы должны возвращать вверенное на хранение имущество (аманат) его владельцам, что мы должны править тем, что ниспослал Аллах. Это – обращение к Умме. Умма находится в центре этого обращения, именно ей вменяется в обязанность претворение Шариата Аллаха Святого и Возвышенного.

После этого приводятся тексты о присяге, которые содержатся в Сунне Посланника Аллаха (с.а.с.), обязывающие мусульман давать присягу, указывающие им на присягу Имаму мусульман, который будет претворять Шариат. Жители Медины присягнули Посланнику Аллаха (с.а.с.), как приводится в хадисах, «на послушание и подчинение», что означает их подчинение его (с.а.с.) приказам. Посланник Аллаха (с.а.с.) приказывал то, что ему было ниспослано как откровение, «Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь внушаемое ему откровение». Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Медину, то приступил к выполнению этого приказа: он составил и утвердил договорённости в Медине, которые были статьями конституции, налаживающей отношения мусульман с мусульманами и их отношения с иноверцами, живущими в составе государства, а также – отношение Уммы с иными обществами за границами Исламского Государства.

Мы видим, как Посланник Аллаха (с.а.с.) приступил к выполнению этих дел, как применил на практике Шариат Аллаха, установил судей, начал отправлять послов, установил стандарты флагов и знамён, вёл войны, снаряжал армии. Таким образом, Посланник Аллаха (с.а.с.), по прибытии в Медину, исполнил на деле то, что содержалось в присяге. Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) умер, его сподвижники занялись процессом присяги Абу Бакру (р.а.).

Когда был заключён договор о присяге, армия начала ожидать от обладателя власти приказов о следующих действиях. Когда была заключена присяга, Абу Бакр (р.а.) отправился к армии мусульман, которой командовал Усама ибн Зейд (р.а.), дабы отдать ему приказы и распоряжения о предстоящем походе. После чего Абу Бакр (р.а.) вернулся и приступил к немедленному исполнению законов.

Таким образом, мы говорим, что власть принадлежит Умме. Именно Умма устанавливает правителя – мужчину, который будет соответствовать условиям Шариата, потому как эти условия необходимо соблюсти в заключении присяги, – после чего обладатель власти претворяет законы Шариата над Уммой и правит ею по Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.).

Отталкиваясь от этого, мы говорим во второй раз, что власть принадлежит Умме, что у халифа должна быть присяга от мусульман. Эта присяга должна быть добровольной со стороны Уммы. Тут мы остановимся для разъяснения этого важного вопроса. Власть принадлежит Умме, а присяга должна быть дана по согласию и выбору. Умма должна быть довольна этой присягой и не должно быть порицания этой присяги с её стороны.

Если мы хотим претворить это на деле в реальности, то мы должны соблюсти все эти аспекты. Этот вопрос рассматривает установление Шариата Аллаха Святого и Возвышенного. Вся жизнь Уммы, которая была ранее и которой она живёт сегодня, может быть только в одном из двух положений. Первое положение – когда мы хотим установить государство, т.е. когда его нет по факту, а мы хотим его создать подобно тому, как это было во времена Посланника Аллаха (с.а.с.), когда ему присягнули жители Медины (жители Ясриба).

Они присягнули, когда ещё не было Исламского Государства, и их присяга была дана на создание такого государства. Во втором положении, когда государство существует, обеспечение продолжения существования Халифата бывает связано с различными причинами: смерть халифа или любой иной случай, который вызывает необходимость установления нового халифа. В обоих этих случаях все процессы так же ограничены Шариатом, а не ведомы по умозаключению людей и их видению.

В связи с этим от нас требуется рассмотреть сам вопрос о присяге: как происходит присяга халифу, когда не было халифа до него, как и самого Халифата, т.е. как это обстоит сегодня, а также то положение, если Халифат уже существует, а мы хотим установить нового халифа, который заменит предыдущего в правлении.

Мы просим Аллаха Святого и Возвышенного помочь нам в разъяснении этого вопроса, к которому нужно отнестись с предельной точностью, в следующей серии, иншаАллах. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!