Для мусульман стало обыкновением проводить разделение между фардами, поэтому они используют такие термины, как «фард айн» и «фард кифая». В основе этого разделения лежит реальность самих фардов.
Вопрос: Ассаляму алейкум! Действуют ли исламские банки в Тулькарме и провинциях Западного берега в соответствии с Шариатом? Разрешено ли вкладывать в них деньги, или это просто название для прикрытия ростовщического бизнеса?
Мнение о том, что вести деятельность аль-амру биль-мааруф ван-нахъю аниль-мункар (приказывать одобряемое и запрещать предосудительное) является ваджибом, более предпочтительно у большинства учёных. Есть высказывание о том, что этого мнения придерживались все учёные.
Рационализм — это общее название философского движения, которое сформировано взглядами, принимающими разум в качестве единственного источника, мерила и основы познания.
Цель не оправдывает средства
Некоторые мусульмане увлеклись методом умственной аналогии (кыяс аклий), не опираясь на указания Шариата, которые призваны участвовать в процессе шариатской аналогии (кыяс шарий).
Шариат провёл различие между временами, которые по мнению мусульманина не имели бы никаких различий и преимуществ. Например, Ночь предопределения имеет превосходство над другими ночами.
Гуманизм, который является эквивалентом французского слова «humanisme», используется как научное философское понятие в значениях «человечность, гуманность, ориентированность на человека, антропоцентризм».
На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7353
Цикл лекций об актуальных вопросах
Лекция сорок третья
Шейх Саид Ридван (Абу Имад)
Понедельник 22 Рамадана 1437 г.х./27 июня 2016 г.
БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение господину посланников Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Мы приветствуем исламским приветствием следящих за медиаресурсами Хизб ут-Тахрир. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Мы встречаемся с вами, чтобы обсудить очередную проблему мусульман. Мы просим Всевышнего Аллаха обучить нас тому, что принесёт нам пользу и сделает нас из числа людей, идущих правильным путём!
Сегодня мы будем обсуждать такой вопрос, в познании которого мы нуждаемся как в частной жизни, так и в общественной для всей Уммы. Эта проблема касается вопроса издания фетв и наблюдаемого беспорядка в этом вопросе.
Мы не удивляемся, когда в мечети происходят жёсткие споры в таких вопросах, как: «Можно ли объединять намазы во время дождя или нет?», «Можно ли поднимать руки, делая дуа, находясь на минбаре, или нет?», «Можно ли делать два ракаата молитвы между первым и вторым азаном, или этого делать нельзя?», «Является ли это действие нововведением (бидъа) или нет?», «Можно ли встречать тех, кто делает соболезнование за умершего, возле кладбища, или нельзя?». Ты даёшься диву, видя, какие фетвы выносят люди. Одни что-то порицают, другие называют нововведением (бидъа), третьи называют нечестием, остальные обвиняют из-за этого в неверии. Такая вот анархия в вопросах фетв царит в частных проблемах людей.
Также анархия в вопросах фетв царит и в общественных проблемах. К примеру, некоторые люди выносят фетвы, позволяющие заключать союзы с государствами неверия для борьбы с терроризмом в кавычках, т.е. с Исламом. Те, кто заключает эти союзы, террористами называют только мусульман, которые совершили какие-то дела. А что касается тех диких преступлений, которые совершают неверные в странах мусульман, то они их не замечают. Они дозволяют наличие союзов по борьбе с терроризмом и позволяют расходовать миллиарды из средств мусульман для неверных, чтобы те проводили эту борьбу.
Также мы слышим о таких фетвах, которые не только позволяют, но и обязывают подчиняться нынешним правителям-тиранам, преступления которых уже ничем не скрыть.
Эта анархия в издании фетв побудила нас назвать нашу лекцию «Является ли муфтий муджтахидом (выносящим правовые решения), или же он — мукаллид (не обладающий необходимыми знаниями, в выведении правовых решений)?». Этот вопрос необходимо разобрать, чтобы понять, можно ли принимать от него фетву или нет. Согласно исламскому праву, люди делятся на два вида: либо они муджтахиды, либо мукаллиды. Если муфтий является муджтахидом, то он должен изучить обновляющиеся в наше время проблемы. Если прежние учёные давали ответы на те или иные проблемы, то он, рассматривая их мнения, изучает степень их соответствия обновляющимся проблемам сегодня и реалиям, на которые он хочет вынести решения. Но муджтахид обязан приводить мусульманам своё мнение или мнение другого муджтахида с доводами, тем более, если эти мнения касаются судьбоносных вопросов Уммы. Он должен разъяснить, на что указывают тексты, которые он приводит. Он имеет право опровергать мнения других учёных, т.к. сам является муджтахидом. Мнение муджтахида может отвергать только муджтахид. Упомянутое нами касается муджтахида, который имеет знания, позволяющие ему совершать иджтихад.
Но, к сожалению, большинство тех людей, которые сегодня имеют дипломы с высшим шариатским образованием и берутся за иджтихад, являются мукаллидами, а не муджтахидами. Такое положение представляет огромную проблему. К этой проблеме прибавляется ещё одна проблема. Этой проблемой является то, что даже если человек имеет необходимые знания для иджтихада и способен его совершить, он должен быть справедливым и тем, кому можно доверять, т.к. люди принимают от учёных религию. Нельзя брать религию от тех, кто торгует ею ради мирских благ. Сегодня распространены среди людей такие слова, как: «Берите от него знания, а что касается его личности, то ответственность — на нём самом». Так говорить неправильно. Мы знаем, что когда имамы изучали хадисы, то они не приняли ни одного хадиса от человека, который был дискредитирован в своей справедливости. Бухари, Муслим и другие мухаддисы говорили: «Такой-то хадис является достоверным, а такой-то слабым и отвергаемым», — несмотря на то, что в достоверном и слабом хадисе содержались те же самые слова. Они так говорили потому, что в одном случае передатчик был справедливым, заслуживающим доверия, а в другом случае справедливость передатчика была дискредитирована. В одном случае хадис принимался, в другом отвергался, несмотря на достоверность смыслов в этих двух хадисах.
Итак, упомянутое нами касалось муджтахида. Мы говорим ему: «Да, действительно, у тебя есть право опровергать мнения другого муджтахида, но ты должен привести доказательства и то, на что указывают шариатские тексты. Ты должен на основе доказательств дать предпочтение одного мнения над другими, т.к. суть заключается в силе доказательств».
Но нам также следует напомнить и о другом моменте. От муджтахида, приводящего мнение и имеющего своих последователей в эти дни, не принимается цитирование мнений прежних учёных, т.к. цитирование этих мнений в отрыве от их доказательств относится к таклиду. Ведь когда мы ведём диалог с муджтахидом, имеющим своё мнение, мы не оспариваем его в вопросе таклида. Каждый мусульманин может сделать таклид (последовать) мнению какого-то муджтахида, и на этом для него завершится изучение данного вопроса.
Большинство муфтиев в наши дни, которые берутся за то, чтобы делать иджтихад, являются на самом деле мукаллидами. Они обращаются к высказываниям своих шейхов, чтобы взять их мнения. В таком случае мы говорим, что у мукаллида есть право следовать своему имаму и шейху. Он может сказать: «Я придерживаюсь в таком-то вопросе мнения Имама Шафии». Но он не может порицать того, кто последовал мнению другого признанного правоведа (факиха). К примеру, последовав мнению Шафии, он не может порицать последовавшего за мнением Ахмада ибн Ханбаля. Мукаллид не может опровергать мнение правоведа (факиха), т.к. мнение правоведа может опровергать только правовед. Мукаллид не может опровергать мнение муджтахида. Он лишь говорит, что придерживается такого-то мнения. Он, как и имамы-правоведы (да будет доволен ими Аллах!), говорит: «Наше мнение — правильное, но при этом сохраняется вероятность допущения ошибки в этом мнении. Мнение же других ошибочно, но мы допускаем вероятность того, что оно может быть правильным». Если так считали правоведы, то он тем более должен так считать, т.к. является мукаллидом. Для него не должно быть зазорным видеть, как другие люди следуют мнениям других учёных, противоречащих тому мнению, которому он следует.
Нельзя осуждать людей из-за того, что они в вопросах, где может быть разногласие, следуют каким-то другим шариатским мнениям. Именно таким должно быть отношение к этому вопросу. Мы слышали и видели, как в пятницу люди стали сильно разногласить между собой в вопросе объединения пятничной молитвы с послеобеденной молитвой. Мы приводим этот пример, т.к. сами были свидетелями такого происшествия. Если человек следует мнению, что нельзя объединять эти молитвы, то это мнение будет для него законом Аллаха. Но это мнение не будет законом Аллаха в отношении человека, который следует другому мнению в этом вопросе. Этот человек и его шейх не являются доводом Аллаха против остальных людей. Такому человеку мы говорим: «Скажи людям, что ты придерживаешься мнения о недопустимости объединения этих молитв, поэтому извиняешься перед остальными из-за того, что не объединяешь вместе с ними эти молитвы». Но так же люди, которые следуют мнению о допустимости объединения этих молитв, имеют право их объединять. Поэтому один из них может стать имамом и вместе с остальными совершить эти молитвы, объединив их. Так давайте будем лучше относиться к верующим!
Обращаясь к тем, кто выносит фетвы, мы говорим: «Если вы — мукаллиды, то вы не способны выносить фетвы и не можете порицать остальных за то, что они не последовали за вами. Вы должны считать своё мнение правильным, допуская, что оно может быть ошибочным, и считать мнение других неправильным, допуская вероятность того, что оно может быть правильным». Мусульмане имеют право следовать одному из шариатских мнений. Если человек последовал мнению Шафии, то будет неправильным порицать его из-за этого. Также не порицают того, кто последовал мнению Абу Ханифы или Ахмада ибн Ханбаля. Мы слышали от учёных, которые более богобоязненны, чем мы, как они говорили: «Порицание не совершается в тех вопросах, где есть разногласие». Они так полагали потому, что Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если имам ошибся в своём иджтихаде, то ему будет одна награда, а если же он был прав в своём иджтихаде, то ему будет за это две награды». Нельзя порицать того, кто будет вознаграждён за ошибку.
Мы просим Аллаха дать нам понимание в религии! Мы обращаем внимание мусульман на то, что давать фетвы в вопросах религии не является лёгким делом. Но более тяжким делом будет, если человек ещё и разделяет мусульман из-за фетвы в вопросе, где есть разногласие. Если же человек, вынося фетву в судьбоносных вопросах, обманывает Умму, не приводя на неё доказательства, претендуя при этом на сильное мнение, то он будет одним из тех, кто совершает самые гнусные преступления. Ответственность с него снимется и Аллах будет доволен им, если он, вынося фетву, объяснит силу доказательства такой фетвы.
Мы просим Аллаха, чтобы Он даровал нам понимание и сделал нас теми людьми, которые извлекают пользу из того, что они поняли! Мы просим Его, чтобы Он был доволен нами, когда мы встретимся с Ним! Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
На арабском язіке http://www.hizb-ut-tahrir.info/ar/index.php/multimedia/video-series/31608.html
Некоторые вещи Шариат дозволил, а некоторые запретил. Людям не разрешается изменять, заменять или извращать что-то из этих законов. Аллах по Своей мудрости позволил нарушать эти законы в тех случаях, где увидел нужду людей.
На YouTube https://hizb.org.ua/video/redirects/7412
Цикл лекций под названием «Это наглядное наставление для людей»
Абу Низар
БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим. Хвала Аллаху! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем его сподвижникам!
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!
Братья, этой лекции мы дали название «Непрочное жилище». Многие суры Корана переполнены различными сравнениями. Всевышний Аллах сообщил о том, что Он приводит примеры людям, дабы им стала очевидна приводимая для них мысль. Всевышний Аллах говорит:
«Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (59:21),
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» (29:43).
Когда Всевышний Аллах в Коране приводит примеры, нам следует обращать внимание на те сравнения, которые приводятся в аятах. Всевышний Аллах в этих аятах сравнивает ту или иную мысль с видимой для нас какой-либо картиной, чтобы эта мысль стала понята нами. Мы должны понять эту видимую органами чувств картину, чтобы увидеть сходство в сравнениях, которые приводятся в аятах. Всевышний Аллах приводит примеры, чтобы пробудить наше мышление.
Всевышний Аллах привёл великий и удивительный пример в Своей Книге. Он сравнил принадлежность к кому-то помимо Аллаха, привязанность к тем, кого с Ним уподобляют, привязанность к сильным людям, не находящимся на пути Аллаха и Его Посланника ﷺ, с привязанностью к жилищу паука. Он сравнивает их с теми людьми, которые ищут для себя благо в жилище паука. Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Воистину, самое непрочное жилище — это жилище паука. Если бы они только знали» (29:41).
В аяте речь ведётся о человеке, который взял себе покровителя помимо Аллаха. Этот человек ищет величие, защиту, помощь, силу и взаимоотношения с теми, кто не знает Аллаха. Он привязывается к ним и желает заполучить их помощь. В большинстве своём этот человек либо прибегает к их помощи против мусульман, либо этот человек оставляет приближённых к Аллаху и Его путь, заменяя этот путь другим путём. Всевышний Аллах говорит:
«Которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?» (4:39).
Но Всевышний Аллах упомянул о том, что человек, который взял себе в покровители кого-то помимо Аллаха, привязан к тому, что является слабым и непрочным.
«Воистину, самое непрочное жилище — это жилище паука. Если бы они только знали» (29:41).
Наука открыла, что нити паутины являются прочными. Некоторые даже сказали, что их нити прочнее нитей стали. Что касается непрочности паутины как жилища паука, то в аяте говорится о другом виде непрочности. В аяте говорится не столько о материальной непрочности этого жилища. Под непрочностью жилища паука также имеется в виду непрочность в социальных и семейных отношениях среди пауков. Эти их отношения — самые порочные, отвратительные и преступные, которые могут быть среди творений Всевышнего Аллаха. В их семейных отношениях нет никакой цели и ценности, кроме корысти.
Вы только представьте себе, самка паука, которая плетёт паутину, ставит ловушку и прельщает самца к тому, чтобы он приблизился к её жилищу. Она прельщает его своим голосом и движением. Этот бедный самец приближается к ней, и после того, как он оплодотворит её, она убивает его в эту несчастную брачную ночь. Эту самку называют чёрной вдовой. Эта самка убивает своего мужа, которого она только что узнала. Некоторые же виды самок съедают самца. Когда же вылупляются яйца самки: эти её дети начинают поедать друг друга. Некоторые же виды самок съедают своих детей. Если же мать не съест их, и её дети окрепнут, то они сами съедают её. Вы только представьте себе, жена убивает своего мужа, дети убивают друг друга и убивают свою мать. Вот эта чёрная семья является семьёй, которая живёт в жилище паука, и Всевышний Аллах в Своём драгоценном Писании указал, что у этого паука — самое непрочное жилище. Если так можно выразиться, в обществе пауков происходит распад социальных, семейных и нравственных отношений. В их обществе внимание обращается только на пользу и выгоду.
После того, как мы поняли и увидели эту тёмную картину их жизни, нам стало понятным сравнение, которое приводит Всевышний Аллах, сказав:
«Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище» (29:41).
Те, кто цепляются за верви Запада и берёт их себе в качестве покровителей, подобны маленькому пауку, желающему получить для себя пользу, придя к жилищу паука, жилище которого — самое непрочное.
Вдобавок к этому, жилище паука не защищает от жары, холода и ветра. Жилище паука не выполняет роль самого жилища как такового, которое должно быть местом, где человек приобретает спокойствие, чувствует в нём себя безопасно, и этот дом служит защитой для него. Если члены семьи этого дома относятся друг к другу таким образом, убивая, съедая друг друга и не живя вместе, а наоборот, распадаясь, то как они тогда будут относиться к другим?! Как они будут относиться к прибывшему к ним гостью?! Конечно, он будет для них добычей, которую они станут обольщать, а затем убьют его.
Мы видим это ужасающее сходство между жилищем паука и некоторыми людьми из числа мусульман. Эти люди стали протягивать свои руки Америке и Европе, желая получить от них величие. Так где вы сегодня находитесь?! Где отряды, которые воевали в Шаме, взявшие для себя в качестве дома Белый дом Америки?! Где так называемые «друзья Сирии», которые свою судьбу, судьбу воинов и жителей Сирии сделали зависимыми от решений Запада, перемирий и конференций, проводимых друг за другом?! Они принимали участие в конференции Женева-1, Женева-2, Женева-3. До этого они принимали участие в конференциях в Брюсселе и Эр-Рияде. Даже забываются названия городов, где проводились эти конференции. Где вы сейчас?! Что, вы уже победили?! Жители Сирии уже получили безопасность?! Что, ваш враг уже побеждён?! Разве ваша страна уже освобождена?! Или же ваша страна была освобождена, но после того, как вы вошли в паутину паука, вы стали слабыми?!
Ещё мы хотим спросить: где так называемые «исламские» организации, которые хотели заполучить власть с помощью международного сообщества?! Они нам говорили, что можно сотрудничать с неверными. Они говорили о допустимости брать помощь от неверных и о том, что наши интересы с ними совпадают. Они сняли с себя одеяния Ислама в надежде на то, что их хозяева будут довольны ими. Результат был таким, что они добрались до правления. Но эта власть оказалась для них сетью паутины. Их растерзали, лишили власти и стали казнить одного за другим. Где марионетки иудеев?! Кто помнит марионеток иудеев в Ливане?! Эта армия Антуана Лахада... Они около двадцати лет служили иудеям. Когда же их роль закончилась, иудеи выплюнули их, как выплёвывают косточку, и изолировали их, как изолируют верблюда, болеющего чесоткой. Эта армия себя не смогла найти ни в Ливане, ни в сионистском государстве.
Братья, такова участь марионеток. Их поедает либо изгоняет самка паука — чёрная вдова. Сегодня чёрной вдовой является Запад и Америка. Всевышний Аллах сравнил этот Запад с жилищем паука, паутиной. Он обольщает вас интересами и силой. Но на самом деле его жилище — слабое и опустошённое. Он не может помочь самому себе, не говоря уже об оказании помощи другим людям. Он не может помочь себе от своей алчности. Посмотрите на разлагающиеся слабые общества Запада. Они разлагаются как в семейном отношении, так и в нравственном и гуманном отношении. Для Запада нет иных ценностей кроме материальной, корыстной ценности. В обществах Запада много внебрачных детей.
В одной лишь Франции количество внебрачных детей составляет шестьдесят процентов. Т.е. каждые шесть детей из десяти являются внебрачными детьми. Когда они вырастают, то не знают ни своего отца, ни свою мать. В целом в Европе процент внебрачных детей составляет сорок процентов. Помню, как-то давно в Америке выходила передача. Эта передача велась около десяти лет. На этой передаче приводились тысячи случаев с детьми, родившимися вне брака. Эта передача называлась «Ты не являешься отцом». Я просмотрел несколько раз эту передачу, и от услышанного просто содрогается тело. Полное падение гуманности и нравственности. Отсутствие культурных, просветительских и религиозных ценностей. Жена обвиняет своего мужа, что её сестра родила от него ребёнка. Женщина судится с шестью, семью, десятью мужчинами, чтобы определить, кто из них является отцом её ребёнка. Вот такой вот разлад творится на Западе. Вот это и есть жилище паука! Это и есть самое непрочное жилище!
Помимо семейного разлада, прелюбодеяния и внебрачных детей на Западе происходит множество преступлений. Вы только представьте себе: в Америке в течение каждой тридцать одной минуты происходит преступление! Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Не берите неверующих в себе помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (4:144).
Нет, о Господь наш, мы не желаем предоставлять очевидный довод против нас самих! У нас нет силы терпеть Гнев Твой! И мы нуждаемся в Тебе и Твоей помощи!
Аллах не поможет нам, если мы возьмём себе в помощники и друзья кого-либо помимо Него. Всевышний Аллах не помогает народу, который направляет своё лицо не в Его сторону. Он не помогает народу, который направляет своё лицо не в сторону Его кыблы и берёт в качестве покровителей других помимо Него. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток. О нет! Аллах является вашим Покровителем. Он — Наилучший из помощников» (3:150,151).
Я считаю, что провал революций Исламской Уммы, желавшей заполучить победу и освободиться от тирании, длившейся долгие годы, больше всего произошёл по причине тех людей, которые распространили отвратительную мысль среди мусульман. Эта мысль заключается в том, что мы должны держаться за сети паука. Эта мысль заключается в том, что мы должны просить помощи у Запада и брать его себе в качестве покровителя. В результате Запад выбросил их, после чего победа Уммы затянулась на долгое время.
Мы просим Великого Аллаха — Господа благородного Трона — даровать нам понимание уловок шайтана против нас! Мы просим Его даровать нам понимание, чтобы мы не попали в сети паука! Мы просим Его, чтобы мы не были теми, кто взял себе в покровители и помощники кого-то помимо Него! Мы просим Великого Аллаха, чтобы Он в скором времени даровал нам выход из нашей тяжёлой ситуации! Мы просим Его, чтобы Он сделал нас уповающими на Него наилучшим образом! И Он способен на это! И хвала Аллаху, Господу миров!
На арабском https://www.facebook.com/groups/262867347756708/permalink/694408841269221/
Позитивизм, происходящий от французского слова «positivisme», что означает «факт, определённый, доказанный, позитивный», — это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания только физические или материальные факты.
Если задать вопрос: «Какова самая большая и фундаментальная проблема, стоящая перед человечеством в нынешнюю эпоху?», — то одним из первых ответов, который даст любой здравомыслящий и чистый нравом человек, вероятно, будет: «Господство западной (или европейской) мысли».