02
Чт, мая

Всё, что запрещено использовать людям, запрещено и продавать

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

От Abo Alwaled Alghutani

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху.

Пусть Аллах защитит Вас, дорогой шейх, пусть Аллах посредством Вас и Ваших знаний дарует Умме пользу!

Мне предложили работу торгового представителя в компании, которая занимается продажей косметической и парфюмерной продукции, при этом некоторые из товаров компании содержат различное процентное содержание спирта. Например, одеколон содержит большое количество этилового спирта, другая продукция уже содержит этиловый, метиловый и изопропиловый спирты.

У меня возникают вопросы: могу ли я быть торговым представителем данной компании? Дозволено ли мне работать в этой компании на административной должности, а не в сфере продаж?

Пусть Аллах воздаст Вам благом!

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Я как понимаю, Вы спрашиваете о работе в компаниях, которые образованы на правильной основе по Шариату, но никак не о тех, которые считаются недействительными (батыль). Ответ на Ваш вопрос — следующий:

1. Хукм о работе торговым представителем в компании, которая продаёт товары, содержащие в себе запрещённые (мухаррам) вещи, как, например, духи, одеколон, косметика, в которых содержится этиловый спирт, будет следующим:

Мы изучили данный аспект и изложили его в своих материалах, где ясно сказали, что такая работа — харам. В книге «Исламская личность», 2 том, в теме «Всё, чем нельзя пользоваться людям, нельзя и продавать» мы писали: «Есть вещи, которые Аллах запретил употреблять в пищу, например, мертвечину; есть вещи, которые Аллах запретил пить, например, спиртное; есть вещи, которые Аллах запретил использовать, например, идолы; есть вещи, которые Аллах запретил приобретать, например, статуи; есть вещи, которые Аллах запретил создавать, например, изображение живых существ. Касательно запретности этих вещей приводятся шариатские тексты в виде аятов и хадисов. Таким образом, все вещи, которые Аллах запретил употреблять, пить и т.д., запрещено и продавать, ведь прибыль от них запретна. Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, который слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

إِنَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ حَرَّمَ بَيْعَ الْخَمْرِ وَالْمَيْتَةِ وَالْخِنْزِيرِ وَالْأَصْنَامِ فَقِيلَ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ شُحُومَ الْمَيْتَةِ فَإِنَّهَا يُطْلَى بِهَا السُّفُنُ وَيُدْهَنُ بِهَا الْجُلُودُ وَيَسْتَصْبِحُ بِهَا النَّاسُ فَقَالَ لَا هُوَ حَرَامٌ ثُمَّ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ ذَلِكَ قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ إِنَّ اللَّهَ لَمَّا حَرَّمَ شُحُومَهَا جَمَلُوهُ ثُمَّ بَاعُوهُ فَأَكَلُوا ثَمَنَهُ

«Аллах и Его Посланник запретили продавать хамр (вино), мертвечину, свинину и идолов!». (Его) спросили: «О Посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире мёртвых животных, которым покрываются (борта и днища) кораблей и смазываются кожи и который используется для освещения?», — на что он ﷺ сказал: «Нет, это харам!», — а затем добавил: «Да поразит Аллах иудеев! Поистине, когда Аллах запретил им использовать жир [животных], они стали перетапливать его и продавать, пожирая полученные деньги» (Бухари). Передаётся от Ибн Аббаса, что Пророк ﷺ сказал:

قَاتَلَ اللَّهُ الْيَهُودَ ثَلَاثًا إِنَّ اللَّهَ حَرَّمَ عَلَيْهِمُ الشُّحُومَ فَبَاعُوهَا وَأَكَلُوا أَثْمَانَهَا وَإِنَّ اللَّهَ إِذَا حَرَّمَ عَلَى قَوْمٍ أَكْلَ شَيْءٍ حَرَّمَ عَلَيْهِمْ ثَمَنَهُ

«Да проклянёт Аллах иудеев (и повторил это трижды)! Поистине, Аллах запретил им употреблять жир [животных], и тогда они стали продавать его и поедать полученные за него деньги, а ведь если Аллах запрещает людям есть что-то, то это означает, что Он запретил им и продавать его» (Бухари)» (конец цитаты).

Таким образом, работа в сфере продаж в данной компании и ей подобных запрещена (харам).

2. Что касается работы на административной должности в компании, чей бизнес включает в себя продажу ряда запрещённых (мухаррам) вещей, то следует рассмотреть следующие аспекты:

— Если административная должность напрямую связана с продажей запрещённых вещей, например, обработка заказов, связанных с такой запретной продажей, и т.п., то такая административная должность запрещена, поскольку она напрямую связана с запрещённой работой в виде продажи запрещённого.

— Если административная должность не связана с продажей запрещённых вещей, как, например, Вы не обрабатываете подобные заказы и т.п. вещи, то такая должность не будет запретной, даже если выявляется, что часть товаров компании связана с продажей запрещённых вещей. Причина этого заключается в том, что в этом случае Вы не совершаете запрещённого действия.

Однако стоит отметить, что забота человека о своей религии заключается не только в том, чтобы воздерживаться от харама, но даже и в том, чтобы воздержаться от некоторых мубахов из-за опасений, что рядом с ними находится что-то из харама. Ведь сподвижники Посланника ﷺ держались подальше от некоторых мубахов, опасаясь, что они приблизят их к хараму. Передаётся от Посланника Аллаха ﷺ:

لَا يَبْلُغُ العَبْدُ أَنْ يَكُونَ مِنَ المُتَّقِينَ حَتَّى يَدَعَ مَا لَا بَأْسَ بِهِ حَذَرًا لِمَا بِهِ البَأْسُ

«Раб не достигнет степени богобоязненных, пока не воздержится от того, в чём нет ничего зазорного, опасаясь того, в чём есть что-то зазорное» (ат-Тирмизи, сказав: «Хасан хадис»). Ат-Тирмизи также привёл хасан сахих хадис от аль-Хасана ибн Али:

دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُكَ

«Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, и возьми то, что не вызывает его». Поэтому будет лучше для спрашивающего и его религии держаться подальше от работы в подобных компаниях и искать ту работу, где он сможет заработать чистые средства к существованию. И не нужно отчаиваться, ведь Аллах даёт выход богобоязненным:

وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا ٢‏ وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ ۚ وَمَن يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ ۚ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2,3).

Я надеюсь, что этот ответ будет исчерпывающим, но Аллаху более известно!

 

23 Шавваля 1443 г.х.
23.05.2022 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню