Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Основное решение Шариата и допустимые нормы (рухса и азима). Шейх Саид Ридван. Лекция 19

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/6163

Цикл лекций об актуальных вопросах

Девятнадцатая лекция

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 1 Рабиъ уль-ахира 1437 г.х., 11 января 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху — Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем всех следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Мы рады обсудить с вами одну из важных проблем мусульман. Эта проблема оказывает большое влияние на поведение мусульман — как на индивидов, так и на группы. Эта проблема связана с вопросом правила шариатского облегчения (рухсы).

Поступки мусульманина могут подпадать под основные решения Шариата (азима) либо под допустимые нормы, другими словами — облегчение (рухса). Этот вопрос очень важен, и он сильно отражается на мусульманах, особенно в наше время, когда Умма находится в состоянии ожесточённой борьбы с врагами, объединившимися по всему миру против неё.

Неправильное применение шариатских облегчений (рухсы) привело ко многим пробелам. Поэтому стало необходимым разъяснить то, что из себя представляет рухса и азима, дабы понять их подлинную суть с шариатской точки зрения.

Вначале следует дать определение слову «азима». Азима согласно шариатской терминологии — это всякое обязательство, возложенное Всевышним Аллахом на людей, в то же время данное обязательство является основным обязательством. Слова Всевышнего Аллаха:

كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ

«Вам предписан пост» (2:183), —

являются основным законом и обязательством, а не частным, относящимся к отдельным индивидам, группам или обстоятельствам. Подобно этому является вопрос молитвы и сражения. В своей основе все законы относятся к азиме, будь эти законы обязательными для исполнения или же запретными. Люди должны соблюдать эти законы.

Но мы видим, как в Шариате приводится облегчение в исполнении этих основных решений (азима). Всевышний Аллах обязав нас поститься, установил для нас облегчение для этого закона при частных случаях, таких как болезнь и путешествие (сафар). Эти законы в частных случаях в Шариате называются законами в виде облегчения (рухсами). Итак, рухса отличается от азимы. Азима — это основной закон, который должны соблюдать люди. Что касается облегчения (рухсы), то оно присутствует из-за уважительной причины в том законе, где есть азима (основной закон, требуемый своего исполнения).

При применении этого правила мы должны помнить следующий вопрос: во-первых, облегчение (рухса) — это частный закон при наличии уважительной причины. Эта уважительная причина не берётся из выводов разума. Эти уважительные причины указаны в шариатских текстах, а то, что не приводится в текстах, не считаются уважительными причинами.

Во-вторых, в вопросе облегчения (рухсы) и уважительных причин нет шариатского мотива, чтобы можно было на основе этого мотива проводить с чем-либо аналогию. Поэтому могут быть только те уважительные причины, которые приводятся в шариатских текстах. К примеру, Всевышний Аллах сделал уважительной причиной для человека не идти на джихад ситуацию, если он слеп. Однако его слепота не будет для него уважительной причиной не совершать хадж.

В-третьих, касательно вынужденного положения в пище. Всевышний Аллах в Своём ясном Писании сказал:

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха или задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках, а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие» (5:3).

Мы упомянули запретное в аяте, далее же в этом аяте говорится:

فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

«Если же кто-либо вынужден будет пойти на это (на употребление запретных продуктов) от голода, а не от склонности к греху — то ведь Аллах Прощающий, Милосердный» (5:3).

Итак, вынужденная ситуация в том, что упомянул Всевышний Аллах, снимает грех с человека, находящегося в вынужденном положении. Такая вынужденная ситуация, как, например, когда человек находится в пустыне и не находит еды, кроме упомянутых в аяте запретных продуктов, позволяет ему поесть из этих запретных видов пищи, дабы остаться в живых. Вывод: вынужденное положение в вопросах пищи является шариатской рухсой (облегчением).

Применимо ли это вынужденное положение в вопросах пищи к тому, что правители принуждают мусульман не противостоять и не порицать их за противоречащие Шариату действия? Так давайте рассмотрим доказательства. Посланник Аллаха ﷺ, говоря о призывающих, сказал: «Господином шахидов является Хамза и тот человек, который стал повелевать и запрещать несправедливому правителю, за что тот убил его». Посланник Аллаха ﷺ говорит мусульманам, что они будут вместе с господином шахидов в Судный день, если поднимутся против тирана, несмотря на то, что их могут казнить.

Разве дозволено не порицать несправедливого правителя подобно дозволенности употребления запретной пищи в вынужденной ситуации? Однозначно, нет! Вынужденное положение касается пищи и не затрагивает вопрос противостояния тиранам.

Также мы видим, что облегчение (рухса) упоминается в отношении индивидов. Индивид, который отправляется в путешествие (сафар), может объединять и сокращать молитвы, а также он может не поститься в пути. Но неправильно говорить, что данное облегчение (рухса) касается всех мусульман, всего джамаата. Эта рухса касается отдельного индивида. Он может поститься, но, если пожелает, может и разговляться. Дозволенность разговляться в пути не мотивирована тяжестью дороги. Человек может разговляться, находясь в пути (сафаре), идя пешком, и может разговляться, если он едет в автомобиле или летит в самолёте. Итак, облегчения (рухсы) касаются индивидов, а не джамаатов.

Чтобы более точно объяснить этот вопрос, скажу следующее: призыв к борьбе против правителей приводит тех, кто к этому призывает, к жестокой расправе над ними. Вероятность такой расправы касается всех носителей призыва. Мы ожидаем, что такое может произойти с теми, кто сегодня ведёт призыв. Можно ли, исходя из этого, сделать вывод, что все мусульмане могут, ссылаясь на облегчения (рухсы), оставить призыв из-за возможности подвергнуться опасности?

Отвечая на этот вопрос, мы говорим: «Нет, мусульмане не могут из-за этого оставлять призыв, потому что облегчение (рухса) не касается всех людей, оно касается индивидов как отдельных личностей в тот момент, когда они попали в руки тирана; и тут рассматривается его положение, при котором он может прибегнуть к облегчению». Когда к Посланнику Аллаха ﷺ пришёл Аммар ибн Ясир, то он дозволил ему произнести те слова, которые от него требовали неверные курайшиты. Но это разрешение было частным, т.к. Аммару как к отдельной личности был нанесён ущерб. Этот вопрос имеет чрезвычайно важное значение.

Так же важное значение в этом вопросе имеет то, что закон Шариата, говорящий об уважительной причине, приводится в отношении происходящего с мусульманами, а не в отношении того, что может с ними произойти. Каждый носитель призыва и каждый джамаат ожидают, что к ним тираны могут проявить насилие. Человек предполагает, что к нему могут проявить насилие, и это предположение не позволяет нам воспользоваться облегчением (рухсой). Возможно, к нему проявят насилие, но, возможно, и нет. Так же — и в отношении джамаата. Да и затем следует помнить, что облегчение (рухса) не есть основа в законах Шариата, а является положением в качестве исключения.

Основой в законах Шариата является то, что человек должен руководствоваться изначальными законами (азимой), несмотря ни на какие трудности и последствия. Рухса (облегчение) — это положение в виде исключения. Но большая проблема заключается в том, когда для мусульман облегчение (рухса) становится основой в законах Шариата, а общие изначальные законы (азима) становятся исключением. Такое положение является опасным. Мусульмане из-за этого осмеливаются совершать грехи, выступать против законов Шариата и забрасывать фарды (обязательные поступки). Так происходит потому, что облегчение (рухса) стало для них основой в поступках, а изначальные законы (азима) стали исключением.

Поэтому мы хотим сказать слово самим себе, прежде чем обратимся с этим словом к другим людям: «Кто берётся за великие дела — те, кто пользуется облегчением (рухсой), или же те, кто пользуется изначальными законами (азимой)? Если мы из тех людей, которые руководствуются облегчениями (рухсами), то как мы сможем воплотить возложенные на нас великие дела?! Как мы сможем жертвовать на пути Аллаха для того, чтобы возвысить слова «Нет божества кроме Аллаха»?! Как мы тогда сможем возвеличить Ислам и мусульман?!».

За великие дела не берутся сторонники облегчений (рухсы). Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал нас из тех, кто следует изначальным законам (азимы), выполняет повеления Аллаха и не ищет себе кресло, где он может отдохнуть, используя при этом разные формулировки, чтобы оставить выполнение шариатских обязанностей! Это дело является великим, дорога его — долгая, и оно требует огромных жертв! Однако то, что ожидает мусульманина за исполнение повелений Всевышнего Аллаха, намного величественней! Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам здравость и успех в наших делах! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском https://www.youtube.com/watch?v=P8-pOE1SieY

Лекции

Ответ небес и земли. Сира 10 часть

Поиск силы. Цикл лекций «Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ»

Национализм. «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом. Выпуск 15

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75