Визири и Валии 2 часть. Госаппараты Халифата, 10 урок
Под сенью книги «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)»: Визири и Валии (2). 10 урок. Рамадан, 1435 год по хиджре.
https://hizb.org.ua/video/redirects/825
Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Уважаемые братья и все, кто следит за выпусками медиа-офиса Хизб ут-Тахрир, я приветствую вас традиционным мусульманским приветствием: ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! – мир вам, милость Аллаха и Его благословение.
Я приветствую ещё раз от вашего имени нашего дорогого брата, Устаза Ахмада Абу Къаддума. Добро пожаловать, брат! Мы продолжим урок по книге «Госаппараты Халифата (в правлении и администрации)», и сегодня мы поговорим о визирях ат-танфиз (муавин ат-танфиз). Прежде чем начать, скажите, какая разница, практическая, между вазир ат-тафвид и вазир ат-танфиз?
Аль-Устаз Ахмад Абу Къаддум: Бисмилляхи р-рахмани р-рахим! Хвала Аллаху, мир и благословление нашему господину и предводителю Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!
Дела вазир ат-тафвида считаются делами управления, в то время как дела вазир ат-танфиза относятся к сфере административной работы. Он занимается исполнением приказов и указаний халифа или муавин ат-тафвида. Вазир ат-танфиз чем-то подобен премьер-министру в наши дни.
Таким образом, его работа связана с административной работой и не связана с делами управления, однако, несмотря на это, он должен быть мужчиной и мусульманином, ибо он – один из приближённых халифа.
И он всегда связан с халифом, что требует встреч наедине и заседаний с халифом в любое время дня и ночи, а также это требование существует из-за того, что они рассматривают дела связанные с Исламом, ибадатом и т.п. – что по Шариату не соответствует положению женщины, и поэтому нельзя, чтобы вазир ат-танфиз был немусульманином или женщиной.
В определении говорится, что визир ат-танфиз исполняет приказы халифа и информирует его. Что это значит?
Он помогает халифу следить за исполнением законов и решений, которые халиф поручил валиям, муавинам, командующим войсками и всем представителям государственных аппаратов, а также он следит за внешнеполитическими делами и доводит до халифа сведения об исполнении его решений, предложения и просьбы, приходящие как из зарубежья, так и от населения.
То есть визир ат-танфиз является посредником между халифом и остальными людьми и предоставляет халифу информацию. Он следит за исполнением дел, исходящих от халифа к валиям, командующим войсками и другим.
Ведущий: Чтобы больше понять важность задачи визир ат-танфиза, например, когда он доносит послание валию, вазир ат-тафвиду или командующему армией, то, во-первых, надо отметить, что здесь прослеживается величие важности этой задачи, а во-вторых – он доносит сообщение от главы государства, халифа мусульман, к муавин ат-тафвидам или другим. Обратите внимание на важность цепочки, и при этом это не является делами правления?! Скорее, здесь необходимо небольшое разъяснение.
Абу Къаддум: Это разъясняется простым примером: это подобно работе менеджера или секретаря в маленьких ведомствах, офисах. Их работа является работой служащих, а не работой заместителя генерального директора или директора. Их задача – доносить решения и письма директора другим служащим, работникам и т.п., а также доносить послания работников директору.
Таким образом, работа муавин ат-танфиза – брать и передавать письма к халифу и от халифа.
Ведущий: Можем ли мы сказать, т.е. использовать слово «приказы» вместо слова «письма»?
Абу Къаддум: Да, это письма, содержащие приказы и поручения. Обычно они содержат в себе решения, советы, поручения. Всё это можно назвать приказами и решениями.
Он доносит решения и прослеживает их ход в дальнейшем, и это ведомство, аппарат, который, как мы уже сказали, доводит решения валиям, амилам, командующим и т.п. Все эти дела связаны с муавин ат-танфизом, потому что его работа является административной, однако условия для его назначения – такие же, как и у муавин ат-тафвида, потому что он тесно связан с халифом днём и ночью и считается его приближённым.
Ведущий: Что значит «общее замещение» по отношению к муавин ат-танфизу?
Абу Къаддум: Общее замещение означает общие полномочия. В его компетенцию входит общее рассмотрение всех дел, равно связаны ли эти дела с государством, джихадом, ведомствами, вилаятами или с любым другим вопросом, связанным с делами халифа.
Ведущий: Что означает – он прослеживает решения и приказы?
Абу Къаддум: Он прослеживает их претворение, осуществление. Например, было потребовано от командующего какими-либо войсками осуществить военное задание в определённой местности, и муавин ат-танфиз обязан проследить, выполнено ли задание или нет.
Например, было потребовано от главы какого-либо ведомства выполнить какое-то задание или построить больницу. Муавин ат-танфиз должен проследить, как выполнили это дело, не позабыли ли о нём. Например, было поручено построить мечеть или учебное заведение в каком-либо регионе, и муавин ат-танфиз должен проследить за выделением средств на это дело и за тем, как эти средства потратились, и т.д.
Ведущий: Значит, муавин ат-танфиз является административным сотрудником и относится к правлению?
Абу Къаддум: Да, но необходимо подчеркнуть одну деталь: муавин ат-танфиз или вазир ат-танфиз – эти слова (вазир или муавин) используются в лексическом значении, но никак не в терминологическом понимании, которое используется в нынешней демократической системе, где они имеют смысл «правитель».
Ведущий: В эпоху Пророка ﷺ тот, кто выполнял эту работу, назывался «кятиб» (писарь). Значит, нет определённого слова для этой должности, главное, чтобы оно соответствовало его реальности?
Абу Къаддум: Да, правильно, можно его называть кятиб, можно вазир ат-танфиз, можно глава ведомства, однако мы приняли для себя название вазир ат-танфиз или муавин ат-танфиз.
Ведущий: В книге приводятся самые яркие дела вазир ут-танфиза, и там указывается на международные отношения и его отношения с Уммой, подобно тому, когда Посланник Аллаха ﷺ отправил посланцев к правителям некоторых стран и указал этим самым, что тот, кто осуществляет эти дела, это вазир ат-танфиз?
Абу Къаддум: Вазир ат-танфиз приводит в исполнение и прослеживает, например, когда необходимо обратиться к какому-либо государству. Вазир ат-танфиз отправляет человека из своего ведомства или отправляет это послание ведомству международных дел, которые, в свою очередь, доносят адресованное послание.
Ведущий: Следовательно, муавин ат-танфиз – уполномоченный халифом человек, который является посредником между халифом и другими людьми?
Абу Къаддум: Ммуавин ат-танфиз обладает всеми секретами государства, а точнее – он знает большую часть секретов, а поэтому он должен быть надёжным и приближённым человеком халифа и таким, соответственно, который в состоянии выполнять все эти дела, потому что дела эти – огромны.
Ведущий: Да, очевидно, что его работа – очень серьёзная.
Абу Къаддум: Представьте себе премьер-министра в нынешних системах. Иногда они имеют больше полномочий и дел, чем правители в некоторых государствах.
Ведущий: Да, правильно. Давайте поговорим о валиях. Государство делится на административно-территориальные единицы, чтобы облегчить правление. Что Вы скажите по этому вопросу?
Абу Къаддум: Реальность государства обязывает его разделяться на территориальные единицы – это единицы, которые сегодня похожи на страны, называются «вилаят». В состав этих единиц будет входить несколько городов.
Ведущий: Вот перед нами исламские земли, поделите их на вилаяты.
Абу Къаддум: Например, регион Аравийского полуострова, его можно поделить на пять вилаятов. Регион Персидского залива, может быть, будет одним вилаятом, Йемен будет одним вилаятом, Асир может быть вилаятом и т.д…
Регион Шама может быть одним или двумя вилаятами, такими как вилаят Дамаска, вилаят Иерусалима, южный или северный вилаяты, или вилаят Алеппо и т.д. Египет может быть разделён на вилаят Каира, вилаят Асуана, вилаят Судана.
Таким образом, эти регионы делятся на вилаяты, во главе которых стоят правители, которые называются валии. Пророк ﷺ в свою эпоху назначал валиев, которые назывались «валий намаза – правления», «амир намаза».
Посланник Аллаха ﷺ, назначил больше чем одного валийя в Йемене, наделив их как общими, так и частными правлениями. Общее правление было вилаятом намаза (то есть правление) и садакъа. А иногда было частное назначение, только вилаят намаза, или только вилаят садакъа.
Ведущий: Хорошо. Каким образом халиф будет проверять валиев или связываться с ними?
Абу Къаддум: Это происходит следующим образом: Хизб принял, что будет выбранный маджлис вилаята, мнение которого является обязательным. Если они пожаловались на валия или если жители вилаята пожаловались на него, то халиф должен прослеживать их дела, встречаться с ними каждые три или шесть месяцев, или каждый год. Он встречается и проверяет их дела и достижения, а также следит за мнением жителей вилаята о валие.
Вдобавок к этому муавин ат-тафвид делает то же самое, что и халиф – он встречается с валиями вместо халифа.
Каждый вилаят делится на вахадаты, которые называются «амала» (административный округ). Руководитель вилаята называется валием или амиром, а руководитель амалы называется амилом или хакимом.
Например, вилаят Иордании делится на пять амалов. Например, амала восточная, северная, южная, или амала Иордании, амала Аджлуна и т.п., которыми управляют амил или хаким.
Амала так же делится на административные вахадаты, которые называются «къасаба» (главные города). Например, амала эль-Карак, в котором находится город Амман, Маан, ат-Тафила, каждый из которых называется «къасаба».
И каждый из этих къасаба делится на меньшие административные вахадаты, называемые «аль-хай», т.е. квартал. Например, говорится аль-хай северный, южный, восточный и т.п.
Ведущий: Да. Ясно, что Хизб с помощью этих подробностей хотел подчеркнуть практическую сторону правления и административных аппаратов, разъясняя реальность аппаратов, вазир ат-тафвидов и ат-танфизов. Какой вы сделаете завершающий комментарий по этому вопросу?
Абу Къаддум: Эти дела или, другими словами, эти аппараты практически притворил и применил Пророк ﷺ в государстве, а дела Посланника Аллаха ﷺ являются обязывающим Шариатом для мусульман.
После Посланника Аллаха ﷺ его сподвижники продолжили этот путь. Таким образом, во все времена исламского правления у каждого халифа были муавины – помощники в правлении и в администрации, которых они называли «кятиб», «хаджиб» и тому подобными именами.
Также во все времена были валии: во время праведного Халифата, во время Омейядов, Аббасидов… Валии были в Ираке, Шаме, Йемене, Хиджазе, Египте, северной Африке, Андалусии – нынешняя Испания.
Во все эпохи были валии, и все эти аппараты работали. Система Ислама и законы претворялись, начиная с самых первых дней после построения государства в Медине в эпоху Пророка ﷺ, и до самого начала прошлого века.
Ведущий: Мы просим Аллаха вернуть этот Халифат ещё раз, амин. Да благословит тебя Аллах и вознаградит благом. И вы, дорогие братья, да благословит вас Аллах за внимание, Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!