Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Коллективная обязанность (фард кифая). Шейх Саид Ридван. лекция 44

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7352

Цикл лекций об актуальных вопросах

Лекция сорок четвёртая

Шейх Саид Ридван

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 29 Рамадана 1437 г.х./4 июля 2016 г.

БисмиЛлляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

О Аллах, обучи нас тому, что принесёт нам пользу, позволь нам извлечь пользу из услышанного и прибавь нам знания! О Аллах, сделай нас теми, кто ведёт людей по прямому пути и сам следует ему! О Аллах, сделай нас праведными людьми!

Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы вновь встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему мусульман! На этой встрече мы поговорим о таком виде закона Шариата, как «Коллективная обязанность (фард кифая)». Мы поговорим об этой обязанности, т.к. она связана с положением мусульман и их поведением. Эта лекция называется «Коллективная обязанность и положение мусульман».

Шариатское правило гласит — поступки в своей основе ограничены законами Шариата. Мусульманин не может приступать к совершению какого-либо поступка до тех пор, пока не узнает закон Шариата относительно этого поступка, и, узнав об этом законе, он должен его придерживаться.

С другой стороны, все люди должны понять, что в Книге Всевышнего Аллаха и Сунне Его Посланника ﷺ есть пояснения и решения для всех проблем людей, которые возникали, возникают и будут возникать. Правоведы и мусульмане должны изучать эти решения и затем придерживаться их. Всевышний Аллах сказал:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» (5:3).

Религия Аллаха является полноценной религией. Мусульманину остаётся только находить в ней законы Шариата, чтобы их придерживаться.

Правоведы мусульман поделили законы Шариата на разные виды. К первому виду законов Шариата относится фард. Правоведы сказали, что фард — это решительное требование в выполнении того или иного действия. Совершивший фард получает награду, а тот, кто проявил в нём упущение, получает наказание. Это определение фарда служит основой того, о чём мы будем говорить далее.

Но правоведы, подробно разъясняя законы, также поделили фард на разные виды. Из этих фардов есть такие фарды, которые не ограничены временем исполнения поступков, а есть фарды, которые ограничены временем своего исполнения. Фард, ограниченный временем исполнения, делится на ёмкую обязанность и стеснённую обязанность (фард муваса и фард мудайак). Нас же сейчас волнует деление фарда с точки зрения исполнения и реализации его в жизни мусульман. Так вот, правоведы сказали, что фард делится на два вида. Первый вид фарда — это фард айн (индивидуальная обязанность). Требование выполнить этот фард является решительным. Всевышний Аллах сказал:

«Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам» (2:183).

Также Всевышний Аллах повелел нам совершать молитву, сказав:

«Совершайте намаз» (2:43).

Если мы проявим упущение в исполнении этих законов, то будем заслуживать наказание за это упущение, как в этом мире, так и Последующем. Всевышний Аллах, разъясняя наказание человека, проявляющего упущение в намазе сказал:

«Что привело вас в преисподнюю. Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» (74:42,43).

Итак, для исполнения фард айна имеется решительное требование. Исполнение этого фарда требуется от каждого мукалляфа (разумного достигшего совершеннолетия человека).

Если мусульмане в целом исполнят этот фард, то обязанность его исполнения не снимется с того, кто проявляет упущение в его выполнении. Также если все люди проявят упущение в исполнении этой обязанности, то от этого их упущения обязанность исполнения такого фарда с индивида не снимается. Мусульманин, к примеру, обязан совершать такие поступки, как намаз, пост, хадж, выплата закята и т.д. Эти поступки — из рода индивидуальной обязанности (фард айн). Он должен их выполнять, несмотря на то, что другие люди их не выполняют. Он несёт ответственность за исполнение этих обязанностей, и Аллах спросит его за их исполнение. Намаз нужно совершать как в мусульманских странах, так и в немусульманских. Исполнение фард айна не снимается с человека до тех пор, пока он не выполнит его так, как требует этого от него Шариат. Итак, исполнение фард айна требуется от каждого индивида.

Правоведы сказали, что есть ещё другой фард, который называется фард кифая. Давая определение словам «фард кифая», они подобрали для этого точные слова. Они сказали, что требование исполнить фард кифая является решительным. Когда они сказали, что фард кифая — это обязанность, которую необходимо выполнить, то для того, чтобы выразить значение «выполнить», они использовали такое слово, как (إقامته икаматуху), в отличие от определения фард айна, где для слова «выполнить» использовались такие слова, как (القيام به аль-киям бихи). Слово (إقامته икаматуху) означает реализацию этого фарда, где недостаточно просто совершения действия, а нужно именно завершить его исполнение.

Также они сказали, что этим должны заняться все мусульмане. Итак, фард кифая — это такое требование, которое необходимо реализовать силами всех мусульман. Когда какие-то индивиды взялись за исполнение этого фарда, а другие проявили упущение, нужно смотреть: воплотили ли в жизнь индивиды этот фард. Если они завершили его исполнение, то с других мусульман исполнение этого фарда снимается. Но если исполнение этого фарда не завершилось, то те, кто взялся за его исполнение, выполняют то, что от них требуется, и с них спадает грех из-за того, что они заняты его выполнением. Кто же не выполняет этот нереализованный в жизни до сих пор фард, тот является грешником и заслуживает наказание Всевышнего Аллаха.

Я приведу вам пример. Деятельность по построению Исламского Государства относится к самой великой обязанности. Выполнением этой обязанности заняты некоторые люди и джамааты. Но мы видим, что их действия не увенчались успехом и что они ещё не построили государство. Так каково же решение относительно человека, который работает для его построения, и того, кто проявляет в этом упущение? Человек, который работает для построения государства, не находится в грехе, а кто не работает для его построения — совершает грех. Да, после возникновения этого государства обязанность по его построению с людей спадёт. Но многие люди думают, что из-за того, что эта обязанность спала с них, то и грех с них спадает, несмотря на упущение, которое они проявили в этом деле. Эта обязанность спадает, т.к. требование по построению государства уже выполнено. Однако грех лежит на тех, кто проявлял упущение в этом деле до построения Исламского Государства даже после его возникновения. Ведь в то время, когда они обязаны были работать для построения Исламского Государства, они проявляли в этом упущение.

Также я приведу другой пример. Джамааты, которые совершают джихад и защищают мусульман от тех, кто нападает на них и посягает на их жизнь и честь, совершают фард. Но добились ли они своей цели? Разве они очистили страны мусульман от иудеев и неверных? Нет, иудеи всё ещё находятся на землях и святынях мусульман. Разве земли мусульман освобождены от неверных, которые напали на них? Нет, не освобождены. Поэтому те, кто проявляет в этом деле упущение, совершают грех. Недопустимо думать, что если кто-то исполняет фард кифая, то с других грех из-за этого спадает. Этот фард не спадает с тех, кто его не выполняет под предлогом того, что его исполнением заняты другие люди. Выполнение фард кифая требуется от каждого мукалляфа (разумного достигшего совершеннолетия человека). Если же выполнение этой обязанности — фард кифая — не завершилось, то выполнение этой обязанности является фард айн для каждого мусульманина.

Мусульмане начинают проявлять упущение в вопросе фард кифая из-за того, что не отличают упомянутую нами деталь в этом вопросе. Обязанности фард кифая не выполняются и многие люди думают, что они спаслись от наказания, т.к. есть люди, которые взялись за исполнение этой обязанности. Мы же им отвечаем: «Нет, пока не исполнится обязанность фард кифая, никто не спасётся от упущения, которое он проявляет».

Мусульманину, который верует в Аллаха и знает, что есть такие обязанности, как фард кифая и фард айн, недопустимо говорить тем, кто взялся за исполнение фарда: «Вы уже долгие годы работаете для исполнения этого дела, и чего же вы добились?». Таким людям мы отвечаем: «С этих людей, которые взялись за исполнение этой обязанности, грех спадает». А почему не исполнилась эта обязанность? Такой вопрос нужно задать в адрес тех людей, кого призвали к выполнению этой обязанности, но они не ответили на призыв. Этот вопрос нужно направить к тем, кого призывала к этому делу кровь, текущая реками! Этот вопрос нужно направить к тем, кого звали женщины, потерявшие своих детей! Этот вопрос нужно задать тем людям, кого призывали женщины, на честь которых посягали враги мусульман, но они не ответили на их зов!

Правильное понимание того, что из себя представляет фард кифая, заставляет нас подходить к нему серьёзно. Исламское Государство, которое является короной обязанностей, благодаря которому претворяется Шариат, а также джихад — вершина Ислама и крепость мусульман, словно обращаются к верующим и говорят им: «Что вы делаете для исполнения этих двух фардов?! Бойтесь Аллаха за себя! Всевышний Аллах спросит вас за эти фарды, даже если количество тех, кто взялся за их исполнение, будет равняться количеству песчинок в пустыне!». С мусульман не спадёт выполнение обязанности фард кифая, пока не завершится его выполнение.

Мы просим Всевышнего Аллаха ускорить появление Исламского Государства и ускорить появление амира, позади которого мы будем сражаться! Мы просим Его ускорить появление амира, который послужит щитом и крепостью для мусульман! Ведь Посланник Аллаха ﷺ оповестил нас о нём, сказав: «Имам является щитом, позади которого сражаются и которым защищаются».

Именно к этому мы вас и призываем, братья! Фард кифая имеет великую значимость.

Мы просим у Всевышнего Аллаха как для нас, так и для вас помощи, стойкости и здравости! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

На арабском https://www.youtube.com/watch?v=lO_Xgq3EcJM&ab_channel=HTMarchive

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть