Визири и валии 1 часть. Госаппараты Халифата, 9 урок
Под сенью книги «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)»: Визири и валии. 9 урок. Рамадан, 1435 год по хиджре.
https://hizb.org.ua/video/redirects/831
Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Уважаемые братья и все, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас традиционным мусульманским приветствием: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! – мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
Я приветствую вас в этой серии уроков по книге «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)», и сегодня мы поговорим о визирях, а именно – о визирях ат-тафвид и визирях ат-танфиз, и с этим благим намерением я приветствую от вашего имени нашего дорогого брата, Ахмада Абу Къаддума. Добро пожаловать, брат!
Абу Къаддум: Да приветствует Вас Аллах.
Ведущий: Устаз Абу Усама, какая присутствует философия в должностях визирей: визиря ат-тафвид и визиря ат-танфиз. Почему Шариат установил эти должности? Объясните, пожалуйста!
Абу Къаддум: Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину и предводителю Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!
Начну с того, что Посланник Аллаха ﷺ был правителем Исламского Государства, однако из-за того, что поле ответственности становилось всё больше, а государство расширялось, он ﷺ назначил тех, кто будет помогать ему в делах государства.
Поступки Посланника Аллаха ﷺ являются Сунной, и поэтому его ﷺ действия являются законодательными для системы правления.
Посланник Аллаха ﷺ взял себе помощниками Абу Бакра и Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах, и воспользовался их помощью в делах правления и государства.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мои визири на небесах – это Джабраил и Микаил, а на земле – Абу Бакр и Умар».
Таким образом, Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах, были его визирями в государственных делах.
И позже, когда Исламское Государство расширилось, а проблем стало намного больше, халифы Посланника Аллаха ﷺ назначали себе помощников (муавинов) в делах правления. Их называли «Муавин ат-тафвид».
Муавин ат-тафвид обладает такими же полномочиями, что и халиф, за исключением того, что он должен информировать халифа о принятых им мерах и назначениях, о том, что он собирается подписать или сделать.
Во всём остальном муавин обладает такими же полномочиями, как и халиф. Сподвижники Посланника Аллаха ﷺ не различали между Умаром ибн аль-Хаттабом и Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах, в принятых ими решениях и говорили Абу Бакру: «Порой мы не понимаем, ты халиф или Умар?!».
Таким образом, полномочия муавин ат-тафвида являются теми же самыми полномочиями халифа. Также муавин ат-тафвид должен соответствовать тем же условиям, что и халиф, т.е. он должен быть мужчиной, свободным, мусульманином, совершеннолетним, разумным, справедливым и способным исполнять возложенные на него обязанности.
Что касается дел, в которых уполномочивается муавин ат-тафвид, то в его компетенцию входит общее рассмотрение всех дел.
Ведущий: прежде чем мы начнём говорить о его общей компетенции, скажите, существуют ли определённый термин, которого мы должны придерживаться при назначении визиря ат-тафвид на должность, или нет?
Абу Къаддум: Любое слово или выражение, как, например, «я назначаю тебя на пост», «возлагаю ответственность замещать меня». И эти выражения, то есть замещение, должны быть общими, без каких-либо частностей.
Ведущий: что значит общими?
Абу Къаддум: Общее замещение означает общие полномочия, в его компетенцию входит общее рассмотрение всех дел, равно связаны ли эти дела с государством, джихадом, ведомствами, вилаятами, или с любым другим вопросом, связанным с делами халифа.
Ведущий: Принял ли Хизб какой-нибудь порядок в делах визиря?
Абу Къаддум: Да, Хизб принял мнение, что может быть больше одного муавин ат-тафвида при расширении государства, которые будут назначены в определённую местность, например, будет муавин ат-тафвид северных, южных, восточных и западных вилаятов, или центральный и т.д.
Также можно назначить его на несколько местностей, или можно уполномочить его определённым, специальным делом подобно тому, как был уполномочен Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Будучи муавин ат-тафвидом, он был уполномочен по вопросу садакъа, поэтому муавин ат-тафвид может быть уполномочен каким-то специальным делом.
Следовательно, основываясь на шариатские доказательства, Хизбом принято (табанни) следующее:
• муавину даются общие полномочия во всех делах по всему государству;
• муавину поручается работа в определённой части государства, то есть вилаяты делятся между помощниками;
• муавин переводится с региона в регион, с одной работы на другую по первому назначению, без нужды в новом назначении, потому что в основе первого назначения муавином лежат все дела.
Ведущий: нет сомнения в том, что подобная ситуация будет при построении государства Халифат, и у нас есть примеры из истории и фикха. Однако, если есть такая возможность, мы хотим услышать практический пример из дел и полномочий муавин ат-тафвида в определённых ситуациях. Как это происходит, и какая реальность связи между ним и между халифом, главой государства?
Абу Къаддум: Например, муавин может принять решение в одном из восточных вилаятов, как Индонезия или Малайзия – построить огромный аэропорт, чтобы облегчить людям перелёты. Если муавин принял такое решение, и его начали осуществлять, то это решение должны довести до конца. Нельзя останавливать проект, и халиф не может вмешаться и остановить строительство.
Ведущий: В чём суть этого вопроса?
Абу Къаддум: В том, что если это дело было начато, то халиф не может его остановить сам, потому что решение принято, аэропорт начали строить, назад пути нет.
Ведущий: чтобы было ясно, этот же вопрос: например, решение было принято, но притворять его ещё не начали, как в таком случае?
Абу Къаддум: Если ещё не начали притворять проект в реальность, то отказаться от проекта можно, однако, если его начали притворять, например, начали строительство или закупили определённое оборудование для осуществления какого-либо решения в каком-либо вилаяте, то отменять это решение уже нельзя.
Ведущий: хорошо, почему муавин ат-тафвид не ознакомит халифа с этим решением до того, как он начал его осуществлять?
Абу Къаддум: Да, он может ознакомить халифа с этим вопросом заранее, однако могут быть такие вопросы, в которых нужно принять незамедлительное решение, и у муавина нет времени сообщать халифу это решение, в таком случае он осуществляет его, а потом оповещает халифа.
Однако есть определённые дела, которые халиф может исправить, отменив решение муавин ат-тафвида, например, замена командующего армией в этом регионе. Например, муавин ат-тафвид снял с поста одного и назначил другого, и это решение халиф может отменить и исправить его так, как видит необходимым.
Ведущий: так как мы рассматриваем практическую сторону вопроса? Мы бы хотели понять, что значит информировать халифа о принятых решениях и мерах, которые предпринимает муавин ат-тафвид?
Абу Къаддум: Информировать халифа – это отчитаться перед халифом, например, в таком-то регионе я осуществил такое-то и такое-то дело, и перечислить ему все свои действия и принятые решения.
Халиф может, в свою очередь, либо утвердить его решения и принятые меры, либо нет. Если эти решения и дела были из тех дел, которые нельзя отменять и исправлять даже халифу, если он принял их, то он не исправляет их, а утверждает.
Однако, если это дела халифа, которые он может исправить или отменить свои решения, то он может отменить так же и решения муавин ат-тафвида. То есть если халиф видит, что решения муавин ат-тафвида неуместны и их необходимо исправить, то он отменяет их.
Ведущий: да. Не считаете ли вы, что муавин ат-тафвид решает тяжёлую проблему, связанную с расширением территории, и это – ответ тем, кто говорит о создании двух Халифатов для решения вопроса расширения территории?
Абу Къаддум: Здесь затрагивается не только вопрос расширения, потому что, в основе, даже если мы посмотрим на другие государства, то мы найдём, что многие из них обладают большей, чем у нас, территорией и не имеют такой системы, как у нас.
Например, Китай. Его площадь составляет около 10 миллионов квадратных километров, или Соединённые Штаты, Канада и многие другие государства, которые имеют очень большие территории, но, несмотря на это, не сталкиваются с проблемой управления этой территорией.
Всё дело в том, что в Исламе правление является централизованным, а администрация и ведомства – децентрализованы, поэтому муавин ат-тафвид существует не только ради вопроса расширения, он назначается из-за большего количества работы, которую должен выполнить халиф.
А также из-за большего количества вопросов, в которых нужно принять решение, и которые халиф просто не в состоянии один физически решить. И на решение всех этих вопросов необходимо назначить муавин ат-тафвида.
А поэтому вопрос заключается не только в расширении территории, ведь Пророк ﷺ назначил вазиров в Медине ещё до того, как государство было расширено и присоединило к себе другие страны.
Ведущий: да, он ﷺ назначил вазиров. Это то, что касается назначения и дел. Теперь объясните вопрос относительно окончания услуг муавин ат-тафвида – это может быть осуществлено в любое время, или существуют какие-либо условия или ограничения?
Абу Къаддум: Нет, его можно отстранить в любое время – это входит в полномочия халифа, он может отстранить его без объяснения причин. Муавины назначаются и отстраняются по приказу халифа, и в случае смерти или отстранения халифа так же заканчиваются и их полномочия.
Полномочия вазиров же ещё продолжаются, но только на протяжении времени существования временного амира. После этого для продолжения своей работы они нуждаются в новом назначении от нового халифа. Они не нуждаются в решении об отстранении, так как их полномочия заканчиваются со смертью халифа, который взял их себе в помощники.
Ведущий: хорошо. Да благословит тебя Аллах и вознаградит благом за это разъяснение. Да благословит Аллах и вас, мы благодарим вас за внимание, и пусть Аллах даст нам возможность встретиться в приобретении блага. До скорых встреч, дорогие друзья. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!