29
Пт, март

Доходы и расходы династии Саудов, связанные с паломниками к Каабе

Статьи
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

Согласно данным правительства Саудовской Аравии, официальное количество паломников в 2017 г. составило 2352122 чел., из которых 1750000 чел. прибыло из 168 стран мира, а остальные являются гражданами Саудовской Аравии.

Вопрос разворачивается вокруг реальной финансовой стоимости организации такого массового сбора людей в одно время, в одном месте и на определённое количество дней.

По поводу декларированных расходов в текущий сезон хаджа глава комитета торговли Махер Джамаль заявил: «Расходы паломников (как иностранцев, так и граждан) за этот год могут достичь 27 млрд. риалов (6,7 млрд. долларов). Для сравнения, в прошлом году расходы составили 14 млрд. риалов (3,7 млрд. долларов)». Квота каждой мусульманской страны для паломников составляет 10% от общей численности населения.

В апреле 2016 г. наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Сальман заявил про амбициозный план «видения Саудовской Аравии к 2030 г.». Цель плана состоит в том, чтобы сильно диверсифицировать экономику и снять её с зависимости от экспорта нефти. План также включает в себя развитие религиозного туризма. Джамаль заявил о «надежде к 2030 г. принимать 6 млн. паломников к хаджу и 30 млн. паломников на умру».

Прибыль от экспорта нефти с середины 2014 года начала резко падать из-за общего падения цен на чёрное золото.

Историк Люк Шантер, изучавший во времена колониальной экспансии вопрос о хадже, пришёл к выводу, что «до открытия нефти хадж представлял собой первый источник прибыли для Саудовской Аравии». Далее он добавил: «Даже до Ислама Мекка занимала торговое положение. Она служила местом обмена товарами международного уровня, где смешались религия и торговля».

В торговых центрах, расположенных вокруг мечети аль-Харам, имеется очень много торговых мест, которые не закрываются, кроме как во время молитвы на короткое время. В этих торговых местах ты можешь найти самые различные товары со всех концов света. Даже на территории горы Арафат, нахождение на которой считается непременной частью обрядов хаджа, стоят торговцы молитвенными ковриками тут и там. На подарки и сувениры люди тратят около 14% из всех потраченных средств. На долю гостиничного и жилищного сектора приходится около 40% доходов с хаджа, в соответствии со статистикой за 2012–2014 гг. вышеуказанные цифры — ещё не предел.

Импорт товаров Саудовской Аравии по время сезонов хаджа и умры за 2012 г. составил 62 млрд. риалов, что равняется 16,5 млрд. долларов согласно данным, приведённым саудовской газетой «Аль-Йум» в прошлом выпуске.

В 2013 г., согласно данным сайта «Hespress» за 14 октября, ссылающегося, в свою очередь, на британский журнал «The Economist», во время сезона хаджа импорт Саудовской Аравии достиг суммы в 16,5 млрд. долларов, что равняется 3% от всего ВВП страны.

На сайте Арабской обсерватории по правам и свободам человека относительно доходов за 2014 г. говорится: «Торгово-промышленная палата Мекки подготовила недавнее исследование, согласно которому общая прибыль за сезон хаджа в 2014 г. составила 20 млрд. долларов».

Экономический эксперт Абд аль-Магам Бухари в интервью газете «Ближний Восток» заявил, что в большинстве случаев иностранные паломники тратят больше средств, чем граждане Саудовской Аравии. В среднем паломник тратит 2 тыс. долларов за 12 дней на проживание, еду, сувениры, подарки, сухопутный и воздушный транспорт. Большая часть паломников (70%) — это молодые люди возрастом от 30 до 50 лет, что является показательным знаком и, конечно же, имеет своё отражение на экономике.

Махер Джамаль, глава торгово-промышленной палаты Мекки, в интервью газете «Ближний Восток» заявил, что в следующем году для иностранных паломников 15% стоимости поездки в хадж будет уходить в пользу страны, из которой он выезжает, ещё 25% — посредникам, а 60% будет тратиться на жильё, передвижение и времяпровождение.

В этом 1439 г.х. саудовские власти усилили стеснение в адрес паломников во время умры и хаджа посредством повышения стоимости проживания, аренды, билетов и т.д., что ощутил каждый паломник.

Стоимость поездки в хадж для паломников варьируется, что в итоге выливается в соответствующие жалобы с их стороны. Кто-то жалуется, что ему пришлось потратить в этом году 9800 долларов, кто-то потратил 7000 долларов, кто-то 6000 долларов, и т.д. Все эти цифры так или иначе очень чувствительны для многих из них, потому как многие живут в странах с низким ежегодным доходом на душу населения. 10 мусульманских стран состоят в списке государств, в которых на душу населения в год приходится 2000 долларов. Исключение составляют лишь мусульмане Персидского залива, Европы и Америки.

Есть тысячи мусульман-бедняков, которые не могут себе позволить поездку в хадж, потому что саудовские власти подняли стоимость хаджа на 14% по сравнению с прошлым годом в придачу к росту стоимости всех услуг, предлагаемых паломникам в этом году, как, например, цена за проживание в отеле, транспортные услуги, оформление визы и т.д.

Следует отметить, что в Мекке построено около 1100 отелей, общая численность номеров в которых составляет 172 тыс. Чем ближе отель к Каабе, тем дороже проживание в нём, а чем дальше, тем дешевле.

На что же тратится вся прибыль, получаемая от хаджа и умры? Она тратится на нуждающихся мусульман? Она тратится в интересах граждан королевства? Она применяется для улучшения уровня жизни в королевстве? Эти средства пускают на целевые проекты для оказания помощи исламским землям, пострадавшим от войны, наподобие Сирии и прочих? Или они тратятся на страны, в которых разразились болезни и которые погрязли в невежестве, как, например, Сомали?! Конечно же, нет.

Поскольку хадж является исламским фардом (обязанностью мусульман), то непосредственным распорядителей прибыли от хаджа должен быть исламский институт, общий для всех мусульман, коим является, согласно Шариату, Исламское Государство. Именно оно должно возлагать на себя обязанность управления финансами хаджа, в т.ч. — расходами и доходами, а также распределение прибыли на определённые проекты.

Но сегодня реальным обладателем прибыли от хаджа и умры является небольшая группа людей из династии Саудов, а также члены компаний, сотрудничающих с ними в этом деле. Прибыль уходит в карманы небольшой кучки людей, которые по итогу вливают эти средства в заграничные проекты, от которых Исламу и мусульманам нет никакой пользы.

Учитывая монополию на проведение религиозных служб и размещение паломников, при полном отсутствии любой местной компании, которая могла бы создать конкуренцию в этом деле, можно сделать выводы, что все эти миллиарды от прибыли с хаджа, а именно — с предоставления паломникам места жительства, транспорта, торговли, обеспечения едой и прочим, уходят в карманы саудовских эмиров из правящей династии.

Информационный саудовский аккаунт в «Твиттере», известный под названием «Муджтахид», рассказал о наследии, которое оставил после себя саудовский король Абдуллах, а также о том, как он его поделил среди наследников: «Завершение раздела «ликвидного» имущества, оставленного королём Абдуллахом, выразилось в передаче сыновьям и жёнам примерно по 8,5 млрд. каждому, в то время как доля дочерей составила 4,5 млрд. каждой».

Также он упоминает о количестве сыновей, дочерей и жён короля: «У него осталось 15 сыновей и 19 дочерей, а также 2 жены. Сопоставляя цифры, мы узнаём, что в наследство он оставил 225 млрд. риалов. Также существует имущество, не являющееся ликвидным и не входящее в эту сумму». Касательно богатства короля Фахда ибн Абд аль-Азиза агентство «Хиджаз» заявило: «Источники пишут, что наследство, оставленное королём, оказалось намного большим, чем ожидалось. Некоторые заявили, что король Фахд вообще относился к числу самых богатых людей на планете, т.к. располагал 40 млрд. долларов, но после его смерти выяснилось, что его богатства достигали 190 млрд. долларов».

Число мальчиков и девочек, родившихся у короля-основателя КСА Абд аль-Азиза Аль Сауда, оценивается в 70 чел., он имел десятки жён, сотни внуков и правнуков официально, а значит, стоит ожидать, что их истинное количество куда больше.

Новостное агентство «Reuters» собрало ряд письменных телеграмм из посольства США в Саудовской Аравии и выложило их в «WikiLeaks». В этих документах иллюстрируется несколько вопросов.

В одной из таких телеграмм в заголовке пишется о «богатом развратнике из королевской семьи», где подробно описываются некоторые представители королевской династии от самых малозначительных из них до самых близких к королю Абд аль-Азизу.

Опираясь на сведения из телеграммы, мы видим, что саудовское правительство тратит на содержание правящей династии следующие суммы:

На сыновей Абд аль-Азиза: по 270 тыс. долларов на 1 человека в месяц.

На внуков Абд аль-Азиза: по 27 тыс. долларов на 1 человека в месяц.

Следующие потомки получают по 13 тыс. долларов в месяц, а следующее за ними — по 8 тыс. долларов в месяц.

Самый дальний родственник, принадлежащий к династии Саудов, получает 800 долларов в месяц.

Также есть особые статьи расходов в пользу эмиров, когда они желают жениться или строить дворцы.

В телеграмме также говорится о том, что существует специальная программа, поощряющая королевскую династию за воспроизведение потомства методом денежного вознаграждения, т.е. за обыкновенное рождение ребёнка.

Также в ней говорится, что некоторым эмирам явно недостаточно того, чем они уже пользуются, и они стремятся получать деньги другими путями.

Одним из таких путей является продажа 10 млн. баррелей нефти в день, прибыль от которой распределяется среди 5 или 6 эмиров правящей семьи. Другим путём служит скупка земли, принадлежащей эмирам, жадным до денег, с последующей её перепродажей государству с целью использования её для определённых проектов. Покупка земли не ограничивается только эмирами, но и ведётся предпринимателями, приближёнными к режиму.

Также эмиры привлекают иностранных рабочих, ставя условие выплатить от 30 до 150 долларов за временную прописку.

Согласно телеграмме, поступившей в феврале 2007 г., американский посол сообщает, что реформы, начатые королём Абдуллахом в отношении королевской семьи, разозлили её.

Он обрезал бесплатную услугу мобильной связи для всех эмиров и их женщин, пресёк услугу бесплатного проживания в гостиницах Джидды, запретил эмирам и семьям королевской династии требовать бесплатное пользование государственными авиалиниями Саудовской Аравии...

Тогда министр внутренних дел эмир Найеф и эмир Эр-Рияда Сальман стали сопротивляться королю Абдуллаху по причине сокращения дотаций, которой подверглись эмиры. Но потом, согласно телеграмме, эмир Султан выступил против них и помог королю Абдуллаху, предупредив их о том, что король Абдуллах и угрозы в его адрес являются красной чертой, которую никогда нельзя переступать.

Посол обращал внимание в телеграмме на то, что эмир Султан смотрит на единство правящей династии и утверждение её правления как на самую важную вещь.

Компания «Джазира», занимающаяся перевозками и принадлежащая бизнесмену шейху Али Хасану Накуру, штаб-квартира которой расположена в Джидде, считается самой основной компанией по перевозке паломников во время умры и хаджа. Об этой компании известно следующее:

Во время интервью каналу «Al Jazeera», в беседе с Хасаном Мохани аль-Шири, шейх Али Накур ответил на два вопроса:

1. Транспортная компания «Джазира» обслуживает паломников, и Вы являетесь лицом, ответственным за это. Расскажите нам о своей роли.

Ответ: компания «Джазира» была основана в 1413 г.х. обладая парком в 100 автобусов. Потом она стала расширяться, и количество автобусов достигло почти 2000... Расширение компании было запланированным, компания была систематизирована и представляла собой пример администрирования и качества работы служащих. Сегодня она достигла большого успеха, т.к. мы смогли за короткое время создать компанию такого размера и качества услуг, что она стала считаться самой крупной транспортной компанией по международным перевозкам, туризму и доставке паломников. Она участвует в сети международных связей, у неё свои парковки в таких государствах, как Египет, в государствах Персидского залива, в Тунисе, в Ливане и Йемене, у неё есть представительства в этих государствах, а также свои станции, работающие по сезонам.

2. Известно, что сезон хаджа — это сезон крупных перевозок. Но как обстоят дела во время умры?

Ответ: умра сегодня стала словно хадж, потому как она растягивается на большую часть года. Если хадж ограничен лимитом паломников максимум в 1,5 млн. человек, то на умру в течение года приезжает примерно 60 млн. человек.

Это отражает высокую степень прибыли, которую получает компания от перевозок паломников, что привело к сильному расширению автобусного парка компании и уровня её работы. Мусульмане тратят свои деньги на хадж, и часть этих трат идёт на автобусную компанию, а основную прибыль получает один шейх Накур. На самом деле, эта прибыль не имеет отражения на мусульманах в виде снижения цен на перевозки или в виде построения какого-нибудь проекта Накура в любой из мусульманских стран.

Львиная доля прибыли с паломников, которую получает Накур, была брошена на покупку доли акций британского футбольного клуба «Челси». О заключении контракта с «Челси» шейх Накур заявил на своей странице в «Твиттере», что этот контракт очень поможет английской команде на рынке акций до начала нового сезона. Для футбольного клуба будет открыт специальный фонд под названием «Nagoor 18». Фонд будет предоставлять средства главным акционерам клуба.

Этот шаг был сделан, согласно заявлению Накура, с целью «войти в инвестиционную линию «Челси» и повысить популярность клуба в частности, и Саудовской Аравии — в общем, создать кафе и мини-клубы для любителей блюза вдобавок к облегчению условий всем желающим стать болельщиками клуба в Саудовской Аравии и других арабских странах».

Хоть пункты договора остались тайными, всё же понятно, что Накур вложил огромные средства, и эти средства были взяты из карманов паломников.

Мусульмане должны знать, куда уходят деньги, которые они тратят во время хаджа и умры — деньги настолько большие, что многие из них копят на хадж и умру годами.

Обязанность хаджа равна для всех людей, но политика Эр-Рияда этому противоречит, потому как сознательно проводит разницу между богатыми и бедными, обычными мусульманами и эмирами, гражданами Саудовской Аравии и жителями других стран.

Правители Саудовской Аравии живут в ином мире и не чувствуют паломников и их положение, и их не заботит то, зачем в основе нужен хадж.

Мусульмане отправляются в хадж со всех концов света, но их единство подорвано, они разделены и представляют из себя 188 народов вместо того, чтобы быть подданными одного государства — Государства Праведного Халифата. Мусульмане собираются вместе на хадже, будучи в таком положении вместо того, чтобы их собирал один правитель, который бы их любил, а они любили его, который бы возносил за них молитвы, а они возносили бы молитвы за него, который обращался бы к ним с проповедью и благим советом, как это делали Посланник Аллаха ﷺ и халифы после него, когда те встречались в хадже со своими подданными и спрашивали их об их положении и успокаивали их, как и выслушивали жалобы мусульман на некоторых губернаторов или чиновников в государстве, чтобы потом заменить их другими.

Хадж — это прямое свидетельство единства мусульман. Своим существованием хадж призывает мусульман восстановить былую мощь, установить заново Исламское Государство, принести присягу халифу, чтобы заново стать сильным, единым сплочением под правлением единого халифа, который претворит среди них законы Аллаха и поведёт джихад на Его пути.

У хаджа есть великая польза, в т.ч. — проявление единства мусульман. Во время хаджа ты видишь, как чёрный, красный и белый стоят перед Домом Аллаха в одинаковых одеждах в одинаковом положении, они не разделяются в этот момент на богатых и бедных, а правитель народа стоит рядом с простыми людьми. Но правящая династия Саудов по сути овладела чувствами мусульман и заставила их платить огромные суммы ради того, чтобы посетить Дом Аллаха; многим мусульман они просто перекрывают для этого дорогу и лишь усиливают раздробленность среди них. Они определили для хаджа степени услуг, разделив их на особые и обычные! До каких пор мусульмане будут разрешать династии Саудов вести себя подобным образом?! Не пришло ли время для объединения мусульман в Государстве Праведного Халифата по методу пророчества, под правлением халифа, который бы стал управлять делами людей согласно законам Ислама?!


Специально для Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Али Бальсуд — Йемен
14 Зуль-хиджа 1439 г.х.
25.08.2018 г.

Главное меню