Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Обязанность приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого. Шейх Саид Ридван. Лекция 59

На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/8557

Цикл лекций об актуальных вопросах

Обязанность приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого

Лекция пятьдесят девятая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 16 Мухаррама 1438г.х./17 октября 2016 г.

Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину Посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему Ислама и мусульман. Сегодня мы будем обсуждать вопрос великой обязанности — приказа одобряемого и запрета порицаемого.

Рассматривая множество шариатских текстов, в которых упоминается этот вопрос, мы замечаем следующие моменты. Сперва мы хотим привести примеры этих шариатских текстов. Всевышний Аллах в Ясном Писании сказал:

لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِى إِسْرَائِيلَ عَلَى لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ذلِكَ بِمَا عَصَوْا وَّكَانُواْ يَعْتَدُونَ

«Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного» (5:78).

В этом благородном аяте сказано о том, что сыны Исраила были прокляты. Всевышний Аллах назвал их ослушниками и теми, кто преступил границы, потому что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков. Также Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَلَّا، وَاللَّه لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، ولتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ، ولَتَأْطرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ أَطْرًا، ولَتَقْصُرُنَّهُ عَلَى الْحَقِّ قَصْرًا، أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّه بقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ، ثُمَّ ليَلْعَنكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Но нет, клянусь Аллахом, вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, схватите за руку несправедливого, направите его к истине и ограничите его на ней, иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял их (сынов Исраила)».

Ещё Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Кто из вас увидит запретное, пусть изменит это своей рукой; а если не может, то словом; а если не может, то сердцем, и это — самая слабая степень имана».

Итак, имеются шариатские тексты, которые повелевают мусульманам приказывать людям одобряемое и удерживать их от порицаемого.

Некоторые учёные говорят, что приказ, упомянутый в текстах, говорит об обязательности его выполнения. Другие же учёные говорят, что приказ говорит об обязательности в том случае, когда есть карина (посыл), которая указывает на то, что совершение данного приказа является обязательным. Если же карины (посыла) нет, то, согласно их высказыванию, данный приказ не будет считаться обязательным, а будет означать, что в нём есть только лишь требование. Даже если эти учёные и разошлись в том, что приказ означает обязательность его совершения, или же что для того, чтобы оно стало обязательным, нужна ещё и карина (посыл), тем не менее, все они сошлись на том, что дело «приказ одобряемого и запрет порицаемого» относится к наиболее великим обязанностям.

Так давайте обратим внимание на шариатские тексты и слова, упомянутые в них. Всевышний Аллах сказал:

لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن بَنِى إِسْرَائِيل...

«Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты» (5:78).

В тексте говорится о тех из числа сынов Исраила, которые не запрещали порицаемое, что они являются проклятыми языком их пророков, таких как Давуд и Иса ибн Марьям. В данном случае в тексте приводится приказ, как и есть карина (посыл) в виде проклятия и отдаления от милости Аллаха, и ещё Всевышний Аллах их называет ослушавшимися. Это их описание и проклятие на них произошли из-за того, что евреи не удерживали друг друга от предосудительного. Затем аят был завершён такими словами как:

لَبِئْسَ مَا كَانُواْ يَفْعَلُونَ

«Как же скверно было то, что они делали!».

Итак, как бы ни было, несмотря на мнение учёных, считающих, что приказ указывает на обязательность совершения поступка и мнение других учёных, которые считают, что приказ будет носить обязательный характер (фард) лишь в том случае, когда он имеет карину (посыл), в любом из двух случаев данный текст содержит приказ, а также имеется усиленная карина (посыл), указывающая на то, что этот приказ относится к наиболее великим обязанностям, которые должны совершать люди. В данном случае дело обстоит так же, как с другими приказами, наряду с которыми в текстах ещё упоминается о наказании из-за неисполнения этих приказов. Когда Всевышний Аллах обязал мусульман совершать молитву, то сказал:

وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ

«Совершайте намаз, выплачивайте закят» (2:43).

В другом же месте Всевышний Аллах, описывая неверных, сказал:

مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ ٤٢ قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ

«Что привело вас в преисподнюю? Они скажут: мы не были в числе тех, которые совершали намаз» (74:42,43).

Всевышний Аллах наказал этих людей из-за несовершения ими молитвы, следовательно, молитва относится к наиболее важным обязанностям. Итак, в упомянутом мною тексте приводятся карины (посылы), указывающие на то, что приказ одобряемого и запрет порицаемого относятся к наиболее значимым обязанностям мусульман.

Кто-то может сказать, что эта обязанность касается сынов Исраила. Но благородные хадисы указывают на то, что эта обязанность касается сынов Исраила, а так же мусульман. Напротив, к мусульманам — более суровое отношение в этом вопросе. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَتَأْمُرُنَّ بِالْمَعْرُوفِ، وَلَتَنْهَوُنَّ عَنِ الْمُنْكَرِ، ولتَأْخُذُنَّ عَلَى يَدِ الظَّالِمِ

«Клянусь Аллахом, вы обязательно будете приказывать одобряемое и запрещать порицаемое, схватите за руку несправедливого».

Затем в хадисе говорится:

أَوْ لَيَضْرِبَنَّ اللَّه بقُلُوبِ بَعْضِكُمْ عَلَى بَعْضٍ، ثُمَّ ليَلْعَنكُمْ كَمَا لَعَنَهُمْ

«Иначе Аллах смешает ваши сердца с их сердцами, а потом проклянёт вас так же, как проклял их (сынов Исраила)».

Это обращение Посланника Аллаха ﷺ направлено к мусульманам, т.к. они не должны попасть в то положение, которое попали сыны Исраила в прошлом.

Также, рассматривая в этих текстах слова «одобряемое (маруф) и порицаемое (мункар)», наблюдается, что эти слова приведены в общей форме. Это же означает, что под словом «одобряемое» (маруф) имеется в виду всякое одобряемое действие (маруф). Когда мы говорим, что в текстах подразумевается всякое одобряемое действие (маруф), то мы имеем в виду всё то, что Всевышний Аллах приказал Своим рабам и что обязал их соблюдать. Так же и всякое рекомендуемое действие, за которое Всевышний Аллах наградит людей, входит в категорию одобряемых дел (маруф). Мусульманам необходимо приказывать одобряемое как в обязательных, так и в рекомендуемых действиях. Итак, под всяким одобряемым действием имеется в виду всё то, что повелел Всевышний Аллах.

Так же и слово «порицаемое» (мункар) в этих текстах упоминается в общей форме. В аяте, где сказано:

كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ

«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков» (5:79), — речь идёт о всяком предосудительном поступке (мункар). Итак, Всевышний Аллах, обязав запрещать предосудительный поступок (мункар), запретил тем самым всякий предосудительный поступок (мункар). Каким бы незначительным в глазах людей ни были эти предосудительные поступки, необходимо их запрещать, когда они происходят.

Предосудительные поступки (мункар) — это все поступки, которые Всевышний Аллах запретил совершать мусульманам. Все поступки, которые запретил совершать Всевышний Аллах, являются предосудительными действиями (мункар), о которых нельзя умалчивать!

Итак, слова «порицаемое» (мункар) и «одобряемое» (маруф), упомянутые в общей форме, включают в себя всякое одобряемое (маруф) и порицаемое (мункар).

Но остаётся вопрос, на который нужно обратить внимание. Когда мы говорим о том, что одобряемое и порицаемое охватывают все одобряемые и порицаемые поступки, человек может спросить: «Мы должны запрещать порицаемое, исходящее от простых людей, или же от знати, в том числе — от правителей, лидеров и глав, в чьих руках находится власть? Должны ли мы запрещать предосудительное, исходящее от этих людей, или нет?». Отвечая на этот вопрос, мы скажем: «Шариатские тексты, повелевающие запрещать порицаемое (мункар), упомянуты в общей форме, т.е. имеются в виду все порицаемые поступки, которые могут исходить от любого человека». Изучая детально этот пункт, мы видим, какую значимость он имеет. Почему? Потому что опасность порицаемых поступков (мункар), исходящих от знати, огромна по отношению к Умме в целом. Например, когда некий человек совершает порицаемый поступок (мункар), то влияние этого греха остаётся в его окружении. Если же этот человек будет занимать какое-то служебное положение в государстве, то исходящие от него изъяны будут отражаться на тех, кто ниже его по статусу. Каждый раз, как он будет подыматься вверх по служебной лестнице, его порицаемое поведение будет отражаться на тех, кто ниже его по должности. Что касается верхушки пирамиды, то её занимает глава государства, т.е. халиф. Если же от него будут исходить предосудительные поступки (мункар), то это его поведение отразится абсолютно на всех людях. В предании приводятся такие слова: «Люди испорчены из-за испорченности их правителей, а правители испорчены из-за испорченности учёных». Эти слова целиком соответствуют реальности. На правдивость этих слов указывают Слова Всевышнего Аллаха:

وَإِذَا أَرَدْنَا أَن نُّهْلِكَ قَرْيَةً أَمَرْنَا مُتْرَفِيهَا فَفَسَقُوا فِيهَا فَحَقَّ عَلَيْهَا الْقَوْلُ فَدَمَّرْنَاهَا تَدْمِيرًا

«Когда Мы хотели погубить какое-то селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (17:16).

К примеру, когда Всевышний Аллах послал к фараону Мусу и Харуна, то сказал:

اذْهَبَا إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Ступайте к Фараону вдвоём» (20:43).

Он не сказал им: «Отправляйтесь к народу Египта». В чём тут мудрость? Мудрость в том, что если исправится правитель, то исправятся и его подданные.

صِنْفَانِ مِنَ النَّاسِ، إذَا صَلَحَا صَلَحَ النَّاسُ، وَإِذَا فَسَدَا فَسَدَ النَّاسُ

«Есть два вида людей — если они будут в праведности, то и народ пребудет в праведности, а если они испортятся, то испортится и народ».

Итак, общая форма порицаемого (мункар) указывает на то, что она охватывает все предосудительные поступки, исходящие от всех людей — как от правителя, так и от тех, над кем он правит.

Тут возникает ещё один вопрос. Что же говорит Посланник Аллаха ﷺ о таком положении, когда люди выбрали запрещать порицаемое, которое исходит от слабых людей, и оставили тех, в чьих руках находится власть и сила, не порицая их предосудительные поступки (мункар)? Посланник Аллаха ﷺ, объясняя опасность такого положения, сказал:

إِنَّمَا أَهْلَكَ الَّذِينَ قَبْلَكُمْ أَنَّهُمْ كَانُوا إِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الشَّرِيفُ تَرَكُوهُ، وَإِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الضَّعِيفُ أَقَامُوا عَلَيْهِ الْحَدَّ

«Воистину, Аллах погубил тех, кто был до вас, за то, что они, когда воровал почётный из них, оставляли его, а когда воровал слабый, наказывали его».

Итак, прежние народы были погублены из-за наличия такого положения, когда отчитывали некоторых людей за те поступки, которые те совершали, и не отчитывали тех, кто имел власть и силу, потому что у них было влияние и статус в обществе.

Раз причиной гибели прежних народов послужило то, что они делили людей в удерживании от порицаемого (мункар), запрещая его простым людям и не трогая знать, то тем более мусульмане должны поправить такое положение дел. Они не должны ограничивать приказ одобряемого и запрет порицаемого только среди слабых людей. Ведь порицание слабых людей не причиняет нам вреда, а если же порицать знатных людей из числа правителей, наместников и тех, кто имеет полномочия, то это отражается на нас, или же из-за этого мы подвергаемся испытанию и нам причиняют вред. Поэтому мы начинаем делить людей, порицая слабых и умалчивая то, что совершают те люди, которые находятся у власти. Такое положение дел является гибелью для Уммы и потерей для пастыря и его паствы.

Мы просим Всевышнего Аллаха помочь мусульманам совершать то, что Он любит, и то, чем Он доволен! Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он помог нам всем и укрепил нашу решимость выполнить эту великую обязанность в это время, когда Умма сильно нуждается в богобоязненном учёном, который выполняет то, что он знает, не боясь на пути Аллаха упрёка упрекающего! И для нас в сподвижниках Посланника Аллаха ﷺ — хороший пример! Из числа самых великих условий, которые им поставил Всевышний Аллах во время присяги, которую они дали Посланнику Аллаха ﷺ, было то, чтобы они говорили слово истины, где бы они ни находились, не боясь на пути Аллаха упрёка упрекающего.

Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам понимание в религии и даровать нам знания и действия! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

«Халифат или Таухид?». «Остерегайся их, дабы они не отвратили тебя!» (Ч.2)

Стороннее вмешательство в политическую жизнь исламского мира. Шейх Саид Ридван. Лекция 76 (последняя)

Как нужно относиться к текстам Шариата. Шейх Саид Ридван. Лекция 75

Реформа или перемены. Часть 2. Шейх Саид Ридван. Лекция 74

Они хитрят и Аллах хитрит, но Аллах — лучший из ухищряющихся. Сира 8 часть

Поклонение в неспокойное время. Сира 7 часть