Судопроизводство 1 часть. Госаппараты Халифата, 14 урок

Под сенью книги «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)»: Судопроизводство (Къада) 1 часть. 14 урок. Рамадан, 1435 год по хиджре.

https://hizb.org.ua/video/redirects/1485

Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Дорогие братья и те, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас, ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Мы приветствуем вас на этой новой встрече в дни благословенного месяца Рамадан.

И мы продолжим рассматривать книгу «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)». У нас в гостях сегодня устаз, специалист исламской истории Мухсин аль-Азамат, я приветствую его и от вашего имени. Добро пожаловать!

Устаз Мухсин, судопроизводство (аль-къада), является одним из важнейших аппаратов Государства Халифат. Это аппарат, который прямым образом занимается проблемами людей… Он занят проблемами и делами людей, поэтому судопроизводство играет важную роль у мусульман. Что Вы скажите по этому поводу?

Устаз Мухсин: Да благословит тебя Аллах. Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку, господину пророков и посланников – Мухаммаду ﷺ.

Брат Абу Умар, да, в действительности, аппарат судопроизводства имеет великую важность в государстве Ислама, в государстве Исламского Халифата.

Аппарат судопроизводства имеет огромную важность не только в Исламском Государстве. Аппарат судопроизводства играет очень важную роль во всех государствах мира, почему? Потому что аппарат судопроизводства – это орган, который претворяет законы, это орган, который показывает авторитет государства, реализует законы и решает проблемы граждан.

И поэтому мы находим, что аппарату, органу судопроизводства уделяют бесподобное внимание в Исламском Государстве, в государстве праведного Халифата, которое, мы надеемся, установится, с помощью Аллаха, в ближайшее время.

И поэтому, когда Хизб ут-Тахрир рассмотрел и разъяснил госаппараты и сконцентрировал своё внимание на аппаратах, которые были сформированы Пророком ﷺ в лучезарной Медине, что является доказательством, аргументом, то Хизб уделил особое внимание органу судопроизводства из-за разных его важностей и значений. Первая важность заключается в том, что этот аппарат, а также другие два аппарата, которые имеют такую же важность, а это – армия и казна…

И поэтому вы находите, что Хизб, когда сделал табанни в госаппаратах, связал напрямую эти три аппарата с халифом. Эти три органа не могут быть под руководством валия, он не имеет права управлять ими. Почему?

Потому что эти три аппарата представляют собой основы, опоры и силы государства: армия, судопроизводство и казна. И если эти органы будут в руках у валия, который, не дай Аллах, намеревается отколоться, которым овладели мирские страсти, то эти три органа правления помогут ему обрести независимость и отколоться от государства, и это может нести угрозу для единства государства и привести его к разделению.

Вот поэтому Хизб принял табанни в соответствии своему иджтихаду, что валий может назначаться общим назначением, как и может назначаться частным назначением, как мы читали в истории и в хадисах, в которых говорится, что того-то назначили вилаятом намаза или вилаяту хараджа, то есть общее и частное назначение.

Мы же приняли (табанни), чтобы валии назначались частным назначением в вилаятах, а эти три госаппарата (джихад, судопроизводство и казна) чтобы не подчинялись вилаяту, а подчинялись напрямую халифу из-за огромной важности, которой обладает аппарат судопроизводства.

Однако смысл того, что эти органы напрямую связаны с халифом, не значит, что халиф будет рассматривать все вопросы, в которых уполномочен тот или иной орган, это не соответствует реальности из-за множества вопросов и дел, которые будет выполнять халиф, поэтому

Шариат разрешил халифу иметь помощников, заместителей. Например, халиф назначает вместо себя амира джихада, чтобы последний управлял делами джихада, несмотря на то, что он связан напрямую с халифом. Также существует амир хаджа, и также Ислам разрешил то, чтобы у судопроизводства был амир. И поэтому мы говорим, что халиф имеет право назначить вместо себя амира в судопроизводстве, который в истории назывался судья судей, верховный судья (къады къуда).

Верховный судья является амиром судопроизводства, он ответственный за назначение, отстранение и воспитание судей, а также за всё, что связано с судопроизводством.

Однако он связан напрямую с халифом и оповещает его о своих действиях, и, таким образом, халиф следит за его решениями.

Ведущий: хорошо, да благословит тебя Аллах. Какие есть характерные особенности в системе судопроизводства, которыми она отличается от нынешних систем в странах мусульман… от капиталистических систем?

Устаз Мухсин: Самой отличительной особенностью судопроизводства в Исламе является то, что это – законы Шариата, которые были ниспосланы Создателем сверху семи небес. Существует огромнейшая разница между Шариатом, ниспосланным сверху семи небес, который был принесён ангелом Джебраилом нашему Пророку Мухаммаду ﷺ, и между системами судопроизводства, которые были придуманы человеком, разум которого ограничен, человеком, который обладает всеми качествами недостатков, ограничений и нужд.

Судопроизводство, во-первых – это законы Шариата, и Всевышний Аллах обязал нас следовать ему и обращаться за судом и решением только к Шариату Всевышнего Аллаха, а поэтому мы находим, как Всевышний Аллах обращается к нам и говорит:

وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَآ أَنزَلَ اللّهُ

«Суди между ними по тому, что низвёл Аллах» (5:49).

Также Он сказал:

وَإِذَا دُعُواْ إِلَى اللهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ

«Когда их призовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы Он рассудил между ними» (24:48).

Следовательно, основа и проект судопроизводства берутся из книги Аллаха и Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Этот проект и законы судопроизводства разъясняются в аятах Корана, а также в делах и поступках Посланника Аллаха ﷺ.

Это судопроизводство, которому учёные дали следующее определение: «Аль-къада – это оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению». Это информирование о шариатском решении и есть именно то, что потребовал от нас, мусульман, Всевышний Аллах.

Всевышний Аллах потребовал от нас, мусульман, обращаться за законом к Шариату Аллаха и Сунне Посланника Аллаха ﷺ. Таким образом, судопроизводство является ответственным органом, который информирует нас о законе Всевышнего Аллаха и о Сунне Его Посланника ﷺ, однако разница между судопроизводством и предоставлением фетвы (ифта) заключается в том, что судопроизводство – это оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению, в то время как ифта – это сообщение о законе, в выполнении которого информированный имеет выбор. И поэтому мы находим, что судопроизводство, которое претворил и разъяснил Пророк ﷺ, с самого первого дня как он прибыл в лучезарную Медину…

Мы находим, что Посланник Аллаха ﷺ претворял решения проблем мусульман, противоречий и споров между ними, и его ﷺ решения носили обязательный характер, так как это являлось властью (и эта власть осуществляет свои решения).

Потому что решение, которое не обладает властью, которая претворит его, является бесполезным, и характерное свойство судопроизводства заключается в том, что оно обязывает претворение и соблюдение выносимых решений. Государство обязано исполнять эти решения.

Это то, что касается законности судопроизводства и действий Посланника Аллаха ﷺ. В вопросе судопроизводства мы также находим, что Пророк ﷺ назначал некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах, на судопроизводство.

Передаётся в книгах истории и хадисов, что Посланник Аллаха ﷺ отправил Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, в Йемен судьёй. Также Посланник Аллаха ﷺ отправил судьёй Муаза ибн Джабаля, и все поступки Пророка ﷺ подтверждают то и обязывают нас тому, что судопроизводство является обязанностью государства и является одним из основных государственных аппаратов.

Ведущий: другими словами, аппарат судопроизводства решает проблемы и споры между людьми.

Устаз Мухсин: Есть один вопрос, брат Абу Умар: существует сильная фальсификация, с помощью которой хотят распространить среди Исламской Уммы то, что в Исламе нет аппаратов, системы правления, что Ислам пришёл с простыми, ограниченными и общими заголовками в вопросе правления.

И особенно востоковеды и некоторые псевдоакадемики в наши времена хотят сказать нам, что Ислам не обладает системой и аппаратами правления. Они ведут себя так, как будто они не знают ничего об огромной истории, которую прожила Исламская Умма, правя Исламом и его госаппаратами.

Мы не приводим историю в качестве доказательства, так как история не является таковым, однако мы возвращаемся к основному источнику в том виде, в котором этот источник был ниспослан нашему Пророку Мухаммаду ﷺ.

Но тут удивительно то, что когда приводишь только хадисы Посланника Аллаха ﷺ и его действия, с теми аппаратами, которые он образовал, то находишь полноценное государство со всеми органами, аппаратами, основами и структурами и не находишь ни одного недостатка или упущения, а недостатка там и не должно быть. Как может быть недостаток в системе, в законах, которые ниспосланы сверху семи небес?!

Ведущий: да, верно, да благословит тебя Аллах. Вы объяснили нам значение судопроизводства (аль-къада), что это – оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению, и что государство является ответственным за процесс осуществления судопроизводства. Теперь разъясните нам виды аль-къада, так как проблемы обязательно отличаются между людьми, и Шариат учёл этот вопрос и установил различные виды суда. Расскажите нам о них, да благословит Вас Аллах.

Устаз Мухсин: Рассмотрев значение судопроизводства, мы можем выделить три основных вида суда. Когда мы говорим что аль-къада – это оглашение шариатского решения, которое подлежит обязательному исполнению, то это установлено для рассмотрения конфликтов между людьми, воспрещения того, что наносит ущерб общественным правам, для устранения конфликтных ситуаций, возникающих между простыми людьми и любыми представителями органов государственного управления, будь то правители или служащие, халиф или нижестоящие лица.

С помощью этого значения мы видим, что существует три основных вида аль-къада: судья Хусумат, который занимается разрешением вопросов, возникших между людьми в их отношениях; также есть судья Мухтасиб, рассматривающий все вопросы, касающиеся общественных прав; и третий вид – судья Мазалим. Это къадий, назначаемый для устранения любого факта мазлима (несправедливости и притеснения), происходящего в государстве или же исходящего со стороны государства, халифа и других правительственных лиц по отношению к любому гражданину государства. Называется такой судья къади Мазалим.

Таким образом, у нас есть три вида судей, и на каждый из них есть доказательства в Сунне. Дорогой брат Абу Умар, когда мы говорим о госаппаратах, и каждый орган или аппарат, который мы принимаем (табанни), мы обязательно приводим доказательства на них из книги Всевышнего Аллаха, Сунны Посланника Аллаха ﷺ и из того, на что указывают Коран и Сунна, то есть иджма и къыяс.

Другими словами, мы опираемся в вопросе выведения доказательств только на Коран и Сунну.

Таким образом, когда мы рассмотрели действия Пророка ﷺ в судопроизводстве, мы нашли, что Посланник Аллаха ﷺ разрешал споры между людьми. Существует множество хадисов с известными вопросами, один из таких известных хадисов – хадис переданный от Аишы, что она сказала: «Устроили тяжбу Сад ибн Абу Ваккас и Абд ибн Зума из-за мальчика… Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ребёнок относится к ложу»». Посланник Аллаха ﷺ в этих хадисах претворял законы Шариата, судил и решал споры между людьми.

Также мы видим, как Посланник Аллаха ﷺ обходил рынки и «однажды Пророк ﷺ, проходя мимо кучи продуктов, продаваемых на рынке, засунул руку в эту кучу и обнаружил в ней влагу. «О хозяин еды, что это?», – спросил Пророк ﷺ. Хозяин продуктов ответил: «О Посланник Аллаха! Она промокла от дождя». «Почему же ты не выставишь её (промокшую еду) сверху, чтобы люди видели её? Ведь кто обманывает – тот не из нас», – сказал Пророк ﷺ».

Следовательно, Посланник Аллаха ﷺ предотвратил то, что причиняет вред общественным правам, а это является доказательством къада хисба (должность къади мухтиасиба).

Также передаётся хадис о мазалим, в котором говорится о назначении рыночных цен государством, где Посланник Аллаха ﷺ говорит: «…я желаю встретиться с Аллахом в том положении, когда никто не будет требовать от меня возмещения за несправедливость, которую я причинил ему в его имуществе или жизни».

В этом положении (когда Посланник Аллаха ﷺ является правителем) он просит и желает встретить Всевышнего Аллаха так, что никто из мусульман не будут требовать у него возмещения за несправедливость – тут он выступает в качестве къади мазалим.

Таким образом, мы видим, что эти три вида суда, а это – къади хусумат, къади мухтасиб и къади мазалим… все эти три вида приставляют собой аппарат судопроизводства, ну и, конечно же, это находится под правлением верховного судьи (къади къудат).

Ведущий: да вознаградит тебя Аллах самым наилучшим. Мы же, дорогие братья, продолжим говорить о других подробностях этого аппарата на следующей встрече. Мы благодарим вас за внимание, дорогие братья. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!