Условия халифа. Госаппараты Халифата, 5 урок

Под сенью книги «Госаппараты Халифата»: Условия халифа. 5 урок. Рамадан, 1435 год по хиджре.

https://hizb.org.ua/video/redirects/829

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Уважаемые братья и все, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас традиционным мусульманским приветствием: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! – мир Вам, милость Аллаха и Его благословение.

И я ещё раз приветствую от вашего имени нашего дорого брата, устаза Биляла аль-Къасравыя. И мы продолжим с ним рассмотрение первого госаппарата Халифата, которым является халиф. И сейчас мы поговорим об условиях заключения байата халифу. Как это известно всем, есть обязательные условия для заключения байата и есть предпочтительные условия.

Почему условия заключения байата, так называются?

Билял аль-Къасравий: Да воздаст тебе Аллах благом! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение Посланнику Аллаха ﷺ. Хвала Аллаху, который одарил славой Его Посланника, сподвижников Посланника Аллаха ﷺ и всех мусульман.

Да, правда, наличие халифа является огромным фардом, возложенным на всех мусульман, так как с помощью него выстаивается религия и исполняются законы Ислама. И он является представителем Уммы.

Ислам определил условия, на основе которых осуществляется заключение байата, и если одно из этих условий отсутствует, договор с халифом не заключается, даже если люди дали ему присягу.

Люди обязаны давать присягу (байат) тому, в ком присутствуют все эти условия.

Самые признанные условия, которые мы видим – это семь условий.

Первое условие: человек, избираемый на пост халифа, должен быть мусульманином.

Второе условие: халиф должен быть мужчиной. Третье условие: халиф должен быть совершеннолетним. Четвёртое условие: халиф должен быть в здравом уме. Пятое условие: халиф должен быть справедливым и не может быть нечестивым. Шестое условие: халиф должен быть способным нести бремя Халифата. Мы упомянули…

Ведущий: Осталось условие свободы.

аль-Къасравий: Да, ещё одно, седьмое условие: халиф должен быть свободным. И это естественно, поскольку раб, находящийся в руках своего хозяина, не может самостоятельно распоряжаться самим собой и, тем более, не имеет возможности распоряжаться делами других и не имеет власти над людьми. Вот поэтому он не может быть халифом.

Условия, обязывающие мусульман отстранить халифа от его поста, являются следующими: если он несвободен, или если его решения находятся под влиянием другого человека, в независимости от того, является ли этот другой врагом или одним из мусульман. Так как байат мусульман даётся свободному халифу, и именно он должен править ими, а не какая-то закулисная личность или иные силы, стоящие за спиной халифа.

Эти условия имеют ясные доказательства, приведём же некоторые из них. Например, то, что халиф должен быть мужчиной. Имеется хадис, где говорится: «Как только до Посланника Аллаха ﷺ дошло сообщение о том, что персы провозгласили своим правителем дочь Хосрова, он сказал:

"لن يفلح قوم ولوا أمرهم امرأة"

«Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину»».

Доказательство того, что халиф должен быть мусульманином: абсолютно не допустимо, чтобы неверующий был халифом, и подчинение ему не является обязательным, поскольку Всевышний Аллах говорит:

وَلَنْ يَجْعَلَ اللهُ لِلْكَافِرِينَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ سَبِيلا

«Никогда Аллах не даст неверным пути над верующими!» (4:141).

И как вообще неверующий может править мусульманами Исламом, ведь, в основе своей, он не верит в Ислам, чтобы править им.

Итак, мусульманин, мужчина и третье условие – совершеннолетний. Несовершеннолетний не является ответственным перед законами Шариата.

Халиф должен быть в здравом уме, ведь умалишённый также не отвечает перед законами Шариата.

Доказательство того, что халиф должен быть свободным, мы разъяснили.

Халиф должен быть способным нести бремя Халифата. Существуют определённые положения, болезни и т.п. в жизни человека, которые не дают ему возможности заниматься своими обязанностями и задачами, сюда же входит и Халифат.

Например, есть болезни, которые не дают возможности халифу выходить к людям, выслушивать их жалобы, проводить переговоры с неверными, проводить встречи с помощниками – муавином ат-тафвид и муавином ат-танфиз.

Болезнь и определённые положения не дают халифу выполнять свои обязанности, и это запрещает ему возглавлять Халифат, потому что он не в состоянии выполнять возложенную на него ответственность халифа.

Халифат – это ответственность и возложенные на халифа обязанности, а не, как говорят некоторые, почёт для него. Когда Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, сказали: «Завещай Халифат своему сыну Абдулаху (да будет доволен им Аллах», – он ответил тому, кто посоветовал это: «Клянусь Аллахом, ты не желаешь нам добра».

Он также сказал: «Достаточно для одного из семьи Умара нести ответственность в Судный день за всё, что происходило с каждым мусульманином».

Это – условия заключения Халифата, повторим их: халиф должен быть мусульманином, мужчиной, совершеннолетним, в здравом уме, справедливым и не может быть нечестивым, должен быть свободным и должен быть способным нести бремя Халифата.

Ведущий: Хорошо. Это – необходимые условия заключения Халифата для того, чтобы люди могли дать байат этому человеку на Халифат. Но, допустим, возникло такое положение: заключился байат, затем осуществилось правление, и вдруг случается непредвиденная ситуация с халифом мусульман. Кто в таком случае имеет право оценить эту ситуацию и вынести решение об отстранении халифа, и решить эту проблему?

аль-Къасравий: В действительности, в процедуре отстранения халифа имеется два важных вопроса: первый вопрос – когда отстраняется халиф, и второй вопрос – кто имеет право отстранить халифа.

Первый вопрос – халиф отстраняется тогда, когда не соблюдаются вышеозвученные условия, когда он противоречит условиям заключения байата, которые мы уже упомянули и разъяснили, как, например, вопрос его свободы.

Если халиф пленён врагами, Умма и государство Халифат делают всё возможное, чтобы освободить халифа. Однако если уже сделано всё возможное для его освобождения из плена, но уже не осталось надежды на то, что возможно его освободить, тогда Умма инициирует процедуру дачи байата новому халифу.

Второй вопрос: кто отстраняет халифа? Его отстраняет кади-мазалим, так как он устраняет конфликты, возникающие между правителем, правительством и людьми.

Ведущий: Правительство – имеются в виду помощники халифа: муавин-тафвид, муавин-танфиз, валии и т.п.?

аль-Къасравий: Да, совершенно верно.

Есть то, что называется предпочтительными условиями. Какая разница между предпочтительными условиями и условиями заключения?

Относительно этих условий существует один важный вопрос: учёные глубоко рассмотрели предпочтительные условия и сказали, что желательно, чтобы халиф был муджтахидом, военно-обученным, храбрым, курайшитом и много других условий, которые не подтверждены, что они являются условиями заключения, и они могут быть предпочтительными условиями.

Хочу разъяснить один вопрос, относительно того условия, что халиф якобы обязательно должен быть курайшитом. Это положение было тысячу четыреста лет назад, когда умер Посланник Аллаха ﷺ, а люди начали выбирать халифа под навесом Бану Саида. Там были кандидаты из ансаров и мухаджиров.

На Аравийском полуострове была одна проблема: это была политическая реальность, оставшаяся с прошлых времён – это то, что все арабы питали доверие в главенстве, управлении и т.п. к курайшитам, которые оберегали Каабу, и это было ещё до Ислама.

И они были первыми из арабов, принявших Ислам, и они не согласятся с тем, что правитель будет не из них. Все арабы понимали это так – они видели, что главенство должно быть у Курайша, что они – предшествующие в Исламе.

Вдобавок к этому Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, увидел, что вопрос не решится без предводителя из курайшитского рода, правителя из курайшитов. Ансары также поняли эту ситуацию и согласились с ней.

Так как арабы, тем более, что многие из них только вошли в Ислам и были в нём, не подчинились бы человеку из Ясриба (Медины). Таким образом, было ясно, что они подчинятся только курайшиту, жителю Мекки.

И на это указывает то, что весь Аравийский полуостров отдавал деньги, налоги, женщин и т.п. только в Мекку, потому что там жили служители Каабы. Это то, что касается курайшитов.

Следующий вопрос: есть то, что называют правом от Господа, которым обладали некоторые семьи в далёком прошлом у персов, римлян, индейцев и китайцев – были люди и семьи, особенные, святые, избранные Господом для того, чтобы они правили людьми, и люди должны подчинятся им и не перечить.

Ислам пришёл и уничтожил это понятие. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я – дед каждого богобоязненного, даже если он – эфиопский раб, и я не имею никакого отношения к каждому бесстыдному, даже если он – знатный курайшит».

Таким образом, любой мусульманин, который отвечает всем этим семи условиям заключения: мусульманин, мужчина, совершеннолетний, в здравом уме, справедливый, свободный, способный нести бремя Халифата, – пусть выдвигает свою кандидатуру на пост халифа. Ему можно по Шариату выдвигать свою кандидатуру, а Умма решит, кого выбирать.

Ведущий: Да благословит тебя Аллах. Также в книге говорится относительно доказательств, что об условиях заключения говорится с наличием категоричной карины, следовательно, они являются обязательными (фардами). В то время как предпочитаемые условия не являются таковыми, поэтому они не считаются обязательными.

Ведущий: Да благословит тебя Аллах, и вознаградит благом. До скорых встреч, дорогие друзья, на новых сериях нашей передачи. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!