02
Чт, мая

Курайш не соответствовал условиям таляб ун-нусра

Ответы Амира
Типография
  • Маленький Меньше Средний Больше Большой
  • Default Helvetica Georgia

от Гайс Гайс

Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху, дорогой шейх! У меня вопрос следующего содержания: известно, что Пророк ﷺ обращался с таляб ун-нусрой (поиск помощи) к разным племенам, но входил ли Курайш в число этих племён? Да вознаградит Вас Аллах за ответ.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху. Таляб ун-нусра был обращён только к тем «людям силы и защиты», которые приняли Ислам и, следовательно, могли оказать помощь и поддержку Исламу, а также установить правление согласно тому, что ниспослал Аллах. Эти два условия обязательно должны присутствовать у тех, к кому обращаются с таляб ун-нусрой. Если же кто-то не принял Ислам или не имел «силы и защиты» и, соответственно, не был способен осуществить перемены, полагаясь на свои силы или вместе с народом, тогда он не будет считаться из ахлю-нусра (способным предоставить нусру). У курайшитов до завоевания мусульманами Мекии не было этих условий. Люди силы и защиты из числа курайшитов, которые могли бы осуществить перемены, не приняли Ислам.

Поэтому Посланник Аллаха ﷺ не обращался к ним с таляб ун-нусрой. Он ﷺ призывал жителей Мекки к Исламу, но на его призыв отвечали только слабые. А если даже Ислам приняли некоторые сильные люди, то их не поддержали племена, и они не могли осуществить перемены (например, Умар и Хамза). Из-за отсутствия двух вышеупомянутых условий к курайшитам не обращались с таляб ун-нусрой. Вместо этого в Мекке продолжался призыв к Исламу. Но люди силы и защиты, способные осуществить перемены в этом народе, так и не ответили на призыв. А спустя некоторое время Мекка была завоёвана мусульманами.

Посланник Аллаха ﷺ обращался к племенам, обладающим достаточной силой и способных защитить, сначала призывая их к Исламу, а затем делая таляб ун-нусру, если они принимали Ислам. Приведём некоторые примеры из сиры Пророка ﷺ:

Из книги «Сира» Ибн Хишама:

1 — Таляб ун-нусра у племени Сакиф. Ибн Исхак писал: «После смерти Абу Талиба курайшиты осмелились на такие гонения, которые не могли делать при его жизни. Посланник Аллаха ﷺ отправился в Таиф в поисках у племени Сакиф нусры и защиты от собственного народа. Пророк ﷺ предлагал им принять то, с чем он пришёл от Аллаха. Он отправился к этому племени в одиночку».

Ибн Исхак писал: «Рассказал мне Язид ибн Зияд со слов Мухаммада ибн Кааба аль-Курази, что когда Пророк ﷺ пришёл в Таиф, он обратился к группе людей из племени Сакиф, которые были тогда господами и знатными людьми племени. Это были три брата: Абду Йа Ляйль ибн Амр ибн Умайр, Масуд ибн Амр ибн Умайр, Хубаййиб ибн Амр ибн Умайр ибн Укда ибн Гияра ибн Ауф ибн Сакиф. Один из них был женат на курайшитке из племени Джумах. Посланник Аллаха ﷺ подсел к ним, призвал их к Аллаху, поговорил с ними о цели своего прихода: чтобы они оказали ему поддержку в распространении Ислама и против тех людей из его народа, которые противодействуют ему. Один из них сказал: «Я разорву покрывало Каабы, если именно Аллах послал тебя».

Другой сказал: «Разве Аллах не нашёл никого другого, кроме тебя, чтобы послать?». Третий сказал: «Ей-богу, я с тобой ни в коем случае не стану разговаривать. Если ты — посланник от Аллаха, как ты говоришь, то ты очень опасный человек, чтобы я с тобой разговаривал. А если ты лжёшь на Аллаха, то я не должен с тобой разговаривать». Затем Посланник Аллаха ﷺ встал и покинул их, разочаровавшись в племени Сакиф».

2 — Таляб ун-нусра у Бану Амир. Ибн Исхак писал: «Аз-Зухри сообщил, что Пророк ﷺ отправился к племени Амир ибн Сасаа, призвал их уверовать в Аллаха и Его Посланника, и один из них по имени Байхара ибн Фирас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я взял этого юношу от курайшитов, то поглотил бы арабов при его помощи». Затем он добавил: «Что ты скажешь: если мы последуем твоему делу, а потом Аллах поможет тебе победить тех, кто тебе противодействует, будет ли власть нашей после тебя?». Посланник Аллаха ﷺ ответил ему: «Власть полностью принадлежит Аллаху, кому хочет — тому даёт». Тот сказал: «Мы подставим свои шеи под мечи арабов из-за тебя, а когда Аллах даст тебе победу, мы ничего не получим?! Мы не нуждаемся в твоём предложении». Так они отказали Пророку ﷺ».

Из книги «Аль-Бидая ван-Нихая» Ибн Касира ад-Димашки, который приводит рассказ Али: «Затем мы отправились на собрание, где царило спокойствие и серьёзность, где сидели уважаемые старейшины. Абу Бакр выдвинулся вперёд и поприветствовал их. Он всегда опережал нас в благих делах. Абу Бакр спросил: «Из какого вы племени?». Ему ответили: «Бану Шайбан ибн Саляба». Абу Бакр повернулся к Посланнику Аллаха ﷺ сказал: «О Посланник Аллаха! Это очень благородный народ» (в другой версии он сказал: «Перед ними никто не устоит» или «Они — из лучших арабов»).

На собрании находились такие люди, как Мафрук ибн Амр, Хани ибн Кабиса, аль-Мусанна ибн Хариса, ан-Нуман ибн Шарик. Самым близким по родословной к Абу Бакру оказался Мафрук ибн Амр, который был самым красноречивым из сидящих, и у него были две заплетённые косы, которые свисали на его грудь. Абу Бакр спросил: «Какова ваша численность?». Ему ответили: «Нас больше тысячи, а тысячу не одолеть меньшей силой». Абу Бакр спросил: «Насколько вы умеете держать оборону?».

Они ответили: «Изо всех сил, но, конечно же, если нам сопутствует удача, как и каждому народу». Абу Бакр спросил: «Как проходят ваши войны с врагами?». Они ответили: «Мы ведём себя с ними насколько возможно сурово. Мы предпочитаем скакунов своим детям, а оружие — дойным верблюдицам, а победа — от Аллаха. Иногда удача на нашей, а иногда — на их стороне. Похоже, что ты из курайшитов?». Абу Бакр сказал: «Наверно, до вас дошла новость о Посланнике Аллаха ﷺ, вот это он перед вами». Они ответили: «Да, до нас дошло то, что он себя так называет». И повернувшись к Посланнику Аллаха ﷺ, они спросили: «К чему ты призываешь, о брат из племени Курайш?». Посланник Аллаха ﷺ выступил вперёд и присел, Абу Бакр же встал и закрыл его от солнца своей одеждой.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Я призываю вас к свидетельству, что нет божества кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и что я — Посланник Аллаха. Призываю вас также оказать мне поддержку, защищать меня и помогать мне в деле выполнения миссии, возложенной на меня Всевышним Аллахом. Курайшиты уже объединились против миссии Аллаха и обвинили во лжи Его Посланника, посчитали достаточным следование заблуждению вопреки истине, но лишь Аллах Самодостаточен и Достохвален». Они ответили: «Вот это аль-Мусанна, старейшина и предводитель войска». Затем аль-Мусанна сказал: «Я слышал твои речи, и мне понравились твои слова, о брат курайшит. И меня удивило то, о чём ты говорил. Моим ответом будет ответ Хани ибн Кабисы. Мы ведь расселяемся между двух источников воды: один из них — в Ямаме, а другой — в Самаве».

Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Что это за источники воды?». Ему ответили: «Первый из них является территорией арабских земель, другой же — территорией персов и река Хосрова. Когда мы поселялись там, то дали Хосрову слово, что мы ни сами не станем зачинщиками происшествий, ни окажем помощь зачинщикам. И, похоже, эта миссия, к которой ты нас призываешь, из того рода, что не нравится царям. Что касается территорий арабов — то там прощают грехи и принимают извинения. Что же касается территории персов — то там грехов не прощают и извинений не принимают. И если ты хочешь, чтобы мы помогли тебе на землях арабов — то мы поможем тебе только там». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Ваш ответ не был плохим, так как вы сказали чистую правду. Но установить религию Аллаха сможет лишь тот, кто оберегает её со всех сторон».

После этого прошла встреча с племенами Аус и Хазрадж, первая и вторая присяга у Акабы, хиджра и установление государства. Таким образом, в течение первых лет призыва Посланника Аллаха ﷺ в Мекке Ислам не утвердился среди людей силы и защиты, так что они не были готовы предоставить нусру религии Аллаха. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ не просил у них помощи для установления государства в Мекке. Вместо этого он ﷺ искал поддержки у тех, кто принял Ислам и обладал силой и защитой, мог оказать помощь. Ансары стали теми, кто дал нусру и обрёл великий удел в этом и Последующем мирах. После этого Мекка была завоёвана исламскими войсками.

 

Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
6 Сафара 1443 г.х.
13.09.2021 г.

Серия ответов учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, заданные на его странице в «Фейсбуке» на тему «Фикх»

Главное меню