Вопрос: В Сингапуре прошла первая в истории встреча действующего президента США Трампа с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном.
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
О Аллах, прости мне и моим родителям. О Господь, смилостивись над ними, ведь они воспитали меня маленьким!
Сегодняшнее наше нетленное слово Всевышнего Аллаха – «возьми» («хуз»).
Слово «возьми» приводится в благородном Коране дважды.
В словах Всевышнего:
يَا يَحْيَى خُذِ الْكِتَابَ بِقُوَّةٍ وَآتَيْنَاهُ الْحُكْمَ صَبِيًّا ١٢
«О Йахйа (Иоанн)! Крепко возьми Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был ещё ребёнком» (19:12).
И второй раз:
خُذِ الْعَفْوَ وَأْمُرْ بِالْعُرْفِ وَأَعْرِضْ عَنِ الْجَاهِلِينَ ١٩٩
«Возьми излишек (или прояви снисходительность), вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199).
Ибн Касир в тафсире первого аята говорит: ««О Йахйа (Иоанн)! Крепко возьми Писание» – т.е. обучайся Писанию со всей серьёзностью, стремлением и усердием. И это – призыв к принятию всей религии полностью со всей серьёзностью и с пониманием религии всеобъемлющим образом. Также это – обращение к помощи Аллаха в претворении Его религии и требование поступать в соответствии с ней согласно воле Аллаха и Его Посланника ﷺ, как это приказал Аллах и Его Посланник ﷺ».
Эти полные и совершенные слова дают мусульманам во все времена указание того, чтобы они брались крепко за Писание.
А Писание в данном случае – это Коран, Сунна и Исламский Шариат, а также – законы Ислама со всеми их подробностями, полнотой и совершенством.
Крепко взяться – значит, во-первых, принять Писание полностью, т.к. неверно принимать его частями или не полностью.
«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям» (2:85).
Таким образом, непременно нужно браться за Писание полностью, а не постепенно и не частями.
Что же касается слова «крепко», то тут имеются в виду два способа:
первый – это когда человек усердствует и придерживается своей религии с силой, решимостью и волей;
второй – это когда государство принимает религию с силой, т.к. оно обладает силой и обладает властью, ведь оно – исполнительная структура, которая замещает Умму в претворении законов Исламского Шариата.
И это всё требует силы в претворении законов, и силы в сдерживании ослушивающихся, и силы в наказании преступников, силы в распространении исламского призыва всему миру как Послания правильного пути и света путём джихада на пути Аллаха.
Таким образом, претворение и несение Ислама всему миру нуждается в силе, которая упорядочит дела государства внутри страны, и в силе, которая понесёт Ислам при помощи государства в мир.
И эта сила не существует для порабощения людей, а, напротив – для обязательного претворения Шариата над тем, кто отвергает его претворение.
Это то, что касается соблюдения Писания, т.е. претворения Шариата и правления тем, что ниспослал Аллах.
Всё это является ответственностью мусульман во все времена и при всех обстоятельствах.
Что же касается слова «возьми» во втором аяте: «Возьми излишек (или прояви снисходительность), вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199), то в толковании этого аята имеются три пункта:
Первое: правителю приказано брать излишек, т.е. ту часть имущества, которую люди дают с лёгкостью и от души, т.е. это легко для людей с точки зрения их дел, нравственности, обязанностей и имущества.
А потому на людей не возлагается то, что они не могут отдать.
«Возьми излишек», т.е. то, что превышает их нужды. Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ отправил одного из людей наместником в один из вилаятов, наставив его:
«Берегись их самого благородного имущества», т.е. самого дорогого для них.
«Возьми излишек», т.е. облегчай им их обязанности в пределах возможного для них.
Второе: приказ творить добро, т.е. любое благое слово, красивый поступок и наилучшее проявление нравственности для близкого и далёкого человека.
И того, к чему привыкли люди из обычаев, не противоречащих Шариату, в чём есть благо для них и праведность.
Третье: отвернуться от невежд, т.е. не отвечать на их невежество невежеством.
А кто станет проявлять невежество словом или поступком – то не причиняй ему вред.
От тех, кто станет враждовать с тобой – не отворачивайся. Кто прервёт с тобой отношения – восстанавливай их, а кто проявил несправедливость по отношению к тебе – будь справедливым по отношению к нему.
Таким образом, это слово даёт возвышенные смыслы в словосочетании «Крепко возьми Писание», и возвышенные смыслы в благой нравственности, и возвышенные смыслы в возложении обязательств и заботы о гражданах.
О Аллах, сделай нас из тех, кто крепко держится за Писание, твёрдо претворяет Шариат Аллаха и несёт его всему миру.
И сделай нас из числа тех, кто берёт излишек (проявляет снисходительность), приказывает благое и отворачивается от невежд.
Прошу прощения у Аллаха для себя и для вас. Ассаляму алейкум!
В субботу (16.06.2018) на сайте «SamaNews» было опубликовано: «В субботу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Мы не позволим оккупационной державе «Израиль» осквернять святыню аль-Кудса, которой мы имеем честь служить на протяжении четырёх веков».
В субботу (16.06.2018) на сайте «Aljazeera» было опубликовано следующее:
После нескольких попыток Военного Совета в городе Мааррет ан-Нуман запретить деятельность Хизб ут-Тахрир и после совсем недавнего ареста д-ра Ридвана аль-Холи, переселенца из Восточной Гуты, который распространял издание Хизба под названием «Халифат — это фард до и после революций».
После изгнания толпы демонстрантов из 20 людей, членов антиисламского движения «ПЕГИДА», которые хотели жарить свинину напротив мечети Лалели в южной части Роттердама.
Амир Хизб ут-Тахрир, великий учёный Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта поздравил носителей призыва и посетителей его страницы, а также всех мусульман по случаю Ид аль-Фитр 1439 г.х. (2018 г.):
Политическая сознательность не означает понимание политической обстановки, международной позиции, политических событий или прослеживание международной политики и политических действий, хотя вышеперечисленное и относится к числу необходимых вещей для полноты политической сознательности.
С именем Аллаха, хвала Ему. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним.
Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
И сегодняшнее наше нетленное слово Всевышнего Аллаха – «знай» («иълям»). Всевышний сказал:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (47:19).
Знание – это основа осведомлённости. Знание – это противоположность невежества. И «знание» – это доктрина (акъыда).
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха», – категорично известно посредством размышлений, предоставленных человеку в разуме и ощущениях, а также из наблюдений за окружающей средой и исследований, что у всего этого бытия есть Творец, Который сотворил его.
Имам Бухари в своём «Сахихе» определил главу под заголовком «Знание – прежде слов и действий».
Вставка: Бухари определил главу в своём «Сахихе» под заголовком «Знание – прежде слов и действий» согласно словам Всевышнего Аллаха «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха».
Имам начал говорить о знаниях, о том, что «учёные – это наследники пророков, которые унаследовали знания, и кто приобрёл их – приобрёл богатый удел». «Кто встал на путь знаний, тому Аллах облегчит путь в Рай». И сказал Всевышний: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).
Затем, когда Аллах привёл примеры в своей Книге и рассказал о вещах, которые нуждаются в размышлении, Он сказал: «Но разумеют их только обладающие знанием» (29:43).
А также сказал языком неверных, которые вошли в огонь Ада: «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (67:10). Затем сказал Всевышний: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понимание (т.е. глубокие знания в) религии».
Согласно словам Всевышнего Аллаха «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» имам начал говорить о знаниях, о том, что учёные – это наследники пророков, которые унаследовали знания. И кто приобрёл их – приобрёл богатый удел.
А тем, «кто встал на путь знаний, тому Аллах облегчит путь в Рай».
И сказал Всевышний: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (35:28).
А затем, когда Аллах привёл примеры в своей Книге и говорил о вещах, которые нуждаются в размышлении, Он сказал: «Но разумеют их только обладающие знанием» (29:43).
И сказал языком неверных, которые вошли в огонь Ада: «Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» (67:10).
Затем сказал Всевышний: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).
И сказал Посланник Аллаха ﷺ: «Кому Аллах желает блага, тому Он даёт понимание (т.е. глубокие знания в) религии».
Знание приобретается посредством обучения. А потому знания бывают разного вида: знание в акъыде (доктрине), знание в законах Шариата. А шариатские законы вращаются среди пяти положений: обязательное (фард), запретное (харам), рекомендуемое (мандуб), неодобряемое (макрух) и дозволенное (мубах).
Также существуют обязательные знания для каждого – это знания в области акъыды (доктрины) и знания той сферы законов, в которой человек постоянно вращается в своих жизненных делах.
Так, если человек собрался заняться предпринимательской деятельностью, то ему необходимо изучить законы торговли. А если решил жениться, то должен изучить законы о браке и супружеской жизни, и т.д.
Также существуют рекомендуемые знания и знания, к изучению которых побуждает Шариат: «И говори: «Господи! Приумножь мои знания»» (20:114).
Существуют и дозволенные знания, которые человек может приобретать, а может и оставить, отсутствие которых не причинит ему вреда, но и, скорее всего, не принесёт ему и пользы. А также есть запретные знания, такие как колдовство. Посланник Аллаха ﷺ запретил изучать колдовство.
Таким образом, слово «знай» связано с пониманием, с чтением и непосредственно связано с фикхом. Всё это требует от человека определённой программы. Т.е. знания не приобретаются, кроме как посредством обучения и преподавания, которые нуждаются в программах и методиках.
Для этого и существуют обучающие школы и государство, которое устанавливает образовательную политику, сочетающуюся с доктриной Уммы. Знания непременно должны приобретаться поэтапно и закрепляться действиями. В хадисе маукъуф (восходящего к Пророку ﷺ) приводится:
Вставка: Нам рассказал Фахд ибн Сулейман, которому рассказал Абдуллах ибн Салих, который передал от Шурайка, от Аты ибн Саиба, а тот передал от Абу Абдурахмана ас-Сулями, от Ибн Масъуда, который сказал: «Мы обучались у Посланника Аллаха десяти аятам, и не переходили к изучению следующих десяти, пока не закрепляли поступками то, что было ниспослано в этих десяти».
От Абдуллаха ибн Масъуда передаётся, что он сказал: «Мы обучались у Посланника Аллаха десяти аятам, и не переходили к изучению следующих десяти, пока не закрепляли поступками то, что было ниспослано в этих десяти».
А потому нет пользы ни для Уммы, ни для самого человека, чтобы он был передвигающейся книгой. Однако польза будет тогда, когда человек станет поступать в соответствии с тем, что знает.
В достоверном хадисе передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ прибегал к Аллаху от бесполезных знаний; он ﷺ говорил: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от бесполезных знаний».
Что же касается вопроса преподавания и обучения со стороны государства, то оно обязательно должно предоставлять услуги обучения в самых широких аспектах, а также обозначать в них приоритеты.
Вставка: Предоставление услуг обучения в самых широких аспектах является жизненной необходимостью для государства.
Как и должны быть в государстве Халифат основы программ образования, дабы воспитывать грамотные образованные поколения, осознающие свою связь с Господом и претворяющие Его законы – поколения, покорные Аллаху и Его Посланнику ﷺ, которые станут обучаться тому, что приносит им пользу, а не вред.
Таким образом, знание – это очень ценная и великая вещь, а потому необходимо проявлять полную заботу о молодом поколении в приобретении ими знаний и всего, что принесёт им пользу, и оберегать их от вредных знаний.
Просим Всевышнего Аллаха научить нас тому, что принесёт нам пользу, и дать нам пользу от того, что мы знаем. Поистине, Он – Покровитель, и Он способен на это. Прошу у Аллаха прощения для себя и для вас. Ассаляму алейкум!
В последние годы в действиях президента Эрдогана и стоящей за ним Америки наблюдаются чёткие признаки и тенденции формирования имиджа «Османской Турции» и «сверхдержавы» в глазах мусульманских народов, в особенности — в умах сторонников «умеренных исламистов».