Если вы обнаружили видео не активным, зайдите позже. Мы работаем над восстановлением. В последнее время участились удаления наших видео администрацией YouTube.

Политика Шариата. Шейх Саид Ридван. 68 лекция

https://hizb.org.ua/video/redirects/10333

Цикл лекций об актуальных вопросах

Политика Шариата

Лекция шестьдесят восьмая

Шейх Саид Ридван (Абу Имад)

Понедельник 20 Раби уль-авваль 1438 г.х./19 декабря 2016 г.

БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мы встречаемся с вами для обсуждения очередной проблемы мусульман. На этой встрече мы хотим поговорить с вами о таком выражении, как «политика Шариата». Это выражение часто используется в кругах мусульман. Так что из себя представляет политика Шариата? История редко видела, чтобы люди приносили такие жертвы, которые приносит сегодня Исламская Умма. Что желает Умма взамен предоставленных ею жертв? Она желает, чтобы ею правили Шариатом Аллаха. Это её требование послужило причиной того, что многие люди устремились для взятия лидерства над мусульманами. Они сказали мусульманам, что хотят исполнить их желаемую цель. Я приведу вам примеры. В конце восьмидесятых годов по причине повышения цен в Иордании произошла революция, которая называлась апрельским протестом. Тогда исламские джамааты стали выступать перед массами и выдвигать лозунг «Решение — в Исламе». Когда эти джамааты стали выдвигаться в депутаты, используя лозунг «Решение — в Исламе», то они заполучили кресла депутатов большинством голосов. Когда они стали выдвигать свои кандидатуры в муниципалитеты, то так же выиграли выборы большинством голосов, заняв в них большинство кресел. Таким же образом они выиграли места в профсоюзах большинством голосов. Выдвинув свои кандидатуры в студенческое самоуправление, они так же выиграли там места путём большинства голосов. По причине того, что массы требовали Ислам, некоторые люди стали представлять его и провозглашать исламские лозунги.

Среди этих людей были искренние мусульмане, но и были те, кто проник в ряды мусульман, якобы представляя их цели. Эти люди проникли в ряды мусульман, чтобы сдерживать людей и революции. То же самое происходит и сегодня.

Некоторые люди выступили вперёд, чтобы возглавить революции и массы, которые желают претворения Ислама. Они так же стали провозглашать исламские лозунги. Но управление массами нуждается в совершении определённых действий. Так вот, некоторые люди, поднявшие исламские лозунги, в своих делах стали противоречить Шариату. Эти противоречащие Шариату действия проявились как в соучастии в министерских креслах, так и в переговорах, которые ведутся с врагами, не испытывающими и малейшего милосердия к мусульманам. Эти враги не соблюдают в отношении мусульман ни родственных, ни договорных обязательств. Вот с такими людьми они ведут переговоры, в которых для мусульман имеется огромный вред.

Те, кто поднимает исламские лозунги, но нарушает Шариат, независимо от искренности их намерений или его отсутствия, оправдывают эти нарушения требованием политики Шариата. Это названное ими требование политики Шариата они стали использовать как довод на свои действия. Они стали приписывать факихам такие слова, которые говорят, что политика Шариата дозволяет им совершать подобные действия.

Так что из себя представляет политика Шариата? Слово «политика» (сияса) в арабском языке приводится в неопределённом состоянии, и тем самым это слово применимо к любой политике. Кто занимается в странах мусульман делами правления, тот считается политиком. Также политикой (сияса) занимаются те, кто совершает какие-то действия в качестве правителя или министра во Франции, в Америке и в Британии. Коммунисты и капиталисты называют себя политиками и говорят, что они хотят править людьми на основании тех взглядов, которые у них имеются. Значит, слово «политика» (сияса) распространяется на всякое политическое действие человека. Это слово применимо к действиям тех, кто следит за политическими событиями, высказывает своё мнение о них и оказывает на них влияние. Все эти упомянутые люди являются политиками, и слово «политика» распространяется на те дела, которые они совершают.

Но когда мы используем слово не просто «политика», а говорим «политика Шариата», то такое выражение стало иметь конкретное, определённое значение, а не общее. Политика Шариата означает управление и заботу о делах людей сообразно Шариату, сообразно лишь тому, что упомянуто в Откровении. Таковым является определение политики Шариата. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كَانَت بَنُو إسرَائِيلَ تَسُوسُهُمُ الأَنْبياءُ، كُلَّما هَلَكَ نَبِيٌّ خَلَفَهُ نَبيٌّ

«Сынами Исраиля правили пророки. Если умирал один Пророк, на смену ему приходил другой».

Итак, в задачу прежних пророков входило управление людьми. Но чем они правили людьми? Они правили людьми Шариатом Аллаха. Они правили ими Откровением, которое приходило от Аллаха. Так же и Мухаммад ﷺ, будучи печатью пророков, правил людьми тем Откровением, которое ему приходило от Аллаха. Он не дозволял запретное, говоря: «Обстоятельства тяжёлые, поэтому нам следует поступать так-то», — тем самым противореча в этом повелению Аллаха. Нет, он так не поступал. Он правил людьми законами Шариата.

Итак, согласно политике Шариата политик должен регулировать совершаемые им действия законами Шариата, пришедшими от Аллаха. Ему ни в какой форме не дозволительно противоречить повелениям Всевышнего Аллаха, ни в запретных поступках, ни в обязательных. Он не может оставлять обязательные поступки под предлогом приобретения пользы или же устранения вреда. Он не может их оставлять под предлогом совершения малого вреда, который устраняет большой вред. Все эти оправдания не имеют никакой цены в Исламе, и такая политика не называется политикой Шариата. Подобная политика абсолютно запретна.

Разве политика Шариата означает оставление обязательных поступков? Конечно, нет. Разве политика Шариата означает, что мы можем совершать противоречащие Шариату поступки? Конечно, нет. Всевышний Аллах ниспослал Мухаммаду ﷺ Слова, которые читают люди, и они поклоняются Аллаху этим чтением. Так вот, Всевышний Аллах сказал:

إِنَّا أَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ بِمَا أَرَاكَ اللَّهُ وَلَا تَكُن لِّلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

«Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (4:105).

Значит, Посланник Аллаха ﷺ не мог править людьми согласно своему мнению или иджтихаду. Он должен был править ими тем, что показал ему Аллах. Также Всевышний Аллах говорит:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).

Всевышний Аллах обязал Своего Пророка ﷺ и тех, кто за ним последовал, следовать Его велениям. Он сказал:

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي

«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению» (12:108).

Всевышний Аллах, обязав последователей Пророка ﷺ следовать за ним, сказал:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (33:21).

Значит, Всевышний Аллах обязал нас править людьми Откровением от Него так же, как это делал Посланник Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ при возникновении какого-то случая, если не имел решения, то ждал, пока не придёт к нему Откровение от Всевышнего Аллаха. Он так поступал, несмотря на то, что был самым проницательным из людей и самым богобоязненным среди них. В этом нет никакого сомнения! Его рассудительность не давала ему права убирать в сторону повеления Всевышнего Аллаха. А если мы не будем поступать таким же образом, то нам стоит вспомнить Слова Всевышнего Аллаха:

أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ

«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).

Значит, мусульманам нельзя придерживаться только части законов. Они не имеют права при возникновении каких-либо обстоятельств утверждать, что им позволительно оставлять соблюдение законов Шариата.

Кто-то может сказать: «Но в Шариате есть облегчения (рухсы)». Такому человеку мы отвечаем: «Шариат определил то, в каких случаях используются облегчения (рухсы). Так приведи шариатское доказательство на применение рухсы!». В таком случае подход человека тоже будет на основе Шариата, а не на основе разума. Даже когда некоторые оправдывают свои действия облегчением (рухсой), мы им говорим: «Бойтесь Аллаха! Приводите шариатское оправдание!». Человек не может оставить соблюдение поста, приводя этому умственное оправдание. Если он не постился, то он должен ссылаться на то, что Всевышний Аллах, к примеру, позволил больному не поститься, и привести на это доказательство. Итак, оправдания, облегчения (рухсы) и политика должны исходить из Шариата.

Но если кто-то скажет, что согласно политике Шариата есть ситуации, где имеется выбор, то мы в ответ скажем: «Да, так оно и есть. Когда согласно Шариату политику или правителю дозволены определённые варианты действий, то он может выбрать из этих вариантов действий тот вариант, в котором он видит больше пользы для Уммы, религии и призыва». Приведу вам примеры. Шариат после тех действий, которые совершил глава лицемеров Абдуллах ибн Убайй, предоставил Посланнику Аллаха ﷺ выбор: наказать его или же простить. В данном случае к политике Шариата относится то, что он мог наказать его или же помиловать. Сподвижники (р.а.) просили Пророка ﷺ наказать его за совершённое им действие. Посланник Аллаха же ﷺ сказал:

بَلْ نَرْفُق بِهِ

«Напротив, проявим по отношению к нему мягкость».

Даже более того, он сказал:

أَعُوذُ بِاللَهِ أَنْ تَتَسَامَعَ العَرَب بِأَنَّ مُحَمَّدَا قَدّ قَتَلَ أَصْحَابَهُ

«Я прибегаю к Аллаху от того, чтобы арабы слышали друг от друга о том, что Мухаммад убил своих сподвижников».

Итак, Пророк ﷺ посмотрел на этот вопрос с точки зрения пользы для призыва и распространения Ислама. Неверные, ведя пропаганду, говорили бы, что Мухаммад ﷺ убил своих сподвижников. Они не стали бы говорить, что он убил лицемера и того, кто вносил раскол среди мусульман и разделял их джамаат. Они бы так не говорили! Если бы арабы слышали эти слова друг от друга, то как тогда они принимали бы Ислам?! Поэтому он предпочёл призыв над наказанием Абдуллаха ибн Убайя, т.к. у него было право выбора в этом деле. Так же было и в вопросе с пленными. Посланник Аллаха ﷺ имел право наказать их, помиловать и мог просить за них выкуп. Посланник Аллаха ﷺ потребовал за них выкуп, т.к. любой из этих упомянутых вариантов был дозволен для него. Всевышний Аллах сказал:

فَإِمَّا مَنًّا بَعْدُ وَإِمَّا فِدَاءً

«А потом или милуйте, или же берите выкуп…» (47:4).

Значит, согласно политике Шариата, когда Законодатель предоставляет политику-мусульманину несколько вариантов выбора, то он может выбрать вариант, в котором он видит пользу для религии и Уммы. Таковой и является политика Шариата.

Нельзя говорить, что политика Шариата требует нарушать повеления Шариата.

Тут мы хотим обратить внимание на другой момент. Среди Уммы стало распространяться очень много шариатских правил. По причине этих правил некоторые мусульмане восстали против религии Аллаха и стали противоречить Шариату. К примеру, так поступает тот, кто руководствуется таким правилом, как «С изменением времени и места не отрицается и изменение законов». Так же поступает и тот, кто руководствуется правилом «Крайняя необходимость дозволяет запретное». Таким же образом поступают и те, кто руководствуется и другими правилами, на которые нет доказательств от Аллаха. Но если даже и были на них доказательства, то их неправильно поняли и применили не к месту.

Обращаясь к людям, мы хотим сказать: «О люди! О мусульмане! Эти распространяемые правила являются иджтихадом факихов и их мнением. Недопустимо, чтобы эти правила занимали роль судьи над Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника ﷺ. Нельзя, опираясь на эти правила, отвергать категоричные тексты Корана и Сунны! Нельзя, опираясь на эти правила, дозволять запретное и запрещать дозволенное! Нельзя, опираясь на них, отвергать Слова Аллаха! Как можно отвергать Слова Аллаха, опираясь на слова человека?!».

Все должны понять, что религия Аллаха и Шариат подробно разъяснены. Мусульманин, не имея доказательств, не может говорить о каком-то действии, что оно требуется политикой Шариата, т.к. религия Аллаха полноценна. В ней нет недостатков. Нет такого события или действия, на которое Ислам не дал бы ответа.

Мы просим Всевышнего Аллаха оказать нам помощь! Мы просим Его наставить нас на путь истины и повести народ наш к самому благоразумному делу! Мы просим Всевышнего Аллаха укрыть нас в тени Ислама!

И прежде чем я попрощаюсь с вами, я хотел бы сказать: «На самом деле причиной вышеупомянутых проблем служит то, что многие индивиды и джамааты ввязываются в вопрос заботы о делах людей, хотя проявлять заботу о делах людей должен правитель».

Мы просим у Аллаха помощи! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html

Лекции

Безопасность обществ в Исламе. Шейх Саид Ридван. Лекция 71

Политика. Серия передач: «Воззрения, определяющие жизненный вектор». Выпуск 12

Доводы метода построения Халифата категоричны или предположительны? Шейх Саид Ридван. 70 лекция

«Када ва Кадар». Сердар Йылмаз

Коллективное правление на весах Ислама. Шейх Саид Ридван. 69 лекция

Борьба Курайшитов с призывом Мухаммада ﷺ. Цикл лекций "Жизнеописание пророка Мухаммада ﷺ". Лекция 6