На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/10311
Серия передач «Воззрения, определяющие жизненный вектор» с Сердаром Йылмазом
Выпуск 10
Тема: «Хидаят ва далялят» (истинный путь и заблуждение)
Прибегаю к Аллаху от шайтана, побиваемого камнями.
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Хвала Аллаху. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду.
Дорогие братья и сёстры! Прежде всего, приветствую вас исламским приветствием. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Многоуважаемые братья, с позволения Аллаха, на этой неделе в рамках серии передач «Воззрения, определяющие жизненный вектор» мы вновь обсудим один из мафхумов, связанный с акыдой Ислама, а именно — мафхум «хидаят и далялят» (هِدَايَةٌ وَضَلاَلَةٌ).
Ведь «хидаят и далялят» — это мафхум, в котором мусульмане сбиты с толку путаницей и неясностью точно так же, как и в мафхуме «када ва кадар».
Фактически, этот вопрос рассматривался как продолжение темы «када ва кадар», и путаница, возникшая вокруг темы «када ва кадар», распространилась и на этот вопрос.
Группы учёных каляма выразила свои взгляды на концепцию «хидаят и далялят» как отражение дискуссий вокруг таких вопросов, как «الجَبْرُ وَ الاِخْتِیَارُ» (принуждение и свободный выбор), «حُرِّيَةُ الْإرَادَة» (свобода воли), а также вопроса «Свободны ли люди в своём выборе и действиях, или они находятся под принуждением?».
И данную дискуссию они вели на основании вопроса «Делает ли человек выбор встать на путь хидаята и далялята сам, или Аллах направляет того, кого пожелает, на хидаят (прямой путь) и оставляет того, кого пожелает, в даляляте (заблуждении)?».
Именно в рамках этой дискуссии мафхум «хидаята и далялята» стал проблемой, которую не понимают мусульмане, которая остаётся закрытой и которая порождает вопросы, следующие один за другим.
Опять же, сегодня этот вопрос обсуждается в двух крайностях. Например, в то время как некоторые утверждают, что «человек не играет никакой роли в достижении хидаята или впадении в далялят; и кого Аллах пожелает, того будет вести по прямому пути, а кого пожелает — введёт в заблуждение», другие уверены, что «вопрос хидаята и далялята — полностью во власти человека. Это принадлежит ему, и Аллах направляет на прямой путь или вводит в заблуждение того, кто сам этого желает».
И эти две стороны стали предпринимать попытки доказать свои суждения, придавая неправильные значения словам, приводимым в аятах Корана. Например:
يُضِلُّ مَن يَشَآءُ وَيَهۡدِي مَن يَشَآءُ
«Он вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает» (35:8). Приводя данный аят, они попытались интерпретировать слово «يَشَآءُ» не как «кого пожелает», а как «кто сам того пожелает».
И, таким образом, тема «хидаят и далялят» продолжала оставаться закрытой, поскольку не рассматривалась и не понималась с шариатской точки зрения.
Дорогие братья! С позволения Аллаха, в данном выпуске мы подробно обсудим мафхум «хидаят и далялят», являющийся одной из идей исламской акыды.
Во-первых, если мы посмотрим на значение слов, то слово «хидаят» (هِدَايَةٌ) в лексическом смысле означает «найти правильный путь, указать путь, разъяснить путь и направить на него».
Например фраза, «هَدَاهُ لِلدِّينِ» означает «он показал ему религию», а «هَدَيْتُهُ الطَّرِيقَ» означает «я указал ему путь, я разъяснил ему путь».
Слово «далялят» (ضَلاَلَةٌ) является полной противоположностью слову «хидаят» и означает «отклониться, сбиться с пути». Таково его лексическое значение. Если мы посмотрим на шариатские значения этих слов, то слово «хидаят» означает «прийти к Исламу и уверовать в него», а слово «далялят» в шариатской терминологии означает «отклонение от Ислама».
Следующий хадис Посланника Аллаха ﷺ приводится в том же значении:
لاَ تَجْتَمِعُ أُمَّتِي عَلَى ضَلاَلَةٍ
«Моя Умма не объединится вокруг заблуждения», — то есть «мусульмане все, массово, не сойдутся вокруг позиции отдаления от Ислама».
Таковы шариатские значения слов «хидаят» и «далялят». То есть хидаят — это Ислам, исламские идеи и поступки. Далялят — это все религии, все акыды помимо Ислама и все неисламские идеи, хукмы и взгляды.
Итак, дорогие братья, в чём причина недоразумений по поводу «хидаята и далялята»? Почему некоторые мусульмане не понимают упомянутую в Книге Аллаха тему «хидаят и далялят»? В чём заключается непонимание в данном вопросе?
Давайте приступим, дорогие друзья. Суть вопроса — в следующем. В Коране имеются аяты, которые ясно приписывают хидаят и далялят Аллаху. Если взглянуть на эти аяты, то складывается впечатление, что хидаят и далялят исходят не от человека, а от Аллаха.
В других же аятах открыто говорится, что хидаят и далялят, то есть достижение прямого пути и заблуждения, относится только к человеку.
Из них следует, что хидаят и далялят исходят от человека. Именно это и сбивает многих с толку. Например, в аяте говорится следующее:
فَإِنَّ ٱللَّهَ يُضِلُّ مَن يَشَآءُ وَيَهۡدِي مَن يَشَآءُۖ
«Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведёт прямым путём того, кого пожелает» (35:8).
Существуют десятки аятов по этому поводу, где хидаят и далялят отчётливо приписывается Аллаху.
В других же аятах говорится следующее:
مَّنِ ٱهۡتَدَىٰ فَإِنَّمَا يَهۡتَدِي لِنَفۡسِهِۦۖ
«Кто следует прямым путём, тот поступает во благо себе...
وَمَن ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيۡهَاۚ
...А кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе» (17:15).
Для некоторых мусульман этот вопрос показался запутанным, поскольку подобные аяты не были поняты и восприняты в шариатском значении.
Следовательно, данные аяты следует понимать в шариатском значении. Другими словами, следует понимать и воспринимать установленные для них нормы Шариата. Только тогда будет обнаружено, что значение, подчёркиваемое словами «хидаят и далялят, приписываемый Аллаху», имеет иное значение, чем «хидаят и далялят, приписываемый человеку», и что суть первого из них отличается от сути, подчёркиваемой вторым.
Когда эти аяты, которые на первый взгляд кажутся противоположными друг другу, поставить рядом и попытаться понять их в ключе шариатского значения, становится очевидным, что значение одной части аятов отличается от значения, указанного в другой.
При таком рассмотрении шариатское значение раскрывается полностью. Поскольку в теме хидаята и далялята случаи, связанные с действиями Аллаха, отличаются от случаев, где присутствуют действия рабов.
То есть в отношении хидаята и далялята следует различать ситуации между собой. В отношении разных ситуаций были ниспосланы разные аяты.
Например, сотворение в каждом человеке хидаята и далялята, то есть способности находить истину и выбирать один из двух путей по собственному желанию, полностью относится к действию Аллаха. К примеру:
وَهَدَيۡنَٰهُ ٱلنَّجۡدَيۡنِ
В суре «Аль-Балад» говорится: «Мы указали ему на два пути» (90:10).
Другими словами, это означает: «Мы показали людям путь добра и зла», «Мы создали в человеке способность выбора между хидаятом и далялятом».
Если бы люди не были сотворены на основе этой способности, то как бы они вообще находили прямой путь?
А также именно Аллах указывает людям на хидаят и далялят через Божественное Откровение, книги и посланников.
Как бы люди могли находить правильный путь, если бы Всевышний Аллах не сообщил людям о хидаяте через божественные книги и через Своих посланников?
Помимо этих случаев, мои братья и сёстры, существует также тауфик (содействие) Всевышнего Аллаха в отношении рабов, то есть Аллах помогает им быть успешными в достижении хидаята.
Потому успех в достижении хидаята исходит от Аллаха. Это называется тауфиком от Аллаха.
Все те, кого можно охарактеризовать такими качествами, как грешный, жестокий, отрицающий, заблудший, преступающий меры, лживый, — это люди, обладающие качествами, противоречащими хидаяту.
Всевышний Аллах не позволит тем, кто обладает такими качествами, преуспеть в достижении хидаята.
Потому что помочь добиться успеха в хидаяте значит подготовить условия для достижения человеком прямого пути. Повторяю ещё раз, поскольку это важно. Помочь добиться успеха в хидаяте значит подготовить условия для достижения человеком прямого пути.
Для тех, у кого имеются перечисленные отрицательные качества, кто поступает подобным образом, имеются все условия для далялята, а не прямого пути.
Таким образом, дорогие братья, всё это, то есть «сотворение в человеке способности выбирать прямой путь и заблуждение; ниспослание божественных книг и пророков, которые показывают людям прямой путь и заблуждение; подготовка условий для хидаята и далялята в соответствии с качествами и поступками людей» — всё перечисленное относится к действиям, которые принадлежат Аллаху.
Поэтому, исходя из этого и согласно вышесказанному, во многих аятах хидаят и далялят отчётливо приписываются Аллаху.
Помимо действий Аллаха есть также поступки людей, по итогу которых люди по собственному выбору становятся на прямой путь или впадают в заблуждение. И эти поступки приписываются исключительно людям.
Рабы Аллаха будут подведены к отчёту и получат воздаяние или наказание в соответствии с их выбором и поступками, совершаемыми ими по своей доброй воле.
Другими словами, именно человек достигает хидаята или впадает в далялят; именно человек выбирает Ислам или куфр; именно человек проявляет покорность Аллаху или ослушается Его. И всё это происходит исключительно по собственной воле человека.
В отношении всех этих реальностей и положений имеются различные аяты. И в аятах Аллаха нет противоречия или путаницы. Люди сбиты с толку лишь потому, что не понимают сути смысла аятов.
К примеру, имеются аяты, которые напрямую приписывают хидаят и далялят Аллаху как действие Аллаха. Например:
قُلِ ٱللَّهُ يَهۡدِي لِلۡحَقِّۗ
«Скажи: «Аллах указывает путь к истине» (10:35),
وَلِتُكَبِّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَىٰكُمۡ
«Возвеличивайте Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь» (2:185).
А также в суре «Ад-Духа» Аллах говорит: «وَوَجَدَكَ ضَآلّٗا فَهَدَىٰ» — «Он нашёл тебя заблудшим и повёл прямым путём» (93:7).
В суре «Аль-Кахф» Аллах говорит: «Тот, кого Аллах ведёт прямым путём — следует прямым путём. Тому же, кого Он вводит в заблуждение — ты не найдёшь ни покровителя, ни наставника» (18:17).
Таким образом, десятки подобных аятов отчётливо приписывают хидаят и далялят Аллаху, потому что Он — Творец двух путей; Сотворивший в нас способность выбирать между ними; Тот, Кто даёт информацию людям через Откровение и Способствующий людям добиваться успеха в достижении хидаята.
Опять же, во многих аятах Божественные Книги, ниспосланные Аллахом, и посланники упоминаются в качестве хидаята. Например, в первых аятах суры «Аль-Бакара» говорится:
الٓمٓ ١ ذَٰلِكَ ٱلۡكِتَٰبُ لَا رَيۡبَۛ فِيهِۛ هُدٗى لِّلۡمُتَّقِينَ
«Это Писание, в котором нет сомнения, является хидаятом для богобоязненных» (2:1,2). То есть «хидаятом» тут выступает Коран, ниспосланный Божественным Откровением.
Кроме того, есть ряд других аятов, которые приписывают Аллаху хидаят с точки зрения того, что Аллах делает успешным и подготавливает условия для хидаята.
Например, в суре «Ас-Сафф» Аллах говорит: «وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلۡفَٰسِقِينَ» — «Аллах не ведёт прямым путём людей нечестивых» (61:5). А далее говорит: «وَٱللَّهُ لَا يَهۡدِي ٱلۡقَوۡمَ ٱلظَّٰلِمِينَ» — «Аллах не ведёт прямым путём людей несправедливых» (61:7).
А также в суре «Ан-Нахль» Аллах говорит: «Как бы ты ни хотел наставить их на прямой путь, Аллах не наставляет на прямой путь тех, кто впал в заблуждение» (16:37).
И снова в суре «Гафир» Аллах говорит: «Воистину, Аллах не ведёт прямым путём того, кто расточительствует и лжёт» (40:28).
Эти аяты, мои братья, выражают то, что Аллах не направит их на прямой путь. Поскольку направлять, облегчать и подготавливать условия и причины для хидаята — всё это исходит от Аллаха. Грешный, жестокий, неверующий, преступающий меры, лживый — это те, кто имеет качества, противоречащие хидаяту (прямому пути). Всевышний Аллах не направит на прямой путь тех, у кого имеются эти качества.
Кроме того, в суре «Аль-Фатиха» говорится: «ٱهۡدِنَا ٱلصِّرَٰطَ ٱلۡمُسۡتَقِيمَ» — «Веди нас прямым путём» (1:6); или в суре «Сад»: «وَٱهۡدِنَآ إِلَىٰ سَوَآءِ ٱلصِّرَٰطِ» — «Укажи нам на верный путь» (38:22). Подобные аяты означают: «Сделай так, чтобы мы смогли найти истину, сделай нас успешными в этом, то есть облегчи нам условия достижения хидаята».
И наш Господь сообщает, что мы, Его рабы, должны таким образом молиться, взывать и просить Аллаха облегчить нам условия для обретения успеха в достижении хидаята. Дорогие братья и сёстры! Вот в чём заключается суть аятов, которые приписывают хидаят и далялят Аллаху.
Это сами люди достигают прямого пути и сбиваются с прямого пути. И поэтому в десятках других аятов наш Господь приписывает хидаят и далялят непосредственно Своим рабам.
Например:
فَمَنِ ٱهۡتَدَىٰ فَلِنَفۡسِهِۦۖ
«Тот, кто последовал прямым путём, поступил во благо себе» (39:41),
لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا ٱهۡتَدَيۡتُمۡۚ
«Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (5:105).
А также:
«Кто сменил веру на неверие, тот уже сбился с прямого пути» (2:108),
«Кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (4:136).
Также, к примеру: «Если они обратятся в Ислам, то последуют прямым путём. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача Откровения» (3:20).
А также аят, который заканчивается фразой: «وَأُوْلَٰٓئِكَ هُمُ ٱلۡمُهۡتَدُونَ» — «Они следуют прямым путём» (2:157), — а также десятки других аятов приписывают хидаят и далялят к заслугам человека.
Кроме них, есть также аяты, приписывающие далялят к заслугам шайтанов и определённых людей. К примеру, в суре «Фуссылят».
В этой суре говорится: «Господь наш! Покажи нам тех джиннов и людей, которые ввели нас в заблуждение» (41:29).
Также в суре «Ан-Ниса» Аллах говорит: «وَيُرِيدُ ٱلشَّيۡطَٰنُ أَن يُضِلَّهُمۡ» — «Дьявол желает ввести их в заблуждение» (4:60).
А также в суре «Таха» Аллах говорит: «وَأَضَلَّهُمُ ٱلسَّامِرِيُّ» — «Самаритянин ввёл их в заблуждение» (20:85).
Вот что подразумевают подобные аяты. Другими словами, они отчётливо указывают и сообщают, что достижение хидаята и впадение в далялят напрямую относятся к поступкам человека, что человек сам впадает в заблуждение и может тянуть туда другого и что даже шайтан вводит в заблуждение.
То есть эти и подобные им аяты ясно сообщают, что человек сам встаёт на прямой путь и впадает в заблуждение, что он даже ведёт за собой в заблуждение других или играет важную роль в следовании других прямому пути.
Итак, дорогие братья и сёстры! Как видно из всех приведённых примеров и аятов, ситуации и указания аятов, которые приписывают хидаят и далялят Аллаху, отличаются от ситуаций и указаний аятов, которые приписывают хидаят и далялят человеку.
Некоторые аяты приписывают хидаят и далялят Аллаху, потому что Он — Творец двух путей; Сотворивший в нас способность выбирать между ними; Тот, Кто даёт информацию людям через Откровение и Способствующий людям добиваться успеха в достижении хидаята.
Другие же аяты приписывают хидаят и далялят человеку, потому что человек сам по собственному желанию выбирает: следовать по прямому пути или впасть в заблуждение; покориться Аллаху или выступить против Его воли, за что в итоге и получает вознаграждение или наказание. Такова суть и реальность хидаята и далялята, дорогие братья. Следовательно, достижение хидаята или далялята являются действиями непосредственно самого раба.
Однако, дорогие братья и сёстры, вместе с этим имеются также аяты, в которых хидаят и далялят упоминаются наряду с волей Аллаха, то есть Его желанием. Например: «يُضِلُّ مَن يَشَآءُ وَيَهۡدِي مَن يَشَآءُۚ» — «Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведёт прямым путём, кого пожелает» (16:93;35:8). Имеются десятки аятов, приписывающих хидаят и далялят к воле и желанию Аллаха.
Слово «يَشَآءُ» в этих аятах означает «хотеть, желать». Следовательно, этот аят означает, что никто не встанет на прямой путь и не впадёт в заблуждение вопреки Аллаху, а напротив, кто встал на прямой путь — сделал это по воле Аллаха, и тот, кто впал в заблуждение — сбился с прямого по воле Всевышнего Аллаха.
Тут, дорогие братья, необходимо сделать разъяснение касательно «воли Аллаха». Потому что тут имеется путаница и неясность.
То есть, как мы упоминали в прошлом выпуске, посвящённом вопросу када ва кадар, одной из самых больших ошибок учёных каляма было сравнение и сопоставление атрибутов Аллаха с людьми. То есть они раскрывали свойственное человеку качество, а затем приписывали его Аллаху.
Например, они судили так: «У человека есть сила воли. Что это значит? Сила воли означает, что человек делает то, что ему нравится, с чем он согласен и что он хочет; и не делает то, что ему не нравится, с чем он не согласен и чего он не желает». Затем они приписывали данное человеческое качество, пределы которого они определили, Аллаху из-за того, что у Аллаха имеется атрибут Воли.
Затем они строили свои неуместные суждения об этом приписанном Аллаху и ограниченном их размышлениями атрибуте Воли. То же самое происходило и с другими атрибутами Аллаха. Например, они говорили, что «Знание — это качество, присущее людям. Знание — это иметь информацию. Чтобы что-то узнать, необходимо, чтобы это что-то возникло. А если нет предмета, то и знаний быть не может».
Точно так же Аллах — Знающий. Был ли Аллах Знающим до сотворения Вселенной, то есть когда не было ничего, кроме Аллаха, поскольку, как они говорили, не было ничего, о чём можно было знать? Таким образом они поднимали на обсуждение подобные нелепости и выставляли свои выводы об этом перед людьми как истину.
Однако атрибуты Аллаха отличаются от качеств людей. Следовательно, касательно атрибутов Аллаха нужно довольствоваться лишь тем, что сообщено в шариатских текстах, и не углубляться дальше, потому что человек не в силах охватить Аллаха и Его атрибуты. Спорить об атрибутах Аллаха — всё равно, что спорить о Его сущности. Следовательно, это недопустимо и невозможно.
Что касается такого атрибута Аллаха, как Воля, то это означает, что «Ничего не может быть с Аллахом против Его Воли и ничто не может вынудить Аллаха». И на этом следует остановиться.
Обсуждения и суждения над такими вопросами, как «Интересно, а как происходит желание Аллаха? Каким образом Аллах желает? Какая связь существует между Волей Аллаха и собственной волей рабов?», никоим образом не имеют отношения к размышлению или знаниям. Это попросту вздор воображения и заблуждения.
По этой причине, дорогие братья и сёстры, необходимо ограничиваться лишь тем, что приведено в шариатских текстах, поскольку атрибуты Аллаха находятся за пределами чувств человека. Размышления на эти темы неуместны.
Следовательно, аяты по типу «Аллах ведёт прямым путём, кого пожелает, и оставляет в заблуждении, кого пожелает» означают, что тот, кто встал на прямой путь, сделал это с позволения Аллаха, поскольку никто не сможет сделать этого вопреки Аллаху и Его Воле.
Точно так же человек, который выбирает далялят, не может сделать этого вопреки Аллаху. Это означает, что в этом непременно было позволение Аллаха. Более того, люди во всех своих поступках и действиях, а не только в выборе хидаята и далялята, поступают с позволения и воли Аллаха. Данные аяты говорят об этом, и на этом следует остановиться.
Следовательно, рассуждать по типу: «Если Аллах пожелает, чтобы человек встал на прямой путь, то он обязательно встанет не него, даже против своей воли; или если Аллах захочет, чтобы кто-то остался в заблуждении, то он не встанет на прямой путь, даже если этот человек будет стараться встать на прямой путь», — является огромной ошибкой и вздором об атрибуте Аллаха, который нам никак не познать.
Правильное и здравое понимание заключается в следующем: «Человек не может встать на прямой путь или впасть в заблуждение против воли Аллаха, то есть вне воли Аллаха, вопреки Аллаху». Я надеюсь, что мне удалось прояснить разницу. А также, дорогие братья, имеются аяты на тему хидаята и далялята, которые говорят, что некоторые люди не смогут встать на прямой путь.
Эти аяты делятся на две категории. Первые — это аяты, которые рассказывают о некоторых людях, живших в прошлом, и утверждают, что они не встанут на прямой путь.
Вторые — это аяты, в которых сообщается, что некоторые люди с определёнными качествами не смогут встать на прямой путь, пока они будут обладать этими качествами.
К первой части относятся такие аяты Всевышнего Аллаха:
«Нуху (Ною) было внушено в Откровении: «Никто из твоего народа больше не уверует, кроме тех, которые уже уверовали» (11:36).
А также в суре «Аль-Бакара» говорится: «Неверующим безразлично, предостерёг ты их или не предостерёг. Они всё равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — покрывало. Им уготованы великие мучения» (2:6,7).
В подобных аятах говорится, что Аллах сообщал Своим пророкам, что некоторые люди никогда не уверуют. Такого рода информацию знает один лишь Аллах.
Из данных аятов не следует понимать, что заранее было определено, чтобы одна часть людей уверовала, а другая — нет. Напротив, в каждого человека заложена способность верить и следовать прямому пути.
На Посланнике Аллаха ﷺ и всех носителях призыва, следующих его ﷺ пути, лежит обязанность призывать к вере всех людей. Мусульманину не дозволено впадать в отчаяние в чьей-либо безнадёжности уверовать. То, что Аллаху ведомо, что кто-то не уверует, и то, что Аллах сообщает об этом — относится к извечному всезнанию Аллаха, а Его знание охватывает всё.
И нам не позволено судить или рассуждать о том, что Аллах нам не сообщал.
Что же касается второй части, это аяты, которые я приводил ранее. Например, сюда относятся следующие слова Всевышнего Аллаха:
إِنَّ ٱللَّهَ لَا يَهۡدِي مَنۡ هُوَ مُسۡرِفٞ كَذَّابٞ
«Воистину, Аллах не ведёт прямым путём того, кто излишествует и лжёт» (40:28).
Либо аяты, где присутствуют фразы: «Аллах не ведёт прямым путём фасыков» (5:108; 9:24; 9:80; 61:5; 63:6), — а также: «...не ведёт прямым путём залимов» (2:258; 3:86; 5:51; 6:144; 9:19; 9:109; 28:50; 46:10; 61:7; 62:5).
Как я уже говорил, дорогие братья, в этом и подобных аятах упоминаются определённые качества людей. И люди, обладающие этими качествами, а именно: лжецы, те, кто постоянно грешит и поступает неправильно, те, кто тратит своё имущество, чтобы сбивать с пути Аллаха — не смогут встать на прямой путь, пока продолжают обладать данными качествами и продолжают совершать эти плохие дела.
Когда они оставят их, тогда такие люди могут встать на прямой путь, потому что всё перечисленное противоречит хидаяту. В этом и заключается смысл аятов. А вовсе не значит, что «есть люди, которые неспособны встать на прямой путь». Потому что любой человек может встать на прямой путь, и каждый может впасть в заблуждение.
Нет места такому суждению, как «Имеются люди, которых нельзя наставить на прямой путь, или есть люди, которые ну никак не смогут впасть в заблуждение». Существуют лишь определённые качества и поступки человека, которые препятствуют достижению условиям прямого пути, который сотворил и облегчил Аллах.
Следовательно, даже если человек живёт в доме пророка, он всё равно может сбиться с пути. А если он живёт в доме яростного неверующего и тагута, он может встать на прямой путь.
Наш Господь сообщает нам в суре «Ат-Тахрим», что две женщины впали в заблуждение из-за того, что они отвернулись и предали призыв своих супругов, вопреки тому, что их мужьями были Нух (а.с.) и Лут (а.с.), что они жили в доме пророков.
С другой стороны, Аллах поведал нам о жене Фараона, которая встала на прямой путь и заслужила Рай, хотя она была замужем за таким неверующим и тагутом, как Фараон.
ضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلٗا لِّلَّذِينَ كَفَرُواْ ٱمۡرَأَتَ نُوحٖ وَٱمۡرَأَتَ لُوطٖۖ
«Аллах привёл в качестве примера о неверующих жену Нуха (Ноя) и жену Лута (Лота)…»,
كَانَتَا تَحۡتَ عَبۡدَيۡنِ مِنۡ عِبَادِنَا صَٰلِحَيۡنِ
«…Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов...», — то есть замужем за двумя пророками.
فَخَانَتَاهُمَا
«…Они предали своих мужей-пророков». То есть они предали принесённый их мужьями тавхид, их призыв.
فَلَمۡ يُغۡنِيَا عَنۡهُمَا مِنَ ٱللَّهِ شَيۡٔٗا
«…и те два пророка не спасли их от Аллаха…».
«И этим женщинам было сказано: «Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит туда» (66:10).
Другими словами, даже если они и были жёнами пророков, их мужья не могли помочь им, и они не смогли встать на прямой путь и остались в заблуждении, поскольку отрицали то, что нисходит от Аллаха, и предали Аллаха и Его религию.
وَضَرَبَ ٱللَّهُ مَثَلٗا لِّلَّذِينَ ءَامَنُواْ ٱمۡرَأَتَ فِرۡعَوۡنَ
«А в качестве примера о верующих Аллах привёл жену Фараона…».
«…Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (66:11).
Она же, живя под одной крышей в браке с таким страшным человеком, как Фараон, прислушалась к хидаяту. Она уберегла себя от куфра и дурных поступков, и не только встала на прямой путь, но стала одной из госпожей Рая.
Дорогие братья! В этом и заключается мафхум «хидаята и далялята».
Аяты, которые приписывают хидаят и далялят Аллаху, сообщают людям, что хидаят и далялят сотворены Аллахом, их поиск и выбор вложены в нас, Аллах сообщает нам о них через Своё Откровение и Аллах способствует нам успешно встать на прямой путь, то есть Аллах уготовил для нас условия хидаята.
Аяты, которые приписывают хидаят и далялят рабу, сообщают, что выбор между двумя путями — это поступок непосредственно самого человека, подчинение или ослушание Аллаху — это результат его свободной воли, и вознаграждение или наказание он получит в зависимости от своего выбора. Вот и вся суть хидаята и далялята.
Мафхум «хидаят и далялят» — является одним из самых важных идей, связанных с акыдой Ислама.
Чрезвычайно важно понимать эту идею и концепцию кристальным и ясным образом, чтобы сохраниться от водоворота философии и каляма и уверовать в принципы Ислама, ниспосланные Аллахом.
В противном случае головы будут сбиты с толку, а разум затуманен. И сердца никогда не обретут покоя.
Да сделает нас Аллах теми, чьи сердца умиротворены за счёт веры.
Да защитит нас Аллах от далялята и заблуждения. Просим Аллаха направить нас на верный путь и сделать нас теми, кто всегда находит истину.
И просим облегчить нам причины хидаята. Аминь! Аллахумма, аминь!
Дорогие братья, мы подошли к концу очередной видеолекции.
Завершая свои слова, прошу Аллаха беречь вас всех. До новой встречи на следующей неделе для рассмотрения очередного мафхума.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
بسم الله الرحمن الرحيم
Вопрос: Иорданию захлестнула волна высоких цен, затронувшая основные продукты питания, такие как птица, масло, красное мясо и прочие товары.
«Ложь коротка, какой бы длины она ни была», — пословица соответствует Эрдогану, который всегда использовал Ислам и обманывал людей исламскими лозунгами в попытке продвинуть себя как потомка завоевателей, внука османов.
Российское вторжение в Украину продолжается вот уже на протяжении трёх месяцев. Имеется необходимость в том, чтобы прояснить текущие позиции сторон в этом конфликте для лучшего понимания того, что происходит.
Вопрос: В связи со вторжением России в Украину Финляндия и Швеция 18 мая 2022 года официально подали заявки на вступление в НАТО в штаб-квартире Альянса в Брюсселе.
Метод Хизб ут-Тахрир в установлении государства не является умственным заключением. Напротив, метод установления Халифата определён Шариатом.
Министр внутренней безопасности еврейского образования утвердил маршрут проведения «марша флагов», который запланирован 29 мая 2022 года в Иерусалиме. По сообщениям СМИ, марш остаётся прошлогодним, начиная с Дамасских ворот в сторону старого города до стены Бурак (стена Плача).
https://hizb.org.ua/video/redirects/10295
Цикл лекций об актуальных вопросах
Политика
Лекция шестьдесят седьмая
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Понедельник, 13 Раби уль-авваль 1438 г.х./12 декабря 2016 г.
(00:00-01:45) БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
О Аллах, обучи нас тому, что принесёт нам пользу, и позволь нам извлечь пользу из услышанного! Прибавь нам знания и сделай нас руководителями и идущими правильным путём! О Аллах, сделай нас праведными людьми!
Мы приветствуем следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир исламским приветствием! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему мусульман. Эта проблема озадачивает абсолютно всех мусульман, как правителя, так и тех, кем он правит, несмотря на различие их положения в обществе. Данная проблема касается таких вопросов, как: что такое политика, кто такой политик и как происходит понимание политических событий? Понимание этих вещей должно быть провизией для всех мусульман. Такое понимание подобно хлебу, без которого люди не могут обойтись. Оно должно быть провизией как для знающих, так и для обучающихся, а также должно быть провизией правителя и тех людей, которыми он правит. Этот вопрос имеет очень важное значение. Почему? Да потому, что мы видим, как мусульмане отвернулись от политики, считая её чем-то испорченным, обманом и отклонением от правильности. Они вручили это дело человеку, которого посчитали подходящим для такого — для занятия испорченными делами. Что касается богобоязненного человека, то они посчитали, что ему не подобает заниматься политикой. Так мусульмане отошли от политики, политического осмысления происходящего и анализа происходящих событий, поэтому они стали инструментом в руках всякого нечестивца.
(01:48-03:21) Политика — это забота о делах людей. Все знают, что слово «политика» (сияса) взято из такой фразы, как «сиясат уль-хайль» (управление лошадью). Кто заботится о лошади, тренирует её, обучает искусству войны, обучает её тому, как наступать и отступать, тот считается управляющим этой лошадью. Так правитель заботится о делах Уммы и прививает ей принципы, ценности и нравственность. Политика — это забота о делах людей и реализация интересов Уммы как внутри государства, так и за его пределами. Правителем является тот, кто заботится о делах людей. Он — не сборщик налогов и не занимает положение, благодаря которому он должен наживаться. Он управляет делами Уммы и заботится о ней. Он заботится не только о праведных людях, но и о порочных. Он желает исправить порочных людей. Пусть Аллах будет доволен Умаром ибн Абдуль-Азизом! После того, как ему была дана присяга на Халифат, он сказал: «Приняв на себя власть над Уммой Мухаммада ﷺ, я посмотрел на того, кто беден и голоден, на того, кто болен и потерян, на того, кто имеет много детей и мало средств, и на того, кто пленён, угнетён и обижен. Я понял, что Аллах спросит с меня за этих людей!». Итак, правитель несёт ответственность за всех людей. Такая политика не должна оставаться лишь на словах и содержаться только в книгах. Мусульмане, находясь на разных уровнях, должны целиком и полностью претворять такую политику.
(03:22-04:51) Кто же является политиком? Политиком является тот человек, который следит за событиями, анализирует их и полностью понимает суть происходящего. Он — тот человек, который имеет взгляд на жизнь, т.е. он пользуется определённым критерием для оценки происходящих событий. Такой политик даёт оценку событиям после того, как следит за ними, понимает их суть, проанализирует их и сопоставляет. Его оценка происходящего не является академической. Он даёт оценку событиям, желая тем самым проявить заботу о делах людей. Значит, от политика в первую очередь требуется следить за событиями. Затем он сравнивает, анализирует происходящее и приобретает понимание этих событий. Он — не журналист, а тот, кто следит за событиями. Он — не просто тот человек, который комментирует некое событие, а ещё является тем, кто анализирует это событие и понимает его. Также он должен высказать своё мнение по этому событию, чтобы проявить заботу о делах людей на основе своего мнения. И так как мы являемся мусульманами, такая оценка должна основываться на исламской акыде, на критериях и законах Шариата, исходящих из этой акыды. Вот такой человек и является политиком.
(04:52-06:30) Мнению человека, который следил за событиями, анализировал их, понял суть этих событий и дал оценку им с исламской точки зрения, придаётся огромное значение, хотя посторонние люди могут видеть высказанное им мнение незначительным. Но почему тогда правители арестовывают сынов мусульман лишь из-за слова, сказанного в мечети или в местах собрания?! На самом деле, правители не желают, чтобы кто-то оказывал влияние на их политику и на то, как они управляют людьми. Политик — это всякий человек, следящий за событием, влияя через него на правителя и на его политику. Такой человек относится к политическим кругам. Под словами «политические круги» имеются в виду люди, которые влияют на политические события, невзирая на то, находятся они у власти или нет. Поэтому те круги, которые находятся у власти и занимаются вопросами правления, относятся к кругу правителя. В Исламе их прозвали приближёнными правителя (битанат уль-хаким). Круг правителя — это его приближённые, которые участвуют во власти, в управлении различными делами.
(06:31-08:04) Те мусульмане, которые жаждут изменения нынешней реальности и хотят, чтобы Ислам и его круги пришли к власти, не должны пренебрегать происходящими событиями и тем, что совершают правители внутри государства. Также они должны быть внимательны к тем отношениям, которые выстраивают эти правители с другими государствами. Эти мусульмане должны следить за событиями, анализировать их и предоставлять своё мнение по этому поводу. На основании этого мнения должна происходить забота о делах людей и сохранение их интересов, дабы Умма поняла, что эти мусульмане превосходят тех, кто находится у власти. Такую заботу необходимо проявлять, дабы Умма поняла, что эти мусульмане более искренни по отношению к ней, чем их правители, и больше них заботятся о её интересах.
Итак, мы сказали о политических кругах, которые находятся у власти, и тех, кто находится вне власти.
Но чтобы понимать политические события, нужно помнить о следующих моментах. Помимо того, что политик, как мы сказали, должен следить за событиями и понимать их, он также должен быть сведущ во многих вещах.
Во-первых, он должен понимать существующие в мире идеологии. Он должен понимать те идеологии, которые претворяются на сегодняшний день. Также он должен понимать природу тех идеологий, ради которых люди трудятся, чтобы те претворились в жизнь. Он должен знать, что представляют собой все эти идеологии.
(08:06-09:46) Во-вторых, политик должен понимать международное положение. Т.е. он должен знать государства, которые прочерчивают и совершают политические действия в международных отношениях. Из чего состоит и формируется международное положение? Смотря на мусульманские страны или в целом на весь мир, можно увидеть того, кто управляет международным положением, а также управляет всеми событиями, происходящими в мире. Америка считает, что события, происходящие в Шаме, относятся к её национальной безопасности. Если американца заботит происходящее в Шаме, то тем более это должно заботить сыновей Уммы. Ведь забота о происходящем в Шаме не относится к рекомендуемым делам. Аллах обязал мусульман заботиться о том, что происходит в Шаме. Итак, необходимо иметь понимание международного положения. Государства, которые управляют событиями, в большинстве своём являются теми государствами, которые имеют возможность наложить вето на все решения и волю народов. К примеру, если все государства соберутся в ООН и Совете Безопасности и отдадут голос в пользу какой-либо резолюции, то одно государство, которое пользуется правом накладывать вето, может наложить его и отменить эту резолюцию. Так какую ценность тогда имеют десятки и сотни государств перед лишь одним вето, которое накладывает Америка, Россия, Франция или Британия?! Международную позицию определяют сверхдержавы, являющиеся независимыми государствами, которые самостоятельно принимают решения и пользуются правом вето.
(09:46-10:59) Есть государства, которые хотят реализовать интересы для своих народов как внутри государства, так и за его пределами. Но эти государства считают, что их интересы во внешней политике не могут реализоваться без того, чтобы не следовать политике сверхдержав. Эти государства называются государствами, которые вращаются в орбите сверхдержав.
Есть также государства, в которых все занимаемые посты и госаппараты представляют одного человека. Этим человеком является правитель. Правитель в этом государстве полностью влияет на государство и на все его аппараты и учреждения, такие как армия, министерства и т.д. Если этот правитель станет зависимой фигурой от какой-либо сверхдержавы, то он сделает так, что государство, правителем которого он является, станет прислуживать интересам этой сверхдержавы — как во внутренней, так и во внешней политике. Такое государство считается марионеточным государством.
Рассматривая марионеточные государства, мы обнаруживаем, что большинство государств в мусульманских странах являются таковыми. Они не принимают самостоятельных решений — как во внутренней, так и во внешней политике. Когда же интересы сверхдержав противоречат интересам их государств и народов, то они реализуют интересы сверхдержав за счёт интересов собственных народов.
(10:59-12:02) Значит, необходимо знать те государства, которые самостоятельно принимают решения и влияют на другие страны. Необходимо знать лидирующее государство и то государство, которое с ним соперничает. Также необходимо знать государства, которые вращаются в орбите сверхдержав. Ещё нужно знать марионеточные государства, которые внутри своей территории без приказа сверхдержав, имеющих на них влияние, самостоятельно не произнесут и слова. У нас этому имеется много подтверждений. Мы видим, что различные посольства в мусульманских странах совершают определённые действия, из-за чего создаётся впечатление, будто правителя в этом государстве не существует. Т.е. послы в этих государствах являются реальными правителями, делая то, что пожелают. Они связываются с военным командованием, руководителями низовых организаций и клановыми лидерами. Они везде имеют связи и проникают в политические круги. Где же правители этих государств? Правители этих государств — агенты, и решений они не принимают, т.к. следуют политике сверхдержав.
(12:02-13:13) В-третьих, мы должны понимать суть борьбы, которая происходит между государствами. Если эта борьба происходит между идеологиями, то такая борьба для сторонников этих идеологий будет вопросом жизни и смерти. К такой идеологической борьбе относится борьба капитализма с социализмом или борьба Ислама с капитализмом. Капитализм не согласится с существованием на земле социализма, так же и социализм не согласится с существованием капитализма. Мусульмане в эти дни должны понять, что их борьба со всеми государствами относится к идеологической и судьбоносной борьбе. Государства, с которыми борются мусульмане, подобны друг другу в неверии! С ними не может быть точек соприкосновения — ни в начале движения Ислама, ни в середине, ни в конце. Интересы Ислама не могут пересекаться с интересами этих государств. Если мы этого не поймём, то мы будем невеждами, простофилями и поверхностно мыслящими людьми. В таком случае мы станем орудием в руках других, реализовывая их интересы. Так мы станем сражаться вместо них и тратить своё имущество и богатство ради войн неверных, которые они ведут против мусульман. Следовательно, необходимо понимать саму суть войн и конфликтов.
(13:13-14:21) Также есть небольшое замечание. Нам нужно напомнить о нём. Это замечание кроется в необходимости понимания событий, где бы они ни происходили, и обстоятельств, связанных с этими событиями. К примеру, произошедшая революция в Египте возникла в стране, где присутствует американское влияние, поэтому неправильно будет говорить, что за этой революцией стоит Америка. Нет такого государства, которое совершает революцию против самого себя. Также неправильно говорить, что за революцией в Йемене стоят англичане, т.к. они не будут совершать революцию против самих себя, открывая тем самым возможность для Америки вмешиваться и соперничать с ней в этом регионе.
На этой встрече мы вкратце хотели рассказать об этих упомянутых нами положениях. Мы хотели рассказать о том, как нужно понимать политические события.
Мы просим Всевышнего Аллаха даровать нам проницательность! Мы просим Его сделать так, чтобы мы заслужили то великое дело, которое Он приготовил для нас, дабы мы смогли вновь стать руководителями мира! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
На арабском https://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html
С момента образования Пакистана в стране продолжается пренебрежительное отношение к вопросу образования, в результате чего десятки миллионов наших братьев и сестёр были лишены права на образование, которое ранее было гарантировано Исламом.